Вы молоды, красивы, богаты. Но как долго это будет длиться? Никогда не задумывались? Зря... Когда то, все закончится. Может через 30 лет, а может и завтра. Ничто не вечно. И до того как это случится, нужно точно знать, где настоящие друзья, есть ли они вообще? Кому нужны лишь ваши деньги, а кому Вы?
'Ванильное небо' - это фильм о том, как сказки могут разрушиться в один миг, как любовь можно встретить абсолютно случайно. И притяжение между людьми возникает неизвестно откуда. Это история о том, как мечты могут превратиться в кошмар и тогда важнее всего открыть глаза.
Фильм пропитан каким-то невесомым очарованием, прелестью, нотками жизненных событий. Шарм 'Ванильного неба' никого не оставит равнодушным.
Так странно, я думал, любовь не по мне,
Что я лишь могу разбивать чужие сердца.
Когда же увидел тебя, то будто во сне
Пришло осознание: 'Готов пойти до конца!'
Я в шёлке волос растворялся
И искренний взгляд ловил твой,
А ты все, смеясь, любовалась
Ванилью над головой.
Но хрупок любви мир и счастья.
Полет на машине с моста...
Я выжил, хотя - неизвестно,
В душе тишина, пустота.
Сметение, глупость, отчаянье. Так не бывает!
Смешение лиц и какой то ужасный сюжет.
Как-будто моею жизнью кто-то играет
Рисуя не лучший, но в чем-то прощальный портрет.
А после, чтобы с тобою остаться,
Я мир променял на мечты и грёзы.
В какой-то момент мне стало казаться,
Что можно все изменить, но... поздно.
Сейчас мы на крыше, в объятьях друг друга сжимаем.
Так странно, я - заморожен, а ты умерла,
Но ввысь посмотри, там будто кусочек из рая
Ванильное небо - прекрасное как никогда.
Пускай будет время лететь, а дни превратятся в столетия,
И в пыли падут все страны и города,
Пускай хоть взорвётся всё на этой планете
Ванильное небо, как символ любви, останется навсегда.
P.S. Прошу сильно не бить. Знаю, что стихи не мой конёк, но это желание души донести до вас эмоции, которые переполняют после просмотра фильма.
Ух... Только закончил просмотр. Тяжело сразу сказать понравился тебе фильм или нет. Эмоции переполняют. События то тянуться как резина, то просто мчаться вперед. Сюжет на высоте. Все актеры отыграли на 120%.
И еще. Я никогда не задумывался о композиторах и операторах в команде создателей фильма. Но тут. Пожалуй, это первый фильм, по ходу которого у меня раз десять возникала мысль: 'Какой классный трек и как он подходит именно к этому моменту' и еще такая 'Вот это оператор дает! Супер!'... (кстати, посмотрев количество композиторов, можно понять, как создатели добились такого эффекта). Только за музыкальное сопровождение и операторскую работу можно смело давать 10. А тут еще и сюжет и актеры...
Сумбурный получился комментарий, но в принципе, как и весь фильм...
Ты открываешь глаза, и небольшая мокрота окружает веки. В комнате темно: первые лучи взошедшего недавно солнца окрашивают пространство в нежную золотисто-розовую палитру. Обессиленная после сна рука автоматически тянется к будильнику, чтобы выключить такой знакомый тебе женский голос. Совершенно небрежно привстав из одной из тех забавных поз, в которых ты вечно просыпаешься, ты вальяжно потягиваешься и мысленно хочешь взять в руку пульт. Мысли становятся реальностью - телевизионный пульт в твоей ладони, и, встав, ты начинаешь медленно брести в ванную, выключив по пути пультом въезжающий в пол дорогущий широкоэкранный телевизор…
Не секрет, что Ванильное небо – ремейк испанской картины «Открой глаза» с заслуженно перекочевавшей и сюда Пенелопой Круз. Говорить это так прямо и в лоб не совсем честно по отношению к ленте Кэмерона Кроу, ибо маститый режиссер добавил в свое творение нечто большее, чем надменный предлог «Сделано в Голливуде» и созвездие американских актеров. Почерк создателя «Джерри Магуаера», «Почти знаменит», а на сей день и «Элизабеттауна» узнается вполне легко благодаря светлой палитре фильмов, всегда превосходному звуковому сопровождению, персонажами, излучающими некую жизненную энергию, которую и вправду можно уловить в людях.
Но Дэвид уже встал с кровати и продолжает направление в сторону ванной… Зрители-первопроходцы открыли глаза на эту картину Камерона Кроу и они находятся в неведении, как и сам Дэвид, что же их ждет дальше.
То ванильное небо, которое рисуешь сам при просмотре, ощущая себя настоящим художником своего внутреннего мира и системы восприятия, создано неоднозначными мазками. Аллюзии – верный спутник увиденного. Множество возникших вопросов имеет под собой плодородную почву для размышления. Каждое событие идеально выписано, каждый жест, взгляд, слово стали той частью этой истории, где устоявшиеся постулаты собственного восприятия могут стать жертвой количественного подтверждения той или иной теории и наличия не менее значимых опровержений. Это едва заметные детали, и с каждым просмотром их становится лишь больше.
Кто же такой Дэвид? Богатей, владелец крупного журнального издательства, которого на день рождения вполне может поздравить сам Стивен Спилберг, (смотрим внимательно, дабы не упустить столь приятный хинт) обаятельный красавец, но жертва ли ситуации, безумной сумасшедшей, окружающих его людей или эгоист, не считающийся ни с чьими чувствами? Мечтатель или прожигатель жизни?
Всех других Дэвид рисовал для себя собственноручно, не пытаясь заглянуть глубже, будь то его друг Брайан или любовница Джули, и лишь в Софии он мимолетно уловил нечто чистое, невинное, девственное, неиспорченное деньгами, статусом, большим городом, и как любой ребенок потянул руку к неизвестности. Но в этом и ирония – Дэвид Эймс – большое дитя, и неизвестно, что будет, когда он наиграется с ней. Она в его представлении – его же эскиз карандашом и далеко не ангел, а человек. Но все-таки именно в Софии наивный Эймс увидел лучик надежды, надежды на настоящую Любовь.
Брайан – скорее всего единственный, кого Дэвид может назвать другом, но друг ли он ему? Завидует ли он молодому Эймсу белой завистью или пускает сплетни о нем за его спиной? Нельзя отрицать, что это значимый для главного героя человек, но был ли прав Дэвид, подпуская этого человека так близко?
«Мы занимались любовью четыре раза прошлой ночью» - Джули
«Это хорошо?» - Дэвид
«Два – хорошо, три – очень хорошо. Но четыре…» - Джули
«Четыре – невероятно хорошо?» - Дэвид
«Четыре…» - Джули
«Четыре что?» - Дэвид
«Обними меня и я уйду, а ты можешь пойти обратно и поговорить с той находчивой брюнеткой» - Джули
«Четыре – это что?» - Дэвид
Эти строчки могут почти полностью описать Джули и то положение, в котором она находится. 4 раза – это больше, чем просто слова.
«What if God was one of us»
Дэвид живет в своем собственном мирке и не обращает внимания на краски настоящей жизни. Он великий художник, создатель, конструктор этого мира, но что-то изменилось, когда он встретил Софию, все изменилось, когда он сел в ту машину. Пытаться вернуть былое и витать в облаках или открыть глаза и спуститься на землю? Он сделает свой выбор.
И пока Дэвид, будучи заложником собственного разума, совершает свое путешествие, зрители смотрят на целостную картину мастера Кроу. С любопытством следят за трогательной, пугающей, загадочной историей, рассказанной на фоне вечно осеннего Нью-Йорка. Наблюдают, как и без того, превосходный актерский состав под крылом замечательного режиссера превращается в незабываемых ярчайших персонажей; предрассудки к голливудским актерам отпадают сами собой, как упавший лист осеннего дерева. И, наконец, под изумительный плейлист с Полом МакКартни, Radiohead, R.E.M. и др. ловят фотографической памятью каждую сцену, обладающую собственным волшебством, и по прошествии такого невесомого, как и каждая прозвучавшая песня, просмотра, додумывают рассказ сами, вероятно, открывают для себя что-то новое, то, что, возможно, всегда витало рядом, что-то для своей души.
Это кино снова и снова возвращает на зрительские места и каждый раз сладко нашептывает ту прелесть данной нам жизни, которую надо ценить каждой прожитой секундой, улыбаясь под солнечными лучами, едва пробившимися через облака в самую пасмурную погоду.
Просто сесть одним летним закатом на крышу своего дома.
Я обескуражен, фильм закончился и я влюблен в него!
Открой Глаза
Прошло 6 лет, и я все-таки это сделал, я посмотрел Ванильное Небо, и испытываю такую бурю ощущений, что пора пить успокоительное!
Можно ругать, ненавидеть Тома Круза за то, как он ведет себя на людях, и кричит прилюдно о своей любви к простушке Кэти Холмс, но то, что он актер с большой буквы, думаю спорить бесполезно. Это факт, причем неоспоримый. Кино-шедевры «Магнолия» и «Интервью с Вампиром» - это давно доказали, и вот «Ванильное Небо» поставила жирную точку. Мне удается только гадать, как Круз не сошел с ума после такой тяжелой работы, ибо сыграть такое может далеко не каждый!
О чем фильм?
Этот вопрос терзает тех, кто не понял послание режиссера - не могу ручаться, что вник в суть дела, но могу утверждать, что фильм о Любви – думаю, я не сделал большого открытия.
Но в отличие от примитивных и изъезженных способов показать историю взаимоотношения между мужчиной и женщиной, режиссер пошел на очень рискованный шаг - он показал нам такую психоделику, что могла бы поехать крыша - и она, кстати, чуть не съехала!
Это история молодого повесы - Дэвида, у которого есть деньги, слава и прекрасная девушка Джулия, с которой он отлично проводит время в постели. Да только, он не знал, что такое любовь, пока не встретил Софию, воплощение женственности и простоты. Я думаю, что герой не сразу понял, что встретил ту единственную, а потому сел в машину Джулии, которая и впечатала их обоих в стену. Это была его ошибка, Дэвид должен был сказать себе, я люблю Софи, мне больше никто не нужен, но не сказал, а поддался привычке - быть плейбоем.
Дальше идет салат - безумный салат, в котором невозможно понять, где бред, а где явь, где прошлое, настоящее, будущее. Это цепляет, хочется высидеть, и докопаться до истины.
Отдельно упомяну то, как Том вжился в роль человека Без Лица - гениально! То, что не смог когда-то Мел Гибсон - сделал Круз, и это достойно аплодисментов. Сколько надломленности и обреченности в его характере, это подчеркивает, что человек пытается свыкнуться с новой внешностью, но у которого ничего не получается.
Если же подытожить идею, то она о человеческой мечте, в которой он хочет быть счастлив, но не может в силу противоречивого характера. Дэвид создал себе рай, где ему восстановили лицо, и где София вновь любила его, но подсознание взбунтовалось против такого сценария, и родился кошмар, ужасный и всепоглощающий! Здесь смешалось все - любовь к Софии, чувство вины перед ней за то, что он сел в машину к Джулии, ненависть к Джулии, напряжение на работе, неопределенность в себе! Всего и не упомнишь, я лишь понимаю, что должен посмотреть это еще раз! Надо понять, лучше понять, чтобы убедиться в том, что - любовь - прекрасное чувство, но его нельзя придумать и привязать к капризам собственного мозга! Живи настоящим - живи по-настоящему!
Самое грустное, что Дэвид действительно любил Софию, всей душою, но она никогда бы не ответила взаимностью обладателю такого страшного лица! Он разрушил свою жизнь, и пытался создать новую, идеальную, но все-таки нельзя жить мечтами, потому что добро и зло в них сосуществуют очень тесно и иногда могут поменяться местами!
«Ванильное Небо» - очень глубокий фильм! Я в него влюбился - в нем нет океана смысла, но он цепляет – навсегда!
Фильм уникален - по видеоряду, по музыке и по подбору актеров - красавица Пенелопа Крус, талантливый Том Круз, обаятельный Джейсон Ли, харизматичный Курт Рассел и раздражающая Камерон Диаз! Все находится на высоте, лишь бы умный зритель остался в восторге!
Браво всем, кто приложил руку к созданию этого супер фильма!
«Каким-то образом она знала тебя лучше всех. Как и ты, она не могла забыть ту единственную ночь, когда истинная любовь казалась возможной».
2001 год для испанского режиссера Алехандро Аменабара оказался переломным: весной вышел его потрясающий англоязычный дебют- мистическая драма «Другие», а осенью голливудский ремейк его мелодрамы «Открой глаза»- «Ванильное небо»- за переиначивание которой взялся Кэмерон Кроу, постановщик «Джерри Магуайр» и культовой драмедии «Почти знаменит» (премия Оскар за лучший сценарий в 2001 г.)
Да, я преклоняюсь перед оригинальностью и непревзойденной чувственностью аменабаровского творения, но все же моя душа и сердце навсегда отданы пресловутой ремейкизированной сущности американской версии, голливудский лоск которой возвел в визуальный абсолют сильные стороны и находки первоисточника, явив зрителю, по моему скромному мнению, одну из самых лучших мелодраму нулевых. Как заявил в свое время испанский режиссер: «ВН»- это смелая, инновационная работа Кроу, восхитившая новым и свежим подходом к большинству мизансцен оригинала. Для меня эти проекты похожи на двух совершенно особенных братьев. Другими словами, они поют одну и ту же песню, но совершенно разными голосами: один любит оперу, а другой любит рок-н-ролл».
Действительно, у Кроу получился столь же чувственный, предельно страстный и проникновенный фильм- завораживающий калейдоскоп из эмоций, ощущений, воспоминаний, фонтанирующий обезоруживающей музыкальной энергией и пленяющий своей оммажной сущностью. Не зря режиссер Кроу утверждает, что в сюжете содержится более 428 отсылок к разным культурным явлениям: книгам, произведениям искусства, кинокартинам, альбомам известных исполнителей и т.д. И каждый новый просмотр доставляет неимоверное наслаждение при очередном разгадывании этих аудио-визуальных шарад. При этом музыка играет в фильме если не важную, то, бесспорно, одну из главных ролей: не зря Кроу отпахал несколько лет музыкальным обозревателем в журнале Rolling Stone (отчасти этот опыт лег в основу во многом автобиографической блестящей киноленты «Почти знаменит»!). По словам режиссера песни в «ВН» были подобраны так, «чтобы их тексты постоянно передавали эмоции конкретной сцены. Когда герои замолкают или не говорят, звучащие композиции продолжают или усиливают эмоциональную составляющую эпизода. Слушайте их внимательно». И тут Кроу не лукавит- у фильма сногсшибательно обволакивающий саундтрек, достойный осесть в плейлистах каждого уважающего себя кино и меломана (оригинальная волшебная музыка Nancy Wilson+ Bob Dylan, Peter Gabriel, R.E.M., Radiohead, The Chemical Brothers, Beach Boys, Joan Osborne, Sigur Rуs, Underworld и куча других)
«Ванильное небо» - гипнотизирующий сплав из волнующей фантасмагоричной мелодраматики и аудио-визуальной меланхолики, а в картине словно запечатлены последние моменты порхающей сентиментальности и еще ничем не омраченной урбанистической свободы. Ровно через год после начала съемок Америка и мир изменятся навсегда, а Кроу отвоюет у студии право оставить на фоне заглавного и щемящего свой неземной красотой неба далекие силуэты башен Всемирного торгового центра.
Лично для меня, «Небо»- это еще и кинематографический кусочек янтаря, в котором застыли мое ощущение юности и воспоминания о только начинающей приобретать полноценные силу и мощь главной страсти всей моей жизни (впервые «Небо» я пропустил через себя в кино в далеком уже 2002-м.) Сея мыслительная какофония и захлестывающая эмоциональность от очередного просмотра обожаемого фильма лаконично и точно описывается цитатой главного героя: «Это и значит быть молодым? Втайне верить, что вы первый человек за всю историю, который будет жить вечно?». Эх, вечно пускаю в душераздирающем финале предательскую слезу.
Юбилей картины – отличный повод в сотый раз пересмотреть или впервые ознакомиться не только с блестящим ремейком, но и с очаровательным оригиналом (кстати, в обеих версиях роль Софии сыграла внеземная в своем образе Пенелопа Круус.
Вы сидите, наслаждаетесь просмотром фильма, который вроде очень хорошо распознается, как романтическая драма. День рождения, все веселятся, вы видите многочисленные простые моменты отношений героев Тома и Пенелопы. После чего наблюдаете фильм в том же духе дальше и видите, как герой Тома влюбляется в героиню Пенелопы. Романтика, все просто отлично идет и, кажется, что впереди вас ждем романтический сюжет о любви и дружбе.
Вдруг, к вам кто-то подкрадывается сзади и сильно кричит вам на ухо. Поп-корн взлетает под потолок, и вы не совсем понимаете, что происходит-то такое? Что случилось? Где вы?
Спустя еще полчаса вы начинаете приходить в себя и, казалось, логика снова готова с вами помириться и вы уже готовы забыть про «поп-корн под потолком», но как-то так совсем как бы между прочим, кто-то вам со всего маху дает молотком по голове, при чем опять же ссади и вам теперь не просто не до поп-корна, вы потеряли мозг, где он? Ах, вот, нашел...нет, этот не мой!
Поприсутствовав в таком состоянии определенный промежуток времени к самому концу фильма вы уже изгрызли все ногти, дабы понять, что вообще, черт побери, тут творится и с чем это едят??? (мозг вы в тот раз так и не нашли) И, видимо, для ускоренной работы вашего потерянного мозга вам на голову выливают таз ледяной воды с кубиками льда.
Но, несмотря на все, что было перед этим, на последней минуте вас бережно высушивают феном и собирают рассыпанный поп-корн под вашими ногами. Но вам-то от этого не легче, ведь уже даже после того, как пошли титры в сопровождении завораживающей музыки Пола МакКартни вы осознаете, что ничего не осознаете и мозг ваш потерялся надолго, хотя поп-кор все-таки собран.
Если бы фильм сопровождали воздействием на зрителя физическими эффектами, то мои ощущения при просмотре были бы похожи на описанные выше. Но обо всем по порядку.
Сценарий
Сценарий был позаимствован у другой картины под названием «Открой глаза», но друзья мои, я не побоюсь сказать, что это тот редкий случай, когда я с уверенностью могу заявить, что римейк получился куда лучше оригинала, и для меня это просто ясно как день!
Режиссура
Кэмерон Кроу по моему мнению заработал на Оскар при чем без особых раздумий… эффекты, которым было уделено достаточно много внимания просто вышибали мозг зрителя, и Кэмерон сработал тут на «отлично». В фильме немало звуков, казалось бы, не относящихся к тому, что вы видите в данный момент на экране, и именно это полностью раскрывает перед фильмом ваше подсознание и прямым потоком пускает туда всю информацию, не жалея вас.
Актеры
Актеры… да, Том… это одна из твоих лучших ролей… если Кроу я бы дал Оскар, то Тому я бы привез за эту роль целый грузовик Оскаров… Господи, я не знаю как так можно обыграть персонажа и как после такой роли не едет у актера крыша… но Том это сделал и именно после Ванильного неба я осознал для себя одну простую истину: Том Круз может всё. Смотришь на него и, кажется, что он сейчас покинет пределы вашего телевизора да и так просто начнет с вами говорить… Браво, Том, браво!
Знаете, Диаз я не очень люблю, может быть потому что меня немного отталкивает ее не совсем обычная внешность, хотя я не могу не сказать, что она красива. Но все это ерунда, потому что в этом фильме Диаз действительно мне понравилась и ее игра достойна похвал.
Пенелопа Круз. Мое отношение к ней было предвзято положительное и я собственно не почувствовал разочарования, так как Пенелопа сыграла так, как и должна была сыграть, оставив эмоциональный акцент именно на Крузе, а не на себе.
Видео
Очень красивая картина сама по себе, и я бы хотел ее посмотреть в кинотеатре, но, к сожалению, узнал впервые о фильме только когда он уже прошел на широких экранах и состоялся DVD-релиз в России. Но тем не менее, этот фильм я пересмотрел несколько десятков раз и действительно не чувствую, что он мне как-то надоел, потому что, фильм хочется смотреть снова и снова, и каждый раз находишь в нем очень много нюансов. Того, чего раньше не видел. Поэтому я иногда просто диву даюсь, каким это образом удалось склеить ТАКОЙ информационно насыщенный фильм? Как только ничего не потерялось и как гениально все в итоге сошлось и каждый узелочек (а их под конец накопилось столько, что и развязать я их уже все и не мечтал) был развязан.
В фильме я понял все, для этого мне хватило трех просмотра, и после них я нашел ответы на все свои вопросы, при чем ответы были однозначными, что конечно меня удивило, так как после первого просмотра очень много тумана гуляло в моей голове. Этот фильм входит в мою тройку самых лучших фильмов вообще увиденных за свою жизнь.
Музыка просто супер, к такому необычному фильму должна была быть именно такая неординарная музыка! Очень грамотно подобрана. Действительно, итог получился близок к гениальности, а может даже и еще ближе!
Большое сердце никогда не замерзает,
Как никогда не замерзает океан...
О любви – и смотреть, и писать часами. Заинтересованно разглядывать окна в доме напротив, рассеянно следить за неторопливыми движениями молодого человека с уставшим, но невероятно выразительным лицом. Вглядываться в уже полюбившиеся, но такие далёкие черты. Приглядываться к скользящему по его щеке лунному пучку света, надеясь хоть на секунду стать им. Надевать тёплый пуловер, прикасаться к любимой чашке с обжигающим кофе, писать невероятно безумные стихи о чувстве, которого нет… Ронять листы на мокрый от весеннего дождя тротуар, надеясь, что он их когда-нибудь прочтёт и поймёт, поднимется по винтовой лестнице, распахнёт дверь… И…
Но этого не происходит. Рядом – чужой, нелюбимый, постылый. Рядом не тот, кто нужен. И он пренебрежительно роняет косые взгляды на твоё испуганное лицо. И он прижимает к себе, но сердце его остаётся холодным, подобно куску гранита. И он засыпает в постели, не глядя на мрачный, давящий потолок, и ему не хочется подняться и прыгнуть из окна, воспарить подобно белоснежным листам, исписанным крупным, неровным подчерком, которые другой, любимый, никогда не прочтёт…
Грустны и печальны любовные треугольники. Замкнуты и сердиты. Довольствуясь малым, мечтают о великом, получая великое, сетуют о малом… В этом их давящая очевидность и безысходность. Один неизменно любит, подставляя щёку и позволяя себя целовать, другие – целуют. Но приходит время – рано или поздно – внезапно или поступательно – ты познаёшь сладость истинной любви, сладкой и горькой, мучительной и необходимой как воздух одновременно. Ты растворяешься в лучистых глазах, обаятельной, чуть застенчивой улыбке, даже в маленькой родинке на груди… Ты понимаешь – внезапно и ошеломлённо, что вся проходящая жизнь – блеф, чистейший фарс, искусственная мишура, помпезная бутафория несуществующих отношений. Но садишься в машину нелюбимой и едешь в никуда…
Но глаза твои видят одну, мысли твои лишь об одной, далёкой и другой… Банальная реальность, ах, несбывшиеся мечты, прекрасный сон осени, который невозможно повторить…
Дэвид богат. Дэвид крут, Дэвид несказанно красив. Нет-нет, даже не красив – совершенен. Он имеет абсолютно всё, что нужно молодому мужчине для счастья и самореализации: компанию, уверенно держащеюся «на плаву», обставленный дом, верного друга, и невероятно сексапильную девчонку, которая желанна всеми мужчинами окружения, но безраздельно принадлежит лишь ему, самоуверенному плейбою. Он проводит горячие ночи, обещает позвонить в неопределённом времени, но… Не звонит. Не любит и не ждёт.
И неожиданно (как грустно, но случается в жизни) Дэвид попадает под чары прелестной, но скучной, на оценку роскошной нимфетки, «моли». Он поворачивается к ней лицом, их взгляды встречаются, и искра, пробегающая между, получает тот самый, необходимый к действию заряд. И глаза загораются, и ладони Дэвида покрываются стыдливым липким потом. Он играет в этих отношениях, он любит играть, (это даже предпочтительнее незамедлительного страстного секса) он искушает, но не замечает, как искушается сам… Каждую секунду… И ничего нельзя изменить. Да и зачем? Им так хорошо вместе, пусть это и не длиться больше ночи…
Но, как любой плейбой, Дэвид мечется между огнями. Насмешливое выражение лица, несуществующей привлекательности глаза, брови вразлёт, идеальные скулы и нос с неуклюжей, но такой очаровательной горбинкой. Недостатки любимого мужчины становятся достоинствами: снобизм – обоснованной гордостью, ветреность – стремлением к новому, незаинтересованность – усталостью. Ты кричишь, пытаешь доказать ему, что твоя любовь почти совершенна, и спрашиваешь, если ли Бог? И если ли счастье…
Дэвид обезображен и покинут. Он будто бы выброшен на обочину жизни, прокатившись, ударяясь о камни своим совершенным лицом. Его трудно узнать и ещё сложнее понять. Его больше нет, как нет и того, в чём на протяжении тридцати лет он растворялся… Закрывшись от всего мира маской, он мучительно вспоминает хронологию прошедших дней, не подозревая, куда ведут мечты…
Если есть спрос – найдётся и покупатель. Если вы хотите купить мечту – вам её продадут. Мечта иллюзорна, нематериальна, но она есть у каждого… Дэвид – не исключение, он может позволить себе купить то, что другие строят, ищут, а не найдя – в чём разочаровываются. Но любой план, увы, несовершенен. Он может закончиться, не успев начаться.
И тонкая грань между вымыслом и реальностью, мечтой и будущностью, подобно линии горизонта на закате, заставляет сделать выбор: идти дальше или же остаться, сидя на холодной земле, собирая осколки уходящего дня…
Ничто не вечно под луной… И безобразность не видна действительно любящему человеку. Это не мираж, это была любовь.
Великолепная, чувственная идея, отличное воплощение и с намёком на претензию актёрский состав.
Пенелопа Крус и Кэмерон Диаз как противостояние двух мятежных страстей одного начала. И та, и другая манили, звали за собой, но были невероятно различны, и в то же время сливались во едино, в пугающую стихию, поглощающую всего Дэвида, без остатка. Мучителен выбор, неизбежен.
Курт Рассел и Тильда Суинтон естественны. Роли будто написаны для них, но, вероятно, актёры созданы для таких ролей. Высокий уровень профессионализма демонстрируют они каждым движением, игрой глаз и позиций, даже произнесением слов. С придыханием, торопясь или размеренно, но убедительно, не иначе.
Дэвид в исполнении Тома Круза… Его нужно видеть, им нужно проникнуться. По другому – никак. В его фильмографии не один сильный фильм и не одна сильна роль, но эта, чувственная и потерянная, и в то же время циничная и самодовольная – заслуживает отдельного внимания. Тому всегда удавались двойственные типажи, но этот, без всякого преувеличения, один из самых проникновенных. Отчаявшийся мальчишка и крепкий мужчина… Его искренне жаль.
Восторженным и рациональным, убеждённым и сомневающимся – к просмотру обязательно. Не смотря ни на что.
Мечты приобретаются, чувства продаются, но неизменно, поздно или рано, пелена спадает с глаз, и ты делаешь выбор. Трудный, но необходимый. Пусть он станет честным для самого себя.
And yeah, yeah, God is great…
Yeah, yeah, God is good…
yeah, yeah, yeah-yeah-yeah…
Давно, года два назад, я от своей сестры узнала о фильме «Ванильное небо». Так как у меня была непреодолимая привычка подрожать ей во всем, я, конечно же, посмотрела его. И неудивительно, что я не поняла его — смотрела я его крайне невнимательно, отрывками, да и мала еще, наверно, была для него.
Сегодня решила предпринять вторую попытку, при этом иронизируя, что «даю фильму второй шанс». Что в итоге? В итоге идут титры и я смотрю в экран бессмысленным взглядом. Я досмотрела титры до конца, чего никогда не делала, все надеясь, что будет продолжение, что мне покажут еще что-то такое потрясающее, хотя бы несколько секунд.
Что для нас счастье?
Деньги? Вера? Любовь?
Это основной вопрос в фильме, на который и ищет, пусть и не самовольно, ответ главный герой. Его принудила к этому жизнь.
Сюжет довольно-таки сложный, зрителя буквально «кидает» из события в событие, причем явно в неправильной последовательности. Везде чувствуется недосказанность. Я была в замешательстве на протяжении всего фильма: кто кого убил? Почему он в маске? Кто этот человек, что его допрашивает? Адвокат? Следователь? О каком контракте они все говорят?
Кстати о маске. Несмотря на всю обаятельность и привлекательность Тома Круза, его лицо в маске впечатлило меня гораздо больше. Думаю, эта маска — незаменимый элемент фильма. Именно в ней так хорошо чувствуется потерянность главного героя, его замешательство, граничащее с полоумием. Я долго не могла определится, какое же у меня отношение к нему. Теперь я поняла, что мне его действительно жаль. Он мне не симпатизирует, скорее даже наоборот. Эта беспечная жизнь, в которой у него есть все, что нужно, это легкомыслие, с которым он относится к работе, жизни — все это вызывает у меня легкое презрение. Его образ жизни точно описывают слова его друга: «Твоя жизнь пронеслась у меня перед глазами, за нее и умереть не жалко.» Он не привык отвечать за свои поступки, слова. Зато привык брать, не отдавая ничего взамен, что хорошо заметно в его отношениях с Джули. Далее мы встречаем совсем иного Дэвида, несчастного, страдающего от своей же, как позже выяснилось, ошибки. Что привело его к такому? Вот тот вопрос, на который я ждала ответа весь фильм.
Многим фильм кажется затянутым, но это совершенно не так: все эпизоды важны, они — звенья в цепочке сюжета; каждая мельчайшая подробность что-нибудь да значит. Фильм просто «кишит» умными цитатами; пусть фразы героев и не так красивы, и довольно-таки просты, глубокий смысл в них есть.
Нервные срывы и крики Дэвида, сочувствующие и добрые глаза доктора Маккейба — все это только дополняет картину и погружает нас в атмосферу потерянной реальности. Актеры справились со своей ролью на высшем уровне.
И, наконец, хотелось бы добавить мои впечатление о концовке. В этом фильме конец — это только начало, начало новой реальности, новой жизни.
«Открой глаза» слышит Дэвид и просыпается. Одевается, выходит на улицу и едет на работу по безлюдному Манхэттену — беспрецедентный на тот момент пейзаж. Никого нет, ни одной живой души… «Пустая улица — символ одиночества» говорит закадровый голос… Это психиатр, которому Дэвид рассказывает о своем кошмаре.
Вопреки распространенному руками Пола Верховена и длинными ногами Шэрон Стоун мнению, основным инстинктом является инстинкт самосохранения. Лишь в относительной безопасности городов, где угрозу представляют другие люди, а не непознанная природа, жажда холостого размножения взяла вверх. Пикап как искусство, быстрый съем, секс на одну ночь заменили самцам рудиментарную охоту.
Дэвид — образцовый самец. Красивый и богатый, бронзовый призер по поеданию губной помады, ловелас третьей категории, воплощенный аватар успеха, который хоть сейчас на пьедестал. Наследник медийной компании, с детства ни в чем не знающий отказа, Дэвид не только большой босс, но и рубаха-парень с парочкой добрых слов в запасе для самого незаметного человека из обслуживающего персонала. Просто идеал с обложки книги Дейла Карнеги. Однако внешняя идеальность Дэвида не мешает ему увести подругу друга (хотя проблем с женщинами у него нет, он просто привык получать то, что хочет), что некомильфо по неписанным правилам. Здесь можно углядеть намеки на миф о повсеместной продажности женщин, но тут уж дело вкуса. Следом в какофонию перекрестных взаимоотношений вмешивается подруга Дэвида.
Финт неэвклидовой геометрии — четырехугольный любовный треугольник, сплошь состоящий из тупых углов, — заканчивается предсказуемо плачевно: суицидальное ДТП, в ходе которого Дэвид получает травмы, несовместимые с модельной внешностью. Другой бы радовался, что жив остался и извлек из произошедшего урок, но Дэвид продолжает двигать сюжет дальше. Лишившись пятидесяти процентов своего внешнего успеха, он впадает в депрессию. Ещё бы, для его артистической натуры это настоящая трагедия. Все, что он умеет в жизни, — быть главой унаследованной компании и плейбоем. Эдакая light-версия Тони Старка: без гениальности, филантропии и колтанового смокинга. Атрофированная сила воли мешает принять неизбежное и найти себя в чем-то новом, отчего стадия отрицания затягивается и выливается в переломную для истории ссору. Вообще, сцена в клубе символична двуликостью: гладкая бездушная маска и обезображенное лицо, как две стороны жизни Дэвида: напускная внешняя успешность, простая и одномерная, и духовная нищета, уродство, из-за которого единственного друга приходится «покупать» финансированием его книги.
Когда горькая правда и головные боли смешиваются в непереносимый коктейль, Дэвид сбегает в бета-версию «Матрицы», где должен спать и видеть сны. Но подспудное чувство небезосновательной вины достает его, меняя виртуальную реальность так, что впору набирать 911 и кричать в трубку: «Оператор! Мои воображаемые друзья не хотят со мной играть! Пришли за ними агентов, а меня вытащи!» Собственно, весь фильм — это рассказ Дэвида о том, как он докатился до сдвига по фазе вымышленному психиатру. Исповедь смертника, которая, по идее, должна привести к катарсису. Но вместо этого в полной мере разоблачает его полную никчемность как личности. Все в мире Дэвида, подчиненное его воле, создано по чужим образам и подобиям: счастливая жизнь слизана из старых фильмов и песен, каждый уголок города представляет собой чужие пейзажи и даже небо с перманентным закатом своровано с картины Моне. Никакого творческого креатива.
…а вдруг пустой город в начале символизирует не одиночество героя, а его эгоцентризм? Вдруг для него во всем мире ничего другого не существует. И испуганный бег — лишь хаотичная интуитивная попытка найти себя, найти смысл, найти хоть какое-то наполнение безлюдной души…
Чуть не свихнувшись во сне, герой вспоминает всю правду о произошедшем, скрытую до поры от зрителя. За углом маячит аромат катарсиса, но мода на голливудские хэппи-энды отгоняет его шваброй. Вместо осознания собственных ошибок, положивших начало цепочке событий разной степени трагичности, неверных решений и необратимых проступков, (и как результат — раскаяния и духовного очищения) Дэвид вдруг решает, что его сила воли достаточно прокачалась, чтобы бодаться с неподатливой реальностью и решает проснуться. А вот тут в дело вступает один нюанс, который легко упустить. Последнее желание перед пробуждением он не озвучивает, ибо служба поддержки может прочесть его мысли и воплотить желание. И после церемонии выхода — прыжка с крыши, — мы слышим пресловутое «Открой глаза», мантру режиссера, пронесенную сквозь фильм прямиком из одноименного оригинала. Так хватило ли у Дэвида силы воли для реальной жизни или последним желанием был трусливый возврат в самое начало истории?..
Можно подумать, что фраза «Открой глаза» — это месседж режиссера, призыв скинуть шоры стереотипов и посмотреть на жизнь незамутненным чем-то ненужным взглядом. Кто-то решит, что фильм — красивая сказка о всепобеждающей силе любви. Или просто фантастическая притча с любовно выстроенным визуальным рядом и слегка психоделическим сюжетом. Получил ли Дэвид по заслугам или ему просто не повезло; настигло ли его кармическая чудовищная справедливость или он — невинная жертва обстоятельств, причинно-следственной связи, женской истерии и упругого соударения? Или здесь тонкая аллюзия на абсолютно все взаимоотношения, строящиеся в каком-то вымышленном мире внутри каждого индивида? А может имеет место быть завистливая критика богатых и красивых людей, наделяющая их внутренней пустотой и бездушием, дабы возвысить над ними собственное эго? В этом и кроется отличие хорошего фильма от плохого — каждый найдет что-то свое.
«Ванильное небо» - очень впечатляющий фильм, который показался мне довольно сложным для понимания.
О чем же этот фильм?
О поверхностности нашего восприятия вещей: стоило Дэвиду потерять свою красоту, как тут же весь выстроенный им мир оказывается под угрозой. Жизнь так прекрасна, когда она принадлежит тебе, - ты молод, богат, красив. Ты свободен. Стоит тебе потерять всего лишь оболочку, как летит под откос все. Этот фильм о том, что всегда был и останется в силе стереотип, который отвращает от уродливых людей. Мы все кричим о том, что внешность не важна, что главное - это внутренний мир, но из-за ущерба внешности Дэвид начинает терять и самого себя.
О любви. Любви, которая заставляет нас совершать безумные поступки. Любви, в которую мы не верим, пока она не приходит к нам впервые, и которую после этого мы не в силах обуздать. Любви, ради которой можно отказаться от реальности. Дэвид больше всего на свете боится потерять Софию, поэтому он готов на все, только бы сохранить то самое лучшее, что было у него в жизни.
О том, как одно действие может 'поменять все в миллион раз '. Каждый день мы принимаем такие вроде бы маленькие решения, даже не замечая того, как круто меняется наша жизнь. Успел ли ты перебежать дорогу, купил ли ты в киоске газету - одна такая мелочь может стоить нам здоровья, счастья, любви и даже жизни. У Рэя Брэдбери одна раздавленная бабочка повлияла на весь ход истории, изменила целую эпоху. А мы так легкомысленно делаем неправильный выбор, совершаем неправильные поступки. Мы не замечаем этого, пока не произойдет катастрофа.
И конечно, о мечте. Ванильное небо - место, где любой может воплотить свою мечту в жизнь. Место, где пребывают наши надежды, и где мы можем быть счастливы и спокойны. На долю Дэвида выпали чересчур тяжелые испытания, он потерял все, что имел и что составляло его счастье. Поэтому он решил погрузиться в мечту. Мечту, которая не должна кончаться. Мечту, которая защитит его от суровой реальности.
Но система дает сбой, и Дэвид должен решить, остаться ли ему навсегда в своей мечте, со своей возлюбленной и со своей красотой и безмятежностью счастья. Или же жить по-настоящему, принимая все трудности и горести этой реальной жизни. Он должен выбрать между настоящей борьбой и виртуальным покоем. И тут станет ясно, что он за человек.
Том Круз, на мой взгляд, исполняет здесь одну из лучших своих ролей.