К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

О ФИЛЬМЕ «ЧИТАЙ, ЧИТАЙ»

30 марта я был на показе фильма Евгения Коряковского «Читай, читай» в кинотеатре «Иллюзион». Замечательный арт-хаусный фильм. Я назвал бы фильм событием историческим не только потому, что он документальный и является «плодом» своего времени, но и потому, что исполнение и вызванные эмоции – альтернативные в современном кино. Фильм – честный. Не смотря на то, что эксперимент, устроенный режиссером, не закончился совсем хеппи-эндом, но, уверен, он и не ставил такой цели. Результат нельзя было просчитать.

Я шел на фильм с определенным настроением, так как уже много читал и о нем, и отзывы… Из всей информации у меня сложилось ощущение: будет что-то из « Шести персонажей» Пиранделло или пушкинского «над вымыслом слезами обольюсь». Но не тут-то было! Фильм оказался абсолютно непредсказуемым. Благодаря актерам, а точнее - участникам.

Основной посыл режиссера я прочитал как «Momento mori.» Частично так и произошло, о чем говорит сцена в конце. «Игра», в которую втягивает режиссер, не оставила равнодушным никого: актеров, писателей, зрителей и, уверен, режиссера самого. По сюжету актеры рассказывают эпизоды из своей жизни, и им давалась возможность прочесть продолжение своих биографий, сочиненных современными писателями, что они и делали прямо на камеру. Разрывали конверт и читали с листа. Не обсуждение после прочитанного, а эффект «Здесь и Сейчас». Конечно, было бы смешно, если бы авторы написали угодный, желанный финал. Получилось нечто постапокалиптическое. Зато какая была живая (что и ценно) реакция актеров. Герои (многие) восприняли это лично, словно хиромант предсказывает им будущее. Жаль не все поняли, что стали персонажами литературного произведения, и не смогли посмеяться над прочитанным. Мне не хватило в них иронии к происходящему.

Важный план фильма – это портреты стариков. Как в театре, таинственные фигуры на заднем плане, молчаливо и почти безучастно слушающие эти юношеские монологи.

P. S: Очень понравилась история Димы Слинкина и Екатерины Гостевой. Если весь эпизод (их воспоминания и сочиненное Захаром Прилепиным продолжение) изложить в текстовом виде, будет хороший рассказ. И респект Саше Дырину за смех и, на мой взгляд, адекватную реакцию.

02 апреля 2016 | 15:52
  • тип рецензии:

Не так часто я вижу то, о чём хочется прокричать миру, обратив рассеянное внимание человечества на чудо. Чудо, которое встречается всё реже и реже. Особенно, российского производства. ОСОБЕННО, моего провинциального, хоть и губернского, города.

Фильм 'Читай, читай' талантливого ярославского режиссёра Евгения Коряковского мне посчастливилось лицезреть 29 февраля в Киноклубе Нефть. Исключительный фильм в исключительный день.

Все места в зрительном зале были заняты, студенты театрального института расположились по краям зала, что является совершенно привычным явлением для театра, но чего никак не ждёшь в кинотеатре. Все эти люди собрались, чтобы увидеть фильм, на создание которого ушло ни много ни мало 5 лет. Под мушкой камеры оказалось 10 актёров-выпускников мастерской Александра Кузина образца 2010 года. Они только выпустились, они только ворвались в Москву в поисках сцены, признания и самих себя. И прежде всего, важнее всего, что этот фильм не об актёрах, а о людях. Героями могли стать выпускники любого другого театрального вуза страны. И даже не театрального. Но те люди, те ребята, которыми они были 5 лет назад, что согласились поделиться своими жизнями, выпотрошить и на всеобщее обозрение выставить наготу своей души, оказались теми самыми, что должны были появиться в кадре. Именно в них, в каждом из них, звучит тот надрыв и надлом, что задают напряженный лад всему фильму и не отпускают до самых последних титров.

Здесь на фоне красивых пейзажей и отточенного музыкального сопровождения звучат некрасивые истории настоящей жизни без прикрас: кто-то признаётся в вечном вранье, что ограждает от неприятных реалий, кто-то делится историей любви, которой не суждено было пойти по пути 'долго и счастливо'. Каждому есть что сказать, и каждый хочет быть услышан. Вперемешку с короткими перфомансами вы увидите 'неудачные' дубли, что всё же не случайно вошли в фильм.

Десять историй реальных людей были продолжены десятью российскими писателями, как возможные пророчества, очередные попытки угадать будущее или же просто откровенные насмешки над судьбой незнакомых им людей. Поделившись своими историями, герои сменяют городской пейзаж на минималистический белый фон, где впервые на камеру знакомятся с теми письмами, в которых писатели делятся своими мыслями на счёт их возможной дальнейшей жизни. Одни читают и на каждое предложение кивают головой в такт звучащим строчкам, другие после прочтения рвут листки и признают написанное полным 'говном'. Обе реакции закономерны, и обе реакции подтверждают, что эксперимент удался. И испытатели, испытуемые произвели взаимовыгодный обмен, и не факт, что последние получили меньше: теперь идя по жизни, оставив этот фильм позади, они будут стремиться опровергнуть и преодолеть те неприятности, что 'предрекли' им авторы. Ну а нам остаётся лишь насладиться тем, что получилось в конечном итоге.

Каждый анонс и обзор на этот фильм, и даже мой, лукавят, говоря, что фильм посвящен лишь десятерым актёрам, тогда как на деле персонажей одиннадцать. И пускай последний не имел возможности из собственных уст поведать свою историю, за него со всей возможной искренностью это сделали другие. Через весь фильм проходят мотивы безысходности и отчаяния, но финал утверждает и даже провозглашает, что надежда была, есть и будет.

Покидая зал в пол-одиннадцатого вечера, где дискуссии во всю продолжались, я рассыпалась в многочисленных похвалах режиссёру и всем тем, кто приложил руку, душу и перо к созданию этого фильма, но больше половины мыслей и слов, прозвучали лишь в моей голове. Так это бывает, когда эмоции устраивают бунт на чердаке.

В очередной, но никак не последний раз, я благодарю всех за возможность увидеть это творение и не оставляю надежду, что каждый желающий сможет его посмотреть, да и я сама буду иметь возможность пересматривать его в те самые моменты жизни, когда перекрёсток будет казаться тупиком.

02 марта 2016 | 00:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: