Этот фильм впечатлил с первых же кадров. Сейчас ваш покорный слуга объяснит чем. Важное замечание, что он является по материнской линии потомков евреев, так что это фильм, в определённой степени, о его предках.
Актёрский состав. Здесь мы видим Питер О'Тула, исполнившего роль Самуила; Омара Шарифа в роли Мемукана; Джона Рис-Дэвиса в качестве Мардохея; Тиффани Дюпон, игравшей Есфирь и так далее. Совершенно неожиданно было здесь увидеть и Джона Ноубла. Такое ощущение, что ваш покорный слуга смотрел фильм, где были собраны все выдающиеся киноактёры ХХ-ХХI веков.
Но хорошо ли это? Оказывается, нет. Единственный их плюс в том, что они являются одной из причин досмотреть картину.
Питер О'Тул в роли пророка Самуила крайне неуместен. Дело не в том, что некогда сыгравший роль Лоуренса Аравийского и даже ангела Господня киноактёр плохо вжился в роль.
Серьёзно? Еврейский пророк, живший во II тысячелетии до нашей эры, без бороды? Сначала ваш покорный слуга не понял, что это вообще еврейский пророк. Только по ходу повествования вскрылось, что этот бритый некто является пророком Самуилом... анахронизм.
Тиффани Дюпон, главная героиня, также выглядит слишком анахронистично. Не создаётся впечатление, что дорогой телезритель оказался где-то во второй половине I тысячелетия до нашей эры. Наоборот, актриса выглядела в самом начале фильма, когда повествование только начиналось, словно девушка из настоящего времени, не более. В сцене, где Есфирь самовольно подходит к царю, актриса также не позволяет окунуться в атмосферу империи древности...
К тому моменту, как выглядела Тиффани Дюпон в нарядах царицы, претензий нет. Здесь поработали хорошо. Но, повторюсь, для обычной еврейки, которая даже ещё жила в доме своего родственника и царского вельможи Мардохея, актриса выглядела слишком... неатмосферно.
Совершенно непонятно, откуда на экране взялась свастика. В моментах речи Амана зритель мог бы заметить красные флаги, где в центре стоит свастика. Это явная аллюзия на Третий Рейх и фашистов? Любопытный приём, но... простите, откуда у потомка амаликитян, живших по соседству с евреями, вдруг взялась свастика? Конечно, подобного рода знак может быть обнаружен у многих народов, но свастика в руках Амана в контексте истории выглядела явной отсылкой на Холокост.
Здесь стоит непосредственно перейти к причине, по которой Аман вдруг решил наказать евреев. В фильме он обвинил евреев в сотрудничестве с греками, после чего решил устроить их геноцид во всей империи.
На Древнем Востоке имело место поголовное рабство, так что царь мог бы легко казнить даже великого визиря, который был вторым после самого царя. Но где доказательства Амана того, что евреи и греки сотрудничают? Эта сюжетная линия с попыткой Амана сначала ложно обвинить, а потом истребить евреев выглядит слишком непроработанной.
У читателя рецензии вашего покорного слуги не возникло уже ощущение, что он пытается занизить оценки фильму? Разумеется, такой цели нет. Фильм в самом деле в вышеперечисленном произведён довольно поверхностно. Если бы замечания вашего покорного слуги были бы удовлетворены, то, может, оценка фильма была бы значительно выше.
Локализация заслуживает отдельного внимания. Именно из-за неё у меня уже появилась мысль написать отрицательную рецензию (впрочем, впоследствии эта идея не может быть оправданной, поскольку это претензия к локализаторам):
Почему 'king' переводили как 'король', а не 'царь'? Это во-первых.
Во-вторых, ряд имён собственных был искажён, дословно переведён. Так, друг Есфири был назван Джесси бен-Джозефом. Серьёзно? Если достопочтенный читатель откроет Библию, то он не увидит там подобных англизированных имён. Наоборот, там мы встретим довольно знакомые нам имена, которыми могут звать наших друзей и знакомых: Иван, Яков, Даниил, Михаил, Давид и др.
Джесси бен-Джозеф должен был быть назван Иессеем, сыном Иосифа (по крайней мере, Йишаем бен-Йосефом на еврейский манер).
И на этом моменте ещё можно обвинить вашего покорного слугу в дотошности к еврейским именам. Но назвать Кира II королём Сайрусом было уже перебором.
Фильм красивый, является одной из немногих работ, где сошлись выдающиеся актёры ушедшего столетия, а также показывает нам историю Есфири и возникновения праздника Пурим... но на этом его достоинства завершаются.
Внешний вид Есфири в её бытность простолюдинкой и значительные сюжетные дыры стали существенными минусами фильма.
У фильма был большой потенциал стать шедевром, но, в итоге, мы получили то, что получилось.
3 из 10