К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Художественные картины советского времени, лиричные и драматические, трогали сердца кинозрителей до глубины души. Увы, современные фильмы могут похвастаться разве что жесткостью и цинизмом. Только ушедшая эпоха могла создать ту непередаваемую атмосферу теплоты и искренности. Особое место в советском кинематографе отводится именно военной тематике. Страшному времени в истории людей.

Военные фильмы советского периода служили не только пропагандой патриотизма к родине, идеология, конечно, внесла отпечаток, а скорее данью уважения к доблести и отваге павших в неравном бою с врагом, борьбе за идеалы и веру в лучшее и светлое. Великая Отечественная Война оставила неизгладимый след в памяти людей. Кровавые лапы которой унесли миллионы жизней, изменив судьбы нескольких поколений. Вчерашние дети, совсем юные, сегодня – бойцы, защищающие светлые идеалы. Не многим из них суждено встретить новый рассвет.

Сегодня пойдет речь о первом советском телевизионном сериале из четырех серий 1965 года – «Вызываем огонь на себя», режиссёра Сергея Колосова, по одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского, на основе реальных событий.

1943 год. Город Сеща на Брянщине. Аня Морозова возвращается домой. Ее ожидает трагическая новость – никого не осталось в живых. Все ее родные погибли во время бомбоудара.

Отчаиваться – непозволительная роскошь в военное время. Только вперед, иначе погибель. Среди мрака печали и горечи маленький лучик надежды спасет заплутавшего путника. И Аня продолжает бороться. Став лидером сопротивления подпольной группы. Куда вошли и ее подруги.

В это время советское командование отчаянно ищет аэродром Сеща. Объект стратегического значения для неприятеля.

К делу подключается диверсионная группа Ани Морозовой.

Они несут серьезные потери. Многие отдали жизни за правое дело. Немецкая контрразведка дышит в спину.

Однако, аэродром удается отыскать, и он успешно ликвидирован.

«Вызываем огонь на себя» не поворачивается язык назвать мини-сериалом. Все-таки такое словосочетание уместно применять к ТВ шоу, чьей основной целью является развлечение телезрительских масс.

Даже название само говорит за себя. Хлесткое и звучное, лаконичное в понимании. Оно вызывает непонятную грусть и гордость одновременно.

«Вызываем огонь на себя» - художественная картина об отваге и доблести, нежной любви к Родине и патриотизме. Когда подвиг обычного человека, как Ани Морозовой, может изменить многое.

«Вызываем огонь на себя» - искренний и правдивый многосерийный фильм, актуальный и сейчас. Реальные события, которые легли за основу, только привносят в картину монументальности. Аэродром Сеща был уничтожен советской авиацией осенью 1943 года бомбоударом.

Блистательный актерский состав полностью передал атмосферу военного времени, эмоции и чувства человека, оказавшегося на рубеже жизни и смерти, раскрыв личности героев, поведав целую историю жизни разных персонажей, чьи судьбы тесно переплелись в борьбе за общее дело – за победу.

Это важное напоминание счастливым людям современного мира, живущим в праздности и неге, что за свободу и светлые идеалы важно и нужно сражаться, даже ценой собственной жизни.

24 сентября 2013 | 07:36
  • тип рецензии:

Это воистину великий и великолепный советский мини-сериал (совершенно не хочется называть его так, 'по-новомодному', впредь буду именовать его полноценно- фильм), один из первых, снятых для крепнущего и развивающегося телевидения.

Фильм, по большому счёту, женский, точнее, даже девичий, девчачий, поскольку главный тон ему задают и главными героинями его являются наши отважные и самоотверженные девчата-подпольщицы во главе с Аней Морозовой, а мужчины, даже большие командиры, это вынуждены признавать. До сих пор поражаюсь, как это такую картину смог снять режиссёр-мужчина по повести целых двух мужчин! Наверно, отличные были консультантки (а может, и негласные руководительницы?).

Чем в первую очередь поражает и трогает картина, так это показом и раскрытием образов на экране. В ней настолько всё естественно исполнено и снято, с огромной долей импровизации, что просто язык не поворачивается говорить о качестве актёрской игры. Здесь, понимаете ли, актёры не играют, а живут жизнью своих персонажей времён Великой Отечественной войны: не по годам мудрой руководительницы сещинского подполья Ани Морозовой, наивно-горячей Лидки (один из лучших эпизодов с её участием, вызывающий у меня истинный восторг- когда она с подругами, по необходимости нарядившись в лучшее платье и надувшись, как мышь на крупу, распевает 'Эх, война, война, война идёт аж до Урала...') и многих других. А поскольку, как уже говорилось, фильм 'девичий', впечатляют в нём именно актрисы (несравненная Касаткина, Королёва и др.), на которых всё внимание и долгие крупные планы (правда, последние- не для всех; почему-то 'крупняков' еврейки Жени и официантки кабаре я не увидел), а мужчины, даже самые 'нужные', представляют собой некое необходимое обрамление 'цветника'. Почти все. За исключением Ролана Быкова и его полицая Тереха. О, эти двое в одном лице моментально стали популярны в народе, а скомпилированное выражение 'Эх, Морозова, не хош сама, веди подругу!' употребляется до сих пор. И вправду, колоритнейший Терех- одна из лучших ролей Быкова.

Не могу не обратить внимание и на органичное сочетание в фильме кадров своих и кинохроникальных (порой реально не отличишь, где какие), выровненных по контрастности и скорости показа, а хроника ещё и озвучена соответственно действию.

И, наконец, нельзя не сказать десяток добрых слов в адрес музыки к фильму, написанной тогда ещё молодым, а ныне признанным одним из великих композиторов-авангардистов современности Альфредом Шнитке. В фильме он выступает и как новатор (к примеру, в первой части в одном месте он или пианист-исполнитель играет на голых рояльных струнах!), и как яркий мелодист, поддерживающий кинотему. Замечу: картина снималась на излёте хрущёвской 'оттепели', потому в ней и были возможны художественные 'изыски' и 'вольности', а также некоторый романтизм, которые в конце 60-х окончательно раздавил 'соцреализм' брежневской эпохи...

Ставлю фильму 'Вызываем огонь на себя' высшую для себя реальную оценку и выражаю уверенность в том, что вы будете с ней согласны.

9 из 10

30 марта 2012 | 23:47
  • тип рецензии:

Для меня этот фильм – эталон, один из лучших. Он счастливо избежал плакатности и картонности многочисленных советских фильмов о партизанах и подпольщиках.

Все, что показано в этом фильме – правда без выдумки и преувеличения. Хроника достижений подпольщиков Сещи впечатляет. Здесь и сбор бесценных данных для советского командования, и дерзкое нападение на дом отдыха для немецких летчиков, когда было уничтожено почти двести солдат и офицеров, и минирование самолетов прямо на аэродроме.

Это все важно и интересно, но лично меня этот фильм привлекает тем, что это еще и рассказ о подлинном братстве. Удивительная (для нашего времени) история об интернациональном подполье, где братья-славяне – русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки боролись плечом к плечу с общим врагом.

И еще один примечательный факт - в Сещинской подпольной организации за два года работы не было ни одного предателя. Зато были примеры самопожертвования - когда Иван Алдюхов погиб ради того, чтобы отвести тень подозрения от поляков. Или когда Ян Маньковский остался в тюрьме, не убежав с товарищами, чтобы не подставить под удар свою любимую Лиду. Вообще, у меня каждый раз сжимается сердце, когда я слежу за трогательной и печальной историей любви нелепо-смешной и отчаянно-храброй девчонки Лиды Тончилиной и поляка Яна Маньковского.

Меня навсегда покорила та теплота, с которой С. Колосов изобразил в фильме героев-подпольщиков - их человечность, жертвенность и мужество без пламенных речей и героических поз.

9 из 10

27 декабря 2010 | 12:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: