Американские кинематографисты всегда питали особую слабость к созданию многочисленных продолжений тех или иных фильмов. Ведь зачем утруждать себя созданием нового продукта, который возможно не придётся по душе рядовому зрителю, если уже есть проверенный временем и опытом проект? Особенно сейчас, когда создание этих самых сиквелов, триквелов и иных продолжений пущено на поток. Однако в желании выдоить последние капли из “дойной коровы”, режиссеры очень часто снимают продолжения картин, которые этого не заслуживают вовсе.
Первый “Уиджи” и был таковым. Пусть первый фильм и был разгромлен критиками и зрителями, но заработал внушительные кассовые сборы для превращения во франшизу. Однако как же приятно, что создатели ленты учли все совершенные ошибки и основательно подошли к созданию продолжения своей ленты. Так как данный фильм режиссера Майка Флэнегана является редчайшим примером того, как продолжение оказывается лучше оригинала по всем параметрам.
Пусть данный фильм и является продолжением в принципе, но режиссер картины Майк Флэнеган вложил все силы, что бы снять абсолютно иной фильм по факту. Что ему пожалуй и удалось. Начиная с великолепной стилизацией лого Umiversal Pictures под фильмы 60-ых годов в самом начале ленты, режиссер картины Майк Флэнеган вложил все силы, что бы снять олд-скулный фильм ужасов. Всячески пытаясь воссоздать не только картинку и зернистость плёнки тех времен, но и дух и атмосферу фильмов того времени. Что безусловно охотно радует глаза на протяжении всей ленты и ставит данный фильм выше многочисленных собратьев по жанру.
Однако данный фильм постигла та же участь, что и “Сомнию” самого Майка Флэнегана, который сделал больший крен в сторону драматизма, а не в сторону фильма ужасов. Отсюда и не удивительно, что как таковых скриммеров в картине оказалось куда меньше, чем ожидалось и большая их часть собралась в финальных получасах картины. Тем не менее, все эти БУ-сцены поставлены просто великолепно и действительно нагоняют некую жуть при просмотре. Охотно радуя не только самой постановкой, но и атмосферой некого мистического саспенса, напряжения и остроты.
Сам сюжет как и было описано выше, делает существенный крен в сторону драматизма. Отдавая все силы тому, что бы разумно раскрыть всех действующих лиц картины, их мысли, мотивы и предназначение в данной картине. Именно вокруг этого и раскручивая весьма неожиданную кульминацию и равязку всего сюжета в финале данной картины. Невольно добиваясь того, что сама доска Уиджи оказывается лишь неким ключиком в руках главных героев, а не заявленным оружием. Тем самым, сведя обещанное создателями “проклятие” в иную форму и содержание. Чем пожалуй и добиваясь некоторой неожиданности повествования.
Очень порадовало наличие в картине извечных муз Флэнегана – молодой Анналисы Бассо и его супруги Кейт Сигел, которые снимаются практически в каждой работе режиссера. Бассо отлично справилась со своей задачей на экране, а Сигел выдала достаточно яркий и харизматичный образ. Пусть и не слишком продолжительный. Очень даже не плохи Элизабет Ризер и Лулу Уилсон, которые весьма уверенно отыграли своих персонажей на экране. Особенно Уилсон, которая вдоволь разыгралась в образе одержимой духами девочки.
7 из 10
Уиджи. Проклятие доски дьявола – это редкий пример того, как продолжение оказывается лучше оригинала практически по всем параметрам. Конечно же, ожидалось куда большее. Однако режиссер данной ленты Майк Флэнеган в очередной раз закрепляет за собой позиции одного из самых талантливых и многообащеющих режиссеров жанра. Сняв стилистично нетипичный, но атмосферно сильный и интересный олд-скулный хорор а-ля 60-ые.
Изо всех фильмов на тематику «Уиджи», фильм Майкла Флэнегана рассказывает как раз меньше всех о самой доске, но в тот же момент выглядит достойнее остальных. Если кто и может бодаться с «Заклятием» в плане целостности своей истории то это именно «Уиджи. Проклятие доски дьявола».
Но это не значит что фильм оказался очень страшным, хотя несомненно найдутся и такие которых эта история напугает, но его главное преимущество в том, что несмотря уже на заезженный каждый трюк и каждую сцену, режиссеру удается продавить неплохую атмосферу картины. До конца не был уверен, прольется ли в фильме хоть одна капля крови, как оказалось – ошибся, хотя продюсерам все же удалось это сделать филигранно тонко и не перейти в рейтинг «R».
Этот хоррор подкупает еще тем, что тенденция последних лет в жанре, порождает фильмы больше склонных к насилию, расчленению тел и откровенно жестоким сценам. И в таком извращенном изобилие фильмов, ленты вроде «Уиджи. Проклятие доски дьявола» выглядят откровенным спасением.
Режиссер Майкл Флэнеган по-тихонько становится директором квартала хорроров, пусть не самых оригинальных и сенсационных, однако отлично снятых и подходящих под статус разового просмотра.
Лос-Анджелесс. 1967 год. Молодая мать и две её дочери устраивают спиритические сеансы, чтобы нажиться деньгами. Для них это единственный способ заработка на жизнь, поэтому в ход идут любые средства, дабы не вызвать подозрения у клиентов. Однажды мать покупает доску 'Уиджи', чтобы хоть как-то разбавить интерес у людей, захотвеших пообщаться с духами. Но она не знает, какие силы может высвободить, если нарушит правила...
Актёры: Выделю одну неподражаемую девчушку Лулу Уилсон - её Дорис настолько вжилась в роль ясновидицы, что уже не вызывает подозрения у матери, если бы не сестра. Честное слово, от одной её фразы со страха из штанов выпрыгиваешь, или беседы с парнем сестры (Паркер Мак). Послужной список её хоррор-ролей хороший, она талант! К слову ещё появилась в вестерне 'Дела минувших дней, который я не раз пересматриваю, правда она не попадалсь на глаза, возможно потому что на главной роли Хенриксен, Стидл, Трехо, а Лулу трудно заметить.
Не менее заметную героиню Лину Зандер сыграла Анналисо Бассо. Девушка стала взрослее после 'Окулуса', но её талант не пропадаёт зря, и мы видим подростка, которая справляется с утратой близкого человека своми способами. Неожиданно удивила в конце. Теперь ясно, что героиня Линн Шэй из предыдущего фильма не спроста фигурирует в титрах. Поймёте.
Элизабет Ризер понравилась ещё с 'Призраков дома на холме', но ещё больше удивила ролью матери-шарлатанки, но которой не всё равно что будет с её детьми.
Генри Томас тоже отстаёт от коллег. Его герой давно пережил утрату любимого человека...Господи, куда не глянь, везде матери, одиночки, детки без отца...ладно, не стану винить героев. В общем отличный персонаж, раскрывающий не мало карт по ходу действа.
Заметил Кейт Сигел, в маленькой роли. И тут указан Даг Джонс - наверняка в качестве призрака.
Всё остальное: Майк в очередной раз доказывает что он может делать неподражаемые хорроры, ни чуть не опустив планку, и в качестве монтажёра. Правда, каждый проект по особенному уникален. На этот раз не только Джефф Ховард старался помочь Майку написать сценарий, но прочие люди, старались вытащить фильм из (дерьма) трясины, в которую её вогнала Стайлз Уайт, а пересъёмки ни чуть не повлияли на качество приквела.
Впечатления: Сиквел намного больше удивил, чем провальный приквел картины с Оливией Кук в главной роли. Продолжение оставило приятные ощущения послевкусия, иногда может показаться что это сказка, наподобие 'Сомнии', но благодаря чудесной постановке Майка Флэнегана, картина не скатывается в самообман, она изобилует хорошими скримерами, так что не отведёшь глаз (хотя мы с вами знаем, что ничего проклятого в игрушечной доске Ouija (от Hasbro) нету, только в 'Паранормальном явлении' появление этой доски казалось чем-то оригинальным. Но тогда на дворе был 2007 или 10-ый год, а здесь нет ничего удивительного, но всё равно) старается познакомить нас со всеми членами семьи, в том числе со святым отцом, который впервые на экране не пытается бороться распятием и святой водой против одержимой девочки. Сюжет лёгкий, но фильм безусловно один из лучших в карьере Майка.
Мать-одиночка Элис зарабатывает на жизнь весьма скромные деньги, изображая липового медиума. В этом деле ей помогают две дочки, старшая Лина и младшая Дорис, изображающие всякие паранормальные явления подручными средствами. Но однажды в их руки попадает ничем не примечательная спиритическая доска Уиджи, которую дети давно используют в качестве забавы. Но именно эту конкретную доску выберет для общения с миром некая жуткая сущность, поселившаяся в доме Элис и сделавшая маленькую Дорис сосудом Зла.
Когда в 2014 году в прокат вышла картина «Уиджи: Доска дьявола», даже нетребовательные фанаты простодушных ужастиков отметили, что она была полной мутью, скучной и нестрашной. Тем не менее, фильм умудрился собрать в прокате США свыше 50 миллионов долларов (при бюджете в 5), поэтому боссы студии Universal решили не ставить точку на этой истории. Прямой сиквел снимать не стали, а захотели создать отдельную историю с экскурсом в прошлое, для чего обратились к неплохому режиссеру Майку Флэнегану («Окулус», «Сомния»). В самом деле, новая лента о доске Уиджи получилась на порядок лучше, внятнее и интереснее, хотя шероховатости и недочеты тоже никуда не делись. Для начала, Флэнеган хорошо осведомлен о современных тенденциях и знает, какой колоссальный успех в прокате имели оба «Заклятия». Поэтому он, недолго думая, переносит действие в конец 60-х гг. ХХ века и старается имитировать хорроры ранней эпохи VHS, хотя, по правде говоря, у Джеймса Вана подражания старорежимным ретро-ужастикам получались лучше. Вдобавок Флэнеган, как и в «Сомнии», грешит выпадениями из ритма, слишком затягивая начало, но больше вопросов вызывает довольно неуклюжий, скомканный и не особо логичный финал. Завершение истории вообще выглядит так, будто снималось впопыхах, после долгих раздумий о том, как же все-таки закончить картину, и это сильно смазывает ощущение, поскольку в фильме очень много неплохих «бу»-моментов. В любом случае, уже приятно, что продюсеры учитывают прошлые ошибки и стараются улучшить откровенно провальные работы, после которых никто не ждет ни сиквелов, ни приквелов, так что «Уиджи: Проклятие доски дьявола» вполне сгодится как неплохой ужастик для просмотра в Хэллоуин.
Если в недавнем «Не дыши» слепой ветеран Стивен Лэнг (видимо, вернувшийся с Пандоры) говорит: «Вы даже не представляете, на что способен человек, разуверившийся в Боге», то в «Уиджа. Проклятие доски дьявола» души людей, умерших под пытками, вопят священнику, начавшему молитву: «Бог не слышит тебя. Бог не видит этот дом. Если бы видел, здесь не произошло бы то, что произошло». Это кошмар как экзистенциальное состояние, которое в кинематографе прижилось в фильмах ужасов. И если в «Не дыши» показали деструктивную инцестуозную отцовскую фигуру, то в «Проклятии доски дьявола» — беспомощную мать, оставшуюся без мужа, вынужденную в одиночку воспитывать двух девочек и зарабатывать даже обманом, чтобы не выселили из дома. Подобие отцовской фигуры здесь есть — это католический священник, однако по сравнению, например, со священником из фильма «Изгоняющий дьявола» он беспомощен перед злом. Когда он начинает читать «Отче наш», злые духи смеются ему в лицо и вселяются в него.
Русский перевод не совсем верный: фильм называется не «Проклятие доски дьявола», но «Происхождение зла» («Origin of Evil»). Он о том, что происхождение зла — в злых человеческих делах. Русский перевод, кстати, не только пытается спойлерить сюжет фильма — купили доску, а она, мол, проклятая, — но и делает это неудачно: проклятие ведь не в доске, оно лежит на доме, где живут главные героини.
Это не пыточное порно, и откровенных сцен насилия здесь нет. Все подробности встречи железа и плоти происходят не на глазах видеокамеры. Жуткие и страшные сцены жутки и страшны благодаря тому, что на актеров умело нанесен грим, звуковые эффекты звучат своевременно, а люди и вещи расположены в кадре максимально эффектно. Когда происходит самое мерзкое, мы этого не видим, как не замечаем мы и кошмары наших близких.
Всё здесь по наклонной плоскости. До того как начались события фильма, мать овдовела, фильм начинается с того, что семья — мать во главе, дочери помогают — проводит спиритические сеансы, то есть промышляет обманом. Дальше — хуже. Не буду спойлерить, скажу только, что вряд ли кто-то из этой семьи продолжит свой род. Эти люди закинуты, брошены в мир; пободавшись с обстоятельствами, они исчезают, и ничего после них не остается. Это даже не трагедия (трагедия есть там, где остаются смысл и добро), это просто абсурд. Когда старшая девочка, не контролируя себя, убивает самого дорогого человека, она как будто становится частью этого абсурда, механически-автоматического, неосмысленного, неосознанного, становится не-личностью, неразумной вещью.
Это фильм о мире, который покинут Богом, смыслом, добром и красотой. Если в «Изгоняющем дьявола» и «Шести демонах Эмили Роуз» священник представлял собой ощутимую угрозу дьяволу, то в «Происхождении зла» мы находимся в мире, из которого изгнан Бог. Символ мира, сохранившего в себе смысл и добро, — это умерший отец девочек, который в потусторонней реальности продолжает их любить и хочет им помочь. Но он беспомощен в той же степени, что и священник.
Итого. Картина беспросветная. Но упрекать в этом нельзя — все-таки фильм ужасов. Игра актеров — подобающая; нагнетание атмосферы — бесподобное; чувства жути и страха — еще как возникают; музыка — атмосферная; всё сделано отлично. И нервы пощекотать, и за жизнь подумать.
Судя по всему, режиссер и сценарист Майкл Флэнеган уже успел зарекомендовать себя одним из вполне достойных фильмоделов. Его талант в последние годы проявляется именно на поприще фильмов ужасов. Вначале, вышел вполне достойный 'Окулус', который, даже не самым плохим образом пугал зрителя. Затем, буквально в прошлом же году, Флэнеган познакомил своего зрителя с кошмарными снами маленького мальчика в фильме 'Сомния'. Последний, хоть и не двигал жанр вперед, но имел вполне оригинальный визуал и как минимум парочку таких же идей. Так что, до сих пор фильмы Флэнегана на мой взгляд не было принято ругать. А прошлый год оказался для него ещё и плодотворным, так как по мимо 'Сомнии', в кинотеатрах нас ждал приквел картины 'Уиджи: Доска Дьявола'. Тот фильм получился очень неоднозначным и мало примечательным. А сама работа над приквелом тем более удивительна.
Сюжет произведения начинается в 60-х годах, когда небезызвестная доска Уиджи вновь появилась в магазинах и произвела настоящий фурор на многих людей, которые с удовольствие проводили свой игровые спиритические сеансы с миром духов. Примерно так же относилась к данной доске и главная героиня фильма - Элис, молодая мать, которая живет совместно со своими двумя дочерьми и пытается хоть как то сводить концы с концами. Она пытается проводить настоящие спиритические сеансы, которые представляют собой чуть ли не театральные представления, для того чтобы облопошивать доверчивых людей, зарабатывая на этом. Только вот, Элис не учла одну деталь, с помощью доски Уиджи, действительно можно вызвать гостей из загробного мира и далеко не все они хотят только лишь поговорить со своими собеседниками.
В указанный проект я не верил практически до самого конца, так как слишком уж отрицательными у меня остались впечатления от предыдущего фильма, у которого, не было практически ни одного существенного преимущества. У Флэнегана с этим все гораздо лучше. Первое, что хочется отметить, так это великолепно воссозданную эпоху 60-х годов, все реализовано просто на отлично и ты практически сразу же проникаешься данной атмосферой. Многое сделано с умом и смотрится с неподдельным интересом. Но главное, что отличает качественный фильм ужасов от некачественного - это наличие действительно работающих скримеров и методов нагнетания страха. Скажу так, фильм не очень оригинален в этом плане и сильно напоминает 'Сомнию'. То есть, вроде бы и есть интересные решения, но работаю они не всегда, что печалит, но общий уровень все таки остается на вполне неплохом уровне. Честно говоря, новым открытием для меня стала Элизабет Ризер, очень миловидная и приятная актриса, которая просто идеально вписалась на роль одинокой матери. Претензий к ней вообще никаких. До этого, я мог видеть ее во франшизе 'Сумерки', но там, к сожалению, она играла совершенно непримечательную роль. А вот здесь, ей дали развернуться по полной и она превосходно справилась с этим.
Если у вас осталось неприятное послевкусие от просмотра 'Уиджи: Доски Дьявола', то это очевидно. У меня все в точности аналогичное. Но при этом, не стоит проходить мимо приквела Майка Флэнегана. Он хоть и не хватает звезд с неба, но хотя бы имеет в своей основе более качественный подход. Тут вам и великолепно проработанная атмосфера 60-х, и довольно таки приятный актерский состав, с прекрасной Элизабет Ризер, ну и даже не самые посредственные скримеры. Более того, качественные фильмы ужасов нынче являются очень редким явлением, а в жанре уже все давно было сказано. Но конкретно здесь, видны определенные старания и попытка реабилитировать неудачный старт франшизы.
Согласитесь, что вы хотя бы раз мечтали о том, чтобы заполучить в руки Доску «Уиджа» и сыграть вместе с ней в игру с духами. Честно сказать, подобная перспектива лично меня нешуточно пугает, но раз такие доски имеются, значит это действительно классное развлечение, хоть и с небольшими оговорками.
Существует немало случаев (легенд), когда «Уиджу» винили в гибели невинных людей, решивших скоротать за ней вечер. И в этом разглядел немалый потенциал продюсер майкл Бэй, поставивший по мотивам жуткой «Уиджи» популярную серию фильмов.
На этот раз сюжет разворачивается в прошлом и рассказывает историю убиенной семьи, опрометчиво занесшей в дом спиритическую доску. Актрисы, сыгравшие в этом фильме главные роли, выглядят впечатляюще, они словно на самом деле родня друг другу. В их переживания веришь и не сомневаешься, что они будут стоять горой за свой дом и за себя. Несколько подкачали только пугающие моменты. Они какие-то однообразные и предсказуемые. Но, повторюсь, драма и актерская игра спасают ситуацию делая из второй «Уиджи» жуткое зрелище, достойное внимания.
Советовать «Проклятие доски дьявола» к просмотру в однозначном порядке не могу, но если вы любите хоррор, то найдете в этом фильме немало интересного. По крайней мере, вы точно не разочаруетесь.
'Они играли на кладбище, друзья!' После просмотра этого зловещего ужастика, можно смело добавлять режиссёра Майка Флэнегана в категорию любимые, так как мне безусловно импонируют его творения, задумки и их практически бесподобная реализация. Зачастую в его картинах всегда водятся аппетитные скримеры, захватывающие с первых минут сюжеты и в большинстве своём достойные финальные развязки - 'Окулус' и 'Сомния' соврать не дадут про это, как минимум...
Не стал выбиваться из калеи и этот лайтовый, но эффектный хоррор - про неполную, состоящую только из женского пола, семью Зандер, которая зарабатывает себе на пропитание псевдоясновидением. Значит, любящая мама Элис (Ризер), практически белокожая Ода Мэй Браун в фильме 'Ghost', в помощницах у неё конечно не два сумошных афроамериканца, а две её жизнерадостные дочки: младшая Дорис (Лулу Уилсон), которая верит, что папа вернётся с работы и старшая Лина (Бассо) у которой свои подростковые шашни. Всё меняется, когда заботливая мамочка покупает новый реквизит на их псевдосеансы, в виде той самой спиритической доски Уиджа, с помощью которой можно призвать настоящие заблудшие души...
Честно признаюсь, что тот разорванный рот и вселение тёмной неизведанной твари, заставили почему-то оцепенеть, что аж на ногах щеть встала дыбом, но тем не менее скримерами Фленаган старается не кидаться, а эффектно, и само собой эффективно, делать их редкими, но меткими, так что после просмотра каждый boo-эпизод может запросто отпечататься в памяти и поджидать вас перед походом в сон. Вообще все жуткие моменты собраны в самом финале, катарсис которого, оставил меня почему-то довольным и удовлетворенным, так как я и не предполагал, что этот впечатляющий(!) псевдоэкзорцизм, так вкусно закончится.
А про актёрские работы предстоит говорить вообще только в положительном ключе, так как ещё совсем юные девчушки Лулу Уилсон и Анналиса Бассо, которых я где-то подмечал и ранее, просто показывают высочайший класс и мастерство, особенно малышка Дорис, которой пришлось изображать изгибы/корёженья, не подчинение гравитации, да и просто демона в себе, а ей всего было 11 лет...
Вердиктируя фильм 'Ouija: Origin of Evil', прежде всего, хочется отметить и выбор режиссёра в плане ретро стилистики ленты, которая визуально повышает градус напряжения и весь саспенс в целом, который без этого грамотного аспекта, смотрелся бы не так убедительно, если бы эти события происходили в наши дни.
Первую часть 'Уиджи' режиссера Стайлза Уайта я не смотрел. Картина как-то незаметно обошла меня стороной, да и судя по общему рейтингу, отзывам, вышла далеко неоднозначной и проходной. Сиквел же мне был интересен в первую очередь из-за режиссера Майка Флэнегана на счету которого уже имеются такие крепкие фильмы как 'Окулус', 'Тишина'. Пусть его последний фильм 'Сомния' вышел на мой взгляд несколько хуже предыдущих картин в плане хоррора, однако потенциал у данного режиссера явно есть. Его фильмы продуманы, качественно сняты, видно что Флэнеган относится с любовью к своему делу и на мой взгляд из всех нынешних современных режиссеров его почерк ближе всего по духу напоминает Джеймса Вана - создателя 'Пилы', а затем уже мистического хоррора. ('Мертвая тишина', 'Астрал', 'Заклятие')
К настоящему времени тема призраков и духов уже может показаться заезженной, предсказуемой, но меня радует как Флэнеган старательно подходит к своему делу. Его новый фильм 'Уиджи: Проклятие доски дьявола' пусть и далеко не первопроходец мистического кино и даже вторичен тому же 'Астралу' и 'Заклятию', тем не менее смотрится весьма захватывающе. Лично мне было очень интересно узнать чем закончится эта история, учитывая, что первую часть я не смотрел.
Фильм снят качественно, в мрачных тонах. Понравилась игра Лулу Уилсон, которую в скором мы должны увидеть в сиквеле 'Проклятия Аннабель' Дэвида Ф. Сандберга - режиссера 'И гаснет свет'. Девочка уверенно смотрелась в своей роли, а от ее жутких улыбок, оскала, внезапных появлений из-за углов лично мне становилось не по себе. Настоящий демон! Глядя на нее, вспоминались все известные 'зловещие дети' культовых фильмов - 'Изгоняющий дьявола', 'Омен', относительно свежий 'Дела № 39'. Анналиса Бассо мне запомнилась еще в 'Окулусе'. Актриса неплохо сыграла свою роль, показав реалистичные эмоции: горе, страх, гордость. Паркер Мак - ее парень в фильме, эдакий смазливый красавчик, неплохо показал себя, хотя его роль была второстепенна. Единственная, кто меня не впечатлил особо своей игрой - Элизабет Ризер: она казалась в некоторых сценах слишком безэмоциональной, словно вообще не понимала, что вокруг нее происходит. К остальным актером картины претензий не имею.
На мой взгляд 'Уиджи' Майка Флэнегана вышла куда интереснее и страшнее 'Сомнии', на которую я ранее возлагал большие надежды, а в итоге получил одноразовую драму с элементами мистики. Но все же сильнее 'Окулуса' в плане хоррора данный режиссер ничего не снял. 'Уиджи' проигрывает ему в плане общей атмосферы и безысходности. Все же спиритическая доска не так умело нагоняла жути нежели старинное зеркало и не могла держать в напряжении на протяжении всего фильма.
Из минусов картины отмечу некоторую затянутость - очень много лишних диалогов главных героев. В 'Сомнии' наблюдал нечто подобное. Я понимаю, что таким образом режиссер хочет подробнее раскрыть характеры действующих лиц, но все же для хоррора это не будет являться обязательным. Нам нужен саспенс, страх, пробирающий до самых костей - ведь именно за этим мы пришли в кинотеатры и вообще любим фильмы ужасов. Из-за некоторой затянутости, пропадало чувство страха, оно возникало периодически, а не постоянно как я того желал.
Вывод. На мой взгляд 'Уиджи: Проклятие доски дьявола' - достойный представитель жанра. Мрачный, хорошо снятый, качественный хоррор, пусть уже с избитой призрачной темой. Однако если относится с любовью к делу, то можно и из шаблона воссоздать конфетку. Майк Флэнеган именно так и сделал. Любители 'Астрала', 'Заклятия', 'И гаснет свет', 'Синистра' не должны быть разочарованы от данного фильма.
Не играть одному. Не играть на кладбище. По окончании игры всегда говорить 'Прощай'
'Говорящая доска', или же привычная для нас 'Уиджа' впервые появилась на прилавках магазинов в 19 века с легкой руки американца Элайджи Бонда, разработавшего настольную игру для всей семьи без малейшего намека на мистику. Компаньон Бонда же посчитал, что рекламная кампания нового развлечения обязана иметь необычайную особенность и приписал ей древнеегипетские символические корни, после чего 'Уиджа' окончательно и бесповоротно перешла из разряда безобидной детской забавы в разряд незаменимого оккультного инструмента, используемого самыми именитыми мистиками западного мира. Несмотря на это, 'Уиджу' без проблем можно купить в любом магазине и провести собственный ритуал общения с призраками в домашних условиях. Таким образом, первоначальная довольно простенькая идея Элайджи Бонда обрела необычайную вторую жизнь, поместив своего создателя на страницы истории. Повсеместное внедрение доски 'Уиджа' в популярную культуру не могло не отобразиться на жанре фильмов ужасов. Таинственный инструмент связи с потусторонним миром все чаще стал появляться в кошмарных историях, наставляя повествование на тревожный лад. При этом до 2014-го года сама 'Уиджа' не помещалась в центр сюжета, оставаясь на периферии хоррора в качестве желанного, но не основополагающего элемента запугивания. И лишь стараниями продюсеров Майкла Бэя и Джейсона Блума, а также империи развлечений Hasbro почитатели холодящих кровь кошмаров наконец узрели концентрированный ужас, исходящий непосредственно из 'Говорящей доски'.
Привлекательная и в действительности интригующая задумка отметилась весьма неплохим визуальным рядом, сносной игрой ведущих актеров, но вместе с тем неприятно удивила откровенно вторичным сценарием, неспособностью напугать до мурашек по коже и заимствованием практически всех надоедливых штампов жанра. Тем не менее лента безвестного постановщика Стайлза Уайта блестяще проявила себя в прокате, неоднократно перекрыв производственный бюджет. Для продюсеров 'Уиджи: Доски дьявола' лучших аргументов для разработки сиквела придумать было просто невозможно, и отбросив прочь назойливые критические заметки, они взялись за наброски продолжения, сменив в режиссерском кресле сомнительного Стайлза Уайта на перспективного хоррор-мэйкера Майка Флэнегана, постепенно становящегося значимой величиной жанра ужасов. Будучи увлеченным творцом из народа, Флэнеган пробивал дорогу к славе исключительно собственным упорством и талантом, пробивающимся сквозь недостаток финансирования и скептические броски недоброжелателей. Экспериментальное безбюджетное 'Отсутствие' открыло для него путь к неординарному 'Окулусу', после которого Флэнегана было уже не остановить. 'Тишина', 'Сомния' и, наконец, сиквел 'Уиджи', озаглавленный 'Проклятием доски дьявола', приблизили постановщика к статусу неприкасаемого в виду паталогического отсутствия у автора досадных прокатных неудач. Вместе с тем каждый фильм Флэнегана поддается детальному разбору недочетов и поисков логических не состыковок, однако его прошлые работы, как и 'Уиджа', обладают завлекающей мистической атмосферой, не отпускающей зрителя вплоть до окончания сеанса.
Сюжет сиквела разворачивается в 1967-м году, что делает его скорее приквелом, нежели традиционным продолжением. В центре повествования находится вдова Элис Зандер (Элизабет Ризер), практикующая постановочные спиритические сеансы, а также двойка ее дочерей - старшая и своевольная Лина (Анналиса Бассо) и совсем юная Дорис (Лулу Уилсон), принимающая авантюрную затею матери с чистосердечным детским озорством. Вполне обыденная, если не считать некоторые рабочие нюансы, жизнь семейства Зандер оканчивается в тот момент, когда мир за гранью по настоящему вторгается в спокойный обиход девушек и грозится ввергнуть все вокруг них в хаос... Сыграв в 'Уиджу' с товарищами, Лина и Дорис видят в доске немалый потенциал, и забавы ради просят мать прикупить игру домой в качестве отменного реквизита для постановочных сеансов. Но чем дольше девочки просиживают за общением с духами, тем шире открываются двери в потусторонние дали, и некий незваный гость уже готовиться вступить в полную силу через тело и душу маленькой Дорис, ставшей заложницей невинного развлечения, уносящего жизни.
Невысокие оценки оригинального фильма заставили продюсеров произвести работу над ошибками руками Майка Флинегана, и стоит отметить, что определенные недочеты 'Уиджи' Стайлза Уайта удалось искоренить. Место прямолинейной, абсолютно предсказуемой истории с банальным финалом заняла довольно крепкая драматическая линия повествования с интересными героинями во главе мистического буйства. Следуя традиции, заложенной еще в 'Отсутствии' и культивируемой в последующих фильмах, Флэнеган с упоением раскрывает привлекательные женские образы, оттеснив мужчин в сторону периферии. Образы, созданные режиссером и воплощенные на пленке Элизабет Ризер, Анналисой Бассо и Лулу Уилсон захватывают внимание, заставляют следить за ними и переживать так, словно с ними в реальности происходит что-то неладное. Флэнеган не побоялся уделить едва ли не половину хронометража сиквела бестолковой 'Уиджи' проработке характеров, что не может не радовать поклонников ужасов, соскучившихся если не по гениальным творением наподобие 'Заклятия', так хотя бы по крепким образчикам жанра, способным похвастаться героями, не обделенными душой.
Что касается ведущего звена хоррор-аттракциона под названием 'Уиджи. Проклятие доски дьявола', то с ним у Майка Флэнегана получаются нешуточные проблемы, искоренить которые создателю 'Окулуса' и 'Сомнии' так и не удалось. Уделив достаточно внимания образам главных героинь, режиссер напрочь забыл о запугивающих моментах, впоследствии заполнивших повествование словно на отмашку. Успевшие набить нешуточную оскомину резкие развороты камеры, громогласные звуки в совершенной тишине и бесконечные отражения в зеркалах того, чего там по идее не должно быть, не привносят в картину ничего стоящего, а лишь выступают в роли обязательного номера, который ну просто необходимо было вставить в картину, дабы считать ее хоррором. Единственное, чем Флэнеган способен испугать нас, так это эффектом неожиданности. О таком же понятии, как саспенс и постепенное нагнетание атмосферы зловещей безысходности в контексте 'Уиджи' приходится забыть. И все же 'Проклятие доски дьявола' даже с учетом множественных недостатков хочется смотреть до конца, ведь у фильма есть обаятельный ретро-стиль, хорошие актеры, грамотное построение сцен и несколько примечательных визуальных находок.
В итоге хочу сказать, что 'Уиджи. Проклятие доски дьявола' отчасти разбивает негативный осадок, поднятый оригинальной лентой Стайлза Уайта и пытается заинтересовать аудиторию привлекательной историей, схожей скорее на мистический триллер, чем на ужасы в классическом понимании. Режиссер Майк Флэнеган лучше всего чувствует себя в проектах собственного сочинительства, где над ним не довлеет тяжесть правил, заданных иными рассказчиками в оригинале, и тем не менее он таки сумел обойти ловушки 'Уиджи', постановив достойное внимание зрелище, открывающее дорогу потенциальному расширению франшизы Майкла Бэя, Джейсона Блума и Hasbro.