Ни для кого не секрет, что именно японский «Звонок» 1998 года, стал тем культовым ужастиком, на который сразу начали равняться, и который в течение нескольких лет породил целый ряд сиквелов, ремейков и даже приквел «Звонок 0: Рождение», рассказывающий историю юной девушки Садако, до того как она стала олицетворением зла.
Сразу после выхода на большой экран, этот фильм в Японии стал суперхитом проката и без труда опередил всех своих потенциальных конкурентов.
Феноменальный успех «Звонка» тут же попытались повторить. В погоне за новой сенсацией к азиатским коллегам сразу же подключился Голливуд. Методично переснимая японские оригиналы, заокеанские товарищи заработали на этом немало денег и возвели «звонковое помешательство» до масштаба новой мировой религии. У меня нет какого-то предвзятого отношений к ремейкам и фильм 2002 года мне однозначно нравится. Однако оригинал, благодаря своей самобытности, представляет большую ценность и интерес.
Его нельзя назвать только лишь развлекательным, как большинство фильмов в этом жанре. Поэтому он может кому-то не понравится или показаться скучным и совсем не страшным. Я и сам местами был от него не в восторге, но все же он стоит того, чтобы на него равнялись, пересматривали и обсуждали. В нем есть какая-то непередаваемая кинематографическая лаконичность, которая завораживает и увлекает. Незамысловатое повествование притягивает своей простой и удивительным чувством стиля. И этот стиль выдерживается до последнего кадра.
Откровенном страшным фильм назвать нельзя, но органичное сочетание экзистенциальной драмы и мистического фильма ужасов, делает японский «Звонок» чем-то действительно особенным, что продолжает будоражить сознания зрителей до сих пор.
Если сначала вы смотрели Голливудскую версию, как это было у меня, то оригинал вас может даже разочаровать, потому что видение этого сюжета Гором Вербински разительно отличается от прочтения Хидэо Наката. Не стоит ожидать чего-то подобного.
В первую очередь, здесь сказывается разность культур и, конечно, коммерческая ориентированность Голливудского кино. Поэтому рассчитанный на массового европейского зрителя «Звонок» 2002 года, имеет множество расхождений с оригиналом, но в обмен на это становится очень привычным и привлекательным для нашего глаза.
По этой причине просмотр американского ремейка обычному зрителю может прийтись по вкусу куда больше, чем оригинал. Подготовленный же зрители скорее всего предпочтет японский вариант.
Даже профессионалу сложно не заметить, насколько «Звонок» Хидео Накаты не похож на остальные ужастики – даже несмотря на то, что сейчас-то мы весьма избалованы фильмами про загадочные видеозаписи, имитирующими (или же попросту являющимися) арт-хаусным кино. Дело даже не в том, что чудовище, мистический элемент, появляется чуть-чуть в начале, а после этого – только в самом конце, за пять минут до неожиданного поворота и минуту после ложного хэппи-энда, это как раз в рамках жанра; «Звонок» просто снят как мрачный детектив, а не как ужасы или триллер. Саспенс есть, но эпизодический, в основном – ближе к финалу; до того – расследование, мутные и не слишком внятные обсуждения происходящего и взаимоотношений героев, или просто съёмка молчащих людей, ходящих по тёмным комнатам… Это не плохо, вовсе не плохо (хотя, наверное, многие считают иначе и потому предпочитают более стереотипно-ужастиковую американскую версию) – просто это неожиданно: не так ты себе представляешь фильм ужасов.
Наверное, в этом и заключается прелесть «Звонка», в особенности для гайдзинов: этакий синтез квайдана, детективного триллера и арт-хаусной драмы.
Интересно, и как себя сейчас чувствует Садако, в эпоху Нетфликса и онлайн-телевидения?..
Все мы знаем, что случится через семь дней. Иосиф Бродский был прав, не стоило выходить из комнаты. Но он забыл добавить: не стоит поднимать телефонную трубку. Настойчивый звонок не предвещает ничего хорошего. На экране смартфона хотя бы видно, кто на линии. Телефон без подобного идентификатора - всегда лотерея. Кто знает, что находится по ту сторону телефонного провода. Может быть, любимый человек, родители, лучший друг, адвокат, собирающийся сообщить о внезапном наследстве. А может, военкомат, маньяк, коллекторы, злобные бывшие или хрипловатый, прерывистый голос, с бесстрастностью робота уведомляющий, что жить вам осталось семь дней. Поднимая трубку домашнего телефона вы словно крутите барабан револьвера, в который вложен один патрон. Беспощадная и милосердная русская рулетка. Страшное видео. Звонок. Семь дней.
Новому веку новые, технологичные хорроры. Призраки цепляются не за предметы, они вгрызаются в цифровое пространство, материализуются из нулей и единиц двоичного кода, их жуткие образы, хранящиеся в ноосфере, попадают к вам через экран телевизора, монитора; голос людей, умерших много лет назад, прорывается сквозь белый шум, идет по кабелям, распространяется с Wi-Fi. Страх, передаваемый беспроводными сетями, ежесекундно у вас в голове, только вы его не чувствуете. Он живет тихо и незаметно, как паразит, пока однажды не принимает материальную форму. Сверхъестественное живет в ногу с цифровыми технологиями, от него стало страшнее скрыться. Не обязательно идти в проклятый дом, дабы нажить неприятностей на свою голову. Достаточно посмотреть видео, кликнуть на ссылку, открыть неведомое приложение. И единственный шанс спастись - 'поделиться с друзьями', которые, конечно, с радостью откликнуться на вашу просьбу. Расшаривание информационного мусора - такая обыденность, правда? Вы уже чувствуете, как ваш мир становится все менее безопасным.
Неудивительно, что японцам с их продвинутыми технологиями, так близка эта тема современного хоррора. Своеобразный мэш-ап классического кайдана и современных (на момент выхода фильма, все же прогресс не стоит на месте) технических возможностей. Сначала писатель Кодзи Сузуки, а потом и режиссер Хидео Наката смогли поймать ту интонацию, которая позволила населить ужасом окружающий нас цифровой мир. Ощущение тревожности усиливается опцией 'передай другому', получаются эдакие салочки в игре со смертью, жестокий квест без единого стоп-слова. Журналистка Рэйко Асакава проходит этот квест до самого конца, до того самого колодца в котором лежит материальное воплощение ее диджитального кошмара. Удивительно удачная интеграция древней символики и японского мифа об умерших в современное перенасыщенное шумом пространство. Бездумное жонглирование информацией, которое втягивает героев в бездну. Своеобразные 'Письма (не)счастья'. Традиционная минималистичность японского фильма идеально играет на концепт, воссоздавая ужас в чистом виде. От маленькой мертвой Садако в мире пустоглазых мониторов не убежать. Нужно только идти ей навстречу.
Азиатские ужастики, в частности японские, не всегда выходят удачные, но некоторые из них находят своего зрителя и даже приобретают статус культовости. Данная картина, лично для меня, прошла испытание временем, поэтому за её жанровую профпригодность ручаюсь. И всякие статусы здесь не при чём.
Фильм не пытается напугать примитивными приёмами, типа бу - моменты, вся стратегия ужаса строится на атмосферности. Происходящее накаляется постепенно, доводя действие до крайней точки кипения, когда чувство обречённости сквозит из каждого кадра, от чего становится невыносимо жутко.
Здесь также отсутствует нынче модная мясорубка, в наличии лишь перекошенные лица. Но эти кадры с лицами и с испорченными фотографиями легко нагоняют, а главное надолго, неподдельного страха. Конечно, музыкальное сопровождение тоже внесло свою лепту, дополняя кошмарный момент, но это настолько тонкая работа, что её важность становится ненавязчивой, а это действительно редкий случай. Непосредственно сам момент испуга очень качественно исполнен, поэтому продолжителен и складывается ощущение, что растянут на весь фильм. Напряжение реально велико.
Единственный минус, но незначительный, мне не очень понравилась актёрская работа главной героини, которая временами эмоционально пропадала. Остальные задействованные актёры, вплоть до массовки, выступили на должном уровне.
Фильм настоятельно буду рекомендовать к просмотру, это редкая возможность насладиться богатой атмосферой ужаса, а не избитыми попытками напугать из-за угла, или очередной порцией кровавого месива. Это добротная работа режиссёра, исполненная с явной любовью к жанру.
К сожалению, я не читал книгу, по которой снят этот фильм, так что сравнить с источником нет возможности. Вероятно, как это часто бывает, книга намного лучше, но в любом случае – сам по себе фильм вышел великолепным.
Что же такого замечательного в «Звонке»? Я бы сказал, что в первую очередь он очень хорош сюжетом. И, несмотря на то, что «Звонок» относят к жанру ужасы, на первое место я бы вывел тут драму. В первую очередь это фильм о трагедии, разыгравшейся с девушкой Садако в середине XX века и о проклятиях, которые она накладывала на любого человека, пользуясь своими экстрасенсорными способностями, если на то была её злая воля. По сюжету фильма репортёрша Асакава и её бывший супруг Рюдзи оказываются вовлечены в дело о таинственной плёнке, вызывающей через определённый срок гибель любого, кто её посмотрел, после телефонного звонка. По мере развития событий перед парой раскрываются всё новые подробности того, что же произошло с Садако несколько десятилетий назад. Движимые желанием сохранить собственные жизни, Асакава и Рюдзи делают то, что, по их мнению, должно снять со всех проклятие и успокоить дух Садако. В эти моменты искренне волнуешься за героев, с трудом веря, что они успеют со всем справиться до рокового часа. И уже тогда, когда, казалось бы, всё разрешилось благополучно, случается нечто жуткое. Уже самая первая сцена фильма намекает нам, что гибельный ужас подстерегает жертв где-то близко, гораздо ближе, чем можно предположить. Но помимо близости устрашает ещё и неотступность.
Говоря о хоррор-составляющей, нельзя не отметить, что страхи тут преподнесены великолепно. «Звонок» не настолько жуток, как вышедшие через два года первые полнометражные «Проклятия», но напугать зрителей у фильма получается. И во многом благодаря неожиданной развязке. Знаменитая сцена с телевизором производит очень сильное впечатление. А последующая за ней догадка Асакавы и вовсе добавляет фильму удивительное ощущение неизгладимости происходящего, но с примесью надежды, так как шанс на спасение всё-таки остаётся. Пускай это спасение достанется эгоистичным путём, но что поделать – такова жизнь, в которой один выживает, а другой страдает. И когда видишь уезжающую вдаль по длинному шоссе машину с Асакавой, понимаешь, что перед тобой история, у которой, очень может статься, не будет конца.
С присущей зловещей тишиной фильмов ужасов страны Восходящего Солнца, «Звонок» могу назвать одним из самых грамотно поставленных хорроров-детективов толка «не бери трубку, убьёт!». Которые в будущем подверглись изменениям, доработкам и даже появлению на их основе голливудского ремейка вышедшего в 2002 году, к которому я отношусь довольно плохо. На то есть причины, оригинальный ужастик Хидео Накаты, поставленный по мотивам романов Кодзи Судзуки «Звонок», лишён лоска и глянца постановки Гора Вербински. И да сами эффекты, и качество постановки не вызывает восторгов, но когда дело касается ночи, и когда в саму силу вступает менталитет далёкой от нас страны, чьё отношение к смерти кардинально отличается от нашего, то от картины веет чем-то ужасающе привлекательным.
Чтобы понимать данное, достаточно посмотреть на цифры заявленных бюджетов картин, и сравнить их, а также актёрский состав из никому особо не известных актёров дополняет картине реалистичности. На основании того, что на экране видишь тебе неизвестных людей, а не Наоми Уотсс играющую на уровне, также понимая всю любовь Голливуда к хорошему окончанию (happy end мне нужен), зрелище не вызывает к себе никакого интереса, и только умеет хорошо развлечь. От японского фильма, ежесекундно ожидая появления волосатой девчушки лишённой на пальцах ногтей, ты получаешь не тонну клише, а фильм, которые спокойно не торопясь пытается тебя ошарашить кое-чем другим. У японских фильмов ужасов, это моя самая любимая деталь, и тем более ещё необходимо учитывать, кассета с такой плёнкой(а уже более удобные носители) возможно где-то и существует. А ещё возможно, ты её уже посмотрел, и тебе осталось жить всего лишь одну неделю(перепутав с «Телохранителем» 1992 года), и ты ищешь тот самый колодец. А ещё если проводить углублённый анализ самого сюжета, фильм ещё немного затрагивает актуальную тему жестокого обращения с детьми.
Японский кинематограф имеет одно свойство, он носит свой неповторимый характер и историю, которые вносят японские режиссеры такие как Хидео Наката, Такаши Щимицу, Такэши Китано, Синья Цукамото, и конечно Хаяо Миядзаки и другие. Все эти режиссеры имеют свой неповторимый почерк, который угадывается в их авторских работах, они умеют погружать зрителя в такое кино, что сложно оторваться от просмотра. К такому кино относится и Звонок, который заслуженно стал шедевром и классикой среди фильмов ужасов.
Журналистка Рейко начинает расследование смерти своей племянницы, которая внезапно умерла от неизвестной причины. Она находит странную кассету при просмотре которой она видит странные вещи, после этого раздается звонок...
Звонок- не побоюсь слова легендарный фильм ужасов, который является прародителем целой франшизы и подобных фильмов вообще. Девушка в белом платье с распущенными волосами, прочно и надолго вошла в пантеон самых страшных антагонистов в кинематографе и является культовым персонажем фильмов ужасов. А сама картина является просто кладезем различных страшных приемов, которые были размножены и повторены в различных фильмах.
Кроме этого стоит отметить работу актерского состава, которому удалось в полной мере перенести чувства тревоги и опасности, страха и безысходности смерти, и сделать фильм классикой жанра ужасы.
Картина Хидео Накаты снятая в минималистическом стиле просто образец нагнетания саспенса и атмосферы. Особенность фильма что вся картина преобладает в мрачных и холодных тонах, при этом не отталкивая зрителя а заставляя все глубже всматриваться в историю о проклятой кассете и неупокоенной душе. Любителям голливудских блокбастеров, мыльных опер и слэшеров, не рекомендую, так как они посчитают фильм не слишком кровавым, скучным и нудным, а призрака недостаточно страшным. Но он обязательно понравится любителям мистических историй и ужасов, драмы и мелодрамы, и конечно любителям японских фильмов, в которых по настоящему чувствуешь историю страны и видишь весь сюжет целиком.
Это не тот фильм, который захватит и не отпустит до самого конца, это фильм, который разбудит финальной сценой.
Являясь поклонницей японско-американского «звонка» с Наоми Уоттс, мне захотелось посмотреть оригинальный японский ужастик и понять с чего все начиналось. И это тот случай, когда фильм не нравится, не потому что он плохой или это шлак, а просто, потому что он имеет свои национальные особенности, к которым ты не привык.
С самого начала фильм был скучен тем, что был о-очень затянут. Это проявлялось как в самих диалогах героев с длинными паузами, где нужно и нет, так и в самом сценарии и постановке. Вообще создавалось ощущение, что режиссер хронометраж растягивал. А в фильмах ужасах динамика – не маловажный момент, как и его зрелищность к слову. Когда смотришь в ожидании испугаться, а очень долго ничего не происходит, то становится просто скучно, то и дело смотришь на бегунок - «а сколько там еще осталось этой нудятины?». К тому же, свою способность вызывать подсознательный страх, а не пугать банальными скримерами, японские киноделы в полной мере так и не использовали. Будь у этого фильма леденящая душу атмосфера (или хотя бы просто атмосфера) – это спасло бы ситуацию, но и её нет.
Что касается актерской игры, то она своеобразная. Как в американских фильмах часто улыбаются и кривляются, в японских также часто молчат и смотрят в пол.
Подходя к знаменитой финальной сцене, можно сказать, что она действительно страшная. Но заслуга ли это фильма? Феномен «зловещей долины» влияет на всех без исключения и многие могут его довольно умело использовать как в кино, так и играх и даже в анимации. Хотя японцы грамотно все обставили, и кровь действительно застыла в жилах при виде знаменитой Садако, но до определенного момента… пока я не увидела явно замазанные белой пудрой руки, которые были в кадре крупным планом. Помимо этого, больше напряженных моментов не припомню.
Как итог, могу сказать, что японцы больше славятся философским наполнением, нежели яркой, цепляющей картинкой.
Фильм можно посмотреть тем, кто любит японский кинематограф (или все что связано с Японией), либо людям, которые просто хотят причаститься к классике жанра ужасов.
Пересмотрев несколько десятков фильмов ужасов от знаменитых Голливудских режиссёров, со временем понимаешь, что у тебя выработалась большая привязанность именно к картинам от работников одного цеха, что также способны без угрызения совести снимать и ремейки уже имеющихся фильмов, вышедших в прокат в другой стране. Японский фильм ужасов «Звонок» стал одним из самых знаменитых проектов у себя на родине. Конечно же его не обошли вниманием и в Голливуде. Но если сравнивать оригинал и ремейк, то разница есть.
Среди учащихся одной из японских школ гуляет страшилка про то, что существует некая кассета, после просмотра которой, раздаётся звонок в квартире. Подняв трубку, просмотревший запись узнаёт, что через семь дней он непонятным образом умрёт. С рассказов об одной из таких жертв и начинается повествование. Женщина-репортёр по имени Рейко, заинтересованная этой темой, желает сама разобраться во всём и начинает своё расследование. Она находит кассету и смотрит её содержимое. В комнате раздаётся звонок.
Эта картина - вроде бы всё тот же молодёжный ужастик, коих уже достаточно в кинематографе, особенно в американском. Но у Японских режиссёров своя манера снимать фильмы. Поэтому, ставшая для зрителя привычной модель поведения, которой придерживаются молодые парни и девушки в американских фильмах, здесь преподносится несколько иначе. В какой-то степени это равносильно свежему глотку воздуха в опостылевшей своей духотой маленькой комнате.
Понимая паршивость ситуации, в которой она оказалась, Рейко зовёт на помощь своего бывшего мужа Рюдзи, который обладает экстрасенсорными способностями. Это немного портит впечатление от просмотра. Вроде бы начиналось всё как детектив с элементами мистики, а далее, с каждой последующей минутой, не говоря уже про приближающуюся концовку, количество мистики переносится на первый план, тогда как вся детективная составляющая отодвигается назад и ты этому не совсем рад. Хотя бы потому, что всё развивается не совсем так, как хотелось бы тебе и если детективное расследование имеет место быть в реальной жизни и тебе этот факт кажется куда более правдоподобным, то мистику ты воспринимаешь как нечто иное - как выдумку режиссёра, и она заставляет относится к происходящему с долей скептицизма. Но стоит только вспомнить, что перед тобой всё-таки ужасы, то перестаёшь так критично относится к сюжету.
Появление в кадре персонажа по имени Рюдзи ещё сильнее побуждает тебя начать сомневаться в том, что по сюжету потенциальную жертву после просмотра кассеты и вправду ждёт неминуемая гибель, в чём собственно сомневается и сам экстрасенс. И подбадривая свою бывшую жёнушку, чуть ли не с улыбкой утверждает, что все эти страшилки насчёт скорой кончины, в действительности, - лишь плод чьего-то воображения. По ходу дела взрослый мужчина и сам убеждается, что не так-то всё просто и придётся прибегнуть к радикальным мерам для разгадки сложной тайны.
Приевшиеся методы запугивания в американских фильмах здесь преподносятся по-другому, вследствие чего и воспринимаются иначе, чего не можешь про себя не отметить. Музыкальное сопровождение и отдельные звуки, напоминающие протяжный свист или скрип вкупе с тем, что творится на экране, наводят жуткую атмосферу. Особенно если ты решил в очередной раз испытать свои нервы на прочность и приступил к просмотру картины глубокой ночью, при этом выключив свет в комнате. В особо страшные моменты ты начинаешь с улыбкой думать о том, как бы эта девчонка с длинными тёмными волосами не пролезла бы через экран и твоего монитора. Обидно, что самих этих страшных моментов всего три или четыре, а хотелось бы больше. Откровенно радует незаурядная концовка, идущая вразрез с той, что ты успел себе набросать в уме, пересмотрев огромное количество ужасов.
Хорошо наслышана о том, что японские фильмы ужасов - самые страшные, леденящие душу и пробирающие до костей хорроры. Поэтому, садясь за просмотр японского 'Звонка', я ждала чего-то реально жуткого. Но мои надежды не оправдались...
Не знаю, что именно было не так, но почему-то весь фильм показался мне жутко... жутко скучным! Я, конечно же, не ждала кучу скримеров (резко появляющихся уродливых образин и т.п.), но думала, что атмосфера фильма будет жестоко давить на психику. Этого опять же не случилось!
Вот с какими проблемами я столкнулась при просмотре:
Затянутость. Более половины фильма прошло в бесконечных поисках истины, и все эти разъезды главной героини начали к середине порядком поднадоедать (меня даже зевота одолела).
Недостаточно пугающая атмосфера. Атмосфера была реально жуткая и держала в напряжении (особенно момент с просмотром кассеты), но мне, пересмотревшей много всяких хорроров, этого было уже недостаточно. Может, если бы я глянула 'Звонок' на парочку лет раньше, всё было бы иначе...
Пожалуй, на этом недостатки фильма, для меня лично, заканчиваются. Что касается плюсов, то их предостаточно: нагнетание страха без использования скримеров (это большое достижение - в современном кинематографе пугают исключительно 'неожиданностями'), мрачность повествования (а момент, когда главная героиня обнимает скелет, вообще глубоко запал мне в душу), жуткая музыка... В общем, всё то, чем славятся старые классические фильмы ужасов!
Вывод: Моё мнение здесь довольно противоречиво. С одной стороны, 'Звонок' - это тот самый качественный пример ужастика, когда на зрителей навевают страх не клишированными 'бу-моментами', а самой атмосферой. С другой стороны, фильм слишком затянут - к середине начинаешь засыпать, отчасти потому, что экране таки не спешат напугать. В итоге, 'Звонок' - достойный хоррор, но если хотите по-настоящему насладиться им, то не вкладывайте в него больших ожиданий и наберитесь терпения! Может, тогда он понравится вам больше, чем мне...