Возможно, лучший вестерн режиссера Энтони Манна, представляющий собой квинтэссенцию жанра в его классическом виде. Как это понятно из названия, главная движущая сила истории – винчестер 73, который в свое время считался лучшим оружием на Диком Западе, и вокруг которого разворачиваются нешуточные человеческие страсти.
По ходу фильма винчестер переходит из рук в руки. Стрелок Лин МакАдам (Джеймс Стюарт) выигрывает оружие в честном соревновании снайперов. Голландец Генри Браун отбирает винчестер силой. Позже оружие окажется у хитрого торговца оружием, кровожадного вождя индейцев, кавалериста, трусливого ковбоя, бандита… Своих персонажей Манн рисует сочными красками, создавая своеобразный групповой портрет обитателей вестернов, где центральная фигура – герой Стюарта, который упорно едет к своей только ему понятной цели.
Это был очередной свежий глоток не только в экранном вестерне, но и в карьере самого Джеймса Стюарта. К счастью, внутренние противоречия Лина МакАдама позволили актеру блеснуть разными гранями своего творчества, в том числе – звериным оскалом, который мы едва ли найдем в любом другом фильме Стюарта.
Неожиданно стильная картина с безукоризненным, глубоким сценарием. Обычно в американских вестернах создатели придерживались линейного развития событий. Все происходило по простой фабуле: 'преступление-наказание'. А в нашем случае, причину по которой Джеймс Стюарт охотится за своим визави мы узнаем в самом конце ленты, лишь после произошедшей между ними дуэли. Да и следить мы будем вовсе не за приключениями главного героя - с ним все понятно. С самого начала и до последней минуты он будет преисполнен чувством святой, и как выяснится, полностью обоснованной, мести. Но следить мы будет за путешествием его винтовки - стильного 'Винчестера 73'. Винтовка успеет побывать у главного героя, двух подонков, труса, военного и вождя индейцев. Ну а зрителю придется понаблюдать за соревнованием, организованным Уайаттом Эрпом, борьбой с бандой подонков и столкновением с индейцами.
Забавно, но по сути, как винтовка из рук в руки будет переходить и героиня Шелли Уинтерс. Вначале ее выгонят из города, потом она достанется откровенному трусу, а вскоре ее просто заберет себе бандит. Мы видим как мало в то время было возможностей у женщины для свободного выбора. И внешне инфантильная героиня Шелли Уинтерс оказалась как нельзя кстати.
Джеймс Стюарт неожиданно брутален в главной роли. Обычно добродушный, он позволяет себе искренне злиться в картине и получается все это у него очень естественно. Для него 1950 год сложился очень удачно. Такие работы, как 'Винчестер 73' и 'Харви', а также и 'Сломанная стрела' являются одними из лучших в фильмографии этого артиста.
Если «Человек с Запада» стал для Манна подведением итогов в многолетнем исследовании возможностей вестерна, то «Винчестер 73» был его первым опытом в этом жанре. Экранизация одноименного рассказа С. Н. Лейка ощутимо скована форматом черно-белого изображения, не позволяющим развернуться таланту Манна уподоблять природный пейзаж внутреннему состоянию героев. Тем не менее, режиссер виртуозно использует светотень, чтобы подчеркнуть ощущение опасности, драматическое напряжение в ряде мастерски выстроенных эпизодов.
В первых же сценах сразу же бросается в глаза внимательное отношение Манна к диалогам, программное отрицание шаблонов в описании психологических переживаний героев, свойственных жанру: фильм разворачивается динамично, но напоминает скорее драму, чем напряженный экшн, хотя в нем есть и перестрелки, и погони, что, к сожалению, снижает его художественный уровень. Выбор на главную роль Д. Стюарта, звезды социальных комедий Ф. Капры, был для режиссера смелым шагом, в первую очередь, по причине того, что ломал не только амплуа актера, но и принятое в вестерне изображение главного героя как самоуверенного и невозмутимого self made man.
Стюарт делает своего героя нервным, порывистым, духовно неуспокоенным человеком, способным на спонтанные вспышки гнева, что придает образу объем, противоречивость и психологическую достоверность. Когда персонаж говорит или действует, Стюарт пластически подчеркивает его внутренний дискомфорт, что приятно удивляет зрителя, привыкшего к ледяным маскам-типажам Д. Уэйна и Г. Купера.
Несмотря на однозначность в расстановке моральных акцентов, черно-белое разделение персонажей, Манн избегает ригоризма за счет децентрации драматургической структуры, делая главным героем картины не человека, а винтовку. Столь удачный повествовательный ход позволяет показать приключение предмета как фетиша, переходящего от одного хозяина к другому, что делает нарратив чрезвычайно разнообразным, богатым неожиданными ситуациями. Вместе с тем Манн показывает срез социальной жизни Дикого запада конца XIX века, выходя на уровень общечеловеческих обобщений ближе к финалу.
Стремление обладать новым винчестером становится в глазах режиссера борьбой не только за общественный статус, но и почти ветхозаветным противостоянием братьев за право первородства. Библейский символизм возникает уже в сцене соревнования, когда герои конкурируют за право обладать винтовкой, сначала стреляют по мишеням, а потом – в небо, будто пытаясь показать большую ревность в угождении Богу. Один старается больше, а другой ему завидует. Перед зрителем сразу встают фигуры Каина и Авеля, Исава и Иакова. Лишь в финале мы узнаем, почему герои так похожи, и что значат слова, сказанные одним из них в начале: «У нас был один учитель».
Переводя конфликт персонажей из области частной жизни в сферу архетипического, Манн создает своего рода рефлексивный вестерн, то есть фильм, обнажающий смысловые корни жанра, анализирующий систему символических противопоставлений, лежащих в его основе. Винчестер из социального фетиша превращается в знак Божественного благословения, избранности, и то, что большинство героев пытаются завладеть им обманным путем, незаконно, не по праву, свидетельствует об общей извращенности человеческих исканий в мире. Режиссер, сохраняя внешние атрибуты жанра, существенно обогатил его содержание, выведя на первый план повествования скрытые, подспудные семантические пружины вестерна.
Уникальный винчестер 73-го года является призом на соревнованиях по стрельбе в Додж-сити. На стрельбы приезжает ковбой Лин Макэдам со своим другом по прозвищу Высокий Клигок в надежде найти здесь своего заклятого врага, бандита Голландца Генри Брауна. Их первая встреча в Додж-сити проходит бескровно, шериф Уайетт Эрп (Уилл Гир) запрещает в своём городе носить оружие. В ходе долгой и упорной борьбы соревнования по стрельбе выигрывает Лин. Но Голландец со своими ребятами отбирает у него винчестер. Лин отправляется в длительную погоню. За это время винчестер меняет множество хозяев.
Режиссер Энтони Манн снял один из самых известных вестернов. По сути винчестер-73 становится главным героем. Мы видим как он переходит из рук в руки и перед нами проносится калейдоскоп жизни людей, населяющий Дикий Запад. Тут и солдаты, и индейцы, и ковбои, и бандиты, и сам легендарный Уайетт Эрп. В картине множество погонь и перестрелок.
Роль Лина исполнил Джеймс Стюарт. Внешне этот актер не очень подходил на героя вестернов, но с ролью справился прекрасно. Здесь он, пожалуй, впервые в карьере отошел от образа всеамериканского обаяшки и отлично показал темную сторону своего героя. Эта картина задала новый виток карьере Стюарта и стала первой из пяти его вестернов с режиссером Энтони Манном, ныне относящихся к классике жанра.
Голландца Брауна неплохо сыграл Стивен МакНалли, но еще лучше выглядит на втором плане Дэн Дюрьи, выдавший настоящий перфоманс в роли роли бандита и психа Джонни Дина. Шелли Уинтерс в роли Лолы, чья судьба также невольно переплетается с историей винчестера, тоже прекрасно смотрится.
Вообще на втором плане немало колоритных персонажей в исполнении прекрасных актеров. Торговец оружием Джо Ламонт (Джон Макинтайр), сержант Уилкс (Джей С. Флиппен), жених Лолы Стив Миллер (Чарльз Дрейк), друг Лина (Миллард Митчелл), постаревший Уайеттт Эрп (Уилл Гир). В роли индейского вождя Молодого Быка выступил тогда еще никому неизвестный Рок Хадсон, а молодого солдата сыграл Тони Кертис, еще одна будущая голливудская звезда.
Стремительный и увлекательный вестерн имел большой успех в прокате, возродив новую волну интереса к жанру в Голливуде. Причем, благодаря хитрому контракту, Джеймс Стюарт получил половину прибыли от проката, что стала новой практикой и навсегда изменило правила игры в Голливуде.
Состязания в меткости, вроде тех, что были показаны в «Быстром и мертвом», всегда пользовались спросом. Впрочем, не каждый раз лучшие стрелки со всего Дикого Запада съезжались, чтобы пострелять друг в дружку. Иногда достаточно было попасть по простой мишени, а попасть нужно было непременно, когда на кону такое чудо – сам Винчестер образца 1873 года – весьма ценная коллекционная винтовка, чей тираж был строго ограничен, а за право обладать им выстраивались все от мала до велика – бандит, не бандит: все мечтали заполучить стального красавца в закрома, - однако шанс высечь свое имя на его прикладе выпадал лишь избранным: Президент США, к слову, один из них.
Стоит ли говорить, что как только в городке Додж-сити решили разыграть один из таких Винчестеров, вереница самых метких ганфайтеров со всей округи потянулась в канзасские прерии в надежде отхватить ценный приз. И несмотря на то, что Джеймс Стюарт, как и подобает Джеймсу Стюарту, всех в итоге обставил – винтовка была похищена. Недоразумение так и осталось бы недоразумением, ежели сам победитель не изъявил бы желания пуститься в погоню за украденным трофеем: так начинается одна из самых захватывающих историй, когда-либо знавшая ковбойские анналы, где, как и полагается фильмам с подобным сюжетом, предсказать, кто будет следующим хозяином породистой ружбайки совершенно не возможно – все дело в том, что их здесь тьма-тьмущая: даже индейцы, и те не останутся в стороне, глядя на которых, кстати говоря, и не подумаешь, что через сорок кинематографических лет они вот так запросто будут общаться с Кевином Костнером – краснокожие по фильму абсолютные дикари. Но вот, что любопытно, среди всей этой разношерстной братии по-настоящему Винчестер интересует лишь двоих, – для остальных он лишь повод продемонстрировать свое превосходство над кем-нибудь послабее, - собственно, вокруг их противостояния и строится основная интрига фильма. Кем же эти двое приходятся друг другу, я Вам из этических соображений сообщать не буду, скажу лишь, что в картине явно прослеживается намек на библейский сюжет о Каине и Авеле.
Энтони Манн, всю дорогу снимавший преимущественно вестерны, - и, надо сказать, очень хорошие вестерны: «Винчестер 73» тому подтверждение, - под стать другому коллеге по цеху - Джону Форду, мог бы запросто представляться миру не иначе как: «Меня зовут Энтони Манн. Я снимаю вестерны». Право, к слову, имел ни чуть не меньшее.