Когда море пахнет безысходностью (фильм великолепен, но беременным не смотреть)
Фильм замечателен. При том что я вовсе не ценитель артхаусного кино. Это пожалуй первое кино, которое можно отнести к данному жанру, и которое я просмотрел не отрываясь.
Во-первых, работа оператора. Не столько пейзажи (эка невидаль), сколько атмосфера. Смотря этот фильм, можно почувствовать тревожный запах йода и водорослей. Больница тоже неплоха, работа с современными неоархетипами.
Во-вторых, подбор актрис. Лицо медсестры чего стоит.
В фильме есть одна вполне хоррорная сцена (в ванной). От которой мурашки по коже. Эта сцена - дно, на которое мерно, не торопясь, затягивал морской омут фильма на всём его протяжении. Тут перед режиссером стоял выбор - оттолкнуться от этого дна и всплывать, или оставить героя, и зрителя вместе с ним, в безысходности, которую можно уподобить Марианской впадине.
И здесь мы переходим к 'В третьих'. Сопереживание. Достичь этого эффекта не так уж легко. Создателям этого фильма удалось. Я искренне переживал за мальчика. Потому что я поверил в этот мир, в эти скалы, в эту больницу, поверил в эти женские лица, чужие и мне и мальчику, но по своему привлекательные (настолько же может быть красива морская звезда, или медуза).
Ну и идея. Опять же, далеко не всякий фильм может похвастаться столь красиво, без перегибов и морализаторства, поданной идеей (это блюдо или подают неуклюже, или оно вовсе отсутствует в меню). Фильм антифеминистичен (как минимум, если говорить о радикальном и воинствующем феминизме). Но это ни разу ни агитка. Просто мир со своими законами, просто история в нём. Всё. А больше и не надо.
Интересно, откуда они брали мальчиков? Но режиссер даёт косвенные подсказки, а если что-то и осталось за кадром, это не в минус фильму: он не ставит целью детализацию мира.
Ну и заметьте, я так и не написал ничего о концовке. Смотрите, смакуйте видеоряд... погружайтесь на дно.
Не рекомендую смотреть только беременным, поскольку фильм касается тематики деторождения.
Никто не знает, куда заведет нас эволюция через несколько сотен лет или тысячелетий. Одни ученые говорят, что уже в недалеком будущем мы утратим привычные черты внешнего облика, превратившись в далеко не самых приятных индивидуумов без волос и нижней части челюсти. Другие исследователи считают, что человек сумеет преодолеть ограничения бренной физической оболочки и переродиться в пространственную материю, способную в один миг преодолевать гигантские расстояния, будучи единым целым с необъятной Вселенной. Писатели-фантасты неоднократно представляли нам свои наброски касательно будущего человеческого рода, и большая часть их изысканий носит весьма тревожный характер, заставляющий задуматься о правильности выбранного направления развития. Французский режиссер Люсиль Адзиалилович, известная по драматическому фэнтези 'Вход в пустоту', высказала свое мнение о том, что может ожидать нас в будущем, прибегая к излюбленным приемам творческого безумия, способного одновременно и шокировать, и вдохновлять. Тяжеловесная, мрачная анти-утопия под простым и броским названием 'Эволюция', выстраивает откровенно жесткие, бескомпромиссные мотивы, заставляющие зрителя почувствовать себя в несвойственных условиях, исключающих такой желанный и необходимый каждому из нас комфорт.
Итак, сюжет фильма разворачивается предположительно в будущем. Действие разворачивается на уединенном островке, населенном женщинами немолодого возраста и мальчиками, пребывающими под постоянным надзором заправляющего матриархата. Главным героем истории выступает Николас (Макс Бребант), неусидчивый ребенок, исследующий окружающий его мир с особым рвением. Однажды отправившись в традиционное плавание вокруг острова, Николас замечает бездыханное тело ребенка, погибшего при явно подозрительных обстоятельствах. Рассказав о происшествии матери, герой не находит у нее поддержки и решает самостоятельно докопаться до правды, однако правящая женская верхушка не спешит делиться секретами. Вместо этого Николаса помещают под надзор медицинской службы, проводящие некие подозрительные эксперименты, чьи результаты никто не спешит афишировать. Без женской поддержи у Николаса нет ни единого шанса выбраться наружу в целости и сохранности, но с мире, где правит некогда слабый пол, чувства сострадания еще не успели растворится в безвестности и у паренька все-таки появляется шанс на спасение. Но стоит ли ему бороться и к чему приведут его поиски - большой вопрос.
Твердая творческая указка Люсиль Адзиалилович исключила любые проявления инакомыслия на съемочной площадке, благодаря чему ее 'Эволюция' предстала пред нами плодом чистой режиссерской выдумки, незамутненной нежелательным вниманием студийных руководителей, позволивших сотворить из необычайной истории все, что хотела его создательница. Адзиалилович не боится играть с откровенно грязными красками, вгонять историю в затягивающее болото, буквально кишащее отвратительными червями. Жизненные реалии, показанные в 'Эволюции', пугают одним лишь видом, а как только мы проникаем вглубь этой беспощадной коммуны, то начинаем понимать, к чему приводит безраздельная власть одной ветви общества над другой и что поверхностные ужасы, это лишь блеклое начало, скрывающее за собой истинную агонию. И совершенно не важно, кто выступает в роли злого гения, под эгидой которого творится преступление против морали и праведности... Ну так кто выше? Женщины или мужчины, молодые или пожилые - на самом деле нет никакой разницы, ведь тирания и слепое следование за откровенно ложными идеалами приводит к череде ошибок, исправить которые не представляется возможным. Режиссер нарочито сгустила краски до самых мрачных тонов, провозгласила оду безысходности и отвратила часть аудитории от просмотра, сыграв на грани дозволенного. Но все ее творческие изыскания не проходят бесследно. 'Эволюция' не просто так врывается в наше сознание, наполняя его отторжением и отчаянием. История говорит нам о том, что в любом кошмаре есть проблеск, за который стоит хвататься, словно за спасительный канат и тянуться за ним пока есть силы. Возможно, философия Люсиль Адзиалилович на деле оказывается слишком простой, однако она ставит перед зрителями вопросы, не терпящие отлагательств. И пока мы думаем, что тревожное будущее никогда не наступит, а если и наступит, то явно не скоро, мы уже сейчас проигрываем борьбу, постепенно подходя к краю, переступив который уже не вернемся.
Таким образом, на противоположной стороне всепоглощающего мрака, безысходности и грязи находятся яркие краски, улыбки и надежда, трепетно сохраненные самой природой. Люсиль Адзиалилович не спешит раскрывать все секреты собственной фантазии, она говорит с нами загадками, ответы на которые мы должны искать самостоятельно. И в этом как раз таится истинная прелесть ее постановки, общающейся за зрителей намеками, выражающими мысли куда отчетливей нежели открыто брошенные в лицо факты, исключающие любые проявления логического мышления. Неприветливые островные дома, серые коридоры и мрачные медицинские помещения сменяются восхитительными пейзажами девственно чистой природы. 'Эволюция' словно мечется между двумя совершенно не похожими друг на друга мирами и заставляет нас сделать недвусмысленные выводы относительно того, что человек сам виновен во всех своих невзгодах. Постоянное стремление заполучить больше богатства, подчинить себе все сущее и возвысится над соплеменниками в конце концов приводит к одному и тому же результату - окончанию пути, после которого более нет ничего.
В итоге хочу сказать, что 'Эволюция' строит нам откровенно пугающие глазки, скрашивая шокирующие откровения жизни мрачного будущего красотой природы, выглядящей несколько чуждо на этом празднике удручающего пиршества. После просмотра фильма остается стойкий привкус гниения, вызванного нашей личной безучастностью, недальновидностью и эгоцентризмом. В открытую Люсиль Адзиалилович об этом не говорит, но мир, созданный ее неординарной фантазией позволяет сделать соответствующие предположения. 'Эволюция' нее собирается казаться привлекательной для всех, она такая, какова есть, без лишних прикрас. Не скажу, что знакомство с историей несчастного Николаса хочется продолжить, но и отказываться от путешествия на остров оживших физиологических кошмаров для аудитории, рыщущей в поисках нестандартного и неглупого кино, не рекомендуется. Так что добро пожаловать в еще один тревожный сон, способный без приглашения проникать глубоко в память и оставаться в ней надолго.