Картина представляет собой альманах, объединивший четырёх режиссёров (два из них являются мастодонтами кинематографа), каждый из которых высказывает свою версию конца света.
Первая история, автором которой выступил Росселлини, через трагедию одной влюблённости демонстрирует распад человеческой нравственности. Здесь распущенность просто уничтожила светлое чувство, а скоро подобное поведение станет нормой. Распущенность станет обыденностью. Это можно наблюдать вокруг нас, даже не надо присматриваться, но взгляд настолько замылился, что порою не замечаем собственного падения. Это несомненный конец света - конец нравственности.
Вторая короткометражка снята Годаром и это чувствуется в каждом кадре. Всё настолько идеально и выверено, что становится скучно. Но это не значит, что его зарисовка лишена смысла, совсем наоборот. После ядерных испытаний, которые по словам газет - абсолютно безвредны, главный герой замечает, что люди потеряли логичность своих поступков. Нет определённости, вокруг какая-то пустая, псевдо деловая суета. Человечество теряет смысл жизни, в обыденном понимании. Он мечется, пытаясь успеть туда, куда сам не знает или смутно догадывается. Наступает эпоха безумного мельтешения, что обязательно приведёт к концу света - концу нормальному человеческому общению.
Третья и самая страшная, принадлежит Пазолини. Он использовал библейскую тему, перенося зрителя на съёмки некой религиозной картины. Режиссёр достаточно скандально изобразил богохульство через съёмочный процесс. Но если зритель не шибко религиозен, то его это не сильно заденет, хотя подобное профессиональное неуважение к теме удивляет. Цинизм кинематографа. Это поверхностный смысловой слой, на первом плане выступает судьба человека из массовки, который страдает от голода. Свой кинематографический паёк он даёт семье, а сам пытается любыми способами, хоть чем-то, набить свою утробу. Ему это удаётся, но только через унижение. Эта часть наглядно демонстрирует человеческую жестокость по отношению к ближнему. Эта жестокость уже имеет свою финальную ипостась, когда уже не проявляется в насилии, она трансформировалась в безразличие. И только крайности могут хоть немного расшевелить эту холодную массу. На короткое время, незначительно, поэтому любые жертвы напрасны.
Заключительная история рассказывает о нашем потребительском рвении. Грегоретти не стал усложнять своё творение, а просто запустил человека в магазин. Каждый зритель хоть немного, да узнает себя любимого в этих героях. Это и является самым противным. Недавно ездил а Финку, откатать визу, типа, шопинг-тур, так вся эта толпа, безумно бегающая, скупающая всё подряд, мня слегка напугала. Напугала тем, что я и сам могу легко стать представителем этой кучки, которая напрочь теряет здравый смысл.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, ведь он актуален до сих пор. Вы просто задумаетесь, картина 62 года, а человечество, то есть мы с вами, всё также катимся по эти же ступенькам на самое дно. И дна не видно. Это будет конец света.
Ну, поскольку это сборник из четырёх историй (если дословно, '4 истории от 4 авторов, рассказывающих о причинах конца света'. обязательно так рассказ назову!), то и оценивать буду четыре истории по отдельности.
1. Ро, Роберто Росселлини. Любимая моя часть этого фильма - безупречная в плане операторской работы и прекрасная по смыслу. Вообще я в восторге от того, как трактован Росселлини 'конец света' - это не конец света вообще, а конец света для данного человека, для частности... или нет? Или же через конец света частности показана глубокая проблема общества - что с потерей целомудрия придёт конец света? Первый вариант мне импонирует больше, если честно.
Я бы рекомендовала этот фильм всем фанатам Клода Фролло: эта психопатия, эта смертельная привязанность к объекту своей любви, то, как он её не слушает, подставляет просто потому, что не способен задуматься о ней как о человеке, а не как об объекте своего желания... это нихрена не романтично, и в фильме это показано. Это страшно, вот серьёзно. Правда, местный возлюбленный на порядок милее Клода: он тоже видит в объекте своей любви смесь целомудрия и гнезда разврата, но хоть на костёр её не приговаривает...
Потрясающий отрывок. А этот темп, итальянский темп!...
2. Го, Годар Жан-Люк. Пожалуй, на третьем месте по предпочтениям, и сейчас объясню, почему. В принципе, здесь конец света показан очень... интересно: такую трактовку я видела лишь у Алексея Толстого в рассказе - не помню, как он называется, но суть в том, что чуваки, решив завоевать мир и забрать все существующие деньги себе, взрывают Луну, но люди после этого очень сильно меняются: становятся пофигистичными, теряют банальную житейскую логику и начинают жить одним днём - в общем, мечта русских декадентов. Тут, как я понимаю, показано нечто вроде этого, но трагедией совершенно не смотрится. Почему? Сейчас поясню: довольно странно видеть страх перед неизвестностью, перед потерей ощущения почвы под ногами и всех существующих алгоритмов у человека, который фильм назад проповедовал как раз вот это. Когда люди не отвечают за свои слова, могут решить и тут же передумать, когда в мире нет ничего постоянного - я могу понять этот страх, особенно от консервативных французов, но Годар?... Ощущение апокалипсиса появляется только тогда, когда герой читает заметки об атомном взрыве в газете, и когда оператор берёт общие планы города - чистой воды пригород Питербурга глазами коренного москвича, такой же серый, гнетущий и бессмысленный.
Но снято очень красиво, очень. Каждый кадрик вылизан с особой нежностью, ммм. Класс.
3. Па, Пьер Паоло Пазолини. Уже по имени режиссера и названию отрывка ('Овечий сын') стало понятно, что будет либо по Библии, либо с ориентировкой на неё - и ведь верно, съемочная площадка, где снимают фильм о Христе. Полно прямых апелляций к Новому Завету, но куда больше - банальных призывов к человечности. Очень страшный отрывок, очень. Настолько он естественный, настолько жизненный и давящий, что я кусками проматывала от эмоционального перевозбуждения, настолько это страшно. Кровищи никакой, никаких сексов-драгзов-рок-н-ролла, однако эмоционально бьёт невероятно. Особенно смерть героя на кресте... блин. Не фон Триер, конечно, но очень тяжелая штука, особенно на фоне остального. Страшно.
4. Г, Уго Грегоретти. Вот эта часть понравилась меньше всего - я в принципе социальную тематику не люблю, а когда всё то же самое мы читали раз миллиард у всяких антиутопистов... Жестокие управляющие, покорное стадо болванов, клюющие на рекламу и не стремящиеся вырваться из своих клеток - лично меня такое било лишь два раза, и оба раза пришлись на творчество Оруэлла. Так что меня сий отрывок испугал не сильно...
Что самое интересное, фильм снят полвека назад, а так ничего и не изменилось.
Они как пророки, которые тщетно нас пытаются остановить!
Росселини. Я это увидела так: конец света для одного маниакально настроенного мужчины, который, влюбившись в чистую, скромную девушку, видит в ней потом ужасную, развратную, отвратительную ему женщину.
Мир начнет рушится тогда, когда уйдет целомудрие и ему на смену прийдут облегающие платья, крашенные волосы и бесстыдство.
Годар (каким-то странным образом попавший в эту компанию итальяшек)) видит конец света в утрате логичности. Люди говорят одно, а через минуту уже опровергают свои слова, они не отвечают на твои вопросы или отвечают невпопад, путают значение слов и т.д. А причина может быть любой: и ядерная война и другие вещества, отравляющие наш организм.
Пазолини. Безумно красивые библейские сцены. И бедный человек, который все время голоден и которого даже за человека-то не воспринимают ('Покажи как едят гориллы!'). 'Ему только и оставалось что умереть, чтобы своей смертью показать, что он такой же человек, что и мы' (цитата не дословная, но смысл таков). Мы теряем человечность. Только увидив результат своей жестокости, мы осознаем насколько мы были жестоки.
Григоретти. Мир в котором одни люди управляют другими, обывателями, потребителями. Управляющие говорят управляемым что им купить, как им жить, ненужные покупки, спонтанные покупки, еда, которая ненужна, бессмысленные действия, люди подобны инкубаторским цыплятам, которые все делают по команде: красный свет -- подъем, зеленый -- прием пищи, звуковой сигнал -- остановиться. Их с рождения поселяют в клетку и они привыкают к ней. А есть вольный цыпленок -- он живет сам по себе, встает во сколько захочет, есть столько захочет и когда захочет.
Пороки, болезни нашего современного общества, которые неминуемо ведут к концу света. Что самое интересное, фильм снят почти пол века назад, а ничего так и не изменилось