К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Паранормальное» - ничто иное как акт внимания и благодарности немногочисленным фанатам первого фильма «Ломка» от режиссеров, который вряд ли соберет урожай поклонников, но те, кому зашла «Ломка» начали бодро обсуждать теории и догадки там, где возможно их никогда и не было с творческой стороны.

Но зрелище сработало довольно эффектно, не сказать, что «Ломка» была утюгом для мозгов или какой-то дикой индюшатиной, однако большую дозу интереса к себе вызвала. Так вот «Паранормальное» — это «Ломка» в квадрате, как и по качеству уже постановки, так и количеству необъяснимого перед зрителем. Режиссеры прочувствовали своего зрителя, и даже вполне развернутый трейлер к фильму, показавший направление на все ключевые твисты истории, не испортил этого зрелища.

Кстати, кому интересно то в этом фильме история не то, что продолжается с «Ломкой», персонажи из первого фильма являются активными участниками текущих событий, и режиссеры уделили добрых почти десять минут экранного времени на сюжетную линию своего первого фильма. Основной твист этих двух изобретательных режиссеров показан больше и детальнее в этот раз, хоть у зрителя и остается все тот же вопрос – что же все-таки это такое происходит, идеи на продолжение этих загадок выглядят очень и очень интересно, так что хочется верить, что на «Паранормальном» авторы не остановятся и все-таки огласят свой вердикт главной идеи.

Хорошее зрелище с большой дозой энтузиазма Бенсона и Мурхеда, которые, как оказалось, не так и плохо и справляются со своими обязанностями актеров в кино. Что еще понравилось, что этот культ, который в теории мог бы иметь активное участие во всех проблемах «Ломки» и «Паранормального» оказался немного на иной стороне противостояния, а в добавок еще качественные диалоги второстепенных персонажей делают эту историю вполне изобретательной и интересной.

Как итог – рекомендовано поклонниками мистики и фантастики, хотя первого в этом фильме гораздо больше. История «Паранормального» оставила много вопросов без ответа также, женщина искавшая своего супруга, или судьба участников культа, так что все выглядит как то, что двумя фильмами режиссеры не ограничатся, и плод их воображение имеет все открытое пространство чтобы впечатлить своих фанатов с иных ракурсов.

9 из 10

27 июня 2018 | 18:23
  • тип рецензии:

В последнее время мы можем наблюдать, как происходит эволюция в жанре фильмов ужасов. Из простых страшилок про злобных демонов, терроризирующих призраков и кровожадных маньяков они все больше обретают облик серьезного кино, причем цепляют, прежде всего, сценарной составляющей. Одним из новых примеров можно назвать научно-фантастический триллер «Паранормальное».

Синопсис Десять лет назад братья Джастин и Аарон сбежали из таинственной общины «Аркадия», укрывшейся где-то в лесах и поклоняющейся таинственному божеству, предвещающему приближение конца времен. И вот спустя годы на пороге их дома оказывается посылка с видеопосланием от членов культа, в котором их просят вернуться назад. Решив навестить свою бывшую «семью», вскоре братья узнают, что видеопленку им никто не посылал, а нечто, которому поклоняются члены общины, возможно, существует на самом деле.

Говоря об игре актёров, сложно дать чёткую оценку, поскольку никто из исполнителей не воплотил каких-нибудь ярких образов. Но при этом фильм интересно смотреть за счёт того, что главные роли исполнили режиссеры картины. Джастин Бенсон, сыгравший роль, как это ни странно, Джастина, воплотил образ серьезного старшего брата, который пытается сделать все возможное, чтобы уберечь младшего от необдуманных поступков, которые могут привести к непоправимым последствиям. Аарон Мурхед, сыгравший тёзку Аарона, классического младшего брата, иногда назло не слушающего старшего, а посему порой попадающего в безвыходные ситуации.

По сути дела, режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед сняли перекалибровку своего предыдущего фильм «Ломка». Но в отличие от него «Паранормальное» более адекватное, более жанровое кино, которое цепляет своей атмосферой загадочности и чувством непредсказуемости. Важно отметить, что они не затягивают с динамикой фильма. С самого начала фабула картины раскачивается, словно маятник, но с каждой минутой амплитуда растет, а с ней и напряжение. Также стоит сказать, что фильм нельзя назвать страшным, но определенно волнующим. И вообще его, скорее, стоит отнести к жанру научно-фантастического триллера, чем хоррора.

Сюжет фильма начинается с получения посылки, в которой Аарон находит старую видеопленку. На ней он его старший брат Джастин видят послание от членов общины, из которой они чудом сбежали несколько лет назад. В послании им сообщают, что их «семья» живет счастливо и ждёт их скорейшего возвращения. Поскольку за эти годы героям так и не удалось построить нормальную жизнь (крошечная однокомнатная квартирка, работа уборщиками, питание бич-пакетами), которую они имели в общине, братья решают съездить на денек к своей семье. Добравшись до места, героев встречают с почестями, вспоминают, как они дружно жили в общине. Но все же странное поведение членов, метафоры в речах лидера культа, упоминание некоего высшего разума, которое управляет ими – все это не оставляет в покое Джастина. И пока Аарон наслаждается в компании чудных друзей, Джастин пытается узнать, в чем здесь дело.

Честно говоря, «Паранормальное» - это один из тех фильмов, который сложно описать парой слов, поскольку скажешь больше – раскроешь весь сюжет и смысл, т.е. его нужно увидеть. Конечно, едва ли можно назвать прямо таки классически хоррором, но однозначно, напряженная атмосфера в нем присутствует. Поэтому ради нее и захватывающего сюжета этот фильм заслуживает внимания.

8 из 10

20 июля 2018 | 23:05
  • тип рецензии:

Подростками братья Аарон и Джастин состояли в секте конца света, но приняли решение оттуда свалить. Через 10 лет самостоятельной, ничем не примечательной жизни они неожиданно получают послание от бывших братьев-сектантов и задумывают навестить их лагерь, раз уж они там не самоубились, как предполагалось. В поселении же всё оказывается более-менее по-прежнему, только вот чудес и аномалий стало небывалое количество. Может идеология культа всё же не такой и бред?

А я попутно замечаю, что культ «Назад в будущего» и «Квантовых скачков» не прошёл даром, и молодое поколение авторов всерьёз увлеклось идеями нелинейного времени, квантовыми петлями и прочими разрывами пространственно-временного континуума. Как бы наперегонки друг с другом («Лупер», «Детонатор», «Континуум», «Упырь», «Перемещение», «Липкие пальчики времени», «Прибытие») авторы соревнуются в попытках загрузить зрителя. У кого-то получается, у кого-то не очень. Вот у Аарона Бенсона и Джастина Морхеда лет пять назад определённо получилось в фильме «Развязка» (также известна как «Ломка»), про то, как семьянин Майк собрался лечить поехавшего приятеля от наркозависимости, но всё пошло как-то не так. С мизерным бюжетом авторы выдали отличный мистический мамблкор, оставлявший после себя массу загадок, ответы на которые можно было искать в силу воображения.

Новое же кино Бенсона и Морхеда издалека подводит всё к той истории, но уже с позиции членов культа смерти, которых Майк случайным образом повстречал в процессе фильма «Развязка». Раскрыть детали сюжета всё ещё считается преступлением, несмотря на то, что в «Бесконечном» Морхед и Бенсон (кстати, сами сыгравшие главные роли), в некоторой мере этим активно занимаются, ощутимо ломая кайф. Не сказать, что очень много карт будет выложено на стол, но со стороны смотрится, как если бы Линч снял продолжение «Шоссе в никуда».

Впрочем, не только лишь этим здесь занимаются. За не менее странными, сбивающими с толку мистическими событиями во всё той же неспешной разговорной манере, к которой прибавилось теперь выработанное за годы мастерство режиссёров (очень много стало живописных эпизодов с холодящим использованием слоу-мо), можно проследить аналогичные проблемы шефства и контроля над людьми, которые этого вовсе не хотят. Разница разве что в развитии мысли. Если в «Развязке» по мере того, как главного подопытного героя всё больше приводили в чувство и втягивали в обыденность, ощутимее рушились границы привычной реальности, то в новом же фильме Аарон, находящийся под опекой старшего брата Джастина уж десять лет как перешёл этот порог и очевидно, что захлебнулся. Да оба захлебнулись этой рутиной жизни. Просто здесь им выпадает шанс вновь втянуться в яркий мир Небыляндии, подпитываемый подростковыми впечатлениями. Но что если и он лишь одна из вариации рутины. Жизнь – рутина и смерть - такая же рутина.

Несмотря на то, что «Бесконечное» оставляет меньше простора для фантазии, здесь тоже ведут небанальные беседы и подкидывают интересные вопросы, и внимания любителей фантастики оно всячески достойно.

7 из 10

15 июля 2018 | 19:44
  • тип рецензии:

Самое прекрасное в кинематографе - это не новый фильм Нолана или Тарантино, обречённый на успех заранее, но возможность найти сокровище там, где изначально ты не ждёшь ничего хорошего. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед - два друга, которые уже достаточно давно пытаются снимать триллеры, но до сих пор получалось это у них как-то, прямо скажем, не очень. Собственно, и эта картина, снятая за жалкий миллион долларов - переосмысление их же старого фильма «Resolution», в который была добавлена лишь одна незначительная деталь, изменившая всё.

Говард Филлипс Лавкрафт - один из величайших писателей в жанре хоррор, который собственными произведениями доказал, что страх перед неизведанным и давящая атмосфера закадрового мистического ужаса могут быть ничуть не менее пугающими, чем вампиры, приведения или какие-нибудь скримеры. При этом оный страх гораздо увлекательнее в аспекте художественного произведения, при условии полного погружения в него читателя или зрителя. Заимствование эстетики и манеры повествования у Лавкрафт и стали той самой незначительной деталью.

По сути, это всё тот же инди-фильм со средненьким сценарием, снятый практически без бюджета, но за счёт давящей атмосферы, которая без какого-либо экшена держит в напряжении на протяжении практически всего повествования - он на порядки превосходит всех конкурентов. С т. з. актёрской игры - далеко не всё безупречно, хотя я и не могу сказать, что кто-то мен раздражал, но это скорее заслуга удачного кастинга, нежели актёрский талант. За исключением атмосферы могу отметить лишь смесь сектантской эстетики и отменные природные виды - приятное дополнение.

Не знаю, смогут ли эти парни снять ещё что-нибудь стоящее, т. к. вижу у них массу творческих проблем, но здесь они попали в десятку, сняв действительно потрясающую, оригинальную, увлекательную и захватывающую картину. Причём я и сам почти прошёл мимо неё, решившись на просмотр только потому, что доверился чутью после просмотра трейлера, тогда как все рациональные доводы были против. В общем, я настоятельно рекомендую ознакомиться с этим произведением абсолютно всем, но лишь при наличии соответствующего настроения, которое позволит вам полностью погрузиться в магию Лавкрафта, иначе это пустая трата времени.

8 из 10

P.S. кроме всего прочего, я настоятельно рекомендую смотреть фильм в оригинале, т. к. для сохранения атмосферы дубляж должен быть по истине безупречного качества, а локализация одного только названия говорит скорее об обратном.

20 июля 2018 | 05:21
  • тип рецензии:

Язык не поворачивается назвать «Паранормальное» фильмом ужасов. Это, скорее, интеллигентно-мягкое, даже миролюбивое бадди-муви, пластично-вдумчивая философско-экзистенциальная притча-аллегория. Притча о двух братьях, Джастине и Аароне, и об их приключениях в царстве вечного возвращения того же самого.

Братьев играют режиссеры фильма, Джастин Бенсон и Аарон Мурхед. Братья — бывшие сектанты, у которых не получается ужиться в т.н. нормальном социуме. Они получают видеозапись с приглашением в свою бывшую секту. Они на мели, еды мало и она невкусная, а в секте — жалуется Аарон старшему брату Джастину — превосходно кормили. Жалобы Аарона созвучны упрекам, которые Моисей выслушивал от евреев в пустыне: «...о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы... уморить голодом» (Исх. 16:3).

Эта тема поднималась в «Матрице» — Сайфер, обедая в дорогом ресторане с агентом Смитом, беседует о вкусных блюдах, доступных в матрице и недоступных команде Навуходоносора. То есть речь о служении истинному Богу и идолопоклонстве; в переводе на современный язык речь идет об истинной духовности и ложной — полюсы, присутствующие в любом, в том числе светском и атеистическом, мировоззрении. Аарона влечет обратно в духовный Египет, страну духовного рабства.

Братья решают навестить секту.

И здесь вкратце о русском переводе ленты.

Который, как водится, отсебятина. The endless правильно переводится как «бесконечность» или «бесконечное». Речь идет о бесконечности, похожей на ту, что описана в этом отрывке «Веселой науки»:

Что если бы днем или ночью подкрался к тебе... некий демон и сказал бы тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, — также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, так и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!»

Фильм — именно об этой бесконечности вечного повторения, о демоне, который делает предложение, и о тех, кто его принимает или не принимает. Паранормальное, сверхъестественное и т.д. — не центральный элемент сюжета, но, как и демон у Ницше, лишенная 'плоти'-конкретики форма, художественный образ, символ-персонификация философской идеи.

Согласно Ницше, высший человек с радостью принимает вечное возвращение того же самого, ибо он лишен рессентимента, действует по принципу amor fati и поэтому благодарит судьбу за каждый миг, какой бы он ни был, даже если он повторяется бесконечно без смысла и цели. Каждый миг самоценен, и ценность его абсолютна. Режиссеров «Паранормального», а также их героев, интересуют альтернативы, а именно (навскидку): буддизм, который сулит освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей; христианство, которое выгоняет из рая бесконечно повторяющихся архетипов в ужас единственной и неповторимой истории; психоанализ, одна из целей которого — преодолеть навязчивое повторение одних и тех же сюжетов в каждой конкретной жизни; в любом случае мировоззрение, которое преодолевает невыносимую цикличность бытия.

Некоторые кадры очень эстетичны, видеоряд вообще хорош; музыка удачная и атмосферная; режиссеры-главные актеры в основном спокойно бродят туда-сюда, беседуют, задаются вопросами о том, что же происходит в секте, удивляются, иногда ссорятся.

Есть здесь и социальная драма (бывшим сектантам не удается благополучно обосноваться в социуме). Фильму предпосылают эпиграф-цитату из Лавкрафта: «Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого». Понимать цитату, по-видимому, следует в контексте главной темы этого отличного бадди-муви, в центре которого — вопрос о том, принимать или нет вечное возвращение того же самого.

10 из 10

09 августа 2018 | 15:07
  • тип рецензии:

Фильм — 1000000%ая мистика! Саундтрек — очень глубокий и завораживающий, устрашающий dark ambient.

Начало фильма, буквально первые 10 минут, покажутся вам сонно-идиотски скучными: непонятная предыстория двух братьев с рассказом истории про какие-то «культы судного дня» и прочие религиозные несуразицы. Даже, вначале приходили, 'а может ну его, выключить фильм этот скучный и не слушать невнятный бред сумасшедших людей ни о чем?'.

НО: с момента поездки в этот лагерь кино начинает демонстрировать всю красоту американской природы (мысли в голове во время просмотра: «всё, продаю к чертовой матери все квартиры, покупаю домик в лесу, и чем дальше от МКАД — тем лучше»).

Известных актеров вы в этом фильме не увидите, но оно и к лучшему — заставляет полностью акцентировать внимание не на персонажах, а проникнуться в эту фантастическую аномалию лагеря «Аркадия», нарушающую все возможные логические законы природы и физики.

Какие вы увидите здесь необычные, пугающие или наоборот, завораживающие явления, я не имею права сказать, ибо - это будет верный плагиат. Но, подсказку одну вы уже точно можете обнаружить, глядя на обложку фильма. Чертовщина - нечто похожее вас точно ожидает. Монстры и пришельцы - нет, им здесь не место. Для тупой резни и кровавых драк здесь сценаристы не нашли применения, и правильно сделали!

Неоспоримая новинка в жанре триллера / ужасов / фантастики / мистики. Подойдет тем, кто устал скучать по фильмам 'Явление', 'Мгла', как и смотреть однотипные фильмы про оборотней, вампиров, крокодилов-убийц и муравьев-насильников.

9 из 10

05 сентября 2018 | 22:22
  • тип рецензии:

'Инди-фантастика'. Теперь именно так я буду называть всё, что снято на малый бюджет но с классной идеей. Нет, этот фильм - не 'Паранормальное Явление', это нечто совершенно другое - огромное спасибо локализаторам, как всегда решившим, что надо перевести название так, чтобы сгрести максимальную кассу.

Сюжет - о двух братьях, приехавших навестить некую религиозную общину, из которой один из них вытащил второго за десять лет до этого. Совершенно непонятно, откуда вдруг у тех, кто это посмотрел, возникла идея, что здесь пахнет хоррором. Его здесь и близко нет - это мистическая картина о некоей чертовщине.

Красота кадра - непередаваемая. Такое ощущение, что оператор согласился в этом участвовать только при условии, что ему дадут реализовать свои амбиции несправедливо отвергнутого на кастинге конкурсанта на фильмы БиБиСи или 'National Geographic', вставляя посреди истории такие кадры и секвенции, что иногда жар степи аж пышет с экрана.

Если бы ещё подвезли хороших актёров, то цене бы картине не было в своей нише. Но и так вышло очень неплохо.

7 из 10

Отличное полу-медитативное загадочное развлечение на вечер. Выращено в одной клумбе со 'Связью' ('Coherence'), и в соседней с 'Сигналом'.

kinobalashow

23 декабря 2018 | 23:10
  • тип рецензии:

Всегда хорошо, когда удаётся найти что-то необычное, и даже в какой-то степени оригинальное. Особенно, если начинаешь смотреть вроде бы заурядный хоррор. И да, может быть фильм «Endless», название которого русские локализаторы учтиво перевели как «Паранормальное» и не гениальная картина, но она хотя бы заставляет над чем-то подумать и напрячь свои извилины. Ведь это так редко удаётся делать в принципе, не говоря уже про кино. И вообще на фоне большинства других фильмов, которые выходят этим летом, этот выглядит более чем привлекательно и самобытно.

Самое интересное, что «Паранормальное» многие уже назвали хоррором года и позиционируется он именно как ужасы. Хотя на деле ни разу таковым не является. Режиссёры не использовали ни одной стандартной пугалки. Здесь есть только лавкрафтовский страх перед неизвестным, к которому собственно и отсылает его цитата в начале фильма. Иными словами, какой-то жести на экране не ждите. Страшно вам может быть только, если вы прочувствуете атмосферу фильма и вникнете в его историю.

К слову об атмосфере. Пожалуй, именно она является одним из главных достоинств ленты. Нет, серьёзно, далеко не каждый профессиональный режиссёр, имея при себе такой маленький бюджет способен настолько грамотно применить визуальные и звуковые эффекты, чтобы простая с виду история начала восприниматься как настоящее пугающее путешествие по неизведанным уголкам сознания и времени (как-то так). Кстати, при своём крошечном бюджете фильм и выглядит весьма скромно и минималистично. Но зато, какой же у него психологический размах! Не правда ли?

Сама история предстаёт некой тайной, которую зрителю предлагают разгадать. Причём, разумеется, 10 человек придут к разным умозаключениям, так уж устроена эта картина. Уверен, что у многих даже трактовка жанра будет различаться. Знаете, этот фильм очень похож на те картинки у психолога, где тебе показывают какой-то силуэт и нужно сказать, что ты на нём видишь. Естественно, все видят разное. То есть это не тот случай, когда можно просто наслаждаться просмотром, не задумываясь о деталях. В противном случае, вы рискуете разочароваться в высокой степени артхаусности и крайне медлительном и спокойном темпе повествования, которые понятное дело подходят не всем, а многих думаю и отпугнут. С другой стороны, «Паранормальное» явно и не целиться в широкую аудиторию, и рассчитан, скорее всего, только на тех, кто с режиссёрами на одной волне.

У фильма действительно немного минусов. Ну, помимо того, что фильм трудно воспринимается и зайдёт далеко не каждому, ещё смущало слишком неровное поведение некоторых персонажей. Не знаю, может так и было задумано, но всё же решения главных героев не всегда выглядели убедительно. Также развязка показалась мне малость недокрученной, всё-таки то, что происходило в фильме, располагало к чему-то большему. Хотя, честно говоря, всё это мелочи, так как это нетривиальная картина, в которой такие вещи имеют отнюдь не первостепенное значение.

А вот чего действительно тут не ожидал, так это хорошей актёрской игры. Режиссёры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед сами и исполнили здесь главные роли. Весьма неплохо исполнили, надо сказать. У Джастина так и вообще виден потенциал к чему-то большему, в плане актёрства, очень уж хорошо смотрелся. И может они никак не дотягивают до уровня профессиональных голливудских артистов, но это тот случай, когда им не нужно отыгрывать на все сто, чтобы выглядеть убедительно.

В целом же, фильм даже не хочется кому-то советовать. Это достаточно нестандартная картина, которую даже трудно отнести к какому-либо определённому направлению. Уверен, что знающие и интересующиеся люди обязательно посмотрят этот фильм и сами всё для себя решат.

7,5 из 10

17 июля 2018 | 20:19
  • тип рецензии:

Я не смогу отнести этот фильм к какому-то одному жанру, потому что здесь присутствует и хоррор, и драма, и фантастика, а в целом это скорее артхаус. Сюжет повествует о двух братьях, детьми сбежавшими из секты конца света. Спустя 10 лет они получают видеокассету от одного из членов секты и решают вернуться.

Большой плюс этого фильма - атмосфера загадочности и тревожности. С самого начала и практически до самого конца зрителя держат в неведении относительно того, что на самом деле творится. А творится то самое паранормальное! Происходит нечто, что отчасти объясняется наукой, а отчасти ничем вообще.

Саундтрек здесь состоит в основном из странных звуков, которые заставляют невольно съеживаться от цепкого чувства тревоги. Здесь нет 'голливудщины', действие развивается достаточно медленно, не спеша делиться ответами на вопросы, которые копятся с каждой новой сценой. И везде присутствует страх. Липкий и навязчивый, он поселяется в теле в виде мурашек и не хочет уходить. Это не испуг от модных скримеров, которых здесь не увидишь, это нечто другое - первобытное, появляющееся из самых глубин подсознания. Страх неведомого.

Помимо превосходно выверенного саспенса фильм отличается неплохой драматической составляющей. Темы братской любви, уважения друг к другу, доверия и взросления не оставляют равнодушными. Актёрская игра, к сожалению, слабое место этого фильма. С другой стороны от ужастика иного и не ждёшь, так что разочарования не пришлось испытать. В центре ярко пульсирует тема выбора. Младший брат отчаянно хочет, чтобы старший признал за ним право выбирать самому. А старший и сам не знает, что ему делать. Но наблюдать за этим интересно.

Поклонникам хоррора стоит непременно ознакомиться, особенно любителям Лавкрафта.

7 из 10

11 июля 2018 | 19:47
  • тип рецензии:

В 2012 году режиссёрский дуэт Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда выпустил в свет свой полнометражный дебют - психоделическую драму с оттенками хоррора под названием 'Ломка'. По сюжету главный герой пытался помочь другу детства избавиться от наркотической зависимости, изолировав того в затерянном посреди индейской резервации полуразрушенном доме. Фильм оставлял после себя больше вопросов, чем ответов, пришёлся по душе критикам, но на зрителей произвёл далеко неоднозначное впечатление. В принципе, о нём все успешно забыли, но в 2017 году случилось внезапное: Бенсон и Мурхед сняли 'Паранормальное' - идейный сиквел своей первой совместной картины, в котором сами же и выступили в главных ролях.

В центре действия оказываются два брата, десять лет назад сбежавшие из культа очередного судного дня и пытавшиеся все эти годы приспособиться к нормальной жизни. Получается не очень - герои подрабатывают уборкой, живут на гроши от пособия и даже не мечтают о лучшем. Но однажды на их пороге из ниоткуда материализуется посылка с видеокассетой, содержание которой привносит сомнения в мысли братьев. В результате ленивых споров они решают съездить на пару дней в памятные места, дабы навсегда избавиться от зависимости в виде старых воспоминаний. Но возвращение назад может оказаться не таким простым, как того хотелось бы.

Медленная и вальяжная экспозиция не предвещает чего-то совсем уж мозговыносящего - Бенсон и Мурхед не спешат раскрывать свои карты, откровенно заигрывая со зрительским терпением. В какой-то момент они и вовсе пытаются увести внимание в сторону, второй раз в своей фильмографии начиная оммажить Лавкрафту. Правда, вместо вполне осязаемых чудовищ из 'Весны' здесь в ход идут отсылки к 'Данвичскому ужасу' - вторая луна в небе и вздымающаяся пыль от шагов невидимой хтонической твари. Однако всё это отступает далеко на задний план, когда становится очевидной сиквельная принадлежность 'Паранормального' - благодаря демонстрации записанных на видеокассету кадров внимательный зритель узнаёт в братьях пару культистов, которых встречал во время своих блужданий главный герой 'Ломки'.

После этого фильм уже не пытается притворяться самостоятельное историей, постепенно всё больше и больше превращаясь в замысловатый кроссовер, в котором две, казалось бы, самостоятельно существующих вселенных находят всё больше и больше точек соприкосновения. Вступление с находкой кассеты, параллели сюжетных линий, дублирование второстепенных персонажей (Эмили Монтегью снова появляется в роли жены теперь уже пропавшего героя Питера Силеллы), но самое идейно-жёсткое начинает происходить, когда обе картины буквально (пусть и временно) сливаются в одну. Бенсон и Мурхед включают свой майндфаковый генератор идей на полную и порой заставляют смотрящего почти что кричать по-секстански - люди исчезают в пространстве-времени, умирают и появляются вновь вроде бы абсолютно бессистемно, но в то же время с каким-то жутковатым упорством. Манипуляции так и остающегося невидимым кукловода, состоящего из невозможных цветов, игра с естественным окружением в виде созданных эрозией декораций и грозящих вот-вот ожить камней, длинноплановые эпизоды, в которых плавно покачивающаяся камера создаёт иллюзию преследования неведомым вуайеристом - фильм старательно нагнетает сюрреалистическую паранойю, но придерживает необходимые ответы вплоть до третьего акта.

Сюжетная и визуальная рекурсия, начатая в 'Ломке', со временем достигает своего апогея не только благодаря возведению замысловатых повествовательных конструкций, но и благодаря актёрскому участию самих Бенсона и Мурхеда. Режиссёры ударяются в неприкрытый постмодернизм, превращаясь из наблюдателей и серых кардиналов, направляющих события фильма в нужном направлении, в его главных героев, застрявших в замкнутом пространстве временных петель. Множащиеся сомнения, найденные записи и плёнки, восход третьей луны, не предвещающий ничего хорошего, и посреди всего этого 'Паранормальное' умудряется дать тот минимум необходимых зрителю ответов, который способен закрыть сюжетные лакуны обоих фильмов, но при этом оставить хорошую почву для СПГСа. Иносказательность, превалирующая в дебютной картине, отступает перед обычной головоломкой, спокойно разобраться в итерациях которой мешает трансцендентная природа происходящего. Однако наверняка оценить все прелести местной сюжетной комбинаторики способен только зритель, не понаслышке знакомый с фильмографией режиссёров - в конце концов, не зря же они пустились в подобное трюкачество и создали полноценное продолжение на основе собственного камео. Правда, в этом кроется и главная опасность для тех, кто решит ознакомиться с фильмом на почве случайного интереса - слишком уж много пересечений останется за границей восприятия и покажется вырванными из контекста промежуточными вставками.

24 июня 2018 | 20:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: