К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Еще с просмотра трейлера я настроился на насыщенность фильма компьютерной графикой. По истечении первых 15 минут понял, что пришел на сказку о русском богатыре, мало имеющей общего с реальной историей о Коловрате. Собственно, после этого отключил мозг и просто следил за разворачивающимися событиями.

Ставка орды в 2 милях от Рязани, но почему-то наши обратно добирались несколько дней? Три ведра яда отравили всю реку? Славянское фэнтези с погодой и медведем? Огромная орда гоняется за кучкой смельчаков? Это - сказка, красочная сказка, и для нее это нормально.

Кат-сцены сражений очень похожи на серию игр Assassin's Creed. Местами фильм напоминает о 'Спарте' и 'Гладиаторе'.

Что не понравилось - компьютерной графики очень много. Особенно в сценах гибели мирного населения Рязани, из-за чего не удалось сочувствовать этой трагедии. Местами пафос зашкаливает.

Хан орды очень понравился, харизматичнее Евпатия, на мой взгляд, получился.

Весь фильм пронизан девизом 'и один в поле воин, коль по-русски скроен'. Добротная сказка о подвиге русского человека, самопожертвовании и чести.

03 ноября 2018 | 06:23
  • тип рецензии:

'-Да потому что у них прапор нормальный, а у нас - Дыгало. Одно слово - идиот. Выслуживается, сука.
-Да нет, контуженный он. Во всю голову. У них в Афгане весь взвод положили, он один остался. Его сюда и перевели... Он всё письма министру строчит, обратно просится.
И кому он там на фиг нужен с больной головой? Вот и бесится.
Короче, попали мы, мужики, по самое не балуй...'

(ц) 9 рота

Фильм 'Легенда о Коловрате' повествует о нелёгкой судьбе людей с органическим поражением головного мозга, а так же отвечает на риторические вопросы, как то: почему на всю голову контуженным в армии звание выше старшего прапорщика давать нельзя. Ещё фильм иллюстрирует стратегию максимально эффективного применения в военное время этих самых напрочь контуженных военнослужащих: забрасывать их с тройным боезапасом и без еды (чтобы зверели ещё сильнее) в тыл к противнику.

Актёрский состав фильма:

-Трандуил в роли хана Батыя.

-контуженый Дыгало в роли старшего прапорщика рязанской дружины Е. Коловрата.

-Александр Невский в роли прапорщика рязанской дружины Каркуна.

-Друид 15 уровня с призываемым медведем в роли летописца Нестора.

-стражи Ночного Дозора в роли рязанских дружинников.

-орки Питера Джексона в роли массовки монголов.

-и много хороших актёров на незаметных эпизодных ролях.

Коротко о сюжете: в Рязани живёт наглухо контуженный десятник и с женой скрывает свою психическую болезнь от всех. Очень некстати приходят монголы. Десятник идет с посольством к Батыю и с боем прорывается обратно через метель без глонаса. Поэтому монголы с осадными орудиями успевают быстрее: разорить Рязань и уйти дальше. Десятник посылает гонцов к князьям с просьбой прислать дружины, чтобы бить Батыя сообща. А потом собирает полтора десятка выживших рязанцев и начинает партизанить, обмазавшись камуфляжем, и подрывать боевой дух орды. Особенно боевой дух подрывает тотальное поносное заклятие, когда партизаны отправляют реку. Батый свирепеет и желает найти и наказать. Выживших малолетних сирот надо спасти от монголов на санях с парусом, поэтому контуженный десятник строит ледяную горку, долго её обороняет, прикрывая отход детей. А с детьми уезжает ставить парус сопровождающим будущий Александр Невский, которому нельзя в бельдяжки - ему ещё тевтонцев бить. Контуженный Коловрат героически гибнет. Батый приказывает насыпать в его честь курган.

1 Хан Батый.

Хан Батый - это Трандуил во всем его великолепии. При этом претензий к актёру и его игре нет: виноваты 'визуальные решения': кто-то придумал что Батый должен быть таким и всё. Есть подозрения, что придумывал это режиссёр. Поэтому как бы не старался Александр Цой играть жестокого, сильного, властного монгольского хана, получается всё равно Трандуил, депресующий без лося.

2. Коловрат.

Евпатий Коловрат каким-то неуловимым образом из рязанского боярина, имеющего собственную дружину, превратился в наглухо контуженного десятника, которого не продвигают по службе: видимо подозревают. Таким же неуловимым образом фольклорная дружина в 1700 человек - превращается в полтора десятка партизан, которые ходят в становище монголов как к себе домой и режут там этих самых монгол как поросят.

Вам когда-нибудь приходило в голову копьё? Коловрату в детстве в висок пришло боло и теперь он каждое утро просыпается с полной амнезией и сразу кидается убивать всех, кто рядом. Поэтому его перед сном связывают, а после пробуждения связанному объясняют, что прошло много лет, у него жена, дети и вообще посмотри - видишь твой висок не кровит и давно зажил? И так каждый раз. Весь этот анамнез Коловрат с женой ухитряется многие годы скрывать ото всех. Но тут случаются монголы, тайное становится явным и на Коловрата наваливается вьетнамский синдром во всей своей красе.

3. Александр Невский.

Во-первых Семён из интернов так и не смог полностью избавится от своего амплуа, даже благодаря народным прибауткам в диалогах и конскому хвосту на голове. Во-вторых - в финальной сцене он появляется в центре и во главе отряда русичей, всматривающихся в приближающихся тевтонцев на берегу замерзшего водоёма. При этом его образ и доспех копируют вид Александра Невского с известного портрета. Каким образом дружинник из разорённой Рязани стал Александром Невским - вопрос без ответа.

Но это цветочки. А вот и ягодки: сценаристы и режиссёры придумавшие роль Каркуна, видимо, где-то нашли много кокаина. Потому что... потому что когда сани в лесу натыкаются на завал, в котором не пройдёт лошадь - в нем почему то пройдут сани, толкаемые детьми вручную. Потому что замерзший верёвочный узел, который не получается развязать руками никто даже не думает разрубить или разрезать, но зато его можно оттаять (внимание!) дыханием двух десятков дошколят. Всё это великолепие можно объяснить или наркотической интоксикацией или внезапным умственным расстройством. Я ставлю на интоксикацию.

4. Нестор.

Будущий летописец предстаёт перед нами в облике друида отшельника, живущего в глухом лесу. Нестора сопровождает гигантский медведь (метра 3,5 в холке примерно), который 'рвёт только басурман'. При этом будущего летописца, который в будущем напишет о подвиге Коловрата в летописи героически убивают при обороне ледяной горки, пока Александр Невский на парусных санях детским дыханием оттаивает замерзшую верёвку. Фейспалмжепег.

Операторская съёмка... Знаете, зима с парафиновым снегом, снятая в павильонах - это перебор, особенно для такого бюджета. Художники рисуют красиво, но видимо пользоваться компьютерной графикой тоже надо уметь - это удел режиссёров. Много слоу-мо сопряженных с крупными планами. То есть не чтобы три-де показать, а чтобы можно было детально рассматривать оспинки на носу монгольского воина. Как вы понимаете, это только усиливает павильонность происходящего.

К сожалению ни Алексей Серебряков, ни Александр Ильин, ни другие фактурные и характерные актёры не спасают картину: у них короткие или эпизодные роли, их катастрофически мало в кадре и в сюжете, чтобы повлиять на весь этот лютый и леденящий душу сюрреализм. При этом, повторюсь, актёров главных ролей тоже нельзя винить за результат.

Режиссёров у фильмов двое сразу.

Первый - Иван Шурховецкий, снявший 'Туман'. Тут вообще непонятно, потому человек сумевший сделать такой годный фильм в жанре исторической драмы, причастен к описанному кинематографическому безумию.

Второй - Джаник Файзиев, снявший 'Турецкий Гамбит'. Тоже вроде непонятно, но только до тех пор, пока не вспомним что после этого он же был режиссёром 'Август Восьмого' со всем его сюрреализмом. В добавок к этому Джаник за последние два с небольшим года успел спродюсировать 23 (двадцать три!) отечественных сериала. Что такое отечественные сериалы в основной своей массе - объяснять надо? Видимо он там окончательно опылился. И в результате мы имеем в качестве легенды о Коловрате то, что имеем.

4 из 10

25 июля 2018 | 14:17
  • тип рецензии:

Смешанные чувства остались после просмотра.

С одной стороны радость за отечественных киноделов - наконец-то освоены технологии съёмки современного масштабного зрелищного кино. Вполне конкурентоспособного с зарубежными аналогами. На высоте буквально всё: операторская работа с различными приёмами съёмки, спецэффекты, музыка, костюмы, крупные планы, актёрская игра. Т. е. в целом картинка и аудиосопровождение с эстетической точки зрения сделаны весьма недурно, что иногда бывает у наших киноделов, но пока в качестве исключения. Поэтому появление данного фильма показывает, что есть и у нас специалисты, у которых руки растут из плеч, способные выдать на гора качество мирового уровня. А это вселяет надежды на будущее.

С другой стороны, вышеописанное с лихвой уравновешивает один важный недостаток - откровенно слабый, нелогичный сценарий, явно калькированный с западных сюжетов комиксов. Самый яркий пример этого - слабые и бесчисленные орды варваров захватчиков, сделанные по аналогии с теми же 300-ми спартанцами в американском исполнении. А ведь, во-первых, это не соответствует действительности, а во-вторых, умаляет ценность победы. Приём с потерями памяти главным героем откровенно выбешивал. Получается вместо того, чтобы придумать какой-то адекватный сюжет, из пальца высасывали различный бред, которым заполняли смысловое пространство фильма. Таким образом, фантастическая тупость и дикость противников и 'острые' а точнее неадекватные повороты сюжета гробили немногочисленные но хорошо сработанные и близкие русскому духу сцены с диалогами воинов, шутками на поле брани.

Также вызывает крайнее недоумение, почему на одну из главных ролей взяли русофоба Серебрякова, на которого мне было смотреть противно, благо в кадре его было не так много. А ему видимо, совесть позволяет поливать страну известно чем, но тем не менее зарабатывать при каждом удобном случае на любых кинолентах.

Полнейшую историческую неадекватность выношу за скобки, иначе обсуждать здесь будет вообще нечего и фильм можно сразу кидать в топку. Просто смиримся, что действие происходит в вымышленном фантастическом мире.

7 из 10

27 мая 2018 | 20:11
  • тип рецензии:

С большим опозданием посмотрел, по совету друга, фильм «Триста рязанцев», то бишь «Легенда о Коловрате». «Отличное кино, на западном уровне», - отрекомендовал мне его Костя Данилов. Я привык доверять вкусу друзей, есть такая слабость, и глянул.

Западный уровень в фильме, и в правду, есть. И заключается он в выдавливании из себя уймы супергеройского пафоса на фоне хромокея. Это была моя первоначальная идея. Но потом до меня дошло, что ларчик не так-то просто открывается. И рассматривать мифологическую сагу нужно как кино, в некотором смысле, рубежное и весьма характерное для складывающегося на наших глазах нового синематографического жанра.

В будущем его назовут истоико-паталогическим, по аналогии, с историко-патриотическими фильмами былых времён. Небольшая такая языковая игра. Основную характеристику рождающегося жанра определить можно уже сейчас. Вымышленные персонажи, - а все герои искусства, не надо про это никогда забывать, персонажи вымышленные, и с ними нужно держать брехотвскую дистанцию и не сливаться в экстазе – страдают в вымышленные исторические эпохи различными болезнями, в основном, психического характера. И активно галлюцинируют.

Первый фильм историко-паталогического жанра снял с барского плеча Никита Михалков. К слову, выступивший продюсером «Легенды». Его «Утомлённые солнцем-2 и 3» представляют собой предсмертные галлюцинации комдива Котова. Героя первой части расстреливают в 1936 году, и на экране мы видим бред умирающего мозга. Поэтому нет ничего странного в лагернике с когтистой рукой, как у Фредди Крюгера; немцах, опорожняющих кишечник из кабины самолёта на лету; танках с парусами.

В начале второй части режиссёр, словно мастер подобных сюжетов Дэвид Линч, даёт ключ к происходящему. У Линча таким ключом в «Малхолланд Драйв» был настоящий ключ от синей коробке, которую киллер передаёт заказчице убийства. Много зацепок было и Эдриана Лайна в «Лестнице Иакова», где смертельно раненый солдат Вьетнамской войны видит во время операции свой последний сон.

Именно сон Котова о том, как он макает Сталина головой в торт, становится таким ключом в «Утомлённых солнцем-2». Если есть сон, значит, почему не может быть галлюцинации.

Основная загадка в фильме заключается, кто галлюцинирует перед смертью. Я поспешил написать, что это комдив, но был и ещё один умирающий персонаж. Вены вскрывает секретный сотрудник НКВД Митя, лёжа в ванной с видом на Кремль. Предсмертные галлюцинации вполне могут принадлежать и ему.

Но это слишком сложные намёки и ключи от мэтра советско-российского кинематографа. В «Викинге», одном из следующих фильмов в жанре историко-паталогического кино, уже безо всяких околичностей и экивоков главгерой князь Владимир выводится психически нездоровым человеком.

Коловрат в «Легенде» тоже психически не здоров. Режиссёр Джаник Файзиев не просто намекает на это, а говорит открыто. После полученной в детстве травмы во время стычки с монголами, Евпатий Коловрат страдает от чего-то вроде диссоциативной амнезии. Это проявляются в том, что каждое утро он забывает всё произошедшее с ним после того события-триггера. Забывает выборочно, потому что жену свою он вспомнить может, а про то, что каждый день свистульки ей выстругивает, вспомнить не может.

Так он живёт уже 14 лет. И есть опасения в том, что его болезнь перешла уже в нечто более тяжёлое. В парамнезию, допустим, характеризующуюся смешением реальных фактов и фантазмов. Когда вышел фильм, многие критики и зрители задавались вопросом, зачем введена линия с умственным расстройством. Вот и ответ. Чтобы не выбиваться из жанра историко-паталогического кино.

Вполне возможно, Евпатий – удалой воин и прекрасно сражается. Только битвы он видит в несколько изменённым состоянии, не так, как остальные дружинники. То медведь неестественных размеров, по приказу святого старца, напрыгнет на супостатов, не тронув русское воинство. То струги под парусами ходят по льду, аки по морю при ветреной погоде. Ну, а то, что ордынцы выглядят, как актёры из постановок Виктюка или певцы k-pop сцены, а не как воители степей, - это уже разумеющееся смешение реального и воображаемого. И то, что неискушённым зрителем воспринимается, как плохие компьютерные спецэффекты – это видение мира Евпатием, мира в котором. Ну вы поняли.

Хотя, вполне возможно, что травму богатырю во вьюношестве нанесли совсем не ордынцы. Просто не нужно было постоянно в мороз бегать без шапки. Голову в тепле держать надо.

14 мая 2018 | 19:41
  • тип рецензии:

Российский зритель последнее время довольно скупо оценивает отечественные ленты о временах Княжества Русского, что может означать лишь две вещи - либо они настолько плохие, либо они просто не совсем для массового зрителя. Я склоняюсь ко второму варианту, и сейчас, не страшась возможной критики в мою сторону, выскажусь по поводу относительно свежей картины Джаника Файзиева.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Легенды» - это броские цвета, местами нелепо и вычурно контрастирующие с окружением или персонажами. Невооружённым глазом можно заметить, что практически весь фильм снят на фоне зелёного экрана, оттого и природа зачастую выглядит довольно ненатурально. Объяснить это легко - у создателей был скудный по нынешним меркам бюджет в 5 миллионов долларов - а сюжет требовал экшена и масштаба, потому от натуралистичных съёмок отказались. Очень многие зрители называли эти кислотные фоны главным минусом картины, но я считаю иначе.

Вспомните «300» Зака Снайдера. Этот фильм тоже снимался на зелёнке, тем самым подчёркивая свою нереалистичность, мифичность. Так вот, «Легенда о Коловрате» - это российские 'спартанцы'. Даже название содержит слово 'Легенда', а значит излишняя яркость красок - природы, костюмов, построек, - как и многие неправдоподобные детали сюжета легко оправдываются этой самой 'мифичностью' происходящего. Весь хронометраж - это пересказ событий от одного из выживших тогда воинов (о чём мы узнаём в заключительной сцене), а потому и приврать он мог что угодно. По той же самой причине глупо придираться к дичи в сценарии голливудской комедии «Одинокий рейнджер» Гора Вербински - ведь это просто рассказ жизни, а не достоверно происходящие события.

И таким образом, открестившись от минусов в виде палевного хромакея и нелепых сюжетных деталей, поговорим о реальных недостатках, коих тут пруд пруди. Во-первых, крайне слабый грофоуни, особенно медведь. Этот абсолютно вырвиглазный зверь будет мылить зрителю глаза всего пару минут, но забыть его всё равно будет сложно. Маленький бюджет, понятно, но не до такой же степени!

Во-вторых, очень много лажал постановщик, ибо зачастую случались сцены, где в двух соседних кадрах герои стоят по-разному, за спинами разное количество ордынцев, ну и подобные технические огрехи, которые иногда бросаются в глаза.

В-третьих, местами деревянные актёрские работы. То Чернышова (жена главгероя) нелепо тараторит заученные фразы без всякой эмоции, то Ильин младший (лучший друг Коловрата) вспоминает былые годы и начинает отыгрывать орущего Лобанова, но зато сам Коловрат, по-моему, сыгран хорошо, а созданный образ интересен. Это не типичный герой - воитель, который бесстрашно идёт в бой с криками, а простой худощавый парень, вечно потерянный и сонный. Когда же он узнаёт о смерти родных, в нём просыпается некая природная ярость, которая и делает его практически непобедимым. В общем и целом герои фильма порадовали.

Кстати, идея с амнезией Коловрата тоже любопытный пунктик, создающий не только парочку интересных сцен, но и раскрывающий целую любовную линию Лады, которая всеми силами пытается заменить Евпатию жену. Свежо, засчитано.

Сюжет я не назвал бы типичным - конфликт здесь действительно масштабный, а некоторые сцены сделаны настолько душевно и атмосферно, что смотрятся с замиранием сердца. Антагонист тоже интересный - холодный, расчётливый, его линия хоть и небольшая, но тоже успевает раскрыться.

Подводя итог можно сказать, что «Легенда о Коловрате» - хороший фильм, сделанный людьми, которым было не наплевать. Он ловит в свою сторону массу хейта за счёт довольно слабой технической стороны, но что поделать, деньги - они не резиновые, а режиссёр не камерную драму снимал всё-таки, а исторический эпик, и мне кажется, что это ему вполне удалось. С кучей огрехов, массой хромакея, но всё же притягательный и нескучный - это тот фильм, которому нужен был бюджет «Викинга» и тогда, я уверен, получился бы практически шедевр.

3 из 4

08 мая 2018 | 00:54
  • тип рецензии:

Недавно, пересматривая Красный рассвет Джона Милиуса, я подумал о том, как сильно нас оскорбляет образ советских солдат в этой картине. Это тупые, жалкие, беспомощные дегенераты, не умеющие воевать настолько хорошо, что имперские штурмовики по сравнению с ними элитные коммандос. Команда школьников косит их словно крестьяне урожай и практически всё, что можно отдаленно записать как их успех происходит случайно. Легенда о Коловрате в этом смысле такой наш Красный рассвет. Многочисленные монголы, с подведенными глазами, с размазанной по роже позолотой и сажей во главе с трансгендером, весь фильм ничего не могут сделать горстке русских воинов по причине скудоумия. А когда получается то лишь потому, что сценарист придумал самый глупый повод подставиться который я когда-либо видел в кино.

Упаси Небо от проката Легенды в Монголии. В начале фильма одним из персонажей заявляется, что один русский десяти монголов в бою стоит. В дальнейшем это не только подтверждается но и перекрывается. Норматив оказывается перевыполнен минимум раза в два для обычных воинов и раз в десять для самого Коловрата, настолько косолапы их противники. Глядя на то, как блестяще осуществляются 'гениальные' операции Коловрата невольно возникает вопрос: как эти горе-вояки вообще дошли до Рязани? Понятно как и почему этого добились настоящие монголы. Но как это осилили раскрашенные суеверные клоуны остаётся загадкой. Можно лишь предполагать, что 'уникальные' тренировочные методики Коловрата превратили его отряд в лучших бойцов на просторах Евразии и численность супостата, раньше даровавшая победу, вдруг перестала работать.

Факт, как мне кажется, в том, что Легенду о Коловрате просто невозможно ругать как плохой исторический фильм. От истории там оставлены имена, названия и некоторые события - больше пересечений с реальность фильм не имеет и упрекать его в том что он что-то коверкает всё равно что обвинять реку в том, что она коверкает суть океана. Я более чем 30 раз останавливал фильм чтобы просмеяться не из-за исторических несоответствий. Фильм до краёв полон такой глупостью, какая смешно бы смотрелась в любом историко-приключенческом фильме. Количество невменяемого бреда настолько велико, что оно с лихвой перекрывает немногие достойные моменты фильма. Как пример - внезапная метель, которая настигает отряд Коловрата после событий в ставке Батыя. Невероятно жуткая, она не даёт горстке персонажей добраться до города, но не мешает целой армии этот же город взять. Сцены на пепелище, сами по себе, неплохие и печальные, однако простите - я только что отсмеялся и настроения кому-то сопереживать нет.

В разряд таких вот глупостей можно занести и недуг главного героя. На мой взгляд, это только ненужно усложнило персонажа и сюжетно мало что дало. Практически ничего не изменится, если полностью извлечь из фильма линию инвалидности. Мы получим ребенка, получившего в детстве моральную травму. Воина, а потом командира, постоянно готовящегося к приходу монголов, тренирующего себя и своих подчинённых. Ну и напоследок мстителя. Неплохой персонаж отлично складывается из имеющихся пазлов и если уж добавлять ему недостатки, то хотя бы попытаться отразить это на развитии событий.

Несмотря на то, что фильм далеко не вопиюще тупой и сделан, в целом неплохо (если привыкнуть к ненатуральным задникам), ничего хорошего после просмотра лично мне в голову не приходит. Всплывают странные монголы, слитая концовка, непонятный главный герой и прочие недостатки фильма. Его достоинства довольно блеклые в сравнении с недостатками и в памяти он, скорее всего, останется как не очень удачный эксперимент снять историко-приключенческое кино не выезжая за пределы павильона.

6 из 10

23 марта 2018 | 15:00
  • тип рецензии:

Негоже в древнем Ярославле себе записки оставлять. На теле выбивать наколки, да и вообще уметь писать. И ярославский Леонард Шелби приём использовал иной: перед забвеньем спать ложился он с симпатичненькой бабцой. Которая как Маршалл Мэтэрс речетативит с утреца, взывая к прошлым угнетенной, разбитой памяти бойца.

Но несмотря на свой недуг пред каждым утром забываться, Евпатий князя добрый друг. И учит рать его сражаться. Что очень кстати, ведь к вратам подходит Хан Батый! Тревога! Придется дать отпор врагам которых будет очень много. У Хана на глазу бельмо. Пошлёт орду нахмурив брови, мы покромсаем их в слоу-мо, в рисованной утопим крови...

Примерно так звучит сюжет наших родных “трёхсот рязанцев”. Он даже круче! Или нет? Ну что ж, давайте разбираться!

Создателей на опус сей, Зак Снайдер благословил лично. И получилось всё о’кей. Красиво, глупо, и эпично! Хоть графика у нас в кино пока что ноющая рана, снимается “Легенда о…” среди зеленого экрана. Труд летописцев искажен, “based on true story” нам не надо, подайте графику, экшон - и будет чернь людская рада. И столь ли важно для славян, там русский бьется или грек, когда великий Серж Танкян для фильма написал саундтрек?! Ведь могут снять кино у нас, и в визуал и в антураж, осталось лишь сокрыть от глаз убогий рубленный монтаж.

Недолго нам еще ползти до злачных голливудских врат. Ведь знамя взялся пронести исконно русский “Call of Wrath”. Великолепный образец того как русский боевик промолвил западу: Ну всё! Сейчас устроим вам блицкриг!

11 марта 2018 | 21:25
  • тип рецензии:

Неоднозначный, но достаточно динамичный и увлекательный сказочный боевик в антураже декоративной, пряничной Руси, с легким 'закосом' под '300 спартанцев' Зака Снайдера.

_

Основные недостатки:

- Временами, зашкаливающий пафос

- Развесистая 'клюква' и откровенные штампы

- Не вполне удачный образ главного героя

- Современная российская актерская и режиссерская школа

_

Основные достоинства:

- Идея

- Потрясающая музыка Сержа Танкяна (System of a Down)

- Великолепные костюмы и декорации

- Безупречная постановка большинства боевых сцен

- Относительно приличная графика

- Линейный, но довольно увлекательный сюжет

_

Если вы ожидаете увидеть не историческую драму, а сугубо развлекательный экшен, а-ля '300 спартанцев' и, при этом, готовы закрыть глаза на типичные для продуктов современного российского кинематографа недостатки, то этот фильм может вас порадовать.

08 марта 2018 | 04:45
  • тип рецензии:

Воспринимать новый продукт отечественного кинопроизводства как историческое полотно нельзя. Как минимум, потому, что Евпатий Коловрат - это личность, скорее, былинная, чем историческая. Образ, олицетворяющий мужество, стойкость и недюжую силу русских богатырей - защитников. Однако, и как к фэнтези, и как даже к комиксу, к фильму Файзиева претензий уйма. Он плох как с технической точки зрения, так и с точки зрения рассказанной авторами истории. И лично меня немного настораживают оценки в девять - десять баллов. Ибо, хвалить кино только за то, что это сняли наши, помойму, абсолютно глупый и неоправданный жест.

Вероятно, что многие из зрителей ещё со школьной скамьи помнят отрывок из 'Повести о разорении Рязани Батыем' в учебнике литературы (класс точно не помню). По крайней мере, в нашей учебной программе, этот отрывок присутствовал. Повесть эту, кстати, можно в любой момент прочитать, она короткая. Я также помню упоминание Коловрата в романе Яна 'Батый', который читал тоже лет восемь - десять назад. Литературная основа легенды о Евпатие сильно разнится с тем, что предлагает толпа сценаристов фильма. Вообще - то, боярин Евпатий прибыл в Рязань из Чернигова и застал город сожжёным дотла и разграбленным. В результате, он собирает дружину и бросается в погоню. Расписывать всё более подробно и детально нет смысла. Однако, численность дружины Евпатия явно превышала пятнадцать калек из фильма, что, кстати, смотрится совершенно убого, как с точки зрения зрелищности, так и с точки зрения здравого смысла. Ну да ладно. Файзиев предлагает нам фэнтези. Окей. Давайте разберём его, как фэнтези.

Во - первых (и это самая чудовищная промашка), я в картине не увидел могучего Евпатия Коловрата. Где символ русской мощи, храбрости и доблести? В 'Викинге' нам уже предложили князя, сидящего на грибах, размазню и истеричку. В 'Коловрате', с главным героем обходятся помягче. Тут он просто маразматик. Спасибо, российские кинематографисты. О таких героях мы и мечтали. Что же касается выбора актёра на главную роль (да и вообще всего кастинга), то это провал. Невыразительный Малаков с жиденькой бородёнкой, узкими плечиками и деревянным лицом играет русского богатыря, который поверг татаров в ужас. Это фейспалм. Посмотрите ради интереса скульптуру Евпатия, или его многочисленные образы от художников в интернете. Цитирую фразу из 'Повести':'Налетел Хостоврул На Евпатия Коловрата. Недолго они бились. Взмахнул Евпатий мечом и рассёк Хостоврула от макушки до самого седла'. Воображение рисует интересные эффектные сцены. Не парьтесь, их в фильме нет. Нет поединка с шурином Батыя, нет демонстрации той неудержимой русской силы, которая восхитила великого хана. Вспомним другой кинокомикс, который во многом не стесняясь косплеят авторы фильма - '300 спартанцев'. Батлер постарался всем своим видом и поведением сделать Леонида выразительнее остальных. Гуще борода, крепче мускулы, самый грозный взор, устремлённый вперёд. Мы без объяснений могли бы догадаться, кто тут царь Леонид - великий спартанец, готовый на подвиги. В 'Коловрате', главный герой выглядит отвратительно и жалко. Даже Каркун больше тянет на лидера и опору отряда. Дальше - больше.

Расценивать эту попытку, как визуальный прорыв тоже нельзя. Графика устаревшая, да и без натурных съёмок и нормальных декораций, всё это ещё больше смахивает на бюджетных 'Спартанцев', снятых любителями. Боевая хореография очень плохая. Я понимаю, что у вас нет больших денег, но неужели нельзя отрепетировать движения нормально? Наберите побольше массовки. Нам на полном серьёзе выдают стычку пятнадцать на пятнадцать за то самое кровопролитное сражение, описанное в повести. Это смешно. Ни разу не круто. В какой - то момент, в действие врывается боевой дрессированный мишка (почему - то без балалайки и не в ушанке). В 'Спартанцах' были мамонты, орки; в сиквеле - конь в трюме корабля. У нас, вот, Потапыч размером с Камаз. Для фэнтези - это нормальный приём, но он тут не завершён и не доведён до блеска. А что финал истории, который по идее должен был стать ключевым, мощным и запоминающимся? Это пшик. Неубедительно сыграно, некачественно поставлено.

'Легенда о Коловрате' - это низкопробный и скучноватый микс из идей и приёмов зарубежных коллег. Пафосный, дешёвый, смонтированный так себе. Больше похоже на очередной ответ Голливуду в никуда. Чувствуется ли в фильме русская душа и сила? Нет. Фильм аналогичен 'Последнему богатырю'. Такое же невнятное нечто. Но если в случае с 'Богатырём', там - детская сказка, тот тут серьёзная повесть, претендующая на драматизм, патриотизм и укрепление моральных ценностей. В 'Викинге', по крайней мере, пытались рассказать о характере крестителя, который променял веру тысяч людей на красивую бабу и обещания. Да, сделано это было топорно, мутно, неубедительно, но попытка была. Файзиев же просто состряпал нелепый капустник без смысловой нагрузки, от которого прёт вторичностью везде. Где - то хрипит и таращит глаза интерн Лобанов (мы его сразу узнали, нас не проведёшь), в какой - то момент начинается короткая сеча, снятая настолько плохо, насколько возможно снять, что - то орёт контуженный Евпатий, выдавливая из себя геройство и призывая всех к оному, а Батый здесь совершенно комичен. Ах да, диалоги. Уровень учащегося средних классов. Что тут можно сказать? Замечательная идея для картины в руках некомпетентных людей, обделённых талантом и фантазией, в очередной раз, превращается в резиновую пустышку. Не чувствуется здесь подлинного геройства, жаркой любви, трагедии, самоотверженности, силы духа и крепости тела, славянской поэтичности. Это просто набор бюджетных пикселей и сменяющих друг друга картинок. Если бы, хотя бы, на всё это было просто весело смотреть, то уже можно было хоть как - то оправдать авторский замысел. Но режиссёры и сценаристы промахнулись по всем целям. Хотя, вот женские образы получились ничего. В остальном, разочарование.

3 из 10

01 марта 2018 | 06:53
  • тип рецензии:

'Легенда о Коловрате' - рассказ о том, что можно совершить из глубины отчаяния. Когда 'за нами Москва, отступать некуда' - да-да, эта историческая параллель читается чётко.

Понравилось, как выведена эта линия, достаточно явно всё на неё сработано - от мизансцен до актёрских образов.

Однако не могу не отметить и что не понравилось - речи героев могли бы хоть чуть больше напоминать древнерусские. Нет, я понимаю, авторам хотелось сделать тех близкими современности. Да только современность и без того ленива слишком, можно было бы и ещё сильнее её качнуть, чем вообще всем фильмом качнули. Кто свой, неравнодушный - тот бы понял или поднапрягся бы понять.

Из остального - молодец, кто в фильме отвечал за подготовку к съёмкам детей, очень хороши пусть и крохотные эпизоды с малыми. Операторская работа отличная и художников, дорисовывавших нужные кадры на компьютере. Костюмеры и гримёры - тоже браво. И актёрам - спасибо. Постарались от души, это видно...

8 из 10

За стремление сделать масштабное кино об эпизоде родной истории. Но высший балл был бы, если бы это стремление оказалось безукоризненно воплощено. А так - делать работу об истории и не учесть особенности тогдашней речи... в этом смысле одни из лучших в отечественном кинематографе - 'Юность Петра' и 'Россия молодая'.

28 февраля 2018 | 11:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: