Старик Оруэлл как-то сказал: «Пролы никогда не восстанут, Ангсоц непобедим!» Воистину так, ибо сила страха могущественна, но не каждому известно, что сила бесстрашия - непобедима. Бесстрашный человек не знает сладости обладания, а значит- лишен горечи потери.
Перед нами предстала непостижимо зверская система, в которой человек-это лишь бесплатное приложение, а ее стержень в страстном желании власти. Власть-это цель, которая оправдает любые средства.
Возможно ли это победить? Как знать. Конечно, фильм внушает осуществимость подобной идеи, как и то, что герой V в две руки и три сабли перемолол чуть ли не целую армию. Но ведь суть не в этом. Главное-это то, что ему удалось посеять и взрастить зерно сомнения в головах народа, ему удалось стать услышанным.
Идея состоит в том, что необходимо ставить под сомнение любую власть и любые СМИ, необходимо осознавать наше влияние и силу.
ВНИМАНИЕ!!! Моя рецензия не содержит «чистых» спойлеров, однако если вы с сюжетом ещё не знакомы и хотите посмотреть кино, получив максимум впечатлений и возможность поразмышлять, то читать данный текст крайне не рекомендую!!!
Фильм «V значит Вендетта» очень интересен для анализа. Он богат идеями, эффектными сценами, колоритным главным героем, известными актёрами - в общем, всем тем, за что мы любим хорошие фильмы. Тем не менее, данное произведение вызывало у меня противоречивые чувства и мысли на протяжении всего просмотра.
Начнём, пожалуй, с главной идеи этого фильма, которую нам так усердно пытался донести загадочный «V»: Свобода! Революция! Власть народа! На протяжении тысячелетий человечество борется с властью, периодически свергает её, неизбежно вводя мир в хаос, и спустя некоторое время снова устанавливает точно такую же власть, только в несколько иной форме. Один из основных парадоксов человека в том, что ему никогда не достаточно того, что он имеет, ведь у кого-то есть этого больше. Это касается и денег, и власти, и, в том числе, свободы. А что вообще такое свобода? Отсутствие рамок? Возможность иметь своё мнение, ни от кого не зависеть и делать всё, что душе угодно? Что бы мы ни хотели думать, свобода в социуме невозможна. Человек по своей природе слаб, он бы никогда не выжил, если бы не окружал себя рамками, стенами, не ограничивал свои желания и не соизмерялся с возможностями. Инстинкт самосохранения заставлял людей собираться в племена, и именно рамки позволили появиться цивилизации. За что обычно ругают государство? Как правило, за то, что одни живут лучше, чем другие, и эта несправедливость заставляет людей идти на митинги и проводить революции. Но справедливости, как и свободы, в природе не существует – эти понятия придумал человек, чтобы понять, разобраться в сложных явлениях, опять же прибегнув к рамкам. А зачем вообще люди стремятся к тому, чтобы существовал кто-то стоящий над ними? Ответ довольно прост - им нужна защита. Стоящим выше в свою очередь нужно пропитание. Только разделяя обязанности, человечество способно быть сильным и развиваться. Государство, как высшая ступень общества, создано именно для того, чтобы защищать своих граждан, ограничивая их свободу, вводя законы и карая нарушителей. Чувство меры очень шатко и субъективно, а потому государства, которым были бы удовлетворены все, существовать не может.
В фильме фигурирует вымышленное правительство с вымышленными порядками, но в этом вымысле находят отражение реальные государства разных времен, включая настоящее. «V» призывает покончить с диктатом, ввергнуть мир в хаос, дать людям свободу. Слова о плохом и несправедливом государстве красивы и притягательны, но насколько правильно представлять его только таким? В фильме представлена одна точка зрения, которая вдохновляет массы людей, но будущее, которое видит «V» и его последователи без государства, - это идиллия. Хаос и т.н. «свобода» могут привести только к разрушению цивилизации и возвращению в первобытные времена, уравнению с животными. Но и такой поворт путём революций невозможен: инстинкт самосохранения + опыт и знания предков всегда остановят хаос путём создания новой власти, методы и участь которой едва ли будут сильно отличаться от предшественниц.
Теперь, немного о самом фильме: его сценах, актёрах, сценарии и т.п. «V значит Вендетта» является дебютной режиссёрской работой Джеймса МакТига, и это, как ни печально, бросается в глаза уже в самом начале. Персонажи чётко делятся на хороших и плохих, главный злодей Адам Сатлер выглядит просто клоуном, кое-какое развитие характера встречается только у главной героини и то, оно высосано из пальца. Некий намёк на сложный противоречивый характер можно встретить у «V», но он в фильме выступает скорее как символ, ведущий за собой людей, а не как отдельная личность. Сценарий прост, довольно предсказуем, а поначалу даже скучен, но эпизод с арестом героини Натали Портман и его разрешение способны, как минимум, удивить.
В визуальной составляющей фильма нет ничего выдающегося, но сцена с домино и, в особеннности, огромная масса людей в масках Гая Фокса, идущая к зданию парламента и наблюдающая впоследствии за его взрывом, могут вызвать искренний восторг!
У фильма хороший потенциал, по сути у него есть всё для успеха, которого он, судя по рейтингу и кассовым сборам, в принципе, добился. Но ему не хватает очень важного – глубины. Авторы навязывают зрителю, как ребёнку, свою позицию, отвечая на все вопросы, которые ставят. Подобный подход делает фильм очень поверхностным и практически ничем не выделяющимся среди подобных боевичков с элементами детектива.
Сама идея тоталитарного общества не нова, лишь повседневность проблем делает эту идею вездесущей. В фильме, кстати, говориться, что-то типа 'идею не убить пулями', в данном случае это именно так.
То, что все время были угнетатели и угнетенные - аксиома, подобное разделение существует испокон веков, изменяется лишь наше восприятие свободы и несвободы. На экране мы, возможно, увидели счастливый конец... и хотелось бы верить, что лучше быть свободным, чем счастливым.
P.S. Место действия и состояние общества дают возможность сослаться на известное произведение на схожую тематику - 1984. В экранизации этой книги принял участие Джон Хёрт, тот самый который здесь играет канцлера. Не знаю было ли это иронией создателей, но лично мне этот ход понравился.
Лучше свободы не было и нет, готов я верить в то до старых лет
Когда хорошая девочка Иви, дочь жертв политических репрессий, покорно слушает сообщения узурпаторов по телевизору, а затем наивно пытается отговориться от насильников, самопровозглашенный граф Монте-Кристо решает ее судьбу в пользу борьбы, бунта и неповиновения. Своеобразное воспитание личности происходит на фоне тоталитарного беспредела, который нужно непременно прекратить, да так, чтобы даже у последующих поколений стоял звон в ушах. Однако несмотря на размах замысла, «V значит Вендетта» - все же камерная история становления собственного голоса в период общей немоты. Здесь мысль изреченная – не ложь, но единственно возможная форма сопротивления, свет в конце тоталитарного туннеля. Свобода слова и правда – синонимы, определяющие собой демократию, ради которой не жалко и с жизнью расстаться. Возможность открыто заявлять о своих пристрастиях, политических взглядах и сексуальной ориентации (сегодня кажется почти невозможным соседство слов «гомосексуалисты» и «дегенераты» в одном предложении, пусть и звучащем из уст отъявленного мерзавца) – это то, что имея не храним, а потеряв готовы взорвать все парламенты мира. «Вендетта» - пышная антитоталитарная агитка, призванная напомнить, что не так уж и давно сама Англия стояла чуть-почти у пропасти, руководимая Железной Леди Тэтчер (профсоюзные митинги, стычки с полицией, безработица, уныние). В качестве аргументов фигурируют не факты, но эмоции, генерируемые вечным двигателем споров, какие из алюминиевых огурцов сочнее.
При этом «Вендетта» загоняет себя в довольно любопытный идеологический капкан: вменяя тоталитаризму в вину превращение своих граждан в однородную биологическую массу, она, тем не менее, отрицает роль личности в истории, отдавая дань толпе. Открывающий картину монолог трагичным женским голосом популярно объясняет, что не люди стоят за судьбоносными событиями, но идеи; удел человека – согревать ближнего своего, не более. Vox Populi - истина в самой последней инстанции, тогда как конкретная личность – лишь проводник, выбираемый не то судьбой, не то самой идеей, не то и вовсе случаем. Настойчивая десакрализация отдельного человека в истории еще больше сбивает с толку, имея центром сюжета одиночку, бьющегося за всеми позабытые ценности: он не достоин даже имени, и его значимость оценивается лишь через сентиментальную призму отношения переродившейся девушки, в то время как толпа благоговейно наблюдается крушение оплотов прошлого, свято веря, что в этом есть и их заслуга. Если раньше заговорщика-неудачника знали по имени, то теперь каждый из нас – всего лишь анонимус, один из десятков, сотен и даже тысяч себе подобных. Вместо однополярного мира культа личности «Вендетта» предлагает обезличенный мир свободы, и не то, чтобы выбор был так уж очевиден.
В центре картины – вечное противостояние государственных структур и оппозиции. Избитая тема, которую в своём творчестве не затрагивал только ленивый. Казалось бы, ничего нового и необычного мы не видим, все наши ожидания с лихвой окупаются каждым 24-ым кадром.
Но что, если…
Копнув глубже, в картине можно узреть кристаллическую призму, сквозь которую световыми потоками проходят линии жизни героев. Ставшие случайными свидетелями или намеренно пришедшие в назначенное место в назначенный час, они насыщают призму светом, теплом и жизнью. Само их появление во вселенском масштабе не случайно; их появление – это идея, заложенная в основу всего творчества Вачовски. И не случайно был выбран столь близкий им по духу Алан Мур.
Герои «Вендетты», как и другие персонажи, прошедшие обработку Вачовски, должны сполна заплатить за все свои решения и поступки. Впрочем, это ничем не отличает их от нас, обычных «неэкранизированных» людей. И, сами того не подозревая, мы становимся частью кино, живыми сосудами, наполняющими призму. Ведь, в сущности, наш мир практически ничем не отличается от выдуманного Муром. Не будь подобных предпосылок, возможно, и не было бы столь большого количества фильмов, песен, книг и даже картин, написанных в угоду данной тематике. Но они есть, и само их существование доказывает, что авторы не так далеки от правды, как хотелось бы.
Во главе всего – Идея. Будь то комендантский час, искусственно созданные вирусы, подпольная борьба, множественные убийства – всё это Идея, ради которой совершаются жертвоприношения. А в жертву приносится всё, что плохо лежит: от окровавленной фишки домино до чести и достоинства. Пока одни оправдывают свои действия идеями высших благ, другие уже применяют свои решения во благо. И те, и другие пользуются весьма сомнительными методами. Или всё же нет? Ведь оценка – это всего лишь субъективное понятие, основанное на морали, воспитании, социальных нормах. В действительности каждый сам решает, и от его решений зависит дальнейшая судьба мира, что мы и наблюдаем в «Вендетте».
Вачовски предлагают человечеству усмотреть в обыденном самое важное, вычленить из множества семантических повторений зерно истины. Сколько бы ни было граней у кристаллической призмы, ядро будет неизменным – чистым, прозрачным и неоспоримым.
Братья Вачовски, безусловно, талантливые режиссеры, однако, тема 'хороших' террористов, противостоящих тоталитарным режимам, и 'плохих' правителей, убивающих собственных граждан, настораживает...
Обилие отличных диалогов, музыка Чайковского, неплохие комбинированные съемки и при всем при этом какие-то непонятные биологические эксперименты, нацисты, голубо-розовая тема. В общем, новой Матрицы явно не получилось. Мотивы героев непонятны, а поведение необоснованно. Хотя инспектор мне лично очень понравился. Вот уж действительно полностью адекватный персонаж.
Финальный взрыв - шикарный, но ... с огнем играете, братцы. Короче - фильм оставляет много недосказанностей и загадок, над которыми нет никакого желания задумываться.
На фильм наткнулся далеко не случайно, громадный шум в интернет сообществах, так называемые 'анонимусы' и прочие подобные вещи заставили меня глянуть сей фильм. Сразу скажу, фильм смотрел без всяких инфарктов, одышек, инфарктов и прочей лебеды, которая была у других моих знакомых, которые были одними из сподвижников просмотра данного фильма, но тем не менее, фильм оставил у меня вполне хорошее впечатление, качественная игра актёров, интересные персонажи, но в фильме идеи никакой не увидел и ту же самую империю могли бы сделать более могущественной и властной структурой, а то получилось, что-то вроде Монако. Однако фильм всё же интересно смотреть и в работе чувствуется хорошая режиссёрская работа и он запоминающийся, но всё же оказалось не то, чего я ожидал, герой лицемер, империя, которая не выглядит особенно могущественной, люди будто бы вымерли в фильме.
Фильм передаёт впечатление будущего, но будущее это похоже на настоящее, реконструированное после чудовищных землетрясений и громадных цунами, всё красиво, но мира и покоя нет.
В целом, в картине передан настрой того времени, переданы яркие герои, создана хорошая атмосфера и картинка, написан хороший сценарий, но безусловно фильм не дотягивает до шедевра, однако буйство красок, эмоций, лицемерия и ионного блеска будущего делают фильм хорошем фильмом, но ждать от него чего-то большего, слёз, инфарктов, инсультов я бы не стал. На вкус и цвет - товарищей нет.
Скажу честно, первый раз я посмотрел этот фильм на пиратском dvd, о чем в настоящее время очень жалею, так как недооценил всего богатства диалогов этой картины, а именно диалоги и являются самой эффектной частью фильма!
Помимо этого братья Вачовский не забывают и о визуальном решении, что удается им выше всяческих похвал.
Отдельное спасибо Натали Портман за ее красоту, которая вселяет в душу тепло и счастье! История про девушек влюбленных друг в друга - это вообще огромный респект сценаристам!
Возможно, в силу своей недостаточной образованности, а от того и понимания ситуации, начало данной картины показалось мне довольно скомканным и тяжелым для восприятия. Главный герой в маске, именующий себя “V”, стал неприятен с первого появления, когда пафосно осыпал сотрудников Службы Безопасности цитатами и изречениями из священной книги. Выглядело это слишком вычурно и неподобающе для героя-освободителя.
Но последующие события, все же, заставили несколько проникнуться образом Хьюго Уивинга и идеями которые преследовал протагонист. Да и тема картины, нужно сказать, довольно актуальна в последние дни.
Что касается Натали Портман, то актриса выжала из своего персонажа все что можно, как по мне. Качественная и профессиональная работа.
Больше всего понравилась детективная линия сюжета, где Эрик Финч (Стивен Ри) пытается настичь “V”. Вот тут я действительно переживал ситуации вместе героем и симпатизировал ему более остальных. Антураж депрессивного полицейского, с сигаретой в зубах и всегда стоящим между Сциллой и Харибдой прочно укрепляется в мозгу как образ «настоящего, правильного мужика».
А вот Джон Хёрт со своей ролью не справился. Тесно ему было в огромном мониторе, что ли? Но не такого я диктатора вижу, каким он должен быть. Не такого.
В целом, работа с посылом, своими афоризмами и запоминающимися персонажами. Но «опыление» действующих фигур ненужной «позолотой» и гротескными деталями погубило поистине крепкую драму. Конечно, возможно, это все «танцы» для красивой картинки... ведь революция без танцев не стоит того, чтобы ее устраивать.
Несколько лет собиралась посмотреть этот фильм и вот, наконец, собралась. И теперь сижу, пытаясь понять своё отношение к увиденному.
Сюжетная линия хороша, что и говорить - всё-таки братья Вачовски знают толк в своём деле. Фильм захватывает с самого начала и не отпускает до конца. Нигде ничего не провисает и не утомляет, всё очень логично выстроено.
Тщательно продуманы характеры и внешность персонажей - особенно, конечно, постарались, создавая В. И усилия не пропали даром: мы видим безупречного героя, которым хочется восхищаться и любоваться, за которым хочется идти и которому хочется верить. Иви в исполнении Натали Портман тоже очень убедительно выглядит: робкая девушка на глазах превращается в сильную духом личность. Также мне очень понравился инспектор Финч: перед нами обычный человек, склонный к рефлексии. Все его сомнения видны невооружённым глазом, и это подкупает.
Картинка просто великолепна. Если вы хотите насладиться отличным визуальным рядом, неплохими спецэффектами и прекрасной операторской работой - вам сюда.
Музыка - ещё одна важная составляющая фильма. Без шикарного музыкального сопровождения картина не получилась бы настолько зрелищной и пронзительной. Дарио Марианелли - отличный композитор, вдумчивый и серьёзный, и фильм запоминается в том числе и благодаря его работе.
Но.
Сама по себе идея фильма выглядит неубедительно. Борьба с тоталитаризмом - допустим. Однако что предлагают нам взамен имеющегося строя? Анархию? Мда, отличная альтернатива, нечего сказать. 'Весь мир насилья мы разрушим до основанья...' - это да, на это главный герой способен. '... а затем мы наш, мы новый мир построим' - а вот этого нет. И что мы получим в итоге? Нельзя разрушить что-то старое, не предложив взамен чего-то нового, неужели это не очевидно? Да и люди в итоге всегда остаются теми же самыми людьми, так что понятно, чем закончится эта история.
О 'несчастных' меньшинствах даже и говорить не хочу - благодатная тема для эксплуатации. Можно подумать, что если они станут большинством, тогда Земля мгновенно превратится в райские кущи. Сколько уже можно мусолить эту тему, искренне не понимаю. Впрочем, фильм снят довольно давно, а тогда очень модно было упирать на недостатки 'плохого большинства'...