С момента выхода на экраны в 1920 году легендарного «Кабинета доктора Калигари», который неофициально считается первым полноценным фильмом ужасов в истории кино, данный бульварный жанр претерпел множество видоизменений. Поначалу предметы человеческих страхов обретали простые формы сумасшедших убийц, вампиров, оборотней, оживших мертвецов – в общем, материальных существ, с которыми можно было бороться и победить физической силой. С течением времени подключилась мистика, и главными антагонистами становились привидения, ведьмы и демоны. Одним из ярких примеров подобных фильмов является мистический фильм ужасов «Ночь демона» 1957 годы выпуска.
Синопсис После того как известного британского ученого-парапсихолога Харрингтона находят убитым при таинственных обстоятельствах, в Великобританию прибывает его американский коллега профессор Джон Холден, чтобы разобраться в причинах гибели несчастного. К его расследованию присоединяется племянница убитого мисс Джоанна Харрингтон. Вместе они узнают, что, возможно, к гибели Харрингтона был причастен основатель местного колдовского культа Джулиан Карсвелл, после встречи с которым Холдену начинает казаться, что его преследует какая-то невидимая сила.
Игра актёров Вообще фильм не отличается каким-то ярким актерским составом, даже по меркам старого Голливуда. Исключение, пожалуй, составляет Дана Эндрюс, который снялся во многих крупных оскароносных картинах, как например «Лучшие годы нашей жизни», что особенно удивительно, ведь такой крупный по тем меркам актер решил принять участие в фильме, относящимся к столь бульгарному жанру. В любом случае здесь он исполнил роль профессора Джона Холдена, стопроцентного скептика, ищущего научное объяснение во всём происходящем. Его напарница по экрану Пегги Камминс исполнила роль Джоанны, которая должна была бы сыграть роль «королевы крика», однако героиня в фильме ни разу не выражает даже гримасу ужаса. Об остальных актерах сказать что-то определенное сложно, поскольку они сыграли стандартные для подобного фильма роли.
Режиссура Француз Жак Турнёр известен своей любовью ко всему мистическому и пугающему. В свое время он даже приложил руку к нескольким эпизодам из культового сериала «Сумеречная зона». В случае с «Ночью демона» он снял классический мистический фильм ужасов на тему колдовских культов, языческих ритуалов по призыву демонов и опасных проклятий. Собственно всем этим фильм и наполнен. Конечно, поначалу нам, как и главному герою, может показаться, что всё это лишь подстава, что всё это заранее спланированная акция, тем более, что появляющийся на экране демон – не более, чем нелепое чучело. Авторам стоило демона вообще оставить за кадром, обозначив его появление или присутствие намекающими знаками, поскольку каждый зритель сам додумал образ демона. Однако Турнёр не лишает зрителя надежды на мистические повороты сюжета, которых здесь всё же случается. Единственное, по большому счету фильм представляет собой беготню главных героев, ищущих способы, как избавиться от проклятия. Не хватает детективной составляющей, какой-то интриги. Все карты сразу вываливаются на стол, посему остается уповать лишь на какие-нибудь «пугающие» сцены.
Сценарий Сюжет фильма основан рассказе английского писателя М. Р. Джеймса «Casting the Runes». Отправной точкой происходящего служит смерть профессора парапсихологии Харрингтона, который незадолго до своей гибели замышлял развеять мифы, созданные вокруг мистического культа доктора Джулиана Карсвелла. Однако, убедившись, что всё это вовсе не выдумка, а чистая правда, профессор пытается убедить Карсвелла остановить навлеченное на него проклятие, однако демон всё-таки настигает его и убивает при помощи оборванных линий электропередач. Смерть профессора не остается не замеченной и привлекает внимание его американского коллеги профессора Холдена и племянницы Харрингтона Джоанны. Холден и Джоанна совместно расследуют обстоятельства, приведшие к гибели профессора, и выходят на Карсвелла, который требует от Холдена незамедлительно бросить это дело, на что получает решительный отказ. Такая дерзость со стороны Холдена не проходит для него бесследно, потому что вскоре герой обнаруживает в своих вещах специально подложенный кусок пергамента с древними руническими надписями, которые означают, что на него наслали древнее проклятие, и что буквально через несколько дней его ждет верная гибель. И вот на протяжении всего фильма Холден пытается найти научный выход из ситуации, а Джоанна – мистический.
Итог Конечно, назвать «Ночь демона» страшным фильмом, язык не повернется. Но несомненно, чувствуется оттиск классики. Единственный недостаток картины выражается в художественном изображении демона, от которого вообще следовало отказаться. Но в целом фильм можно назвать достойным образцом мистического триллера, где имеют место завязка, остросюжетное действие и неожиданная развязка. В любом случае, рекомендую к просмотру.
Этот фильм у Жака Турнера получился просто исключительным. Тут все отточено и выверено, разумно и обстоятельно.
Начнется все со странной смерти одного ученного и ее последующего расследования. Жак Турнер нарушит свои принципы и покажет нам зло - немного смешного, но вполне вписывающегося в масштабы гиллиамовского 'Короля-рыбака', демона. Между тем, большая часть фильма будет вполне себе напряженным расследованием, проработанным в парадигме нуара.
Каждое появление в кадре Ниала МакГинниса будет удивлять и провоцировать. Уже самая первая беседа Дэны Эндрюса и Ниала МакГинниса должна по-настоящему шокировать зрителя. В ней будет что-то гениальное, отточенное до мелочей и внезапное. Буря и диалог, после нее - показались мне просто гениально снятыми.
Конечно же нельзя не подчеркнуть Дэну Эндрюса. Это замечательный и талантливейший актер, который возможно не слишком известен в наши дни. В те годы, Эндрюс уже перестал быть звездой и постепенно снимался во все более жанровом кино.
Но, это просто история. А факт в том, что в Дэне Эндрюсе была какая-то внутренняя хрупкость, скрытый нерв, даже я бы сказал, определенная виктимность - и эту виктимность выпустил на суд зрителя в полной мере Жак Турнер. То, с какой тщательностью был подобран и исполнен образ Эндрюсом - безусловный успех и заслуга актера и режиссера.
Еще меня приятно порадовало логичное и безупречное завершение картины, а также весьма стильная и изысканная отсылка Турнера к 'Людям-кошкам'. Будет в фильме одна сцена с Дэной Эндрюсом и симпатичной кошкой.
В итоге:странно, что так мало отзывов - ибо кино потрясающее. Изысканный нуар с Дэной Эндрюсом и демонической темой, смотрятся с интересом и в наши дни. Практически все сделано идеально. Даже, не совсем полностью соответствующий концепту фильма демон (можно было его только обозначить) - вполне смотрибелен.
Первые сцены, где на профессора нападает демон, могут вызвать у вас ложные ассоциации с творениями Эда Вуда: аляповатый монстр, дешевые спецэффекты, слабые диалоги. Однако снимал фильм заслуженный мастер хоррора Жак Турнер, режиссер знаменитых «Людей-кошек» и «Я гуляла с зомби» (вольная экранизация «Джейн Эйр» Бронте, кстати). Известно, что он не хотел показывать монстра в кадре, пытаясь выстроить саспенс за счет игр с видеорядом, музыкой и звуковыми эффектами. На дешевом же приеме запугивания настояли продюсеры картины, поэтому нет ничего удивительного в том, что сцены с демоном самые слабые в картине (благо, что их всего 2). Не удивлюсь, если и на приглашении на одну из главных ролей Пегги Камминс тоже настояли боссы, поскольку играет она из рук вон плохо.
В остальном же «Ночь демона» достойная работа. Сегодня она вряд ли кого-то сможет напугать, но сценарий фильма вполне можно было использовать для ремейка (кстати, некоторые сцены из 'Ночи' Сэм Рейми позаимствовал для «Затащи меня в Ад»). Турнер вновь совмещает в своей картине психологию и паранауку, сталкивает рациональное и иррациональное, человека с научной картиной мира и колдуна, и в этом заигрывании реализма с мистикой, на мой взгляд, как раз кроется и ее успех. Зрители видят типичного героя в совершенно нетипичной ситуации, и тем самым способны сопереживать ему, поскольку могут представить себя в таком же положении.
Профессор Джон Холден, отрицающий существование потусторонних сил, приезжает в Англию, где попадает на похороны своего коллеги. Как и покойный Холден пытается опровергнуть мнение профессора Карсвелла о сверхъестественных существах в нашем мире. Взяв в напарницы племянницу покойного он начинает расследование, сталкиваясь с различной мистикой. Карсвелл пытается отговорить Холдена и даже использует для этого магию и предсказывает что жить приезжему профессору осталось 3 дня.
Режиссёр Жак Турнер ('Люди-кошки', 'Из прошлого') снял своеобразный хоррор-нуар, ставший классикой жанра ужасов. Немного портит впечатление визуализация монстра, на которой настояли продюсеры. Тем не менее получилась достойная постановка, снятая в стилистике нуара, но со всякой мистической хренью.
По исполнению тоже вышло, в основном, на уровне. Один из классических героев нуара Дэна Эндрюс (' Лора', 'Падший ангел') к концу 50-х уже был на излете карьеры, но здесь в роли упертого профессора-материалиста Холдена смотрится отлично. Жак Турнер хорошо поиграл с жанрами поместив типичного героя нуара в обстановку хоррора. Прилично смотрится и Нил МакГиннис, сыгравший Карсвелла. А вот Пегги Каммингс совсем не впечатляет как центральный женский персонаж и играет очень слабо.
Многие идеи Турнера из этой картины впоследствии использовались создателями хорроров, например Сэмом Рэйми. Сюжет, правда, порой рассыпается под нагромождением различных элементов. Но, в целом, и в наше время эта постановка смотрится весьма неплохо, а для своего времени и вовсе выглядела революционной.