Потрясающе. Вот такого я ещё не видел. Бьются армии, численность чуть ли не до полумиллиона, а как? Выбегает один военачальник с копьем в руках и криком: 'УУУ, ИИИ, ЫЫЫ', - начинает разносить в пух и прах вражеские войска. Выбегает другой генерал и делает то же самое. А его армия стоит со стеной щитов и смотрит. Если же маленький отрывок битвы между солдатами, то 'хороших' сразу же давят. Но подбегает генерал и опять с криками: 'ИИИ, ЫЫЫ', - всех 'мочит'. Зачем армии. Больше генералов и все! Враг будет побежден!
Сюжет... Да нет его, как и смысла в фильме. Одни воюют с другими. Феодальные войны, что-то придумали, чтобы объяснить. Но не вразумительно.
Удивляют меня китайские фильмы.. Бессмысленностью, искусственными переживаниями и абсолютным отсутствием реализма. Эмоций от фильма не будет. На сказку не похож, а до исторического ну не дотягивает.
А про боевые искусства надо снимать другие фильмы. Ну не актуальны они, когда пытаются показать огромное сражение.
Очень хороший фильм, добротно сделанный и без нарушения законов жанра. Причем по-своему хороши обе версии - и полная в двух сериях, и в сжатом почти вдвое виде, который идет в прокате.
Сложно ждать от эпического блокбастера чего-то большего. Странно, что кто-то ищет здесь одной только драматической игры, хотя, если честно, и она выражена вполне достаточно - а Тони Люн и Такеши Канеширо так просто отлично сыгрались. Умницы. Жаль, Канеширо играет стратега и не показал нам как только он умеет владеть мечом. Но того требует образ, и нужно с этим считаться. Ничего не поделаешь.
Насчет иного - я не заметил никакой дихатомии на добро и зло, все очень по-китайски амбивалентно. Цао Цао конечно плохой парень, но и 'он не чужд артистизма, наш Блум', вполне соответствует историческому образу полководца-поэта, а мотивы его далеки от тоталитаризма per se. Очень глубокий получился образ, один из лучших в фильме, хотя и противоположный идеальной гармонической красоте южных полководцев. Что, впрочем, вполне соответствует контексту.
Теперь об историзме. Странно искать в экранизации одного из эпизодов 'Троецарствия' натурализма. При этом можно только порадоваться за китайцев, которые на современном технологическом уровне, и намного естественнее чем тот же 'Властелин Колец', отсняли одно из четырех произведений канона. Ни в России никто не снял до сих пор 'Слова о Полку Игореве', ни в Норвегии 'Эдду' или 'Круг Земной', ни в Японии 'Повести о доме Тайра', ни... Да ничего подобного наверное еще никто не делал. При том на красивейшем фоне ландшафтов и саундтрэка, с одними из лучших актеров жанра, на высоком уровне реконструкции, без ставших уже привычными антигравитационных трюков и понятных только китайскому зрителю сюжетных архетипов.
И если что-то не устраивает в подходе, конечно, можно вместо этого снять в марксистско-ленинском стиле, как писал Бо Цзюи, как 'люди едят людей'.
Собственно, как у нас бы и сняли.
Но это даже не экранизация Бо Цзюи. Это Троецарствие. И в то же время вполне в канонической идеализации. Но нужно быть как минимум Бо Цзюи, чтобы иметь право сказать о ней 'в тонких одеждах, на сытых конях'. Русскому человеку лучше не усложнять и не пытаться вглядеться в судьбы массовки. Иначе ничего не поймешь.
Включая детали. Катапультируемые гранаты и скорострельные самострелы, действительно, приписываются той эпохе. Недоумение к их наличию в кадре - простой европоцентризм, непонимание того, чем была Поднебесная и почему всегда была так занята собственными делами, пропуская нашествия варваров.
Так что если и могут быть какие-то претензии, я думаю, они не столько к г-ну Ву, сколько к нашему незнанию Китая и кинематографическим властям, делящим потрфели и много-много говорящим на тему, нужен ли соцзаказ, вместо лоббирования и организации подобной немалой работы.
Наверное, после Олимпиады в Пекине, это - самый удачный проект по продвижению Китая в мире. Странно, как можно в этом разглядеть какие-то внутренние идеологические противоречия (Гонконг, не Гонконг)... Это Китай. И это заставляет его искренне уважать.
Конечно, уши соцзаказа разглядеть при желании можно и в 'Антихристе', но я лично рекомендую всем успеть посмотреть 'Битву' на большом экране - просто для удовольствия, это редкий фильм в наши времена. Красивый как сказка и точный как клипсидра, неумолимо решающая судьбу героев.
Именно такими китайцы видят себя. Следовательно, именно таковы они и есть.
Слишком красивый для маленького экрана, слишком наивный для большого!
Фильм полон добротных масштабных, красивейших съемок. Это не только потрясающие батальные сцены, но и самый главный союзник уступающих в боевой мощи сил защищающихся, природа. Природа восхищает: горы, долины, вода, небо, туман, ветер. Они покровительственны, спокойны, переменчивы, прекрасны.
Герои несколько двухмерны в своих положительных и отрицательных качествах, но, не смотря на это индивидуальны и запутаться во всех этих многочисленных генералах сложно.
Сражения масштабны и в этой составляющей фильм можно сравнить с лучшими картинами в жанре.
А вот драмы не хватило. Восток нам все же понять сложно, отсюда и глупый смех в зале. «Троя» и «Гладиатор» нам, думаю, куда ближе.
'Им нашей загадочной китайской души не понять, этим лишь экшен да спецэффекты подавай, так пусть получат их сполна', - сказал режиссер-постановщик Джон Ву, нарезая свой пятичасовой эпос для российского и европейского проката. Оставшаяся от великого замысла половина, которую мне посчастливилось увидеть на экране кинотеатра, действительно изобилует действием и весьма зрелищными визуальными эффектами (сделано в Китае - вовсе не значит плохо). Не знаю, что осталось за кадром, но наверняка режиссер старался сохранить лучшее, и из нашинкованных километров кинопленки желал оставить самые нужные метры.
Говорят, пятичасовая версия много полнее и масштабнее. Возможно. Однако лично я прибалдел еще в кинотеатре и потом, пересматривая, смаковал снова то, за что можно полюбить эту картину: пролеты камеры над вражеской флотилией, величественные пейзажи юга, как натуральные, так и нарисованные, народная музыка, тактические приемы стратегов, один хитрее другого, масштабные битвы многотысячных армий, одна грандиознее другой, благородные генералы и правители, злобный, как и полагается, злодей, и конечно, самое главное, - атмосфера восточной легенды, мудрой, созерцательной и захватывающей.
Легенды... Да, легенды, ибо не воспринимать же все это всерьез, а затем укорять постановщика за бои с неуязвимыми богатырями-генералами, которые в одиночку справляются с (больше или равно) десятью солдатами противника, за картинное злорадствование Цао Цао и за прочие прибаутки, включая 'похищение' стрел врага на соломенных лодках, игры на цине для настройки плодотворного союзничества и предсказания погоды на основании поведенческих архетипов южных облачных масс, затыкающие за пояс даже самых авторитетных синоптиков. Немного скатываясь ближе к финалу в банальщину и предсказуемость, Джону Ву удалось в целом сохранить стиль и стройность повествования, не растерять ту самую атмосферу, где уместен пафос и эпическая музыка, и создать достойную иллюстрацию к одному из эпизодов многовековой истории своей могучей страны.
Известный на весь киноманский мир невысокий человечек с блестящей лысиной и хитрым прищуром, снявший тучу штампованных развлекалок, становящихся только хуже и хуже с каждым последующим подарочком, после возвращения на родину только выиграл в профессиональном плане. Ему сразу же отвалили громаднейший в истории китайского кино бюджет, и доверили сотворить красивейший и колоссальнейший в его жизни боевик. И гораздо более талантливый, чем последние американские подделки... простите, поделки.
Ей-богу, много лучше отдавать должное заслугам Имоу заимствованиями и цитатами в собственном произведении на родине, нежели продавать никому ненужные однообразные боевики с очередной затухающей звездой в Голливуде. Здесь бюджет расходуется с куда большей пользой, актерское ремесло несказанно дешевле, а со статистами в двух-миллиардном Китае вообще никаких проблем нет! Главное наклепать побольше костюмов и копий, и вперед, сталкивай лбами корабли, сжигай флотилии, маши кулаками в первоклассном экшене от мастера рукопашки и того еще пиромана Джона Ву.
Зрителю обещается два рода удовольствий: низменное, заставляющее раскрыть рот от наблюдения за крушением деревянных судов и от всех этих кунг-фу схваток во время древнекитайских перестрелок, и более высокое, светлое, после того как весь замысел будет впитан сердцем, пройдет сквозь вкусовые рецепторы счастья и снизойдет на тебя краткосрочным просветлением после оптимистического финала.
Будем ждать от китайца новых успехов в родном краю.
208 год н. э. Неудержимый генерал Цао Цао подмял под себя нерешительного принца империи Хань, и объявил войну южным землям, решив прибрать к рукам весь Китай. Войска правителя Лиу Бея отважно ему противостоят, но силы неравны, и толпа беженцев, которых они охраняют, вынуждает воинов отступать. Зная, что в дальнейшем Цао наметился на захват царства Ву, Лиу Бей посылают талантливого стратега Чжуге Ляна, дабы тот договорился о военном союзе с тамошним правителем Сун Цуаном и его братом-полководцем Чжоу Ю. Войны то не миновать, а помошь очень не повредит.
Завершив среднеуспешную карьеру в Голливуде (в последнее время режиссёру откровенно не везло), Джон Ву перебрался обратно в Гонконг и сразу замахнулся на 5-часовой военно-исторический эпик (я сейчас, соответственно, тоже буду вещать обо всём кино разом). Несмотря на более-менее положительную реакцию зрителей и технические награды, мастер боевиков всё-таки под таким масштабным материалом просел.
Сценарий хорошо справляется с большущим количеством героев «Красного утёса», каждый из которых важен для истории. Можно так за весь фильм и не запомнить имена действующих лиц, но кто за кого и кому кто приходится врубиться достаточно просто. А вот что касается сюжета, здесь у Джона выходит не так гладко. Точнее наоборот, глаже некуда! Вообще, редкий случай, когда для внезапности в фильме совсем не остается места. Наравне с батальными сценами, половина фильма отводится стратегическим разговорам о том, как бы лучше обхитрить противника. Немного поспорят, запудрят мозги философскими трактовками, в итоге намечают план, а потом… с точностью его исполняют. Сказали, что стрелы добудут – добудут, не сомневайтесь. Ветер изменит направление в час ночи? Так и произойдёт. Ай молодцы, стратеги! У противника фактически нет шансов. Особенно, когда он самоуверенный дибил (ну как можно накануне решающей операции распивать чаи с женой противника!!!). Один несётся с «криком кия и ударом ноги», оппозиция же дружно включает голову и ломают ей Цао нос. Зрелищно, масштабно, эпично, да-да, только для зрителя эти ситуации быстро превращаются в эхо а-ля воплощение структурного сценария. Доля увлекательности неизбежно теряется.
Но это же старик Ву, может он чем другим удивил. В связи с сабжем в первую очередь вспоминаешь о батальных сценах, и здесь постановщик кое-где да отличился. Отнюдь не везде, но, например, не может не запомниться мощная стратегия загона противника в боевой механизм «черепаха», или отбивание атак со спиногрызом за плечом («Круто сваренных», по ходу, реанимировал). Чаще, правда, создаётся ощущение тяжеловесной неповоротливости боёв. Сравнение странное, но вспоминается тот момент из ужастика «Колыбель кошмаров», где демон Дэнни Филф откуда-то выхратил нереальных размеров лезвие и легонько чикнул мужика по горлу. Вот и тут также. То скачут по воздуху, как Леголасы (тут реально как у Джексона в «Битве 5 воинств»), то лениво швыряют статистов, размахивают пиками и дохнут от потери крови через царапину. Что естественно, ведь одна царапина стоит сразу пары литров крови (вначале с копьём показательный эпизод). Кровищи вообще Ву не жалеет. За пять часов баталий можно легко наполнить Лебяжье Озеро.
Но битвы-трупами (главные герои умирать не спешат, зато статистов нагнали как муравьёв), а вот тылы неприкрыты. Драматизмом 1990-2000-х режиссёр, видимо, сыт по горло, но здесь ведь сам жанр требует, войнуха же без конца и края. А в «Красном утёсе» всё сухонько и механично как в Воркрафте (вездесущей компьютерной графы, кстати, не меньше). Самый драматичный момент – коллективное принятие родов у лошади. Впрочем, он же и самый нелепый (второе место отводится дурацкой комедийной линии романа принцессы-шпионки и воина-дурачка). Именитым актёрам, соответственно, остаётся играть только хитрожопость при тыкании пальцем в карту и ярость при махании саблей. С музыкой тоже «Гладиатор» не удался. Ханса Циммера с Лизой Джеррард (как “MI:2”) Джону Ву тут ой как недостаёт. Разве что запоминается сугубо музыкальный рубильный бэтл на двух цисяньцинях (что-то типа наших гуслей, похожих на лежачую гитару).
В общем, что подумалось. Для американского проката Джон Ву «Красный утёс» сократил до одного 2-х часового фильма. Может, это всё же был лучший вариант, так как что к чему в этой истории понимаешь задолго до финала.
Читаю рецензии. И возникает резонный вопрос, а что мы все смотрели? Батальные сцены? Подвиги героев, которые воспеваются в легендах? Битву до самой смерти? Или философскую идею, идею о мире? Вспомните последние слова фильма: 'Тут нет победителей' говорит толпа победивших перед двумя выжившими из 800 тысячного войска.
Почему это было сказано? Просто просмотрите еще раз фильм не с точки зрения битв, а с точки зрения эстетики: наслаждения чайной церемонией (где каждый глоток имеет свой вкус и аромат и игра актеров заставляет нас это переживать самим), игрой на гуцине (восхитительные мелодии, которые передают мысли актеров, их состояние, их готовность к определенным действиям и эти действия становятся понятными зрителю только благодаря музыке!), сякухати, созерцанием природы (чего стоит ворвавшийся поток осенних листьев в зал) и боевых упражнений... А затем сконцентрируйтесь на всем, что говорит стратег. Режиссер очень грамотно показал его роль. Не воина, а землепашца и миротворца. Не даром каждое свое действие он объясняет законами природы, которые он почерпнул из обычной жизни путем созерцания и труда. Не даром он не применяет оружие, хотя и умеет его мастерить. О чем этот фильм? О том, чего может достигнуть нация, когда она живет без войн в мире. Думаю, что китайцы дали свой ответ.
Великие герои древней Греции без проблем справлялись с наседавшими на них противниками, чего уж говорить о богатырях русских, которые одним махом десяток супостатов укладывали. Странно слышать в адрес точно такого же полуфольклорного эпоса претензии в плане историчности и достоверности (как известно, практически любой факт из древней истории проходит сквозь призму приукрашения и, чего уж греха таить, надувательства). Генерал копьем отбился от сотни противников! Быть такого не может! Ну, допустим, тогда у генералов и животы поменьше были, и подтягиваться они, наверное, умели...
Ну, конечно, понятно, что больше всего может вызвать вопросов *якобы* отсутствие характеров. Оба фильма в сумме идут под пять часов. Батальные сцены - самое большее - занимают часа два. Честно - не замерял, но наверняка и полутора часов нет. А что же все остальное? Те самые характеры. Нас знакомят с верными друзьями, любящими супругами, тщеславными правителями... и простыми крестьянами, которые мечтают вернуться с войны домой. Неразделенная любовь, предательство, обман, коварство, честь - высокопарно, но все весьма уместно. Фильм может показаться весьма пафосным, но с циничными оценками лучше не только не приближаться к большинству отличных фильмов, но и не читать исторических книг. Ведь чудеса случались - и битва у Красной скалы - исторически достоверное чудо.
А вот 'Битва у Красной скалы' в кавычках - в свою очередь чудесный фильм. Пусть он не дословно следует историческим событиям, достаточно прочитать что-нибудь о Китае тех времен, и знакомому с жизнеописаниями Македонского или Цезаря станет понятно, что в Поднебесной мыслили какими-то иными категориями. И, если не считать эпизодов '1 генерал против 100 врагов', все так и могло быть. Впрочем, если бы достопочтенная публика утруждала себя чтением книг, она бы не возмущалась 'нереалистичности' концепции 'один в поле воин', потому что и Македонский чуть ли не в одиночку пошел на штурм города в Индии (где и был ранен), и Ричард Львиное Сердце, помнится, практически один выиграл сражение, когда сарацины застали врасплох расслабившихся крестоносцев.
Куда уж до таких подробностей современной публике - она лишь способна критиковать красивые сказки и не видеть глубокие вещи за ширмой шикарных спецэффектов. Когда мы смотрели этот фильм, мне стало обидно, что в Китае снимают такое кино (а еще - 'Крадущегося тигра...', 'Дом летающих кинжалов' и т.п.), а у нас (в современной России) и близко к подобному уровню не приблизились. Характеры персонажей, историческая достоверность (насколько можно судить непосвященному зрителю) и проч., и проч. - все проработано на высшем уровне.
Кто-то писал, что 'Красная скала' многое позаимствовала у 'Трои'. Может быть. Но в конечном счете она и получилась лучше этой самой 'Трои'. Тем удивительнее, что об этом фильме я узнал совершенно случайно. Оказывается, уже два года как существует дилогия о загадочном мире раздираемого на части Китая. С коварными тиранами, мудрыми стратегами и отчаянными рубаками. И как его можно было пропустить?
Единственный совет всем, кто еще не смотрел этот фильм: дайте ему шанс. Первая половина - это только начало. Чем дальше, тем интереснее. Тем же, кому первая часть понравится сама по себе, вторая уж точно придется по вкусу.
P.S.
А еще я сразу запомнил кого как зовут. Если фильм - серость и посредственность, я не запоминаю имена персонажей, даже если их играют известные западные звезды.
Я взялся за перо, хотя и не собирался. Просто некий 'зритель' обвинил режиссера Ву в 'ремесленничестве'. Дескать, крестьяне с их трудом не показаны, каллиграфия, менталитет, обычаи. И все такое прочее. Я задумался. А мы одно кино смотрели? Или как в старой русской пословице 'смотрит в книгу - видит фигу'?
Да, Ву ремесленник. Иначе он был бы Тарковским, Триером или Эйзенштейном. Ремесленники Лукас, Спилберг, Верхувен. Оливье творит 'Гамлета'. Куросава тоже. Козинцев. Но опять же Бессон или Коппола могут дать такой трагизм. Но они ремесленники. Сиречь - МАСТЕРА! Мастера ремесла. И любим мы их за другое.
Пустое послание Цао Цао. Чайная церемония перед битвой, которая ОТВЛЕКЛА полководца от боя. Слово 'мир', написанная как раз каллиграфией. Крестьяне, которые как раз спасены упорной обороной. НЕ НАДО нам мирной жизни этих крестьян. Почему? Потому что перед нами не опупея сериал в 52 серии. Нам показывают самые критические моменты жизни. Ватерлоо, Бородино, Красная Скала. Однажды нам показали тягомотину 'Перл-Харбор'. Получилась дрянь, все, кроме самой битвы можно выкинуть в помойку.
Ибо великая сага требует не лишних эпизодов. Мелочи - эвакуация крестьян, тиф, каллиграфия, природа, чай, любовь - это здесь все есть. Да, эти эпизоды по времени иной раз не маленькие. Но все стремится к главному - БИТВЕ. Это их ЭПИК. Восточный. Где вся философия рассыпана по фильму как бисер. Просто ЭТОТ менталитет надо УВИДЕТЬ.
Скажу честно, все великие легенды и саги о прошлом Китая - это 'госзаказ'. 'Госзаказ' императоров, правителей, партии. Зато какие картины разворачиваются перед нами! 'Ватерлоо' - госзаказ Запада. 'Война и мир' - наш госзаказ. И мы любим эти фильмы! Ну и весь мир открывает рот на китайских фильмах. Вот это да! Причем Толкиен заведомая сказка, а тут - черт его знает... С Европой все ясно. Наполеон или Веллингтон точно реальные лица, как и их генералы. Но...
Но там генералы не могут сражаться как волшебные герои. А здесь могут! И мы наслаждаемся этим! Благо ТЕ генералы только так по европейски называются. На самом деле часто они лезли в гущу сражения (кстати, Цао Цао этого не делал).
И опять же - МЫ ЛЮБИМ их за ЭТО! ТО бишь ум и стратегия сочетается с боевым искусством. Все же это эпик, легенда.
Теперь только Китай может дать это миру. Как раз со спецэффектами у них слабо.
Но люди - вот тут смотришь не отрываясь!
Сочетание восточного металитета с яркой образностью, восточных характеров с боевкой, великие битвы с харизмой индивидуальных героев - за это мы восточные эпики и любим. И еще как!
Для честности изыму 1 балл за компьютерные корабли.
9 из 10.
За умение 'ремесленников' создать отличный продукт ремесла!
'Битва у Красной скалы'... Стоило мне услышать это название, как сразу вспомнилась классика китайской литературы - исторический роман Ло Гуань-чжуна 'Троецарствие', который мне довелось прочесть целиком. Но, уже по ходу просмотра фильма в кинотеатре, появилось твердое убеждение - 'что-то тут не так'. И точно!
1. С какой стати возглавляемое Сунь Цюанем царство У стало царством Вэй? Которое в романе возглавлял... Цао Цао! Который в фильме, получается, объявляет войну и идет в поход с 800 тыс. армией и огромным флотом... на свое же царство?
2. Откуда взялся некий 'генерал Цилонг'? В романе такого на службе у Лю Бэя я что-то не встречал. Да и вообще нигде такого там не заметил. Тот, кто читал 'Троецарствие', знает, что Лю Бэю помогал Чжао Юнь, который и действительно (как в книге и в фильме) спас сына Лю Бэя, Лю Шаня, от наступающих орд Цао Цао.
3. Почему здесь между Чжоу Юйем и Чжугэ Ляном дружба и согласие? В романе, вообще-то, показано, что они действительно вместе отразили наступление Цао Цао, но Чжоу Юй, вообще-то, пытался убить Чжугэ Ляна, осознавая, что тот может быть опасен для царства У (частично он был прав).
4. Очень обидно, что много персонажей и линий режиссер и сценаристы просто 'додумали' за Ло Гуань-чжуна, причем далеко не всегда в лучшую сторону.
В заключении скажу, что фильм всё-же хороший и качественно снятый. Денег на спецэффекты явно не жалели, великолепно сняты батальные сцены (только зачем так много крови?). Очень удачно подобран образ Чжугэ Ляна - Такэси Канэсиро смог передать всю полноту этого выдающегося персонажа китайской истории. Джон Ву - действительно Мастер китайского кино, но сценарий надо было всё-таки писать по первоисточнику, а не фантазируя.
P.S. Интересно, зачем надо было для китайской и российской аудитории делить фильм на два куска, а европейцам, большинство из которых о Ло Гуань-чжуне и его эпопее и слыхом не слыхивали, сжать в один?
Не найдя особенного счастья в Голливуде, Джон Ву решил вернуться на родину с целью снять самый дорогой китайский эпос в истории кино.
Сам я если честно не любитель китайского кино, но этот фильм привлек мое внимание. Во - первых это бюджет. Для Голливуда этот бюджет маловат, а для Китая самое то. И было очень интересно посмотреть, куда его использовали. И во - вторых это интересный трейлер. Он меня очень удивил и интерес к картине вспыхнул еще с большим восторгом.
И вот, наконец - то фильм вышел и я попытаюсь поделиться своими впечатлениями об увиденном.
В основе сюжета лежит реальная история. А именно про сражение, имевшее место в 208 году н.э. и предположительно знакомое каждому школьнику. В фильме присутствует две армии: хорошая и плохая. Плохая, под руководством Цао Цао намерено разбить врага считая его слабым, но он их недооценил и Цао Цао может запросто потерпеть поражение.
Фильм все - таки оправдал мои ожидания, в какой то степени. Все было красиво и эффектно и я, не остался разочарованным.
Как мы все знаем главное достоинство всех китайских фильмов про войну - это красивые бои и декорации. В фильме это все присутствует еще в более ярких красках. Каждому зрителю будет прекрасно видно, куда вложен бюджет и это радует.
Так же и был подобран отличный актерский состав. Все сыграли хорошо и никто не вызывал отвращения. Особенно хочу выделить Фенджи Чжана, который исполнил роль беспощадного правителя Цао Цао. Сыграл просто великолепно.
Так же в фильме присутствуют и минусы. Главный минус - большой хронометраж. Фильм идет два с половиной часа. При просмотре все утомляет и надоедает. И второй минус - это скучные диалоги. Их было много и большинство утомляло. А остальное все понравилось.
Вывод. Неплохой китайский эпос, который понравится каждому зрителю и думаю, приобщит народ к китайскому кинематографу.