Популярная нынче практика компании Дисней - снимать игровые ремейки своих прославленных анимационных творений - набирает обороты. Подобные экранизации идут с переменным успехом: некоторым картинам вроде Малефисенты и Дамбо удается представить нам совершенно новую версию любимой анимационной сказки, некоторые - вроде Аладдина и Золушки - почти полностью переносят сюжет на экран с небольшими изменениями, но все равно успешные. Но есть и противоречивые ремейки, где преимущество остается именно у оригинальной версии. Мулан - один из любимейших мультфильмов моего детства, и новая игровая экранизация оставляет немало неоднозначных впечатлений.
Когда Древний Китай подвергается нашествию захватчиков возглавляемых Бори Ханом, император издает указ, повелевающий каждой семье послать по одному мужчине на войну. Когда весть приходит в отдаленную деревню, пожилой воин Хуа Чжоу, за неимением сыновей и несмотря на возраст и давние раны, намерен подчиниться приказу. Этому препятствует его старшая дочь Хуа Мулан, с детства в тайне практикующие боевые искусства. Она переодевается в доспехи отца и отправляется в лагерь рекрутов, где Мулан предстоит не только обучиться военному делу, но и скрывать свой пол и от братьев по оружию, и от колдуньи Сянь Лан, ближайшей советницы Бори Хана.
Меня всегда заинтересовывают новые проекты Диснея и в принципе мне нравится это направление - экранизации их знаменитых анимационных творений с актерами. Но как я уже говорила, получается все с переменным успехом. Мулан, к сожалению, я отношу к таким проектам. Сомнения возникали у меня еще с новостей, где выяснилось, что в новом фильме не будет ни песен, ни генерала Ли Шана, и главное, не будет дракончика Мушу, самого веселого героя мультфильма. А после просмотра можно легко заменить главный недостаток фильма - неопределенность: здесь так много всего, что не понятно, что за жанр кино или чего пытаются достичь создатели? То ли это картина в жанре уся - с эффектными боевыми искусствами и использованием энергии ци? Или это экранизация мультфильма со знакомыми элементами сюжета? Или это что-то среднее между этими жанрами с добавлением нового? Я не приветствую такую разделенность в кино, больше нравится однозначность киноповествования.
С сюжетом также не все ладно. Про отсутствие двух знаковых героев я уже упоминала. Однако есть проблема еще и в самой истории - здесь ощущается желание создателей привнести новые элементы в знакомый сюжет. Но многие сцены кажутся незаконченными, где все происходит чересчур быстро и все кажется нелогичным...
Хотя нельзя не признать, что были и неплохие моменты- например сцены тренировок, которые были реалистичнее и суровее, нежели в мультфильме. И батальные сцены выглядели достаточно зрелищно и эффектно. Жаль их было маловато.
По актерскому составу также остаются двойственные впечатления: актеры бесспорно отыграли хорошо, однако на первом плане лишь несколько знаковых героев, а на втором плане герои как-то не запоминаются - не так много экранного времени и развития их характеров. Но стоит отметить следующих героев: Лю Ифэй - Хуа Мулан, которая готова на все ради своих родных, которая идет напролом и никогда не сдается. Донни Йен - суровый, но справедливый генерал Тунг, который побуждает Мулан развивать способности по использованию ци. Джейсон Скотт Ли и Гун Ли - вражеский захватчик Бори Хан и его приспешница-колдунья Сянь Лан, создали довольно неплохие образы антагонистов, но которым все же не дали достаточно времени для развития. Ровно как и Джету Ли, сыгравшему императора - можно было дать ему немного больше шикарных боевых сцен...
Если обобщить, то киноадаптация Мулан хоть и навевает чувство ностальгии, но мультфильм все же смотрится лучше на его фоне. Однако я не сомневаюсь, что Мулан найдет свою аудиторию среди молодого поколения - фильм неплохой, с красочными локациями, красивыми костюмами и местами захватывающими боевыми сценами. Но я считаю, его можно было бы сделать и получше.
Дорого-богато-нарядно. Китайцы вообще знают толк в костюмных постановках: наряды на все деньги, декорации и доспехи тоже годные. Цвета яркие и сочные - особенно тяготеют граждане из поднебесной к различным оттенкам алого. Был такой фильм 'Герой' с Джетом Ли в главной роли - потрясающий, кстати, фильм - так вот, цветовая гамма в нынешней 'Мулан' местами очень его напоминает. Даже слегка лубочно, особенно в сценах с крестьянами, которые все, как на подбор, одеты в красное-бирюзовое-салатовое-розовое. Но смотрится хорошо, картинка радует глаз.
Что еще? Немножко летающих китайцев, вязанка прыгучих ниндзя, коварная ведьма с ястребиными когтями и способностью внезапно стать целой птичьей стаей, брутальный вождь злобных жужаней (в исполнении Джейсона Скотта Ли), неплохие боевые сцены.
Ну, и сюжет, конечно. А что сюжет? Сюжет целиком и полностью слизан с прекрасного мультфильма 1998 года, так что сценаристам особо напрягаться не пришлось. К сожалению, тут обошлись без дракончика Мушу ('— Предки послали ящерицу помочь мне? — Эй! Дракона! Дра-ко-на, а не ящерицу. Я не телепаю языком!'). А зря. Вместо дракона в фильме - некий феникс, который служит моральным компасом.
Каюсь, при просмотре в голову то и дело лезли фразы из того мультика, точнее, из бессмертного перевода. '— Ты кто? — ДРАКОН В ПАЛЬТО!' '— Зря я не помолилась предкам об удаче. — Откуда у них удача? Они же умерли!'
Увы, но юмора в этом фильме не хватает. Хотя сцена со свахой получилась ничего так, но... До масштабного исторического полотна картина тоже не дотягивает. Больше похоже на комикс.
Зато кастинг порадовал. Кроме уже упомянутого Джейсона Ли, в фильме присутствует Джет Ли в роли Императора, а также великолепный Донни Йен (командующий Тунг). Даже отменный харАктерный актер Ци Ма засветился в роли отца Мулан. В общем, только ради удовольствия посмотреть на эти лица, кино стоит разок глянуть.
В остальном все по канонам - конфуцианская верность семье, добродетели, могучая энергия ци, 'переходи на Темную Сторону, у нас есть печеньки', ну и возвращение домой с победой.
Кстати, в оригинальной легенде VI века о Хуа Мулань сюжет несколько более неоднозначен. Убежав из дома и притворившись мужчиной, чтобы попасть в армию вместо отца, Мулань одерживает славные победы (за десяток лет, кстати), получает от императора высокий государственный чин, потом возвращается домой, никому ничего не рассказывая. И тут ее врасплох застают бывшие сослуживцы, решившие сделать приятно прославленному генералу и верному боевому товарищу - то есть, нагрянуть без предупреждения с бухлом наперевес. И - упс! - видят Мулань в женском наряде. Финал остается открытым: впрочем, судя по реакции сослуживцев, все будет хорошо.
В общем, неплохое кино, чтобы скоротать вечер. Кому хочется посерьезнее, посмотрите лучше казахский фильм 'Томирис' - про времена скифов. Снято добротно, и много красивых лошадей.
В первоисточнике Хуа Мулан пошла на войну выдавая себя за мужчину. Но ни какого саморазоблачения не происходило. После возвращения домой, к ней, неожиданно приехали сослуживцы и обнаружили боевого товарища в женском обличье. Финал остаётся открытым.
Наше время требует иных сюжетных поворотов. Мулан не просто эффектно саморазоблачается, опровергая идеи об изначальной женской слабости. В фильме есть ещё один женский персонаж - колдунья. Ее путь, это с одной стороны протест против традиций, заставляющих женщин отказываться от своей силы. Но с другой стороны - она олицетворение промежуточной эпохи. Ее женская сила признана лишь в услужении у мужчин. Мулан-же, олицетворение новой эпохи, где женщина встает наравне с мужчиной и даже превосходит его.
К средневековому Китаю это все имеет отдаленное отношение. Мулан и исторический период, всего лишь декорации и способ рассказать историю актуальную для нашего времени.
Вообще, я не собиралась идти на этот фильм в кино, и пошла всё же в итоге предубеждённой, потому что трейлер меня в своё время не впечатлил. Да, я обожаю мультфильм, я думаю, что по сюжету, сочетанию юмора и драмы – мультфильм идеален.
Но, вернёмся к фильму.
Особенность фильма в том, что есть закадровый рассказчик, со слов которого и начинается кинолента. В общей сложности длительность составляет без нескольких минут два часа, и первый из них я была в восторге.
Сразу и первым пунктом хотелось бы выделить саундтрек. Музыка абсолютно на всём протяжении фильма просто потрясающая. Я обращала конкретно на музыкальный ряд внимание по крайней мере раза четыре, хотя обычно мой слух цепляется за одну-две музыкальные дорожки за фильм, и то – если повезёт. Национальные мотивы были органично вплетены в повествование, разбавленные резкими барабанами. Гарри Грегсон-Уильямс сделал что-то волшебно прекрасное для «Мулан».
Далее идёт визуальная часть. Съёмка, цветовые решения, раскадровка и виды. Годно. Многие кадры были весьма хорошо исполнены с точки зрения операторской работы, как сцена, где Мулан входит в озеро – цветочек был там абсолютно эстетически идеален. Хотя, без клише не обошлось – плакать на фоне заката всегда более драматично.
Отдельно стоит выделить и постановки сцен рукопашного боя и боёв на мечах/тренировочных мечах/палках и етк. Захватывающе и технически, смотрится впечатляюще. Батальные сцены, впрочем, тоже не подкачали. Хотя момент с «Левый фланг, в атаку!» не в счёт лол. Но это было в той половине фильма, которая мне не понравилась, о ней позже.
Работа актёров, вообще-то, тоже хороша. Тем более, состав может похвастаться шикарным набором достаточно значимых имён. Отдельно хотелось бы выделить Гун Ли, сыгравшая ведьму, женщину-птицу, женщину-воина. Боги, как же я люблю её, она богичная, я буквально ради неё решила посмотреть всё-таки фильм. Все сцены с ней – украшение фильма, хочу их в одном видео, чтобы пересматривать и ловить приступы восхищения. Донни Йен, воплотивший образ генерала Туна. Харизма и стать. Как главнокомандующий очень натурально смотрелся и в доспехах, и в чёрном кимоно (у этого костюма, наверняка, есть китайское название, но я не буду его гуглить, суть в одежде, в которой он тренировал энергию Ци). Джейсон Скотт Ли как Бори-Хан ооочень харизматичен. Эта вот тёмная харизма, которая непременно есть у отрицательных героев. Все сцены с Ма Ци, сыгравшем отца Мулан, хороши. Прекрасно передал образ героя войны, стареющего воина. И Минг-На Вен, появившаяся ровно для одной реплики и величественного прохода по императорскому дворцу – это победа специалистов по кастингу. К слову, она участвовала в озвучке оригинального мультика и это здоровская пасхалка. И в конце, исполнительница главной роли - Лю Ифэй. Симпатичная, не лишённая актёрского таланта, хотя, возможно, раскрывшая его не до конца в этой работе. Чего-то не додала она мне. Даже как-то охарактеризовать её игру не могу, потому что, вроде не плохо, даже местами хорошо, но как-то… изюминки нет, что ли? Вобщем, средне-положительно. (Актрисе 33 года, вау, азиатская магия в действии, я думала, ей около 25-ти).
А теперь перейдём к минусам. Собственно, минус один, и он в сюжете фильма, а точнее, его второй половины. Слито всё, что можно было слить, а что нельзя было – то всё равно умудрились. Это если без спойлеров. О, и ещё феникс, летающий за ГГ и указывающий ей путь, его крылья за спиной Мулан в одной из сцен, якобы это она птица-феникс – тупейше. Вообще ни к селу, ни к городу и символизм такой себе.
Вообще, второй час фильма словно принадлежит другому фильму: логичность поступков героев, стройность повествования – всё летит в пекло. Просто начиная от распущенных волос и отсутствия доспехов: момент должен был выглядеть эпично, но я пробила лоб фейспалмом. Единственная сцена, спасающая вторую половину – самая последняя сцена фильма, в деревне Мулан. И постановочно не плохо, и реплики на месте, и игра актёров, и логика присутствует. Даже секунда на весёлую усмешку имеется.
В итоге, я осталась в полном противоречивом состоянии от просмотра. Потому что это ровно 50 на 50. И я старалась абсолютно непредвзято оценивать фильм, не сравнивая его с мультиком, а оценивая как самостоятельную, отдельную и самодостаточную работу.
Создатели позиционировали фильм, как более приближенный к реальной Мулан, исторической полулегендарной личности, но добавили магию, что разрушает эту концепцию изначально. Если говорить о категоричном: понравилось/не понравилось – не могу ответить однозначно. Для чёткого «нет» - слишком много плюсов, для чёткого «да» - очень большой и жирный минус. Так что «Мулан» остаётся болтаться где-то посередине.
Перед просмотром я была настроена скептически, но не могу сказать, что фильм плох. Но и не хорош.
В плюсы фильма можно записать новую сюжетную линию с жизненной силой, которая есть у главной героини и ее связь со злодейкой. Этот момент показался довольно интригующим и помог сохранить интерес для тех, кто знает мультфильм наизусть. Красивые съемки также можно записать в плюсы фильма.
К преимуществам фильма я отнесу и хорошо поставленные драки, а также актрису, играющую Мулан: она очень красива и подходит на свою роль.
Мораль фильма получается очень простой: нужно оставаться верной себе и не подстраиваться (не менять себя) под чужие правила. В принципе, мысль хорошая, но не сказать, чтобы сильно оригинальная.
Меня лично немного раздражало, что главная героиня права на протяжении всего фильма. Точнее история Мулан выглядит так: делает все правильно, сбегает, поступает неправильно, когда притворяется кем-то другим, и снова возвращается к правильному пути. Было бы интереснее, если бы в конце она поняла, что важна и женственность, и сила, поняв для себя, где та черта, которую она не готова переступать. Но это вкусовщина.
Также смущает, что героиня не встречает настоящих трудностей. Да, у нее есть тяжелые моменты или непростые бои, но она проходит их слишком быстро, чтобы мы переживали.
Сильно напрягает и то, что главная героиня не просто одаренная, она 'избранная'. Ей нужно всего то принять свою 'избранность', а не работать и развиваться, как остальным бойцам. На мой взгляд, очень спорный момент. Если в мультике она первая из равных, то тут она просто особенная. Не скажу, что этот момент сильно привлекает.
Минусом для меня стал и феникс, который появляется в разные моменты на протяжении всего фильма, чтобы помочь героине. Он просто выглядит лишним. Во-первых, феникс похож на воздушного змея. Во-вторых, ситуации, в которые попадает героиня не достаточно трагичны и сложны, чтобы оправдать появление магического существа. Такое ощущение, что она справилась бы и сама, а феникс просто немного облегчил ей жизнь.
Уже упоминала, что фильм снят красиво, но кажется, что китайскую культуру можно было показать и интересней. По сути, это скорее европейское представление о чужих традициях. Также мне показалось, что не во всех кадрах акценты расставлены удачно. Где-то хотелось чуть более темного освещения или чуть дольше заострить внимание на красивой детали. Опять же вкусовщина, но меня раздражало.
К минусам запишу и злодеев. В мультике они тоже не обладали каким-то выдающимся характерам, но хотя бы выглядели жуткими. Тут же у злодея есть мотивация, но страха вселить он не может. Не пугает и его армия или приспешница. По сути, они просто бесцветные.
Ну и сама атмосфера фильма. С одной стороны, фильм выполнен в едином стиле, довольно серьезном, хотя и немного волшебном. Резкий контраст по сравнению с мультиком, который, хоть был довольно легким и благодаря Мушу (комедийного персонажу) имел веселые моменты.
В общем и целом, если у вас есть время и хочется глянуть что-то приятное, но не слишком выдающееся, то этот фильм вполне подойдет для того, чтобы скрасить ваш вечер. Если же хочется чего-то более душевного, то я настоятельно советую отдать предпочтение мультфильму.