К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм не входит в золотую обойму, давно именуемую пафосно 'классикой жанра', и однозначно идентифицирующую ее автора, давно и по праву ставшего иконой стиля и учителем для многочисленных последователей на последующие 70 лет - 'великого и ужасного' короля хоррора Альфреда Хичкока.

Но фильм гораздо глубже даже некоторых его культовых картин, давно ставших каноном, эталоном жанра, им же придуманного и им же доведенного до недосягаемого абсолюта. Таких столпов саспенса, как Птицы, Вертиго, Веревка, Психо, Окно во двор, На север...

Вопрос долга и принципов человека перед лицом нависшей перед ним смертельной опасности, еще никогда не достигали в кинематографе таких вершин.

Неизменное камео мэтра в самом начале фильма, как авторское факсимиле, сигнатура, беглый росчерк автора внизу очередного шедевра, вызывает умильную улыбку. Мастеру простительно все! Тем более, что даже такой маленький пунктик затем многие режиссеры возьмут на вооружение. Даже наш Эльдар Рязанов.

Фильм на все времена!

И да, в пьесе... хотя... нет, ничего не скажу...

24 октября 2020 | 18:18
  • тип рецензии:

Проповедник (Монтгомери Клифт) обвинен в убийстве уважаемого адвоката. Он знает, кто на самом деле совершил это преступление. Однако Отец, связанный тайной исповеди, не может раскрыть истинного преступника, поведавшего ему о свершении столь весомого греха.

И только девушка из прошлого (Энн Бакстер) может спасти душу священника, вырвав её из лап упрямого инспектора (Карл Молден), неистово желающего наказать виновного...

Порой долг заставляет человека слепо подвергать себя незаслуженным мукам, которые на самом деле должны по праву принадлежать другому, тому кто истинно заслужил их своими поступками. Покрывать другого, следуя своим принципам или обязанностям, может только неоценимо сильный человек, подвиг которого мало кто может оценить.

Данная картина непревзойдённого кино-маэстро Альфреда Хичкока великолепно играет на чувствах зрителей, повергая в шок возможной кульминацией всей истории. Однако американские цензоры 1950-х постарались изрядно исправить изначально задуманное завершение этой прекрасной ленты. Несмотря на это, Хичкок в очередной раз показал свою недосягаемую кино-гениальность, которой суждено сиять до скончания времён.

'Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.'

© Иоганн В. Гёте

08 июня 2018 | 14:18
  • тип рецензии:

Замечательный фильм! И прежде всего замечателен он великолепной игрой актеров. Для себя его отмечу, как один из образцов большого количества хороших исполнений своей роли. Очень убедителен главный герой в роли священника. К тому же и персонаж этот весьма интересен, прежде всего своими моральными принципами. Так же понравились перевоплощение Карла Молдена и мужественная выдержка, показанная Роджером Денном. Брайан Ахерн представлен в роли нелицеприятного прокурора, хотя по началу его персонаж выглядит довольно положительным. Но правда не все персонажи попали 10 из 10. Так например сцены с главной героиней, Энн Бакстер, выглядели больше театральными,(яркий пример: сцена разговора с мужем у камина или с пепельницей) а главный антигерой заметно переигрывал. Ждал чего то более значимого от священника с велосипедом.

Сюжет уступает самой идеи своей притянутостью. Главную героиню преподносят в самом светлом и благородном образе, коей она не может являться по определению. Перестала получать сладкие плюшки от своего 'любовь всей жизни' и ушла к 'удачная партия'. В итоге как перекати поле. По своей драме персонаж Пьера не уступает и священнику, за исключением того, что у второго всё на много серьезней. Слабо верится в правомерность и реальность эпизодов с допросом свидетельницы, наличием огромнейшего столпотворения людей у здания суда и мгновенного исчезновения её же за пару секунд. Видимо наличие этих ключевых сцен настолько важны для видения автора, что он делает им скидку на их смысловую насыщенность.

В целом фильм я посмотрел с большим удовольствием, полюбовался интереснейшими персонажами, поразмышлять даже пришлось кое о чем, возможно когда нибудь появится желание его еще раз пересмотреть.

8 из 10

19 февраля 2017 | 20:11
  • тип рецензии:

Известно, что Хичкок был не только первостатейным режиссером, но и глубоко верующим человеком, что, конечно, наложило отпечаток на его творчество. Каждый из его фильмов так или иначе касается темы рока, вины, греха, воздаяния, любви, проще говоря, формообразующих религиозных атрибутов существования. Тем не менее, фундаментом для его произведений, в основном, служили исключительно детективные или мелодраматические истории, которые только окрашивались в мистико-религиозные тона. Однако в 1953 году, Хичкок решил произвести инверсию отношений и создать приключенческий фильм из притчи о тайне исповеди. В результате, у режиссера получилась по-настоящему крепкая экзистенциальная драма наподобие бергмановского «Причастия» или «Дневника…» Брессона, однако, пронизанная типичными хичкоковскими мотивами жестокого убийства, несправедливого обвинения и очищающей любви.

Публика, привыкшая видеть от сэра Альфреда либо шпионские триллеры, либо психологические мелодрамы, естественно, была несколько обескуражена. Но даже не это сыграло главную роль в неприятии картины как зрителями, так и критиками. Камнем преткновения послужило само ее идеологическое ядро. Для массового зрителя (в первую очередь американского) постановка вопроса о противоречии между священными обязанностями и гражданским долгом казалось априори абсурдной. Сколь бы строгими и непреложными ни были сверхчеловеческие заповеди, но законы государственные всегда должны выполняться в первую очередь. Между тем, на столкновении двух начал надмирного/мирского и строится вся фабула фильма. Не увидев ее, теряется вся интрига, и картина рассыпается на разрозненные эпизоды без всякой связующей нити. Вот так американской публикой «эпохи вырождения» культуры был отвергнут и совершенно честно и наивно не понят один из основополагающих вопросов европейской религиозной мысли, с которого началась вся экзистенциальная философия. Между тем в контексте творчества Хичкока глубокая идеологическая подоплека фильма вовсе не является случайной, но, напротив, представляется квинтэссенцией и наиболее явным выражением его онтологических взглядов, о чем будет сказано в дальнейшем.

История, поставленная по роману Пола Антельма, повествует о приходском священнике Майкле Логане, который, исповедуя эмигранта Отто Келлера, неожиданно узнает о том, что тот убил Вилетта, местного адвоката, переодевшись священником. Полиция начинает подозревать Майкла, однако, тот не намерен нарушать тайну исповеди и участвовать в даче показаний, что противоречило бы святым догматам. Вскоре выясняется, что Логан мог иметь недружественные намерения в отношении Вилетта, который уличил его в любовной связи, недостойной пастора. В то время как герой полагается на божественное провидение, Келлер делает все, чтобы святого отца поскорее вздернули на виселице.

Почти в любой картине маэстро занимают почетное место такие субстанциальные категории как вина и любовь, взятые в своих крайних проявлениях. Прослеживая генезис развития категории вины можно увидеть ее постепенную трансфигурацию на разных уровнях. Поначалу все довольно типично – совершенно непричастного к преступлению человека обвиняют в том, чего он попросту не совершал. Потом все становится несколько интереснее и запутаннее – положительный герой поневоле (бессознательно, в целях самозащиты) втягивается в противозаконный процесс, и преступление совершается фактически его руками. При этом в экзистенциальном отношении он все также непорочен, хотя за учиненные им «злодеяния» уже приходится расплачиваться другому. Но самая неоднозначная ситуация была разработана Хичококом в картине «Случайные попутчики», «неслучайно» предшествующей «Я исповедуюсь». Вина в ней предстает, по сути, предметом символического обмена. Более того, ее возникновение опосредовано не внешними обстоятельствами, а сугубо личностным, экзистенциальным движением души. Т. е. она уже подошла к порогу глубинной интерсубъективности, который успешно пересекла в рассматриваемом фильме, пройдя путь от объективного мира через субъекта к Богу. В ленте «Я исповедуюсь» вина освобождается от всех юридических и мирских коннотаций, возвращаясь к своему религиозному первоисточнику в качестве имплицитной ответственности перед лицом всевышнего за грехи всего человечества. Речь идет о логически непознаваемом высшем долге, который, на что нередко указывалось в «Ветхом завете», может идти в разрез с нормами законодательства. Бесстрашно выполняющего этот долг, философ Кьеркегор обозначал как «рыцаря веры.» Именно таким «рыцарем» и является отец Логан.

Тут нужно особо отметить уникальную работу Монтгомери Клифта, которая тем более заслуживает внимания, что актер в основном играл героико-романтических личностей и был настоящим секс-символом своего времени. Тем не менее, Майкл Логан в его исполнении предстает воплощением чистейшей, абсолютно прозрачной личности, высшим воплощением добродетели и резинъяции. Клифту удается гениально сбалансировать в своем герое святость и человечность. Вся его фигура выражает христианскую покорность и подчинение. И лишь глаза (главнейшая часть тела в творчестве Хичкока!) выдают боль, страх и отчаяние, которые жестоко борются с верой в некую высшую истину и справедливость. Когда буря стихает, то в его неподвижном взгляде можно прочитать немой вопрос волновавший умы тысячелетиями: «А существует ли тот, ради кого стоит страдать?» Интересно, каким образом сам маэстро отвечает на этот вопрос.

На самом деле, Хичкок дает ответ тем способ, в котором является абсолютно непревзойденным до сегодняшнего дня мастером, а именно посредством визуализации и технического воплощения идеи на уровне формы. Т. е. когда само строение и организация кадра говорят куда больше, чем все в нем происходящее. В «Я исповедуюсь» нет места мастер-шотам в стиле «Веревки» и длинным планам, чья сценографическая разработка напоминает решение дифференциального уравнения. Планы крайне сжаты, но художественно насыщенны. По сути, за девяносто минут сложно встретить хотя бы две сцены подряд, выполненные в классическом решении. Фильм зиждется на оппозиции между съемкой под углом с самой нижней точки и невозможных строго симметричных ракурсов, снятых с «точки зрения Бога». Также можно заметить чрезвычайное обилие субъективных планов и нехарактерных для маэстро флэшбеков. Именно на этих визуальных решениях, а вовсе не на диалогах или даже ситуациях, базируется идейная подоплека фильма.

Например, рассмотрим маленькую сцену, занимающую всего секунд десять. Отец Логан, искушаемый желанием раскрыть тайну исповеди Келлера, «возводит очи горе». Следует субъективный план его взгляда. Мы видим невероятно высокий собор, подпирающий бескрайнюю небесную твердыню. Логан явно духовно укрепляется и направляется навстречу собственной смерти. Вдруг происходит нечто неожиданное. Мы переносимся на ту самую точку, куда только что смотрел персонаж, будто возвращая его взгляд, и, подобно демиургам, наблюдаем за шествием героя с небесной высоты. Более того, камера словно прячется за скульптурой, на которой высечен Иисус, несущий крест в сопровождении представителей римской власти! Таким образом, десятисекундный эпизод обогащает нарратив символическими коннотациями, меняет модальность взгляда на противоположную, отчего ситуация предстает совершенно в другом свете и очерчивает пространство повествования, расширенное до небесных сфер. Пример далеко не единичный.

В итоге, «Я исповедуюсь» можно обозначить как один из самых специфических и уникальных своей эклектикой проектов мастера. Может, по драматическому накалу и глубине идейной проработки он и уступает полотнам Бергмана или Брессона, однако ничуть не менее виртуозен и оригинален, как минимум, по технической части.

15 апреля 2016 | 19:54
  • тип рецензии:

Меня фильм впечатлил. Все дело в жанре и в возрасте. Теперь я понимаю, почему Хичкок до сих пор считается мастером триллера. Он уже в то время, 1953 году смог создать кино, которое будет держать вас до конца фильма. Я так говорю, потому что на данный момент это первый мною просмотренный фильм мастера Хичкока. Признаться честно, с самого начала я думала, что он будет чуток скучноват. Но он таковым не является, я просто привыкла к новому кино, все дело лишь в этом. А вышла я на это кино благодаря Монти Клифту, который прекрасно сыграл свою главную роль, да я в нем и не сомневалась, как никак, один из первых приверженцев системы Станиславского. Как и Марлона Брандо, считаю их обоих гениальными актерами.

Но вернусь к фильму, сюжет очень захватывающий, как я упоминала в самом начале. Его я описывать не буду, могу лишь сказать, что главная соль в том, что бы показать нам чувства и тревогу святого отца Логана. Не смотря на то что он знает кто убийца, даже то что тот подставил его и вообще не очень хороший человек, он все равно придерживается своих принципов, даже когда его судят и в зале суда он дает показания. Конечно, если бы не гениальная актерская игра Клифта, фильм не был бы так хорош, каким он все таки является. Мне симпатизирует воссозданый им герой, Майкл Логан, который прошел войну, записался сам добровольцем, а позже принял священный сан. И в том то и дело, он под саном не пытается спрятаться от ужасов войны. Он просто хороший человек, который хочет помочь другим, несмотря на его давнюю любовь к женщине. Просто он такой, и ничего не поделаешь. Вот именно потаму что он такой, какой он есть, с ним и случилась эта беда.

И да, мне кажется, что и без драматической концовки, которая была в пьесе, фильм все равно на высоте. Тут прошу прощение за спойлер, если кто не посмотрел еще фильм. Причина всему - человеческий фактор, паника. И очень справедливо. К тому же было бы как то странно, если бы следствие не рассматривало в качестве подозреваемого Отто Келлера, у которого был доступ и к приходу и к убитому адвокату. Да и вообще глупо опираться на улики, которые были у них.

8 из 10

07 марта 2015 | 13:55
  • тип рецензии:

Вот трудно мне углядеть в фильме 'Я исповедуюсь', какие-либо изъяны и недоработки. И не потому, что это Хичкок, Клифт Монтгомери и Энн Бакстер, а потому что фильм в высшей степени вычерчен безукоризненно и идеально. Такое кино смотреть одно сплошное удовольствие, право слово. Не верите ? Можно с лупой рассматривать разные нюансы и оттенки этой картины, но ничего, чтобы заставило мой мозг и мою душу сказать не верю, плохо сыграно, я не нашёл. И ведь история не тривиальна, что делает честь создателям сего произведения.

Начнём со сценария. Над потрудились несколько человек, а именно Георг Табори, Уильям Арчибальд и Пол Анзельм. И они пришли к единому мнению относительно того, что за история должна быть показана зрителю, что за кино нужно сделать, чтобы тронуло за живое и зацепило. Ну, а уж, в маэстро Альфред, тот что Хичкок в рекомендациях не нуждается. На экраны он переложил так, как Лионель Месси пробивает штрафные, точнёхонько в девять, поверх стенки.

'Я исповедуюсь', кино многомерное и глубоководное и не один риф преодолевающее. Оно выдержано и утончённо и спустя годы после его выхода, вопросы затронутые авторами, имеют место быть и по сию пору. Эта лента рассказывает об одном священнике, который по долгу церковной службы исповедует одного человека. Человека этого он хорошо знает, это некто Отто Келлер (О. Э. Хассе). Келлер работает, что называется на подхвате в церкви. Мужчина женатый, грузный и немного не в себе от того, что он содеял. А совершил он ни много, ни мало, а убийство, и теперь стало быть требует отпущения грехов. Поэтому и пришёл он к отцу Майклу Логану (Клифт Монтгомери). Но то ли не до конца он прочувствовал, что натворил, то ли по какой другой причине, а вот прийти в полицию и сознаться, наш убийца отказывается, а священник к его чести, не давит на него. Но только одной лишь этой составляющей, фильм не ограничивается.

Картина с течением времени расцветёт ярко и живописно, по всем кинематографическим канонам. Появится интрига, появится своя изюминка и психологические моменты посыпятся, как из рога изобилия. Здесь вам и история любви и жизни самого священника и благородство мужа женщины, тень подозрения которая падёт на героиню Энн Бакстер. Здесь и великолепная работа не только Клифта Монтгомери, но и какая-то чудовищная эмоциональная выкладка О. Э. Хассе, который все свои душевные силы бросил на алтарь искусства, дабы получилось то, что задумал Хичкок. И ведь получилось! И как получилось! Башню у его героя к концу фильма снесло не то слово. А как вы хотели ? Никто не хочет быть повешенным за убийство. Молодцом и Энн Бакстер, которая воплотила образ влюблённой и преданной женщины. А Дмитрий Тёмкин написал очень хорошую музыку, сопутствующую просмотру. При всё вышеперечисленном, я глубоко сожалею, что никто не поставил этому фильму десятку, а ведь он по сути заслуживает гораздо более высокой оценки, не говоря уже о зрительской симпатии и любви!

10 из 10

11 января 2015 | 03:34
  • тип рецензии:

Явно не лучший фильм Хичкока, эта картина, тем не менее, заслуживает некоторого внимания.

Церковный садовник-иммигрант пытается обокрасть, но ненароком убивает местного адвоката. Мучимый страхом и угрызениями совести, он спешит в церковь и исповедуется. Поскольку священник, отец Майкл Логан, на следующее утро приходит на место преступления и поскольку садовник пошёл на дело, переодевшись в сутану, под подозрение попадает сам Логан. А испуганный преступник не спешит сдаваться властям... Для молчащего Логана ситуация становится ещё хуже, когда выясняется, что с покойником он связан...

Хичкок замахнулся, в сущности, на тему мученичества. Логан рискует быть повешенным и сносит презрение толпы из чувства долга и порядочности, не открывая тайну исповеди, даже не пытаясь надавить на истинного преступника. Когда мы узнаем о его прошлом, то и там обнаруживаем, что Логаном всегда двигали порядочность и жертвенность. Тема эта очень сложная и, скажем сразу, в 'Я исповедуюсь' она решена не слишком удачно. Монтгомери Клифту не удалось (это не упрёк - такая актёрская задача крайне сложна и едва ли вполне исполнима) создать образ именно праведника - отец Логан в своей геморроидальной зажатости может вызвать уважение, но едва ли симпатию; кроме того, его образу недостаёт динамики - он готов на жертву (фактически, ещё до начала действия фильма), и это остаётся его основной характеристикой в течение всего сюжета. Убедительная и выразительная игра, но в рамках очень узкой актёрской задачи.

Гораздо интереснее оказался садовник-убийца Отто в исполнении О. Э. Хассе. Конечно, в значительной степени это объясняется тем, что сценарий и режиссёрская задача давали ему гораздо больше работы и пространства для творчества: Отто - едва ли не единственный персонаж, который меняется и развивается по ходу сюжета. Его главной движущей силой остаётся страх, но как разнятся проявления этого страха! Угрызения совести, бессильная дрожь, коварство, безумная - отчаянная - храбрость... Очень яркая роль.

Главная беда 'Я исповедуюсь', впрочем, в ином - в темпоритме и структуре фильма. Он длится всего полтора часа, но субъективно кажется. что намного дольше: очень растянутые и подробные сцены сменяют одна другую там, где зритель уже ждёт, напротив, более напряжённого действия и кульминации. Кульминации же в 'Я исповедуюсь' как будто и нет: должен ли это быть суд? сцена в отеле? Ни в один из этих моментов не оказывается достаточно катарсичным, ни на одном режиссёр не делает необходимого акцента.

Тем не менее, режиссёром тут выступает Хичкок, и это заметно. Напряжение ощущается чрезвычайно сильно в сценах, где почти ничего не происходит, символизм подан довольно откровенно, но смотрится достаточно органично. Стоит отметить удачную операторскую работу Роберта Бёркса - постоянная сжатость и вытянутость кадра очень соответствует характеру Логана, да и всей 'голгофской' теме фильма.

'Я исповедуюсь' - неплохое кино, которое планировало быть очень хорошим, и это его подвело.

7 из 10

01 октября 2014 | 22:11
  • тип рецензии:

Альфред Хичкок — мастер саспенса, одна из его излюбленных тем: ошибочное обвинение главного героя, вынуждающее его самого вести расследование преступления для доказательства своей невиновности. Но что, если пойти еще дальше? Что если дать герою ключ к разгадке, но так, чтобы он не смог им воспользоваться?

Молодой священник отец Логан бессонной ночью принимает страшную исповедь убийцы, кающегося в только что совершенном преступление. А ведь этот человек немецкий эмигрант Отто Келлер, которого сам отец Логан милостиво приютил в церкви и нашел для него работу. Тайна исповеди накладывает печать на уста молодого священника, заставляя лишь надеется, что убийца сам сознается в содеянном. Дело ухудшается, тем, что Келлер совершает убийство переодевшись в рясу священника, а отцу на руку смерть адвоката, пытающегося шантажировать его давнюю подругу. Странное поведение отца Логана на допросе, отсутствие алиби, делают его главным подозреваемым и затягивают петлю на его шее.

Каждый день становится испытанием, ведь с каждой минутой хранить тайну исповеди все сложнее: расследование причин убийства затрагивает личную жизнь священника и его прошлое. Стоит ли жалкий, вороватый немец страданий дорогих отцу Логану людей и запятнанной репутации, да и не просто репутации, а самой жизни? Он должен молчать, но сможет ли? Ведь человек, убивший однажды, переступил черту и теперь, находясь на свободе, может убить снова, пойдет ли священник на такой риск?

Камера кружиться вокруг отца Логана, все взгляды направленны лишь на него. Ракурс сзади - боязливый взгляд жены Отто Келлера; за ним по пятам следует сам Отто, выжидающий ответа, сможет ли святой отец принять безвинную казнь за другого человека, сохранив тайну исповеди; испытующий взгляд детектива, пытающегося проникнуть в саму душу допрашиваемого и выудить, что скрывается за молчанием, и толпа, наступающая со всех сторон, готовая разорвать на части священника-убийцу.

Игра Монтгомери Клифта, воплотившего образ отца Логан, вне всяких похвал. Несмотря на немногословную роль он смог отчетливо передать все, что творится в душе у священника, решившего во чтобы то ни стало вынести все предначертанные испытания в борьбе за истинность своих убеждений.

Как для любого фильма Хичкока все это лишь бестелесные слова, фильм стоит увидеть, проникнуть в глубь переживаний главного героя, почувствовать напряжение и с тревогой ждать роковой развязки.

9 из 10

01 сентября 2012 | 17:04
  • тип рецензии:

Посмотреть фильм стоит всем, потому что после фильма о многом задумаешся. Например, живут себе люди, борются за справедливость, особенно, когда с ними несправедливо поступят, но готовы ли они пожертвовать своей жизню ради принципов, ради священного обещания, когда обстоятельство складываются к ним жестоко несправедливо и можно себя спасти, но...выбирать нужно- или до конца идти священному обещанию и обязательствам или востановить справедливость и тем спасти свою жизнь ?! Главный герой, священник, который взяв на себя священный обед, не нарушает его, даже когда може указать на убийцу, который гуляет на свободе. Священника должны приговорить к смертной казни за убийство, которое он не совершил, но про подлинного убийцу знает только он и жена убийцы, но они молчат. В конце фильма все таки убийца себя случайно выдает.

Фильм должен был выйти с драматическим концом, священника должны были приговорить к смертной казни и тогда фильм бы получился больше впечатляющим. Но рецензия запретила, чтобы священника казнили, поэтому Хичкок изменил немного сценарий и драма не получилась. Хотя критики про фильм отзывались посредственно, для меня он очередной шедевр Хичкока, но еще и потому, что хороший актерский состав- Монтгомери Клифт превосходно сыграл свою роль, передавая зрителю чувства священника, несправедливо обвиняемого в убийстве, Карл Малден хорошо сыграл полицейского, особенно хорошо получился эпизод допроса священника в кабинете полицеского. У фильме много эпизодов, в которых Монтгомери Клифт сыграл превосходно и впечатляюще и ради этого уже стоит посмотреть фильм.

02 августа 2010 | 06:26
  • тип рецензии:

Безусловно, не шедевр и не лучший фильм Мастера. Но все равно очень и очень сильное кино (а по нынешним временам вообще фильм стал бы классикой, ну да ладно...).

Итак, священник выслушивает исповедь убийцы, но не может выдать того из-за своего сана, а потом волею стечения обстоятельств сам становится подозреваемым...

Как и в большинстве фильмов Хичкока, извилистый сценарный путь все же приведет к закономерному хэппи-энду, но вот то, КАК это произойдет, безусловно доставит удовольствие ценителям кино.

В данном фильме акцент сделан скорее не на неожиданность сюжетных поворотов, как, например в 'К северу через северо-запад', а на психологическую сторону. Расследование обстоятельств дела даст большинству персонажей проявить себя во всей красе, и, надо сказать, что каждый из актеров играет просто отлично!

В общем, очень и очень достойный фильм.

8 из 10

10 января 2010 | 21:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: