Прежде всего стоит отметить тот факт, что книга Лоис Лоури, по которой снят данный фильм, увидела свет ещё в 1993 году. Тогда ещё не было ни 'Голодных игр', ни 'Дивергента', да и до 'Эквилибриума' было далеко - так что упрекать автора романа в отсутствии оригинальности не совсем уместно. Однако, современному зрителю от этого не легче, поскольку все эти аналогии будут всплывать с завидной регулярностью. В конце концов, подобный материал стоило экранизировать исходя из реалий сегодняшнего дня, и попытаться каким-то образом привнести сюда необходимую индивидуальность - но создатели, похоже, рассчитывают на зрителя, который посещает кинотеатры примерно раз в пять лет.
И снова 'мир после катастрофы' со всеми вытекающими. Начало картины вообще смотрится как male-версия 'Дивергента': пусть здесь нет фракций, но зато есть важнейший аспект подросткового самоопределения, когда главный герой рассуждает о том, что все вокруг, похоже, знают о своём предназначении в этом мире, кроме его самого. Коммунизм - он такой: все равны, каждый находится на своём месте и чётко выполняет приписанные ему функции; нет победителей и проигравших, различия минимальны и всё вокруг черно-белое. Нужно блюсти правила, делать уколы по утрам и не задавать лишних вопросов. Однако, как можно догадаться, Джонас немного отличается от остальных молодых людей - он иногда замечает другие цвета в окружающем его чёрно-белом мире (фишка а-ля 'Город грехов'), а также проявляет нездоровую любознательность. Брентон Туэйтс выглядит вполне органично в своей роли, но, к сожалению, сценарий не даёт ему какого-то значительного поля для деятельности, делая образ довольно 'формальным' и малоинтересным. Ещё хуже становится от того, что пресловутое 'становление' героя протекает в абсолютно предсказуемой манере - просчитать все сценарные ходы не составляет никакого труда.
Оригинальности от подобного сюжета никто не ждал - но можно было бы подать историю более остро, так, что бы персонажи цепляли, что бы было хотя бы какое-то подобие интриги. Но схема вырисовывается довольно простая, и финальный квест выглядит разочаровывающе примитивно, пусть создатели и пытаются нагнать драмы, в первую очередь за счёт мудрых сентенций Дающего. Собственно, Джефф Бриджес в основном и отвечает здесь за кокой-никакой драматизм, в то время, как остальной звёздный каст в лице Мэрил Стрип, Александра Скарсгарда и Кэти Холмс практически никак себя не проявляет. Показанное в картине общество наложило табу на человеческие эмоции - и похоже, фильм постигла та же участь. Ну а нарисованная пунктиром любовная линия производит странное впечатление - уж лучше было бы, наверное, тогда вообще обойтись без неё. Что касается картинки - решительно не понятно, на что были потрачены такие немалые средства, поскольку в фильме ни экшна, ни каких-то интересных визуальных эффектов практически нет вообще. Есть только однообразные декорации, и то не слишком масштабные.
Подобные истории должны либо задевать за живое, либо хорошо развлекать (а в идеале - делать и то и другое) - но для первого фильм чересчур наивен, а для второго лишён необходимой динамики. Всё это смотрится уныло и откровенно скучно - энергии фильму не хватает катастрофически, как не хватает и более глубокого погружения в поднимаемые темы. Всё это мы видели, и всё здесь очевидно: изрядно замусоленные идеи фильма использовались многократно - и, зачастую, получали гораздо более удачное воплощение на экране. Подобную картину надо было выпускать на экраны лет пятнадцать назад, когда зритель ещё не был избалован многочисленными (и, чего греха таить, однообразными) YA адаптациями - но в свете сегодняшнего дня эта крайне запоздалая экранизация выглядит нелепо и беспомощно.
Need your blessing
And your promise to live free
Please do it for me
«Посвященный» - фильм, который оказывается интересным как в плане идеи, так и в выборе средств для ее оформления. Наделенный оптимальным хронометражем, он не успевает наскучить и развивается весьма бодро, даже несмотря на практически полное отсутствие экшн-сцен (что странно для фильма, позиционирующегося как подростковая антиутопия) и очевидную простоту сюжета. Невзирая на мелкие огрехи и нелогичность некоторых деталей, кино получилось красочным, жизнеутверждающим, и в тоже время ориентированным на первозданную глубину человеческих эмоций. Оно сочетает в себе трогательность, искренность, и конечно пару гэгов, один из которых создатели решили повторить аж несколько раз, и дополняется напоминанием о том, чтобы люди не забывали кто они есть и чего им это стоит. А еще лента опровергает распространенное мнение о том, что если не думать о плохом, то все плохое исчезнет.
С точки зрения восприятия, «Посвященного» можно разделить на несколько частей. С первых кадров картина вызывает впечатление типичной и уже сотни раз увиденной и прочитанной истории о подавлении личных интересов, о равенстве ради всеобщего блага, о запрете на свободомыслие с сопутствующими такому жанру проблемами: жизни в определенном социуме, устройства мироздания, становления героя, с мыслями о самоопределении и о «сопротивлении в нас самих». Но далее история удивляет. Разворачиваясь в несколько измененном и более технократическом ключе, она почти соприкасается гранями с культовым «Эквилибриумом», и раскрывает некоторые детали этого самого мироустройства. В еще одном «идеальном мире» все подчинено строгой рационализации – устранение слабых детей ради продолжения рода и создания здорового и сильного потомства, изменение климата ради богатых урожаев, призванных предотвратить голод и нищету, принудительное вакцинирование всех членов общества – для того, чтобы эмоции не мешали освоению и выполнению своих задач, заботливо спущенных сверху. Под запретом оказываются не только музыка, книги и искусство, но и эмоции. В мире без боли, ненависти, гнева и страха также нет и счастья, радости, вдохновения и любви – он статично нейтрален, он требует подбирать только правильные слова для выражения своих мыслей, никогда не лгать другим и не задавать лишних вопросов. Искренность, непосредственность и совершенно очаровательное детское упрямство изредка встречается только у тех, кто еще не достиг 16 лет.
И совсем неожиданно для зрителя «Посвященный» оборачивается лентой с фактической минимизацией сюжетной составляющей, но зато пестрящей всевозможными образами – визуальными и звуковыми, и апеллирующей напрямую к чувствам. Используя в качестве главного «оружия» нарезку из воспоминаний, от которых люди добровольно избавились, поначалу ярких и солнечных кадров, постепенно сменяющихся военной хроникой и прочими зверствами, создатели всего лишь обозначают границы как хорошего, так и плохого, давая зрителю пищу для размышлений о собственных понятиях счастья и страдания. Примерно в середине фильма до зрителя доходит ужасающая правда. В этой истории нет злодеев, тиранов и диктаторов, скрывающих истину от простых людей, причина подобной жизни кроется в первобытном страхе повторения всех тех горестей и несчастий, о которых знает только хранитель воспоминаний, и о которых слышали (и которые должны предотвращать) старейшины. Для того, чтобы избавиться от чувства неотвратимого ужаса, порождаемого ими же, люди готовы пойти на многое, даже на забвение, добровольный отказ от воспоминаний, эмоций, на отрешенное и бездумное существование. Люди по природе своей слабы, и справился с этим неподъемным грузом воспоминаний, как радостных, так и страшных, единственный в коммуне человек, испытавший чувство любви и привязанности, горечь утраты и сумевший зародить зерно любви и мужества в другом человеке. А прекрасные и теплые чувства всегда вызывают желание поделиться ими с ближним своим и запустить цепную реакцию. На примере душевных терзаний человека, осознающего, от чего люди отказались по своей воле, умеющего чувствовать, переживать и любить, но вынужденно неспособного делиться этим знанием с остальными, можно еще раз убедиться в простой истине: люди всегда остаются людьми, даже когда хотят забыть о том, кто они на самом деле. Люди выбирают «не то» даже тогда, когда не оставляют самим себе фактического выбора.
Конечно, весы будут в равновесии, если обе чаши пусты, если не останется ни любви, ни ненависти, ни бед, ни счастья. Модель математически проста и точна, и тогда совершенно понятна вера в идеальность этого маленького саморегулирующегося мира. Вопрос в другом: почему люди, даже без воспоминаний, возомнили себя богами, и, публично отказавшись от насилия, просто дали ему другое имя?
Только что вернулась из кино. Эмоции бьют через край. Поэтому хотела написать рецензию только завтра. Но не смогла сдержаться, так что пишу сейчас, основываясь на самом первом впечатлении.
Начну с того, что фильм 'Посвященный'(а точнее, 'Дающий') основан на книге-антиутопии Лоис Лоури. Книгу я прочитала совсем недавно просто потому, что обычно не смотрю экранизации, не ознакомившись с оригиналом. И я была в невероятном восторге от книги. Более того, она стала одной из моих любимых. Я очень боялась, что фильм очень сильно испортит впечатление от книги, ибо хорошие вещи испортить нетрудно.
Но мою реакцию во время и после фильма было не описать словами. Фильм хороший. Очень хороший. Особенно меня порадовало то, что различий с книгой минимальное количество. Точно переданы атмосфера и настроение книги. Тот, кто читал - поймет.
Актерский состав блестящий. О Джеффе Бриджесе и Мэрил Стрип - номинантах на Оскар - и говорить нечего. Очень понравились молодые актеры. Особенно Брентон Туэйтс и Одейя Раш. Они показали именно тех героев, которых я представляла, читая книгу. Про Брентона я знала еще по фильму 'Голубая лагуна.' Сыграл совершенно другого персонажа и сыграл блесяще. А Одейю Раш открыла для себя только сегодня. Очень талантливая и красивая девушка.
В книге не было таких романтических сцен между Джонасом и Фионой, как в фильме. Но я очень рада, что этот момент изменили, потому что они добавили некой искры и магии.
Конечно, и забавных моментов было немало. И интриги - предостаточно.
Один из моих главных критериев при оценке фильма - саундтрек-лист. Этой составляющей я ставлю десятку. Надеюсь, вы поняли, что я в восторге от саундтреков. Особенно зацепила песня 'Ordinary Human' в исполнении замечательной группы OneRepublic, солист которого признался, что решил написать песню под влиянием любимой книги (собственно, о 'Дающем' и идет речь).
Так что покупайте билеты прямо сейчас же, идите в кино и наслаждайтесь. Это тот фильм, который нельзя пропускать. Вы ни капли не пожалеете. Это фильм, который хочется смотреть и пересматривать. Он о любви, о дружбе, о семье, тепле, о войне, о самовыражении и самопознании. О чем только захотите.
10 из 10
P.S. Пожалуйста, не сравнивайте 'Посвященного' с 'Дивергентом' и 'Голодными играми'. Сходство этих произведений только в том, что все три являются антиутопиями.
Интересно, только мне показалось, что весь смысл фильма... точнее не так, вся цель фильма - 12 секунд с 1:04:33 до 1:04:45?
А смысл фильма (и похоже что и книги, но ее не читал) уж очень похож на известную математическую шутку, когда доказывают, что 1=2. По началу все так же красиво, понятно и похоже на правду, ты увлекаешься... а потом так незаметно все умножают на 0 и дальше уже ничего не имеет смысла. Но тебе все так же продолжают уверенно что-то доказывать и ты веришь. И только немногие... кто действительно в это вникает, замечают подвох. А остальные верят, ведь это так убедительно и красиво. А потом бегут и другим 'открывать истину', что 1=2. Но ведь это все не имеет смысла. Это ложь.
В фильме так же. Посмотрите сначала, какая у нас тут 'плохая' утопия, ничего нельзя и все серое. Инъекции какие-то. Фу-фу. А вот наш герой (красавчик) и его друзья (симпатичная подружка и так себе дружок). Они уже сразу немножко выделяются из этой серости (ведь они же друзья) и сразу же к себе располагают. А еще наш герой уникальный! (этот ход вообще специально для подростков, ведь что может быть ближе для детского нигилизма, чем особенность и уникальность?) Он у нас один будет видеть цвета и получит память о прошлом. И вот тут мы потихоньку начинаем умножать на 0. Мы будем показывать ему все только красивое. И зрителям тоже. Ведь нам надо чтобы все поняли, как плохо тут все и у всех появилось желание все поменять. Мы будем показывать красивые виды, красиво рассказывать про то, как хорошо чувствовать, а не ощущать ('Ты не поверишь, сколько людей ведутся на это. Похоже на правду, вот и верят' (с) Трасса 60). В кульминации мощно завернем про любовь! (это тоже на подростков действует безотказно, проверено годами). А теперь мы немножко подтолкнем нашего ГГ к правильным действиям и покажем немножечко боли. Но очень аккуратно, совсем чуть чуть, нам ведь не надо, чтобы у нашего зрителя появилась мысль, что реальная жизнь на самом деле гораздо хуже, чем наша 'плохая' утопия. Поэтому очень аккуратно и строго нужными дозами. Вот, хорошо, всех тронуло, появился праведный гнев и желание все поменять (точнее разрушить, мы же не собираемся ничего стоить, нам надо только поломать) уже прямо явственно и ощутимо. А еще покажем, что этим еще и других заражать можно и им сразу станет тут же хорошо. Это правильная мысль, к этому мы и вести будем. Заражать всех вокруг. Итак, у нас уже есть ГГ с праведным гневом и желанием все разрушить и четкая мысль у зрителей, что все правильно. Отлично. Значит пора переходить к самой цели нашего фильма. Мы всем покажем, как именно надо все менять. У нас уже есть нужный нам ответ на тот, еще зреющий у зрителя вопрос 'Как?'. Эти замечательные 12 секунд с 1:04:33 до 1:04:45. Все. Дальше уже не особенно важно что будет. Главное, чтобы очень красиво и хэппи енд. И обязательно все должны быть счастливы новой свободой. Вот такой вот фокус.
И никто не заметил, что это все не имеет смысла. Это ложь. Мы ловко умножили на 0 и показали только то, что нам нужно. Перефразируя Слепакова из рекламы: 'Ведь кино можно придумать, а жизнь нельзя.' Мы совсем не рассказывали, почему эту утопию сделали именно такой? Ведь вряд ли основатели были такими мазохистами и специально отказались от красок, не имея на то веских оснований. Мы не показывали всю грязь реального мира. Ни в коем случае! У зрителя не должно быть никаких сомнений в истинности и правильности того, что мы ему показывали. Не показывали, сколько же людей сошли с ума после осознания того, как они жили (например отца ГГ, который всю жизнь убивал младенцев). Нам не нужны сомнения. Зритель должен быть уверен, что ответ только один. Тот, который мы уже дали.
Вообще после осознания этого фокуса уже перестаешь обращать внимания на множественные смысловые ляпы и косяки сценария, отсутствие какой бы то ни было внятной логики происходящего. Так же перестаешь замечать игру актеров. В контексте сюжета все становится таким же пластмассовым.
Зато начинают бросаться в глаза замечательные режиссерские приемы, призванные вызвать нужный эмоциональный отклик у зрителя. Тут тебе и томные взгляды, и слезы крупным планом, и первые поцелуи, и игры с цветом (вообще и правда очень удачный ход), абсолютно безликий задний план и наши яркие персонажи.
Ребенок опять же этот, к чему он там? А для того, чтобы зацепить женскую часть аудитории с обостренным чувством материнства. Для остальных это просто не очень удачный сценарный ход, но нужную аудиторию зацепит, на них и рассчитано. И всякие сопли про то, что ЛЮБОВЬ все победит - рассчитано на сопливых подростков. И очень верно рассчитано. Попадает. Работает. Всегда.
Но главное - наши замечательные флешбеки. Кстати, интересно, что только 12 секунд (с 1:04:33 до 1:04:45) были показаны набором фотографий, причем в заметно лучшем качестве, чем все остальное. Все другие фрагменты памяти были видеорядом.
Вообще жанр антиутопий разочаровал еще в детстве (что книги, что фильмы) именно откровенно однобокой и односторонней подачей сюжета с обязательно готовым ответом в конце. Вместо того, чтобы выложить все карты, показать всю картинку и дать зрителю (или читателю) в конце концов самому выбирать на чьей он стороне, дают только то, что думает про это автор. Единственное исключение из того, что читал/смотрел в жанре антиутопий - 'Тринадцатый город' Лукьяненко. Там это все таки пришло к логическому завершению.
P.S. Жаль, что нету отрицательных оценок. Фильм с реально деструктивным призывом бороться с системой, без понимания того, как она работает и почему она именно такая. Отучает думать, вместо этого приучает к готовым ответам.
They've made mountains out of molehills,
Let them climb.
They can chase me to the end of the Earth.
Сегодня прошёл ещё один день, ещё одного месяца, ещё одного года. И сегодня я чувствую то же, что и раньше. Я доволен. Если вы спросите, люблю ли я свою жизнь и свой мир, я вылуплю удивлённо на вас глаза и заявлю, что такие дремучие архаизмы уже никто не использует. Любви давно больше нет. Вы не знали? Об этом писали в газетах. Но что мы всё о плохом и противном? Мы не задумываемся о том, в каком мире мы живём. Мы все равны, мы дружим, помогаем друг другу, мы помним имена друг друга. У каждого своё предназначение, а всё неприятное и неподдающееся контролю осталось в мифах и сказках. Существуют только люди, живут они в ячейках, по утрам прививки и птичьи порции еды, естественно, растительной, которыми можно накормить досыта разве что манекен, и которые для чего-то всё же нужно разогревать в микроволновке. Полуфабрикаты — стандарт величия. Всё прекрасно — уверяли мы себя. И всё благодаря тому, что ни в одном доме не было телевизоров с телепередачами, а в интернете были удалены все порно-ресурсы. Все забыли, что такое порно.
Но я узнал Говарда. «Человечество — блеклое отражение того, чем когда-то являлось». Сегодня в свободное время я прекратил стоять, будто отключённый, и ничего не делая смотреть с глупой улыбкой в одну точку, ибо свободное время нельзя разнообразить, ведь все равны, ни у кого не должно быть того, что не может у другого. Поэтому все равны, как на подбор, дрыщавы, а девочки смазливы. А некрасивых и нестройных с криком выбрасывали в яму. Говард сказал, что видел уже много жизней. Поэтому для него не была шоком смерть — это было общество идеальных убийц, никто не чувствовал вину, потому что эмоции были удалены. А всё, что мы узнаём о том, кого убрали — это то, что вместо его страницы вконтакте стояло грустное личико.
- Но законы нельзя нарушать. Людей губили эмоции, и то, что их удалили...
- Ой, не рассказывай мне эту чушь! Я её наслушался ещё во времена «Гостьи»!
«Рассказать, как это было? Ты садишься на диван, пузико само выглядывает из-под футболки и вы вместе смотрите новости. Или футбол. Или что ещё по-страшнее. Утраченное знание прошлого — внутри человека сосуществовали всегда две личности. Абсолютно всегда. Это его голова, и, как ни парадоксально, его задница. А пузико — это выпуклый глаз этой второй истины, сущности, которая искала для твоего чистого разума дом. Дом, которого вы все лишились...»
All I ever wanted to do is play chess with you.
But if they find me, they will indict me.
I just can't fight anymore.
Я не хотел верить словам похмельного старика с бородой и глазами, которыми, он судя по всему, и пил алкоголь. Вообще, хранителю прошлого позволено очень многое. Но вот советы, которые он мог дать, как часть работы... я никогда не слышал, чтобы он что-то советовал. Но он говорил очень убедительно. Пугающе убедительно. «Просто не принимай утреннюю прививку и ты почувствуешь, как навеки прилипшая к хрящу ноздря отлипнет...»
Это прекрасное чувство! Теперь я дышу обеими ноздрями! Кажется, сегодня ночью я умер, а воскрес уже в новом мире. Что это такое? Это … цвета? Я теперь вижу цвета? Я больше не в дешёвом нуаре? А это … запахи! Мама, еда на вкус, как дерьмо! Я чувствую, что я могу теперь идти не вслед за толпой, а в другую сторону. В какую захочу. Я заведу себе инстаграмм, видеоблог, а страницу вконтакте подпишу вымышленным именем!
«Сегодня родится твоё новое мнение о старом мире». Говард привёл меня в свой дом на краю нашего мира. «Судя по количеству тумана, мы где-то над Лондоном». У него дома было всё. Книги, скрипучий деревянный пол, красный телефон и красные яблоки. Журналы со слипшимися страницами на которых были изображены девушки. Я почувствовал странное шевеление, а Говард сказал с улыбкой «каждое утро встаёт не только солнце». Кажется, из-за алкоголя его развитие не продвинулось дальше подростка... Я увидел Его! То самое, что погубило прошлые поколения человечества. Я боялся прикоснуться к нему. Говард держал в руках небольшие чёрные коробки с двумя белыми дырками на одной стороне. «Это кассеты. Это будет болезненно, но так надо»...
Следующие несколько дней я ревел, я кричал, я кусал диван и обмазывался книгами Дарьи Донцовой. «Окна», «Необъяснимо, но факт», «Пусть говорят», «Рен-тв после полуночи», «Евровидение», «К барьеру», «Каникулы в Мексике», «Дом 2», «Дом 2», «Дом 2», «Дом 2»... «Дом 2»... Зачем? Зачем эти люди унижают друг друга? Зачем фиксируют на плёнку? Почему ты мне не показываешь сцены войн, убийства редких и прекрасных животных или изощрённое японское порно? «Потому что война и убийство — не самое ужасное. Не так эмоции погубили людей. Людей погубила свобода и возможности. И с возрастанием возможностей рос и идиотизм людей.» Идиоты погубили планету. Они снимали Сумерки, ремейки советских комедий и всевозможное интеллектуальное порево с участием звёзд КВН. Из года в год клепали Калл оф Дьюти и бесконечные патчи бесконечной альфы Дейз стоимостью в одну жизнь школьника. Они создавали продолжения удачных проектов не ради идеи, не ради эмоций — нет, они снимали ради пустоты. А пустота измерялась в валюте... А люди уже не успевали заучивать названия всех блокбастеров, хотя казалось бы, блокбастерами становились только самые известные и успешные. А я давно перестал понимать, что есть блокбастер на самом деле. Что люди видят оригинальность лишь в небольшом цветовом решении кадра. Люди перестали потреблять идеи. Им было достаточно бесконечных детективов про убийц-дворецких, фэнтези, где оборотень трахает вампира, и новостей, где Путин всех опять переиграл. И если кто-то скажет, что я спятил, я скажу, что я просто одел ту одежду, которую захотел. И пусть меня выгонят со школьной линейки, я заявлю, что не хочу больше строить кубики в Майнкрафте, я хочу грабить, убивать, и чтоб меня грабили и убивали. В общем, полный соцпакет.
We'll build this rook house here for Bobby.
Пересекая границу, я понял, что оказался в США. Меня тут же встретили прекрасные наркодиллеры, трапы, агент ФБР приветственно ректально меня обыскал, а маленький мальчик с большими глазами выстрелил мне в колено и забрал мои деньги. Я знал, что от нас скрывали многое. И я был счастлив выбраться из той ужасной иллюзии благополучия и обеспеченности, которой меня кормили с пелёнок.
Рубиновая гостья в сумерках вампиров: город костей по-голливудски.
После таких невероятных феноменов, как 'Сумерки' и 'Голодные игры' всем захотелось отхватить свой кусок тинейджерского пирога, так как пришло осознание, что эти самые юноши и девушки способны не только отбить бюджет фильма повторными походами в кино, но и обеспечить безбедную старость его создателям. Получалось, конечно, не всегда удачно, если точнее - никогда. А повторить успех 'старших братьев' не выходит потому, что нет понимания на каких струнках души играть. С 'Посвященным' в этом плане все хорошо. Авторы четко знают для кого и что они делают, тем самым выводя фильм на качественно новый уровень.
Начало в таких фильмах всегда одно. Утопический мир без воин, болезней, эмоций и счастья. Затюканный герой совершенно неожиданно становится избранным, получает признание от старейшин человечества во главе с большой голливудской звездой (которая знает намного больше, чем можно себе представить), отправляется на подготовку к умному человеку, который (Внимание!) оказывается партизаном и давно мечтает сломить режим. И тут-то наш неопытный юнец с горящим сердцем и твердой волей как нельзя кстати.
Преодолевая некоторую временную отметку, все подобные фильмы начинают рушиться на части, не зная, куда податься. Показывают любовь, но с рейтингом 12+, пробуют в экшен, но с мизерным бюджетом, ударяются в сюжет, но актеры, кроме как школьной оперы, сыграть ничего не могут. На их фоне 'Посвященный' выглядит тяжеловесом. Здесь есть интересная задумка, которая (Внимание!) не связана с муси-пусями и вампирами. Есть две (!!!) приглашенные звезды, за игрой которых реально интересно наблюдать. Имеются стильные съемки и качественная подача сюжета. Но самое главное - 'Посвященный' имеет стержень.
Стержень, который не дает фильму утонуть в море серости и повторений. Да, основные ходы предугадать не составит и труда. Да, главные герои чуть менее деревянны, чем собратья по картинам. Но несмотря на мелкие огрехи, фильм рассказывает про то, что нашу жизнь собственно и делает жизнью, вызывая самые теплые ощущения и заставляя по-настоящему чувствовать. И это здорово, что фильм про возвращение эмоций и цветов в жизнь обычных людей, этими самыми эмоциями наполняет еще до того, как по экрану побегут финальные титры.
'Посвященный' - приятное кино, не лишенное смысла и некого шарма. Уж, точно лучше всего того, чем подростков пытались пичкать до этого. Раз, так, в сто пятьдесят.
Голливуд после коммерческого взлёта определённых картин решил сделать ставку на подростков ив жизни, и в кино. Особенно в жанре антиутопии, где будущее мрачнее некуда, и лишь молодое сознание способно привнести изменения. Из всей армии парней и девушек найдётся стойкая личность, которой продюсеры прикрепят звание Избранного. И не особо посчастливится тому актёру или актрисе, что будет тянуть на себе эту «ванильную» ношу.
В новой версии антиутопии «Посвящённый» для молодёжной аудитории был представлен без красок и эмоций, где общество путём инъекций подавляет свои первобытные инстинкты. Расписание жизни сведено к минимуму потребностей и математически просчитана вплоть до ухода «в иное место». «Спартанская» коммуна живёт по предписаниям, заменяющим мораль. Механическая вежливость принуждает помнить, что ты часть неотъемлемая часть общества
Люди не знают своего прошлого, они оторваны от своих корней, а модель развития позволяет растить обычных роботов без характера и темперамента. Общество принудительно не знает свою историю, дабы не повторять ошибки своих предков. И лишь один человек в лице героя Джеффа Бриджеса обязан знать всё хорошее и плохое, что испытывало человечество ранее. Его ноша тяжела, он единственный, кто способен испытывать все эмоции, лишь он один знает Правду, лишь он один может передать её Посвящённому.
Художественно фильм снят потрясающе. Для уровня подростковой фантастики выбраны смелые приёмы передачи цвета. Режиссёрские методы позволяют иллюзорно ощутить нехватку палитры красок бездушного общества. Люди лишены ощущения прекрасного и имеют вполне счастливый вид. Незнание оправдывается отсутствием человеческих проявлений жизни. Она однообразна, а люди без ценностей в ней рабочие муравьи.
Без прошлого их не интересует и будущее. Механическая жизнь подразумевает и ничем необремененную смерть.
С взрослением главного героя фильма Джонаса увеличивается и заинтересованность к жизни и у зрителя. Этот парень с получением новых знаний познает и сущность смерти, особенно когда гибелью «несёт» от своих несведущих родителей, любовь им чужда и просто неведома.
Возможно, отсутствие большой динамики и 'притчевая' форма повествования не понравятся многим, но красота фильма и проявляется в медленной трансформации героя фильма, его преображения в Человека. Этим «Посвящённый» и хорош, что позволяет ощутить всё выше сказанное в полной мере.
В последнее время фильмы про антиутопию поставили на поток. Их много и на любой вкус. К слову, надо признать, что тема интересная и востребованная. А если есть спрос, то есть и предложение.
Итак, сюжет фильма разворачивается вокруг обычного, на первый взгляд, парня по имени Джонас. У него естьсемья и друзья. А еще, он живет в необычном месте – некой изолированной Коммуне, в которой у каждого в обществе есть свои обязанности. Вся Коммуна живёт своей «прилизанной» жизнью. И жизнь эта без боли и трагедий. Но она же и без любви и ярких красок. Идеал Коммуны – это шаткая утопия всего мира. Люди в нём словно инкубаторские. И семьи в ней складываются не по велению сердца, а по четко отлаженной системе. В том числе и дети, которые создаются генетиками, вынашиваются роженицами и распределяются по семейным ячейкам.
И вот наступил день, когда Джонасу и его друзьям скажут их предназначение. Кто-то идет в воспитатели, биологи, и даже пилоты. Джонасу же выпала самая важная роль – он Особенный ему предстоит пройти посвящение. Он – Принимающий память. Предшественник, соответственно, Дающий. Только у двух этих людей есть воспоминания о мире до создания Коммуны. И Дающий щедро делится с Джонасом яркими образами прошлого. Есть здесь и приятные моменты: радость, счастье, любовь. Открывая для себя эти воспоминания, черно-белый мир Джонаса постепенно наполняется яркими красками. Но вместе с тем приходит и боль, трагедии, несправедливость, убийства, война.
А еще выясняется, что принимая каждое утро сыворотку, каждый участник Коммуны лишает себя возможности по-настоящему чувствовать. Джонас пытается объяснить свою причастность к такому открытию своей лучшей подруге Фионе. Дающий объяснил ему что такое любовь. Поэтому Джонас внезапно понял свое чувство к ней.
А еще открывается страшная правда: «уход в другое место», который происходит с жителями Коммуны, достигшими пожилого возраста, а также новорожденными, не прошедшими тест на уровень развития – это ни что иное, как убийство. И никакого «другого места» на самом деле нет.
Сюжет фильма наполнен интересными событиями и неожиданными поворотами сюжета. Но это не просто красивая сказка, на самом деле в этой истории скрывается глубокий смысл, который предстоит разгадать каждому зрителю….
Может показаться, что фильм вторит ленте «Эквилибриум». Здесь можно найти очень много перекликающихся моментов. А также «Голодные игры», «Дивергент», «Время» и даже «Матрица». Но каждая из этих историй, посредством антиутопии рассказывает нам о чем-то своем. И «Посвященный» здесь не стал исключением.
Знаменитые актеры Мэрил Стрип, Джефф Бриджес и Александр Скарсгард в представлении вряд ли нуждаются. Пусть роли значительного экранного времени не требовали, но отведённое время для появления в картине этих замечательных артистов дало повод наслаждаться знакомыми лицами, да ещё и при удивительной игре.
Одейя Раш сыграла Фиону. По сути, вторую главную роль. Надо сказать, что внешность и талант актрисы смогли привлечь внимание к образу Фионы и добавили немного изюминки в этот персонаж. Так что, думаю, мы не раз ещё увидим эту молодую актрису на большом экране.
Камерон Монахэн. Скажу так: никто другой не видится в этой роли. Невероятная харизма, Роль Эшера – это его!
Режиссёр Филлип Нойс собрал потрясающую команду. И мы получили замечательный фильм, просмотру которого действительно стоит уделить время!
«Посвящённый» - очередная, на первый взгляд, фантастическая мелодрама для подростков. Однако данное кино, которое я посмотрел практически случайно, сумело меня приятно удивить. Потому что налицо оказалась фактически очень даже неплохая антиутопия. Да, сама идея холодно-серого толерантного ко всему мира без чувств (а также без веры и без любви) в мировой фантастике всёж далеко не нова. Но такая душевность и такое исполнение… Это было очень красиво поначалу, а затем ещё и по-настоящему трогательно и совсем неглупо в финале.
Да, история, рассказанная зрителю, несколько наивна. Но ведь это же фактически сказка. И притча. И дай-то Бог ей не стать т.н. «фантастикой близкого предупреждения», потому что, увы, многие предпосылки современной (западной) цивилизации выходят-таки на магистральный путь толерантного антигуманизма…
А фильм неплох, очень неплох. Просто замечательно сыграли ветераны – Джефф Бриджес и Мэрил Стрип. Но и молодые актёры смогли искренне порадовать. Потому что поневоле начинаешь верить этим парням и девчонке… Они смогли сыграть, и сделали это хорошо.
Ну а так, это история в духе «Гаттаки», чуточки «Обливиона», ещё пары-тройки хитов на избранную тему… Только вот книга, по которой снят оный фильм, была написана практически два десятилетия тому назад. Так что имейте в виду.
Очень хороша операторская работа. Прекрасна цветовая гамма сначала фактически чёрно-белого, и лишь потом, начиная с нужного места, цветного фильма. Это история пробуждения чувств, жизни, любви и совести. И более всего из героев картины цепляют что находящий забвение на дне стакана и на книжных полках герой Бриджеса – единственный человек, который помнит и знает историю человечества, фактически запрещённую и отменённую в новом тихом, уютном и спокойном мирке.
Да, этот фильм ориентирован в первую очередь на подростков. А ещё на любителей антиутопий. Да, сюжет местами наивен и почти сказочен. Да, некоторые примеры доблести духа «из прошлого» вызывают сомнения (но хоть Саддама как вселенское зло не показали, как в том же «Нострадамусе», и на том спасибо!), однако до чего же искренни получились лёгкий цинизм с эпикурейством героя Джеффа, и чего стоят такие искренние на вид слёзы главных героев, сумевших узнать и понять слишком многое. Ну а все эти гонки по вертикали и борьба за подлинную, а не искусственную человеческую свободу суть традиционные приложения, необходимые жанру развлекательного кино.
Десятки миллионов проданных экземпляров подросткового романа «Дающий» хотя и не обеспечили Лоис Лоури репутацию современного классика, но определенно подарили ей статус популярного автора. Экранизация фантастической истории, сделанная Филлипом Нойсом, в прокате, однако, провалилась. Не помогли «Дающему» ни звездные имена в титрах, ни спец. эффекты за 50-т миллионов долларов.
«Дающий» представляет собой тот тип антиутопии, в котором человечество пришло к благополучию путем полного отказа от чувственного уровня существования. Все цвета стали серыми, а сны и мечты исчезли как ненужные понятия. И вдруг в этом стерильном мире появляется необычный мальчик по имени Джонас, которого отчего-то не удается определить на какую-либо рядовую работу. Иными словами, жестко выстроенному обществу не превратить Джонаса в одну из своих функций. Таким образом, сюжет представляет собой смешение «Эквилибриума» (в «Дающем» граждане также обязаны делать себе ежедневные инъекции, чтобы добиться атрофии эмоций) и «Дивергента» (с его делением на фракции). Отличает же картину Филлипа Нойса от первого – отсутствие драматизма, а от второго – недостаток динамичности.
Конфликт исчерпывающе понятен уже по прошествии 20-ти минут, а все остальное время (хронометраж «Дающего», к слову, составляет всего 97-мь минут, что для фантастического фильма, в котором визуальный пир стоит во главе всего, довольно мало) режиссер бесконечно повторяет на разные лады утверждение о том, что отказ от плохих чувств в виде зависти, ненависти и пр., также влечет за собой и потерю человечности с ее добротой, любовью и состраданием.
То, что в книге выглядело пристойно и не натянуто, в фильме становится чрезмерно очевидным и местами даже глуповатым. Детский роман следовало экранизировать по канонам подросткового кино, оставив героев 12-летними, и не претендуя на многозначительность, но постановщики прибавляют Джонасу и его друзьям около 5-ти лет и пытаются изобразить из себя Рэя Брэдбери с его превосходным сочетанием философии и простоты. И если Брентону Туэйтсу и Камерону Монахэну своей свежестью юности удается привлечь в кинозал многих зрителей, то вот Филлипу Нойсу и его команде претендовать на стилистику автора «451 по Фаренгейту» явно не к лицу.
Кроме актерской команды, состоящей из Джеффа Бриджеса, Мэрил Стрип, Кэти Холмс, Александра Скарсгарда и популярной певицы Тейлор Свифт (ее роль эпизодическая, поэтому поклонники скорее всего останутся не совсем удовлетворенными такой ситуацией), интересно цветовое решение картины. По мере того, как чувства будут обретать для некоторых героев все более и более определенные очертания, фильм постепенно из черно-белого начнет становится цветным. Конечно, это не так увлекательно, как было, к примеру, в «Плезантвилле», но для средненького подросткового фильма это так или иначе большой плюс.
При всех своих недостатках, заключающихся в основном в использовании избитой уже темы и примитивизации сюжета, интересен и оригинален в «Дающем» цивилизационный аспект, заключающийся в том, что фантастическое унифицированное общество, рассматриваемое в фильме, хотя и отказывается от всех удовольствий и излишеств, но при этом все же сохраняет культурное наследие, пусть никогда и не пользуется его плодами. Непрочитанные книги – это очень сильный образ, который в конечном итоге и склоняет чашу весов скорее в пользу того, чтобы назвать «Дающего» неплохим фильмом. Да и утверждение о том, что одновременное обладание умом, честью и мужеством есть редкий дар, которому нельзя научиться, является, пожалуй, довольно важным.