Культовый статус 'Хэллоуина' трудно переоценить не только потому, что через сеттинг и сюжет фильм Джона Карпентера прекрасно передаёт дух Хэллоуина, но главное – потому что по части воздействия на зрителя он даже спустя сорок с лишним лет после выхода может дать фору многим современным представителям жанра.
Конечно, главное в «Хэллоуине» - это атмосфера. Тягучий саспенс под гипнотическую музыку самого Карпентера пронизывает весь фильм вдоль и поперек, превращая его из тривиального слэшера про бесчувственного убийцу а ля Кожаное Лицо (хотя Майкл Майерс, как известно, тоже носит маску) в леденящий кровь в жилах параноидальный триллер. Недаром известный американский критик Роджер Эберт сравнил «Хэллоуин» с творениями Альфреда Хичкока – потому что по накалу саспенса фильм и правда сравним с легендарным «Психо». На первый план в картине выступают не способы изобретательного убийства героев – но неотвратимость их смерти.
Представляя главного злодея помешанным на убийствах молчаливым психопатом, Карпентер как бы делает его воплощением самой смерти, которая приходит и забирает кого-то по своему усмотрению и с которой договориться заведомо невозможно. А надевая на него белую маску, режиссер делает его воплощением человеческой паранойи, которая может принимать самые разные формы. Все те незнакомцы, которые будто бы шли за вами по темной улице или издали неотрывно смотрели на вас средь бела дня, находят свое отражение в образе Майкла Майерса.
«Хэллоуин» совершает своего рода революцию в жанре, позволяя нам увидеть все как с точки зрения самого маньяка, так и с точки зрения остальных героев. В основном это достигается благодаря исключительной операторской работе Дина Канди.
Вот камера выглядывает из-за спины Майерса, неслышно подбирающегося к героям, и это пугает нас. А вот мы видим его пустой взгляд издалека, будто бы глазами героев, - и эти дальние планы пугают нас еще больше. Но этим все не ограничивается: вступительная сцена фильма заставляет нас увидеть первое убийство Майкла, которое он совершил еще ребенком, его собственными глазами. И этот эпизод, снятый полностью от первого лица, можно по праву назвать одной из лучших вступительных сцен в кинематографе.
«Хэллоуин» дает зрителю безликого незнакомца на другом конце улицы и, угнетая своей атмосферой, заставляет до поджилок прочувствовать последовательную и упорную безжалостность последнего. В развязке фильм вообще становится символическим противостоянием жизни и смерти.
Но смерть – на то и смерть, что убить ее не получится. По крайней мере, пока того не захотят продюсеры.
This is Halloween, this is Halloween! Pumpkins scream in the dead of night!
Помимо «Пятницы, 13-е» и «Кошмара на улице Вязов» в тройку культовых классических хорроров забрался Майкл Майерс (почти как Майк, но без пародии). Весьма умелое решение Джона Карпентера выпустить ужастик к кельтскому празднику, а добавить молчаливого маньяка, который развил травму детства до кровавого возмездия, дело прибыльное и интригующее. В целом, стиль съёмки и рассказ этой истории довольно мрачные, дают классические скримеры и наполняют саспенсом всё вокруг.
Экспозиция, правда, развита слабо. В этом плюс можно отдать Робу Зомби (хоть какие-то плюсы в его версии «Хэллоуина 2007» есть), что до Карпентера – весьма быстрая и глупая завязка. Съёмка от первого лица, глазами Майкла, естественно. Необъяснимый мотив убийства и весьма классическая (для ужастиков 70-80-х) беспомощность старшей сестры. Крик, паника, взгляд на нож глазами жертвы и со стороны (Альфред Хичкок одобряет). Всё выполнено в лучшем для жанра стиле, ну, кроме того, что сестра могла просто выхватить нож брата или зажать его запястье. Ах, да, у нас же конец 70-х – обнажёнка тут как тут.
Кроме мнимой экспозиции картина делает флэшфорвард на 15 лет вперёд, чтобы уже продемонстрировать взрослого Майкла в знаменитой кожаной маске. Карпентер хоть не растягивал ожидание с маской, а то Джейсон Вурхиз свой хоккейный аксессуар надел только в третьем фильме. Далее уже мы знакомимся с современными (на 1978 год) подростками, которые ведут себя как подростки своего времени – обсуждают вечеринки, выпускные балы (в октябре?), девочки деликатно затрагивают тему секса, а общая атмосфера подготавливает зрителя ко Дню Всех Святых!
Картина радует тем, что мы большую часть времени не видим главного злодея. Подростковые вопросы, планы, шутки и интим – всё можно приписать к простому присутствию и «кормёжки» сюжета, потому что как только играет легендарный саундтрек Карпентера, то уровень саспенса зашкаливает, рождая перед нами отличный «сталкинг» и напряжение. Майерс в тени, глазами Майерса мы следим за персонажами, Майерс прячется в одной комнате с жертвой и его замечает только маленький мальчик, чьи рассказы принимаются за шутки.
В отличие от вышеупомянутого Джейсона Майкл Майерс не целенаправленно убивает, нет чёткой цели и действия, отсюда множество роковых предположений. Если Вурхиз шёл с мачете и резал насквозь, то Майкл поиграется с жертвой, постоит в сторонке, спрячется в тени. Впечатляет, когда девушка заперлась в помещении, не знает, как выйти, а в это время Кожаная маска просто смотрит на её попытки решить проблемы. Отсюда и интригующий триллер – ты не знаешь, когда злодей перейдёт к действию, оставляя самый экшен на кульминацию.
Постоянное напряжение, преследование, съёмка от первого лица, крики жертв, паника, но когда будет кровь, зритель не ожидает. В принципе, картина ещё держит планку хронометражем. Он не растянут. В меру напугивания, постепенные убийства и самые «вкусные» приёмы – движение Майерса на заднем плане. Это поднимает адреналин и переживания! По сути, у нас психически больной, полиция и лечащий врач якобы в поисках, но это не имеет значения, когда мы видим паническое лицо Джейми Ли Кёртис, а сзади нависающую угрозу.
Джон Карпентер смог отлично передать ужас и напряжение. Некоторые элементы съёмки были не к месту, планы снизу и эффект присутствия иногда мешали повествованию, но эти приёмы отличают «Хэллоуин» от ряда ужастиков, демонстрируя контраст между изображением, звуком и саундтреком. Финал даёт почву для сиквела (ряда сиквелов), чтобы вновь и вновь в День Всех Святых выпускать Майкла Майерса на охоту. Перед титрами на фоне тёмной улицы раздаётся учащённое дыхание Майерса. Блеск!
Забавная деталь в картине – герои в одном из эпизодов смотрят фильм «Нечто» (1951) от Кристиана Найби и Ховарда Хоукса. Через 31 год Карпентер снимет свой вариант этой истории.
«Хэллоуин». Фильм, который дал дорогу жанру «слэшер». Есть убийца, которого трудно убить. А он убивает очень легко.
Джон Карпентер снимал этот фильм с ограниченным бюджетом. Экономили на всем. Но если делать свое дело с полной самоотдачей, результат получится впечатляющим. Сборы и художественная ценность фильма показали это.
Что поражает больше всего, так это количество убийств. Их очень мало по сравнению с другими фильмами. Но все потому, что это не главное достояние данного творения.
Прежде всего, проявляется напряжение. Майкл просто ходит и смотрит на своих жертв. Он имеет определенную цель. И только он знает, какую. Не надо активных действий или драмы, чтобы прочувствовать саспенс. Хотя, порой кажется, что убийств не будет. Майкл просто походит, а потом также незатейливо уедет в Мексику. И никто не умрет.
Но увы. Бесшумный убийца имеет в своем арсенале любимые приемы. Их два. Это удушение и удар большим кухонным ножом. Во время постельной сцены он уважительно дал своим жертвам закончить свои дела. А потом сделал все чисто. И с юмором.
Джейми Ли Кертис накричалась вдоволь. Но она действовала по ситуации. Ей было непонятно, что происходит. Так что оставалось просто бороться за жизнь.
Доктор является одним из главных героев. Он изучил Майкла лучше всех. Еще бы, четыре часа в день в течение долгого времени он проводил в компании молчащего и просто смотрящего в стену ребенка. До тех пор, пока его пациент не стал взрослым. Тогда он вырвался из своей темницы.
Несмотря на то, что фильм может показаться скучным, просто посмотрите его. И тогда вы окажетесь причастны к чему-то более стоящему.
Интересна была отсылка к фильму «Нечто».
Ну а музыка стала простой и незатейливой классикой.
В 1978 году вышел 'Хэллоуин'. Сперва незамеченный и не воспринятый никем всерьёз, фильм стал классикой хоррора, родоначальником жанра 'слэшер', а также одним из первых независимых фильмов, получившим столь оглушительный успех. И надо сказать, было за что.
Сюжет является достаточно простым, события фильма разворачиваются в 2 дня, не считая предыстории. Однако то, как разворачиваются эти события, попросту заставляет сердце замереть.
Игра актёров потрясающа. Особенно великолепны Джейми Ли Кёртис (королева крика, как о ней говорят) и Дональд Плезенс. Смотря на него и слушая его диалоги, веришь ему и понимаешь, что зло выпустили на свободу.
Майкл Майерс. Человек, который не является человеком. Он - это воплощение зла в 'Хэллоуине'. Зла без лица, но с мрачными глазами... Глазами дьявола. А зло бессмертно. И это только усиливает страх, с которым зритель и остаётся к концу фильма.
К сожалению, фильм не только дал дорогу новым фильмам жанра 'слэшер', но и породил кучу сиквелов, подражаний, римейков, римейков сиквелов (или сиквелов римейков?). И после них все забывают о том, каким был первый фильм. Да, уровень насилия и кровавости в фильмах серии постепенно нарастал от сиквела к сиквелу, к последней части оставив огромную пропасть между ней и первой частью. Но ведь в оригинальном фильме почти не было крови. Главным в 'Хэллоуине' были саспенс и атмосфера, которые прекрасно подчёркивались музыкой. Но в следующих частях всё это было утеряно безвозвратно.
'Всё началось с небольшого независимого фильма, но теперь он изнасилован во франшизу'. AVGN
У каждого жанра есть фильм, от которого отсчитывается история направления, и с которым сравнивают свои картины режиссёры последующих лет. Начальным отсчётом слэшеров стал блистательный фильм “Хэллоуин” (1978) Джона Карпентера.
Слэшер условно можно перевести как “подростковый ужастик” в котором неизвестный разнообразными способами убивает тинэйджеров, собравшихся вместе на какой - либо территории. Будь то домашние посиделки, дружеские вечеринки, летние лагеря, учебные заведения и т.д.
Позже “Хэллоуина” появились целые сериалы слэшеров, такие как “Пятница 13” (1980) и “Кошмар на улице Вязов” (1985), хотя и сам “Хэллоуин” состоит из семи продолжений. Ленты этого жанра имеют успех до сих пор; типичный пример нашумевшая трилогия Крик (1996-2000).
“Хэллоуин” один из лучших фильмов в карьере Джона Карпентера. С бюджетом в 325 тысяч он только в США собрал 47миллионов долларов и был снят всего за 20 дней.
Напряжённая атмосфера фильма не отпускает до самого конца. Сама концовка фильма даёт намёк на продолжение фильма, что впрочем, и произошло спустя 4 года. Конечно, стоит упомянуть и саундтрек ставший фирменным знаком картины.
Прошло почти 30 лет с начала первого фильма о похождениях Майкла Майерса, а “Хэллоуин” до сих пор считается образцом классического хоррора.
Маленький мальчик по имени Майкл Майерс зверски и без причин убивает свою взрослую сестру. Ребенка закрывают в психиатрической лечебнице, где за 15 лет пребывания Майкл не проронил ни слова и постоянно тупо смотрел в одну точку. Усыпив тем самым бдительность охраны, в один прекрасный момент Майерс вырывается на волю и возвращается в свой родной город. И теперь бедные несчастные жители познают на себе неистовую ярость безжалостного психопата, который жаждет крови!
Вышедший в далеком 1978 году малобюджетный слэшер молодого режиссера Джона Карпентера неожиданно имел оглушительный успех и стал родоначальником многосерийной «ужасной» эпопеи о похождениях чудовищного маньяка-убийцы Майкла Майерса, сравнимого по популярности с Фредди Крюгером и Джейсоном Вурхизом. Необъяснимая природа убийцы, его звериная жестокость и отсутствие мотивации вселяла поистине первобытный страх и делала Майерса неким демоническим существом, лишь внешне похожим на человека. В отличие от современной интерпретации классического фильма ужасов, где режиссер Роб Зомби очеловечил монстра, дав ему предысторию и некое объяснение причинам совершаемых убийств, Джон Карпентер в оригинале практически никак не раскрывает сущности Майерса, что дает возможность разгуляться фантазии зрителя и сделать маньяка еще ужаснее в своем собственном восприятии.
Оригинальный Майкл Майерс – это воплощение зла и насилия в чистом виде, без причин, без сострадания, без компромиссов. Жертвой маньяка может стать абсолютно любой, вне зависимости от пола и возраста, только за то, что он оказался в зоне деятельности монстра. Майерс – идеальная машина смерти, не дающая жертве никаких шансов спастись. Если выбор Майкла пал на вас – прощайтесь с жизнью!
Джон Карпентер снял шедевральный хоррор за сущие копейки без дорогих спецэффектов и даже практически без бутафорской крови. Сцен убийств достаточно мало, особенно по меркам современных слэшеров, но при этом сняты они настолько мастерски, что практически сравнимы по силе воздействия с эпизодами насилия из другого выдающегося маньячного триллера - «Психо» Альфреда Хичкока. Но главное достоинства «Хэллоуина» - это идеально построенная атмосфера саспенса. Пожалуй, сложно вспомнить какой-нибудь другой фильм, в котором нервное напряжение достигало бы таких высот! Фактически Карпентер две трети фильма тратит на подготовку фильма к стремительной кульминации и развязки, в которых и будут происходить все акты насилия и сцены визуальных ужасов. А до этого режиссер болезненно дергает за струнки нервной системы зрителя, заставляя того по-настоящему хотеть скорейшего начала кровавой бани, дабы разрядить накаленную до предела атмосферу ожидания смерти героев картины.
Виртуозно созданному саспенсу очень способствует блестящий саундртек, гениальный в своей простоте и способности пробрать до костей. Музыкальная тема Джона Карпентера является одной из самых тревожных и душераздирающих мелодий, когда-либо звучавших в фильмах ужасов. В совокупности с мрачно-депрессивной картинкой и причудливо-ужасным операторским ракурсам она создает ощущение безысходности и неминуемой гибели.
«Хэллоуин» Карпентера – наглядный образец совершенной режиссуры в жанре ужасов и пример практически идеального слэшера по всем параметрам.
'А шедевра-то и нет!' прочитал я в одном из отрицательных отзывов на этот фильм. И стало мне тоскливо. Хоть волком вой. Что же тогда называть шедевром? Ведь в 'Хэллоуине' Карпентер преподнёс нам всё, за что стоит любить хорроры. Ну, за вычетом, наверное, разве что крови и спецэффектов, но в данном случае это дело десятое.
Майкл Майерс (имя Карпентер любезно позаимствовал у продюсера, помогавшего ему с дистрибьюцией 'Нападения на 13-й участок') - один из самых загадочных маньяков кинематографа. Почему он убил свою сестру в 6 лет? Как он по-настоящему выглядит (за всю историю сериала его физиономию показали всего один раз, это если не считать ремейка)? Почему его практически невозможно убить? Последний вопрос - самый главный. Многие из-за этого Майерса не любят, но мне кажется, что Карпентер вовсе не держал своих зрителей за идиотов, чтобы показывать тупо неубиваемого дуболома. Просто Майкл настоящее зло. А зло неистребимо. Поэтому он пройдёт всё на пути к Лори Строуд (отличный дебют Джейми Ли Кёртис) - девушки, которую он демонически хочет уничтожить. К сожалению, в сиквелах эту идею разовьют не в ту сторону, сделав Майерса практически самопародийным персонажем, всучив ему терминаторскую неубиваемость да ещё и протрактовав её мистическими силами.
В этой картине прекрасна работа оператора, музыка (за авторством самого же Карпентера, она гениальна), актёры (местами, правда) и, само собой, чувство Карпентера, когда нагонять страху. Меня до сих пор очень пугает момент, когда племянница Лори выглядывает из окна и видит, как Майерс несёт труп девушки - на улице тьма, никого нет, и почему-то пробирает до костей. Ещё слежка Майкла за девушками (я раньше не замечал, а потом прочитал где-то, и правда ведь - заметьте, сначала он останавливает машину, словно хочет на них напасть, но потом передумывает).
Ну и отдельная благодарность Дональду Плэзенсу за роль Сэма Лумиса. Без него фильм был бы однозначно не таким. Ещё спасибо за концовку - реально жуткая сцена. Да и вообще спасибо всем, кто принял участие в создании этого фильма. Вот только сиквелы, ребята... Вспоминая 'Крик' - 'Ты же знаешь, без сиквелов никогда не обходится...' А оригинал прекрасен, да.
Джон Карпентер – главный популяризатор категории слэшеров после Уэса Крейвена. Несмотря на то, что «Хэллоуин» использует уже знакомые на момент своей премьеры мотивы и сцены, именно этот фильм в 1978 году ознаменовал начало «золотого века» слэшеров. Один за одним в американские (да и не только) кинотеатры начали поступать фильмы, в которых озлобленные маньяки гоняются за наивными и перепуганными подростками, как правило, девушками. Почему? Наверное потому, что девушки вызывают больше сопереживания.
Не случайно фоновой тематикой фильма стал Хэллоуин. Праздник монстров, как его часто называют. Как и когда он зародился – не суть. Важно, что вскоре после Хэллоуина в странах Запада начинаются религиозные праздники, так что для всевозможных адских тварей веселье заканчивается в конце октября. А для него оно только начинается. Встречайте: Майкл Майерс – самый бездушный и хладнокровный маньяк из всех, что видал мировой кинематограф. Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз или какой-нибудь Ящер из «У холмов есть глаза» тоже жестоки и тоже убивают, но у них, в отличие от Майкла, есть какие-то чувства. Гнев, печаль, а порой даже и радость. У Майкла же ничего из этого нет. Никакой жалости, никакого сострадания и даже никакого злорадства он не испытывает. Это безмолвный киллер, который вырывается на свободу в тот день, которого ждал много лет. Вырывается и берёт в руки нож.
Налицо отсылки на классический триллер «Психо», снятый Хичкоком в далёком 1960 году. Орудие убийства, психологическое состояние злодея, даже некоторые ракурсы – всё это любезные реверансы, которые, тем не менее, не выглядят как плагиат. По той причине, что Карпентер пошёл дальше и показал нам больше насилия и ещё больше жестокости. Если в «Психо» зрители гадают, кто же является убийцей, то в «Хэллоуине» убийцу показывают с самого начала, но позднее он прячется. Подобно мерзкому таракану, который уползает из-под занесённого тапка, Майкл Майерс ускользает от полиции и доктора Лумиса, для того, чтобы… А какие могут быть мысли в больном сознании? Этот маньяк настолько непохож на других людей, что за вычетом привязанности к родным местам предсказать его поведение невозможно.
Взяв за пример «Техасскую резню бензопилой», Карпентер надел на своего маньяка маску, и с тех пор это уже традиция слэшеров – если в ужастике присутствует безумный маньяк, то в 90% случаев он будет появляться в маске. Впрочем, как минимум один раз взрослый Майкл всё-таки снимает маску, но чтобы рассмотреть его лицо, необходимо обладать кошачьим зрением. Ещё одна любопытная деталь первого «Хэллоуина» – это старый фильм «Нечто», который показывают по ТВ. Должно быть, режиссёр даже вслух проговаривал, что когда-нибудь он снимет его ремейк.
Недостатком «Хэллоуина» является излишняя затянутость. Пытаясь нагнать саспенса, Карпентер целый час заставляет Лори и её подружек ходить и ездить туда-сюда, поминутно оглядываясь за пугающего преследователя, и всё это ради очень напряжённой, но всё-таки короткой кульминации. Роб Зомби в 2007 году поступил намного правильнее, сделав акцент на убийствах. Впрочем, для неокрепших зрителей в 1978 году «Хэллоуин» стал, вероятно, внушительной страшилкой.
“Хэллоуин” Джона Карпентера, наряду с “Кошмаром на улице Вязов” и “Пятницой 13-ое” стал классикой среди фильмов ужасов. И это не удивительно, фильм не изобилует кровавыми сценами, но, тем не менее, обладает жуткой, гнетущей атмосферой неизвестности. Прибавьте к этому таинственного антигероя, поступки которого не поддаются никакой логике, и мы получаем отличный, культовый триллер.
“Хеллоуин” немного отходил от канонов, устоявшихся в других “Слэшерах”. Это был более взрослый, умный и продуманный фильм. Все, начиная от саундтрека, заканчивая главной героиней - гениально.
Режиссура фильма просто великолепна, наверное, стоило большого труда уловить столь интересные и яркие кадры. После просмотра некоторых фильмов, возникает мысль о том, что некоторые моменты все-таки портят общую картину, но здесь этого нет. Каждая секунда гармонично вписывается в фильм.
Во время титров появляется естественный вопрос, откуда у простого человека такая живучесть? Конечно же, в самом фильме ответа на эту загадку не дается, и это хороший пиар-ход. Фильм сделал свое дело, он заинтриговал зрителя, дал ему пищу для ума, а значит, следует ждать продолжения.
“Хеллоуин” стоит смотреть в обязательном порядке, хотя бы потому, что фильм внес огромный вклад в современное кино.
В 1978 году «Хэллоуин» Джона Карпентера открыл золотой век слэшеров. В 2006 году фильм вошел в национальный реестр фильмов США, как фильм, имеющий культурное историческое или эстетическое значение. Как вы понимаете, влияние и наследия картины огромное, оно прослеживается и по сей день.
Как и все остальные культовые слэшеры тех лет, «Хэллоуин» Карпентера также является и важным авторским высказыванием о политике воспитания в США подростков в те годы. Как и в самом государстве, в воспитании детей преобладали религиозные и консервативные направления. Высшей ценностью являлась семья, старые обычаи и традиции. Разгульная жизнь, выпивка, курение, секс и другие непристойные вещи карались грехом. Такое поведение для подростков считалось непристойным, нарушающим нормы писанной морали.
Главная героиня фильма Лори, сыгранная Джейми Ли Кёртис является полной противоположностью типичных подростков того времени. В отличии от своих сверстников Лори ведет спокойный образ жизни, одевается закрыто, ответственно выполняет свою работу и не позволяет себе нарушать писаные правила, хотя и очень хочет этого. Вместо этого она продолжает подавлять свои настоящие, естественные чувства. Она держит их внутри себя, что ещё хуже чем введение разгульного образа жизни, ведь невозможно вечно накапливать весь этот груз внутри себя, обязательно настанет момент когда произойдёт всплеск эмоций, который перерастёт в насилие.
Сам Майкл Майерс в каком-то смысле маленький ребенок, ребенок который всячески подавляет свои, эмоции, в результате чего у него остается лишь один способ выплеснуть свои чувства - насилие, всё что ему остается делать. Его так и тянет к Лори на протяжении всего фильма, ведь поведение остальных подростков естественно, об этом говорит даже сам режиссер фильма Джон Карпентер. А вот поведение Лори как раз-таки ненормально, Майкл тянется именно к ней, так как испытывает похожие чувства, только Лори не перешла границы вседозволенности, хотя к концу фильма также как и Майерс ступает на дорогу насилия и крови, выплескивая тем самым свой багаж эмоций.
Конечно помимо авторского высказывания, «Хэллоуин» обладает своей, особой атмосферой. Музыка написанная самим режиссёром и сценаристом Джоном Карпентером стала визитной карточкой всей франшизы, она играет в каждом фильме, где появляется персонаж Майкла Майерса, образ которого лишен всяческих на первый взгляд эмоций.
Режиссёр намеренно и очень здорово смог передать чувство надвигающейся неотвратимости и безмолвности в лице Майкла. Он словно призрак пришедший из другого мира, обладающий сверхчеловеческими способностями. Майкл может просто стоять где-то вдали кадра ничего не делая, однако чувство тревоги, в совокупности с пробирающим до мурашек саундтреком не будет покидать тебя до самого конца. Почти каждый аспект фильма напичкан новаторством для хорроров того времени, троп последней девушки полноценно пришел именно отсюда, неспроста именно «Хэллоуин» принято считать отцом слэшеров и началом золотого века для них.