Йоргаса Лантимоса безусловно можно назвать одним из самых видных и талантливых режиссеров современного авторского кинематографа. В то время, когда успехи одних режиссеров чередуются и порой оказываются достаточно редки, каждый фильм именитого грека оказывается неким событием от мира кинематографа. Охотно номинируясь и награждаясь престижными кинопремиями, а также попадая в топы любимых фильмов года многих зрителей. Данный фильм режиссера не стал исключением из правил.
События данной ленты разворачиваются в Англии начала XVIII века. Продолжается война между Англией и Францией. Однако не смотря на это, мирная жизнь в дворце продолжается. В то время, когда Королева Анна страдает из-за депрессии, одиночества и физических недугов, подобно «серому кардиналу» королевством правит её фаворитка герцогиня Сара Мальборо. Однако всё меняется, когда в дворце появляется провинциальный сестра леди Мальборо по имени Сара, которая решает не только вернуть былой титул, но и стать новой фавориткой Королевы. Пусть даже ради этого придётся идти по головам и сметать всё на своем пути.
Картина безусловно имеет все шансы на ведущие награды именитых и престижных кинопремий. Так как в то время, когда «Зеленая книга», «Черный клановец», «Черная пантера» и ряд других картин разыгрывают карту расизма, сегрегации и борьбы за права чернокожих, то данный фильм режиссера Йоргаса Лантимоса затрагивает не менее нашумевшую и популярную тему нынешнего года – тему феминизма сильных женщин, которые оказываются сильнее мужчин.
Выбранная создателями ленты тема могла бы вызвать лишь отторжение (феминизма и движения #meetoo в этом году было слишком много в новостях и скандалах). Однако всё это великолепно обыгрывается на фоне многочисленных дворцовых интриг с предательствами, ложью, борьбой за власть и всем остальным. Где фирменному цинизму режиссера Йоргаса Лантимоса нашлось куда более идеальное место, чем в предыдущих именитого грека. Не смотря даже на то, что впервые на моей памяти, он не принимал участие в написании сценария. Что лишило картину присущей творчеству Лантимоса дуальности, двуличности и метафор с одной стороны. С другой же стороны, сделав картину более простой, «понятной» и театральной. Последнее – также идёт картине в контексте костюмированной драмы только на пользу.
Первый опыт режиссера Йоргаса Лантимоса в постановке костюмированных драм можно безусловно считать удачным. Сохранив свой фирменный авторский подчерк, Лантимосу удалось одновременно с этим раскрыться в абсолютно новой и пожалуй даже неожиданной стороны. Создав на экране великолепный образец костюмированной ленты, в которой крайне удачно и нетривиально сочетаются элементы драмы и комедии. Удерживая в состоянии замирания сердца и интереса на протяжении всех двух часов экранного времени.
Безусловно одним из главных украшений картины является великолепное актерское трио Рэйчел Вайс, Оливии Колман и Эммы Стоун на который похоже и делалась ставка создателей картины. Рэйчел Вайс просто идеально вжилась в образ хладнокровной, амбициозной и даже жестокой особы с огромной жаждой власти и амбициями. Оливия Колман просто растворилась в образе эксцентричной, импульсивной и не совсем адекватной королевы. Главным же открытием для меня стала Эмма Стоун, которая однозначно сыграла одну из лучших ролей в своей карьере. Выбирая всё более необычные роли и принимая участие в еще большем количестве сильных авторских картин, Стоун растет в качестве сильной драматической актрисы с каждой лентой и апофеозом можно считать данный фильм. Стоун удалось великолепно вжиться в образ очень милой, ранимой и даже простой на первый взгляд, но очень расчетливой, умной и даже жестокой особы с легкостью манипулирующей своими жертвами. Если Оскар и ряд других престижных наград обойдут Вайс, Колман и особенно Стоун, то это будет очень несправедливо.
9 из 10
Фаворитка – это однозначно один из лучших и сильнейших представителей грядущей Оскароносной гонки. Великолепная костюмированная драма с актуальной по нынешним меркам темой феминизма и сильных женщин, который не только не спекулирует этой темой на экране. Но и великолепно развивает её на фоне дворцовых интриг с ложью, предательством и борьбу за власть. Посмотреть данный фильм безусловно стоит. Особенно из-за великолепного трио Рэйчел Вайс, Оливии Колман и Эммы Стоун, игра которых производит завораживающее зрелище и безусловно стоит Оскара и других престижных премий в качестве вознаграждения.
Чтобы полностью ощутить все достоинства (и, разумеется, недостатки) этой картины, категорически рекомендуется посмотреть, во-первых, наш 'Стакан воды' 1979 года - в том же времени, о тех же героях, но с совершенно другого ракурса. Во-вторых, 'Елизавету' Шехара Капура - про другую королеву, но с которой постоянно сравнивали и сравнивают действующую здесь королеву Анну. Ну и в-третьих - 'Омара' (обычно неправильно называемого 'Лобстером') самого Лантимоса.
'Омара' Лантимос в свое время снял за 4 миллиона евро. Бюджет 'Фаворитки' почти семикратно больше - 29 миллионов долларов: это позволило режиссеру как следует размахнуться и... получить на выходе гипертрофированного 'Омара'.
Поначалу, однако, 'Фаворитка' выглядит гораздо лучше - что-то вроде женского варианта 'Трех мушкетеров'. Юная провинциалка Абигайл приезжает в стольный град Лондон к своей дальней родственнице с рекомендательным письмом, по дороге попадает в неприятную ситуацию и так далее (точь-в-точь д'Артаньян, только без дуэлей). Все актеры играют в лучших традициях английской школы, на что особенно приятно смотреть после нашего 'Стакана воды', где столь же ярко выражена отечественная традиция. Еще один плюс - то, что режиссер явно уделяет большое внимание организации актерского ансамбля, и вообще старается создать гармоничное зрелище. Операторская работа, декорации, костюмы, музыка - все это создает на первые полтора часа ощущение настоящего шедевра...
А потом все начинает самым натуральным образом 'сыпаться'!
Это было заметно еще в 'Омаре' - Лантимос придумал любопытную идею, примерно на две трети ее отлично реализовал, но не знал, как закончить - и к концу картины стал натурально 'гнать пургу'. Здесь - то же самое: драматургия провисает, что сделать с этим - режиссер явно не знает. Такое чувство, что на последней четверти фильма и актеры тоже совершенно не знали, что им делать, и просто профессионально изображали то, что написано в сценарии.
А теперь сравните с 'Елизаветой' - достаточно скромной в сравнении с 'Фавориткой' по масштабу, но где режиссер от начала до конца точно знал, что ему нужно. Или со 'Стаканом воды' - Юлий Карасик никогда не был такой раскрученной знаменитостью, как Йоргос Лантимос (даже в отечественных масштабах), но на всем протяжении своей ленты совершенно не терял темп.
Если докапываться до причин, то, безусловно, главная - неудачное продюсирование.
Как известно, 'Стакан воды' - это пьеса Эжена Скриба: в странах континентальной Европы она очень популярна, но не в Англии. Сценарий 'Фаворитки' (созданный Деборой Дэвис, профессиональным историком, но непрофессиональным сценаристом) был попыткой дать английский ответ на 'Стакан воды'. Приспосабливал 'Фаворитку' к экрану Тони Макнамара - опытный специалист, но прежде всего по сериалам. В итоге Лантимосу достался сценарий, рассчитанный прежде всего на что-то типа телесериала 'Тюдоры'.
Но Лантимос-то снимал не сериал, а фильм!
К тому же 'Фаворитка' была написана феминисткой, и с явным (быть может, чрезмерным) акцентом на женских персонажах. Для историка это вполне нормально - развивать ту или иную идейную концепцию посредством исторических героев. Однако у драматургии и киноискусства свои законы, о чем Дэвис не знала. Но о чем должен был знать Лантимос.
Опять-таки вспомним 'Елизавету', где Шехар Капур блестяще показал превращение юной наивной девушки в 'железную королеву'; так что в принципе Лантимос мог пойти таким же путем. Но Лантимосу было в принципе на идейный багаж сценария наплевать. Наплевать было и на то, что королева Анна и ее эпоха используются в политических дискуссиях современной Англии со времен Уинстона Черчилля (что, кстати, и сподвигло Дэвис на написание сценария), что политические события, происходившие в Англии той эпохи, явно перекликаются с современной Англией (брексит!). Все это можно было использовать при постановке - и мимо всего этого Лантимос прошел, занятый какими-то своими мыслями. Например, эпизод с обсуждением налогов в сценарии - явный намек на Маргарет Тэтчер (ушедшей в отставку из-за неудачной налоговой реформы, вызвавшей массовые протесты) - в фильме все это сохранено, но явно для проформы. Явно для проформы и вся феминистская окраска: хотите феминизм - Лантимос сделает вам феминизм!
В итоге здесь не нашлось места НИ ДЛЯ ОДНОГО заметного мужского персонажа. И это - В АНГЛИИ НАЧАЛА XVIII ВЕКА!!! Ну как тут не сравнить со 'Стаканом воды', где ум и энергия Сары Мальборо оттенялись через противоборство с ярким противником - лордом Болингброком (Кирилл Лавров в экранизации Карасика)!
К концу фильма в нем все изрядно надоедает (очень мягко говоря). И атмосферная, но однообразная музыка, и неизвестно к чему ведущие сюжетные повороты, обрывающиеся на полуслове, и актерская игра, блестящая, но создающая впечатление художественного чтения телефонного справочника.
Все точь-в-точь как в 'Омаре'.
Какого-нибудь Харви Вайнштейна здесь явно не хватало)))
Так что, несмотря на все его неоспоримые достоинства, 'Фаворитка' - кино не более чем посредственное.
Не скажу что являюсь большим поклонником Йоргоса Лантимоса, поскольку увиденные его две предыдущие работы оказались мягко говоря «под настроение», однако своей «Фавориткой» режиссер все же сбалансировал индивидуализм и коммуникацию с более широкой массой кинозрителей, и как итог, его новая работа отгрузила аж целых десять номинаций на премию «Оскар», награды которой будут объявлены совсем скоро.
Что в первую очередь бросается в глаза – это доминирующая женская партия, с огромной уверенностью беря в свои руки атмосферу всей ленты. В техническом плане, «Фаворитка» выглядит больше как экспериментальное кино, без особых формальностей заигрывая со зрителем различного рода трюками, будь это панорамные объективы, либо съемка без какого-либо освещения при реальных свечах.
Однако большая часть, по которой этот фильм сработал в его пользу – умение успевать в различных жанрах одновременно, не переходя в плоскость комедии, драмы или исторического эпоса. Всего оказалось понемножку, но в достаточном количестве, чтобы зрителю удалось насладиться этой историей. Примечательно, что многие события оказались правдивыми, однако Йоргос Лантимос оставил за кулисами многие детали, которые не вписывались в треугольник взаимоотношений главных персонажей – будь это судьба детей королевы Анны, или же практическое отсутствие ее супруга их контекста всего сюжета.
Как итог – фильм, который не дал «Оскару» оказаться окончательно предсказуемым и прямолинейным, и, скорей всего, уйдет победителем как минимум в нескольких номинациях, включая Оливию Колман за исполнение главной женской роли.
Йоргос Лантимос - это уже бренд, зарекомендовавший себя Ларсом фон Триером 21го века, который постепенно перекочевал из авторского кино в классический Голливуд, направленный на войну за женские права в прошлое. Такая святая инквизиции феминизма, которая имела бы право на свободную жизнь, если бы не волна шума соответствующих хэштегов. На этой волне подобно профессиональному серферу выехала 'Фаворитка' - картина, наполненная изящными костюмами и интерьерами 18го века в эпоху правления королевы Анны в Великобритании. Относиться к картине с исторической точки зрения невозможно, так как это свободная интерпретация, перенесенная в контекст времени. И здесь мы сталкиваемся с самым непримиримым обстоятельством - если создатели фильма так скрупулёзно работали над подборами костюмов и дизайном антуража, в том числе и в русле подбора музыки - в данном случае никаких оговорок быть не может, на лицо профессионализм специалистов, - то по части воплощения персонажей на экране, их характеров и манеры поведения, мы наблюдаем очевидный фарс. Все персонажи ведут себя так, будто наши с вами современники неожиданно проснулись триста лет назад. Чтобы наглядно представлять себе английскую манеру поведения, то можно посмотреть ряд фильмов, в которых английский чопорный дух и этикет пронизывает сценарий. Зритель смог бы его найти даже в соседних странах, если главным куратором фильма был бы британский патрон - вспомнить хотя бы Девушку с жемчужной серёжкой - тоже вольную интерпретацию времен Нидерландов Вермеера. В этих случаях достоверность исторических фактов отходит назад, потому что кино всегда демонстрирует нечто большее, чем документальность событий. Однако, при этом кино не должно выглядеть ненатуральным, поскольку эпоха определяет ряд правил, по которым следовало бы играть.
В этом же фильме, в Фаворитке, играть пытается только Оливия Колман, изображающая на экране королеву Анну. Две остальные фаворитки, сцепившиеся в борьбе за подножие, выглядят весьма безалаберно. Если уважаемая Рэйчел Вайс еще способна внести в сухой характер героини нотки английской аристократии своим горделивым видом, то Эмма Стоун явилась в фильм в образе придворной абсолютно Нового Света. Дух времени остался в подвешенном состоянии, не понимая, по каким законам ему действовать: то ли править балом угасающего барокко, то ли нести тот самый флаг феминизма в умы 21го столетия. Весь конфликт, поданный в фильме, сводится к бытовым проблемам любовного треугольника, разбиваясь о скалы отчужденности, в которой придворная атмосфера тускло дотлевает: если вы хотите насладиться и костюмами, и музыкой, и ярким действием, то выбирайте 'Контракт рисовальщика' Гринуэя или же 'Все утра мира' Корно. На фоне Фаворитки они выглядят действительно сияющими алмазами, в которых сплетается и историческая театральность и сложная драма жизни. В Фаворитке же, любовь сквозь слёзы пройдут лишь при разовом просмотре - весьма недурно, - скажете вы и забудете фильм через день, поскольку все маски снимаются сразу после бала, а жизнь приходит в прежнее русло, не оставляя после себя никаких теплых ощущений произошедшего.
Вот и начался предоскоровский период, который ознаменовывается желанием многих ознакомиться с главными претендентами на заветные статуетки. Всем нам хочется обоснованно судить о том, кто заслуживает победы, а кто нет, и болеть за отдельный фильм, актёров, режиссёров или какой номинацией интересуетесь конкретно вы.
С самого начала было очевидно, что «Фаворитка» станет одним из тех самых фильмов, которые будут претендовать на всеобщее признание. Чего стоит лишь режиссёр картины. Йоргосу Лантимусу пророчили номинации и за его прошлые фильмы, которые так и оставались не замечены не только критиками, но и обычным зрителем. Собственно, в «Фаворитке» чувствуется рука режиссёра, особенно если вы смотрели его предыдущие «Лобстер» и «Убийство священного оленя». У Йоргоса есть свой специфичный стиль, присущий всем хорошим режиссёрам, который, в основном, выражается в странном чувстве юмора и весьма нетривиальном сюжете.
Сюжет фильма основан на реальной истории. Все персонажи, являются историческими личностями. Единственное, что, скорее всего, было додумано – романтические связи, которые, всё же, добавили фильму лишь излишнего шарма и напряжения, показывая на что готовы женщины ради желаемого положения в обществе. В прочем, рекомендую не читать историческую сводку перед просмотром фильма, если вы не знали её до этого, потому что она может стать для вас значимым спойлером к концовке.
Сам по себе сюжет построен хорошо. История рассказывается нам как бы по главам, раскладывая всё по полочкам. Повествование не затягивается, нет долгих и зачастую раздражающих диалогов. Больше всего мне понравилось взаимодействие персонажей, и они сами. Интересно было наблюдать за раскрытием Абигейл, которая изначально казалась обычной девушкой. В общем, здесь даже не к чему придраться. Как и любой другой фильм Йоргоса, «Фаворитка» навряд ли вызовет у вас слёзы, лишь истерический смешок. Она затрагивает те стороны человека, о которых не принято говорить.
Актёрский состав можно назвать отдельным произведением искусства, поскольку химия между персонажами была невозможная. Оливия Колеман, Рейчел Вайс и Эмма Стоун отлично справились со своими задачами, тут и обсуждать нечего. Их союз оказался весьма плодотворным, хоть мне и показалось, что Рейчел время от времени терялась на фоне своих коллег.
Техническая часть такая же хорошая. Особенно мне полюбились работа оператора, костюмы и декорации. Англия XVIII была отлично передана нам на экране. Антураж казался настоящим и, в целом, радовал глаз. Больше всего мне понравилась съёмка утиных бегов, потому что выглядело это до безумия сатирично и интересно. В общем, этот пункт так же получает максимальные баллы от меня.
Конечно, этот фильм навряд ли станет лучшим, но он, без сомнений, выделяется на фоне остальных, имеет свой собственный и неповторимый стиль, благодаря отличной режиссёрской работе. Советую посмотреть всем и каждому.
Фильм, снятый каким-то Греком, о котором вы скорее всего не слышали, с потрясающей операторской работой, отличной актерской игрой, восхитительными декорациями, приятным саундреком (хотя его там не очень много), большой работой со светом (весь свет в фильме живой, нет нелепых источников света, как в фильмах Тарантино (не упрек в его сторону), не дающий вам заскучать, да и просто очень добротный фильм.
На самом деле это фильм контрастов: сцены во дворце, со всей этой роскошью, сменяются на какие-либо неприятные сцены (на кухню, где наша будущая фаворитка делает грязную работу, спальню главной героини и т.д.), контраст двух главных героинь (да, а по моему мнению их там две, королева всего-лишь второстепенный герой (наверное они не могли номинировать Эмму Стоун и Рейчел Вайс на две главные женские роли сразу), различие между героем Николоса Холта и этими фоваритками. Да и вы не можете не увидеть разницу между характером королевы в начале и в конце фильма
Фаворитку в разы проще смотреть чем 'Убийство священного оленя', этого же режиссера. Забавный фильм, в котором есть моменты над которыми можно посмеяться, есть моменты в которых ты чувствуешь один только испанский стыд, и с не сложным сюжетом, за которым просто следить. Если вы любите кино, и пересмотрели уже кучу разных фильмов, то этот сможет вас приятно удивить, он не похож почти ни на что; это редкость в наше время.
Вы просто обязаны посмотреть это фильм, хотя бы дома
Греческий режиссер Йоргос Лантимос широко известен своими работами любителям артхауса. Его «Лобстер» и «Убийство священного оленя» обладали неповторимым авторским почерком, который невозможно спутать ни с чем другим. Эти картины излучали тревогу, небрежно дергая за нужные струны души. Тем интереснее, ведь обласканная критиками «Фаворитка» - новая работа Лантимоса, это гораздо более простое кино, направленное на массового зрителя. Казалось бы, от того, что вся тягучесть убрана, а двусмысленные трактовки (к слову, не всегда стоящие) не бросаются в глаза, картина должна только выиграть. Но, по факту, «Фаворитка» ощущается гораздое слабее, нежели ее старшие сестры.
Любители творчества греческого мастера артхауса с первых секунд смогут подмечать мелкие фишки, которыми Йоргос Лантимос наполняет свои фильмы. Поэтому с технической стороны абсолютно никаких вопросов возникнуть не может. «Фаворитка» способна похвастаться великолепным саунд-дизайном, дополняющим сцену в нужные моменты. Во время напряженной ситуации музыка ледяными каплями сваливается на голову зрителя, заставляя чувствовать себя неуютно. Как и раньше, нагнетание начинается задолго до кульминации, как бы невзначай. Но, чем ближе герой подходит к сути, тем яростнее и настойчивее играет ансамбль звуков. Как правило, он представлен минималистичным набором из двух-трех нот, повторяющихся продолжительное время. Фортепиано пугает в лучших традициях классических триллеров.
Как только уши привыкают к постоянному стрессу, в дело вступают глаза. Картинка в «Фаворитке» обладает уникальным набором цветов, подчеркивающих происходящее внутри сцены. Если днем каждый кадр выглядит максимально контрастно и насыщенно, то ночью это многообразие сменяется светом огня в темноте. Вечерние эпизоды ощущаются действительно глубоко, благодаря грамотной работе с источниками освещения. Красота подчеркивается мастерской работой оператора. Часто камера выхватывает максимально широкий угол, дабы дать зрителю исчерпывающую информацию о сцене. Такой подход позволяет постоянно чувствовать окружающую обстановку и постепенно погружаться в происходящее. Добавляем грамотный монтаж, способный усилить необходимый эффект – будь то нагнетание или расслабление, и на выходе получается технически вылизанная картина, способная удивлять глаз и не надоедать.
Может показаться, что все это мелочи, в которых дозволено допускать ошибки и не подрывать собственный авторитет, но проблема в том, что «Фаворитка» не может похвастаться ничем, кроме технической стороны. Йоргос Лантимос решил снять «кино для всех» и прогадал. Его индивидуальность прослеживается лишь в редких случаях, и не работает так, как нужно. Если прошлые работы грека сквозили неудобством: они были прекрасными, но крайне отталкивающими, неуютными и депрессивными, то теперь от этого стиля не осталось и следа. Там, где раньше приходилось нервно сглатывать и отводить взгляд, теперь лишь парочка драматических моментов, да невнятная шутка, изредка вызывающая хилую улыбку. И если глаза и уши остались полностью довольны, то сердце отказалось принимать новую картину Лантимоса.
«Фаворитку» не спасают ни потрясающие костюмы, ни актерская игра, ни развитие персонажей. Ведь это всего лишь мясо, лежащее рядом со скелетом. Показанная история слишком проста, а главная трансформация угадывается почти в начале. В памяти не остается ни одного остроумного диалога или эффектной сцены, за которые можно было бы зацепиться. И если «Убийство священного оленя» разочаровывало истинной трактовкой, которая открывалась лишь после полного просмотра. То «Фаворитка» падает с трона еще до того, как зритель покинет зал кинотеатра. Есть множество режиссеров, способных создавать кино на большую аудиторию. И Йоргос Лантимос точно не один из них.
Королева Анна (Оливия Колман), как и любая другая особа из семьи британских монархов, отличалась эксцентричностью, вздорным нравом и нервными расстройствами. Около нее всегда увивались люди высшего круга, которые ждали от нее расположения и всяческих материальных благ. Искреннего отношения к себе она не могла и ждать. Однако, ее фаворитка леди Мальборо (Рэйчел Вайс) была, пожалуй, ближе всех ей по духу, знакомые с детства, они составляли неплохой дуэт у руководства державой. Но юная Абигейл (Эмма Стоун), родственница леди Сары Мальборо, устроившись по ее протекции на работу служанкой при дворце, быстро поднялась до расположения самой королевы, отстранив Сары с титула главной фаворитки королевы. Дворцовые интриги, игры - все запуталось во дворце, но у вершины может остаться лишь один, а точнее одна - фаворитка.
Йоргос Лантимос уже давно зарекомендовал себя, как режиссер, от которого зритель ждет чего-то артхаусного ('Лобстер', 'Убийство священного оленя', 'Клык'), непохожего ни на что. 'Фаворитка' - не исключение. Сложно представить, есть ли схожие по жанру и сюжету картины. Про средневековую Англию снято много картин, но ни одна из них с таким юмором и стилем не повествует о событиях, происходящих во дворце британских монархов во времена войн между Англией и Францией за господство в Европе.
Добиваться своих целей, несмотря ни на что, держаться у вершин власти способны только сильные личности. Как раз о таких женщинах и повествует эта картина. Порой идя на самые жестокие меры, не взирая на законы приличия, леди Сара и Абигейл достигали того, чего хотели, но и королева Анна была вполне довольна своими фаворитками.
Не удивительно, что все актрисы данного фильма претендуют на звание лучших актрис на премии 'Оскар'. Оливия Колман прекрасно передала образ взбалмошной королевы, которая страшно переживает потерю детей и свою болезнь. Рэйчел Вайс - строгая и благородная леди Мальборо, которая сначала не знает как вести себя с дерзостью Абигейл. Эмма Стоун прекрасна в любой роли, поэтому Абигейл для нее еще одна прекрасная работа в ее копилку. Из мужских ролей стоит отметить Джо Элвина и Николоса Холта, которые примерили на себе узкие лосины и пышные напудренные парики, которые носили высокопоставленные лица в XVIII веке. Как распорядится академия Оскарами в этом году - гадать не буду.
'Фаворитка' для тех, кто любит авангард в киноискусстве. Интересная режиссерская и операторская работа делают картину легкой, несмотря на ее порой шокирующие сцены. Прекрасный актерский состав, костюмы и декорации погружают в Англию XVIII века. Равнодушным это кино точно не оставит никого. Одни будут в полном восторге, а другие могут уйти из зала, не досмотрев. Таким и должно быть настоящее искусство!
Редкий режиссер арт-хаусной школы так стремительно взлетел к кино олимпу и обрел там славу и постоянное место как Йоргос Лантимос. Оттого его последняя работа - 'Фаворитка' была без сомнения наиболее ожидаемой премьерой этого года.
Создавая работы, пропитанные атмосферой мизантропии и отстраненности, он позволял себе оставлять изящную недосказанность, создавая перспективу наполненной глубины, которая не исчезала, но со временем только крепла, притягивая внимание к его фильмам.
'Фаворитка' оказался первым фильмом греческого режиссера, вышедшим в формате большой киноидустрии. Однако он отметился отсутствием ключевых фигур для кино Лантимоса: не было оператора Тимиоса Бакатакиса и соавтора-сценариста Эфтимиса Филиппоу.
Действие картины из вышкаленных минимализмом интерьеров недалекого будущего перенеслось в пышное убранство королевской резиденции 17 века. Приличный для авторского кино бюджет предопределил внимание к мелочам: в части декораций и костюмов здесь есть на что посмотреть!
К сильным сторонам фильма стоит добавить актерский состав, где музу режиссера Рэйчел Вайс дополнили не менее замечательные Оливия Колман и Эмма Стоун. Между этим женским треугольником и разворачивается все напряженное действие исторической драмы.
Сюжет фильма основан на придворных интригах времен правления королевы Анны. Две фаворитки словно канат перетягивают стареющую больную королеву то в одну, то в другую строну. За ней весь двор колышет как по волнам, создавая динамическое напряжение в течении всей картины.
Исторический материал преподносится достаточно вольно, почти вульгарно. Фильм не стоит считать исторической драмой в строгом смысле. Персонажи поданы в современном развязном стиле, от чопорности нет и следа, фразы и диалоги аристократов ничем не отличаются от жаргона прислуги. Политикой страны правят эмоции и похоть глупой, больной и безвольной королевы, к тому же страдающей обжорством.
На ее фоне выделяются фаворитки – одна опытная и разборчивая в интригах и вторая, берущая молодостью и хитростью. Все мужские персонажи поставлены за скобки, они существуют здесь номинально.
Остроту сюжету придают все мыслимые формы женского противостояния, но нельзя сказать, что этим сюжет фильма увлекает. Не смотря на все попытки разнообразить сюжет, придать ему объем и глубину, эта картина не преодолевает рамки исторической драмы. А преподнесенная в современном карикатурном стиле история лишается драматизма, опуская за скобки всю историческую подоплеку, выводя на первый план лесбо-феминистический контекст. Однако достигнуть здесь глубины режиссеру не удается – его поприще мизантропия.
Постижение чувственной реальности в данном кино происходит через игру актеров высшего класса. При этом феминистическая линия, переходя в любовный треугольник, теряет свою злободневность, становясь вульгарным описанием женских интриг, а отсутствие внятной авторской позиции, скрытой в сюжетной многоходовке, делает из фильма банальное описание бытовой драмы с помпезными декорациями.
Вот и безумный грек Йоргос добрался до английских интриг, однако взялся за них с присущей иронией и тщательностью. 'Фаворитка' уникальна для режиссера тем, что это не история Лантимоса, поэтому на фоне предыдущих картин кажется понятней. Возможно, именно этот фактор 'упрощения' протоптал Лантимосу направление на 'Оскар', но за каждым простым личиком скрывается переплет мыслей и идей.
Весь центр повествования - 3 дамы: королева и две ее фаворитки, а мужчины здесь, как на злобу дня, никто. Да, весь парламент, верхушка власти, защитники страны - они, однако решающий рычаг происходящего в руках 'слабого пола'. А вот женщины, благодаря своим коварностям, разворачивают настоящую Третью Мировую за внимание не менее умной и в то же время поехавшей умом королевы. Актерское трио 'Колман-Вайс-Стоун' держат внимание на своих придворных сражениях все время. Оливия Колман здесь ужасно интересна в своих перепадах от глупой радости и любви к кроликам до полной меланхолии.
Назвать картину исторической драмой, конечно, было глупой ошибкой. Йоргос был бы не Лантимосом, если бы не перечеркнул все известные нам жанровые клише. Он эллегантно отказывается от достоверности и этикета, в пользу своей характерной атмосферы: да, вас вновь заставят открывать рот от удивления и возмущения.
Цитата (не помню откуда): 'Далекий от британской традиции костюмированной драмы, он пускает в ход собственные приемы. Режиссер использует широкоугольные линзы и нетрадиционное построение кадра для создания гиперреальных образов. Мир “Фаворитки”, одновременно роскошный и порочный, подчиняется особой логике. Персонажи Лантимоса живут в искусственных условиях, над ними довлеют определенные правила и законы, которые не даны в чистом виде в реальности'.
Эффект 'рыбьего глаза' погружает нас в непрекращающееся ощущение замкнутости в 'золотой клетке': нам не сбежать от стен, развешенных роскошными коврами, и столов, заставленных золотом и прочими безделушками, как и героям, которые при всей своей власти, как звери в зоопарке, сидят по углам и разбираются лишь в своих драмах, забыв о стране. А вездесущая порочность лишь подтверждает выше сказанное.
На 'Оскаре' картина Лантимоса как заморская сладость - загадочная, запретная, шокирующая и неприлично вкусная, завернутая в самую эффектную обертку.