Дух литературной основы передан очень верно и первое время кажется, что экранизация идеальная. Дальше же это можно и не смотреть. Если не всякий русскоязычный понимает Лескова, то англичанину это вообще не грозит. Эта неумная девушка, откуда ей, действительно, было быть умной, тем не менее никак не соответствует лесковскому образу Катерины, потому как та имела природные дарования. Здесь все слишком утрировано, причем это он, англичанин, так у нас русскую женщину видит. Понимаю, что перевести Лескова на английский - это все равно, что загорать в шубе, но мир полнится добрыми людьми, 'Леди Макбет' об этом прямо говорит.
В итоге у режиссера получилось что-то свое. У Лескова он позаимствовал только гнетущую атмосферу и довольно точно передал сюжет. Одного сюжета, определенно, мало, ибо фильм имеет совершенно иную концепцию. Глупый финал не подходит даже англичанину. Лев Толстой, чудесным образом ненавидевший англичан, здесь бы обязательно ввернул что-нибудь на тему, что нормальной экранизации русского классика можно ждать с тем же успехом, как если хрюшки вдруг начнут издавать умильные звуки и большой толпой, махая крылышками, взлетят в воздух и полетят по направлению к центральной библиотеке.
Но я сам, кстати, так не думаю. Англичанин где-то прочувствовал дух, истинно лесковский, немного сумасшедший и органически растворенный в воздухе. Он близок тому же Диккенсу или Теккерею, от него на километр распространяются флюиды 'Грозового перевала'. Выбор темы был прекрасен и при этом вдвойне удручает, что фильм вышел такой неудачный. Он, безусловно, имеет право на существование, как альтернативный вариант, но куда вам, дорогие, альтернативщину снимать, вы бы сначала с основной задачей справились.
Фанатам Лескова смотреть это ни к чему, всем же остальным может и сгодится на один раз.
В «Леди Макбет» нет шекспировской королевы Шотландии. Действие происходит и не в России, пусть фильм и является вольным переосмыслением новеллы Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Это именно «Леди Макбет» - произведение, сущность которого раскрывается в самом названии. Темные повороты сюжета способны удивить, но во многом фильм, как мне показалось, способен оставить равнодушным.
Ведущий персонаж по имени Кэтрин застряла в эмоционально оскорбительном браке с Александром, суровым землевладельцем в два раза старше её. Кэтрин – забитая душонка, которая мгновенно зарабатывает сотню очков зрительских симпатий, особенно учитывая тот факт, что молодая девушка находится под бдительным и скверным взглядом свекра Бориса. Но отношение зрителя к Кэтрин, вероятно, изменится по ходу действия фильма.
Первые поступки девушки, которые трудно назвать положительными, вызваны, судя по всему, чувством непринятия своей роли в жизни. Гнетущая действительность заставляет её действовать и скоро становится ясно, что Кэтрин не остановится ни перед чем, чтобы получить желаемое. Актриса Флоренс Пью, которой на момент съемок было 19 лет, смогла отлично перенести все эмоции в фильм. Её спокойное лицо тонко передает решимость, увлечение, презрение и сексуальное желание. Иногда и все сразу.
Но для фильма о коварной интриганке, чьи мотивы подпитываются сексуальными желаниями, «Леди Макбет» вышла во многом утомительной картиной. Частично это связано с недостатком химии между Флоренс Пью и Космо Джарвисом, сыгравшим здесь, можно сказать, ведущую мужскую роль. Другая проблема заключается в том, что Пью может быть гипнотизирующей и властной, но все равно выглядит слишком современно. Вероятно, так и было задумано, но лично для меня девушка, миллениалка до мозга костей, наносила значительный вред викторианской атмосфере. И, наконец, превращение неудачной личности, сдерживаемой тонкостями эпохи, в бушующего социопата происходит буквально за считанные дни. Увы, но эту резкую трансформацию трудно донести до публики.
Кроме того, пусть сценарий и раскрыл внутреннюю жизнь главной героини, многое осталось за кадром. Подвергалась ли она угнетению до начала своей супружеской жизни? В самом начале она выглядит вполне счастливой молодой девушкой, что контрастирует с невыразимой жестокостью в конце. Тяжело сопереживать героине-убийце, когда она остается слишком непознаваемой, из-за чего, в конце концов, её образ становится неотличим от мясника на бойне.
С технической стороны реализовано все весьма неплохо. Бюджетные ограничения удалось обратить в достоинство и креативно подойти к герметичному тону повествования. Мест действия здесь очень мало, но все сделано со вкусом: депрессивные цвета полыни и вечных сумерек, а интерьер выполнен максимально симметрично. Художник по костюмам также внес общий вклад в дух дисциплинированного реализма с помощью гардероба, созданного с огромным вниманием к деталям. Например, любимый павлиний халат Кэтрин, выглядящий в первый раз словно королевское одеяние, по мере развития сюжета становится все более захудалым. Минимализм чувствовался и в музыкальном сопровождении. Кажется, для фильма было написано всего две или три мелодии.
В итоге от просмотра осталось смешанное впечатление. Малобюджетный и клаустрофобный триллер в необычном антураже выглядит сдержанно, равно как и главная героиня. Кэтрин, как и первоначальный тон фильма, остается призрачно спокойной в том хаосе, который она создает. Далее мотивы героини становятся все более жестокими, а тон фильма – все более мрачным. А после окончательного пробуждения своей натуры Кэтрин становится ненасытной не только до сексуального удовольствия, но и до желания избавиться от всех, кто стоит у неё на пути. По мере увеличения жертв Кэтрин и «Леди Макбет» теряют свои человеческие черты и сочувствие, оставляя лишь непритязательный, но неплохой кинематографический дебют.
* Леди Макбет вернулась на Родину или Джейн Эйр сорвалась с цепи?
Британская экранизация очерка Николая Лескова, основанного в свою очередь на одном из персонажей бессмертной трагедии Шекспира, являет зрителю с одной стороны буквальный пересказ произведения русского писателя, с другой же порождает новые интерпретации образов главных героев, их мотивов и даже финала всего действия.
Так черноокая молодая купчиха Катерина, бросившаяся в омут прелюбодеяния в попытке спастись от скуки и безделья и почувствовать себя наконец живой, превращается в руках Уильяма Олдройда в хладнокровную властную нимфоманку, сметающую на своём пути всех и вся ради достижения цели.
Сколь страшен мир, в котором нет любви, столь страшна и женщина, её не испытавшая.
Слепая страсть в бездушных руках превращается в неуправляемую стихию, способную уничтожить и своего создателя.
Но в фильме мы этого не увидим. Лишь тенистый густой лес и суровые нордические пейзажи Британии аллегорично подчеркнут всю безысходность одиночества главной героини, потерявшей Себя саму в большом мире... в запертом доме... в опостылевшем браке... в пылу первой страсти...
В далеком Британском царстве государстве жила была Леди Макбет... На самом деле не Леди Макбет, конечно же, а миловидная девушка среднего сословия, которую выдали замуж за северного Нортумбриевского землевладельца старше её по возрасту и выше ее по положению. Девушку не жалует как муж, так и ее семейство, вкупе со слугами, разве что только кот оказывается её ближайшим соратником. Будучи брошенной мужем, ибо тот то ли не хочет, то ли не может выполнить свои обязанности, а так же семьей, она пытается найти язык с прислугой, но сталкивается с не просто непониманием, но и вовсе с агрессией.
Со временем она, конечно, начнет адаптироваться и к людям, и к погоде, а потом и вовсе допустить такие вольности, о которых в приличном обществе не то чтобы не говорят, но даже не намекают.
Надо сказать, перенеся действие из провинциальной Российской глуши в глушь Британскую, история не сильно теряет, но изменяется в некоторых масштабах. Сценарий адаптирован и под современную реальность – половина актеров подобраны афро-британской наружности, - а диалогов либо вовсе нет, либо местами упрощены до безобразия, хоть и главная линия истории и мораль сохранены, всё же концовка фильма будет отличной от книги.
У фильма достаточно много недостатков, но есть и интересные находки. Как и в большинстве британских фильмов, картина получилось изысканной, даже не побоюсь сказать, минималистически красивой, операторская работа и свет на уровне.
Актёрская игра же в сей раз была достаточно поверхностной, как и сценарий, поступки не раскрыты до конца и мотивация этих поступков так же туманна.
В сети нет информации о покупки прокатчиками этой ленты для показа в России, но скорее ее скоро можно будет купит и смотреть онлайн.
Так как фильм оставляет противоричивое чувство и странное послевкусие, я бы его не рекомендовала для общего просмотра, разве только для любителей подобного кино, если будет нестерпимо интересно. Но некоторые могут пожалеть о потраченном времени и денег на этот фильм.