Я не сплю ночами для того, чтобы другие могли спокойно спать.
Шестисерийный сериал посвященный жизни великого кардинала Ришелье. В котором сценаристам мастерски удалось показать ключевые этапы жизни кардинала. Становление его личности с юношеских лет полных надежд. Которым однако не суждено исполниться, вынужденное решение в корне меняет не только его жизнь, участь самой Франции.
С кропотливой внимательностью создатели уделяют формированию его взглядов под влиянием людей и событий окружавших его с ранних лет. Вечная борьба, за горячо любимую страну, строительство обновленной Франции, необходимость постоянно доказывать преданность короне, верные соратники и враги с их бесконечными заговорами. Все это о гениальном Ришелье.
Сериал создан на довольно высоком историческом и художественном уровне. Среди авторов сценария, был французский историк Филипп Эрланже. Кто-то может сказать, сериал Ришелье исторически недостоверен. За каждым событием, стоят свидетели и у каждого свое виденье произошедшего, даже историки не имеют единого мнения. У зрителя приучившегося воспринимать двор Людовика XIII с точки зрения героев Дюма, телесериал однозначно вызовет недоумение от происходящего. Однако не стоит паниковать и удивляться, история не однозначна, данный сериал это вполне достоверно доказывает.
Блистательный сериал о жизни великого гения, кардинала Ришелье, стоит того чтобы потратит своё бесценное время на просмотр. Здесь превосходно все, от игры актеров, до хорошо прописанных диалогов.
Фильм на любителя. Если вас давным-давно не поразили в самое сердце Дюма, Гюго и прочие Дрюоны, если французские короли всех веков не стали вашей родной семьёй, если словосочетания «день одураченных» и «заговор Сен-Мара» не звучат для вас божественной музыкой, то этот фильм, скорее всего, не для вас. Да, конечно, «Ришелье» в том числе и просто добротное историческое кино, но в то же время это и галломанская субкультурщина. Всегда приятно освежить в памяти хорошо всем известные сплетни о приятных людях:).
Кино снято с любовью к Франции, истории и Ришелье. Да, авторы фильма однозначные поклонники великого лицемера. Будем честны, справедлива именно эта точка зрения, хотя все мы с детства привыкли считать Ришелье отрицательным персонажем и гнусным противником благородных мушкетёров. Этот же фильм исторически справедлив. Именно человек в красном создал Францию как сильное государство, без него не было бы ни французского классицизма, ни Академии, ни Версаля, ни романов Дюма - в общем не было бы весьма значительной части уже мировой, а не только французской культуры. И фильм – это ода, панегирик великому человеку. Но авторы ещё и нежно любят своего героя. Это не парадный портрет кардинала, а портрет в домашнем интерьере со всеми его милыми слабостями: любимые коты, вспышки безумия, когда Ришелье представлял себя жеребцом, минуты отчаяния. В общем, 6 серий наслаждения Арманом дю Плесси во всём его многообразии обеспечены. Впрочем, хорош не только заглавный герой. С остальным персонажами такое же стопроцентное попадание. Мария Медичи самодурствует до полной невменяемости. Бедный Ришелье: быть духовником и фаворитом этой «очаровательной» дамы - но на что ни пойдёшь ради блага государства! И как же я злорадствовала, когда Людовик выбрал не празднующую заранее победу королеву-мать, а непопулярного министра. Генрих Наварский жизнерадостен и очарователен: эпизоды с единением семьи и бычьим сыром - из любимого. Анна Австрийская, надменно подбоченившаяся и весьма упитанная - лучший экранный вариант легендарной французской королевы. Людовик из фильма тоже весьма адекватен и достоверен: похожий в своём парике на спаниеля, затюканный и закомплексованный, хоть лично мне и глубоко несимпатичен, но всё же не могу отнять у него его неоспоримого, главного и единственного достоинства, делавшего его прекрасным королём – он, хоть и с оговорками и обидами, но всецело подчинялся своему первому министру. Ну и конечно, прекрасная «семья» Ришелье, его интимный домашний круг: друзья, единомышленники, связанные общим делом и любовью к своему великому и иногда такому беззащитному другу. Я достаточно равнодушно отношусь к слащавой рекламе семейных ценностей, но над домом кардинала даже я невольно умилялась. Это не абстрактные родственники, по большому счёту друг другу не нужные, а люди, действительно связанные общей любовью и живущие общую жизнь. Нежно люблю эту компанию!
Но чем больше я их люблю, тем меньше мне хочется пересматривать последние 2 серии. День одураченных - вершина кардинальской карьеры. Когда кардинал в конце четвёртой серии вместе с Ла Валеттом, Мадлен и дю Трамбле прогуливается по саду, когда они все ещё молоды и полны сил - красота. Но пятая и шестая серия, в которых Ришелье стареет, теряет друг за другом серого кардинала и Ла Валетта, почти теряет доверие короля – нет, мы так не договаривались. Он спешит из последних сил успеть всё задуманное, но всё в его жизни, даже последняя победа – победа над Сен Маром несёт в себе привкус горечи, а не торжества. Он стремительно становится прошлым - отсюда трогательное посмертное примирение с Марией Медичи и завещание попугая – они больше не враги, а ровесники, современники уходящей эпохи. Да, Ришелье повезло, что ему было кому передать свою Францию по наследству, но Мазарини не в состоянии заменить умерших друзей. И когда Мазарини прогуливается по парку вместе с Анной Австрийской, заключая деловой и личный союз во исполнение заветов Ришелье – это уже совсем другая история, пожалуй, тоже прекрасная, но уже другая. Поэтому долой последние серии, не хочу видеть умирающего Ришелье, пойду лучше пересмотрю первые, где он ещё молод и амбициозен, где он ещё никому не известный епископ Люссонский, а создание Франции, победы и триумфы ещё впереди…
Великолепный исторический фильм. Поражает абсолютно все, начиная от команды, которая над ним работала: я говорю об участии в проработке сценария к фильму историка Эрланже, одного из лучших специалистов по Франции Старого порядка (претензий к нему может быть и много, но то, что это классик, никто отрицать не будет).
Далее об актерах и представленных персонажах: наверное уже не стоит говорить, что Пьер Вернье лучше, чем кто либо другой в кинематографе воплотил на экране образ «красного сфинкса». Но, пожалуй, отдельно, стоит сказать про Жака Анри, сыгравшего Людовика XIII. Такого Людовика Справедливого в кино еще не было – он настоящий! Здесь он совершенно справедливо показан, как вполне равный соправитель легендарного Великого кардинала, а не таким, каким мы его привыкли видеть в романе «Три мушкетера» (о череде экранизаций я вообще не говорю, с каждым последующим фильмом миф о слабовольном и ничтожном короле лишь укоренялся, да и сейчас мало что изменилось).
Ну и что касается всех остальных персонажей – великолепно. Истинное удовольствие наслаждаться игрой Марии Уиммер, воплотившей на экране образ «банкирши» Марии Медичи, да, пускай она не так дородна, какой была жена Великого повесы, но ведь не во внешнем сходстве дело. Актриса блестяще обнажила всю тупость, ограниченность, горделивость, надменность этой женщины, выказав ее в истинном свете.
Хорошо, что кинематограф еще снимает такие замечательные исторический фильмы: будь моя воля и естественно время в учебном процессе (чего, увы, всегда катастрофически не хватает), дети смотрели бы их на уроках истории. В прошлом году я вел факультатив «История Франции» в 162-й школе с углубленным изучением французского языка (г. Новосибирск), и как раз жалел. Что не могу показать этот сериал: где взять лишних 6 уроков?