Фильм сделан почти без характерного для таких проектов занудства. По сюжету очень прост, но при этом увлекателен. Присутствует баланс изобразительности и документальности. Напоминает хороший фильм 'Здесь курят'. Как и там, сюжет оживлен социальной значимостью (масштаб проблемы), фактически детективным расследованием и заговором (куда же без него).
Я человек далеко не внушаемый, но фильм попал в нужную точку. Может просто последняя капля на чашу весов. Но я перестал жрать сахар и за два месяца похудел на 8 кг.
Парадокс, но это кино для подготовленных, для тех, кто ищет мотивацию. Только если Вы уже задумались о своем питании, только если Вы уже озабочены здоровьем, или только думаете о 'правильном' образе жизни - этот фильм для Вас. Он укрепит веру в то, что Вы идете в нужном направлении, он просто даст больше информации.
Что касается людей, которые не задумываются о том, что поглощают каждый день, и даже если их тело уже наполовину разрушено, они будут глухи к этому фильму. Отличный пример – герой из Кентукки, который потребляет до 12 бутылок сладкой газировки в день, его зубы полностью из-за неё сгнили, он это понимает, но все равно не готов отказаться от вредного напитка. Почему? Потому что это зависимость. И это очень напоминает курильщиков, вряд ли найдется среди них тот, кто не знает о вреде табака, но отказаться от него – нет сил.
Но есть другой тип зрителей, для которых этот фильм будет крайне полезен, те, кто уверен, что обезжиренные продукты - это, действительно, часть рациона правильного питания.
Режиссер Дэймон Гамо пошел на эксперимент: два месяца питался так называемыми 'healthy' продуктами, в том числе теми, которыми мы кормим детей: безобидными йогуртами, соками, смузи. Результат оказался шокирующим, сложно представить, что кардинальные изменения в организме абсолютно здорового человека могли произойти в такие короткие сроки.
Получилось познавательное, развлекательное кино, радующее появлениями Хью Джекмана, Стивена Фрая, экспертами в неожиданных амплуа. И бонус в конце – клип, который резюмирует весь фильм, поднимет Вам настроение, но и заставит задуматься!
Дэймона Гамо можно назвать отчаянным парнем - ради эксперимента он начал питаться как большинство людей в Австралии.
Придерживаясь своей нормы в 2300 калорий с некоторой физической активностью, он заменил жиры на 40 чайных ложек сахара - именно столько потребляет среднестатистический житель. Необычность эксперимента заключается в том, что сахар был не в шоколаде, выпечке или сладостях, а в фитнес-продуктах и еде с надписью 'здоровое питание'.
Мы живем в обществе, которое не представляет себе жизнь без сахара - он содержится везде, начиная от казалось бы безобидного детского питания и заканчивая соусами. Искусная работа маркетологов в огромных корпорациях, как Coca-Cola, которая выпускает около 350 напитков, запудривает мозги покупателям настолько, что целые страны садятся на 'сахарную иглу', подобной наркотикам и никотину. Но вред сладкой зависимости не афишируется открыто, а исследовательские работы финансируются теми, кому выгодно скрывать истинные результаты. Дэймон Гамо своим экспериментом открывает зрителю глаза на то, что проблема чрезмерного потребления сахара не столько безвредна, как кажется.
Натуральные соки, обезжиренные йогурты, полезные батончики и даже смузи из четырёх яблок, в котором в итоге содержится 16 чайных ложек сахара при норме потребления 6 ложек для женщин - все эти продукты ведут человека к ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям и эмоциональной подавленности.
Я советую посмотреть фильм 'Сахар' каждому, кто хочет жить осознанно и заботиться о своем здоровье. Не думаю, что после увиденного вас потянет на сладенькое.
Зависимость от сахара породила материалистическую культуру (Р. Штайнер)
За сахаром давно закрепилось прозвище «белая смерть», а зависимость от него сравнивают с наркотической. Так почему продажи кокаина и героина скрывают в тени, а сласти предлагают в открытую? Именно на этот вопрос отвечает фильм «Сахар». Посмотрев первые сорок минут, я была готова возмутиться отсутствием каких-либо упоминаний о крупных пищевых корпорациях, навязывающих свою продукцию даже племенам, живущим по первобытным обычаям. Но автор меня не разочаровал и всё же посвятил этой теме добрую половину своей документалки.
В первую очередь хочется отметить высокую информативность фильма. Вместо того, чтобы по крупицам собирать сведения из различных источников, можно всего раз глянуть «Сахар» и в принципе обзавестись всей полнотой информации. Здесь рассказано не только о различных болезнях вроде диабета и стеатогепатоза, но и о влиянии «белых гранул» на зубы, кровь, внешний вид и даже психическое здоровье человека. А также о том, как пищевые гиганты, спонсируя исследования, влияют на их результаты.
Происходящие с организмом изменения показаны наглядно, потому что сценарист и режиссёр Деймон Гамо ставит эксперимент на самом себе. В течение двух месяцев он ежедневно потребляет 40 чайных ложек сахара. Что важно, это не торты и пирожные, а обычные продукты, которые все считают безопасными и не вчитываются в состав. Честно говоря, в какой-то момент становится страшно, как будто смотришь не документальный фильм, а ужастик.
Меня особенно впечатлил один из дней эксперимента, когда главный герой решил заменить потребляемые им продукты реальными ложками рафинированного сахара. Отличный способ привить отвращение к «белой смерти».
При этом в кадре то и дело появляются очень известные актёры. В их числе Хью Джекман, Стивен Фрай и Брентон Туэйтс. Они никого не играют, просто приводят какие-то факты из истории и биологии. И, судя по всему, их главная роль – привлечь внимание аудитории.
Однако как человек, который уже достаточно длительное время не ест сахар, могу сказать, что воспринимать информацию из фильма и одобрительно кивать на приведённые здесь сведения трудно при отсутствии соответствующего опыта. Неподготовленный зритель может начать оправдывать себя и пытаться найти контраргументы, не понимая, что его тело и разум сковывает зависимость. Тем не менее «Сахар» может стать хорошим подспорьем для того, чтобы появилось желание хотя бы попробовать отказаться от сладкого. И если эксперимент окажется неудачным, обратиться за помощью к специалисту.
Как это ни печально, но мы поколение, ставшее заложниками сахарной зависимости. И хотя, пока мы живы, ничего не потеряно, я бы в первую очередь рекомендовала посмотреть данный фильм будущим родителям, которые хотят вырастить здоровых детей. Пищевые привычки формируются в самом раннем возрасте, поэтому у взрослых должно быть чёткое понимание того, к чему может привести воспитание «методом пряника». В буквальном смысле слова. Особенно учитывая, что рафинированный сахар нынче добавляют даже в лекарства.
Фильм Сахар ужасает тем, как мы перестали замечать количество потребляемого нами, когда в последний раз, кто-нибудь из вас смотрел на состав продукта перед тем как положить в корзину.
Не секрет что производители идут на любые ухищрения ради выгоды, и всегда за счет здоровья потребителя. В этом автор не открыл нового, Гамо пошел намного дальше показав реальные масштабы катастрофы. Мы разучились готовить, проще пойти в магазин купить уже приготовленную пищу и разогреть в микроволновке, думая при этом только об экономии времени.
Документальный фильм сахар обстоятельно, но в веселой игровой форме популярно объясняет правду о продуктах с маркировкой 'полезно для здоровья', но и об опасности сахара в частности, тема как никогда актуальная. Наверняка вы удивитесь о скрытых вредных добавках, у полезных как вы думали продуктов, которые раньше покупали и с удовольствием употребляли искренне считая их полезными.
Наглядно на своём примере автор показывает насколько сильно сахароза, и другие синтетические добавки вошли в нашу жизнь. Порой начинает казаться, что фильм сплошная выдумка. Некоторые моменты в ней все же спорны, например вред углеводов и жиров. Но мне, обычному человеку без медицинского образования, сложно разобраться, правда это или же выдумка. Особенно когда авторитетные ученые повсюду говорят диаметрально противоположные выводы.
И напоследок смотреть или уж тем более изменять свой рацион, конечно решать только вам. Но если ваше здоровье или ваших близких вам не безразлично то хотя бы посмотреть стоит. Но предупреждаю на сладенькое вас точно не скоро потянет. Помните не все углеводы опасны.
После экспериментов в формате короткого метра и тщетных в достижении цели фотосессий в амплуа мачо австралиец Дэймон Гамо смиряется наконец с тем, что он гик и продолжает карьеру режиссера полнометражной документальной картиной, посвященной не просто рассмотрению темы последствий употребления сахара в частности и здоровому питанию в общем. Но и экстраполирует такие аспекты формирования рациона как осмысленный выбор, контроль и планирование на общие потребительские кондиции и, как следствие, «Сахар» затрагивает значимые атрибуты контекста системы мировоззрения среднестатистического представителя современного социума.
За чуть более чем полтора часа хронометража «Сахар» не просто изучит все общие места взаимосвязи физического состояния с количеством и структурой употребляемых калорий, проведет краткий экскурс в историю распространения и невероятно возросшей интенсивности использования такого продукта/ингредиента как сахар, но и легко перейдет к элементам социальной философии, которые коренятся в закономерностях современного общества потребления, регулируемого не рыночной конкуренцией (как это должно быть в идеале), а нормой прибыли конкретных корпораций.
Формально сюжет представляет собой reality tv а-ля канал Discovery, выстраиваясь вокруг двух месяцев, проведенных очень милым и симпатичным мистером Гамо (выглядящим как сын Дэкса Шэпарда и Джеймса Марсдэна) на диете, cсодержащей количество сахара эквивалентное дневной норме потребления среднестатистического жителя развитой/развивающейся страны. Необходимо заметить, что последствия подобного типа питания, который сам Дэймон именует 'high sugar diet', будут представлены в чистом виде, так как Гамо уже несколько лет придерживается стратегии healthy eating и сахар на его столе отсутствует в принципе.
Личная заинтересованность и подробное знание темы создателем фильма способствует не только подробной и доходчивой демонстрации губительного влияния на организм сахара, как физиологически, так и в плане воздействия на нервную систему (на базисном уровне будет раскрыт механизм возникновения диабета, ожирения, болезней сердечно-сосудистой системы и очевидных стоматологических проблем), но и позволяет продуктивно использовать эмоциональную коннотацию, имеющуюся у Гамо. Что, очевидно, сближает его со зрителем, а это всегда добавляет картине любого формата и жанра несколько очков.
По общим представлениям документальный фильм есть ряд интервью и закадровый текст, наложенный на довольно безынтересный видеоряд, некоторым образом (кадрами из архива или реконструкцией) соответствующий заявленному предмету изучения. «Сахар» же не только говорит на злободневную тему, но и не элиминирует развлекательную функцию, удерживая внимание аудитории оригинальной визуализацией, придающей данному фильму из программы Sundance некоторую долю сюрреализма. В качестве вступления здесь использован видеоклип на песню «I just can’t get enough», в котором Дэймон выступает почти Вилли Вонкой, восседая на конфете. Завершается «Сахар» аналогично – номером в стиле бурлеск, где Гамо примеряет на себя роль мистера Сахара.
Чувство юмора Гамона переименовало научных консультантов «Сахара» в The Celtic Food Queen, Professor Blood и т.п., а компьютерная графика дополнила общее юмористическое настроение, заставив приглашенных экспертов, разбирающиеся в затрагиваемой теме, вещать с пакетов с сахаром и упаковок с соком, стоящих на кухонных полках. Однако, комедийные элементы и экстраординарность визуальной формы не отменяют ценности содержания «Сахара», раскрывающего не просто различия между фруктозой, глюкозой и сахарозой и процесс изменения уровня калорийности рациона и ассортимента потребляемых продуктов питания в связи с появлением и широким распространением на продовольственном рынке товаров «that sugar», но и предоставляющего неожиданные факты (из которых Майкл Мур мог бы легко составить свойственную ему относительно любой темы параноидальную теорию заговора) как-то: фруктовые смузи содержат столь же высокий уровень сахара как и «Coca-Cola»; коричневый сахар, фруктовый сахар и пр. это не более чем изобретения маркетологов и т.п.
Помогает в Дэймону Гамо в просвещении масс Хью Джекман, выступающий в качестве эксцентричного лектора-фокусника, и Стивен Фрай. Было бы опрометчивым представить подобный развлекательный и одновременно познавательно-художественный документальный фильм без участия вездесущего британца Фрая, работающего в широчайшем диапазоне различных проектов масс-медиа, театра и кино, ведущим и церемонию BAFTA, и самые популярные аккаунты социальных сетей. Но, главный в «Сахаре» все равно Гамо и по количеству экранного времени, и по интеллектуальному, и по, в прямом смысле, физиологическому вкладу, пусть и не претерпевший радикальных изменений внешности, но за 60 дней «диеты» набравший несколько килограмм и приобретший опасное ожирение внутренних органов.
Кинематографическая горькая правда о сахаре, анализируя частности, к финалу приходит к выводам социо-культурного толка. Резюмируя, Гамо заключает, что главенствующим критерием выбора потребителя выступают совсем не забота о собственном здоровье, а вкусовые предпочтения и чувство насыщения, на которых и выстраивается весь механизм условной 'sugar drug culture'. Отсутствие осознанного выбора, критериальная апатия и логичный сдвиг детерминанты с полезный и свежий на «Bliss point» (что кроется за этим понятием вы сможете узнать из «Сахара») образуют закрытую систему «индустрия-потребитель», производящую индивида, основной характеристикой коего выступает 'food addicted'.
Гамо не выступает пророком, пропагандистом и вершителем судеб. Он сделал осознанный выбор в пользу fresh & healthy, сопровождаемый ежедневной работой над собой. И не настаивая на том, что выбранный стиль жизни единственно верный, апеллируя исключительно к фактам, не позволяя ангажированности и преувеличений, режиссер последовательно поднимает «Сахар» до изучения мировоззренческих проблем. Подавляющее большинство населения выбирают продукты, основываясь на незнании, сочетаемом с беспечностью и леностью, что заставляет Гамо прийти к неутешительному заключению – это приводит к почти наркотической зависимости от «сладкой» еды и повышает продажи газировки, шоколада и пр.
Это глобальная тема для отдельной дискуссии, а «Сахар», меж тем, великолепный фильм, полностью справляющийся со всеми поставленными задачами и оправдывающий заявленные автором претензии, состоящие в потенциальном мотивировании зрителя к пересмотру собственного образа жизни. Кроме того в очередной раз подтверждающий аксиому о том, что основа успешного кинопроекта это готовность его создателей идти на риск, отдаваться задуманному полностью (“Not even Daniel Day-Lewis could act fatty liver disease”), совмещенная с умением поднимать актуальные и важные для развития и функционирования социума вопросы.
“Сахар стал так распространен в современном обществе, что, если вы уберете с полок супермаркета все продукты, содержащие его… то останется только 20%.”
Отличное и познавательное документальное кино, которое снято необычно в несколько шуточной форме и в виде дневника. Кадры из архива, интервью и закадрового голоса дополняются оригинальной графикой и анимационными вставками, которые в ироничной форме вещают о разнообразных фактах. Все это превращает серьезный социальный фильм в несколько развлекательное, даже сюрреалистическое шоу, при этом заставляет задуматься, пересмотреть свое питание с первых же кадров; с умом и ответственностью подходить к выбору продуктов на полках магазинов, читая состав; разрушает мифы, которые мы слышим каждый день отовсюду; учит не вестись на уловки производителей и показывает внутренние процессы организма, о которых мы обычно не задумываемся во время употребления продуктов, содержащих сахар.
Фильм поднимает, на первый взгляд, давно избитый вопрос о вреде сахара и правильном питании, но он выходит из ряда ему подобных, так как режиссер — Дэймон Гамо, сам становится главным объектом эксперимента. Все это время за ним наблюдает группа врачей, отслеживая изменения уровня сахара в крови героя.
Результаты вас шокируют и заставят задуматься.
Поскольку споры накаляются, а пищевая промышленность борется не на жизнь, а на смерть, чтобы скрыть от нас информацию, о влиянии сахара на человека, мы будем засыпаны противоречивыми советами по питанию. Нам только предстоит узнать, как нынешняя ситуация с питанием изменит нашу цивилизацию.
Сколько себя помню, я всегда была сладкоежкой. Неоднократно бывало, что организм 'требовал' сладкого с такой силой, что я готова была бежать в магазин за шоколадкой среди ночи.
Но недели три назад я серьёзно задумалась над этой проблемой. Волшебным пендалем стала книга 'Очаровательный кишечник' и неустраивающие меня цифры на весах.
Я перестала покупать шоколадки и 'что-нибудь' к чаю, сахара дома нет (я таки научилась пить кофе без сахара) и я осознала, что эта зависимость от сладкого - в голове. Организм вполне обходится без фруктозного допинга, а необходимую глюкозу он получает из множества продуктов ежедневного рациона.
После этого фильма есть сахаросодержащие продукты желание пропадает напрочь. От количества ложек сахара, содержащихся в таких привычных и, казалось бы, безобидных продуктах, становилось дурно.
Следующая цель - полностью отказаться от мучного, за исключением хлеба из муки грубого помола.
Лишние кг растворяются, как сахар в воде. Печень и сосуды в безопасности. Это ли не счастье? Вокруг много удовольствий, кроме быстрых углеводов. Надо лишь взять себя в руки.
Такой лёгкий, но в то же время многогранный документально-публицистический фильм. В течение полутора часов «Сахар» затронет не только проблему собственно сахара и здоровья, но и темы современного питания, психологии, западных ценностей, бизнеса, науки, всего общества. Обо всём по порядку.
Как замечено в начале самого фильма, сегодня «сахар это хит заголовков». Этот словесный конструкт прямо отражает одну очень популярную тенденцию, и как следствие, актуальность публикаций по ней – ведение здорового образа жизни. А главенствующий аспект такого образа (по крайней мере, на 60–70%) – правильное питание. Поэтому немудрено, что автор фильма, Дэймон Гамо, положил глаз на «healthy food» тем более в сахарном контексте.
Для начала сахар здесь предстает виновником метаболического синдрома, ведущего к болезням различных органов. Но виновник он отнюдь не из-за такой агрессивной природы, сахар – нормальное вещество, необходимое для биохимических процессов. Проблема здесь в количестве и эволюции. Человек попросту не успел адаптироваться к такому наплыву сахаросодержащих продуктов. В фильме даже оправдывается природный сахар: идеальные «упаковки» питательных веществ давно созданы – свежие фрукты, овощи. К этому эволюционно человек готов, но не к лишним обработкам – концентрированию в виде соков, джемов, варенья. Тогда проблема в другом.
И дальше фильм условно дробится на две линии, которые, тем не менее, пересекаются: сахар – это личная проблема потребителя-индивидуума или сахар – это проблема современного мирового социально-политического устройства и общества.
Первая линия относится к вопросу психологии и зависимости. Такой ли он наркотик, этот сахар? Если его поглощать постоянно в немереных количествах, да, возможно. Но гиперболизировать это смешно, о чем постоянно напоминает юморная манера повествования фильма. С таким же успехом можно объявить наркотиком соль, питьевую воду, в изрядном употреблении которых также можно навредить здоровью. Проблема не в биологической зависимости (хотя тут и поясняется, почему меняется настроение, но «Всё-таки мы не можем считать причиной расстройств именно сахар»), а в мотивации. Человек желает получать удовольствие, даже в ущерб здоровью («– Откажешься ли ты теперь от сладких напитков? – Нет»). И подтверждение в мотивационном характере проблемы приводится пример общины аборигенов в Амате, где был навязан западный тип питания. В общине целенаправленно решили снизить потребление сахара (Mai Wiru). И у них это получилось, но вмешался внешний фактор – правительство. Это ведёт ко второй линии фильма.
Проблема кроется в обществе. Как замечает Гамо, эта зависимость создается и поощряется пищевыми корпорациями, целью которых получение прибыли. А общепринятая система калорийности есть искусный маркетинг. Да, даже партнёры-спонсоры исследований о безопасности сахара – это всё те же «бизнес-гиганты». Такие факты приводят к вопросам торгово-промышленного сахарного лобби, честности научных данных. Фильм дает зрителю и об этом рассуждать.
А ещё Гамо даёт на собственном опыте подумать о следующем. Действительно ли Вы мотивированы в здоровом образе жизни, покупая «healthy» продукты в супермаркете, или жизненно зависимы от сахара, или Вам навязана эта сахарная парадигма сверху? Те, кто ограничивает добавленный сахар, к сожалению, не знает или не хочет учитывать скрытый сахар, полагаясь на всераспространённость и текущую норму положения дел в пищевой промышленности. Здесь немного сахара – не страшно, и здесь, и здесь. Вроде по чуть-чуть, но всё это «здесь» превращается в «везде». Тут вспоминается изречение, «что есть океан, если не множество капель?» (с). «Капли сахара» в дальнейшем превращаются в «океан боли». Кумулятивный эффект в действии. Поэтому во всём нужна мера, которую надо знать и мотивационно понимать!
Что, несомненно, идёт в копилку фильма, так это его игривая подача, интересные визуальные решения, звёздные камео. Будучи лишь фильмом о сахаре, он открывает плеяду самых разных тем. При этом кино не демонизирует сахар откровенно, не заявляет, что это чистый яд, и его надо срочно запретить. Гамо подходит по-другому. «Сахар это не зло, нужно лишь снизить его потребление». Негативное воздействие сахара на организм обратимо… но до поры, до времени. И фильм как бы кричит: зритель, задумайся на секунду, раз система сейчас непоколебима, попробуй измениться Сам, хотя бы для интереса. И если Вы задумались, то фильм удался, цель его достигнута.
Пора с этим бороться, решил я, глядя на сок, который сегодня выпил
На соке было сказано, что в 100 миллилитрах там 15 граммов сахара, то есть в литре - 150 грамм. При том, что ВОЗ говорит о норме в 50 грамм сахара в день. Уже соку не попить вдоволь. Конечно, можно самому купить фрукты и выжать натур продукт.
Ба в детстве мне так и говорила: Сахар - белая смерть. И производители колы, пепси и т.п. знают об этом, знали всегда, не могли не знать, а значит, намеренно сокращали наши жизни, убивали нас, так как мы могли умереть из-за их корыстных действий на годы, а то и десятилетия раньше. Печаль и грусть. Хватит! Вешать всех за их сахарные носики!
Сколько можно терпеть то, что большая часть продуктов в магазинах содержит немыслимые дозы сахара, на который нас подсаживают корпорации. Они зарабатывают на наших жизнях! Гореть им в аду, если не покаются! Даю последний шанскинсон.
-
В общем, занимательный кинч. Познавательный. Неплохо снят. Буду ли я меньше есть сахара? Наверно, нет. Измениться ли что в моей жизни. Наверно, нет. Сахарный наркоман ли я такой же, как и киномэн? Утвердительно. Печаль и радость, когда сгущёнкой полью булку и съем. При виде этого мой стоматолог корыстно потирает свои стоматологические ручки, а аптеки уже закупают лекарства, на которые меня подсадят доктора, чтобы нивелировать вред сахара. Остановит ли меня это?! Ну я ж человек. Как вы думаете?
В фильме всё подробно и чётко рассказано по поводу отношений сахара и человека. И почему только Бог создал столько всего хорошего, что при злоупотреблении способно так легко нас прикончить... х-м-м