Не все фанаты 'Зловещих мертвецов' умерли, состарились и выжили из ума, как думает Сэм Рейми и продюсеры этого сериала. Некоторые дотянули до 'Зловещих мертвецов 4', сохранив здравый рассудок. С ностальгией они садились к экрану, чтобы насладиться легендой. Но легенду не воскресили, а вырыли из могилы, поглумились над ней, и зарыли поглубже.
Evil Dead почему-то принято называть трилогией. Хотя серия фильмов никогда трилогией не являлась. Первый представлял из себя студенческую работу, дешевый трэш, на основе которого Рейми затем сделал оригинальную картину под номером 2. Потом, подстегиваемый собственной неуемной фантазией и деньгами, сотворил синтез фэнтези и хоррора - 'Зловещие мертвецы: Армия тьмы', отправив главного героя Эша бороться с мертвецами в Средневековье. Третья часть, на мой взгляд, самая удачная. Зрителям понравился искрометный черный юмор режиссера.
С тех пор, с 1992 года, вопросами о том, будут ли новые 'Зловещие мертвецы' Сэма Рейми и Брюса Кэмбелла (Эш) донимали регулярно. А они всегда твердили: 'Нет, нет и нет'. В 2007 Брюс Кэмпбелл, чтобы окончательно закрыть тему, даже выпустил фильм 'Меня зовут Брюс', про актера Брюса Кэмпбелла, неудачника и пьяницу, живущего в трейлере, которого жители небольшого городка по ошибке принимают за героя и просят справиться с древним злом. Картина даже получилась забавной и взяла приз зрительских симпатий на небольшом фестивале.
Собственно, создатели сериала позаимствовали и трейлер и несложившуюся судьбу героя из этой ленты. Только сделали Эша еще тупее и самодовольнее. Он накуривается травы в компании со случайной знакомой и читает Некрономикон. После чего мертвецы из прошлого возвращаются, чтобы отомстить ему за свое поражение.
Самое печальное в этом сериале, что он сделан без фантазии. Убогий сценарий. Плохая постановка на уровне 80-х годов. Даже 'Армия тьмы' выглядела новее. Реки кетчупа не впечатляют. Да и как они могут впечатлить во втором десятилетии 2000-х годов. Мы все это уже сто раз видели.
Брюс Кэмпбелл молодится. Но он грузный. Не харизматичный. На героя не похож. Больше на клоуна. Ему в пару выдали еще одного комедианта - Рэя Сантьяго. Сериал должен стать комедией ужасов, как 'Зомбилэнд', но не становится.
В общем, создатели сериала стебутся. Непонятно, то ли над собой - что вернулись, чтобы заколачивать деньги, и только по этой причине, то ли над зрителем, которые все это время ждал подобную чушь. Ждал ее, кстати, и небезызвестный Гоблин, взявшийся за озвучку. Его авторский перевод этот никчемный сериал не спасает. Единственная смешная шутка на две серии произнесена над могилой с крестами: 'Ты в курсе, что мои родители были евреями?' 'Не могла раньше сказать, когда я их мастерил?'
Если Вы смотрели оригинальные три фильма Зловещих мертвецов и полюбили этот мир, то сериал Вам не понравится. Мне не понравился. Почему? Начнем с главного героя- Эша. Это не Эш из Зловещих мертвецов, которого, как персонажа, отлично характеризует сцена с хохочущими предметами в комнате и он хохочет вместе с ними. Когда Вы сразу понимали, что для вас фильм- для него реальность оставившая след на его психике. Он видел как что-то убило его девушку, а затем и она стала чем-то и уже ему пришлось её убить, затем он потерял руку и где-то между этими событиями немного потерял рассудок. Он конечно же предстает немного иным в третьем фильме, но Эш стал тем, кто он есть в первых двух картинах. Столкнувшись с ужасом он немного надломился, но не сломался, выбрал борьбу вместо ожидания смерти. Если Эш и не был силен, то он определенно стал сильным. А теперь представьте, что этот самый Эш, переживший все эти ужасы, почитывает книгу, которая и есть причина этих ужасов, обдолбившись травы, лишь затем, чтоб впечатлить какую-то потаскуху. Просто. Нет. Слов.
Далее мир. Вселенную Зловещих мертвецов нельзя назвать объемной, но если вы делаете ремейк или сиквел, то на существующие правила и уже произошедшие события нужно оглядываться. Авторы сериала не заморачиваются. Один пример. В конце третьей оригинальной картины, Эш вернулся в родной мир (где и происходят события сериала) и снова работает в магазине, как вдруг на людей нападает мертвец с которым Эш расправляется. Судя по происходящему в сериале никто этого не заметил. Событие произошло посреди города и не могло не иметь огласки. Собственно это последняя сцена трилогии, но! Это же произошло. Сериал похоже просто проигнорировал эту сцену, как и многое другое.
Можно еще много сказать, но пора подвести итог.
Это другие Зловещие мертвецы, другой Эш. Если Вы смотрите сериал, не смотрев оригинальных фильмов, то и проблемы, что я описал выше, для Вас существовать не будут. Ежели Вы помните и любите оригинал, но все же хотите посмотреть и сериал, то советую изо всех сил воспринимать его как произведение 'по мотивам', а не как прямое продолжение.
Бегло перебрав буквы в излияниях всех предыдущих рецензентов, обратил внимание на целые абзацы неподдельных восторгов. Хочется сказать, что так же отношу себя к фанатам Эша. Но...
Если переместиться чуть назад, и взглянуть на эволюцию серии - становится понятно, что фильм менялся от титров к титрам. И зачастую до неузнаваемости. Благо в свое время мне попал в руки монтаж всех 3х частей в единое зрелище, без переходов или корявых фрагментов на стыке 2 и 3 части. С самой первой минуты, с заселения в заброшенный лесной домик, до крепостной войны с армией скелетов - смотрелся как один фильм. Еще раньше, в еще более далеком прошлом в руки ко мне попала популярная тогда книга 'Черепашки ниндзя против зловещего духа мертвецов' - что было переложением известного сюжета для приключений четырех черепах. Не будет преувеличением назвать это 'творчество' достойной интерпретацией кинематографической версии.
Ну и настало время провести параллели с сериалом. Вряд ли эти строки привлекут внимание 'не фаната'. Вряд ли мне простят следующие слова.
Но Эш уже не тот.
Пока вышло только две серии, но ни одна из них не смогла спастись от паузы посреди просмотра. Старый 'Evil Dead' не простил бы такого кощунства. От него было невозможно оторваться, как и от всех других работ Рейми - будь то 'Человек Тьмы', 'Затащи меня в ад', 'Оз Великий и ужасный' и даже 'Человек паук'. Рука Рейми узнавалась во всех этих фильмах. Он был сродни сказочнику Бертону. Его яркие истории, каждая отсвечивала 'Зловещими Мертвецами'. Даже в Озе мы видели автомобиль, когда-то привезший в лесную хижину Эша. Как видели и жутких, уродливых на лицо ведьм, кричащих свои проклятия. Реки крови и черного юмора в 'Затащи меня в ад' и все те же ведьмы, та же машина и умелая постановка.
Но сейчас, скучая на сериале, я понял. Понял, чего мне не хватает. Мне не хватает томления, размеренности, нагнетания обстановки. Все, что происходит на экране гипертрофированно, концентрированно и совершенно безвкусно.
Эш уже не тот.
Молодящийся старый и толстый сквернослов? Его шуточки уже не жалят было остротой. Если в 'Армии Тьмы' каждая его реплика становилась цитатой. Зритель был готов аплодировать любому излиянию вплоть до 'This is my boom stick', то почти за 2 часа нового времени не удается услышать ни одной достойной цитаты реплики. Возникает чувство, что Эш пытается быть таким же крутым как и 23 года назад, но на деле у него это плохо получается. Лучше голодного и неизвестного актера, тихого, скромного и сквернословящего лишь от сильных потрясений да с необразованными простолюдинами - может сыграть только еще более голодный и неизвестный актер. Увы, Эш зажрался. И при том уже очень давно. Раньше его шутки - были не позывом сквернослова, а простой нетерпеливой иронией над менее развитыми собратьями. Настолько простыми, что не было смысла утруждать себя излишними манерами. Зачастую хватало и острот - все равно им было не понять, о чем идет речь. В сериале же мы видим как этот стиль общения опошляют, приписывая ему будничность поведения. Да, мы любим Эша за те самые фразочки в 'Армии тьмы', но стоит вспомнить, мы прощали их ему за человечность, за страх и острый взгляд. Он тихим и спокойным юношей, потерявшим своих друзей. Во второй части его коснулось безумие и практически обращение, но от того он не перестал молчаливо осмысливать происходящее, сопереживать и кидатсья в пекло, лишь бы спасти любимых и дорогих себе людей. Каждый мог видеть себя на его месте, где от случая к случаю он переживал внутренний конфликт.
Но в новом фильме мы видим откровенную клоунаду. И тут Рейми обнажил все свои козыри. Те, что толкнули его на создание фильмов. До 'Зловещих' эти парни - Кэмбпелл и Рейми - промышляли тупыми юмористическими короткометражками с большим количеством пантомимы, нелепыми звуками и сортирным юмором. Их безмерно смешили два пальца в глаза, попукивания в камеру и бесконечные пощечины. Русский аналог этого жанра - Трус, Балбес и Бывалый. И от такого человека мы получили 'Зловещих Мертвецов'? Да, они были сдержанными. Они были попыткой понравиться. Но кто сказал, что нам понравилась бы тупая американская клоунада? Что она вывела бы Рейми в люди, сделала бы великим режиссером? Зачем он как хамелеон примерил шкуру мэтра ужасного жанра? Да, комедия придала его стилю узнаваемого шарма, но он не была его стезей, за которую его полюбили люди. Фанаты (надеюсь это так) ожидали от него умного, уважительного и местами злачного персонажа. Эша 20 лет спустя, а не -20 пунктов АйКью. В случае с 'ЭпЗМ' нам стали известны самые худшие годы творчества Рейми, его студенческие приколы, которые так и оставили бы его в безвестности. Но зачем-то он запихал под комод прославившие его картины и начал с чистого листа, развернув как транспарант свое имя и втоптав в осеннюю грязь все ожидания и чаянья фанатов.
Чем же так плох 'ЭпЗМ'? Слишком много мертвецов. Слишком быстро их ввели в игру. Оправдан сюжетно лишь момент с администратором магазина, которого поработил злой дух. Слишком обширна зона влияния 'Некрономикона'. Раньше это был один домик в лесу, теперь это, кажется, пол штата. Современный коллега Эша - поражает своей тупостью. И если вспомнить, даже средневековые 'дикари' вели себя вполне серьезно и осознанно, а комичность была закручена вокруг их самоуверенного поведения. Сумбурность повествования так же сыграла злую шутку с 'Эшем'.
Каким бы хотелось видеть продолжение? Если не менять фабулы, и сохранять пьяный угар над переводом 'Некрономикона', первую встречу Эша с мертвецами нужно было провести в магазине. Бытовая техника - замечательное место для потусторонних сил! Вы только представьте стену завешенную плазменными экранами, на которых маячит страшная рожа. Да даже та же ведьма на кассе из финала 3 части. Поднимите руки, кто хоть на секунду поверил в ту глупую шутку с лампочками? Стоило бы сократить уровень пафоса, увеличить градус занудства, а наигранные метания между войной и миром - отодвинуть от комедии к трагедии. Убить пару 'не зомби' и может быть даже любимого гекона Эша. Все, мотив для мести Аду готов! Но почему все это приходит в мою голову, а не в голову Рейми? Кто опять шепчет ему в уши и вяжет руки? Иначе я просто не могу оправдать этой халтуры - ведь 'ЭпЗМ' уже выходит худшим творением мэтра. Недостойным имени серии, которое я постараюсь забыть так же, как и творение Федерико Альвареcа.