К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Вы когда-нибудь задумывались о том, что нужно сделать, чтобы в твоей благословенной великой Америке победил не страшный и ужасный Дональд Трамп, спонсируемый мифическими русскими хакерами, бурятскими водолазами, Дартом Вейдером ака Владимир Путин и самим Сатаной, а чистая и невинная Хиллари Клинтон, которая сделает из США райский уголок? Ответ будет простой. Для этого надо будет достать из шкафа когда-то очень хорошего документалиста Майкла Мура, который для меня навсегда останется автором совершенно прекрасного и действительно острого «Боулинга для «Колумбайн»» (будем точны с переводом). И дать ему поездить по Европе, демонстрируя утопические страны ЕС попеременно с тем ужасом, что творится в американской социалке, и снабжая это намёками на то, что все будет ещё страшнее, если победят республиканцы.

А для того, чтобы показать рай в ЕС, совершенно ненужно быть объективным или даже порой правдивым. Можно выдавать откровенную ложь, жонглировать фактами, игнорировать недостатки - главное, чтобы все служило одной цели: показать, насколько ужасна Америка при нынешнем режиме. Как, честно говоря, очень небольшой любитель Америки, да и человек, который сталкивался с реалиями пресловутых suburbs, которые Мур ещё с 90х вполне заслуженно поливает всякими неаппетитными субстанциями, по идее я должна была бы злорадно радоваться принижению этой страны. Но даже меня передергивает от откровенной лжи и умалчивания многого, без чего все эти райские уголки предстали бы в другом свете.

Например, рассказывая про большие оплачиваемые отпуска итальянцев и их восприятии работы как «большой семьи», почему бы не рассказать о том, что в данный момент Италия, Испания и Греция, благодаря действиям руководства ЕС, пляшущего под американскую дудку, испытывают серьезный экономический кризис. Не менее забавно и старательное отсутствие малейшего упоминания о том, что все эти ништяки - оплачиваемые отпуска, в том числе декретные, профсоюзы и тому подобное - заслуга коммунистов и прочих левых. Да-да, той самой страшной красной угрозы из СССР. Понятное дело, что Мур даже краешком не упомянет «страшный Мордор», где, представьте себе, до сих пор по ТК положен 28-дневный оплачиваемый отпуск и декрет длиной аж в три года. И да, не стоит забывать о пропагандистской лжи, давайте расскажем про двухчасовой обеденный перерыв в Италии, который по словам итальянского критика, просмотревшего этот фильм на закрытом показе Каннского фестиваля, существует только в воображении Майкла Мура. Зато есть 72-часовой рабочий день, когда некоторые служащие ночуют на работе, доделывая свои дела.

Другие откровенно юмористические зарисовки среди прочих связаны с Финляндией и Словенией. Здесь, конечно же, опять же будет не упомянут Советский Союз, в котором образование было полностью бесплатным, да и «Мордор», где тоже высокие шансы отучиться на первой вышке за счёт государства, получая стипендию. Не расскажут нам ни об украинских гастарбайтерах в Финляндии, которые регулярно загадочно пропадают, ни о сонме великих финских ученых и деятелей культуры, которые по идее должны были появиться в результате «лучшей системы образования в мире». Зато нам расскажут о том, что финны не делают домашних заданий и учатся по три часа в день. Учитывая, что американская же Силиконовая долина полна китайцев, индусов и бывших граждан Советского Союза, хочется задать вопрос: «А может, все-таки стоит задавать домашнее задание, а не разводить в школе вольницу, учитывая, что в американской системе образования и так само образование сокращено до минимума русской школы коррекции?». Но Мура не волнует это. Его задача - показать идеальную Европу на фоне действительно плохой социалки США, обязательно чередуя фотки высокой кухни на школьных обедах во Франции и фотки фастфуда в США. Ведь нездоровое американское питание - это тоже вина не самой американской пищевой культуры, складывавшейся десятилетиями, а республиканцев.

Не стоит ни в коем случае заезжать и в Сербию, недалеко от Словении, где после американских ковровых бомбежек 1999 года могли бы очень много доброго сказать господину документалисту. Последнее особенно забавно, учитывая, что режиссер - тот же человек, кто не поленился собрать жуткую хронику войны в Ираке в фильме «Фаренгейт 9/11». Что же случилось с тобой, Мур, что теперь для тебя это всего лишь «страны с труднопроизносимым названием»? Но стоп. Конечно же. Сейчас не время пинать Клинтона, он же муж Хиллари.

Мораль? А никакой морали ни в фильме, ни в моем отзыве не будет. Мур, который либо совершенно не разбирается в европейских делах, либо сознательно не говорит правду, прекрасно поколесил по Старому Свету, не забывая пинать свою родную страну. Единственное, что вы можете почерпнуть для себя полезного из этой плохо слепленной агитки, рассчитанной явно не на жителя Европы - что в Америке все далеко не так здорово, как кажется. Как будто вы настолько наивны, что не знали об этом.

И нет, я не агитирую за Трампа, Путина или Советский Союз. Просто если уж ты документалист, то и показывай реальность, а не свои влажные мечты о ней. Как ты делал раньше.

3 из 10

за открыточные европейские пейзажи.

16 февраля 2018 | 14:35
  • тип рецензии:

Весь фильм Майкла Мура – это рассказ об СССР. Бесплатное образование и медицина, полноценный отдых и оплачиваемый декрет, права женщин и трудящихся – всё это старый, добрый Советский Союз. Однако весь этот социализм, так или иначе, перекочевал в Финляндию и Францию, Германию и Словению, в Тунис и Италию, куда собственно и «вторгался» Мур на протяжении целого фильма.

И вывод, который делает Мур не без пафоса, поражает: всё это придумала «великая Америка». Вот только она как-то прошляпила своё счастье и теперь её идеями довольствуются другие.

Видать, прославленный документалист не читал Карла Маркса и не заглядывал в труды Энгельса, не говоря уже о «Городе Солнца» Кампанеллы. Исключительность США всё равно выпячивается наружу. Да, мол, грабит Уолл-стрит, обманывает правительство, зато сколько хорошего дала Америка миру! Ну и что, что сами не сумели достичь социализма, но ведь многие страны пользуются нашими плодами. Правда, слово «социализм» здесь не произносится, не поймут ведь, коммунистом ещё обзовут, а так, ну конечно Мур носится весь фильм с социализмом. Так что, дорогой друг, если хочешь посмотреть про то, где всё для народа – смотри лучше старую советскую хронику, да-с.

Здесь ты не увидишь очередных разоблачений капиталистов, не встретишь уродливое мурло буржуазии, тут всё просто: в Европе хорошо, а в Америке плохо. И не важно, что Евросоюз разваливается, главное в другом – наследие СССР! Ибо если бы не Советский Союз, то не было бы ничего в мире из того, о чём горюет Майкл Мур.

Давно известно, что советская система образования, управления, экономики повлияла на Запад. Уже Великая депрессия привела к тому, что советский опыт стали копировать. То есть кризис 1929–1933 годов подтолкнул к заимствованию советского управления экономикой, советских методов, концентрации управления экономикой. Советский Союз 8-часовым рабочим днём, признанием гражданского избирательного права для женщин, политикой эмансипации, ликвидации безграмотности дал сигналы, на которые хоть и не сразу, но откликнулись Европа и весь мир. Как отметил один финский профессор, «СССР создал рай для рабочих в Финляндии».

То есть на Западе аналогичные нашим, реформы проводились на основе рыночной экономики. И Советский Союз невольно повлиял на модернизацию капитализма, который стал более социальным. То бишь фактически, не будучи частью мировой рыночной экономической системы, наша страна заставила старые индустриальные капиталистические страны мобилизоваться и использовать все доступные при капитализме ресурсы. В соперничестве с нами, они копировали наши социальные принципы и достижения. Так что фильм Майкла Мура это песнь об утраченном СССР. Думаю так, да-с. Но об этом упорно помалкивают, ага.

20 ноября 2016 | 02:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: