'Сколько преступлений вы совершили, пока были офицером полиции Нью-Йорка?' - спрашивает член большого жюри у мужчины, который вместе со своим адвокатом сидит на скамье подсудимых. Мужчина колеблется и наконец отвечает, прекрасно зная, что если бы все это происходило в кино, его ответ бы заставил зрителей громко охнуть от изумления. 'Сотни' - тихо, но уверенно говорит мужчина, прерывая молчание. Этим мужчиной был офицер полиции Майкл Дауд, служивший в печально известном семьдесят пятом участке Нью-Йорка, который в девяностые стал известен как место, в котором работали самые грязные копы в истории города. Скандал, который назревал еще с восьмидесятых годов, разгорелся, когда выяснилось, что сотни офицеров полиции, большинство из которых служили в участках, располагающихся недалеко друг от друга, являлись коррумпированными и служили не жителям города, а бандитам. Об этой истории хорошо знают ветераны полиции Нью-Йорка, но остальной мир так и остался в неведении. Режиссер-документалист Тиллер Рассел решил, что эта реальная история, которая вполне могла бы случиться в мире гангстерских фильмов Скорсезе, должна быть рассказана и принялся за долгую и опасную работу с целью найти всех участников того безумия, что происходило в семьдесят пятом участке в восьмидесятых и девяностых годах. Об этом периоде, во время которого Тиллер Рассел занимался поисками и работой с источниками, вполне можно было бы написать книгу - режиссеру приходилось играть в шпиона, выполнять работу частного детектива и общаться с наркобаронами. Результатом этого долгого и невероятно опасного путешествия стала документальная картина 'Семьдесят пятый', запечатлевшая торнадо из смерти, наркотиков и коррупции, которое застало Нью-Йорк в семидесятых, восьмидесятых и девяностых.
'Семьдесят пятый' это редкий образчик не игрового фильма в нуар стилистике, который ничем не уступает художественным триллерам по созданию атмосферы саспенса и уникальности визуальных решений. Вспомните, как вы замирали, когда смотрели 'Тонкую голубую линию' Эррола Морриса или дрожали, приближаясь к развязке трилогии фильмов 'Потерянный рай'. Эти же эмоции вы сможете получить путешествуя по миру, который для вас создали главные герои фильма 'Семьдесят пятый', попытавшиеся как можно более точно передать то, чему они однажды стали свидетелями. Но в этой картине историю рассказывают не только люди - в начале вы можете увидеть снимки неблагополучных районов Нью-Йорка того времени, с разрушенными, словно после войны домами и редкими людьми, которым 'посчастливилось' там жить, затем эстафету перенимают вызывающие мурашки по телу фотографии с многочисленных мест преступлений, наконец, вы сможете увидеть старые записи наружного наблюдения, которые заставят вас почувствовать себя полноправным участником давно минувших событий. В фильме 'Семьдесят пятый' со зрителем ведут диалог и главные герои, многие из которых оказались весьма талантливыми рассказчиками и с небольшими подсказками режиссера смогли толково рассказать эту сложную, но захватывающую историю, и визуальная часть фильма, которая включает в себя фотографии, видео и реконструкцию событий. Несмотря на то, что все произошло десятилетия назад, герои все еще помнят тот сумасшедший период в своей жизни так, как будто это случилось вчера, а моменты, запечатленные на пленку помогают придать их воспоминаниям более живую форму. Атмосферу, созданную в картине можно описать как полицейскую сирену, время от времени внезапно прорезающую темноту ночи, и олицетворяющую собой невидимую для многих войну, которую ведут между собой полицейские и игроки.
'Семьдесят пятый' это то, какими персонажи романов Джеймса Элроя могли бы быть, если бы они существовали на самом деле, или то, каким бы был телесериал 'Щит', не будь он выдумкой. Как и любой талантливый режиссер документалист Тиллер Рассел пытается сохранить как верность своим героям, которые доверили ему свое прошлое и воспоминания, так и исполнить свой долг перед правдой и зрителем, который бы хотел, чтобы режиссер оставался субъективным в своем исследовании. 'Семьдесят пятый' рассказывает историю людей, которые практически буквально танцевали под пули, отлетающие от земли, нарушили множество законов и имели дело с самыми опасными персонажами города, но все же они оставались людьми. Тиллер Рассел не захотел дегуманизировать своих героев, но в то же время был способен отделить правду от лжи и осудить многие их действия. Когда один из членов большого жюри спросил Майкла Дауда кем тот себя считает - полицейским или приспешником наркобаронов, Дауд ответил, что является и тем и другим. 'Семьдесят пятый' построен на этих противоречиях, двух сущностях, уживающихся в одном человеке. Это и рассказ о наркотиках, взятках и смертях, и повествование о дружбе и партнерстве и любви к полицейской работе. Этот фильм стоит посмотреть и если вы ничего не знаете о мире грязных копов и хотели бы узнать, по каким законам живут эти люди, и если вы об этом прекрасно знаете, но хотите еще, потому что только очень хорошая выдуманная история из гангстерских фильмов сможет сравниться с тем, что произошло на самом деле и за чем вам предоставили возможность понаблюдать создатели картины 'Семьдесят пятый'.