Масштаб. Широта. Эффектные общие планы. Особо меня потрясли заснеженные пейзажи. Здорово смотрелись построения римских легионеров, Это вам не современные, построенные компьютерными технологиями легионы, а реально воссозданные конструкции. Сюда еще нужно добавить хороший подбор известных актеров и основанный на истории сюжет. Вроде бы безусловные для успеха величины?
На практике все выходит несколько иначе. Затянутый в три часа хронометраж с лихвой снимает все восхищение пейзажами и масштабными планами. Совсем не попадающая в роль Софи Лорен (кстати, главная заявленная звезда фильма) нивелирует небольшую, но неимоверно выразительную роль Кристофера Пламмера. Ну а затянутость ленты растворяет и сюжетную канву. Не подкрепляют всего и пространные диалоги.
В этом нет ничего удивительного. Просто коммерческий фильм, в котором хотели объединить все самое интересное для зрителя. Всего понемногу. Так очевидно угождали. Не сложилось. Кстати, этот опыт учли создатели 'Гладиатора', сделав ленту о тех же временах в куда более интересном и привлекательном для зрителя виде.
Таким образом, перед нами пеплум, который должен быть величественным, который номинально ставит тему развала одной из самых известных миру империй.
Несмотря на всю масштабность и размах этой картины, как правильно было сказано в рецензии Сергея Кудрявцева, ее главный минус - это тяжеловесность, отличное подобранное слово для описания того, что происходит на экране. Я не говорю о продолжительности фильма, 3-х часовое действо обязательно для жанра 'пеплум', да и многие классические фильмы Голливуда идут намного больше. Я говорю о моральной пустоте и затянутости, на мой взгляд даже ненужности многих сцен.
Посмотрев изначально 'Гладиатора', и плавно переходя к его истокам, даже из названия становится понятно, на что будет поставлен акцент. 'Падение римской империи' не рассказывает нам историю о великом полководце Максимусе (Скотт) или Ливии (Манн), перед нами разворачивается чуть более углубленная историческая картина распада Рима на республику, мне как и Ридли Скотту, такое определение нравится больше. Акцент на историю так же заметен в достоверности имени полководца - Ливий, именно так его звали на самом деле (это не выдуманный герой, как написано в рецензии ниже), так же он не имел к Испании никакого отношения.
Полностью проводя аналогию из полученной мной информации о двух картинах с очень близким сюжетом стоит сказать, что Ридли Скотт проделал заметную работу над ошибками и отшлифовку всех неровностей, будь-то, в первую очередь утерянная атмосфера Древнего Мира, вычленение нужных сцен и отделение их от ненужных, а так же на мой взгляд подбор актеров. Та же самая Софи Лорен получила за эту работу более миллиона, по-моему мнению, за абсолютно посредственную работу. Списывая декорации и забавные сцены войн на 64 год, я могу сказать, что для того чтобы узнать историю про Марка Аврелия абсолютно достаточно будет посмотреть 'Гладиатора'.