Английский дипломат во Франции неожиданно узнает, что жена где-то пропадает. Обычно она говорит, что идет к подруге, а на самом деле отправляется в другое место. Дипломат нанимает детектива, тот, проведя расследование, ничего вразумительного сказать не может. Да, он знает, куда ходит его жена, но не видел там мужчины. Дипломат решает разобраться сам, врывается в квартиру, как и рассчитывал, обнаруживает жену в кровати, но рядом и вправду не мужчина, а крупная обезьяна. Скандала вроде как не получается. Более того, узнав о чувствах жены к животному, дипломат разрешает обезьяне перебраться к ним в роскошную квартиру. Фильм рассказывает о том, как они живут все вместе.
От японского режиссера, сказавшего в мировом серьезном и условно эротическом кино не последнее слово, в общем-то и ожидалось что-то подобное. Физической любви между женщиной и обезьяной он не покажет, но сама тема весьма симптоматична. То, что во времена молодости режиссера в Японии порицалось как тяжелейшее извращение, теперь становится темой вполне себе серьезной картины. Именно серьезность, кстати, и делает эту работу такой неоднозначной. Комедийный элемент здесь увидят только те, кто захочет его увидеть. По формальным критериям, по диалогам, по подаче темы и по невозмутимому лицу Шарлотты Рэмплинг понятно, что происходящее трактуется с всей серьезностью. С другой стороны, вполне ясно, что прямолинейное прочтение сюжета как реальной любви человека и шимпанзе тоже было бы ограничено. И вот здесь приходится угадывать, что хотел сказать режиссер. Что современные мужчины потеряли мужественность? Что общество потребления рождает монстров? Что женщины стали капризны? Прямо никакая из этих точек зрения не озвучивается, надо додумывать самому. Другое дело, захочется ли это вообще делать. Жесткое отстаивание героиней Рэмплинг своего права на связь с Максом (так зовут обезьяну), пожалуй, даже отвращает, потому что действительно кажется обычным извращением, берущим начало в пресыщенности жизнью. Причем никакой философии героиня не предлагает, отталкиваясь просто от чувств, которые-де не врут. Отсутствие философии не позволяет причислить ее к манерничающим в высоком смысле женщинам, ведь как раз именно маньеризм мог бы спасти и ее, и этот фильм, который иначе просто остается невнятной зарисовкой о зоофилии, то ли с целью ее защитить, то ли с целью посмеяться над выдуманными бедами современных западных людей. Так или иначе, основная идея этой работы просто ускользает. Для комедии она почти не смешна, для серьезной работы не имеет выраженного послания зрителю.
Не часто удается посмотреть «комедию», которая на деле оказывается иронией об обществе. Муж – дипломат, жена – домохозяйка. Имеют замечательного сына, огромный дом, отношения на стороне… И все бы ничего, но видите ли, женщине этого мало. Походы в зоопарк, заканчиваются покупкой шимпанзе, который становится ее любовником! Тема, представленная на оценку зрителю – настолько щепетильная, что задаешься вопросом, почему бразды правления над фильмом, попали в руки Нагисы Осимы, режиссера своеобразного кино, с намеком на пошлость, черный юмор, эротику? Своим фильмом режиссер показывает духовность в отношениях между супругами. Странным образом он это делает, взяв за объект, понимающего мужа, заставшего благоверную в объятиях шимпанзе.
Изначально зная сюжет фильма, я надеялась увидеть едкую сатиру, но приторность поведения главного героя никак не стыковались с моими понятиями жизни. Как можно расценивать историю, в которой на полном серьезе ведутся разговоры о любви между человеком и животным, и даже не о сексуальной ее составляющей, а эмоциональной? Честно признаюсь, в некоторых моментах фильма смеялась, нервным смехом. Например, на ужине, обезьяна, сидя за столом, показывает, что он – самец, а героиня Рэмплинг – его самка, а гости, как и зритель с удивлением приподнимают брови и не знают, как себя вести. Толи смеяться, толи плакать…
В целом фильм противоречив, как и сам его автор, который невнятным языком что-то говорит зрителю. Возможно, поднимает вопросы терпимости к адюльтеру или человечности в шимпанзе. Но воспринимать фильм, как комедию не представляется возможным, за исключением некоторых ситуаций. И расценивать отношения между представителями разных видов тоже. Истории, о которых упоминают герои, вообще за гранью: секс с лошадью или с собакой. Здесь, как видно, фантазии Осимы, продолжают жить и после его триумфальной «Империи чувств», на тему, что ниже пояса.
Сценарий фильма «Макс, моя любовь» неплох, если учитывать, что работал над ним Жан-Клод Карьер, знаменитый «Дневной красавицей», «Этим смутным объектом желания». Но фильму явно не хватает легкости, а тяжеловесность и серьезность соавторства с Осимой путает зрителя, так до конца, не понимающего жанра преподнесенного на суд «шедевра»…