«Твин Пикс» — это чарующая музыка в начальных титрах или нечто большее…
Что такое ностальгия? Дословно это тоска по родине, дому. В более широком смысле — тоска по прошлому (например, детству) или чему-то безвозвратно утраченному. Для меня это довольно тонкое чувство, которое может быть как светлым, так и с горечью неуходящей грусти. Как и многие, с кинематографом я познакомился ещё в раннем детстве, который увлёк меня своей безграничностью, а до появления видеомагнитофона его единственным источником был естественно телевизор.
В 1993 году в России на экраны вышел телевизионный проект режиссёра Дэвида Линча «Твин Пикс». Именно тогда произошло моё первое знакомство с ним, в возрасте десяти лет. В силу детского склада ума, я вряд ли тогда понимал весь смысл заложенных режиссёром загадок (да что греха таить, и в уже более взрослом возрасте тоже, Линч он такой), но он оставил неизгладимый отпечаток в моей памяти. Отчётливо помню ту тёплую и одновременно загадочную атмосферу маленького городка с дуновениями ледяного ветра, неторопливая жизнь которого оживала на экранах сразу после вступительной музыкальной темы Анджелло Бадаламенти, моментально ставшей неразрывной частью данного творения. Музыка которую когда слышишь, даже короткий фрагмент — начинаешь воспроизводить у себя в голове, настолько она невероятная. Отличная актёрская игра, фактурные, нетипичные персонажи, детективно-мистическая линия повествования, загадочность и непредсказуемость сюжета, убийство Лоры Палмер. Всё это держало до самого конца и привело к тому, что зрители втянулись в «Твин Пикс» с головой и оказались не готовы к его окончанию и долго не могли с этим смириться. Но как было сказано в конце оригинала Лорой Палмер: «Мы с вами увидимся снова через 25 лет». Вот мы и увиделись. Но была ли это встреча с добрым старым приятелем, или же с неизвестным незнакомцем?
Тут стоит сразу отметить, что продолжение является целиком и полностью творением одного режиссёра — Дэвида Линча, и это чувствуется. В оригинале с ним работало множество других режиссёров над отдельными эпизодами, что естественно затянуло проект и добавило ему сериальности. Ещё в процессе разработки продолжения Линч объявлял об уходе с поста режиссёра и сценариста из-за бюджетных ограничений, но потом вернулся, и так понимаю добился необходимой свободы действия. И воспользовался он ей, хочу я вам сказать, по полной. Он не стал заигрывать со зрителем, а поступил с ним самым беспощадным образом. Окатил ушатом холодной воды, не став спекулировать на ностальгических нотках, эксплуатируя успешную ранее схему повествования. Снял так, как сам видел и хотел, без каких либо компромиссов и оговорок. Исключил ту самую пресловутую сериальность на корню.
Даже сложно посоветовать хронологию просмотра неподготовленному зрителю, не видевшему оригинал. То есть если вы сначала отсмотрите первые сезоны «Твин Пикса», проникнетесь его аурой и приметесь за продолжение, вас как минимум ждёт лёгкий ступор, а то и более жёсткие фигуральные выражения. Если же начать сразу с третьего сезона, то и тут в лучшем случае удивление и гора непонимания вам гарантированы. Но хоть пожалуй не будет такого резкого контраста и вследствие этого предвзятости по отношению к первым сезонам, что так мешает смотреть уже ознакомившимся. Тут дело сугубо Ваше.
Будучи сам заложником оригинала, первые несколько серий я упорно ждал возвращения в экранную вселенную моего детства. Но чем больше проходило хронометража, тем надежд на возвращение становилось всё меньше. Не скрою, появились нотки разочарования, мне казалось, что Линч попросту издевается надо мной, над своим зрителем. Но я продолжал смотреть, и понимал лишь одно — что это становится интересно и необычно. Постепенно предвзятость к фильму стала улетучиваться, я смирился с новым форматом происходящего и начал просто получать удовольствие от просмотра. Повествование продолжения стало холодным, форма грубой, атмосфера настороженной, сюжет настолько сюрреалистичным, что даже воображению стало тяжело с ним справляться.
Такое чувство, что Дэвид Линч, получив полную свободу, бесцеремонно решил воплотить все свои задумки здесь и сейчас, потому что он ощущается во всём. Есть просто изумительные в плане эстетики кадры, сменяющиеся довольно пресными и на первый взгляд (а может и на второй, третий…) несвязанными событиями. Динамика сменяется затяжной монотонностью, ирония и сатира лезут на первый план. Радуют глаз визуально превосходно снятые моменты, а в некоторых бросается в глаза небрежный, рваный монтаж. И весь фильм такой, он не ровный. Режиссёр, как будто специально не даёт вам привыкнуть, войти в колею, а беспардонным образом швыряет вас из стороны в сторону. Многим это может показаться не комфортным, но Линч не оглядывается назад, он идёт дальше, не ждёт отстающих…
Описывать детально такой фильм тяжело и наверное нет смысла, потому что это пазл со множеством элементов, который может и не собраться. Большинство старых героев станут неприветливыми зрителю, многие новые будут непонятны, все метаморфозы с Купером обретут дальнейшее развитие. Даже настанет момент, когда можно будет облегчённо вздохнуть, заиграет та самая знакомая музыка, заварится чашка свежего кофе, прозвучит аббревиатура ФБР и покажется на долю мгновения, что всё вернулось на 25 лет назад… Но не всё так, как кажется.
Скажу честно, о просмотре не сожалею, да ожидал иного (но это уже мои трудности), а получил нечто новое. Мне было интересно, и я отчётливо понимаю, что нигде больше такого не увижу. Так что в конечном счёте обманутым себя не считаю, а Дэвиду Линчу скажу Спасибо! Надеюсь на продолжение…
Возвращаясь к вопросу в заголовке, отвечу: Да, «Твин Пикс» это чарующая музыка в начальных титрах и это нечто большее, для каждого своё. Для меня это возможность вспомнить прошлое и перейти в будущее, ведь ностальгия это сильное чувство, но вечно топтаться на месте тоже нельзя.
P.S.: И касательно музыки. Помимо главных тем, зрителя в конце почти каждого эпизода ждёт музыкальный десерт, где каждый что-то выберет себе по душе.
В последнее время его (времени) и хороших фильмов категорически не хватает. Если и удается выделить на просмотр очередного нашумевшего фильма пару часов, то не факт, что фильм будет стоить того, чтобы на него их потратить. И наоборот, 'проплывает' мимо фильм, посмотреть хочется, а времени нет. Потом забывается.
Но мимо очередного творения Дэвида Линча 'проплывать' не собирался, ждал давно, можно даже сказать, что с нетерпением. Потому что воспоминания родом из 90-х годов живы до сих пор. Музыка Анджело Бадаламенти нет-нет да всплывет в памяти, водопад, красивые леса, танцующая красотка Одри, кумир детства специальный агент ФБР Дэйл Купер и неповторимая атмосфера таинственности и нереальности происходящего вперемешку с чертовски хорошим кофе, - такое не забывается.
Да и в целом творчество Линча всегда интересовало, не могу сказать, что я в восторге от всех его фильмов, но 'Синий бархат', 'Человек-слон', даже неудавшуюся по мнению самого Линча 'Дюну' и уж тем более 'Малхолланд драйв' пересматривал не раз (в то прекрасное время, когда его (времени) было предостаточно).
Итак, 'Твин Пикс'. Третий сезон. Опасения насчет того, что это будет эдакий междусобойчик постаревших актеров и режиссера не давали покоя до самого выхода первых четырех серий. Уже после просмотра первого эпизода стало понятно, что Линч вернулся не для того, чтобы паразитировать на былой славе, но для того, чтобы снова эту славу завоевать.
Можно бесконечно расстраиваться из-за того, что третий сезон кардинально отличается от первых двух, говорить, что новые серии не оставляют камня на камне от старых впечатлений, но стоит только вспомнить о том, что Дэвид Линч в первых двух сезонах режиссировал только пятую часть от общего числа серий, стоит только пересмотреть его полнометражный 'Огонь иди со мной' и все встает на свои места. То, что мы видели в 90-х это не тот Твин Пикс, каким его задумывал Линч. И только этим летом мы узнаем, что он хотел нам показать еще двадцать шесть лет назад.
У атмосферы нового сезона куда больше общего с 'Синим бархатом', 'Малхолланд драйвом', даже 'Головой ластиком', чем с первыми сезонами сериала. Оно и понятно, мы видим чистое творчество Линча, когда все под его контролем начиная от подбора актеров и заканчивая постановкой света. Любителям того бесконечного мыла устроенного сценаристами во втором сезоне, когда авторы не знали как им продолжать ни на что не влияющие сюжетные линии, и когда только жесткая жестокая линчевская концовка поставила жирное троеточие в сериале, можно только посочувствовать. Поклонникам же всего творчества Линча можно позавидовать, потому что уже по первым эпизодам понятно, что нас ждет абсолютно оригинальная, фантастическая, непредсказуемая, живая история приправленная изрядным количеством сюра и неповторимым линчевским заигрыванием со зрителем. Теперь никто нас не убережет от затянутых сцен, диалогов, в которых определяющим является поведение героев, путешествий в мир духов и обратно. Два мира теперь разделены гранью настолько тонкой, что возникают сомнения в том существует ли она вообще. Странностей, необычных героев, мест здесь столько, что не они теперь являются изюминкой сериала, как было раньше, а моменты без чего-то сверхъестественного.
Появляются новые герои, их много, их значение пока не до конца понятно, но главным героем, бесспорно, остается Дэйл Купер в исполнении харизматичного Кайла МакЛахлена (именно к такому переводу его фамилии я привык и МакЛоклен для меня совершенно другой человек). Не удержусь от небольшого спойлера и скажу, что в первых эпизодах для него отведено аж три роли. Уже засветились Шерил Ли (Лора Палмер), Гарри Гоаз и Кимми Робертсон (Энди и Люси, эта парочка с возрастом стала еще чуднее, чем была), Расс Тэмблин (доктор Джэкоби, который на протяжении всех первых эпизодов занят очень загадочным действом), Дэна Эшбрук (Бобби, который кардинально сменил род занятий), Рэй Уайз (Лиланд Палмер), Грейс Забриски (Сара Палмер), Дэвид Линч (Гордон Коул, фразы и эмоции которого вызывали у меня хохот), Дэвид Духовны (Дэнис, диалог с участием которого/которой очень ироничен). Мелькали Шелли и Джеймс, братья Хорны и леди с поленом, великан и однорукий. Разочарованием для меня стало отсутствие в третьем сезоне Майкла Онткина. Его Гарри Трумен был одним из моих любимых героев в детстве. Отдельно хочу отметить сцену приезда в Твин Пикс сына Энди и Люси. Уолли приехал на мотоцикле, чтобы отдать дань уважения шерифу. В их диалоге можно прочесть и непонимание между разными поколениями и желание Линча отдать дань уважения старым актерам задействовав их в сериале, но перейдя при этом к совершенно другой истории. Смотрите на лица обоих, они как нельзя лучше выражают практическое отсутствие связи между временами, между девяностыми и нынешним временем. Думаю, что эта одна из проблем затронутых Линчем, доказательством тому является еще и повторяющийся вопрос однорукого 'это будущее или прошлое?'. Если Линчу в третьем сезоне удастся связать прошлое и настоящее, получить новых поклонников и сохранить старых, то, думаю, ни у кого уже не возникнет сомнений в его гениальности.
Тем, кто столкнется с творчеством Дэвида Линча впервые придется пройти ломку стереотипов сложившихся о сериалах, придется привыкать к совершенно новому стилю подачи сюжета, отвыкать от разжевываний, научиться понимать образы, читать между строк, додумывать, не ждать однозначных ответов. Если не сделать всего этого, не постараться понять мастера, то уже после получаса просмотра вы выключите фильм со словами 'это просто наркоманский бред'. Значит не ваше, значит не хотите покидать свою зону комфорта и пытаться проникнуть в глубины мира Дэвида Линча, где сон неизменно связан с реальностью, а увиденные образы значат куда больше произнесенных слов. Те же, кто знаком с магией Линча не понаслышке, я уверен, оценят продолжение 'Твин Пикса'. Уже в первых четырех эпизодах столько необычного, смешного, жуткого и интригующего, что в эмоциональном плане этого вполне хватило бы на пару полнометражных картин. Вовлечение в происходящее стопроцентное, оторваться от экрана было невозможно, такого со мной не было очень давно. Тот редкий случай, когда не только не жаль потраченного времени, но с удовольствием потрачу вдвойне, чтобы пересмотреть увиденное.
Наверняка вы знаете об этом и так, но оригинальный «Твин Пикс» - культовый сериал начала девяностых, созданный усилиями могучей кучки режиссёров и сценаристов во главе с Дэвидом Линчем и Марком Фростом. Один из эпизодов был даже поставлен Дайан Китон. В основе сюжета - расследование убийства Лоры Палмер и связанная с ним мистическая подоплёка. Феноменальный зрительский успех сошёл на нет после давления со стороны руководства канала на авторов, от которых требовали раскрыть имя убийцы. Дэвид Линч отошёл от работы над проектом, хотя и срежиссировал некоторые серии второго сезона, включая умопомрачительный финал.
Первый сезон потрясал изысканными контрастами. Некоторые эпизоды по праву можно назвать тяжёлым комплексным оружием. Они производили эффект разорвавшейся бомбы за счёт слияния в единое целое мелодраматичности, иронии, ужаса и сюрреалистичности. Например, в самый ответственный момент похорон Лиланд, отец Лоры Палмер, под сентиментальную музыку прыгает в слезах в могилу на гроб дочери, а заевший механизм то опускает гроб, то поднимает его вновь. В следующем эпизоде официантка изображает эту душераздирающую сцену на пальцах, чтобы развеселить посетителей кафетерия. Что это, как не инсталляция прямиком из музея современного искусства? Подлинным воплощением стиля «Твин Пикса» стал Дейл Купер. Трудно устоять перед обаянием агента ФБР, особенно когда тот восхищается какими-то вещами или строит из себя чокнутого профессора. Дух и настроение сериала за долгие годы никто, включая самого Линча, не смог воссоздать в полнометражном кино или телевизионном проекте. Надо ли говорить, насколько фанаты изголодались по вкусу того самого вишнёвого пирога? Рецепт, однако, был утрачен. Впрочем, честнее сказать так: те блюда, которые с аппетитом поглощали миллионы телезрителей в девяностые, не вызывают у шеф-повара былого энтузиазма, Линч за последние десять-пятнадцать лет обнаружил в себе тягу к гораздо более сложным экспериментам в области высокой кухни. Прежде чем приступить к просмотру нового сезона с этим следует смириться, очарования старого-доброго «Твин Пикса» не вернуть.
Тем не менее, многое осталось на своих местах. В девяностых часть экранного времени уходило на бестолковые параллельные линии и скучных второстепенных персонажей. Достаточно вспомнить одно из самых объёмных ответвлений, посвящённое лесопилке, а про взаимоотношения чувствительного копа и секретарши или нелепое сумасшествие одноглазой женщины и говорить нечего. Искромётный авангардный юмор первого сезона к началу второго руководители проекта променяли на приёмы из дешёвых пародийных комедий. Новый «Твин Пикс» доводит эту производственную случайность до абсурда, так как возвращение многих персонажей после двадцатишестилетнего отпуска практически ничем не обусловлено. В 2017 году зрителю приходится иметь дело с несколькими Куперами, один из которых — воплощение зла, другой — миролюбивый зомби, а о третьем мы практически ничего не знаем. При этом их истории не слишком активно пересекаются до самого финала, но что куда важнее — в сериале нашлось место дюжине побочных сюжетных ответвлений, большая часть которых изолирована содержательно и стилистически, то есть по всем признакам имеет лишь опосредованное отношение к мрачному миру плохого Купера и ситкомовским условностям мира добряка Дагги. Именно благодаря нагромождению персонажей, приглашённым на съёмочную площадку из ностальгических соображений, Линчу удалось создать уникальное в своём роде полистилическое произведение, подобное лучшим опусам Альфреда Шнитке. Познать мир «Твин Пикса» целевая аудитория должна, прежде всего, через опыт сочетания несочетаемого, а не сюжетные перипетии. Линия с участием злого Купера отличается не только по атмосфере, но и визуально - здесь преобладают тёмные приглушённые цвета. Тут куда выше и концентрация насилия. Однако, если с чем-то подобным мы так или иначе сталкиваемся в мрачных триллерах, то мир белого вигвама по-настоящему уникален! Чёрно-белые полубезумные образы, приходящие на смену, скажем, семейным неурядицам Дагги, ошеломляют вдвойне. Такого соседства видеоарта и телевизионной картинки не может себе позволить ни один другой именитый режиссёр. Кроме того, Линч не пытается подсадить зрителя на сериал, пичкая его под финал каждого эпизода какими-то откровениями, о которых — как знать! - могут поведать в следующих сериях. Большинство эпизодов в третьем сезоне завершаются музыкальными номерами и такое смелое смещение акцентов не вызывает ничего кроме восхищения.
Следует, однако, признать, что фанаты сериала уделяют куда больше внимания поиску ответов на вопросы, а не описаниям формальной изощрённости третьего сезона. Разумеется, авторы усыпали фильм многочисленными намёками и отсылками, часть из которых далеко не сразу обретает смысл. Действительно, понимание некоторых фраз и образов приходит только по мере получения нового опыта. Есть в этом свои сложности. Для того, чтобы уяснить события, происходящие где-нибудь в восемнадцатой серии, необходимо обратиться к ничего не значащим обрывкам диалогов из первых эпизодов. Готовы ли вы к опыту такого рода? Очень соблазнительно объяснить ТП как некий ребус, красота которого заключается в сложности связей разных полунамёков и персонажей с исходными смыслами. Идея шарады доминирует во всём позднем творчестве Линча, но не нужно её воспринимать слишком буквально, подгоняя увиденное под некую стройную концепцию. Линч всё-таки старается задавать вопросы, на которые есть несколько ответов. «Твин Пикс» - блестящий пример открытого произведения, то есть авангардного опуса, отражающего двусмысленность человеческого бытия и обладающего широким потенциалом к множественности интерпретаций. Сам Линч неоднократно цитировал, например, Ролана Барта, отвечая на прямые вопросы журналистов о сюжете того или иного его фильма. Знаменитая концепция французского философа подразумевает исключение намерений автора из интерпретации текста, то есть самый популярный и банальный из вопросов «Что имел в виду автор?» устраняется как нечто заведомо избыточное.
Если вы только собираетесь начать смотреть сериал и ожидаете, что в восемнадцатой серии путём хитроумных построений виртуальный Холмс докажет, что убийца — садовник, бросьте эту затею. Вопросов станет только больше. А было ли убийство? Да и вообще, существует ли садовник и жертва? Может, ответы на эти вопросы не так и важны, но поклонники режиссёра сразу после титров заговорили о четвёртом сезоне, не имея, скажем прямо, на это никаких оснований. Вообще-то финал идеален, ведь по сути говорить больше не о чем, но при желании вполне реально из потенциального нового сезона сделать всё что угодно. Линчу уже 72 года, но он бодро смотрится на экране, поэтому давайте скрестим пальцы и будем надеяться на то, что ему удастся снять что-нибудь ещё. Будет ли это продолжение «Твин Пикса», другой телевизионный проект или полнометражный фильм - не имеет значения, важно только то, что Дэвид Линч находится в прекрасной творческой форме!
Немного забегу вперед и скажу, что Линч, возможно, выдал лучшее свое творение. В третьем сезоне “Твин Пикс” сплелись все нити, что тянулись с его прошлых фильмов. Здесь и долгая ночная дорога в финале из “Шоссе в никуда”, и Наоми Уоттс в непонятном сюрреалистическом дурдоме, как в “Малхолланд Драйве”, где сон переплетен с реальностью и наоборот. Ну и различные отсылки к “Голове ластику”, “Синему бархату”, и, конечно же, оригинальному “Твин Пиксу”.
Дэвид Линч с первой же серии говорит нам, что шутки кончились. Вся ламповость “того самого” сериала осталась в девяностых годах, а тот сюрреализм, что был в двадцатом веке, уже не так удивляет зрителя, как раньше. Первые четыре серии нового сериала могут шокировать тех, кто ждал чего-то более-менее похожее на предыдущие сезоны. Увы, здесь абсолютно иной тон повествования, хотя ностальгические захлёсты все же присутствуют.
Итак, я, как человек который ждал каждую серию у телевизора (в России сериал показывал ТВ-3) и участвовал в обсуждениях каждой серии, могу точно сказать, что абсолютно каждый эпизод вызывал у меня целую гамму эмоций. Этот тот самый случай, когда тебе ничего непонятно, но тебе это нравится. Вопросы остаются после каждой серии, и не на все мы получаем желанные ответы.
Итак, через весь сериал — но в этом сезоне особенно — проходит один главный мотив, а именно — двойственность. “Твин Пикс” переводится как “Две Вершины”, что уже намекает нам двойственность городка, а вместе с тем, всего, что есть в этой картине.
Весь этот Линчевский опус строго противопоказан неподготовленному зрителю. Перед тем, как смотреть, лучше ознакомиться со всеми известными работами режиссера. Просто во время обсуждения серий с поклонниками сериала, я пришел к выводу, что фанаты “Твин Пикс” и фанаты Дэвида Линча — это не всегда одно и то же. Те, что боготворят конкретно полнометражные работы, остаются в восторге от сериала, а те, что видели только оригинальный “Твин Пикс” уходят разочарованными.
Здесь очень много непонятных сцен, которые ты при первом просмотре не понимаешь. Но на самом деле каждая сцена важна, и у нее есть свое место в хронологии. Главное, отличить сон от реальности. Хотя, это тоже может быть не так важно. Может главное, как сказала Моника Белуччи в одном эпизоде, это понять, чей это сон? Разгадать все тайны придется вам самим.
Действие теперь происходит и за пределами Твин Пикса. И даже за пределами привычной реальности, где иные измерения показаны во всей красе. Новый сезон изобилует жуткими моментами, где теперь есть и жестокость и обнаженные сцены, которым не было места в старом сериале. Время идет, телевидение меняется, подходы к съемке тоже. Все выглядит невероятно классно даже с нарочито старомодными спецэффектами, чтобы не слишком выделяться на фоне оригинала. Возросли не только уровень съемок и география локаций, но и уровень самого сюжета. Теперь это не просто детектив в маленьком городке с элементами мистики, а полноценная борьба добра со злом вселенских масштабов. И это, кстати, ни разу не шутка.
Линч очень хорошо понимает свою вселенную и ориентируется в ней как никто другой. Он ловко подшучивает над зрителем, вкладывая в уста агента Купера реплику: “Какой сейчас год?” словно предугадывает желание зрителя вернуть “Тот самый Твин Пикс”. Но время “того самого” уже прошло, и режиссер это прекрасно понимает. Он вообще спокойно распоряжается выделенным ему хронометражом, может отдать целые минуты на подметание пола в закусочной, а может лично покурить на лестнице в еще одной долгой сцене. Также, он жертвует концовками эпизодов, и, вместо напряженных клиффхэнгеров, отдает время на музыкальные номера от всяких неизвестных исполнителей. Красота.
В общем, третий сезон “Твин Пикса” — это одно из лучших продолжений в истории телевидения. Линч, как и 25 лет назад совершил революцию, заставив зрителей по всему миру вновь удивляться, думать, спорить и сопоставлять. Отдельная благодарность за то, что команде удалось собраться в первоначальном виде, учитывая, что многие актеры уже давно не играют в кино. Все уже такие постаревшие, но все равно отлично играют, учитывая такой долгий перерыв. Видимо, здесь тоже сказывается мастерство Линча в работе с актерами.
Чертовски хороший кофе и замечательный вишнёвый пирог
То, что в последней серии оригинально сериала Лора Палмер пообещала агенту Куперу встретится через 25 лет, и через 25 лет выходит продолжение культового сериала - это здорово. Это красивый ход. Но не более того, так как главное - это всё-таки содержание. И к счастью содержание не подкачало.
В первую очередь хочется отметить, что сериал 25-летней давности - было явление самобытное, необычное, неподражаемое и неповторимое. Поэтому ждать повторения Твин Пикса от нового сериала не имело смысла. Во всяком случае, для меня. Поэтому главный вопрос перед просмотром первых серий состоял в том, сможет ли новый сериал быть на уровне старого. Уж больно высоко была задрана планка. Опять-таки, как по мне, так очень даже получилось. Всё вновь закручено, очень необычно и очень атмосферно. Вновь многие сцены построены на грани восприятия, но при этом не скатываются в необъяснимый обскурантизм.
Что вызвало неоднозначную реакцию. Во-первых, это то, что новый Твин Пикс покинул границы города Твин Пикс. События теперь развиваются сразу в нескольких штатах. Момент спорный, но вспоминая конец старого сериала, соглашусь, что так и должно быть. Агент Купер отдал свое тело Бобу в обмен на освобождение Энни. А Бобу нужно было именно тело Купера, ведь это уровень федерального агента, а это значит, что духи чёрного вигвама вышли за рамки города. Во-вторых, это то, что Твин Пикс потерял свою тёплую атмосферу, свою «ламповость». Но, опять-таки, прошло 25 лет. Мир изменился. То что ушло, того уже не вернуть. Поэтому вернуть в тот городок уже не получится. И не стоит об этом сожалеть. Что ещё оказалось неоднозначно, так это то, что в новом Твин Пиксе, как и во многих современных модных сериалах появилась обнажёнка и расчленёнка. Те темы, которые классический Твин Пикс обходил. Но это очень часто появлялось в фильмах Линча. Поэтому, время поменялось, изменилось телевидение, изменился формат современных сериалов. То, что было запрещено на телевидение 25 лет назад, то дозволено сегодня. Поэтому, опять-таки, можно – значит оправдано. Наверное.
Что вызвало положительные чувства. Во-первых, конечно же, возможность вновь вернутся в Твин Пикс. Да, город уже изменился, но это всё ещё Твин Пикс. Это возможность встретится со старыми героями. Но это ещё не всё. Новые герои – это тоже интересные личности. Каждый персонаж, как и следует Твин Пиксу, это личность, которая удивляет, злит, заставляет сочувствовать или презирать. То есть вызывает бурю эмоций. Во-вторых, это чувство удивления, от того, как плавно и ровно продолжилось повествование истории классического сериала и фильма «Огонь иди со мной» (в том числе с учетом изначально вырезанных сцен). Мне поразило, как заготовки, подготовленные в тех фильмах, чётко и ровно вошли в новый пазл. Меня порадовало, что многие загадки предыдущих серий вдруг нашли своё объяснение в новом сериале. И, конечно же, появилось множество новых загадок.
Так что моё мнение, что сериал удался. И получился даже лучше предыдущих сезонов. Сериал, который по формату напомнил скорее не сериал, а длинный восемнадцатичасовой фильм. При этом я бы не смогла назвать сцены, которые оказались бы лишними или затянутыми. Новый Твин Пикс – это вновь событие. Это снова неоднозначное, но очень яркое явление. И это снова история с отрытым финалом. Так что, может быть, когда-нибудь мы увидим следующие серии данной удивительной истории.
'Твин Пикс' — легендарный сериал, культовый статус которого неоспорим. Своим проектом Дэвид Линч и Марк Фрост перевернули вселенную ТВ девяностых годов, ворвавшись в океан бездушных криминальных многосериек и ситкомов. Снятая на репортажную камеру история о расследовании убийства Королевы школы, Лоры Палмер, очаровала зрителя непередаваемой атмосферой, рассказанной через необыкновенное видение мира глазами специального агента ФБР Дэйла Купера.
Кайл МакЛоклен, исполнитель роли Дэйла Купера, не смотря на свое участие в полнометражных фильмах Дэвида Линча, по-настоящему прославился только после выхода сериала. Его персонаж, очаровательный и оригинальный детектив, приглянулся зрителю, делая сериал особенным, не похожим на собратьев по эфиру тех лет. Дэйл Купер не был парнем, почесывающим 'синюю' щетину, попутно заряжая огромных размеров револьвер. Дэйл Купер притягивал другим... Он был открытым, правильным и добрым человеком, чем и заслужил всеобщую любовь обитателей Твин Пикса.
Место действия сериала, сам Твин Пикс, заботливо 'создан' сценаристом сериала, Марком Фростом. Это поселение в восьми километрах от Канадской границы, окруженное высокими деревьями, окутанное туманами, задавало тональность мистике, притягивая зрителя к экранам чарующей атмосферой неизвестности... Кто знает, что происходит в этих бескрайних лесах?
На пике популярности сериала, родственники Линча и Фроста пишут книги, телеканал выпускает сувенирную продукцию, каждый год в Норд Бенде (место съемок) проводится фанатский фестиваль, куда приезжают все причастные к созданию легендарного проекта. И каждый год Дэвиду Линчу задавали один и тот же вопрос: 'Дэвид, когда продолжение?'. По-началу Линч и Фрост отшучивались, вспоминая фразу Лоры Палмер и отвечая: 'Через 25 лет'. Но когда 25 лет действительно прошло, Линч и Фрост загорелись идеей снять продолжение, получив карт-бланш от канала ShowTime.
Третий сезон 'Твин Пикс' не паразитирует на персоналиях старых героев, рассказывая банальную историю. Дэвид Линч не был бы Дэвидом Линчем, не задай он в самом начале еще больше вопросов, клубок которых будет медленно распутываться на протяжении 18 новых эпизодов. К сюжетным линиям старых знакомых, Фрост наращивает множество новых, связанных лишь косвенно. Мистическая составляющая в продолжении выше, чем в оригинальном сериале и сравнима со спин-оффом про Филлипа Джеффриса ('Твин Пикс: Сквозь огонь'), роль которого в фильме 1992 года исполнил ныне покойный Дэвид Боуи.
Продолжение не лишено атмосферы оригинала и Дэвид Линч, прекрасно понимая как работает ностальгия, заигрывает со зрителем, выхватывая постаревших героев из прошлого... Их лица покрыты морщинами, но в душе они все так же молоды, как и 25 лет назад. И пускай мотоцикл покрылся ржавчиной, а кожаную куртку сменил полицейский пуховик — они все те же, какими мы их помним. Разве что не курят в школьном туалете, прячась от преподавателей.
Перефразируя строчку из песни 'Shadow' коллектива 'Chromatics', звучавшей под занавес второго эпизода: 'Как последний ночной дождь, мы последний раз посетим это место...'. Мы рады снова вернуться туда, где самый лучший вишневый пирог и кофе в мире. Пожалуйста, поставьте точку там, где не хватило духу раньше. Каждый персонаж заслужил это еще 25 лет назад.
Ах как хочется вернуться, ах как хочется ворваться… в городок
«Твин Пикс» является поистине величайшим произведением в истории телевидения. Можно сказать, что вся история многосерийных фильмов делится на период «до Пикса» и «после». Странный, почти сюрреалистический способ повествования, оригинальная задумка, мощный детективный сюжет и подробнейшим образом прописанные персонажи превратили сериал в культ. Каждый современный сериал старается сделать то, что сделал в свое время «Твин Пикс». Для нашей страны сериал вообще стал легендой – это было практически первый зарубежный сериал на постсоветском телевидении.
И вот, спустя 25 лет, неподражаемый Дэвид Линч возвращается к теме, воздвигшей его на телевизионный Олимп. Публика расценила возвращение мэтра к его magnum opus по-разному. Одни решили, что у Линча дела совсем швах (ресторан закрыли, картины не продаются, дочка снимается коммерчески невыгодные фильмы) и он решил подзаработать. Другие обвинили Линча в старческой деменции, вызванной литрами кофе. Но большинство были, всё же, рады, узнав о продолжении любимого сериала после столь мрачного финала. Агрессивная рекламная кампания привела к тому, что люди, до 2017 года не слышавшие о «Твин Пиксе», посмотрели оригинальный сериал, прониклись духом американской глубинки… и тут же стали требовать продолжения.
Первое, что бросается в глаза – сериал стал куда мрачнее и наполнен так называемой «крипотой». Начальные серии ближе, скорее, к «Синему бархату» и «Шоссе в никуда», чем к оригинальному сериалу. Забудьте о шутках про кофе, пирог и обаянии агента Купера – вам покажут отрубленные головы, пулевые отверстия, насилие над женщинами и прочие неудобоваримые вещи. Не обошлось без фирменных приемов Линча вроде мигающего фонарика, вызывающего чувство смятения, и загадок. И творческая свобода, которую продюсеры подарили Линчу, работает на полную катушку. Мы играем в игру, правила которой установил сам Линч и меняет на ходу. И мы даруем ему это преимущество, зная, что он старается для нас; мы не расчитываем на победу в этом безумии, а просто потому что старик наслаждается происходящим. И эта энергетика проходит сквозь телевизионный экран. Попытки расшифровать все работы Линча, в том числе и новый сезон «Твин Пикс», редко заканчиваются успехом, так что такие эпизоды, как говорящий мозг, стоит воспринимать лишь художественными инсталляциями, а не сценами фильма.
Не изменился и подход к кинопроизводству. Места, являющиеся нормальными, становятся жуткими и гротескными. Дэвид Линч всё также берёт красивых людей и снимает их так, чтобы они казались уродливыми и комичными.
«Твин Пикс» всегда был силен актерской игрой, хотя, будем честны, актерский состав там был так себе. Линч просто собрал своих друзей вроде МакЛоклена и Джека Нэнса с Рэем Уайзом, позвал актеров преимущественно из популярных мыльных опер того времени, сделал из осветителя Фрэнка Силвы, наверное, одного из самых жутких персон в истории кинематографа… и все. Неизвестные имена не умаляли исходившего от актеров обаяния, харизмы, а погружение актеров в образы делало персонажей 'родными'. В новом же сериале Линч развернулся на полную катушку позвав в проект как «старую гвардию», так и множество известных актеров вроде Аманды Сайфред, Наоми Уоттс, Майкла Серы, Роберта Неппера и т.д. На некоторых из актеров «старой команды» смотреть просто сложно. Катрин Колсон, сыгравшая Даму с поленом, скончалась от болезни в 2015 году, но до последнего принимала участие в съемках. Мигель Феррер также не дожил до премьеры. Лично для меня, сериал подарил откровение в виде Мэттью Лилларда. Актер, обычно играющий проходных персонажей, раскрыл свой потенциал на максимум и демонстрирует невообразимый спектр эмоций.
И всё же, «Твин Пикс: возвращение» вышел жутким и медленным. Это не кино, это не сериал, это нечто вообще не для телевизора; история здесь принимает нестандартные форму и постоянно генерирует чувство тревоги. Думаю, лучше всего новый сезон «Твин Пикса» характеризует следующее. В первой серии демонстрируют некоего молодого человека, который находится в почти сомнамбулическом состоянии наблюдения за странным стеклянным ящиком. Так вот: ящик – это телевизор, а конкретнее – любая современная сериальная продукция, например, от Netflix. Одинокий мужчина и его подруга – зрители; normie; обыватели, пришедшие посмотреть пару серий любимого сериальчика и заняться казуальным сексом. А вот то, что происходит с ними потом… что ж, это примерно то, что делает с мозгом зрителя Дэвид Линч. Как Chromatics пели в закрывающей композиции второй серии: your shadow fell like last night’s rain… for the last time. Позвольте вернуться в городок «Два Пика» в последний раз.
Неклассический. Совсем другой. Но такой долгожданный Твин Пикс.
Просмотрев первые 4 серии, из доступных на данный момент, могу сказать с уверенностью, что это именно тот 'Твин Пикс', которого я ждала, вот уже, почти, 10 лет! Ощущения при просмотре первых серий были противоречивые: я знала, что это будет новое, но все равно с каждой серией я удивлялась и погружалась все больше и больше.
Ты смотришь и не понимаешь, а потом пересматриваешь, 'пережевываешь' эту 'любимую жвачку, которая снова вошла в моду' и осознаешь, что ты не просто безучастно смотришь, а буквально, сам 'живешь' там.
Это не продолжение мыльной оперы, которая захватила второй сезон, благодаря Фросту, который воспользовался тем, что Линч теряет интерес к созданию сериала (из-за того, что его заставляют раскрыть убийцу и сделать ЕГО же творение проще и легче перевариваемым). Естественно, Линча это гнетет и интерес к продолжению теряется и у него самого, и у его преданных фанатов, к которым себя отношу я, собственно.
Возможно, многих наоборот обрадовало то, что к середине второго сезона 'Твин Пикс' превратился в самый обычный сериал, но уж точно не меня. Я понимала, что что-то в нем не так, что он становится другим, чужим, обычным и немного скучным и нудным. Этот факт меня, как и многих 'линчманов' огорчил. Но вот случилось нечто! Он вернулся, именно он, - такой, какой он был в первом сезоне и в фильме 'ТП: сквозь огонь'/'ТП: огонь, иди со мной'.
Вернулось всё!
Вернулась атмосфера хаоса; буря эмоций; на первый взгляд несвязанные с собой сюжетные линии; музыка А. Бадаламенти (за это отдельное спасибо!); вернулась головокружительная обстановка; полное погружение в Black and White Lodges; вернулся потрясающий вокал в финальные титры каждой серии (надо отметить, достойная замена Julee Cruise); вернулись многие любимые актеры, которых просто обожала и ненавидела в детстве (вообще, очень люблю фильмы Д. Линча за то, что к его героям всегда относишься неоднозначно, по-разному, в зависимости от ситуации, чем не многие режиссеры и сценаристы могут похвастаться в своих фильмах).
Перечислять то, что вернулось с продолжением 'Твин Пикс' (2017) можно бесконечно долго, могу подытожить и сказать, что вернулся сам Д. Линч, такой, какой он есть, практически, без 'примесей' Фроста. Вернулась его индивидуальность в кинематографе, которая стала очень популярной среди многих других режиссеров, ведь именно 'Твин Пикс' прославил Д. Линча в таком масштабе, которого он сам от себя не ожидал (об этом он говорил в одном из своих интервью). Многие его, последователи, сняли достойные сериалы и фильмы, чего стоит 'Настоящий детектив', например.
Вклад Д. Линча колоссален. Сомневаюсь, что найдется человек, который ничего бы не знал или не слышал о нашумевшем 'Твин Пиксе' 90-х.
Не так давно его фильм 'Малхолланд Драйв' отнесли к лучшим фильмам ХХI века и занимает он первое место, между прочим! Это, естественно, является показателем, уровнем и мощью его творений.
Д. Линч взорвал серую обыденность и шаблонность сериалов/фильмов и за этого его ценят и уважают.
Новый 'Твин Пикс' именно НОВЫЙ и он совсем не тот, чем кажется. Такой, каким, возможно, его не ожидали увидеть ценители второго сезона, под руководством Фроста. Д. Линч снял его именно для ценителей всего его творчества: здесь можно ощутить атмосферу 'Малхолланд Драйв', 'Шоссе в никуда' и, конечно же, 'Твин Пикс: сквозь огонь'. Ведь не зря же он в одном из своих интервью сказал, что все действия его фильмов, которые я перечислила выше, происходят в одной вселенной, что все это ОДИН большой ФИЛЬМ, одна большая история мира сюрреализма Д. Линча.
Огромное спасибо ShowTime, что не стали ограничивать полет фантазии мастера, потому как за это опасались многие поклонники. Спасибо за то, что ты вернулся, Дэвид, за то, что ты продолжаешь удивлять, вводить в ступор и радовать нас своим творчеством!
Meanwhile
Очень надеюсь, что весь сезон будет таким же 'реально нереальным', как и первые 4 серии.
Складывается ощущение по первой серии, что это совершено самостоятельная, отдельная история, которая отдаёт дань уважение старому Твин-пиксу и использует некоторых его персонажей. По ощущениям и по стилю похоже больше на 'Внутреннию империю', чем на оригинальный фильм. Правда, пока нет такой полной запутанности и противоречивости эпизодов как во 'ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ', и сама суть проблемы, или одна из них уже понятна по окончании первой серии.
Стиль Линча проявляется уже в длительности эпизодов, немногословности, и загадочных и непонятных фразах. Но здесь длительность не кажется чрезмерной, нехватка слов пока создаёт повышенный интерес, а загадочные фразы, хотя и не удивляют чем-то новым, но и не приводят к однозначному выводу о качестве всего сериала, и подталкивают к тому, чтобы увидеть(услышать?), что будет дальше.
Эпизоды сменяются почти без всякой связи друг с другом. Это неплохо, когда выстраивается несколько сюжетных линий, которые потом сходятся в одну, но для Линча характерно именно такой параллельное существование линий, соединение которых прописано лишь штрихами и намёками, которые часто противоречат друг другу, что создаёт невообразимое сложности для работы мозга, но именно это и не даёт просто назвать фильм банальным или скучным.
В первой серии есть несколько интересных событий и эстетических новинок, но что меня лично пока зацепило - это скорее не события, не персонажи, ни загадки, а вот какая-то такая манера подачи этого всего, эстетика событий, лаконичность, умеренность. В этом плане виден абсолютный контраст с оригинальным сериалом.
Пока не понятно, какую роль будут играть старые герои. Есть ощущение, что они просто для антуража и воспоминаний, но может быть и не так. Но это точно - не фильм снятый для старых друзей, чтобы они просто вспомнили свою молодость перед закатом жизни.
Так же неясно, будет в этой истории дана разгадка превращения Купера в конце второго сезона. Нет, сам-то Купер безусловно присутствует, но есть ощущение, что о том, что же с ним произошло за эти 26 лет, нам так ничего и не скажут.
Ни дать, ни взять - Огонь, иди со мной Часть 2. С поправкой на современность и без оглядки на фанатов. Казалось бы, чем можно удивить современного зрителя, в эпоху сериалов 2010-х и одновременно эпоху сиквелов старых франшиз? Старые герои в 90% случаев таких 'возрождений' собираются вместе, чтобы потешить фанатов и собрать с них денег, сюжет берётся из ниоткуда, и выглядит всё это либо жалко, либо получается чистая комедия. Не тот случай. Сериал умудряется быть необычным на фоне необычного. Полагаю, рецензия на 18-часовой новый 'Твин Пикс' тоже не может быть обычной.
Это будущее или прошлое?
Мифология сериала выходит на новый уровень. Доппельгангеры, тульпы, Джуди, Пожарный, безглазая девушка, говорящее дерево, агент, превратившийся в 'чайник'... Как что работает? Как всё это согласуется? В этой вселенной нет правил, ибо невозможно постичь те измерения, о которых повествует сериал.
Форма или содержание?
Сериал - довольно медитативное зрелище. Нам могут показать 5 минут подметания пола (не шутка), 10 минут ядерного взрыва, 15 раз повторить одну и ту же фразу (которую всё равно не понять), а в конце каждой серии показывают выступление музыкальной группы. Сюжет развивается достаточно медленно, создатели не торопятся, и либо принимаешь этот темп, либо бросаешь смотреть. Музыки тоже преступно мало.
Увидимся через 25 лет?
И ещё N серий. Агента Купера, которого мы знаем, не так много в новом сезоне. И тем приятнее его полноценное возвращение - самый эмоциональный момент. Большинство актёров также вернулись к ролям, но некоторых заменили на дерево и чайник. Не шутка. Новички также прекрасны - Тим Рот приехал прямиком из фильмов Тарантино, Наоми Уотсс прекрасна, Лора Дерн также отлично воплощает свою роль (а я думал, её персонажа не существует). Внезапно Моника Беллуччи появляется на пару минут и задаёт вопрос:
Кто этот спящий?
Есть на ютубе 4-часовой разбор-теория о том, что 'Твин Пикс' - это сон. Не в прямом смысле, а как мечта об идеальном сериале. Всё, что нам показали, складывается в единый пазл в разборе этой теории. Все тезисы пересказывать нет смысла, но она очень складная. Главная мысль - 'нам не нужно завершение, все ответы, ведь это убивает всю ценность и важность вопросов'. Другой тезис - убийство должно произойти, чтобы появилась возможность поймать убийцу и предотвратить зло в будущем. Кстати, о зле - в новом сезоне оно стало более многоликим.
Огоньку?
8 серия - выброс чистого искусства. И социальное высказывание, и потусторонняя мистика, и избранность, и рождение абсолютного зла... Сколько ещё смыслов найдётся?
Какой сейчас год?
Финал. Мы получаем то, чего хотим. Злодей побежден (и эта сцена - ирония над современным засильем супергероики в кино). Но что-то не так. Заключительная серия вновь ставит нас в тупик, подкидывая новые загадки. А должно быть иначе? Действительно ли мы хотим получить все ответы?
Новый 'Твин Пикс' - образец фильма-головоломки. Мы видим то, что должны увидеть. А после - думаем.