Возможно, мне стоило пойти в кино, тогда моё мнение было б лучше... Но да ладно.
Фильм просто-напросто злит кривой подачей информации. Зрителю надо давать информацию дозированно, а не так, как в 'Эволюции'. Сорок минут нам не понятно ничего. Потом мы начинаем только догадываться. И вот в конце на нас сваливают информацию тоннами. Так скрывать сюжет, стоимость которого - рублей пять - как минимум странно. И то, картина даёт ответы не на все вопросы, которые сама и поставила.
Что привлекает в фильме? Картинка. Действие происходит на деперессивно-суицидальном островке. Населён он мальчиками и странного вида женщинами. Антураж - очень тёмный, местами отвратительный. Хорошо сделана больница (или что это?), в которой творится самое страшное. Отлично передаётся атмосфера замкнутости, отрешённости. Как бы я хотел, чтобы смысловая нагрузка была сильнее.
Об актёрах сказать особо нечего. Отметить могу лишь Роксану Дюран, хорошо отыгравшую ту, в ком осталось что-то человеческое.
Под жанр загнать фильм трудно. Проходное кино. От того, что вы его не посмотрите, страшного ничего не случится.
Посмотрела фильм, будучи под впечатлением от 'Невинности', предыдущей и, на мой взгляд, поистине блестящей работы режиссера Люсиль Адзиалилович, хотелось познакомиться с ее миром поближе. Но, к сожалению, мои лучшие ожидания не совсем оправдались. Если сравнивать с 'Невинностью', то 'Эволюция', на мой взгляд, проигрывает предыдущему творению. Наверное, дело в особенностях сюжета, т. к. здесь акцент идет на неком намеке на научную фантастику.
Хотелось бы начать с положительных моментов. Первое, что бросается в глаза - это красота картин природы. Если в 'Невинности' полноправным героем был изумрудный лес, то здесь это море. Вообще, тематика воды, как я поняла, близка режиссеру. В 'Невинности' вода играет также важную роль, на что указывает обрамление самого начала и, впоследствии, титров, а также, если вспомнить, учительница по естествознанию в 'Невинности', мадемуазель Эдит, на первом занятии говорила о том, что все живые существа на Земле 'вышли' из океанских вод. А здесь, в 'Эволюции', режиссер напрямую обратилась к теме воды, сделав морские воды особым персонажем картины, неким подобием первобытного хаоса, откуда берет происхождение все живое. Вода так же связана и с состоянием некого первобытного покоя, умиротворенности, особенно это ярко ощущается, когда мы видим подводные кадры плавающего и ныряющего Николя, все это напоминает о водах материнской утробы, чувстве защищенности в ней. Море в 'Эволюции' - отец всего и царь всего. Это отдельный мир. То, как вода показана в фильме, эти сдержанные и мягкие цвета и звуки морских глубин, тот солнечный свет, который пронизывает водные толщи, не может не вызвать немого эстетического восторга. Также нельзя не отметить эстетику пустынного островного городка, этих голых стен домов, больничных коридоров и пустых глазниц окон, что создает ощущение какого-то безвременья и замкнутости. Выбор актеров мне пришелся по душе, особенно поразила необычная красота медсестры Стеллы (Роксана Дюран), во многом подчеркнутая работой гримеров, которые сумели придать ее чертам особый оттенок отрешенности, которая порой выглядит несколько пугающе, иногда лицо ее кажется почти что восковым в своем совершенстве, возвышенно-аскетичным, напоминающим лица женщин с картин эпохи Возрождения. Также мне кажется замечательным, что в этом фильме главными героями снова становятся дети, с их открытыми и чистыми лицами, без необходимости актерской игры как таковой, в ее привычном понимании.
Но если 'Невинность' оставляет после себя некий приятный привкус загадки, но общая канва, общая идея еще хоть как-то улавливается и читаема, то в 'Эволюции', как мне показалось, непонятным остается практически все. Эти женщины-морские звезды, то вживления инородных организмов в тела мальчиков (как у морских коньков, ведь у них мужские особи вынашивают будущее потомство), с последующим 'рождением', которое производится по принципу кесарева сечения, которое регулярно смотрит по телевизору персонал больницы, то странные эротические ночные ритуалы женщин на пляже...
Единственное, что я смогла уловить достаточно ясно для себя, хотя, возможно (точнее, более чем вероятно, учитывая особенности жанра), я ошибаюсь, это какой-то намек на обратный процесс в деле той самой эволюции (на что наталкивает название картины), то есть, если брать за основу, что те женщины - мутанты, а не просто иная раса, то этот остров, по-видимому - нечто вроде экспериментальной закрытой лаборатории по попытке людей уйти обратно в море, т.е. стать морскими организмами с их, если можно так выразиться, 'невинным' размножением, лишенным сексуальности, вернуться туда, откуда мы вышли сотни миллионов лет назад.
В ходе просмотра вопросов возникает слишком много, и в большей степени это обусловливается, с моей точки зрения, тем, что режиссер решила затронуть научно-фантастический пласт, который вкупе с базисом артхауса (который и без того далеко не очевиден и дает простор для мысли), как мне показалось, все слишком усложняет и нагромождает смыслы.
На мой взгляд, фильм находится на той грани, перейдя которую он потеряет всякое обаяние, и даже картины природы не смогут его спасти. Очень хочется надеяться, что Люсиль Адзиалолович не станет ее переходить в дальнейшем своем творчестве. Я люблю загадки и особое обаяние артхауса, люблю фильмы, которые неоднозначны и дают простор для мысли, люблю аскетизм и скупость актерской игры, практически полное отсутствие диалогов и музыки, некую отстраненность и неспешность, люблю акцент на эстетике, но здесь моя любовь, уважение к жанру, даже восторги по поводу 'Невинности' не позволили бы поставить данному фильму оценку выше
Занимательное исследование завораживающе-таинственного морского дна может привести к жуткой находке: одиннадцатилетний Николас обнаруживает на незначительной глубине недалеко от берега тело мальчика-утопленника. Вода омывает не менее таинственный остров, обитатели которого – сиреноподобные женщины сомнамбулического вида и их дети (мальчики 10-12 лет). Живут герои картины в невысоких однотипных постройках, лишенных благ цивилизации, - холодный и мрачный антураж жилых помещений поддерживает беспокойную и страшную атмосферу мистического острова. Мамы лечат своих чад от непонятной болезни странными средствами собственного приготовления, а по ночам собираются на скалистом побережье и проводят загадочные ритуалы.
«Эволюция» - минималистическая сверхгерметичная история со стерильными пейзажами и загадками на каждом шагу, немногословными героями и таинственностью, зримо присутствующей в этом изолированном пространстве. Обманчивые мамы-положенщины (не те, за кого себя выдают) со схожими чертами лица (все разом напоминают Тильду Суинтон) и одинаковыми платьями объединены в некое тайное сообщество и используют своих детей для достижения только им известной цели. Медицинское учреждение в стиле 50-60-х годов, куда помещают мальчиков, окутано угнетающими и тревожными оттенками, пропитывающими темные коридоры, затенённые палаты и медицинские кабинеты.
Хадзихалилович поместила героев картины в определенную теоретическую модель (в духе новой «греческой волны») с четкими ограничениями, размытыми целями и задачами (принесение детей в жертву; освобождение от обременительных пут деторождения и материнства). Визуализация абсурдного сказочного мотива представляет собой уникальный эксперимент по воспитанию чувств в условиях деспотического женского общества. Увлекательное путешествие по неизведанным территориям неземного устоявшегося матриархата представляет ценность как с эстетической, так и с идеологической точек зрения.