Уверенно могу сказать, что у преданных фанатов, которые находились в комнате ожидания долгие 25 лет случился разрыв сердца и мозга, а возможно в них вселился Боб, узрев столько боли и страдания)
Мне нравится третий сезон, но это не Твин Пикс - это солянка из ингредиентов, рожденных во время трансцендентной медитации дедушки Линча. Складывается ощущение, что Дэвид разархивировал старую папку под названием 'Нереализованное' и впихнул содержимое в третий сезон. Хотя признаюсь - некоторые эпизоды, например путешествие в эпицентре атомного взрыва или эпилептические кадры с дровосеками - обрамляют мое понимание кинематографа в новую оболочку искусства.
Подчеркну, мне нравится третий сезон и я посвящаю не один час разбору полётов, НО ЭТО НЕ ТВИН ПИКС. Складывается ощущение абсурда или обмана, как если бы сериал 'Друзья' в последнем сезоне превратился в постапокалиптическую драму про ходячих мертвецов или Дейла Купера сыграл Джонни Депп, который вместо кофе попивает напиток из растворимого цикория!
Друзья, меня также посещает мысль, что участие постаревших всеми любимых героев не что иное, как маркетинговый ход - стыдно признавать, чувствуется их ненужность, отстраненность и бессилие. Стоит учесть, что сейчас эпоха клонирования успешных проектов и упаковки их в тошнотворные франшизы - Третий Сезон выполнил свою задачу.
Ошибочно полагать, что Твин Пикс - это только Дэвид Линч! В 90х существовала некая сдерживающая сила его мистицизма, но в новом сезоне слишком много Малхолланд Драйв, Внутренней империи, Шоссе в никуда... Исчезло очарование городка, затерянного в мистических лесах штата Вашингтон вместе с обаянием героев, населяющих его. Всё что осталось - это фантомная боль в душе, сладкий сон не повторился...
Я убежден, по всем законам Дэвида Линча (а таковых законов не существует в природе) Третий Сезон не даст нам ответов на вопросы, а лишь добавит тесноты и тяжести в логическом пространстве воспаленного мозга на следующие 25 лет...
Моя рецензия носит противоречивый характер, возможно этого и добивается деда Линч. Если воспринимать сериал, как нечто новое и другое - смотрибельно, эпизодами гениально. Если решили помянуть старое под кружечку 'чертовски хорошего кофе', то готовьтесь к полной гармонбозии.
«Твин Пикс» — это чарующая музыка в начальных титрах или нечто большее…
Что такое ностальгия? Дословно это тоска по родине, дому. В более широком смысле — тоска по прошлому (например, детству) или чему-то безвозвратно утраченному. Для меня это довольно тонкое чувство, которое может быть как светлым, так и с горечью неуходящей грусти. Как и многие, с кинематографом я познакомился ещё в раннем детстве, который увлёк меня своей безграничностью, а до появления видеомагнитофона его единственным источником был естественно телевизор.
В 1993 году в России на экраны вышел телевизионный проект режиссёра Дэвида Линча «Твин Пикс». Именно тогда произошло моё первое знакомство с ним, в возрасте десяти лет. В силу детского склада ума, я вряд ли тогда понимал весь смысл заложенных режиссёром загадок (да что греха таить, и в уже более взрослом возрасте тоже, Линч он такой), но он оставил неизгладимый отпечаток в моей памяти. Отчётливо помню ту тёплую и одновременно загадочную атмосферу маленького городка с дуновениями ледяного ветра, неторопливая жизнь которого оживала на экранах сразу после вступительной музыкальной темы Анджелло Бадаламенти, моментально ставшей неразрывной частью данного творения. Музыка которую когда слышишь, даже короткий фрагмент — начинаешь воспроизводить у себя в голове, настолько она невероятная. Отличная актёрская игра, фактурные, нетипичные персонажи, детективно-мистическая линия повествования, загадочность и непредсказуемость сюжета, убийство Лоры Палмер. Всё это держало до самого конца и привело к тому, что зрители втянулись в «Твин Пикс» с головой и оказались не готовы к его окончанию и долго не могли с этим смириться. Но как было сказано в конце оригинала Лорой Палмер: «Мы с вами увидимся снова через 25 лет». Вот мы и увиделись. Но была ли это встреча с добрым старым приятелем, или же с неизвестным незнакомцем?
Тут стоит сразу отметить, что продолжение является целиком и полностью творением одного режиссёра — Дэвида Линча, и это чувствуется. В оригинале с ним работало множество других режиссёров над отдельными эпизодами, что естественно затянуло проект и добавило ему сериальности. Ещё в процессе разработки продолжения Линч объявлял об уходе с поста режиссёра и сценариста из-за бюджетных ограничений, но потом вернулся, и так понимаю добился необходимой свободы действия. И воспользовался он ей, хочу я вам сказать, по полной. Он не стал заигрывать со зрителем, а поступил с ним самым беспощадным образом. Окатил ушатом холодной воды, не став спекулировать на ностальгических нотках, эксплуатируя успешную ранее схему повествования. Снял так, как сам видел и хотел, без каких либо компромиссов и оговорок. Исключил ту самую пресловутую сериальность на корню.
Даже сложно посоветовать хронологию просмотра неподготовленному зрителю, не видевшему оригинал. То есть если вы сначала отсмотрите первые сезоны «Твин Пикса», проникнетесь его аурой и приметесь за продолжение, вас как минимум ждёт лёгкий ступор, а то и более жёсткие фигуральные выражения. Если же начать сразу с третьего сезона, то и тут в лучшем случае удивление и гора непонимания вам гарантированы. Но хоть пожалуй не будет такого резкого контраста и вследствие этого предвзятости по отношению к первым сезонам, что так мешает смотреть уже ознакомившимся. Тут дело сугубо Ваше.
Будучи сам заложником оригинала, первые несколько серий я упорно ждал возвращения в экранную вселенную моего детства. Но чем больше проходило хронометража, тем надежд на возвращение становилось всё меньше. Не скрою, появились нотки разочарования, мне казалось, что Линч попросту издевается надо мной, над своим зрителем. Но я продолжал смотреть, и понимал лишь одно — что это становится интересно и необычно. Постепенно предвзятость к фильму стала улетучиваться, я смирился с новым форматом происходящего и начал просто получать удовольствие от просмотра. Повествование продолжения стало холодным, форма грубой, атмосфера настороженной, сюжет настолько сюрреалистичным, что даже воображению стало тяжело с ним справляться.
Такое чувство, что Дэвид Линч, получив полную свободу, бесцеремонно решил воплотить все свои задумки здесь и сейчас, потому что он ощущается во всём. Есть просто изумительные в плане эстетики кадры, сменяющиеся довольно пресными и на первый взгляд (а может и на второй, третий…) несвязанными событиями. Динамика сменяется затяжной монотонностью, ирония и сатира лезут на первый план. Радуют глаз визуально превосходно снятые моменты, а в некоторых бросается в глаза небрежный, рваный монтаж. И весь фильм такой, он не ровный. Режиссёр, как будто специально не даёт вам привыкнуть, войти в колею, а беспардонным образом швыряет вас из стороны в сторону. Многим это может показаться не комфортным, но Линч не оглядывается назад, он идёт дальше, не ждёт отстающих…
Описывать детально такой фильм тяжело и наверное нет смысла, потому что это пазл со множеством элементов, который может и не собраться. Большинство старых героев станут неприветливыми зрителю, многие новые будут непонятны, все метаморфозы с Купером обретут дальнейшее развитие. Даже настанет момент, когда можно будет облегчённо вздохнуть, заиграет та самая знакомая музыка, заварится чашка свежего кофе, прозвучит аббревиатура ФБР и покажется на долю мгновения, что всё вернулось на 25 лет назад… Но не всё так, как кажется.
Скажу честно, о просмотре не сожалею, да ожидал иного (но это уже мои трудности), а получил нечто новое. Мне было интересно, и я отчётливо понимаю, что нигде больше такого не увижу. Так что в конечном счёте обманутым себя не считаю, а Дэвиду Линчу скажу Спасибо! Надеюсь на продолжение…
Возвращаясь к вопросу в заголовке, отвечу: Да, «Твин Пикс» это чарующая музыка в начальных титрах и это нечто большее, для каждого своё. Для меня это возможность вспомнить прошлое и перейти в будущее, ведь ностальгия это сильное чувство, но вечно топтаться на месте тоже нельзя.
P.S.: И касательно музыки. Помимо главных тем, зрителя в конце почти каждого эпизода ждёт музыкальный десерт, где каждый что-то выберет себе по душе.
Я удивлен что нет ни одной отрицательной рецензии… Ну что ж, я буду первым.
Сразу хочу сказать, что я с детства преданный поклонник сериала «Твин Пикс». Впервые я его посмотрел лет в 10, потом прочел Дневник Лоры Палмер и агента Купера. Поскольку в то время у нас не было видика, я даже записывал озвучку некоторых серий на аудиокассету и потом слушал. Иногда я звонил своим друзьям, подносил телефонную трубку к магнитофону и нажимал на плэй, а они слышали голос Лоры: «Привет, как дела док? Еще несколько слов перед сном. Мне кажется, сегодня мне присниться странный сон…». За 25 лет я несколько раз пересматривал сериал, но интерес к нему в моем сердце не угас. Я часто думал над тем, почему этот сериал меня так зацепил, но не мог объяснить это в двух словах.
Во-первых, это какое-то волшебное обаяние жителей городка. Каждый персонаж живой, настоящий, по-своему особенный. Разве можно было не влюбиться в агента Купера? А как прекрасны были эти девушки: Шелли, Донна, Одри и Медди?
Во-вторых, это магическая музыка, которая пробирала до глубины души.
В-третьих, это волнующая, очень красивая природа: водопад, леса, озера.
В-четвертых, это гармоничное сочетание в одном сериале совсем разных жанров: детектива, триллера, комедии, ужасов и откровенного мыла. Тут тебе показывают напряженную и страшную сцену с Бобом, но уже в следующем кадре внимание переключается на какие-то детские и глупые диалоги между Энди и Люси.
И вот 3-й сезон.
Не говорите мне, что нельзя делать выводы по 4-м сериям. Вспомните, какими улетными были первые 4 серии «Твин Пикса». Возможно 3-й сезон будет по своему интересен, но одно можно сказать уже с уверенностью – это что угодно, но точно не «Твин Пикс». Ни о каком сочетании жанров даже намека нет: все очень уныло, жутко, мрачно и затянуто. Такое впечатление, что это какая-то злая пародия на «Твин Пикс», что режиссер намеренно пытается все извратить, загадить и опошлить. При этом много разных нестыковок. Например: Лора Палмер почему-то постарела, хотя она умерла девушкой и в своем сне Купер видел ее молодой. А диалоги просто ужасны! Это очень напоминает общение больных в дурдоме. Я даже думаю, что это будет развязкой: что сюжет сериала – это просто плод фантазии аутиста, пациента дурдома и фаната «Твин Пикс», наблюдающего за общением соседей по палате. Я понимаю, что сейчас модно восхищаться подобным трешем и обожествлять его создателей, но зачем это было называть «Твин Пиксом»? Я бы хотел спросить у Линча: за что он так со мной поступил? Зачем? Если он хотел вылить всем на голову то дерьмо, которое накопилось в его душе, то почему не снял очередной арт-хаусный фильм? Зачем было убивать нашу надежду, с которой мы жили 25 лет?
Я несколько раз пересматривал оригинальный Твин Пикс (1, 2 сезон). Полный метр же 'Огонь, иди за мной' -редкая бредятина. Поэтому опора в этой рецензии (читай - мнении) конечно на сериал. Это явление не только в кино, но и в мировом искусстве. Настолько самобытного кино(теле)произведения еще надо поискать. При всех огрехах фильм был атмосферным, завораживающим, с отношениями, которые интриговали и заставляли ждать следующую серию. А концовка сериала! Многие думали, что явно не показали еще одну серию. Оставить интригу в конце проекта! Это же ход. Эклектика сериала настолько удачно вписалась в дух времени и сохраняет актуальность до сих пор.
Когда Линч объявил о продолжении проекта, что-то екнуло в сердце, какая-то надежда, смешанная с заранее накатывающим разочарованием, но все же надежда! И вот я начал смотреть 3 сезон. С абсолютно зашкаливающе детской готовностью принять все, все, что покажут, лишь увидеть вновь Купера, шерифа Трумена, кафе 2Р, все то, что когда-то стало частью созревания и становления целого поколения киноманов. И вот первые кадры, одержимый Купер, жесткая манера повествования, куча непонятных героев с непонятной задачей. И ты понимаешь, что это какой-то другой фильм. В нем нет Твин Пикса, нет удивительной музыки, нет отношений, которые интриговали, заставляли сопереживать, нет даже в намеке заявки на главную проблему проекта. Есть злой Купер, есть недокупер, и набор бессвязных историй, который я до сих пор силюсь понять и увязать во едино, но у меня не получается. Я читал статью в Эсквайр про Твин Пикс 'Для тех, кто ничего не понял'. Кое-то что встало на свои места. Но я не читал ничего по поводу 1 и 2 сезона, потому что они органично влились в мой внутренний мир и варились там, происходил резонанс с чем-то глубоко сокрытым. В третьем же сезоне, уже досмотрев 8 серию, я понимаю, что Линч решил устроить экспериментальную лабораторию, в которой можно не ограничиваясь ничем просто чудить и водить зрителя за нос без всяких последствий. Я чувствую псевдоумствование, я вижу наслаждение и смакование темной стороной человеческой природы в 3 сезоне, переходящее иногда в треш, чего не было в оригинальном Твин Пиксе. Постмодернизм оригинального сериала перешел в его продолжении все жанровые границы и самое главное, границы вкуса. Это тонкая грань, отделяющая шедевр от пошлятины. Линч, как и Лукас и многие другие талантливые режиссеры, видимо, перешел на сторону, где печеньки... Жаль. Смотреть становится не интересно, сюжетной линии нет, подчас неоправданно длинные кадры, бездейственные второстепенные персонажы, выворачивающий желудок зрителя натурализм убийств и лицезрения трупов. После каждой серии ощущение какого-то омерзения или недоумения. Я старался понять. Но силы кончились. Совы уже не то, чем кажутся. И взвинченный рейтинг сериала пугает тем, что у людей отзывается радостью то, что нормальному человеку или противно или не интересно. Фриковатая, скорее экспериментальная история, похожая на первый опыт начинающего режиссера, желающего покорить всех чем-то с подвыподвертом и заартхаузить. А если кто не понял, тот делает вид, что понял, ибо честно признаться сил хватает у единиц. Удачи всем! И киношедевров в коллекции!
В последнее время его (времени) и хороших фильмов категорически не хватает. Если и удается выделить на просмотр очередного нашумевшего фильма пару часов, то не факт, что фильм будет стоить того, чтобы на него их потратить. И наоборот, 'проплывает' мимо фильм, посмотреть хочется, а времени нет. Потом забывается.
Но мимо очередного творения Дэвида Линча 'проплывать' не собирался, ждал давно, можно даже сказать, что с нетерпением. Потому что воспоминания родом из 90-х годов живы до сих пор. Музыка Анджело Бадаламенти нет-нет да всплывет в памяти, водопад, красивые леса, танцующая красотка Одри, кумир детства специальный агент ФБР Дэйл Купер и неповторимая атмосфера таинственности и нереальности происходящего вперемешку с чертовски хорошим кофе, - такое не забывается.
Да и в целом творчество Линча всегда интересовало, не могу сказать, что я в восторге от всех его фильмов, но 'Синий бархат', 'Человек-слон', даже неудавшуюся по мнению самого Линча 'Дюну' и уж тем более 'Малхолланд драйв' пересматривал не раз (в то прекрасное время, когда его (времени) было предостаточно).
Итак, 'Твин Пикс'. Третий сезон. Опасения насчет того, что это будет эдакий междусобойчик постаревших актеров и режиссера не давали покоя до самого выхода первых четырех серий. Уже после просмотра первого эпизода стало понятно, что Линч вернулся не для того, чтобы паразитировать на былой славе, но для того, чтобы снова эту славу завоевать.
Можно бесконечно расстраиваться из-за того, что третий сезон кардинально отличается от первых двух, говорить, что новые серии не оставляют камня на камне от старых впечатлений, но стоит только вспомнить о том, что Дэвид Линч в первых двух сезонах режиссировал только пятую часть от общего числа серий, стоит только пересмотреть его полнометражный 'Огонь иди со мной' и все встает на свои места. То, что мы видели в 90-х это не тот Твин Пикс, каким его задумывал Линч. И только этим летом мы узнаем, что он хотел нам показать еще двадцать шесть лет назад.
У атмосферы нового сезона куда больше общего с 'Синим бархатом', 'Малхолланд драйвом', даже 'Головой ластиком', чем с первыми сезонами сериала. Оно и понятно, мы видим чистое творчество Линча, когда все под его контролем начиная от подбора актеров и заканчивая постановкой света. Любителям того бесконечного мыла устроенного сценаристами во втором сезоне, когда авторы не знали как им продолжать ни на что не влияющие сюжетные линии, и когда только жесткая жестокая линчевская концовка поставила жирное троеточие в сериале, можно только посочувствовать. Поклонникам же всего творчества Линча можно позавидовать, потому что уже по первым эпизодам понятно, что нас ждет абсолютно оригинальная, фантастическая, непредсказуемая, живая история приправленная изрядным количеством сюра и неповторимым линчевским заигрыванием со зрителем. Теперь никто нас не убережет от затянутых сцен, диалогов, в которых определяющим является поведение героев, путешествий в мир духов и обратно. Два мира теперь разделены гранью настолько тонкой, что возникают сомнения в том существует ли она вообще. Странностей, необычных героев, мест здесь столько, что не они теперь являются изюминкой сериала, как было раньше, а моменты без чего-то сверхъестественного.
Появляются новые герои, их много, их значение пока не до конца понятно, но главным героем, бесспорно, остается Дэйл Купер в исполнении харизматичного Кайла МакЛахлена (именно к такому переводу его фамилии я привык и МакЛоклен для меня совершенно другой человек). Не удержусь от небольшого спойлера и скажу, что в первых эпизодах для него отведено аж три роли. Уже засветились Шерил Ли (Лора Палмер), Гарри Гоаз и Кимми Робертсон (Энди и Люси, эта парочка с возрастом стала еще чуднее, чем была), Расс Тэмблин (доктор Джэкоби, который на протяжении всех первых эпизодов занят очень загадочным действом), Дэна Эшбрук (Бобби, который кардинально сменил род занятий), Рэй Уайз (Лиланд Палмер), Грейс Забриски (Сара Палмер), Дэвид Линч (Гордон Коул, фразы и эмоции которого вызывали у меня хохот), Дэвид Духовны (Дэнис, диалог с участием которого/которой очень ироничен). Мелькали Шелли и Джеймс, братья Хорны и леди с поленом, великан и однорукий. Разочарованием для меня стало отсутствие в третьем сезоне Майкла Онткина. Его Гарри Трумен был одним из моих любимых героев в детстве. Отдельно хочу отметить сцену приезда в Твин Пикс сына Энди и Люси. Уолли приехал на мотоцикле, чтобы отдать дань уважения шерифу. В их диалоге можно прочесть и непонимание между разными поколениями и желание Линча отдать дань уважения старым актерам задействовав их в сериале, но перейдя при этом к совершенно другой истории. Смотрите на лица обоих, они как нельзя лучше выражают практическое отсутствие связи между временами, между девяностыми и нынешним временем. Думаю, что эта одна из проблем затронутых Линчем, доказательством тому является еще и повторяющийся вопрос однорукого 'это будущее или прошлое?'. Если Линчу в третьем сезоне удастся связать прошлое и настоящее, получить новых поклонников и сохранить старых, то, думаю, ни у кого уже не возникнет сомнений в его гениальности.
Тем, кто столкнется с творчеством Дэвида Линча впервые придется пройти ломку стереотипов сложившихся о сериалах, придется привыкать к совершенно новому стилю подачи сюжета, отвыкать от разжевываний, научиться понимать образы, читать между строк, додумывать, не ждать однозначных ответов. Если не сделать всего этого, не постараться понять мастера, то уже после получаса просмотра вы выключите фильм со словами 'это просто наркоманский бред'. Значит не ваше, значит не хотите покидать свою зону комфорта и пытаться проникнуть в глубины мира Дэвида Линча, где сон неизменно связан с реальностью, а увиденные образы значат куда больше произнесенных слов. Те же, кто знаком с магией Линча не понаслышке, я уверен, оценят продолжение 'Твин Пикса'. Уже в первых четырех эпизодах столько необычного, смешного, жуткого и интригующего, что в эмоциональном плане этого вполне хватило бы на пару полнометражных картин. Вовлечение в происходящее стопроцентное, оторваться от экрана было невозможно, такого со мной не было очень давно. Тот редкий случай, когда не только не жаль потраченного времени, но с удовольствием потрачу вдвойне, чтобы пересмотреть увиденное.
Ни дать, ни взять - Огонь, иди со мной Часть 2. С поправкой на современность и без оглядки на фанатов. Казалось бы, чем можно удивить современного зрителя, в эпоху сериалов 2010-х и одновременно эпоху сиквелов старых франшиз? Старые герои в 90% случаев таких 'возрождений' собираются вместе, чтобы потешить фанатов и собрать с них денег, сюжет берётся из ниоткуда, и выглядит всё это либо жалко, либо получается чистая комедия. Не тот случай. Сериал умудряется быть необычным на фоне необычного. Полагаю, рецензия на 18-часовой новый 'Твин Пикс' тоже не может быть обычной.
Это будущее или прошлое?
Мифология сериала выходит на новый уровень. Доппельгангеры, тульпы, Джуди, Пожарный, безглазая девушка, говорящее дерево, агент, превратившийся в 'чайник'... Как что работает? Как всё это согласуется? В этой вселенной нет правил, ибо невозможно постичь те измерения, о которых повествует сериал.
Форма или содержание?
Сериал - довольно медитативное зрелище. Нам могут показать 5 минут подметания пола (не шутка), 10 минут ядерного взрыва, 15 раз повторить одну и ту же фразу (которую всё равно не понять), а в конце каждой серии показывают выступление музыкальной группы. Сюжет развивается достаточно медленно, создатели не торопятся, и либо принимаешь этот темп, либо бросаешь смотреть. Музыки тоже преступно мало.
Увидимся через 25 лет?
И ещё N серий. Агента Купера, которого мы знаем, не так много в новом сезоне. И тем приятнее его полноценное возвращение - самый эмоциональный момент. Большинство актёров также вернулись к ролям, но некоторых заменили на дерево и чайник. Не шутка. Новички также прекрасны - Тим Рот приехал прямиком из фильмов Тарантино, Наоми Уотсс прекрасна, Лора Дерн также отлично воплощает свою роль (а я думал, её персонажа не существует). Внезапно Моника Беллуччи появляется на пару минут и задаёт вопрос:
Кто этот спящий?
Есть на ютубе 4-часовой разбор-теория о том, что 'Твин Пикс' - это сон. Не в прямом смысле, а как мечта об идеальном сериале. Всё, что нам показали, складывается в единый пазл в разборе этой теории. Все тезисы пересказывать нет смысла, но она очень складная. Главная мысль - 'нам не нужно завершение, все ответы, ведь это убивает всю ценность и важность вопросов'. Другой тезис - убийство должно произойти, чтобы появилась возможность поймать убийцу и предотвратить зло в будущем. Кстати, о зле - в новом сезоне оно стало более многоликим.
Огоньку?
8 серия - выброс чистого искусства. И социальное высказывание, и потусторонняя мистика, и избранность, и рождение абсолютного зла... Сколько ещё смыслов найдётся?
Какой сейчас год?
Финал. Мы получаем то, чего хотим. Злодей побежден (и эта сцена - ирония над современным засильем супергероики в кино). Но что-то не так. Заключительная серия вновь ставит нас в тупик, подкидывая новые загадки. А должно быть иначе? Действительно ли мы хотим получить все ответы?
Новый 'Твин Пикс' - образец фильма-головоломки. Мы видим то, что должны увидеть. А после - думаем.
Наверняка вы знаете об этом и так, но оригинальный «Твин Пикс» - культовый сериал начала девяностых, созданный усилиями могучей кучки режиссёров и сценаристов во главе с Дэвидом Линчем и Марком Фростом. Один из эпизодов был даже поставлен Дайан Китон. В основе сюжета - расследование убийства Лоры Палмер и связанная с ним мистическая подоплёка. Феноменальный зрительский успех сошёл на нет после давления со стороны руководства канала на авторов, от которых требовали раскрыть имя убийцы. Дэвид Линч отошёл от работы над проектом, хотя и срежиссировал некоторые серии второго сезона, включая умопомрачительный финал.
Первый сезон потрясал изысканными контрастами. Некоторые эпизоды по праву можно назвать тяжёлым комплексным оружием. Они производили эффект разорвавшейся бомбы за счёт слияния в единое целое мелодраматичности, иронии, ужаса и сюрреалистичности. Например, в самый ответственный момент похорон Лиланд, отец Лоры Палмер, под сентиментальную музыку прыгает в слезах в могилу на гроб дочери, а заевший механизм то опускает гроб, то поднимает его вновь. В следующем эпизоде официантка изображает эту душераздирающую сцену на пальцах, чтобы развеселить посетителей кафетерия. Что это, как не инсталляция прямиком из музея современного искусства? Подлинным воплощением стиля «Твин Пикса» стал Дейл Купер. Трудно устоять перед обаянием агента ФБР, особенно когда тот восхищается какими-то вещами или строит из себя чокнутого профессора. Дух и настроение сериала за долгие годы никто, включая самого Линча, не смог воссоздать в полнометражном кино или телевизионном проекте. Надо ли говорить, насколько фанаты изголодались по вкусу того самого вишнёвого пирога? Рецепт, однако, был утрачен. Впрочем, честнее сказать так: те блюда, которые с аппетитом поглощали миллионы телезрителей в девяностые, не вызывают у шеф-повара былого энтузиазма, Линч за последние десять-пятнадцать лет обнаружил в себе тягу к гораздо более сложным экспериментам в области высокой кухни. Прежде чем приступить к просмотру нового сезона с этим следует смириться, очарования старого-доброго «Твин Пикса» не вернуть.
Тем не менее, многое осталось на своих местах. В девяностых часть экранного времени уходило на бестолковые параллельные линии и скучных второстепенных персонажей. Достаточно вспомнить одно из самых объёмных ответвлений, посвящённое лесопилке, а про взаимоотношения чувствительного копа и секретарши или нелепое сумасшествие одноглазой женщины и говорить нечего. Искромётный авангардный юмор первого сезона к началу второго руководители проекта променяли на приёмы из дешёвых пародийных комедий. Новый «Твин Пикс» доводит эту производственную случайность до абсурда, так как возвращение многих персонажей после двадцатишестилетнего отпуска практически ничем не обусловлено. В 2017 году зрителю приходится иметь дело с несколькими Куперами, один из которых — воплощение зла, другой — миролюбивый зомби, а о третьем мы практически ничего не знаем. При этом их истории не слишком активно пересекаются до самого финала, но что куда важнее — в сериале нашлось место дюжине побочных сюжетных ответвлений, большая часть которых изолирована содержательно и стилистически, то есть по всем признакам имеет лишь опосредованное отношение к мрачному миру плохого Купера и ситкомовским условностям мира добряка Дагги. Именно благодаря нагромождению персонажей, приглашённым на съёмочную площадку из ностальгических соображений, Линчу удалось создать уникальное в своём роде полистилическое произведение, подобное лучшим опусам Альфреда Шнитке. Познать мир «Твин Пикса» целевая аудитория должна, прежде всего, через опыт сочетания несочетаемого, а не сюжетные перипетии. Линия с участием злого Купера отличается не только по атмосфере, но и визуально - здесь преобладают тёмные приглушённые цвета. Тут куда выше и концентрация насилия. Однако, если с чем-то подобным мы так или иначе сталкиваемся в мрачных триллерах, то мир белого вигвама по-настоящему уникален! Чёрно-белые полубезумные образы, приходящие на смену, скажем, семейным неурядицам Дагги, ошеломляют вдвойне. Такого соседства видеоарта и телевизионной картинки не может себе позволить ни один другой именитый режиссёр. Кроме того, Линч не пытается подсадить зрителя на сериал, пичкая его под финал каждого эпизода какими-то откровениями, о которых — как знать! - могут поведать в следующих сериях. Большинство эпизодов в третьем сезоне завершаются музыкальными номерами и такое смелое смещение акцентов не вызывает ничего кроме восхищения.
Следует, однако, признать, что фанаты сериала уделяют куда больше внимания поиску ответов на вопросы, а не описаниям формальной изощрённости третьего сезона. Разумеется, авторы усыпали фильм многочисленными намёками и отсылками, часть из которых далеко не сразу обретает смысл. Действительно, понимание некоторых фраз и образов приходит только по мере получения нового опыта. Есть в этом свои сложности. Для того, чтобы уяснить события, происходящие где-нибудь в восемнадцатой серии, необходимо обратиться к ничего не значащим обрывкам диалогов из первых эпизодов. Готовы ли вы к опыту такого рода? Очень соблазнительно объяснить ТП как некий ребус, красота которого заключается в сложности связей разных полунамёков и персонажей с исходными смыслами. Идея шарады доминирует во всём позднем творчестве Линча, но не нужно её воспринимать слишком буквально, подгоняя увиденное под некую стройную концепцию. Линч всё-таки старается задавать вопросы, на которые есть несколько ответов. «Твин Пикс» - блестящий пример открытого произведения, то есть авангардного опуса, отражающего двусмысленность человеческого бытия и обладающего широким потенциалом к множественности интерпретаций. Сам Линч неоднократно цитировал, например, Ролана Барта, отвечая на прямые вопросы журналистов о сюжете того или иного его фильма. Знаменитая концепция французского философа подразумевает исключение намерений автора из интерпретации текста, то есть самый популярный и банальный из вопросов «Что имел в виду автор?» устраняется как нечто заведомо избыточное.
Если вы только собираетесь начать смотреть сериал и ожидаете, что в восемнадцатой серии путём хитроумных построений виртуальный Холмс докажет, что убийца — садовник, бросьте эту затею. Вопросов станет только больше. А было ли убийство? Да и вообще, существует ли садовник и жертва? Может, ответы на эти вопросы не так и важны, но поклонники режиссёра сразу после титров заговорили о четвёртом сезоне, не имея, скажем прямо, на это никаких оснований. Вообще-то финал идеален, ведь по сути говорить больше не о чем, но при желании вполне реально из потенциального нового сезона сделать всё что угодно. Линчу уже 72 года, но он бодро смотрится на экране, поэтому давайте скрестим пальцы и будем надеяться на то, что ему удастся снять что-нибудь ещё. Будет ли это продолжение «Твин Пикса», другой телевизионный проект или полнометражный фильм - не имеет значения, важно только то, что Дэвид Линч находится в прекрасной творческой форме!
Немного забегу вперед и скажу, что Линч, возможно, выдал лучшее свое творение. В третьем сезоне “Твин Пикс” сплелись все нити, что тянулись с его прошлых фильмов. Здесь и долгая ночная дорога в финале из “Шоссе в никуда”, и Наоми Уоттс в непонятном сюрреалистическом дурдоме, как в “Малхолланд Драйве”, где сон переплетен с реальностью и наоборот. Ну и различные отсылки к “Голове ластику”, “Синему бархату”, и, конечно же, оригинальному “Твин Пиксу”.
Дэвид Линч с первой же серии говорит нам, что шутки кончились. Вся ламповость “того самого” сериала осталась в девяностых годах, а тот сюрреализм, что был в двадцатом веке, уже не так удивляет зрителя, как раньше. Первые четыре серии нового сериала могут шокировать тех, кто ждал чего-то более-менее похожее на предыдущие сезоны. Увы, здесь абсолютно иной тон повествования, хотя ностальгические захлёсты все же присутствуют.
Итак, я, как человек который ждал каждую серию у телевизора (в России сериал показывал ТВ-3) и участвовал в обсуждениях каждой серии, могу точно сказать, что абсолютно каждый эпизод вызывал у меня целую гамму эмоций. Этот тот самый случай, когда тебе ничего непонятно, но тебе это нравится. Вопросы остаются после каждой серии, и не на все мы получаем желанные ответы.
Итак, через весь сериал — но в этом сезоне особенно — проходит один главный мотив, а именно — двойственность. “Твин Пикс” переводится как “Две Вершины”, что уже намекает нам двойственность городка, а вместе с тем, всего, что есть в этой картине.
Весь этот Линчевский опус строго противопоказан неподготовленному зрителю. Перед тем, как смотреть, лучше ознакомиться со всеми известными работами режиссера. Просто во время обсуждения серий с поклонниками сериала, я пришел к выводу, что фанаты “Твин Пикс” и фанаты Дэвида Линча — это не всегда одно и то же. Те, что боготворят конкретно полнометражные работы, остаются в восторге от сериала, а те, что видели только оригинальный “Твин Пикс” уходят разочарованными.
Здесь очень много непонятных сцен, которые ты при первом просмотре не понимаешь. Но на самом деле каждая сцена важна, и у нее есть свое место в хронологии. Главное, отличить сон от реальности. Хотя, это тоже может быть не так важно. Может главное, как сказала Моника Белуччи в одном эпизоде, это понять, чей это сон? Разгадать все тайны придется вам самим.
Действие теперь происходит и за пределами Твин Пикса. И даже за пределами привычной реальности, где иные измерения показаны во всей красе. Новый сезон изобилует жуткими моментами, где теперь есть и жестокость и обнаженные сцены, которым не было места в старом сериале. Время идет, телевидение меняется, подходы к съемке тоже. Все выглядит невероятно классно даже с нарочито старомодными спецэффектами, чтобы не слишком выделяться на фоне оригинала. Возросли не только уровень съемок и география локаций, но и уровень самого сюжета. Теперь это не просто детектив в маленьком городке с элементами мистики, а полноценная борьба добра со злом вселенских масштабов. И это, кстати, ни разу не шутка.
Линч очень хорошо понимает свою вселенную и ориентируется в ней как никто другой. Он ловко подшучивает над зрителем, вкладывая в уста агента Купера реплику: “Какой сейчас год?” словно предугадывает желание зрителя вернуть “Тот самый Твин Пикс”. Но время “того самого” уже прошло, и режиссер это прекрасно понимает. Он вообще спокойно распоряжается выделенным ему хронометражом, может отдать целые минуты на подметание пола в закусочной, а может лично покурить на лестнице в еще одной долгой сцене. Также, он жертвует концовками эпизодов, и, вместо напряженных клиффхэнгеров, отдает время на музыкальные номера от всяких неизвестных исполнителей. Красота.
В общем, третий сезон “Твин Пикса” — это одно из лучших продолжений в истории телевидения. Линч, как и 25 лет назад совершил революцию, заставив зрителей по всему миру вновь удивляться, думать, спорить и сопоставлять. Отдельная благодарность за то, что команде удалось собраться в первоначальном виде, учитывая, что многие актеры уже давно не играют в кино. Все уже такие постаревшие, но все равно отлично играют, учитывая такой долгий перерыв. Видимо, здесь тоже сказывается мастерство Линча в работе с актерами.
Я лишь недавно открыла для себя сериал 'Твин Пикс' и, как и многие, влюбилась в него сразу же. Я думала, мне очень повезло, что все сезоны уже сняты, и я смогу посмотреть все целиком, без мучительного ожидания, через которое прошли многие фанаты. Но не просто так первые два сезона отделены от третьего на Кинопоиске. Дело не в годах. Просто это реально разные произведения.
Посмотрев пилотную серию, я слегка разочаровалась, что там мало старого доброго Твин Пикса, но предвкушала, что будет дальше. После второй серии я уже начала злиться, потому что Линч стал примешивать все больше и больше сюжетных линий, задавать все больше вопросов. Но ведь я знакома с Линчем, это в его духе, ответы, пусть и не очевидные, будут в конце, - думала я. Третья серия - уже откровенно бесит этот бессмысленный трэш. Середина четвертой серии - я сдалась.
Почему?
1.Дело не в том, что я люблю, чтобы смысл произведения мне подавали на блюдечке. Я люблю поразмышлять, я люблю поискать толкования загадок из фильмов. Но для этого всего нужен хоть какой-то смысл. А здесь его как будто нет, и, насколько я поняла по остальным отзывам, продолжив смотреть сериал, я бы просто наблюдала всю эту вакханалию 18 часов, а не 3,5.
Это не Малхолланд Драйв, который, пусть и не очевидно, является завершенной историей. Это даже не Шоссе в никуда, там был хоть какой-то смысл и подтекст. Это - лоскутное одеяло, куда Линч нарезал все, что когда-либо снимал, все, что ему нравится, все, что когда-либо приходило ему в голову. И вот это больше всего раздражает. Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию третьего сезона, нужно быть большим фанатом Линча, посмотреть все его произведения, а также сиквелы и приквелы и все на свете, что касается Твин Пикса. И не факт, что вам это поможет. А если я не готова тратить на это полжизни?
Создается впечатление, что Линч снял это для себя, а не для зрителя. Это неприятно.
2. Вышеперечисленные произведения я смогла посмотреть, потому что они красивые. В них все почти идеальное - люди, их макияж и прически, мебель, кофе, пепельницы, лампы - каждый элемент - это часть этого образа, мистической атмосферы, которая притягивает, заставляет смотреть, не отрываясь. Именно это привлекло меня и в первом Твин Пиксе.
Но третий сезон...мерзкий. Серьезно, в нем много гадости, уродливые люди, расчлененка, какое-то нечто в этом Вигваме, эта ужасная женщина с зашитыми глазами и много-много другого, отчего мне, как нормальному человеку, становилось не по себе. Именно поэтому я бросила смотреть. Не потому что я такой глупый и неблагодарный зритель, а потому что для меня это стало настоящим насилием над собой.
Это субъективный отзыв, но он искренний. Я считаю, что не стоит превозносить автора, даже если он раньше делал достойные вещи, если в этот раз ему это не удалось. Если для предыдущих произведений были найдены объяснения, то для этого нет.
Кто-то может сказать, просто отключи мозг и смотри, наслаждайся. Вот только я не насладилась. Мне было противно.
Чертовски хороший кофе и замечательный вишнёвый пирог
То, что в последней серии оригинально сериала Лора Палмер пообещала агенту Куперу встретится через 25 лет, и через 25 лет выходит продолжение культового сериала - это здорово. Это красивый ход. Но не более того, так как главное - это всё-таки содержание. И к счастью содержание не подкачало.
В первую очередь хочется отметить, что сериал 25-летней давности - было явление самобытное, необычное, неподражаемое и неповторимое. Поэтому ждать повторения Твин Пикса от нового сериала не имело смысла. Во всяком случае, для меня. Поэтому главный вопрос перед просмотром первых серий состоял в том, сможет ли новый сериал быть на уровне старого. Уж больно высоко была задрана планка. Опять-таки, как по мне, так очень даже получилось. Всё вновь закручено, очень необычно и очень атмосферно. Вновь многие сцены построены на грани восприятия, но при этом не скатываются в необъяснимый обскурантизм.
Что вызвало неоднозначную реакцию. Во-первых, это то, что новый Твин Пикс покинул границы города Твин Пикс. События теперь развиваются сразу в нескольких штатах. Момент спорный, но вспоминая конец старого сериала, соглашусь, что так и должно быть. Агент Купер отдал свое тело Бобу в обмен на освобождение Энни. А Бобу нужно было именно тело Купера, ведь это уровень федерального агента, а это значит, что духи чёрного вигвама вышли за рамки города. Во-вторых, это то, что Твин Пикс потерял свою тёплую атмосферу, свою «ламповость». Но, опять-таки, прошло 25 лет. Мир изменился. То что ушло, того уже не вернуть. Поэтому вернуть в тот городок уже не получится. И не стоит об этом сожалеть. Что ещё оказалось неоднозначно, так это то, что в новом Твин Пиксе, как и во многих современных модных сериалах появилась обнажёнка и расчленёнка. Те темы, которые классический Твин Пикс обходил. Но это очень часто появлялось в фильмах Линча. Поэтому, время поменялось, изменилось телевидение, изменился формат современных сериалов. То, что было запрещено на телевидение 25 лет назад, то дозволено сегодня. Поэтому, опять-таки, можно – значит оправдано. Наверное.
Что вызвало положительные чувства. Во-первых, конечно же, возможность вновь вернутся в Твин Пикс. Да, город уже изменился, но это всё ещё Твин Пикс. Это возможность встретится со старыми героями. Но это ещё не всё. Новые герои – это тоже интересные личности. Каждый персонаж, как и следует Твин Пиксу, это личность, которая удивляет, злит, заставляет сочувствовать или презирать. То есть вызывает бурю эмоций. Во-вторых, это чувство удивления, от того, как плавно и ровно продолжилось повествование истории классического сериала и фильма «Огонь иди со мной» (в том числе с учетом изначально вырезанных сцен). Мне поразило, как заготовки, подготовленные в тех фильмах, чётко и ровно вошли в новый пазл. Меня порадовало, что многие загадки предыдущих серий вдруг нашли своё объяснение в новом сериале. И, конечно же, появилось множество новых загадок.
Так что моё мнение, что сериал удался. И получился даже лучше предыдущих сезонов. Сериал, который по формату напомнил скорее не сериал, а длинный восемнадцатичасовой фильм. При этом я бы не смогла назвать сцены, которые оказались бы лишними или затянутыми. Новый Твин Пикс – это вновь событие. Это снова неоднозначное, но очень яркое явление. И это снова история с отрытым финалом. Так что, может быть, когда-нибудь мы увидим следующие серии данной удивительной истории.