Мальчик, который так похож на тебя и меня. Не крутой, не герой. Он был не готов к войне. Впервые за долгое время я увидела, наконец, героя, который был не готов к войне. И я ему поверила. Причем, поверила почти сразу. И мне было также страшно как ему. И я смеялась вместе с ним, когда он по-мальчишески безбашено рванул навстречу снайперской пуле. Смерть помиловала в тот момент его. Она смеялась вместе со мной и главным героем фильма. Она любит таких отчаянных мальчишек, каким является Огарков.
Интересно, что слоган фильма звучит следующим образом: когда дороги не выбирают. Еще как выбирают! И Огарков выбрал. Он выбрал дорогу дружбы. Дружбы трогательной, пронзительной, дружбы до дрожи.
В соседнем кресле мама закрыла лицо ладонью. Плачет. Чувствую холодные капельки на своих щеках и я. Пробрало. А концовка добила. Простой фильм. И настоящий. Этим и берёт.
Вот ведь интересное дело – каждый год мы, с замиранием сердца, ожидаем новых фильмов снятых нашими кинематографистами, что повествуют о Второй Мировой войне и всякий раз увидев конечный продукт расстраиваемся, плюемся, грозим режиссерам, сценаристам, а порой и актерам кулаком, но на следующий год самоотверженно идем в кинотеатры в надежде – а вдруг в этот раз все будет не так плохо? Напоминает история о мышах, которые превозмогая боль едят кактус, да. И нет, я ничем не отличаюсь от вас, уважаемые зрители, так как также как и вы год от года хожу в кинотеатр и надеюсь увидеть хороший военный фильм снятый в нашей стране. Да вот только господа кинематографисты с самодовольными лицами показывают кукиш и говорят: «Кино – это бизнес и мы тут все собрались, чтобы деньги заколачивать, а не творить искусство». Однако, не так чтобы давно, мне на глаза попался трейлер «Дороги на Берлин» и знаете, в нем что-то было. Что-то простое, но в тоже самое время жизненное и это «что-то» мне напомнило старые советские фильмы про войну. Естественно гаденькая мысль, на границе сознания шептала «Не выстрелит», но я предпочел загнать ее куда подальше. В конечно счете должны же наши кинематографисты выдать что-то достойное, нечто такое, что не стыдно было бы сравнить, а то и поставить в один ряд со старыми кинокартинами? Так почему бы этим самым фильмом не стать «Дороге на Берлин»? Именно с этой мыслью я шел на сеанс и мои надежды рассыпались в прах, в который уже раз…
Начну я пожалуй издалека, а именно с названия картины. Так уж вышло, что современные фильмоделы стараются придумать как можно более пафосное и несоответствующее название для своих фильмов. Вон совсем недавно был «Сталлинград» и зритель ждал эпичной истории об обороне города, а никак не… того, что выдала больная фантазия Фёдора Бондарчука и сценаристов над фильмом работающих. Или недавняя «Битва за Севастополь», где была никак не битва, а воспоминания девушки-снайпера. Также и тут. История, что будет рассказана в данном фильме не имеет никакого отношения к победоносному входу в Берлин… если только данный фильм не является пилотной серией сериала из трехсот двадцати пяти частей. Тогда о чем же она? А вот это – самое интересное.
Двадцатилетний паренек по фамилии Огарков, по званию лейтенант, а по уму недалеко ушедший от амебы, получает задание – доставить важный пакет в какой-то там полк. Какой я уже и не вспомню, да и не это важно. Важно то, что пакет герой Юрия Борисова не доставил, сбежал с поля боя, так как верхом на коне и с винтовкой в руках против отделения танков неприятеля много не навоюешь. Сбежал, вернулся в родную часть, а высокопоставленные офицеры посмотрели на сирого и убогого и сказали: «Все с вами ясно батенька, вы – дезертир. Знаете, что бывает с дезертирами в военное время? Ай молодец! Увести». Правда сразу расстреливать лейтенанта Огарова не собираются, ожидая приказа из центра, а потому герой Юрия Борисова облюбует себе очень милый подвальчик, который будет охранять не особо сообразительный, не особо разговорчивый, но зато фанатично преданный уставу рядовой Джурабаев, любимым занятием которого является сон. И это сыграет с последним злую шутку, так как коварные фрицы, на цыпочках, проникнут в деревню и возьмут в плен всех его обитателей, кроме двух главных героев, разумеется. Что же делать? Объединиться и двигаться к штабу армии, разумеется.
Честно говоря, мне не посчастливилось застать кинокартину «Двое в степи», да что там, я о ней до сего момента и не слышал, но что-то мне подсказывает, что старый советский фильм шестьдесят второго года не может быть так плох. Да-да, вы не ослышались, именно что плох. Да, я отдаю себе отчет, что высказываю непопулярное мнение, но промолчать было бы выше моих сил. Ведь фильм о войне должен брать за душу и не отпускать. Он должен подкупать героями, атмосферой, историей наконец. Есть ли что-то из вышеперечисленного в данном фильме? Нет.
И начнем мы пожалуй с героев. Так вот, лейтенант Огаров является неуверенным в себе человеком, которого приговаривают к расстрелу, но как только он видит, что фашисты расстреливают пленных солдат, пытается вырвать винтовку у своего сопровождающего, дабы застрелить немецкого офицера. О том, что он не то что не спасет однополчан, но и выдаст немцам свое расположение герой Юрия Борисова не думает, да и зачем? За коммунизм и под пули! Интересно, а зачем тогда он убегал от солдат неприятеля в самом начале картины? Стадный инстинкт? Похоже на то. Что касается рядового Джурубаева, то это просто песня. Человек, который кичится своей ответственностью, но при этом засыпает в самых неподходящих местах, а когда его спрашивают на тему обувки, которая у киргиза была крайне дрянной, то он говорит – нет, все в порядке товарищ начальник. То есть человек, который ставит долг выше инстинкта самосохранения (Даром что ли он перечит высокопоставленным офицерам по поводу и без) не отдает себе отчет в том, что солдат без ботинок далеко не уйдет? При этом химии между героями Борисова и Абдыкалыкова не чувствуется, от слова совсем. То они друг друга не любят, то друг другу помогают, а то заступаются друг за друга, но это продиктовано сценарием, а не эволюцией характеров главных героев, так как ее, эволюции то бишь, в фильме нет и не будет.
Схожим образом дела обстоят и с атмосферой картины. Нет в фильме ощущение, что действие происходит во Вторую Мировую войну. Ну да, стреляют, кто-то кого-то убивает, ну так и в боевиках с Лунгреном такое сплошь и рядом происходит. Ну да, вон разрушенная деревня и старушка облаченная во все черное провожает взглядом солдат, в грязи играют дети, а неподалеку лежит изнасилованная и зверски убитая женщина, которую никто не удосужился даже накрыть покрывалом или чем-то схожим. Ну да, всем плевать, так что пусть ребятишки смотрят на свою зверски убитую мать/сестру, война же!.. *нецензурные ругательства* И ведь мои коллеги сравнивают этот фильм со старыми картинами о войне, вот только я что-то не припомню, чтобы нечто подобное я видел в таких кинокартинах, как «Два бойца» или «Батальоны просят огня».
Итог? Я могу говорить об этом фильме очень долго, да только он того не стоит. «Дорога на Берлин» вышла глупой, серой и донельзя искусственной кинокартиной в которой нет ничего примечательного. А жаль. Ведь у фильма и впрямь был хороший потенциал…
Правильней назвать картину не 'Дорога на Берлин', а 'Дорога на расстрел'. Ничего правдивого в фильме нет. Советские солдаты очень трусливы, и заняты только тем, чтобы расстреливать друг друга, разбегаются в панике от немецких солдат. Главный герой фильма (солдат Джурбаев) зомбирован на то, чтобы вести на расстрел своего товарища, а не уничтожать оккупантов немцев. А II-й главный герой (солдат Огарков) не сопротивляется, и сам рвется на расстрел (хоть и не виновен). Вызывает ли эта история патриотические чувства? Врятли.
Именно поэтому по книге 'Дорога на Берлин' ни у кого не поднялась рука снимать фильм в Советское время.
Бои в фильме поставлены хуже некуда, а-ля сходка реконструкторов.
За последние 35 лет отечественный кинематограф не снял ни одну достойную картину про ВОВ. Что ни фильм, то либо мыльная опера (Битва за Севастополь), либо фильмы про трусов (Дорога на Берлин), предателей (Штрафбат), уголовников (Сволочи, Утомленные солнцем), девушек легкого поведения (Сталинград).
В это же время Голливуд снимает 'Спасти рядового Райана', 'Перл Харбор' и 'Ярость'...
Куча режиссеров второсортных сериалов взялась за производство фильмов к 70-летию победы, уж лучше б не бралась.
Среди массового российского зрителя бытует мнение, что в России только военное кино снимать и умеют. Оно, кстати говоря, действительно подкреплено качественными примерами в нашем кинематографе. Вот только, с одной очень важной оговоркой. Советские старые картины о войне были хороши, в большинстве своём. Чего, о современных лентах, часто говорить не получается. И тут, на мой взгляд, существует основная губительная проблема для жанра. Это установка его на конвейер. Что имеется ввиду? А дело, собственно говоря, в том, что к каждому празднику Великой победы (и не только, опять же), подобные проекты пачками выходят из под рук самых разномастных режиссёров и клипмейкеров. Полнометражные, малобюджетные и с весомой финансовой поддержкой, сериалы и мини - сериалы. Вообщем, целый букет военно - патриотической продукции. Я не знаю, как вы считаете, ребята, но я уверенно выступаю за то, чтобы выпуск подобных работ сократить до двух - трёх фильмов в год. Что позволит материал прорабатывать и осваивать, как следует. А не собирать пазл тяп - ляп.
К слову, недавно просмотренная мною на большом экране (как и этот фильм) 'Битва за Севастополь', понравилась больше, чем 'Дорога на Берлин'. В биографической драме о знаменитой женщине - снайпере тоже всё было совсем не идеально, а даже наоборот. Но она подкупала некоторыми интересными задумками оператора, весьма качественной картинкой, парой - тройкой колоритно выделяющихся драматических сцен и игрой главной актрисы. К сожалению, 'Дорога на Берлин' такими приятными плюсами порадовать не может.
Востребованная нынче мода на громкие многообещающие названия не обошла стороной и экранизацию повести Эммануила Казакевича «Двое в степи». Естественно, всё гораздо скромнее, чем хотелось бы. Но даже не это главный минус. Главный минус - это сырость и скупость проекта. При всех, казалось бы, надеждах на захватывающую драматическую историю, картина под руководством некоего Сергея Попова получилась попросту сухой и бледной. История между двумя солдатами обыграна не то, чтобы поверхностно, а просто неубедительно. Особенно, это ощущается в некоторых эпизодах. Отдающая любительскими съёмками постановка, в самых серьёзных и ответственных моментах истории, честно говоря, просто - напросто возмущает. Ругать съёмочную команду не хочется, потому что с бюджетом фильму, видимо, не очень сильно повезло. Однако, халтурную работу оператора, это всё равно не оправдывает. Камера трясётся, дрожит, попадает не в те ракурсы, что элементарным образом, мешает наслаждаться картинкой на экране. И что можно сказать в оправдание постановщику и его помощникам? Да ничего. Работали лениво, не надрывались. Привлечённые несколько танков и пиротехника, увы, этого недостатка не покрывают.
Отдельно хотелось бы сказать про актёров. Особой игры нет, как, в принципе, и настоящих актёров - профессионалов, способных удивить своим 'погружением' в образ. Откровенно говоря, мне интересно, каким образом Юрий Борисов получил главную роль. Кастинг у фильма никакой, если он вообще проводился. Борисов не тянет эмоциональный фон своего героя, а ведь, он у него очень даже выразительный. Он либо фальшивит, либо переигрывает, будто хочет наверстать упущенное в эпизодах, где вообще не играет. Если говорить о самих взаимоотношениях Огаркова и Джурабаева, то их не дописали. И претензии, именно, к сценаристу. Потому что он тут был главной связочкой и отвечал, непосредственно, за бумажный вариант истории. Как говорится, все карты были у него в рукаве. Корректируй, как того требуют обстоятельства.
И всё же, несмотря на бросающиеся в глаза погрешности и слепленную на скорую руку постановочность продукта, он вполне смотрибелен. Ребята поступили очень правильно, когда не стали раздувать свою ленту до двухчасового хронометража. Иначе, её просмотр превратился бы в настоящую муку. А сама она, в очередную патриотическую штамповку без какой - либо души. А так, история не успевает сильно надоесть своей монотонностью. Неплохая музыка и пара довольно убедительных (на общем фоне проекта) сцен вытягивают её на ступень одноразового среднестатистического фильма для ТВ. Заметьте, именно для ТВ. Потому что на широком экране, тут, уверяю вас, смотреть не на что. 'Дорога на Берлин' была бы совсем невзрачной, наверное, если бы не её компромиссный первоисточник. Всё - таки, личные скромные драмы в военных фильмах, непременно, имеют место быть. И переживать эти драмы вместе с героями интересно. Вот бы ещё снимали их достойно, а не воодушевляющими постерами пыль в глаза зрителю швыряли. Смотреть не обязательно, но можно для разнообразия. Четыре с половиной балла, если быть точным.
Фильм выделяется на общем фоне новоделок о Великой Отечественной. Здесь нет ни вылизанной картинки, ни россыпи спецэффектов. Но есть интересная история, которая достаточно лаконично и внятно рассказана. Более того. Я уверен, что эту историю можно было рассказать и показать еще лучше. И в этом главная претензия к фильму. Потенциал не реализован полностью.
В любом случае - это лучший фильм о Великой Отечественной, со времен Брестской Крепости. Порой картина прыгает выше головы, когда картинка становится не просто картинкой, а полотном для глобального размышления. Мотив дороги, и человека, который по этой дороге идет сквозь войну. Может, это и не ново. Но к месту.
Отдельно порадовали такие мелочи, как правильная униформа бойцов РККА, танки Т-34 образца 1942 года, и непонятно откуда взявшийся КВ-2.
Батальные сцены могли бы быть и лучше. Одно хорошо - они есть, и они концептуально правильно построены. Главное - в них нет заведомой тупости, от которой хочется плеваться.
В фильме вообще мало глупостей, которыми нашпигованы военные картины последних лет. И это приятно.
Не шедевр, но однозначно добротное и неглупое кино о Войне.
Добрый фильм, понравился. Несмотря на современность, фильм душевный, чуткий, 'волевой', справедливый. Хорошее содержание фильма, ничего лишнего. Один из главных героев рядовой Джурабаев, казах, который конвоировал офицера связи Огаркова, получился очень живым, человек приказа, как говорит один из советских военных, 'Этот у нас такой, родную мать не пропустит', с виду глуповат, но на самом деле достаточно рассудительный. Огарков, эмоциональный, осужденный за невыполнение приказа, стремится продолжить службу в армии, и по пути к штабу совершает добрые поступки.
Фильм показывает и героизм советского союза, и его глупость, и его суровую правду. Офицеры, всецело вкладывающие душу в бои с немцами, строгие, сухие вопросы и ответы на трибуналах, бабушки, женщины, которые молча переносят разрушенные дома и предоставляют кров солдатам.
Поверх истории, показывающей историю войны, показывается история героизма наших советских людей.
Какое это счастье,– подумал он,– быть убитому не своей, а вражеской пулей.
Фильм снят по повести двое в степи Казаковича с использованием военных дневников Симонова. И рассказывает печальную повесть, об обычных юношах и девушках, таких же, как мы, с вами пришедших в этот мир, что бы творить, любить, чувствовать, но их ожидает другая судьба и иной исход. Им предстоит стать лишь каплей в океане войны за само существование, отзвуком давно ушедших жизней. Они идут вперед, что бы вновь и вновь, день за днем выгонять захватчиков со своей земли тем самым предвещая долгую дорогу к освобождению.
Главные герои Лейтенант Огарков (Юрий Борисов) и рядовой Джурабаев (Амир Абдыкалыков) такие непохожие друг на друга, ребята из разных союзных республик. Постоянно находясь на волосок от смерти, каждый день проверяя себя на прочность, они, сами того не понимая совершают по-настоящему героические поступки, на которые порой не способны персонажи современных блокбастеров. Главные герои не мнят себя супергероями они просто маленькие люди, которые сражаются за свою жизнь, за жизни миллионов советских матерей, жен и детей пройдя через мясорубку войны оставаясь отзывчивыми к чужой беде людьми.
Кино о миллионах таких же судеб, которые прошли через все ужасы такой на первый взгляд бесконечной войны, где каждая пережитая минута уже подвиг, каждая спасенная жизнь, как и каждый доблестный поступок, приближает тот самый желанный их миг победы. Из таких, простых на первый взгляд, вещей ткалось великое знамя победы.
Режиссер Сергей Попов проделал огромную работу и колоссальный труд в работе над картиной. Весь фильм нет ощущения какой-то наигранности происходящего, в кадре не чувствуется искусственности, несмотря на маленький бюджет картины. И во многом благодаря гениальному оператору Шандору Беркеши и художникам постановщикам, которых отдельно хочется поблагодарить. Напротив весь фильм смотришь с неподдельным чувством тревоги следя за главными героями, переживая вместе с ними каждый кадр как и каждое событие.
Которых сыграли молодые и талантливые актеры, Юрий Борисов сыгравший парня дышащего жизнью, не желающего смириться под гнетом приговора, он предпочел бы сложить голову в бою с врагом, вот так защищаясь, нежели быть убитым по постановлению, и остаться в истории струсившим дезертиром из-за которого погибли люди, Страх перед таким неизбежным будущим давившим словно камень, гонит его совершать порой очень безрассудные поступки.
И Амир Абдыкалыков исполнивший роль простого солдата верного своему долгу и строго, не без фанатизма выполнявшего приказы начальства. Доброго и честного со своей только ему одному известной не погодам мудростью. Сельская жительница Мария (Мария Карпова) давшая кров героям, далекая от войны она как и миллионы советских женщин все же хлебнула горькую её последствий.
9 из 10
Здесь нет масштаба или значимого сражения, но есть маленькие поступки и добрые дела на фоне самого страшного события всех времен, войны. После фильма Брестская Крепость это второй фильм о войне которому веришь. Вечная память доблестным войнам которым посвящается данный фильм и на которых хочется равняться.
Удалось посмотреть фильм на премьере в кинотеатре 'Октябрь'. Ожидая увидеть очередную пафосно-эпичную сказку о победоносном шествии наших войск, я был крайне удивлен, когда оказалось, что картина совсем не об этом. Наоборот, режиссер Сергей Попов и именитый продюсер Карен Шахназаров решили рассказать зрителю историю о советском солдате, которого приговорили к расстрелу (Юрий Борисов) и его конвоире (Амир Абдыкалыков). Надо сказать, Борисов отлично справился с ролью лейтенанта Огаркова. Изначально создалось ощущение, что он излишне современен, но потом стало ясно, что так и должен себя вести человек из города. Да и потом то, как молодой актер передал на экране эмоции и переживания своего персонажа - дорогого стоит. Весь фильм в его душе четко просматривается битва черного с белым: борьба добра со злом сыграна на ура. Амир Абдалыков в свою очередь не удивляет, но и ничуть не расстраивает. Рядовой Джурабаев в его исполнении получился несколько нелепым и забавным. Остальные так или иначе дополняют общую картину. Кто-то хуже, кто-то лучше, но в целом восприятия это не меняет. Вся история сосредоточена только на двух центральных персонажах.
Кстати говоря, историю, как раз, четко простроить не удалось. Да, фильм несет в себе очень много смысловой нагрузки. Дружба, честь, отвага, долг перед страной, сложный выбор нравственных приоритетов - все это про данную картину. Однако почему, заявляя такое громкое название, как 'Дорога на Берлин', создатели так и не потрудились показать нам эту самую дорогу? Все действие происходит в 1942 году и рассказ о судьбах двух советских солдат разного звания и национальности, волей случая оказавшихся перед чередой трудных решений, выглядит достаточно интересно. Но причем тут название фильма я понять не могу. 1945 год нам показывают только пять минут перед финальными титрами и выглядит это как жалкая попытка создателей хоть как-то оправдать имя, данное картине. Поверьте, она выглядела бы гораздо лаконичнее и законченнее, если бы в ней не было этих последних пяти минут и называлась бы она, например, 'Дорога в штаб армии'. Фильм и так самобытен и интересен - зачем было сюда лепить ненужный Берлин мне решительно непонятно.
Конечно, можно оправдать это режиссерским замыслом и сказать, что судьба любого советского солдата - это дорога на Берлин. Но, как бы то ни было, я с таким решением не согласен. Дорога, показанная нам в фильме, совсем НЕ на Берлин.
Пока смотрел, думал, что поставлю восемь, однако финал смазал впечатление очень сильно: Нужно было или рассказывать про Берлин более подробно или вообще его не упоминать. Поэтому только...
Приятно осознавать, что именно в год 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне, благодаря совместным усилиям киноконцерна «Мосфильм» и Министерства культуры, на наших экранах появилась довольно хорошая кинокартина о войне.
Фильм оказался настолько проникновенным и «чистым», что время, проведенное за экраном, пронеслось в одно мгновение. А что самое приятное, то, что здесь не было ни намека на голливудские штампы. Никакого экшена и абсурдных поступков, никаких слащавых и пафосных речей, никакого мата и эротики. Все в лучших традициях советского военного кино.
Добротная работа режиссера и всей постановочной бригады, отменная игра главных героев. Замечательно выстроенная эмоциональная линия, рассказывающая по большей части не о войне, как таковой, а об ее участниках, солдатах и офицерах Красной Армии, о взаимоотношениях двух совершенно разных людей, о долге, отваге, мужестве и преданности Родине…
Как в предыдущих рецензиях было замечено, сейчас очень много кинофильмов, в которых описываются события Великой Отечественной войны. И вот спустя чуть более пятидесяти лет на экраны вышел этот ремейк фильма, по одноимённой повести Эммануила Казакевича «Двое в степи». И пусть сюжет нового кинофильма несколько изменён и интерпретирован для современного восприятия, снят он в старом 'советском' стиле.
В аннотации написано 'молодые люди, выходцы из разных союзных республик, разные по характеру и жизненным позициям, но объединенные общей целью', это очень точно подмечено, и очень важно для современного поколения. В свете различных негативных событий современности, дружба и взаимопонимание между русским и казахом, на примере данного фильма, подчёркивает то, что беда сближает людей. И не важно кто ты по национальности и вероисповеданию.
В современном обществе всё больше укореняется ненависть русских к азиатам и кавказцам, и она обоюдна. Но надо помнить, что в любой нации есть как 'хорошие' её представители, так и негативные элементы. И нельзя по одну гребёнку обобщать отрицательные действия тех или иных только по национальному признаку. Ведь наши деды и прадеды воевали бок о бок, не обращая на национальную принадлежность особого внимания.
В этом фильме есть некая душевность. И не смотря на отсутствие особых спецэффектов и, как любят сейчас говорить, 'экшена' и 'драйва', он смотрится с интересом и переживанием. А на некоторые нестыковки и декорации не обращаешь внимание. В основе история двух солдат и их переживаний, а антураж дело второе.
Посмотрел с удовольствием, только за декорации и технику снизил бал: