К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Личность Борна в свое время сделала мини-революцию в жанре, немало удивив всех, учитывая запоздавший на год релиз и пересъемки. Но у Лимана выдался на удивление четкий шпионский фильм без лишнего и с на удивление челоевеческим лицом. Мэтт Деймон оказался верным выбором на пост метущейся в поисках своего личности идеальной боевой машины.

Во второй части Дага Лимана сменил Пол Гринграсс, в чем то сохранивший генеральную линию предшественника, но в то же время исполнив свои функции режиссера с привычным полу-документальным почерком. Превосходство Борна тоже удалось, хотя четкость первой части все же ушла. И в качестве основных претензий ко второй части можно предъявить в целом не лучший макгаффин, делающий сюжет второй части необязательным с точки зрения истории и персонажа Борна. Также можно сделат кислую мину от подвижной и трясущейся съемки с обилием расфокусов и серых тонов. Хотя ряд сцен от этого несомненно выиграл и Гринграсс смог справиться с первой достойной авто-погоней в Борниане. Так что лично меня тот факт, что третьей частью рулить будет опять он, не доставил сожаления.

Ультиматум Борна жестко привязан ко второй части, даже сюжет ее фактически начинается изрядно до окончания Превосходства. Таким образом у меня даже улучшилось мнение о немного смазанном финале второй части (конец в виде сцены с раненным Борн, уходящим в неизвестность в конце второй части был бы заметно лучше, хоть и мрачнее). А так концовка сиквела фактически переехала в сюжет триквела. И в этот раз сценаристам удалось обосновать похождения Джейсона Борна лучше, к тому же закольцевав ее с первой частью.

Фильм идет практически без пауз, как скоростной поезд, проносящийся по сюжетным точкам. Экшен отлично поставлен, а география похождений главгероя по-прежнему позволяет считать Борниану мрачным путеводителем по Европе, Северной Африке и Нью-Йорку. Здесь нет дураков, и чтобы добиться своего, Борну придется не только переигрывать мозгами противника, но и полагаться на свою толстокожесть и неожиданную помощь старых знакомых-противников. Помощь, которую он заслужил.

В связи с подобным темпом фильма выросли два основных минуса третьей части. Во-первых Борн практически потерял человечность самого себя из первой части, теперь Мэту Деймону практически нечего играть. Впрочем, не ему одному. К сожалению, актерской игры Гринграсс со своей манерой съемок не смог выжать ни из кого, оставив актерам выезжать за счет фактурности. И второй проблемой триквела стало практически полное отсутствие пауз, небольших моментов, чтобы перевести дух и позволить героям не только убегать и преследовать. Опять же, в сравнении с первой частью Ультиматум тут не в выигрыше.

Тем не менее, трилогия очень удачно завершилась, с ненатянутым открытым финалом. Вторая проба пера Гранграсса удалась лучше недурственного Превосходства Борна, а это уже о многом говорит. Общей линии Борниана продолжает держаться, и покуда это происходит, Джейсона Борна можно кидать на любые невзгоды. Смотреть, как он их преодолевает, по прежнему интересно, и с некоторыми натяжками правдоподобно.

7 из 10

26 августа 2007 | 22:45
  • тип рецензии:

Перед просмотром Ультиматума, я решил освежить память и просмотреть первые два фильма.

На удивление первая часть вызвала у меня только положительные эмоции, несмотря на то, что после первого просмотра я её считал очень скучной и затянутой. Во время второго просмотра данных минусов я не заметил, экшена тут немного, но тот, что есть, очень качественно был снят. Актёрский состав также меня порадовал. Данная сага открыла для меня Мэтта Деймона, который как оказался, очень хорошо смотрится в жанре боевика. Франка Потенте также очень приятно смотрелась в паре с Деймоном. Второстепенные герои смотрятся тоже хорошо, и глаз не режут.

Во второй части, было, всё, что не хватало первой части, а именно ДРАЙВА. Превосходство Борна - это настоящий боевик, от которого ты не можешь оторвать свой взор на протяжении всего фильма. Экшен-сцен здесь тоже немного, но они так отлично поданы зрителю, что стоит только диву даваться, насколько классно справились со своей работой создатели фильма. Отличные постановки драк, великолепные перестрелки, гениально поставленные гонки. В этом фильме просто нет минусов (или я просто не хочу их искать, что, наверное, лично для меня одно и тоже) Актёры хорошо справились со своей ролью, персонажи получились живыми и очень харизматичными (чего стоят только герои Деймона и Урбана). В общем... великолепно.

После просмотра Идентификации, Превосходство и пару роликов Ультиматума, я ждал чего-то сверхъестественного от третьей части Борна. Но моим ожиданиям/мечтам не уготовано было сбыться. Фильм затянут, я еле досидел до конца фильма. Вроде бы в фильме есть всё что нужно (в нём есть всё, что было в предыдущих частях саги), здесь и умный непобедимый Джейсон Борн ('Не забывайте, вы имеете дело с Джейсоном Борном'), и коварные злодеи, великолепные драки (ну почему Скотту Адкинсу не досталась роль Cеsha), классные перестрелки и великолепные погони. Вроде бы есть всё что нужно, для хорошего боевика.

Но чего-то Ультиматуму не хватает, от этого чего-то мне хотелось спать и самое плохое, что я не знаю этого чего-то, т.е. я не знаю, почему мне фильм показался скучным и затянутым. Не исключено, что я его пересмотрю, не исключено, что он мне даже понравится, но на сей момент - это главное разочарование этого года.

25 августа 2007 | 10:58
  • тип рецензии:

Уму непостижимо! Тогда,когда я смотрел в начале нулевых первую часть приключений Борна - «Идентификация Борна»,то даже представить не мог, что несколько лет спустя шпион в исполнении Мэтта Деймона сумеет превзойти не только Итана Ханта,но и Джеймса Бонда. И это при том,что он уступает «старшим братьям» в обаянии, мертвецки серьезен, лишен всяческого чувства юмора и какой-либо самоиронии. «Идентификация Борна» Дага Лаймана вывела формулу «уязвимого супергероя» - крутого парня,способного одним движением руки свернуть шею любому,одновременно страдающего от целого букета разнообразных комплексов и проблем. И основная из них – амнезия, сопровождающая «до краев» несвоевременной рефлексией. Ведь похоже, что на его совести немало темных дел.

Причина успеха – умный сценарий Тони Гилроя и фантастическая режиссура Пола Гринграсса. В самом деле, большинство современных боевиков сложно воспринимать всерьез! Зачастую авторы и сами словно подмигивают зрителю : «Ну вы же понимаете, что все это не на самом деле»,- а порой несут чепуху, нисколько не стесняясь сюжетных дыр и откровенных глупостей. Сериал по мотивам книг Ладлэма не только существенно выгодно отличается от остальных – он вдохновил новую жизнь в жанр шпионского боевика. И вероятно,не зря обновленная линейка «бондианы» так подозрительно похожа на «борниану», ключевое слово тут «эффективность». Настоящий шпион не обязан шутить и обольщать сногсшибательных красоток, его работа далека от глянцевых стандартов гламурного воображения. Здесь важно найти компромисс между реальностью и головокружительными приключениями, сделать так, чтобы у любого зрителя захватывало дух и не возникало ощущение будто его держать за дурака.

Сиквел, «Превосходство Борна», снимал уже другой человек, Пол Гринграсс, который малость сбавил градус зрелищности, пожертвовав ею во имя большей вовлеченности. Слегка дрожащая «ручная» камера, более трагичный сценарий, московская зима - «Превосходство» вновь пронзил успех, причем не только кассовый, но и у кинокритиков, которые в полной мере высоко оценили призрачно артхаусную мрачность продолжения. Третья часть получилась на все сто. Фильм стремителен и энергичен от первых до последних секунд, экшен потрясающе великолепен, а манера съемок и монтаж Гринграсса придают картине сверхреалистичный, даже документальный вид. В «Ультиматуме» Гринграсс забрел в «золотую середину» - «черное» и «белое» сплелись в едином потоке в мощный, взрослый, наэлектризованный эмоциями боевик с умопомрачительной драматургией и захватывающим экшеном. По поводу последнего в фильме вообще можно говорить очень долго, восторженно вспоминая каждое мгновение фильма. Сцены действия поставлены и смонтированы крепко,брутально,плотно,убористо, будь то напряженнейший эпизод на вокзале Лондона, где Борн на расстоянии руководит действиями своего информатора-журналиста, попутно избавляясь от следящих за ним агентов, или скоростная погоня по крышам в Танжере – с высококлассным паркуром и прыжками сквозь тесные оконные рамы.

При этом самые зубодробительные моменты, если хотите интеллектуальны. Борн не просто дерется и убегает, он находится в постоянном поиске ярких, нестандартных решений, его враги не только вооруженные головорезы, но и лучшие мозги ЦРУ, с самыми мощными системами поиска и слежения. И делает это обворожительно превосходно. «Ультиматум» - пожалуй,лучший боевик из трилогии про Борна и один из лучших современных образцов жанра. Можно сказать,эталон! Мэтту Деймону аплодирую до страшной боли на пальцах... Такое актерское мастерство сбивает с толку.

10 февраля 2009 | 13:03
  • тип рецензии:

I. Типа крутой Борн:

Третья часть саги о неуловимом «мстителе» атаковала зрителей со всех сторон экшеном, не только сравнимым с экшеном Дага Лаймана, но в чём-то и обогнавшего его, например, по саспенсу. Это не так удивительно, принимая во внимание тот факт, что режиссёр Пол Гринграсс на сей раз учёл свои ошибки прошлого фильма. До совершенства практически довёл он напряжённую составляющую, не позабыв и об интригах внутри организации, преследующей неугомонного Джейсона Борна.

Фильм обрёл авантюрный дух, которого так не хватало второй части, и зритель сам по себе вовлёкся в изощрённости противоборства Борна и его многочисленных соперников. Борн не только опасен, он ещё позволяет себе посмеиваться над самыми высокопоставленными чиновниками, обманывая их, как слепых котят. Здесь усматривается ещё самоирония Гринграсса, вкрапленная в краткие и залихватские бои Борна с очередным наёмником. Следует отметить, что Борн всё больше противопоставлен агенту Джеймсу Бонду в орудиях убийства. Если хвалённый мистер Бонд использует различные примочки, дабы укокошить неприятеля, то Борн просто берёт первую попавшуюся книгу и деловито убивает, не переводя духу.

Гринграсс очень удачно использовал героя Саймона Росса, настырного газетчика, чтобы отобразить в фильме одновременно и самый захватывающий экшен, и в определённой степени пародию на экшен, участие актёра Пэдди Консидайна с его комичным лицом сильно упростило задачу режиссёру, создав один из самых незабываемых иронических экшеновых моментов фильма.

Гринграсс снова сделал упор на том, что Борн движим идеей узнать правду о своём прошлом, что его уже невозможно остановить, и поэтому различная территория действия фильма, сменяющаяся быстро и резко, подчёркивает дух беглеца в Борне, но беглеца не оправдывающегося, а обвиняющего.

Борн вновь не одинок в своих планах, с ним новая девушка, готовая помочь ему дойти до финала, но отличие Борна от Бонда выражается в отношении к девушкам. Для Бонда важнее – развлечение, Борн же предпочитает придерживаться дела, понимая, что каждая минута дорога. Ведь так долго морочить голову крупной организации никому не позволено, рано или поздно наступит цейтнот, время имеет свойство заканчиваться, и поэтому Борн вечно в спешке, в движении, в ощущении перепроверки, он не может быть спокоен, хотя внешне он всё ещё соблюдает полную невозмутимость.

«Ультиматум Борна» одним своим названием проявляет суть триквела – это последняя игра в кошки-мышки, далее – чьё-то неминуемое поражение. Чьё? Всё зависит от того, кто будет хитроумнее, жёстче и решительнее, быстрее и терпеливее.

На этот раз вы увидите иного Джейсона Борна – действительно беспощадного и познавшего главную страшную тайну своего прошлого. Что это за тайна и чего стоило её познание?

Смотрите «Ультиматум Борна»!

II. Гринграссизм:

Гринграссизм – это такое явление, при котором фильм смотреть любопытно, а актёры в нём играют убедительно, но однобоко. Эта простенькая теорема подтверждается не только двумя частями «Борна», но и другими работами Пола Гринграсса. Для данного режиссёра характернее работа не с актёрами, а с оператором, и, надо признать, это ему удаётся весьма неплохо. Гринграсс привык уделять внимание внешней составляющей фильмов, а не внутренней, поэтому каких-то актёрских кульбитов в них ждать не стоит, пусть там играют самые что ни на есть «бронтозавры».

Актёры, занятые в «Ультиматуме Борна», вправду замечательные. Но либо одним предоставлен весьма хлипкий хронометраж, либо другим не пришлось развернуться в полную силу ввиду одномерности своих персонажей. Хотя все выглядели убедительно, и картинку не испортили.

Старая гвардия в лице Мэтта Дэймона, Джулии Стайлз и Джоан Аллен уже ничем не удивили, но и не огорчили своим присутствием в фильме. Правда, Стайлз, к сожалению, переигрывала в сценах, где за ней гнался киллер, но я, склонный снисходительно смотреть на игру данной актрисы, списываю этот недостаток на возраст Стайлз, отсутствие должного опыта. Почему бы и не защитить симпатичную в этой части «Борна» актрису? Что же касается удачного дуэта Дэймон – Аллен, то оно меня порадовало в силу своей показательности, которая окончательно добила кажущуюся неуязвимость организации. В Памеле Лэнди есть что-то такое, что вынуждает симпатизировать этой упорной женщине с настолько красивым лицом, не лишённым силы воли.

Среди новеньких, увы, мало времени уделили хорошим актёрам, которые впечатлили меня игрой в иных своих фильмах. Например, почти что мелькнул в фильме брат Мари (которую мы помним по первым двум частям борниады), сыгранный Даниэлем Брюлем, знакомым лично мне по прекрасной игре в немецком фильме «Гуд бай, Ленин!». Или совершенно эпизодически невнятный Скотт Гленн, которому дали сыграть роль Эзра Крамера, беспринципного главу организации. Абсолютно не тот типаж, который привык играть Гленн. Конечно, он всегда играл этаких неприятных типов, но там, где он их играл, он действительно были сумасшедшими, например, в фильме «Солдаты Буффало», где он сыграл бывшего ветерана Вьетнамской войны, яростного садиста.

Среди тех, кому хронометраж выделили чуть побольше, обидно за рано вышедшего из игры актёра Пэдди Консидайна, который известен по участию в «Типа крутых легавых». И хотя роль сыграна с отменным колоритом, жаль, что Консидайну не дали развернуться на полную катушку, и огорчение это смахивает на моё недовольство из первой части, когда Клайв Оуэн аналогично долго не пробыл на экране. Маэстро вторых ролей Альберт Финни, претворивший в жизнь образ циничного доктора Альберта Хирша, сумел-таки выжать из своего хронометража по максимуму, запомнившись зрителю тем хладнокровием, с каковым держался его персонаж в присутствии Джейсона Борна.

Но главные мои надежды были возложены на исполнителя роли высокомерного Ноа Восена – Дэвида Стрэтэйрна, номинанта на премию «Оскар» за участие в фильме Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». В итоге, как ни старался мистер Стрэтэйрн, из его персонажа вышла ни рыба, ни мясо, нечто не претендующее на лавры самого «рульного» героя франчайза. Но, справедливости надо заметить, в финале герой Стрэтэйрна смотрелся сильно, и его действия были настолько близки к страшным, как вообще только можно себе представить. Будь образ Ноа Восена тщательнее прорисован бессменным сценаристом «Борна» Тони Гилроем, из него бы вышел классный соперник Джейсона Борна, ничуть не уступающий в принципиальности Александру Конклину и подлости Уорду Эбботту.

Тем не менее, все актёры справились достойно с возложенной на них задачей.

Мои слова благодарности режиссёру Полу Гринграссу, оператору Оливеру Вуду, композитору Джону Пауэллу, актёрскому составу во главе с Мэттом Дэймоном, писателю Роберту Ладлэму, а также всем, кто ещё принимал участие в создании третьего, наиболее сокрушительного фильма о Борне.

P.S. Улыбка Джулии Стайлз – это отдельная история, не так ли?

08 октября 2007 | 23:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: