К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

У меня есть крупный, очень дорогой и очень (с классической точки зрения) уродливый браслет от одного известного бренда, от которого, тем не менее, и я, и многие из тех, кто его видит, не могут отвести глаз. Такое вот «скромное обаяние дизайнерского трэша»...

Ни в коем случае не хочу сказать, что «Легенда о Коловрате» в чем-то уродлива. Наоборот: фильм красивый, яркий, даже сочный — во всем: от великолепных осенних деревьев и карамельно-глянцевых крыш в еще нетронутой Рязани до схваченных толстенным льдом гор и лавинной мощи безупречно выстроенного лагеря монголов. Но эффект это кино вызывает тот же, что тот самый браслет: глаз отводить не хочется. Хотя то и дело вылезает мысль: «Во наворотили!».

Лубок? Да. Патриотический панегирик с явным посылом «всегда были богатыри на Земле Русской!»? Само собой. Раззудись фантазия? Безусловно. В основе лежит реальная история, но обрамляющих ее деталей создатели навыдумывали с три короба. И у них получилось как будто елка, увешанная самыми причудливыми побрякушками вроде фарфоровых чашек, носочков с кружевами и шелковых шляпок! Один только медведь, разбирающийся в «паспортах» и гражданстве, чего стоит! Или перманентный склероз героя. Или морозище, от которого канатные узлы застывают, а наши все равно ходят без шапок, дрыхнут на снегу, и у них даже уши не розовеют. Ладно наши! Там и некоторые монголы расхаживают топлесс – и ни одной мурашки! Но, несмотря на все это ухарство, кино годное.

Обаятельное, ладно смонтированное (кроме эпилога), вполне насыщенное как батальными сценами (бонусом идут рубки на мечах с разлетающейся во все стороны кровью а-ля «Спартак. Боги арены»), так и симпатичным юмором. Если сравнивать «Легенду» с «Викингом» (а это, как мне кажется, неизбежно), то Файзиев с Шурховецким «сделали» Кравчука по всем пунктам.

О Евпатии Коловрате я подробно узнала во время учебы в вузе, прочитав «Повесть о разорении Рязани Батыем». И решила тогда, что масштаб этого персонажа не меньше, чем у Разина или Пугачева. Но, в отличие от них, Коловрат долго был незаслуженно обделен вниманием кинематографистов. А этот фильм — вполне нормальная заявка.

Что касается кастинга, то к нему нет особых нареканий, хотя пара-тройка второстепенных актеров все же переигрывала. Любопытно, что роль Коловрата досталась 27-летнему Илье Малакову, который, как и его персонаж, родом из Рязани. Но самый эффектный образ получился у Александра Цоя. Это реально надо видеть! Хотя когда я — еще до сегодняшнего просмотра в «Киномаксе» - пролистывала на Кинопоиске кадры из «Легенды о Коловрате», то решила, что Батый в этом кино — просто дебил, бездарно ряженый. Еще подумала: как будто мало нам было пирсингованного Ксеркса с выщипанными бровями и в трусах в «300 спартанцах»... А вот нет! Батый у Цоя получился обалденным. Какие там стать, внутренняя сила, взгляд и голос человека, который будто уверен, что сам вращает планету - лишь тем, что лично по ней ходит. Файзиев и К умудрились показать «силу духа и отвагу уроженцев Земли Русской», но и, в отличие от «Орды» Андрея Прошкина, здесь, глядя на Батыя, почему-то понимаешь, что татаро-монгольское иго на Руси было таким долгим совсем не случайно. Да, из-за раздробленности княжеств в первую очередь. Но еще и потому, что враг у нас был действительно бесподобный.

Разумеется, на фильм найдутся свои критики, которые упрекнут создателей в «оголливудчивании» российской истории. А мне такие затеи априори нравятся. Во-первых, «Легенда о Коловрате» как минимум развлечет. Во-вторых, это лишний повод без напряга вспомнить собственную историю — и, заинтересовавшись героями, изучить ее потом подробнее, уже не в кино. Любителей искать ляпы в байопиках создатели сразу предупредили: жанр картины — исторический боевик-фэнтези. Так к нему и надо относиться. А нам с друзьями — с оговоркой на жанр - понравилось.

30 ноября 2017 | 23:15
  • тип рецензии:

Эх как же тяжело смотреть фильмы историкам… Да, историки? Не надо этот фильм воспринимать, как историческую действительность. Многие будут находить ляпы и от этого главный смысл фильма теряется: рост богатыря какой? Что-то он маленький… Князя не так звали… И так далее.

А главное это способность на самопожертвование ради своих близких и своего Отечества. Это качества в наше время редкость. Порой фильм стоит смотреть (или не смотреть) только из-за одной фразы сказанной героем. А еще у нас так и снимают, вот кажется фильм о победе наших спортсменов, а промелькнёт слово сказанной одним из персонажей так всю картину портит. В этом фильме есть главная фраза, и говорит это Евпатий: «Наше станет вашим, если нас не станет».

Этот фильм очень вовремя появился. Сейчас когда обострились отношения и мир на грани войны, многие махают ракетами, да и внутри нашего Отечества как и в прошлом, внутренняя борьба, есть настоящие герои о которых мало снимают документальные репортажи и художественные фильмы. Наши заморские «партнеры» пытаются нас рассорить, распахать наши территории под поля для гольфа, разорвать наше Отечество…

Но… есть у нас люди готовые встать на защиту, на защиту своей семьи, Отечества, веры. Сколько их? Десяток, сотня… Даже если и мало будет встанем спина к спине и драться до последнего! Битва не только на поле брани, но и в повседневной жизни. Враг стал хитер. Идет самая настоящая информационная война, мол нету у вас героев, не было Куликовской битвы, не было Ледового побоища, не было Ермака и Ивана Сусанина. Все это выдумки. Нет у вас никаких подвигов. За последние четверть века у нас выросло поколение, у которого постепенно и целенаправленно вымывали из организма патриотизм и любовь к своему Отечеству. Фильм показывает что сражаться надо до конца… и один в поле воин!

В финале отзыва приведу слова довольно известного человека (не буду говорить его имени все знают), которые очень хорошо подойдут для этого фильма: 'Есть древняя пословица: 'Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира'.

…Иначе: как сказал Каркун: «Кто же вас всех хоронить будет»…

01 декабря 2017 | 15:38
  • тип рецензии:

«Российские триста спартанцев!»

«Все косят под панфиловцев!»

«Графон – дерьмо, медведя заняли у Сарика!»

«Актеры играют отвратительно, Лобанов такой Лобанов…»

Как тут не сходить? Сходил. Кратко для не любящих многобукфф: завтра пойду еще раз. С сыном. Из 12+ в фильме ровно три секунды голой спины с задницей и одна, правая, женская грудь. Все.

Одна из немногих песен 'Арии', донельзя пафосная, но крайне подходящая, даже если учесть, что тевтонцев, упомянутых в ней, в фильме крайне мало, вот здесь.

Реализм и детали:

Боярин и десятник в указанное время не синонимы. Это явный минус.

Амнезия героя, о коей знает жена и друг, и не знают воевода с князем, нереалистична. Да, она играет некоторую роль в сюжете, делая определенное количество романтики, но не более. Также минус.

Желание ряда горожан убежать из осажденной Рязани, вроде бы, правильное. И решать: минус, это либо плюс, к историкам.

Двадцать человек в дружине Коловрата легко обыгрываются словами персонажей: правда, что ты сорок ордынцев зарубил? Тысяча семьсот, кочующие в учебниках, тоже откуда-то взялись. И явно не из списка с подсчетом воинов поименно, найденным самим Бату на поле брани.

Пороки, метающие камни и осуждение их в кульминации, мол, как это, не увернуться от каменюг, фильм решает крайне просто. И зрелищно.

Что там еще из минусов, описанных в ряде отзывов? Графон? Да нормальный графон, если разбираться. Медведь? Да кто его знает, может не зря, в свое время, запретили в Сморгони растить медведей и их вожаков. Панфиловцы или триста? И что? Простой подвиг людей, бьющихся за важное им. Это стоит того, чтобы не забывать любыми способами, не нарушающими законов и простой человеческой логики.

Теперь, касаемо деталей.

Наконец-то показана разноцветная и живая Русь, без говна, дерьма, шалашей и прочего. Для тех, кто не в курсе: Владимиро-Суздальская Русь была настолько же цивилизованна и культурно развита, как и большинство европейских держав своего времени. Золотое Кольцо есть не зря.

Почему столько синего в монголах? Потому как Бату был сыном старшего чингизида, Джучи, и владел, если верить ряду точек зрения, не Золотой, а Синей Ордой. А золота достаточно на лицах всяких старших по должности\званию монголов. Не чересчур ли они вычурные для набежавших кочевников? Перед походом на Русь войска Чингис-хана захватили развитые цивилизации Китая и Средней Азии, прошлись по Кавказу, были у черта на куличках. И перенять вычурное у тех же китайцев, почему нет? Вики-портрет Бату вам в помощь, найдите там монгола на лошадке и в малахае.

Есть ли тут слоу-мо, по коему ряд рецензентов статей на Критиканстве прямо прошелся с катком? А нету. От слова вообще. Есть определенное количество вполне хорошо поставленных поединков, снятых без дрожания камеры и смазанных движений.

Есть ли пафос? О, да, он есть. Дозированный и необходимый. А партизанские действия кучки выживших рязанцев, пусть и не всегда, нравятся изобретательностью.

Актеры:

Кратко:

Не знаю, что делал Файзиев. Тупости и упоротости «Гамбита» не заметил. Увидел легко объясняемый факт: чем меньше обласканы вниманием и деньгами кинодеятели и актеры, тем больше они стараются. Главный герой, никак не богатырь, оказался простым парнем, выбравшим свое дело и дорогу и оказавшийся настоящим героем. Без огня в глазах, зато с огнем в сердце.

А Лобанов? Давайте честно: Ильины, старший и младший, очень фактурны и харАктерны, как актеры. И младший, играя в «Царе», отыграл прекрасно. И здесь он на своем месте, за что отдельное ему спасибо. Серебряков? Его роль была не особо важна, а как «свадебный генерал» очень справился.

Два страшно-злобных монгола? Молодцы, мне понравилось.

Прочее:

Это хороший фильм. Куда лучше большинства того говна, что вываливается на экраны и головы в течение года. После него точно хочется не «Елки. Новые», а фразы от кого-то типа Мединского: елки заеб..ли! И одобрения на пару десятков фильмов, нацеленных на что-то иное, кроме как новогодне-праздничные сборы денег.

Резюме:

Это нужный фильм. Он не без шероховатостей и огрехов. Но он есть. И его появление на экранах это то самое появление пулеметчика Данилова в момент, когда остались только штыки, лопатка, топор и один штык-нож.

Именно так написал про «28 панфиловцев». И тоже самое могу сказать о «Легенде». И, уже не менее, жду теперь «Стремиться вверх!», про Беловых и Едешко. Хватит ждать американских супергероев, у нас свои есть.

DIXI

04 декабря 2017 | 09:42
  • тип рецензии:

В 1223 году русские князья впервые столкнулись с двумя туменами Чингисхана. Это столкновение в котором монголы были виноваты меньше всего, имело для тогдашней Руси роковые последствия. Хотя, для какой Руси? Понятия Руси ещё не было в то время. Существовали отдельные удельные княжества, которые враждовали между собой и лишь изредка объединявшиеся против внешней угрозы. Новгород воевал против Пскова, Киев воевал с Черниговом, Переяславль со Смоленском. Как ни странно, но ужасный разгром армии из 20 - ти князей на реке Калке ничему не научил враждующих русских феодалов. Не привел ни объединению ни последующей подготовке к предстоящей защите своих городов. Такая опрометчивость и недальновидность впоследствии привела к ужасным последствиям. И на долгих два с половиной века, Русь перешла под влияние Орды. А само степное государство приобрело невиданное доселе величие. Никакая армия мира не могла противостоять армии Чингисхана. И дело вовсе не в ее многочисленности, не количество, но качество монгольских отрядов было неизмеримо выше, чем где - либо.

Фильм'Легенда о Коловрате' повествует о. периоде правления в Орде внука Чингисхана от приёмного сына Джучи, Бату - Хана ( Батыя ) В отличие от фильма' Орда ' здесь никто не перескакивает на пятнадцать лет вперед и не сжимает этот огромный отрезок до нескольких минут в кадре. Исключением можно считать разве что временной отсыл в детство будущего десятника Евпатия Коловрата и перенесённой им тогда же душевной травмы.

Эмоции после просмотра 'Легенды о Коловрате' переполняли. Кто- то прагматично и безжалостно ругает фильм за его как бы недостоверность. Но вдаваться в эти междоусобные конфликты кто прав, кто не прав, нет никакого смысла. Потому что настоящая правда скрыта от нас под толщей веков. Её вряд ли знают и сами историки, которые пишут по разному. Более важно то как снят фильм, какие чувственно - эмоциональные струны он затрагивает, какие болезненные раны наносит. И эта часть наиболее удалась, то как смотрят в лицо опасности герои фильма, в какие состояния впадают не может не волновать. Конечно, после фильма'Викинг' я не ожидал чего-то нового или, так скажем, крутого. Заявленный бюджет 'Коловрата' 360 млн рублей против 1 250 000 000 у Викинга. Однако со своими сомнениями мне пришлось распрощаться во время фильма. 'Коловрат' выглядит явно дороже, чем 'Викинг'. Это трудно объяснить, но всё же бросается в глаза. Мне хочется поблагодарить всех, кто работал над этим фильмом. Работа проделана, судя по съёмкам, огромная. Во время просмотра меня то и дело прошибала сжимающая сердце тоска и грусть. По себе знаю, что такое возможно, если фильм действительно очень хороший, стоящий фильм. Есть в нём, что называется, что- то исконно русское, к чему можно прикоснуться, от чего нельзя отмахнуться. Смутное отсутствие того что очевидно, но дающее силы героям Рязани чувство беды, тревоги за своих детей, жен и матерей. Подвиг малой дружины Евпатия, бросившей вызов многочисленной военной махине Батыя преисполнен неподдельной гордости за предков. И конечно не мог отразиться в искусстве. Этот фильм можно считать благодарностью от потомков.

В память о павших воинах, знавших, что погибнут. В то время, когда только одно слово 'Орда' должно было внушать трепет и наводить ужас, находились и те, кто не преклонил колени перед Великим Ханом. Среди таких героев и Михаил Черниговский и Дмитрий Грозные Очи и многие другие, не подчинившиеся Орде воители. Возможно существование Евпатия Коловрата, придуманная древними сказителями легенда, сложенная в отместку за унижение Руси. Возможно, но это нисколько не умаляет достоинств фильма. Историю лучше изучать по сохранившимися археологическим артефактам и летописным источникам. Да и те летописи возможно были не всегда верны и возможно всего лишь отражали позицию власти. И написаны под диктовку. Мы этого не знаем. Главное, что герои реальные на Руси были! Вечная Им Слава!

04 декабря 2017 | 13:15
  • тип рецензии:

Когда вы в последний раз плакали над событиями восьмивековой давности? Я - на просмотре фильма 'Легенда о Коловрате'.

Помню, как несколько лет назад в одном журнале, кажется 'Наука и жизнь', я читала об археологических раскопках на месте древней Рязани. Сожжённая дотла Батыем, она так и не была восстановлена, и нынешняя Рязань была построена в нескольких десятках километров от прежнего города. А больше всего из той статьи мне запомнилось, что в одном из захоронений были обнаружены скелеты женщины и маленького ребёнка у неё руках, и убиты они были одной стрелой, выпущенной всадником.

Самые эмоционально сильные сцены фильма для меня - это взятие Рязани Батыем и последний бой Коловрата и его товарищей. И пусть порой фильм из кино исторического временами превращался в сказочное, главное - идея, и то, как авторы донесли её до зрителей. И тогда даже созданная с помощью хромакея Древняя Русь удивительным образом ложится на сердце, напоминая суровые и величественные картины Константина Васильева. А главный герой - сильный духом, ясноглазый, чистый ликом и душой Евпатий Коловрат в исполнении Ильи Малакова предстаёт, можно сказать, кинонаследником былинно-сказочных героев незабвенного Сергея Столярова из советских фильмов 'Садко' и 'Илья Муромец'.

Из актёров также хотелось бы отметить игру Александра Ильина младшего, Тимофея Трибунцева, Георгия Пицхелаури, Александра Цоя и Ильи Антоненко.

Да, некоторые эпизоды в ленте не имеют своего логического объяснения, какие-то моменты не раскрыты, что-то кажется заимствованным из американских блокбастеров, а некоторые сцены абсолютно сказочны. Но если для того, чтобы увидеть в современном российском кинематографе красивый, искренний, духоподъёмный фильм о любви к Родине, о величии и подвиге русского народа, фильм воспитывающий гордость за свою страну, настоящий патриотизм и уважение к предкам, это должна быть сказка или легенда, то пусть оно так и будет. И чем больше зрителей, особенно молодых увидит этот фильм и прочувствует, тем лучше.

07 декабря 2017 | 23:45
  • тип рецензии:

Бывает, когда начинаешь смотреть фильм и у тебя о нём заранее негативное впечатление. Так у меня было с 'Легендой о Коловрате'. Картина сюжетно и визуально позиционировалась, как отечественные '300 спартанцев' Зака Снайдера, только с бюджетом в 5 раз меньше. И всё это совсем не внушало доверия.

Сюжет основан на полулегенде-полубыле о Коловрате, основательно переделанной и дополненной сценаристами. XIII век, по Руси победно идёт войско Золотой орды во главе с ханом Батыем. И только рязанский богатырь Евпатий Коловрат с небольшим отрядом готов дать бой монголам.

Илья Малаков - исполнитель роли Коловрата - обладает не богатырскими внешностью и телосложением, при этом создал убедительный образ героя, ведущего за собой людей. Сценаристы придумали ему интересную фишку с потерей краткосрочной памяти, про которую почти не забывают.

Большие опасения вызывало то, что 'Легенда о Коловрате' полностью снята на фоне хромакея. Но нарисованный задний фон режет глаз только во вступительной сцене в осеннем лесу. Зимние же пейзажи смотрятся достойно и хорошо работают на общий фэнтезийный настрой фильма.

Однозначный поюс 'Легенды о Коловрате': музыку к фильму написал Серж Танкян (солист 'System of a Down').

Влияние '300 спартанцев', конечно, осушается сильно: и в общем посыле важности единства, и в пафосных речах, и в экстравагантном главном злодее. Но скопировано всё не один в один, а с большой долей отечественного колорита.

У режиссёра фильма Джаника Файзиева большой опыт в производстве зрелищного кино и в 'Легенде о Коловрате' этот опыт умело применяется. Вообще, у меня сложилось впечатление, что авторы создавали фильм с любовью и старанием. Если смотреть 'Легенду о Коловрате' не как исторический фильм, а как славянское фэнтези (по-простому былину), то фильм может даже понравиться.

Кому смотреть: - если в детстве любили сказки о богатырях; - если соскучились по зимнему лесу.

Кому не смотреть: - если ждёте историческую достоверность; - противникам хромакея.

16 сентября 2020 | 22:44
  • тип рецензии:

Картина явно не претендует на историческую достоверность, хотя персонажи существовали в реальности и подвиги совершали самые настоящие. Ведь недаром же в Рязани памятник Евпатию Коловрату воздвигли. Но легенды тем и интересны, что описывают события в приукрашенном виде.

Фильм и снят в стиле фэнтези с оглядкой на русские былины и сказки. Мужчины в расшитых золотом кафтанах и увешанные жемчугом женщины словно сошли с иллюстраций Ивана Билибина. Конечно, в повседневной жизни люди так не одевались, но кто запретит им так выглядеть в легенде? Чувствуется, что художники старались вообще всё сделать красиво. Плохо это или хорошо, судить не берусь. Но то, что весь фильм снят на фоне зеленого экрана не вызывает никаких сомнений. Поначалу компьютерная графика просто бьет по глазам, но благодаря динамичному сюжету, ярким персонажам и замечательной операторской работе Максима Осадчего, антураж уходит на второй план и перестает раздражать.

Сценаристы действительно постарались. Картина получилась целостной и ровной, без провисаний сюжета и без лишней спешки. Много хороших диалогов, наполненных глубоким смыслом. Хорошо, что и про юмор не забыли. Вскользь оброненная шутка кого-нибудь из персонажей, мгновенно разряжала напряженную обстановку. Патриотизм в картине тоже очень человечный, если можно так сказать. Он не показной и не плакатный. Никто не бьет себя в грудь и не выкрикивает высокопарных фраз. Герои просто пытаются делать все возможное, чтобы спасти своих соотечественников, пусть и ценой собственной жизни.

В сценах битв обошлись малой кровью, как в прямом, так и в переносном смысле. Красная краска не заливала весь экран, как принято у современных режиссеров. Поэтому можно было увидеть, кто и как владеет оружием, и с каким выражением лица встречает врага или принимает смерть. Получилось захватывающе и драматично.

Порадовал почти весь актерский состав картины. Как не обидно это прозвучит, но именно главный герой картины стал ее единственным минусом. Актерская игра Ильи Малакова удручающе безжизненна. Актер, родившийся в Рязани, не сумел достойно воплотить образ своего земляка. С неменяющимся выражением лица и полным отсутствием эмоций, его персонаж выглядит бесчувственным бревном. Зато все остальные актеры, даже в самых крошечных эпизодах просто блестяще справились со своими задачами. Порадовало появление на экране Виктора Проскурина, Александра Ильина старшего, Алексея Серебрякова и Тимофея Трибунцева. У последнего роль хоть второстепенная, но значимая. Яркий, светлый и невероятно обаятельный получился образ княжича Фёдора у молодого актера Ильи Антоненко. Настоящей русской красавицей предстала Полина Чернышова. После бесконечно чередующихся анорексичек с силиконовыми губами и гламурных див с повадками хищниц, глаз радовался, глядя на эту актрису. Возмужавший Александр Ильин младший со шрамами на лице, бородой, которая ему очень идет, и шкодным хвостиком на затылке произвел не менее яркое впечатление. Его герой Каркуш выступил неким связующим звеном всего повествования. Возможно, актер чуть перестарался с приданием своему лицу героически-сурового выражения, но в целом его игра очень понравилась. Самый же загадочный, немного театральный и в хорошем смысле гламурный образ создал исполнитель роли хана Батыя Александр Цой. Надо сказать, орда в фильме вообще представляет собой нечто сюрреалистическое. Интересно, чем вдохновлялись художники по костюмам и гриму, когда создавали эти образы.

Так что, посмотрев «Легенду о Коловрате», выходишь из кинозала в приподнятом настроении и с чувством гордости не только за русских богатырей, но и за наш кинематограф.

8 из 10

05 декабря 2017 | 01:42
  • тип рецензии:

История великого воина Евпатия Коловрата, рассказанная, а точнее пересказанная как будто со страниц учебника (помню, как читал адаптированную версию 'Сказания о Евпатии Коловрате' в 'Родничке' - сборнике для внеклассного чтения за 4 класс в 1998 году) врезается в память отдельными своими эпизодами и такими вот фразами; если бы я посмотрел этот фильм тогда, в 1998 году, я бы точно запомнил его надолго.

Эта фраза актуальна для России на протяжении всей ее истории, и она отзывается в сердцах русских людей в любые времена. Не понять её тем народам, что не пережили нашествий, ставящих под угрозу выживание всего народа.

В фильме звучит фраза Батыя, уже известная в истории: 'Если бы у меня был такой воин, я бы держал его у самого сердца, как лучшего из богатуров'. Кому-то будет возможно интересно прочитать об этом самостоятельно. Если после фильма хочется ознакомиться с оригиналом, - показатель того, что режиссер и сценарист со своей задачей справились.

Самое сильное место в фильме, на мой взгляд, - это величественная сцена в церкви. Уже тогда становится ясно, что Коловрат не просто воин, в его сердце горит огонь великих свершений.

Послевкусие 'догнало' меня через несколько дней. Возможно, во мне осталось что-то от того 10-летнего мальчика, потому что мне фильм понравился. Понравился даже на избыток компьютерной графики, неестесственную метель, нарисованный огонь и чересчур огромного дрессированного медведя.

Есть в нем что-то свое, родное, во что веришь. На этот фильм нужно сходить с детьми. Просто чтобы заронить в них семя гордости за свой народ, за своих героев.

Возможно, у Вас не возникнет сопереживания 'за своих', как у меня. Но я лично за это человеческое сопереживание, которое испытал, плюс традиционный балл за стремление к популяризации русской истории (даже несмотря на вымысел), ставлю 'Легенде о Коловрате'

7 из 10

10 декабря 2017 | 16:23
  • тип рецензии:

В конце 2017г. вышел фильм «Легенда о Коловрате», посвящённый и рассказывающий о рязанском воеводе Евпатии Коловрате, который в 1237г. после сожжения Рязани монголо-татарами во главе с Батыем, с небольшой дружиной устроил партизанскую войну против монголов. Я доброжелательно ожидал этот фильм. Во-первых, я был рад, что отечественные киноделы в кой-то веки решили снять не очередной второсортный фильм про ВОВ, а погрузились в тематику Древней Руси и монголо-татарского вторжения, событие, которое на минутку, является «непаханым полем» для всевозможных фильмов. Во-вторых, фильм ставил не абы кто, а сам Джаник Файзиев – создатель крутого, но увы ныне забытого боевика «Август восьмого» и неплохого исторического фильма «Турецкий гамбит». Но, по итогам, впечатления так себе.

Начну с хорошего. С технической стороны фильм сделан хорошо. Древняя Рязань выглядит как действительно древнерусский город, причём красивый, с красивыми домами и пейзажами (вспомнить «Викинга» с его Киевом, в виде парочки грязных хуторов). Природные пейзажи, в которых бродят и сражаются герои, тоже сделаны красиво; особенно понравилась начальная сцена осени с золотистыми деревьями, сделано правда красиво.

Что особенно понравилось, это то, что в этом фильме нормальный звук. Просто в некоторых отечественных фильмах (Викинг, А Зори здесь тихие) режиссёры почему-то решают не привлекать к работе звукорежиссёра и поэтому там не слышно, что говорят персонажи, поскольку они нечленораздельно орут. Так вот в «Коловрате» такого безобразия нет, все герои говорят отчётливо и ясно, даже во время снежной бури, всё равно их слышно.

Что касается битв и пожара в Рязани, то сделано в-принципе, тоже хорошо, хотя назвать эти битвы идеальными, по сравнению со «Скифом» или «Тарасом Бульбой» или инновационными я не могу. Но они просто сделаны добротно, разрушение Рязани тоже сделано добротно. Самое главное, фильм делает то, ради чего заявлен – он прославляет мужество Коловрата в борьбе против монгольских захватчиков. Это важно, потому что если вспомнить как фильмы про ВОВ у нас снимают, про несчастных русских, которые вынуждены противостоять варварам-властям и обратить внимание, что в «Коловрате» русские показаны мужественными героями, то это заслуживает уважения.

Но увы, фильм не идеален. Первая его проблема – он вторичен и беден. Дело в том, что «Легенда о Коловрате» не самостоятельное творение, это наш ответ «300 спартанцев» Снайдера. Об этом говорили сами создатели, да и без этого видно, что «Коловрат» копирует «спартанцев». Здесь полно сцен в слоу-мо, когда герои сражаются, швыряются или прыгают в крутом слоу-мо; здесь появляется боевой медведь, который похож на того боевого носорога в «спартанцах». Здесь показывают монголов, которые одеждой вылитые персы. Потом нам показывают Батыя, который весь в шёлке и передвигается плавно и изящно как актриса китайской оперы. Я смотрю на этого Батыя и думаю «Это же не Батый, это Ксеркс», благо хоть пирсинг ему во все места не сделали.

Всё в этом мире меняется, кроме российских киноделов, которые уверены, что если выпускать фильмы с подзаголовком «Наш ответ Игре престолов, Интерстеллару, Начало, Неудержимым, Форсажу, Мстителям (нужное подчеркнуть)» то это делает их фильм априори круче. Нет, когда вы делаете свой фильм как ответ «300 спартанцам» вы убиваете собственную самостоятельность, потому что я теперь не буду ваш фильм смотреть; я буду его сравнивать с «300». Причём сравнение не в вашу пользу, вы же не технически, не финансово никогда не превзойдёте Голливуд; «Коловрат» в сравнении с «300» выглядит откровенно дешёво и бедно, так зачем так делать?

Вторая проблема – главный герой. Сами персонажи в целом все хороши и нормально, никто не вызывал раздражение, в том числе Алексей Серябряков играющий князя (Вот люблю я Серебрякова. Эмигрировал в Канаду, называет Россию хамской страной быдла и при этом продолжает сниматься в российских фильмах. Либерал, одно слово!). Вы конечно не запомните ни одного персонажа (В отличи кстати от «300») но и смерти им желать не будите. Проблема в главном актёре так как богатыря Коловрата играет какой-то дрыщ-ноунейм отдалённо похожий на Александра Петрова. Вот вы серьёзно, создатели? Вы на роль богатыря ставите юнца-дрыща, мне одному, кажется, что этот подбор актёра крайне неудачный. В том же году вышел «Скиф» где главного персонажа – богатыря играл колоритный каскадёр Алексей Фаддеев, так вот взяли бы его на роль Коловрата, он бы выглядел органично. Или взяли бы Антона Пампушного, который неплохо играл Александра Невского или хотя бы Романа Курцына который имеет тело качка. Кого угодно, но не этого дрыща которого взяли.

Третья проблема, в фильме нет масштабности, эпика. Название ленты «Легенда о Коловрате», но не похож он на легенду. Слишком малый масштаб, слишком «худые» битвы в отличи от «300», при этом даже как фэнтази фильм никакой, потому что за исключением ручного медведя, больше в фильме нет фэнтази.

Вывод: Плохим «Легенду о Коловрате» я назвать не могу. Фильм добротный, даже интересный, поднимают этот героический эпизод на всеобщее внимание. Я бы даже показывал этот фильм школьникам, он заслуживает быть показанным. Но я фильмом разочарован, потому что это дешёвая копирка «300 спартанцев», главный герой плох, и нет в фильме какого-то исторического эпика, масштаба. Конечно, в сравнении с Викингом этот фильм великолепен, но до Скифа, Тараса Бульбы Царя, не говоря уже про «300» он не дотягивает.

6 из 10

P.S. Я не понял, почему в конце, один из людей Коловрата командует войсками на Ледовом побоище, если ими командовать должен на минутку, Александр Невский?

13 мая 2020 | 02:46
  • тип рецензии:

Джаник Файзиев - именитый российский кинодел, причастный к созданию целого ряда заметных картин последних лет ('Адмиралъ', 'Каникулы строгого режима'). И когда очередной продюсируемый им проект - эпическое полотно о славном подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата, бросившего вызов орде хана Батыя - забуксовало в производстве, пришлось Файзиеву засучить рукава и вспомнить о своих режиссерских навыках. Но то ли отснятый Иваном Шурховецким (до этого работавшим лишь на ТВ) материал оказался настолько плох, то ли мастерства постановщику 'Турецкого гамбита' не хватило, но спасти фильм ему не удалось.

По сюжету картины, совсем еще юный Евпатий спасает дочь воеводы Настю от татарского плена, но и через 13 лет после этого каждое утро, совсем как герой нолановского 'Помни', с трудом восстанавливает в памяти события своей жизни. Ну а когда на Русь вновь надвигается угроза с Востока, а родная Рязань сожжена врагами дотла, герой собирает под свое знамя остатки выживших, в надежде сдержать войско Батыя - если не до объединения раздробленных княжеств русских, то хотя бы до того, как спасется горстка детей, прибившихся к его войску...

Авторы фильма очень гордятся, что в кадре, кроме самих героев, нет почти ничего настоящего - все нарисовано на компьютере (1903 кадра с графикой!). Но стоят ли такой гордости - леса, от искусственной изумрудной зелени которых рябит в глазах уже в первой сцене; пряничные домики Рязани и замерзшая гора, где укроет героев от непогоды старец Нестор (этим пейзажам самое место в мультфильмах про Снежную королеву, но не в реалистичном и мрачном фэнтези); да огромный медведь, то и дело спасающий героя от верной гибели и сражающийся на стороне рязанцев?

Битвы в фильме также отнюдь не поражают воображение. В фильме с 360-миллионным бюджетом хотелось бы видеть действительно масштабные сражения, а не стычки горстки воинов Евпатия с парой десятков татар. Снятые к тому же в постоянном мельтешении и смене кадров, так что не всегда и разберешь, что там происходит.

Но то ли все деньги ушли на компьютерные спецэффекты, то ли в видении режиссеров именно так выглядело нашествие Батыя на Русь (от 100 до 600 тысяч воинов) и противостоящий им отряд Коловрата (в действительности, не пара десятков, а 1700 человек согласно 'Повести о разорении Рязани Батыем' в 1237 году). А может быть вдохновленные недавним прокатным успехом '28 панфиловцев' авторы фильма решили таким сокращением русского отряда еще больше возвеличить подвиг Евпатия, не побоявшегося ханской орды.

Отчасти скрасить впечатление от фильма могли бы актерские работы, благо хороших артистов у нас много. Но исполнители главных ролей слишком молоды и неопытны, чтобы вытащить на себе целый блокбастер. Находящиеся же на ролях второго плана Алексей Серебряков и Тимофей Трибунцев - актеры замечательные, но по сценарию им играть почти нечего. Вот и остаются они в памяти лишь как печальный князь Юрий, до конца возглавляющий оборону Рязани (Серебряков), да 'маленький человек', ненароком попавший в жернова истории (Трибунцев).

Вот и выходишь из кинозала в недоумении - неужели со времен печального и провального 'Волкодава' не усвоили наши киноделы, как нужно снимать эпические славянские фэнтези и по возможности не наступать на одни и те же грабли. Увы, но 'Легенда о Коловрате' - родной брат 'Волкодава из рода Серых Псов' - такое же нелепое, лишенное каких-либо художественных достоинств кино, моментально выветривающееся из памяти сразу же на финальных титрах. Под звуки песни замечательного композитора и певца Сержа Танкяна, неясно, каким ветром занесенного в этот фильм.

5 из 10

01 декабря 2017 | 16:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: