После первых просмотров «The Wall» Алана Паркера сострадание к герою и аналогии со своей жизнью не давали в полной мере оценить главный посыл автора альбома Роджера Уотерса. Вышедший в прокат фильм-концерт «Roger Waters the Wall» уже не столь многозначен, но прямолинеен. Кажущаяся калькой со свастики, эмблема со скрещенными молотками теперь больше отсылает к нашему серпу и молоту. И во второй половине концерта они действительно появляются как олицетворение зла, насилия, «кражи» и той самой стены. Вообще момент с бомбардировкой зрителей символикой заслуживает особого внимания. Мы помним, что в фильме крест означает смерть. Современный Уотерс уточняет – крест, – христианство, как и социализм, ислам, иудаизм, поклонение валюте, нефти и брендам – одно и то же. При этом ни слова о фашизме, что странно.
Из фильма мы узнаем, что отец и дед Уотерса погибли в Первой и Второй мировой войне соответственно. Но то, что последняя война шла с гитлеровской Германией звучит невнятно. Зато нарочито всплывают безобидные шутки про Россию. Сначала воспринимаешь их с улыбкой, мол, британский юмор. Но когда со сцены автор прямым текстом говорит, что нужно бы прекратить выпускать автоматы Калашникова, пыль, покрывшая почти сорокалетний альбом, опадает. СТЕНА – это мы. Мы – закостеневшая, обветшалая Россия, возомнившая себя вольной Азия, традиционный мир. И не нужно нам строить стену, ведь культурный половой акт с Европой – это так чудесно. При этом о венерических болезнях Старушки автор не старается скрывать и продолжает.
В концерт вплетена панихида по жертвам правительственных беспределов, ну конечно. Правда без конкретики: кого, за что и при каких обстоятельствах. На этом отсылки к истории второй половины ХХ и начала ХХI века заканчиваются. Мира после окончания Второй мировой в мифологии Стены не существует. Как ни существует понятного определения добра и зла. Уотерс лишь политкорректно кричит «воевать как бы плохо». Словам вторит инсталляция: друг друга сменяют портреты Мао Цзэдуна и Гитлера. Есть предположение, что там был ещё и Сталин, но режиссер взял в это время другой план. Апофеозом становится появление надувной свиньи как на концертах альбома Animals. Черный хряк усеян уже знакомыми крестами, серпами и звездами. Под финальные аккорды порося разрывает озверевшая толпа, стена рушится, а над стадионом, где проходит концерт, застывает вопрос «Роджер, ты что хотел сказать»? И, подумав, получаем понятный ответ. Отрицание «стен» - это сценическая игра, на протяжении десятилетий пополняющая копилку автора. Это - нестареющий альбом. В том плане, что слушатель не стареет. Проблематика песен понятна только в околопереходном возрасте. «The Wall» - жвачка, которую Уотерс и команда продают нам, вынув из своего рта.