Известная пожилая пианистка Шарлотта, пережив недавнюю смерть своего мужа, приезжает погостить семью дочери Эвы. Искренняя радость встречи, тёплый приём и дружелюбный разговор родных настраивают на идеалистическую атмосферу, настораживает разве только чересчур напряжённое лицо Эвы. Позже становится понятным, что за ним прячется уйма недоговоренностей и недоразумений, которые накапливались всю жизнь и выплеснулись во время ночного разговора. Выяснилось, что Шарлота всю жизнь посвятила музыке, там она находила своё самовыражение и самоудовлетворение, стала одной из самых успешных пианисток Европы. В жертву такого успеха ей пришлось принести семью. Шарлота почти не уделяла внимания Эве и мужу, её раздражала вторая дочь-калека (присматривать за которой взялась Эва). Эва росла несчастливой девчонкой, она всё время мечтала о тёплой материнской заботе, но никогда не получала её. В результате вместо любви девочка стала относиться к матери с чувством ненависти, которое нарастало с годами, а выплеснулось на мать в один вечер…
Позднего Бергмана привлекала семейная тематика, взаимоотношения между близкими и родными. Решение проблемы в фильме он видит в сопереживании и необходимости искренних и доверительных отношений в семьи. Несмотря на то, что порой непросто найти нужное слово и высказать чувство своей любви или ненависти близкому человеку; высказывайтесь, ведь позже может статься, что родной человек перестанет быть вам близким…
Мама, неужели правда?! Неужели мое горе - это твой триумф?
Темы, которые в своих фильмах затрагивает Бергман, не просто проникают в душу, а залезают в самые сокровенные ее уголки.
'Осенняя соната', фильм, к которому я отношусь с трепетом. мне вообще кажется, чтобы его досмотреть нужно обладать немалой силой: диалоги, сцены - все бьет точно в цель, и под конец ты готов закричать вместе с Хеленой.
В фильме столько боли и она проникает в тебя смешивается с твоей и потом уже непонятно чья она Эвы, Шарлотты или твоя собственная.
К дочери Эвы в гости приезжает ее мама Шарлотта, они не виделись много лет и с тех пор многое изменилось. Извечная тема между родителями и детьми, пропасть, которая разделила Эву и Шарлотту, маму и дочку, она безгранична и сколько ненависти в ней, боли, любви, отчаянья. И в то же время, связь между ними не разрывная.
'Несчастье матери должно стать несчастьем дочери. Это как пуповина, которую не разрезали, не разорвали'
'-Эва... ты любишь меня?
- Ты же моя мать.
-Это тоже ответ.'
Психологическая линия фильма натянута как тетива. Я бы назвала это попыткой Эвы вырваться из тиранства матери, они не виделись много лет, но она всегда испытывала давление матери. Как она рассказывает о прошлом, об истории с абортом, о болезни Хеленой и, мне кажется, в ее монологе нет ненависти, больше боли. Она хочет, чтобы мама ее услышала и, наконец, поняла и полюбила. Но Шарлотта никогда не видела грани между своими потребностями и желаниями своей дочери. Она тоже слишком одинока и Эва понимает это, но и понимает, что не сможет ее простить и полюбить. Хотя Бергман в конце фильма дает нам слабую надежду.
'Чувство реальности - это бесценный редкий талант. Большая часть человечества им не обладает, на свое счастье.'
Необыкновенно глубокий и тонкий фильм. «Ты сумела разрушить мою жизнь, потому что сама была несчастна» - говорит Ева матери. Здесь Бергман затрагивает важную проблему человеческих отношений, проблемы семьи. Бергман говорит о том, что родители влияют на счастье и нормальное психологическое состояние своих чад не только на протяжении их детства, но и на протяжении всей жизни их детей. О своей несчастной матери, которая и всей семье причиняла несчастье, Ева говорит: «Таких как ты надо изолировать, чтобы вы никому не причиняли зла». Дальше оказывается, что и мать Шарлоты причиняла ей боль, родители Шарлоты никогда ее не наказывали, но и не ласкали. Всю свою боль, скопившуюся за годы, несчастная Шарлота отдает музыке, но не может отдать ничего своей новой семье. «Пороки матери наследует дочь. Мать потерпела крах, а расплачиваться будет дочь. Несчастье матери должно стать несчастьем дочери?»- сомневается в этой горькой правде Ева. А ее мать не может принять то, что возможно именно она виновата в болезни Хелены. В этом фильме Бергман не только напоминает родителям о том, как важно их влияние на детей, но и напоминает детям, что не стоит быть слишком требовательными к своим родителям, что следует попытаться их понять, быть милосердными и что никогда не поздно дать родителям второй шанс.
Картина Бергмана эмоционально очень сильна. «Мать и дочь. Какое страшное сплетение любви и ненависти! Зла и добра. Хаоса и созидания», – говорит Ева матери. И зритель чувствует эти сильные и противоречивые чувства в сложных отношениях между матерью и дочерью, потому что актрисы играют необыкновенно искренне, хотя им достались крайне сложные роли. Никогда я еще не видела такой чистой, искренней и тяжелой психодрамы.
Фильм построен очень грамотно. Вначале зритель знакомиться с Евой и ее мужем, затем с Шарлотой, а затем зритель не понимает, от чего между Евой и Шарлотой такое сильное напряжение. И тут же находит причины, так как мать и дочь впервые за все годы разбираются в своих отношениях, анализируют прожитые годы. Зритель видит сцены из их прошлого. «Не ройтесь в своем прошлом. Когда открываешь дверь детской, на тебя набрасывается огромное приведение. Потому что ты давно забыл, куда ведет эта дверь», - вспоминает Ева из прочитанного по приезду матери.
И постепенно зрителю открывается, что за привидения мучают мать и дочь, и куда ведет дверь их детских. И тут психологизм достигает своего пика: множество страшных истин открывается не только зрителю, но и самим главным героиням, которые не знают, что с этой правдой делать и как можно с этим всем жить. И дочь, и мать переживают настоящее глубокое потрясение, и Шарлота сбегает, как обычно. Но не все потеряно, Ева просит прощения у матери за свою чрезмерную требовательность и резкое суждение в своем письме. В конце режиссер не просто прочитывает зрителю искупительное письмо Евы к Шарлоте, а показывает нам их живой диалог, где и мать и дочь понимают, что когда все, что накопилось за годы, наконец, было высказано, еще не поздно исправиться вместе, с поддержкой друг друга.
Также стоит отметить музыкальное сопровождение фильма (игра Шарлоты на фортепиано и остальной саундтрек) и операторскую работу (так как самое главное в фильме – главные герои, то их лица были очень близко сняты, а воспоминания с более дальнего расстояния).
Мать словно на суде предстает пред итогами своей жизни, и пред главным её плодом - дочерью, дочерью которая за много лет впервые высказывает ей все, что думает о их отношениях и жизни. Открывает уже практически прожившей жизнь маме глаза на прошлое и настоящее. Напряжение фильма переплюнет многие остросюжетные триллеры, ведь тут разыгрывается триллер куда глубже и серьезнее, драма семьи, драма поколений, судеб, сплетение личной боли фатальных нарывов длиною в жизнь.
И никуда не уйти от прошлого и настоящего, путь уже кажется непреодолимым, разрыв внутри, глубоко и надолго, меняться поздно, а все что уже нажито за всю жизнь будет взято с собой в мир иной.
Разве это не есть ад? Ад, который мы рискуем создать вокруг себя сами, ад разрушающий нас, детей и родителей, раковая опухоль от которой все страждем. Ад, в котором виновато только наше сердце, каменное и глухое к ближним.
Человек плачет и кричит, обними меня дочь, приди ко мне, мама, дочь, Боже, кто-нибудь, неужели это фатальное одиночество есть то, что я заслужил? Где Бог? Почему он допустил такое со мной, или не со мной, а с другими людьми, с детьми?
Мать кричит это, но не видит дочери вопящей 'приди', приди обними, люби меня, хоть сейчас, хоть пару дней будь со мной, 'mamma kom', мама, где ты.
Но мама уже в аду, в аду который она тоже унаследовала и из которого не в силах выйти. Она осознает, слышит, терпит и не может поверить, что все кончено. Дочь тверда и холоднокровна, она знает правду и знает, насколько эта правда безапелляционна.
Отойди от меня, я не знаю тебя. Я не знаю тебя так же, как ты не знала меня. Я не люблю тебя так же, как ты не любила меня.
Страшный фильм.
Фильм, к которому хочется дорисовать надежду, но только в своих фантазиях. Увы, реальность им прямо противоположна.
Гениальный фильм. Пока единственный фильм Бергмана который я видел. Сейчас второй раз. И очень жалею, что второй. А так хотелось того, что было в первый. Когда сидишь опустошённый и не понимаешь и одновременно понимаешь, как такое может быть. Как в совершенно казалось бы житейской ситуации раскрываются абсолютно все грани ненависти к самым близким людям.
- Ты меня любишь?
- Ты же моя мать
- Что ж... Это тоже ответ.
Лишь посмотревшему фильм наверное придёт мысль в голову 'Ты же моя мать - это значит то, что как можно тебя не ненавидеть?'
Фильм об отношениях матери и дочери. Одна родилась такой, что делает и достигает всего того, чего не может достичь другая, но чего вторая страшно желает. Однако узы родительской привязанности не дают матери не мучить дочь, заставляют её всегда возвращаться, и снова убегать, когда она понимает, что той любви и благодарности которую она ждёт от дочери, она никогда не получит. Дочь любит мать и восхищается ей, но и полностью находится во власти обожания. Она не может не стараться быть такой, какой хочет видеть её мать, но ведь только оставаясь собой она может по настоящему выражать свою любовь. И она начинает ненавидеть себя за то, что не может дать матери того, чего она хочет, за то что она не такая, какой хочет её видеть мать и, естественно, начинает ненавидеть саму мать. Как верно написали в одной из предыдущих рецензий 'один монстр пожирает другого, породившего первого'. Можно очень многое сказать об этой линии, а так же про отношение Евы и её мужа священника Виктора, почти утратившего веру. Хелен - самое сильно впечатление картины. На мой взгляд все эти отношения могут возникнуть не только в этом заколдованном семейном кругу, но и между любыми людьми, который по иронии судьбы должны быть столь близки друг к другу при том, что им самим рождением приписано стать антагонистами.
Самая горькая правда - человек рождён прощать, но рождён он таким, чтобы ему это было невозможно сделать. А смысл жизни в том, чтобы этому учиться.
Совет. Не пересматривайте второй раз. Того, что вы переживёт в первый - вы никогда больше не испытаете. Буду надеяться, что нечто подобное вызовут другие фильмы режиссёра. Остаётся лишь как наркоману, ищущему новой дозы, попытаться просмотреть другие его фильмы.
Кстати, мне лично очень понятно почему при более 1000 просмотревших нет отрицательных рецензий. Да и как их можно писать?
В энный раз пересматривая, по моему мнению, самую сильную кинодраму, я решил поделиться. Сказать, что этот фильм не оставляет от меня живого места, — ничего не сказать. Да и не хочется ничего говорить. Он меня опустошает. Сказать просто нечего. Да и спойлеры — это святотатство. А для меня, атеиста натурфилософского мировоззрения, этот фильм — святое, божественное откровение. Впрочем, фильм, если можно так сказать, камерный, событий, которые можно спойлерить, в нём нет. Но для меня это целая вселенная. Боже, как, как в пределах трёх комнат могла развернуться такая эпическая софокловская трагедия?..
Ещё несколько слов. Буду предельно краток. Более натуральной актёрской игры, большей чистоты стиля, более философской атмосферы и большего психологизма я не видел нигде, даже у самого Бергмана. Пусть вас не обманут спокойное название, спокойные вступительные титры под спокойную музыку Генделя, вполне себе спокойные первые полчаса... Но к концу от меня не остаётся живого места. Экшен, трэш и хоррор отдыхают. Душа просто на исходе. Столько чувств, столько боли, столько сострадания... Столько же и горьких слёз... Странно, что я испытываю всё это, потому что к моим жизненным обстоятельствам этот фильм имеет самоё далёкое отношение. Мать-дочь. Дочь-мать. Ещё одна дочь. Почему я так переживаю? По-моему, потому, что этот фильм, независимо от пола, возраста и мировоззрения, обращается к универсальной глубинной проблеме. В этом и заключается гений киноискусства. Что ещё сказать? Может, я гиперчувствителен? Может, это всё же и моя боль? Может. Трагедия матери и дочери, боль дочери, её глубокое, не видящее исхода страдание... отчаяние... боль души на грани срыва... срыв... падение... и пустота... пустота... и вечная надежда. Пустота и свет. Свет. Надежда. Беспредельный белый свет.
Бергман заставил меня дышать чаще. Сцена ночного разговора дочери и матери настолько сильная, что возникает ощущение будто сейчас начнут разбирать тебя на кусочки. С учетом того, что И. Бергман в своей книге написал, что снимает 3 минуты искусства в день, сколько же команда работала над этой ужасной ночью!!! Мне знакомая актриса рассказывала, что за неделю такой работы можно сбросить от 7 кг живого веса. Да как они вообще живыми с площадки ушли? Я полагаю, Бергман умел заставить работать актеров, но и садизм, конечно, сложно отрицать. Гениальный фильм.
Начальные титры, умиротворяющая музыка, слова: «В фильме использована музыка Шопена, Баха, Генделя», - и приоткрытый занавес в мир одного семейства. Одно только это обещает тихую, пронизанную легонькой осенней грустью, картину, но не тут-то было, не все сдерживают свои обещания.
«Осенняя соната» подходит под категорию небольшой такой вереницы фильмов, обозначенной как «душит» (а иначе и выразиться невозможно). Он придавливает своей тяжестью практически от первых до последних минут, осадок соответственный.
Особенно поражает количество персонажей и их внутрисемейные отношения. Каждый из них, на вступая в диалог с другим, будто бы разговаривает сам с собой, а ты все выжидаешь, напряженно ждешь хоть какого-то лучика света, хотя бы к последним минутам.
Мать и дочь.«Какое странное сплетение». Как жить, когда твоя мать – божество? Божеством можно бесконечно восторгаться, подносить ему дары, даже ненавидеть, когда оно не оправдало твои ожидания, но как возможно любить божество, любить идеал. Спустится ли божество на землю?
Муж и жена.«Я возле тебя, а ты обо мне тоскуешь». Слишком добрый муж и слишком безразличная жена, таскающие за плечами свою трагедию. Несостоявшаяся семья, несчастливый брак, и ведь вопреки всему ждешь благоприятного смыслового завершения этой линии, как бы грустно она ни начиналась.
Сколько несчастий смогла бы предотвратить простая искренность, а?
Правда, ложь и психология детско-родительских отношений
Ребенок, вне зависимости от того, сколько ему дней или лет от рождения, - это уже человек. Причем человек живой, чувствующий и осознающий, требующий уважения и понимания. Именно на этом Ингмар Бергман делает акцент в своем фильме.
Проблема детско-родительских отношений, по-моему, самая «больная» из всех обсуждаемых тем как в профессиональных психологических кругах, так и в обычных рядовых семьях.
Само собой, любым отношениям присущи свои права и ложь. Но тут речь идет не о каких-то скрытых тайнах или о самом обычном вранье. Здесь все намного глубже.
Итак, Бергман открывает нам все скрытые стороны отношений между матерью – Шарлоттой, и дочерью – Евой. И показывает их не завуалировано, а очень ясно – в виде некоего конфликтного диалога-исповеди.
На самом деле, мы видим наиярчайшее проявление амбивалентности чувств. Эмоции берут верх над разумом женщин, и перед нами вскрывается вся истина, вся правда их отношений.
Шарлотта холодна, невнимательна и не обращает совершенно никакого внимания на свою дочь. А Ева же наоборот слишком требовательно относится к своей знаменитой матери-пианистке. В ее сердце таится множество недосказанных слов и обид. Ева не хочет понимать Шарлотту, а лишь слепо винит ее в своей обездоленности и недолюбленности.
Очень сложно просмотреть первоначальный очаг возгорания этого конфликта. Но, мне кажется, что все началось именно с того момента, когда мать уделяла все свое внимание исключительно карьере и музыке, а маленькая Ева, не получав ответной любви, оставалась без материнского тепла и поддержки. В этом вся суть: в детство уходят корни неразделенных чувств перед отвергающей матерью.
А оказывается, проблема намного обширнее, чем есть на первый взгляд, ведь Шарлотта в детстве также была лишена материнской любви, поэтому ей сложно ориентироваться в детско-родительских отношениях и дарить ласку своему ребенку.
Как бы то страшно ни было, но где-то в глубине сознания Евы отложились те неприятные воспоминания из детства, «дверь» от которых лучше не открывать. Они стали непосильной ношей на жизненном пути девушки, и та бессознательно превращалась в свою мать. Это вполне ожидаемый эффект, ведь Ева не видела ничего, кроме безразличия со стороны матери.
И вот Ева решается и высказывает Шарлотте все накопленное за долгие годы. Но их отношения уже ничто не спасет. Обе женщины не могут принять этой правды. Они никогда не выберутся из плена своих страхов.
Бергман взял эту сложную проблему и раскрыл перед нами все ее закоулки. Мы понимаем, что эгоизм и безразличие с годами будет лишь расти, и данные личностные особенности будут присваиваться самими детьми. Можно упустить момент необходимости взаимодействия, и станет слишком поздно, чтобы что-то предпринимать, поэтому важен тот первый шаг, который должна сделать мать на пути становления и укрепления доверительных отношений со своим ребенком.
В текущим месяце меня накрыло, протащило по щебенке, перекрутило в мясорубке и выплюнуло.
'Сын дерева' Дмитрия Бакина и 'Осенняя соната' Ингмара Бергмана.
Два разных произведения, два вида искусства: рассказ и игровой кинофильм. Разные сюжеты, разные авторские посылы - одна проблема. Проблема внутренней ущербности человека. Произведения -перевертыши.
И в замечательном рассказе Бакина и в гениальном фильме Бергмана инвалидами оказываются не люди ущемленные природой с детства - главный герой 'Сына дерева' молодой человек парализованный с детства и младшая, умственно отсталая дочь Шарлотты Хелена в 'Осенней сонате'- нет, в состоянии гандикапа* постоянно находятся внешне здоровые люди из их окружения. Герои не сумевшие приспособиться к окружающей действительности, сойтись с миром прочих людей, одинокие души, не чувствующие реальности происходящего (прямой отсыл к словам Евы из 'Сонаты'). Люди не видящие красоту, незыблемость природы, не чувствующие свою сопричастность с окружающей их жизнью, никого никогда не любившие и не принимающие любовь от других. Люди отвергающие сочувствие и сострадание.
И только благодаря инвалидам, родным по крови, но таким непонятным, чужим по духу людям - у героев произведений приоткрываются глаза, просыпается совесть, стыд и появляются зачатки великого чувства родовой сплоченности, сопричастности судеб и взаимовлияния друг на друга. Мать понимает, что поломала жизнь старшей дочери, убила детство, усугубила болезнь младшей. Ева начинает понимать, что Шарлотта не просто эгоистичная мать-деспот, а глубоко несчастный, одинокий человек ('Осенняя соната') Простой вопрос : а кто же мне будет читать? - произнесенный в переломный момент мальчиком-инвалидом, заставляет изменить решение и остаться в семье, а затем и спасает от мысли о самоубийстве Александру и пробуждает в Валентине, неведомое ей до того чувство - СОЧУВСТВИЯ. Возможность излечиться от физического недуга приносится в жертву ради сохранения семьи. ('Сын дерева')
Оба произведения заканчиваются намеками на возможное дальнейшее примирение, воссоединение семей, в первую очередь в духовном плане, в плане понимания внутреннего состояния родного человека (диалог Евы и Шарлотты, через написание и прочтение письма в конце фильма и совместный семейный ужин со смехом и песнями в рассказе).
Вообще на мой взгляд ключевыми словами для этих двух произведений могут служить:
СОПРИЧАСТНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ПРОЩЕНИЕ и конечно же ЛЮБОВЬ. Любовь к человечеству.
'Человеку нужен человек!' говорит Снаут в 'Солярисе' Тарковского.
После этих слов хочется поставить точку.
*Гандикап (handicaps) Г. представляет собой состояние, при к-ром сочетание физ., умственных, психол. и/или соц. качеств или процессов затрудняет приспособление человека, не позволяя ему достичь оптимального уровня развития и функционирования. Полезно отличать инвалидность - физ. или психич. дефект, нарушающий функционирование индивидуума, от Г. - определенного комплекса соц. и психол. реакций на это состояние.