Признанный английский режиссёр Майкл Уинтерботтом всегда снимал авторское кино и имел успех на международных киносмотрах класса A. Вот и от этой работы ждали очередного откровения, а получили новый скандал. Забавно, что вышедшая одновременно с этой лентой «Порнократия», куда более провокационная и порнографическая работа, в итоге была встречена куда мягче, как в Европе, так и у нас. Хотя качество у этих двух фильмов примерно одинаковое.
В фильме Майкла Уинтерботтома есть потрясающие сцены. Отлично сняты музыкальные номера, великолепна северная холодная природа, на фоне которой взаимоотношения неких любовников могли бы восприниматься как бегство от одиночества в секс уже в наши дни, а вовсе не в послереволюционные годы во Франции («Последнее танго в Париже»). Но, увы, и здесь шедевра не получилось. Характеры героев совершенно не прописаны, а потому для зрителя они остаются некоей абстракцией: просто два человека встретились и решили потрахаться. Почему? Ну, это нас не интересует. Потому, и всё!
Вот так можно сказать про драматургию Уинтерботтома, да и Катрин Брейа недалеко от него ушла в плане сюжета. Поэтому и откровенная эротика воспринимается как нечто ненормальное, а вовсе не необходимое, как в случае с великим шедевром «Коррида любви», исследующим границы любви и страсти, разума и безумия, жизни и смерти, мужского и женского начала, наконец. Так что вполне оправданно, что на солидном кинофестивале в Сан-Себастьяне был награждён только оператор Марсель Зискинд, без прекрасных панорамных съёмок которого этот фильм был бы ещё хуже.
Парень подобрал на концерте легко доступную девицу, чтобы закончить вечер сексом. Потом, на протяжении всего фильма можно наблюдать за попытками этой девки добиться 'чего-то большего'. Уважения там, интереса к себе и т.п. Вот от этого и все ее дурацкие выходки, попытки уязвить или оскорбить парня. Но в то-же самое время она остается с ним, ублажняет и разрешает собой 'пользоваться', хотя, похоже редко довольна 'результатом'. И это понятно: ведь она этого парня совершенно не интересует как человек - пригодна только для постели и получения своего удовольствия. Даже на лицах это написано: девченка часто угрюмая, взвинченная, а парень спокойно себе улыбается. Увидив девицу в кровати с вибратором, он тоже не закатывает истерику именно потому, что по сути ему на нее наплевать. А сцена, где она отказалась от посещения очередного концерта? Парень не остался с ней, а пошел один.
Антарктика? А что еще там делать, кроме как думать про себя и вспоминать кое-что? Там нашему героу 'повеселиться' не с кем. Даже пингвины остались подальше.
Про музыку промолчу. Не на мой вкус, поэтому мнение отсутствует.
Словом, 'сказка чушь, да в ней намек'. Если не уважать себя и позиционироваться дешевкой, то единственным, кто будет 'уважать' и даже удовлетворять, окажется вибратор. Не даром в фильме Л. фон Трира 'Нимфоманка' сказано следующее: 'Секретный ингредиент секса - любовь'. Именно это и хотел показать М. Уинтерботтом, подбирая для фильма актеров, которые до того не были знакомы и никаких чувств дркг к другу не имели. С влюбленной парой или даже с профессиональными порно-актерами такого хорошего результата бы не получилось. В англоязычных рецензиях и интервью К. О'Брайен прямо сказал о том, что М. Стилли его не интересовала как женщина. Она, в свою очередь, на подобные вопросы изворотливо отвечала, что фильм являлся 'работой'. Что по сути означает - никакого наслаждения от секса она не получала.
Отзывы, в свою очередь, порой просто 'зажигают'... Так и хочется спросить тех, которые увидели 'любовную драму' и 'глубину чувств' - вы, простите, порники до конца досматриваете, чтобы увидеть свадьбу и невесту в белом?
Где и каким образом в художественном кино следует разграничивать понятия открытого выражения любовной тематики и откровенной порнографии? Именно этот вопрос полностью поглотил меня во время просмотра так отстраненно названного отечественными прокатчиками «любовной драмой» фильма «9 песен». Думаю, в контексте всего увиденного (а сюжетных или актерских откровений тут ждать не нужно), всему остальному можно дать возможность отойти на второй план и чуть-чуть поразмышлять на эту тему.
Да, если брать в расчет только лишь визуальную составляющую картины, интересно воплощенную, к слову, оператором на протяжении всей картины при помощи лишь цифровой камеры, «9 песен» можно назвать именно порнографическим фильмом. Но все-таки происходящее не производит такого впечатления, честно. Внутреннее ощущение на протяжении просмотра постоянно твердило мне, что откровенность фильма стоит принимать как должное, как довольно специфический способ выражения художественного замысла кинематографистов. А замысел этот построен вокруг любви двух обыкновенных молодых людей – вполне логично было увидеть то, что увидено. Мораль людей, зацикленных на каких-то общественных нормах, может негодовать, выдавая все новые и новые доводы касательно безнравственности и загнивания как современного мира, так и кино, но я предпочту считать, что в существующих условиях подобный фильм имеет право на существование.
Чтобы моя позиция стала более понятной, дам простую иллюстрацию. Мне никогда не было понятно, зачем в какой-нибудь очередной голливудский фильм, будь то боевик, детектив или что угодно, создатели любят вставить где-нибудь в середине действия достаточно затяжную эротическую сцену (преимущественно связанную с главными героями). Зачем прикручивать секс туда, где это не обусловлено по сюжету? Уверен, почитатели найдут вагон оправданий, но, на мой взгляд, когда это неуместно – это смотрится глупо и пошло. В «9 песнях» же неприкрытый эротизм поставлен в угоду режиссерскому видению развития основной (и единственной) сюжетной линий любовных отношений пары. То, что получилось, допускаю, можно даже и осуждать (все-таки не считайте меня фанатом этого фильма), но, вместе с тем, это воспринимается как художественный жест и один из элементов построения маленького мира двух людей, показанного на экране. Двух персонажей, которые выглядят очень реально, будто бы из обыкновенной жизни.
Что насчет самого фильма, тут все довольно просто - 66 минут секса и рок-н-ролла. И немного наркотиков, но дело совсем не в них. Это довольно монотонная и поверхностно изображенная история любви длиной в один год между ученым Мэттом и американской студенткой Лизой. Структура фильма оставляет за кадром всю их повседневную жизнь, концентрируясь только на любовных отношениях в пределах одной квартиры и концертах, которые главные герои посещают.
Есть еще один важный вопрос, к слову, который, как я полагаю, составляет весомую часть сущности фильма и который я задавал себе в течение часа просмотра несколько раз. Что хотел сказать Майкл Уинтерботтом практически полной смысловой тишиной? Подчеркнуть безмолвность настоящей животной страсти? Дать возможность музыке говорить вместо главных героев? Или, скажем, всю жизнь вынашивал идею снять полностью импровизационное кино (как об этом сообщается)? Но я предлагаю каждому задать его самому себе в наблюдениях за героями фильма, потому что однозначный ответ вряд ли существует – наблюдения и размышления на эту тему подарили мне большую долю удовольствия от просмотра.
Фактически, отсутствие смены декораций, интересных диалогов, второстепенных персонажей (за исключением, пожалуй, музыкантов на сцене) и, в целом, сюжета, должно сходу нагонять на зрителя скуку. Но режиссеру в своей задумке удалось обойти, на мой субъективный взгляд, настолько серьезные ограничения путем внедрения притягательного визуального ряда и наличия короткого хронометража. За один час действия картина решительно не успевает надоесть – и в этом ее большой плюс. Любовь, перекуры и та потрясающая музыка, которой я живу практически с детства. Смотрится драйвово, в некотором роде. Ах да, и расставание в конце. Вот и все.
В качестве заключения стоит сказать, что это примитивное в своей сущности и довольно необычное в своем воплощении кино, которое заставило меня задать во время просмотра несколько любопытных вопросов. Уж точно полезней очередной поделки массового шаблонного кинематографа (не считайте эти слова плевком в сторону мэйнстрима - я сказал «полезней», а не «интересней»). Именно в этом контексте я могу посоветовать любителям кино «9 песен» для просмотра.
На самом деле, это ведь неплохо, когда режиссёры пытаются переосмыслить те или иные жанры в том или ином ключе, пусть даже у них это, в силу разных причин, и не слишком получается. Это делает кинематограф разным, делает его интересным, вариативным. Не хочется смотреть такую мелодраму - возьмите такую. Не хочется эту - у нас есть и вот такая. Не понравилась и эта - держите вот эту. Это, если пожелаете, и есть движение. Насчёт развития уж не знаю - но движение точно. Смотреть одинаковое кино скучно. А сейчас, даже если кто-то этим и занимается, то он точно знает, что где-то есть то, что отличается от его личных предпочтений.
'9 песен' Майкла Уинтерботтома - как раз один из продуктов переосмысления традиционных жанров кинематографа, в данном случае - мелодрамы. История любви двух молодых людей, показанная через эстетизацию полового контакта и растянутую на весь фильм сцену встречи в виде рок-концерта. Настоящий кошмар для ханжей, в свете чего, в Каннах фильм и был встречен именно так, как был встречен - огромным скандалом. Режиссёр, не стесняясь, наслаждается сексом мужчины и женщины в кадре, показывает всю его красоту и привлекательность - в нём совершенно точно нет ничего такого, что позволило бы считать это порнографией, эротикой если только. Традиционная мелодрама проявляет себя, как и в отношении героя к своей возлюбленной через внутренний монолог, так и в любых сценах за пределами постели: в фильме предостаточно и ссор, и отношений, и чувств, даже настоящую грусть разлуки можно увидеть, если очень постараться. Это очень отрывочная картина, и виной тому, конечно, и хронометраж, и постоянная отвлекаемость на рок-концерт, который и без того уменьшает время, которое отведено непосредственно паре героев. Отрывочность эта не ведёт ни к чему хорошему, так как всё, что связано с героями, приходится собирать мозаично. Однако, что удивительно, по окончании фильма не остаётся никаких вопросов, и это ли не главный показатель удачного эксперимента. Если чего картине по-настоящему не хватает, так это вменяемых диалогов, здесь они проработаны неимоверно слабо.
По большому счёту, нет никаких причин не считать это мелодрамой, не считать то, что происходит с героями, любовью или хотя бы влюбленностью, а сам фильм причислять к анти-искусству. Отсутствие глупых, растянутых на весь хронометраж, страданий, нарисованных эмоций и отношений на всю жизнь такой причиной не является. Просто любовь может быть и такой. А ежели кто вам скажет, что не может, что это пошлятина, что секс только после брака и в миссионерской позе при выключенном свете, то смело вставляйте наушники в уши, разворачивайтесь и уходите, и человека этого более не слушайте.
Фильм имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди последних - отсутствие полноценного сюжета. История пары, 'у которой было только 9 песен'. Банально, но подходит для полного описания сюжета. Сюжет очень скуден. Кажется, что перед нами не полный фильм, а только скелет, заготовка. Временами, смотреть откровенно скучно. Постельные сцены откровенны, но 'свойские' и не вызывающие. Из-за некоторых из них, напрашивались аналогии с дешевой порнушкой. Хоум видео, так сказать. Но после просмотра фильма остается странное чувство 'что-то в этом есть'. Антарктида, я так понял, символизирует пустоту и тоску главного героя. Рок-концерты тоже добавляют искренности, тут режиссер использует главное достоинство живых выступлений. В общем, посмотреть стоит, если вам интересует хорошая драма. Но если вы хотите посмотреть на секс, то лучше поискать что-то другое.
По моему скромному мнению, '9 Песен' надо было сделать короткометражкой, впечатление от этого было бы на порядок лучше. Фильм серый и однобокий. Довольно примитивную историю разбавляют эпизоды концертов. Если бы не песни, зрелище вышло бы неимоверно скучным, невзирая на ряд откровенных сцен. Так получилось, что сексуальные сцены в кадре всегда подогревают интерес, но в случае этого фильма они как раз его заглушают.
Видимо, режиссер хотел сделать историю, максимально приближенную к реальности. В действительности у многих людей такое случается. Они любят друг друга, он ее - немного больше, вроде все хорошо, в постели - тем более. Но тут под давлением обстоятельств они разлучаются, девушка уезжает, но обещает вернуться. В итоге парень много времени не может забыть ее. Снежная пустота Антарктиды усиливает чувство одиночества. История понятна как два пальца об асфальт.
В погоне за реализмом и абсолютной натуралистичностью создатели фильма забывают о самом главном, о том, что заставляет сопереживать героям и проникаться фильмом. Об эмоциональной стороне переживаний. По мне, присутствует чрезмерный физиологизм, зритель узнает только о сексуальной стороне отношений героев.
Хотя фильм изобилует кадрами с изображением гениталий и сценами коитуса, я не считаю этот фильм порнографическим. Эти сцены сняты не для того, чтобы возбудить, а чтобы показать интимную сторону жизни обыкновенной пары, что так часто остается за кадром. Показать любовь, а не похоть. Правда, эмоциональная скудость создает впечатление однобокости отношений. На экране по большему счету или обнаженные тела, или концерт. Третьего не дано. И большего в этом фильме нет.
Идея показалась оригинальной. Сам фильм на любителя - не массовый попкорн, но и не загон с массовой истерией. Просто фильм – скорее для закрытого просмотра узкого круга, вполне возможно, что и снимался он с этой целью – не для оценок и критиков. Это не порнография, потому что все сексуальные сцены кажутся натуральными, естественными, снятыми не для кадра. Нет ощущения, что снимали, чтобы возбудить, нет чересчур яркого, лишнего порнографического вызова. Фильм смотрится абсолютно ровно. Герои простые, оттого кажутся реальными.
Оценивать не буду, т. к. считаю, см. выше – фильм изначально создавался не для всех. Но если бы оценивала – оценила скорее положительно. В фильме чувствуется атмосфера – абсолютно не наша, а скорее британская – она совсем не похожа на ту, которую пытаются искусственно воссоздать некоторые умельцы, в т. ч. и наши, – фильм действительно был снят не для широкого проката, и оттого может быть не совсем понятен. Режиссер как бы сам наплевал на всех, реализовав саму идею и сняв кино, простое и правдоподобное. Ну и молодец, не всегда так важны деньги и награды, иногда можно и для души.
Что же, стоит начать с того, что это первая моя рецензия на данном сайте. Ранее писать не было большого желания, поскольку от прочтения многочисленного шлака некоторых рецензистов, наподобие 'мне нравится-мне не нравится-люблю Джонни Деппа' зоб чешется, уж простите, разлюбезные.
Предложить могу лишь своё объективно-необъектиное мнение на грани критиканства, отсутствие грамматических ошибок, ну и взгляд. Может не очень свежий, не очень новый, но мой, болезненно-эмпиричный.
Не было никаких сомнений, что этот фильм вызовет массу негодования у русского зрителя. Хотя почему же только у русского? На аналоге КиноПоиска, сайте IMDb тоже нет особого энтузиазма по отношению к '9 songs'.
Вы видели когда нибудь в официальных источниках слово 'порнография' в жанре? Я нет. Потому что вместо этого фильм 'для взрослых'. Никто и не сомневается что этот фильм для взрослых. Он не подойдет ни нежным барышням, вышивающим крестиком, ни неокрепшим юношам, упорно прелюбодействующим, глядя на подобный продукт куда меньшего качества.
Начну с минуса. Но это, скорей всего, просто побочное от моего личного восприятия. Привыкнув к качественным, превосходно снятым фильмам, постельным сценам в роскошных ракурсах, было иногда неприятно. Все таки излишняя реалистичность - не выигрышная такая вещь.
А теперь рискну массово истреблять ханжество и прочие немилости в современном обществе кинолюбителей.
Вся красота и сила человеческих эмоций проявляется именно в те моменты, когда подделать их, когда сыграть невозможно. Майкл Уинтерботтом не сделал тонкое кино. Нет, в этом фильме нет тонкости ни на грамм, но есть что-то настоящее, неподдельное. Не зря во время съемки постельных сцен(коих немало, поверьте) на площадке оставались лишь оператор и звукорежиссер. Ну не могут люди во время коитуса думать о том, как они выглядят на пленке! Значит это они, герои, живые.
Первый британский фильм такого откровенного содержания так и не смог искоренить долю снобизма. Уважаемые британцы, даже снимая самые что ни на есть 'Sex, Drugs and Rock'n'Roll' вы не можете уйти от своей скованности. С такой музыкой, с чуть большей страстью этот фильм мог действительно выйти за рамки жанра. А так, ну поспорили на фестивале, ну потрахались часок другой. Да, за этим интересно наблюдать, да, это красиво. И всё, увы.
Прежде всего, хочу возразить тем людям, которые обзывают этот фильм порнографией. Так отзываться о нём можно только если ты никогда не видел действительной порнографии (неужели такие есть?). Либо если ты - ханжа (вот таких предостаточно!). Да, очень откровенные сцены, но нет в них ничего такого, от чего бы надо было крутить носом.
Фильм не отягощён большим содержанием. Просто потому что не отягощены им отношения главных героев. Они просто проводят время вместе: ходят в клубы, занимаются сексом, вдыхают белый порошок время от времени. Не понятно только, почему при всём этом он ждал чего-то большего? Откуда взяться серьёзным чувствам? Она молодая, эгоистичная пустышка. Её занимает лишь секс. Её занимает она сама. Она наслаждается самой собой. И всё.
Не знаю, почему мужчины влюбляются в таких девушек, как мальчишки. И немного было жаль Мэтта в конце...
Даже самый горячий секс не растопит лёд, пролегающий между чужими друг другу людьми. Этот лёд неизбежно похоронит любые страсти. И все эти мимолётные наслаждения сменит глубокая пустота.
Дискуссионный, неоднозначный и по всем параметрам киноиндустрии, странный кинофильм.
Режиссёр пытался показать нам отношения между мужчиной и женщиной, с внутренней стороны, без глянца, как это мы привыкли видеть в банальных голливудских фильмах о любви. Другое дело, вышло ли у него это?
Конечно, идея поставить низменность и 'грязь' человеческих инстинктов на первый план, при этом отмыв всё это и приподнеся как что-то высшее, чистое и светлое, довольно оригинальна. Но всё-таки, стоило ли это делать? Всё таки, если испокон веков, интимные отношения женщин и мужчин тщательно скрываются, значит это не просто так? И вот так легко взять и плюнуть на все устои, снять порнографический фильм и выдать его за арт-хаус, можно ли было делать?
Всё это спорно, и конечно индивидуально для каждого.
Что касается меня, то я считаю, что '9 песен', фильм конечно не совсем пустой: в нём прийсутствует смысл и сюжетная линия, кино сдобрено хорошей музыкой. Однако откровенное порно, всё-таки чернит это произведение, и в моих глазах не даёт ему право быть порождением киноискусства.