'Битва у Красной скалы'... Стоило мне услышать это название, как сразу вспомнилась классика китайской литературы - исторический роман Ло Гуань-чжуна 'Троецарствие', который мне довелось прочесть целиком. Но, уже по ходу просмотра фильма в кинотеатре, появилось твердое убеждение - 'что-то тут не так'. И точно!
1. С какой стати возглавляемое Сунь Цюанем царство У стало царством Вэй? Которое в романе возглавлял... Цао Цао! Который в фильме, получается, объявляет войну и идет в поход с 800 тыс. армией и огромным флотом... на свое же царство?
2. Откуда взялся некий 'генерал Цилонг'? В романе такого на службе у Лю Бэя я что-то не встречал. Да и вообще нигде такого там не заметил. Тот, кто читал 'Троецарствие', знает, что Лю Бэю помогал Чжао Юнь, который и действительно (как в книге и в фильме) спас сына Лю Бэя, Лю Шаня, от наступающих орд Цао Цао.
3. Почему здесь между Чжоу Юйем и Чжугэ Ляном дружба и согласие? В романе, вообще-то, показано, что они действительно вместе отразили наступление Цао Цао, но Чжоу Юй, вообще-то, пытался убить Чжугэ Ляна, осознавая, что тот может быть опасен для царства У (частично он был прав).
4. Очень обидно, что много персонажей и линий режиссер и сценаристы просто 'додумали' за Ло Гуань-чжуна, причем далеко не всегда в лучшую сторону.
В заключении скажу, что фильм всё-же хороший и качественно снятый. Денег на спецэффекты явно не жалели, великолепно сняты батальные сцены (только зачем так много крови?). Очень удачно подобран образ Чжугэ Ляна - Такэси Канэсиро смог передать всю полноту этого выдающегося персонажа китайской истории. Джон Ву - действительно Мастер китайского кино, но сценарий надо было всё-таки писать по первоисточнику, а не фантазируя.
P.S. Интересно, зачем надо было для китайской и российской аудитории делить фильм на два куска, а европейцам, большинство из которых о Ло Гуань-чжуне и его эпопее и слыхом не слыхивали, сжать в один?
208 год н. э. Неудержимый генерал Цао Цао подмял под себя нерешительного принца империи Хань, и объявил войну южным землям, решив прибрать к рукам весь Китай. Войска правителя Лиу Бея отважно ему противостоят, но силы неравны, и толпа беженцев, которых они охраняют, вынуждает воинов отступать. Зная, что в дальнейшем Цао наметился на захват царства Ву, Лиу Бей посылают талантливого стратега Чжуге Ляна, дабы тот договорился о военном союзе с тамошним правителем Сун Цуаном и его братом-полководцем Чжоу Ю. Войны то не миновать, а помошь очень не повредит.
Завершив среднеуспешную карьеру в Голливуде (в последнее время режиссёру откровенно не везло), Джон Ву перебрался обратно в Гонконг и сразу замахнулся на 5-часовой военно-исторический эпик (я сейчас, соответственно, тоже буду вещать обо всём кино разом). Несмотря на более-менее положительную реакцию зрителей и технические награды, мастер боевиков всё-таки под таким масштабным материалом просел.
Сценарий хорошо справляется с большущим количеством героев «Красного утёса», каждый из которых важен для истории. Можно так за весь фильм и не запомнить имена действующих лиц, но кто за кого и кому кто приходится врубиться достаточно просто. А вот что касается сюжета, здесь у Джона выходит не так гладко. Точнее наоборот, глаже некуда! Вообще, редкий случай, когда для внезапности в фильме совсем не остается места. Наравне с батальными сценами, половина фильма отводится стратегическим разговорам о том, как бы лучше обхитрить противника. Немного поспорят, запудрят мозги философскими трактовками, в итоге намечают план, а потом… с точностью его исполняют. Сказали, что стрелы добудут – добудут, не сомневайтесь. Ветер изменит направление в час ночи? Так и произойдёт. Ай молодцы, стратеги! У противника фактически нет шансов. Особенно, когда он самоуверенный дибил (ну как можно накануне решающей операции распивать чаи с женой противника!!!). Один несётся с «криком кия и ударом ноги», оппозиция же дружно включает голову и ломают ей Цао нос. Зрелищно, масштабно, эпично, да-да, только для зрителя эти ситуации быстро превращаются в эхо а-ля воплощение структурного сценария. Доля увлекательности неизбежно теряется.
Но это же старик Ву, может он чем другим удивил. В связи с сабжем в первую очередь вспоминаешь о батальных сценах, и здесь постановщик кое-где да отличился. Отнюдь не везде, но, например, не может не запомниться мощная стратегия загона противника в боевой механизм «черепаха», или отбивание атак со спиногрызом за плечом («Круто сваренных», по ходу, реанимировал). Чаще, правда, создаётся ощущение тяжеловесной неповоротливости боёв. Сравнение странное, но вспоминается тот момент из ужастика «Колыбель кошмаров», где демон Дэнни Филф откуда-то выхратил нереальных размеров лезвие и легонько чикнул мужика по горлу. Вот и тут также. То скачут по воздуху, как Леголасы (тут реально как у Джексона в «Битве 5 воинств»), то лениво швыряют статистов, размахивают пиками и дохнут от потери крови через царапину. Что естественно, ведь одна царапина стоит сразу пары литров крови (вначале с копьём показательный эпизод). Кровищи вообще Ву не жалеет. За пять часов баталий можно легко наполнить Лебяжье Озеро.
Но битвы-трупами (главные герои умирать не спешат, зато статистов нагнали как муравьёв), а вот тылы неприкрыты. Драматизмом 1990-2000-х режиссёр, видимо, сыт по горло, но здесь ведь сам жанр требует, войнуха же без конца и края. А в «Красном утёсе» всё сухонько и механично как в Воркрафте (вездесущей компьютерной графы, кстати, не меньше). Самый драматичный момент – коллективное принятие родов у лошади. Впрочем, он же и самый нелепый (второе место отводится дурацкой комедийной линии романа принцессы-шпионки и воина-дурачка). Именитым актёрам, соответственно, остаётся играть только хитрожопость при тыкании пальцем в карту и ярость при махании саблей. С музыкой тоже «Гладиатор» не удался. Ханса Циммера с Лизой Джеррард (как “MI:2”) Джону Ву тут ой как недостаёт. Разве что запоминается сугубо музыкальный рубильный бэтл на двух цисяньцинях (что-то типа наших гуслей, похожих на лежачую гитару).
В общем, что подумалось. Для американского проката Джон Ву «Красный утёс» сократил до одного 2-х часового фильма. Может, это всё же был лучший вариант, так как что к чему в этой истории понимаешь задолго до финала.
Китайское историческое кино, да и не только историческое, люди неподготовленные рассматривают без контекста, а он очень важен. Как китаист по профессии, могу сказать, что большинство исторических сюжетов взято из литературы, которую китайцы учат со школы и поэтому никаких 'лихих поворотов сюжета' ни в Герое, ни в Красной скале для людей, которые 'в теме' по определению быть не может. Стало быть, для части зрителей одна из составляющих этого фильма уже не является таким неоспоримым достоинством. Хуже того, поскольку сюжет взят из одного из 4-х классических китайских романов - 'Троецарствия', то неизбежно сравнение с романом. А книга эта, несмотря на то, что написана в глубокую-глубокую древность, гениальна. Это, знаете, как Гомер для европейцев.
И, продолжая сравнение, 'Битва у Красной Скалы' это своего рода китайская 'Троя' со своим Бредом Питтом и Дианой Крюгер. И расхождения в сюжете примерно такого же масштаба.
В романе брутальные мужики реально дерутся за власть. Это очень красиво и по-настоящему впечатляюще. Им далеко не до красивых баб, воспоминаний и самоанализа. Акценты в фильме очень смещаются в сторону опошливания сюжета, и превращения родной классики в попсу, что со стороны режиссёра как-то не слишком патриотично...
Впрочем, фильм довольно красивый и зрелищный, так что, наверное, всё вышеизложенное - тонкости, которые не читавшие первоисточника зрители не заметят. А тем кто в теме не надо воспринимать это как экранизацию.
Вот только вопрос, для кого же снимался фильм: для китайцев или западных зрителей, по-прежнему открыт.
Я посмотрел вторую часть фильма. Картина повествует об историческом сражении двух армий времен китайского Троецарствия (конец II - начало III в. н. э.). Кинофильм снят по всем канонам тупого голливудского кино со спецэффектами, в производстве которых мистер Ву, как известно, большой мастер и даже, не побоюсь этого слова, инноватор. Каноны тупого Голливуда просвечивают через всю сюжетную, сценарную и постановочную вязь картины лучше, чем пуля в ноге на рентгеновском снимке. Здесь и разделение персонажей на безусловных подонков и порядочных Героев, и любовь в двух своих проявлениях (ровно пополам: трагическая и счастливо-героическая, других любовей Джон Ву не показал), и типа юмор с привлечением комичных персонажей, и конечно, Финальное Чукалово, как же без него. О, да, Финальное Чукалово вышло знатным. Даже тупой обыватель будет поражен попокрном в самую печень, и пиво пойдет ровно туда, куда следует - сразу в мозг. Потому как воюют в картине Джона Ву поистине знатно: рэжут друг друга мечами, закидывают копьями, застреливают стрелами, сжигают огнями, забрасывают бомбами, прижаривают огнеметной артиллерией и чуть ли не ведут авиафотосъемку местности. И конечно же, в самом финале уже, казалось бы, побежденный и трусливо спасающихся от народного гнева Злодей вдруг все переворачивает с ног на голову и, злодейски похихикивая, произносит Главную Злодейскую Речь характера 'покоритесь мне, чудилы деревенские!'.
В общем, все как надо. Узкоглазые мужики воюют и кунг-фуют, китаяночки заваривают чай, стрелы летят, попкорн хрустит, зрители плачут. Всем смотреть однозначно.
А теперь, собственно, о фильме, режиссере и реальных событиях, якобы по которым поставлен фильм.
Джон Ву - из Гонконга, богатой страны, оплота бизнеса и демократии в насквозь Народной Китайской Республике. То есть господин Ву считает себя априори человеком первого сорта, патриотом и, главное, интеллигентом, поэтому и срыгнул в сытую Америку, как только возникла такая возможность. Но в отличие от русской интеллигенции, любящей свою страну в основном на расстоянии, Джон Ву действительно любит Китай. Он не очень хорошо, правда, разбирается в его истории, но это не мешает ему делать замечательные кинофильмы, собирающие полные кассы в американском и мировом прокате. И вот, на старости лет, господин Ву решает, наконец, сделать Китайский фильм в Китае и про Китай.
Эпоха Троецарствия длилась сравнительно недолго и являлась финальным этапом заката Китая эпохи Хань. Сама эпоха Хань была характерна подъемом экономическое и демографической мощи китайского государства и собственно укреплением самой государственности. Но все это в прошлом, ханьский Китай разорен. Дела объединителя Поднебесной, того самого 'Императора драконов' (а на самом деле Императора-дракона) уже давно канули в забытье, и когда-то мощное централизованное государство, объединившее сотни племен и миллионы людей, влачит жалкое существование. Численность Китая за какие-то жалкие сто лет упала с 50-60 млн человек до 16-17 млн. Пришла в упадок ирригационная система, из-за чего рухнула урожайность, а это породило еще больший голод, нищету и разорение. Увеличилось число незаконных банд-формирований, страна развалилась на удельные княжества с местными царьками. Не способными навести порядок даже у себя в уделах, не говоря уж о чем-то большем, но почему-то считающих, что они есть представители Неба на грешной земле. Все это на фоне фактически разоренных городов и сел, пепелищ на месте культурных и торговых центров и, повторюсь, ужасного голода.
Север Китая был под властью династии Вэй, которую образовал некто Цао Пэй. Впрочем, Цао Пэй был фигурой скорее номинальной, поскольку основную работу по объединению Севера вокруг нового центра провел его отец, талантливый военачальник и искусный дипломат Цао Цао. Именно он железной рукой навел порядок в захлебывающихся в анархии северных регионах, усмирил разрушительное восстание 'желтых повязок' .
На юге, вдоль реки Янцзы были еще два государства. Или царства, так правильнее. На юго-востоке, в низовьях реки, на южном ее берегу образовалось царство У - довольно отсталое и малочисленное. Население его в основном занималось подсечно-огневым земледелием, и вообще говоря, это 'царство' особого внимания не заслуживало. На юго-западе, в верховьях реки Янцзы и на северном ее берегу находилось царство Шу - куда как более продвинутое. Его основал отпрыск ханьской (свергнутой) династии Лю Бэй. Царство было достаточно серьезным противником северной династии Вэй, и в какой-то мере его конкурентом.
Глава армии и фактический правитель Севера товарищ Цао Цао (в нашем переводе мастера пургенного дубляжа незаслуженно обозвали мужика Као Као) двинул силы на юг, чтобы подчинить власти новой династии оставшиеся два царства - У и Шу. Если бы затея окончилась успехом, умница и интеллектуал Цао Цао стал бы первым после великого Ши-хуанди (того самого Императора-дракона) объединителем Китая.
Собственно, далее все просто. Большая армия объединенного Севера под руководством Цао Цао предпринимает попытку покорить царства У и, главное, Шу, вытащив, наконец, Китай из длительной разрухи и стагнации.
Теперь вернемся к 'Красным утесам'. Вместо просто позорного поражения многотысячного войска с помощью шпионажа и военных хитростей, Джон Ву проиллюстрировал другую картину. Беззаветную преданность Родине - родному Гонконгу. Который до сих пор прозябает под владычеством тупых коммуняк из Пекина, 'поработивших' всех свободомыслящих и демократически нацеленных граждан Гонконга, Макао, Тайваня и прочих Тибетов (не говоря уж об уйгурах).
Здесь дипломат, интеллектуал и опекун мудрецов Цао Цао представлен, разумеется, тупым злобным ставленником далекого Черного Императора. Чуть ли не Слугой и Голосом Саурона.
Здесь два местечковых царька, сидящих на шатких тронах в полунищих 'государствах' вдруг предстали нам поборниками чуть ли не мировой справедливости. Тем более, что еще некоторое время назад они были готовы грызть друг друга.
И наконец, здесь через весь фильма огненным катком прокатилась такая вакханалия боевого идиотизма и гигантомании, что остается лишь диву даваться, как это на стороне Безусловного Зла не воевали фрицы в рогатых касках с MP-40 наперевес. Потому как буйство свойственной 'блокбастерному Голливуду' идиотии просто неостановимо: начиная от наличия безусловных Супергероев и заканчивая, я цитирую, 'самострельными арбалетами, позволяющими выпустить до 10 стрел за раз'. В действительности же эти конструкции категорически напоминали многозарядный 'арбалетомет' из кинофильма 'Ван Хельсинг', лупящий стрелами со скоростью автоматической винтовки. Про многочисленные огненные забавы, по эффективности близкие к минометному огню и ковровой бомбардировке, я уж и вовсе не вспоминаю. Это просто клиника.
Резюме: очередное 'говно за 100 миллионов'. И единственное, что его оправдывает, это неплохие актеры и умение Джона Ву сделать 4-часовой 70-миллионный фильм за 70 миллионов, а не за 150. Потому как наши 'творцы' подобное просто не в состоянии сварганить, а если бы и сварганили, то 'освоив' бюджет раза в два-три больший. Стразы на розовые танки и гитары 'Биттлз', знаете ли, очень дороги...
Несмотря на то, что герои и сама битва давно стали легендой, больше похожей на троянскую, в фильме большинство событий основаны на реальных фактах, а основные персонажи реальные исторические лица. Про каждого из них можно отдельную книгу написать - взять к примеру Чжугэ Ляна, 27 -летнего талантливого стратега и полководца, создателя мины, чьи труды по военному делу актуальны до сих пор или одного из войнов Гунь Юя, которому до сих пор поклоняются как божеству в Китае, Японии и Корее.
Получила огромное удовольствие от просмотра двух частей. Интересно, что для Европы Джон Ву уместил все события в один фильм.
Предпочитаю умалчивать, потому что после слов 'мне нравится китайское кино' у собеседника в воображении появляются Джеки Чан с Крисом Такером и прыгающие, бегающие со скоростью света, летающие со скоростью звука (что там ещё делающие?) герои Китая эпохи то ли Западного, то ли Восточного Чжоу (в нашем случае Хань). Я называю эти фильмы 'летающими', ибо, во-первых, кто-нибудь в них обязательно да взлетит, а во-вторых, они вылетают из моей памяти.
Обидно... обидно, что китайское кино ассоциируется именно с этими штампованными фэнтэзийными лентами (есть, конечно, и среди них качественные и интересные, но, опять же, это не в моём вкусе). Да, в первый раз после просмотра подобной ленты можно остаться под впечатлением от необыкновенно красивых планов природы, 'обалденных' выкрутасов воинов и т.д. и т.п., но когда это повторяется из фильма в фильм... Удивительно, что малоизвестным остаётся изысканное, тонкое, 'пряное' китайское кино. Хотя... с другой стороны, это хорошо - оно не такое заезженное и избитое.
P.S. На счёт 'грамотных' костюмов, оружия и тому подобного... как почти профессиональный историк, специализирующийся на истории Китая, с ответственностью могу заявить, что ничего общего с реальностью они не имеют. С другой стороны, зачем соблюдать всю атрибутику того времени? Цель киноискусства, ведь, совсем не в этом.