«Увидимся через 25 лет», — эта фраза Лоры Палмер, адресованная агенту Дейлу Куперу (а на самом деле, всем нам — зрителям), потонувшая в казалось бы бессмысленном и бессвязном потоке всех прочих, искажённо произнесённых в Красной Комнате, едва ли могла предвещать что-либо осмысленное, а уж тем более буквальное. Теперь же, по прошествии реальных четверти века, она воспринимается по меньшей мере пророчески. Трудно себе представить, что Дэвид Линч изначально мог замыслить столь грандиозный проект, растянутый на реальные 25 лет, но судя по всему, именно с таким феноменом мы и имеем дело.
«Твин Пикс» уже по завершению первого сезона стал полноценной вещью в себе, одного упоминания которой достаточно, чтобы пробудить необъяснимое жгучее желание разгадывать её тайны даже там, где их нет, у всякого, кто хоть однажды имел удовольствие с ней столкнуться. Второй сезон дал вполне исчерпывающий ответ на легендарный вопрос: «Кто же убил Лору Палмер?» Последняя четверть второго сезона казалась в этом плане излишней, и уж тем более не было смысла в продолжении. Тем не менее, Линч совершил вполне достойный кругооборот, подняв все ключевые мемы и коронные фишки оригинального сериала.
В третьем сезоне мы увидим почти всех персонажей, задействованных в первых двух. Разумеется, постаревших за прошедшие 25 лет. И именно время является главной творческой субстанцией, которой стремится овладеть автор. Знакомые с детства типажи очень приятно вновь наблюдать: оказывается, что при всех внешних переменах, они ничуть не изменились внутренне, и узнать их можно даже со спины! Сериал практически полностью построен на самоцитировании, очень по-умному переосмысляя ключевые особенности характеров и поведения главных героев. Одного этого уже было бы достаточно для полного успеха, ибо ничего другого фанат «Твин Пикса» и не ждёт, даже если бы главные герои весь хронометраж вязали носки да починяли примус! Однако много здесь и нового: например, окончательно даётся разъяснение, что и для чего происходит в Красной Комнате; есть жёсткие кровавые и эротические сцены; а одна из серий даже полностью подана в типично линчевском авангардно-изоляционистском стиле, ценность и смысл которого познаётся сильно после просмотра. Вообще, Линч никогда не любил объяснять логику своих произведений, предпочитая делать ставку на интуитивно-чувственное, а не логическое восприятие, но можно сказать, что здесь он был почти милосерден к зрителю. Стоит лишь отметить, что не фанату сериала смотреть третий сезон категорически противопоказано!
Главное же, на чём следует сконцентрировать внимание, и что будет понятно абсолютно всем — это время. Оно здесь ощущается в каждом кадре: в живых выступлениях дрим-поп и авангардных бэндов в «Доме у дороги» (кстати, Линч лично отбирал участников, потому как сам записал парочку аналогичных альбомов; и конечно же, выступил саунд-дизайнером, не забыв про свой фирменный тёмный гул на фоне); в недоумении самого героя Линча — Гордона Коула — относительно новомодных технических ФБРовских штук; и непонимания Люси Моран того, как работают сотовые телефоны и пр. Не лишённый отменного чувства юмора, Линч запросто и вдоволь подшучивает над самим собой, представая в образе уже почти размякшего, но ещё не лишённого огня старика, и то же самое справедливо будет сказать о всех прочих персонажах: шериф Труман и его помощник Хоук, Люси и Энди, Бен Хорн и его брат Джерри, доктор Джекоби, хозяйка кафе Норма, Эд, Шелли, Бобби Бриггс и апофеоз всему — персонаж 90-летнего Гарри Дина Стэнтона — все они из последних сил, но всё же встраиваются в этот дивный новый мир, победившего постмодерна и, надо сказать, чувствуют себя в нём неплохо. Будто бы и не было этих 25 лет… но глядя на постаревшие морщинистые лица Агента Купера, Гордона Коула, Лоры Палмер, Бена Хорна и всех прочих, понимаешь, что время всё же неумолимо. Не все смогли преодолеть эти минувшие 25 лет: например, Джек Нэнс… другие же не пожелали возвращаться, как Майкл Онткин, и это самая большая боль третьего сезона! Совершенно непонятно, зачем было нужно придумывать брата шерифа, если можно было спокойно выдать Роберта Форстера за натурального Гарри Трумана! Но видимо, слишком велика была обида автора на потерю ключевого героя, что он не мог не изобрести для него костыль — получилось довольно глупо.
В целом же, сериал достойный и, как минимум, не хуже оригинальных первых двух сезонов… но едва ли можно сказать, что он лучше: здесь хватает своих минусов и несуразностей, плохо и невнятно подана последняя серия (хотя это вполне в духе автора). Но главное, что удалось — это оседлать время! И в этом смысле сериал — шедевр! Что-то очень доброе и родное воскресает в душе, когда видишь эти постаревшие лица, будто бы, словно благодарный супруг по прошествии десятилетий совместной жизни, всецело отдаёшь себе отчёт, что все они отдали тебе лучшие свои годы, и каждая их морщина — бесценна. Пожалуй, в этом и состоит истинная любовь. Но если смотреть этот сезон в отрыве от первых двух, то ощутить сие едва ли получится.
Ни дать, ни взять - Огонь, иди со мной Часть 2. С поправкой на современность и без оглядки на фанатов. Казалось бы, чем можно удивить современного зрителя, в эпоху сериалов 2010-х и одновременно эпоху сиквелов старых франшиз? Старые герои в 90% случаев таких 'возрождений' собираются вместе, чтобы потешить фанатов и собрать с них денег, сюжет берётся из ниоткуда, и выглядит всё это либо жалко, либо получается чистая комедия. Не тот случай. Сериал умудряется быть необычным на фоне необычного. Полагаю, рецензия на 18-часовой новый 'Твин Пикс' тоже не может быть обычной.
Это будущее или прошлое?
Мифология сериала выходит на новый уровень. Доппельгангеры, тульпы, Джуди, Пожарный, безглазая девушка, говорящее дерево, агент, превратившийся в 'чайник'... Как что работает? Как всё это согласуется? В этой вселенной нет правил, ибо невозможно постичь те измерения, о которых повествует сериал.
Форма или содержание?
Сериал - довольно медитативное зрелище. Нам могут показать 5 минут подметания пола (не шутка), 10 минут ядерного взрыва, 15 раз повторить одну и ту же фразу (которую всё равно не понять), а в конце каждой серии показывают выступление музыкальной группы. Сюжет развивается достаточно медленно, создатели не торопятся, и либо принимаешь этот темп, либо бросаешь смотреть. Музыки тоже преступно мало.
Увидимся через 25 лет?
И ещё N серий. Агента Купера, которого мы знаем, не так много в новом сезоне. И тем приятнее его полноценное возвращение - самый эмоциональный момент. Большинство актёров также вернулись к ролям, но некоторых заменили на дерево и чайник. Не шутка. Новички также прекрасны - Тим Рот приехал прямиком из фильмов Тарантино, Наоми Уотсс прекрасна, Лора Дерн также отлично воплощает свою роль (а я думал, её персонажа не существует). Внезапно Моника Беллуччи появляется на пару минут и задаёт вопрос:
Кто этот спящий?
Есть на ютубе 4-часовой разбор-теория о том, что 'Твин Пикс' - это сон. Не в прямом смысле, а как мечта об идеальном сериале. Всё, что нам показали, складывается в единый пазл в разборе этой теории. Все тезисы пересказывать нет смысла, но она очень складная. Главная мысль - 'нам не нужно завершение, все ответы, ведь это убивает всю ценность и важность вопросов'. Другой тезис - убийство должно произойти, чтобы появилась возможность поймать убийцу и предотвратить зло в будущем. Кстати, о зле - в новом сезоне оно стало более многоликим.
Огоньку?
8 серия - выброс чистого искусства. И социальное высказывание, и потусторонняя мистика, и избранность, и рождение абсолютного зла... Сколько ещё смыслов найдётся?
Какой сейчас год?
Финал. Мы получаем то, чего хотим. Злодей побежден (и эта сцена - ирония над современным засильем супергероики в кино). Но что-то не так. Заключительная серия вновь ставит нас в тупик, подкидывая новые загадки. А должно быть иначе? Действительно ли мы хотим получить все ответы?
Новый 'Твин Пикс' - образец фильма-головоломки. Мы видим то, что должны увидеть. А после - думаем.
'Твин Пикс' вернулся на телевизионные экраны спустя четверть века после окончания второго сезона и выхода полнометражного приквела. Творческий тандем Линч-Фрост поработал на славу, чтобы достойно продолжить легендарную историю, позволив вдоволь насладиться мистической атмосферой таинственной киновселенной, выходящей в третьем сезоне далеко за пределы самого Твин Пикса и исследующей неразрешенные вопросы прошлого.
Конечно, для поклонников сериала новый сезон может показаться полным отходом от 'канона', так как здесь практически полностью нивелирована особо тёплая атмосфера вишнёво-кофейного городка со всем многообразием разношёрстных персонажей, за сюжетными линиями которых крайне интересно наблюдать даже в отрыве от центральной точки повествования - расследования убийства Лоры Палмер. Однако Линч, выступающий единоличным постановщиком всего сезона (в отличие от первых двух, где режиссёрами выступали разные творцы), не желает бездумно 'входить в одну и ту же реку дважды', демонстрируя прямолинейное повторение уже пройденного этапа, как сделали бы на его месте менее талантливые кинодеятели (вспомните хотя бы те же новые 'Звёздные Войны' от компании 'Disney' с их прямо читаемым списыванием всех сюжетных элементов с оригинальной трилогии). Вместо этого он вместе с Марком Фростом расширяет мифологию проекта, выходя за рамки привычного видения данного сериала, удивляя при этом хитровыдуманным переплетением нарративных частиц истории, представленной в виде нескончаемого фильма, разбитого на 18 частей.
Смелость опытного кинематографиста и глубину его мысли трудно переоценить, ведь он, вместо того чтобы идти про проторенной дорожке, следует свежей идее, представляя новых персонажей и торпедируя сюжет в уникальном направлении, которое в финале данного произведения приводит зрителя в неописуемый шок.
И действительно, создаётся впечатление, что третий сезон несёт в себе не привычный телевизионный сериальный формат (в своё время к слову вновь изобретённый именно благодаря выходу оригинального 'Твин Пикса'), а является полноценным полнометражным фильмом, имеющим безграничный хронометраж. Многие незавершённые второстепенные нарративные арки в нём вкупе с оставшимися без продолжения линиями предыдущих сезонов стали камнем преткновения для многих поклонников 'Твин Пикса', посчитавших несуразным непрекращаемое растягивание не столь существенных сюжетных частиц этого и без того многогранного кинотворения. Однако для тех фанатов, кто любит Твин Пикс и самого Линча безоговорочно сильно, любой хронометраж (тем более такой величины), любой новый персонаж, любое ответвление повествования будут настоящим подарком, заставляющим безмерно наслаждаться его непревзойдённым сиянием.
Как итог, новый 'Твин Пикс' расширяет границы неопознанно-мистического, добавляет массу вопросов без ответов и представляет новый взгляд на столь полюбившуюся легендарную киноисторию.
Начинать смотреть 'Твин Пик' сразу с третьего сезона, игнорируя предыдущие, - дело заведомо обреченное. В тридцать сорокаминутных эпизодов буйная фантазия Линча и его соратника сценариста Фроста умудрилась впихнуть кровожадных потусторонних духов, инопланетян, индейские предания, военные эксперименты, зловещих двойников, танцующих карликов и литры чертовски хорошего кофе. В запутанной мифологии сериала сам чёрт ногу сломит. Фанаты просматривали все вырезанные сцены и приквел 'Fire walk with me', читали дневники Лоры и Купера, покупали путеводитель по миру сериала за авторством самого Марка Фроста и... всё равно мало что понимали. Но в том-то и прелесть сериала: любое другое шоу, так настойчиво возводящее свою странность в абсолют, любой уважающий зритель забросил бы после пару эпизодов. Но 'Твин Пикс' даёт ощущение сопричастности к неизведанной тайне, погружает преданного зрителя в исследование этого мира с головой, а к обаятельным, пускай и слегка чудаковатым, жителям этого городка хочется снова заглянуть в гости, угоститься вишнёвым пирогом и узнать как изменилась их жизнь за последние 25 лет. Кроме того, Линч был первым, кто отважился совместить 'мыльную оперу' про одноэтажную Америку и интригующее расследование жестокого убийства, тем самым кардинально изменив формат телесериалов. Благодаря Линчу современные сериалы заполучили сильные продуманные сценарии и сложные истории, а звёзды уровня Энтони Хопкинса и Тома Харди не стесняются сниматься на ТВ. Но самый волнующий вопрос всё ещё остаётся: удастся ли человеку, заложившему когда-то стандарты современного телевидения, чувствовать себя комфортно сейчас, руководя работой над таким масштабным проектом?
Честное слово, мне никогда ещё не приходилось писать рецензию на фильм, когда я посмотрел только примерно одну пятую его часть. Но сейчас именно такой случай, потому как новый 'Твин Пикс' - это не сериал в понятном нам смысле слова. Канал не заказал один сезончик с целью получить долгоиграющее шоу и из года в год зарабатывать на рекламе. Линч собственнолично срежиссировал все восемнадцать часов фильма под названием 'Твин Пикс: Возрождение'. Кино это разделено на эпизоды исключительно для удобства зрителей. Хотя, стоит признаться, что найдётся не мало фанатов сериала, которые согласились бы и все 18 эпизодов безотрывно посмотреть на большом экране. Но всё же, речь идёт о настоящем многосерийном фильме, причём авторском. Режиссёра не очень волнует, что зритель может не понять с первого раза, что вообще за чертовщина творится на экране. Здесь нет чёткой трёхактовой структуры, характерной для обычных сериалов. В первых четырёх эпизодах действие непрерывное, хоть и местами хаотичное. Единственная закономерность в сериях: каждый эпизод заканчивается музыкальным выступлением, в духе прошлых сезонов со сценами в баре. Это допущение от режиссёра скорее всего добавлено как раз для тех смельчаков, кто решится смотреть все 18 серий подряд, когда они выйдут - вокальные номера станут своего рода антрактом.
Всех тех, кто переживал о необходимости нового сезона, спешу обрадовать: Линчу действительно есть что сказать. Четверть века назад мы расстались с Купером при весьма таинственных обстоятельствах. Жаждущий крови дух завладел душой добросердечного агента ФБР, а зрителям осталось гадать, что произойдёт дальше. Вопрос, требующий ответа есть - Линчу и Фросту нужно было продолжить историю, ответив на поставленный в финале сериала вопрос. И они действительно рассказали куда делся Купер. А затем обрушили на голову ничего не подозревающих зрителей вслед за одним ответом, ещё сотню вопросов. Главное - не пугаться. Это не Карлтон Кьюз и Деймон Линделоф, которым приходилось шесть лет кормить зрителей интригой и обещаниями ответить на все придуманные им вопросы, а в итоге подарить нам нечто под названием сериал 'Остаться в живых'. Линчу не нужно стараться завлечь зрителя, чтобы тот дожидался нового сезона. А зачем ещё одного, и ещё, и ещё. Новый 'Твин Пикс' будет полностью законченной историей, а значит можно быть уверенными, что вся дьявольщина, творящаяся в сюжете, имеет смысл.
Сложно судить о сюжете картины, если видел только четыре часа из восемнадцати, однако одна из важнейших линей сезона читается уже сейчас. Доппельгангеры. Зловещие двойники. В принципе, тема для творчества Линча и даже для 'Твин Пикса', совершенно не новая. Весь сюжет 'Шоссе в никуда' был построен на идее создания больным разумом убийцы новой личности для себя - безгрешной и наивной. О том же подмена личности Бэтти и Риты из 'Махлолланд драйв'. Но и в этом случае Линч разошёлся: у агента Купера теперь не две, а сразу три личины, одна другой страшнее. И это мы ещё всё шоу не видели - кто знает, сколько вариантов самого себя создаст мозг Дэйла. Линч не заимствует идеи и даже не цитирует самого себя - он просто развивает давно волновавшие его вопросы. При этом режиссёр не растерял своих личных узнаваемых фишек. Вот фары автомобиля освещают ночную дорогу, словно в 'Lost Highway'. Вот камера медленно приближается к скрытой под одеялом мёртвой девушке, прямо как в концовке 'Mulholland Dr.'. А вот на стене у Гордона Коула весит картина, изображающая ядерный взрыв - точно такая же была у героя самого первого фильма Линча 'Eraserhead'.
Многие СМИ совсем недавно поспешили растиражировать глупую новость, дескать, теперь Линч навсегда уходит из кино. Кроме резонного вопроса, как можно уйти из кино, если ты и так уже 11 лет ничего не снимал, стоит сделать одно замечание: никуда он не денется. Режиссёр пояснил, что просто пока не видит для себя интересной истории, которую он хотел бы воплотить на экране, но при условии, что такая появится, он обязательно её снимет. Но, похоже, сидеть в режиссёрском кресле для Линча после нового 'Твин Пикс' будет не то что необязательно, а бессмысленно. Канал Showtime дали знаменитому автору карт-бланш: снимай что угодно, люди всё равно посмотрят и оценят по достоинству. Более того, сейчас на телевидении допускается много того, что во времена работы над первым сезоном Линч позволить себе не мог. Уже в первых четырёх эпизодах можно лицезреть непривычное для 'Твин Пикс' количество крови и обнажённых тел на экране. Точно так же режиссёр разошёлся, снимая приквел, который был на уровень мрачнее и взрослее сериала. Что ещё позволит себе Линч, сложно сказать. Понятно лишь, что ограничивать больше он себя не будет - новый 'Твин Пикс' это абсолютно авторское произведение, в котором соскучившийся по работе режиссёр наконец-то получил возможность воплотить всё, чего так долго хотел. В каждом эпизоде, в каждом кадре нового сезона сквозит непередаваемый потрясающий режиссёрский стиль и неутомимое желание творить. Это давно уже не телесериал, а культурный феномен, и есть все предпосылки к тому, что на наших глазах рождается magnum opus Дэвида Линча
Дэвид Линч, воистину, творит чудеса: заставил меня написать рецензию сюда. Предупреждаю: у меня нет достаточного опыта в написании правильных рецензий, до этого практиковал только писать всякую чушь, которую мог понять только я; к тому же, если кто-нибудь бы потребовал объяснение, я бы также таинственно и не понятно ответил. Впрочем, как и сам Дэвид Линч. И не скажу, что я изменюсь, это будет моей изюминкой. Так что, приступаю...
Сейчас происходит вторая Золотая Эпоха телевидения, когда некоторые мастера авторского кино уходят смело снимать интересное им кино в формате сериала на стриминговых сервисах, набирающих большую популярность в связи с актуальностью, актёры перестали считать ТВ - местом, где их карьера постепенно идёт по наклонной, и в сами сериалы вкладываются больше денег и качество их становится лучше, чем в кино. Эти самые сериалы вдохновляются теми представителями телевизионного вещания, которые совершили настоящий бум с начала 90-х прошлого века по конец 00-х нынешнего столетия. Одним из тех революционных сериалов стал 'Твин Пикс' от Дэвида Линча и Марка Фроста, который пародировал все те жанры ТВ-сериалов, которые крутили до него, среди прочих - традиционная мыльная опера и детектив. Сериал продержался 2 сезона и конец истории не сказать что был радостным. Это связано скорее со вторым сезоном и давлением аудитории, у Линча не было выбора, кроме как сообщить имя убийцы Лоры Палмер, популярной девушки из маленького провинциального городка Твин Пикс. Это был конец. Сериал скатился, став скучной мыльной оперой. Но всё, в итоге, неожиданно развертелось: Линч нашел выход, придумав, как по-новому запудрить мозги своим зрителям. Для этого он снял последние серии второго сезона (клиффхэнгер получился) и приквел, без участия Фроста, - 'Огонь, или со мной' о последних днях Лоры Палмер. Фильм освистали, ведь ожидали другого, но через некоторое время обрёл культовый статус. Теперь же через 25 лет (скорее 26 лет) и 11 лет после последнего крупного проекта самого Линча, они, Линч и Фрост, вернулись с новой историей, непохожей на старый сериал, а духом скорее походил на непринятый в своё время приквел. И сразу же новый 'Твин Пикс' начали восхвалять, и не обошлось без недопонимания: некоторые фанаты оригинального шоу испытывали отвратное ощущение при просмотре продолжение, которое вполне успешно смотрится в качестве отдельного авторского кино с хронометражом в 18 часов (также думает сам Линч). Другие же посчитали, что это лучше. Я отношусь к последним, даже если смотрел до этого лишь первый сезон и первый эпизод второго (с натяжкой).
'Твин Пикс' выпуска 2017-го года - медленное, загадочное, местами пугающее или ламповое, но всё же - величественное шоу, которое снова позволило себе изменить правила игры. Сюжет же стартует сразу же после окончания предыдущих двух сезонов. Дейл Купер застрял на 25 лет в Красном Вигваме, в то время пока злой дух Боб в его обличии (можете называть это доппельгангером) выстроил в тайне от ФБР новую преступную сеть. Когда пришло время возвращаться по неким законам (Линч опять троллит, ничего не объясняя до конца, когда дают ответы на несколько вопросов, чтобы задавить новыми - короче, воспользовался полной творческой свободой), злой Купер не вернулся, вместо себя отправив пошляка Даги Джонса, созданного им самим еще одного двойника Купера, чтобы выполнить свой план, который конечно же никто не узнает. Поэтому добрый Купер, вернувшись обратно становится прям как аутист, зато в компании с великолепной Наоми Уоттс, которая сыграла почти ту же Бетти из 'Малхолланд Драйв'. А дальше пояснять нет смысла, так как лучше смотреть и самому не понять происходящего, чем читать странный пересказ и оставаться довольным, что якобы не смотрел очередную дичь от Великого и Могучего.
Вернулись некоторые старички, также появились новые, чтобы дать ностальгические чувства, которые органично балансируют с довольно мистическими моментами. Линч ловко позаботился с персонажами, исполнители ролей которых по тем или иным причинам не смогли принять участие здесь. Много приглашенных звёзд, появление которых нисколько нельзя назвать напрасными, посмотреть хотя бы на тех же Дженнифер Джейсон Ли и Тима Рота, сыгравших прям-таки тарантиновские образы (будем считать, что таким образом, Линч дал знак признания творчеству коллеги). Так что можно сказать, что я остался очень доволен всем, включая издевательствами не только надо мной (гениальный восьмой эпизод). Хотелось бы отметить под конец (ведь писать я вообще не имею (и не хочу), чтобы вызывать чувство любопытства у читателей (они разные бывают), и даже у самого теряется иногда это чувство, а писать настоящую ересь не позволяется определенными правилами (такая дилемма)), что ход очень хороший, сдабривать почти каждый эпизод моментами в Баре 'Пиф-Паф' музыкального характера, из которых мне больше всего зашло выступления групп Chromatics и Nine Ich Nails, во втором и восьмом эпизодах соответственно.
При всем вышесказанном, могу предположить, что при всем, что нам подарил Дэвид Линч, как режиссёр и сценарист (как Создатель), описать все впечатления от увиденного словами (тем более текстовыми) не получается, но зато в чувствах всё более-менее проясняется. Так и не только можно сказать о 'Твин Пикс', но и обо всем его творческом пути, где есть место долгим и изматывающим анализа его работ, до которых в рецензиях не так сложно опуститься. Дэвид Линч привнёс неоценимый вклад в кино. С этим невозможно не согласиться. Поэтому моя оценка, которую собираюсь ставить, ведь я люблю это делать, - это лишь формальность.
10 из 10
Помните: Совы не те, чем кажутся. А также, что мы все живём во мне.
Немного забегу вперед и скажу, что Линч, возможно, выдал лучшее свое творение. В третьем сезоне “Твин Пикс” сплелись все нити, что тянулись с его прошлых фильмов. Здесь и долгая ночная дорога в финале из “Шоссе в никуда”, и Наоми Уоттс в непонятном сюрреалистическом дурдоме, как в “Малхолланд Драйве”, где сон переплетен с реальностью и наоборот. Ну и различные отсылки к “Голове ластику”, “Синему бархату”, и, конечно же, оригинальному “Твин Пиксу”.
Дэвид Линч с первой же серии говорит нам, что шутки кончились. Вся ламповость “того самого” сериала осталась в девяностых годах, а тот сюрреализм, что был в двадцатом веке, уже не так удивляет зрителя, как раньше. Первые четыре серии нового сериала могут шокировать тех, кто ждал чего-то более-менее похожее на предыдущие сезоны. Увы, здесь абсолютно иной тон повествования, хотя ностальгические захлёсты все же присутствуют.
Итак, я, как человек который ждал каждую серию у телевизора (в России сериал показывал ТВ-3) и участвовал в обсуждениях каждой серии, могу точно сказать, что абсолютно каждый эпизод вызывал у меня целую гамму эмоций. Этот тот самый случай, когда тебе ничего непонятно, но тебе это нравится. Вопросы остаются после каждой серии, и не на все мы получаем желанные ответы.
Итак, через весь сериал — но в этом сезоне особенно — проходит один главный мотив, а именно — двойственность. “Твин Пикс” переводится как “Две Вершины”, что уже намекает нам двойственность городка, а вместе с тем, всего, что есть в этой картине.
Весь этот Линчевский опус строго противопоказан неподготовленному зрителю. Перед тем, как смотреть, лучше ознакомиться со всеми известными работами режиссера. Просто во время обсуждения серий с поклонниками сериала, я пришел к выводу, что фанаты “Твин Пикс” и фанаты Дэвида Линча — это не всегда одно и то же. Те, что боготворят конкретно полнометражные работы, остаются в восторге от сериала, а те, что видели только оригинальный “Твин Пикс” уходят разочарованными.
Здесь очень много непонятных сцен, которые ты при первом просмотре не понимаешь. Но на самом деле каждая сцена важна, и у нее есть свое место в хронологии. Главное, отличить сон от реальности. Хотя, это тоже может быть не так важно. Может главное, как сказала Моника Белуччи в одном эпизоде, это понять, чей это сон? Разгадать все тайны придется вам самим.
Действие теперь происходит и за пределами Твин Пикса. И даже за пределами привычной реальности, где иные измерения показаны во всей красе. Новый сезон изобилует жуткими моментами, где теперь есть и жестокость и обнаженные сцены, которым не было места в старом сериале. Время идет, телевидение меняется, подходы к съемке тоже. Все выглядит невероятно классно даже с нарочито старомодными спецэффектами, чтобы не слишком выделяться на фоне оригинала. Возросли не только уровень съемок и география локаций, но и уровень самого сюжета. Теперь это не просто детектив в маленьком городке с элементами мистики, а полноценная борьба добра со злом вселенских масштабов. И это, кстати, ни разу не шутка.
Линч очень хорошо понимает свою вселенную и ориентируется в ней как никто другой. Он ловко подшучивает над зрителем, вкладывая в уста агента Купера реплику: “Какой сейчас год?” словно предугадывает желание зрителя вернуть “Тот самый Твин Пикс”. Но время “того самого” уже прошло, и режиссер это прекрасно понимает. Он вообще спокойно распоряжается выделенным ему хронометражом, может отдать целые минуты на подметание пола в закусочной, а может лично покурить на лестнице в еще одной долгой сцене. Также, он жертвует концовками эпизодов, и, вместо напряженных клиффхэнгеров, отдает время на музыкальные номера от всяких неизвестных исполнителей. Красота.
В общем, третий сезон “Твин Пикса” — это одно из лучших продолжений в истории телевидения. Линч, как и 25 лет назад совершил революцию, заставив зрителей по всему миру вновь удивляться, думать, спорить и сопоставлять. Отдельная благодарность за то, что команде удалось собраться в первоначальном виде, учитывая, что многие актеры уже давно не играют в кино. Все уже такие постаревшие, но все равно отлично играют, учитывая такой долгий перерыв. Видимо, здесь тоже сказывается мастерство Линча в работе с актерами.
Дедушка Линч вновь дал понять, что может снимать современнее, гуще и мощнее всех нынешних кинематографистов. Линч не снимал полнометражно с 2006 г., и после первых серий нового «Твин Пикс» есть ощущение, что когда Линчу сказали «Дэвид, делаем третий сезон», он окинул предвосхищающим взглядом все свои художественные, анимационные и аудиальные наработки, накопленные за 10 лет. После «Внутренней империи» Линч много времени уделял живописи, художеству, инсталляциям, — и новый «Твин Пикс» обжигает густейшей эксплозией этих увлечений. 3 сезон не демонстрирует эксплуатацию технических достижений кинематографа (вопреки ожиданиям, визуальные примочки, которые казалось бы, могли помочь в конструировании сюрреальных мизансцен, отсутствуют, либо не особо выпячены), 3 сезон — это исключительно результат эволюции Линча как художника.
Шокирующая, парализующая анимация (отсылающая к первым короткометражкам Линча), которую Линч использует Там, по ту сторону, во время одиссеи постаревшего агента Купера в континууме Вигвама, стала гуще, жёстче и точнее. Физика человеческих тел теперь корёжится иначе, тело «залипает» между секундой вперёд и секундой назад. Чёрный Вигвам — это _обстоятельство_ без места и времени, не нужно, как и раньше, искать интерпретаций и толкований: всё _ОБСТОИТ_ так, как это обставлено Линчем.
В третьем сезоне — никаких поблажек современности, никаких рукопожатий массе, растерявшей за 25 лет способность к концентрации и мобилизации зрения и слуха, всё по-прежнему: втягивающий, засасывающий медитативный гул за кадром — непрерывный аудиальный саспенс, который ведёт к НИЧТО, а не к пугающему разрешению (выпрыгнет НЕЧТО). Испуг уже здесь, ужас и жуть каждую секунду Линчем уже предположены, предзаданы. Веет хтонической отрыжкой мрака (доппельгангеры Купера блюют), дуют сквозняки потусторонности, смотрите внимательно, _в_сматривайтесь, _в_слушивайтесь, и отложите всё.
Синтвейвовый глянец и конвенциональные, увлекающие приёмы (Купер в казино) соседствуют с уникальными художественными и анимационными констелляциями (Купер и слепая): дедушка Линч, как и прежде, корёжит традиционные вещи восхитительными самопальными гэгами, мешает эстетику неоновой романтики (Chromatics в баре) с мотивами болезненных и травматических искажений, которые у Линча (и это в третьем сезоне замечается как никогда прежде) идут от увлечений Джоэлом-Питером Виткином, Магриттом и Фрэнсисом Бэконом. Линч обретается в двух мирах: на голливудских холмах глянца и в чёрном вигваме художественной отрешённости.
Благо, каналу Showtime хватило дерзости и храбрости дать карт-бланш Линчу, решившему в полной мере раскрыть эпидерсионный потенциал своей задумки. И, о, Боже!, это настоящая услада для киноманских очей. За 25 лет от ламповой наивности и казавшейся тогда чрезмерной путаной таинственности оригинала не осталось и следа: третий сезон разросся в масштабах и сюжетно, и географически, и по задумке, и по степени мистической мудренности. Инкрементальность подхода Линча к выстраиванию своей самобытной макабрической Вселенной буквально приковывает к экрану, заставляя с открытым ртом любоваться визуальной поэтикой даже, казалось бы, обыденных и необязательных эпизодов.
«Возвращение» продемонстрировало не только завораживающую красоту расширившейся Вселенной и фирменную вариативность линчевского нарратива, но и неожиданную способность режиссера предаваться оммажным играм, филигранно вплетая в обманчивую какофонию повествования забавные отсылки не только к своему творчеству, но и к великому кинематографическому наследию: тут вам и Золотой век Голливуда, и Кубрик, и Тарантино, и Скорсезе, и, что совсем уж удивительно, эра супергеройского кино. 8-й же эпизод, по моему скромному мнению, - один из самых потрясающих экспириенсов за всю историю ТВ: от визуально-звукового симбиоза просто перехватывало дыхание!!! Не перестаю восхищаться и безмерно любить Линча за его неповторимую ревизионистскую манеру создавать ирреальные сюжетные конструкции, поражающие и моментально влюбляющие кажущейся путанностью и алогичностью, и усиленные мастерской игрой с саундом, за который отвечает лично Мэтр (так что смотреть сериал НУЖНО только в оригинале!)
Это совершенно другой «Твин Пикс», которому удалось филигранно эволюционировать под реалии нового телевизионного века, совершив в очередной раз тихую революцию. Приграничный городок удачно вписался в условия новой жестокости и повальной гаджетизации.
Кажется, только Линч способен с особой занимательной изобретательностью перекраивать по своему усмотрению устоявшиеся телевизионные формы, обманывая ожидания не только массового зрителя, но и особо рьяных фанатов. Вот кому приходило в голову в конце каждого эпизода оставлять музыкальное фриссоновое многоточие?
Должен сказать, что в свое время Девид Линч был моим любимым режиссером. Потом после 'Малхолланд драйв' от него долгое время ничего не было слышно. Жизнь идет и постепенно увлеченность режиссером сошла на нет. Да у него были какие-то работы. Но ничего из того что вышло после 'Аллеи Малхолланд' не могло вернуть былой интерес. Читая очередную новость о некогда законодателе мод, наибольшей надежде мирового кинематографа, мне почему-то становилось грустно. Наконец появилась новость о новом сезоне Твин Пикс.
Я помню вначале почувствовал какой-то прилив энергии. Как будто появилась возможность вернуться в свое прошлое, в то время когда все только начиналось, и сейчас кажется что тогда было лучше чем сейчас. Думаю из-за надежды вернуться в детство, а именно на него припадает оригинальный сериал Твин Пикс и появилось это приятное волнение, которое впрочем вскоре сошло на нет, когда я стал себе представлять возможные варианты продолжения культового сериала. Чем больше я думал про возможные трудности с которыми придется столкнуться авторам, тем больше мне переставала нравиться самая идея третьего сезона Твин Пикс. Особенно если вспомнить 'Внутреннюю империю', а я честно досмотрел ее до конца с третьего или пятого раза, и даже сумел обнаружить следы былого Линча, я почему-то стал убежден что новый сезон мне лучше не смотреть.
Но в какой-то момент после выхода 3-его сезона на экраны, я подумал, какая разница. Что мне терять. Чтобы там Линч уже не снял такого, первые два сезона от этого не изменятся, не станут хуже или лучше.
Что же в итоге? Я бы охарактеризовал это как 'Внутренняя империя с героями любимого сериала'. Попробую объяснить. К примеру в оригинальном ТП мистики никогда не было много, ты все время хотел еще. Как та же миссис Тремонд и ее внук, увлекающийся магией. Их общее экранное время за весь сериал с учетом приквела 'Огонь иди со мной' вряд ли превысит несколько минут. Но почему-то мне они запомнились, причем запомнились глубоко на подсознательном уровне, своей недосказанностью, загадочностью, которая до сих пор будоражит мое подсознания. Вот что такое мистика во вселенной оригинального ТП.
В новом же сезоне мистики много, или лучше сказать мира который скрывают красные занавесы. При этом Линч в оригинальном Твин Пикс использовал простые, но действенные средства такие как фразы прочитанные задом наперед, а потом прокрученные в обратную сторону, или трясущиеся руки которые удачно перекликались с отнявшейся левой рукой Терезы Бенкс и кольцом, которое может иметь мириады смыслов (если кто помнит ближе к финалу второго сезона, что-то странное происходило с руками, и впоследствии так и не было объяснено).
В новом же ТП Линч прибегает к помощи визуальных эффектов, которые лично мне показались неубедительными, ни о какой речи о пробуждении чего-то там глубоко внутреннего или подсознательного, как это было в случае ТП девяностых, и быть не может. Глядя на подобные визуальные эффекты, с летающей головой Боба в виде шара к примеру, у меня не возникало ничего кроме недоумения.
Хочу ли я сказать, что новый ТП это однозначный провал, и лучше было бы если бы он никогда не был снят. Нет, я так не думаю. И причина для меня здесь не только в шедевральном Даги Джонсе или в кафе RR которое ничуть не изменилось или в возможности снова увидеть строгий костюм ФБР на Кайле Маклахлане. Ответ прост - финал.
Финал резко изменил мое отношение к увиденному. В нем я снова увидел и вспомнил, когда уже почти успел забыть, того Линча, который был моим любимым режиссером, а самое главное в чувстве надежды в то что Линч все таки тот же самый, и талант никуда не делся. Нужно только подождать, когда звезды будут в нужном положении или карты лягут, так как надо и Линч снова сможет вернуться к работе неважно над чем. Последняя серия, это как намек судьбы, высших сил не знаю точно кого, что нужно продолжать верить и ждать, и что-то хорошее обязательно произойдет. Тот мир детства с ТП на Первом канале был не ошибкой моей памяти, а действительно все так и было. Законодатель мод, наибольшая надежда мирового кинематографа...
Я так долго ждал продолжения культового сериала. Кажется больше двадцати пяти лет. Было и опасение, вдруг не получится. Вдруг выйдет хуже чем было. И после первой же серии все опасения были развеяны. Сериал получился. Сериал удался. И даже вышел на новый уровень. Он стал лучше. Стал многограннее. Стал шире.
Ведь если вспомнить чем закончился предыдущий сезон. У тёмного вигвама явно появился козырь в виде нового персонажа с неограниченным уровнем доступа. Было бы удивительно если бы он остался в Твин Пиксе. Теперь демонам доступна как минимум вся страна. И 25 лет, за которые можно было сотворить очень много. Поэтому новый сериал сразу происходит в нескольких точках США. Да, конечно и в Твин Пиксе тоже, но не так уж и часто, как кому-то, наверное, хотелось бы. Да и сам Твин Пикс, конечно, уже не тот. Те, кто хотел вернуться в тот же самый город, уже не смогут этого сделать. Нельзя войти в ту же реку дважды. Время течет, всё меняется, меняются места, меняются люди, сменяются поколения. Те отчаянные подростки которые были вовлечены в череду событий прошлых сезонов, уже давно не подростки. Кто-то уехал, кто-то остался. В Твин Пиксе теперь пользуются интернетом и мобильными телефонами. Это как-то непривычно, но весь мир за последние 25 лет сильно поменялся.
Появилось множество новых лиц и героев. Появилось множество новых событий. Появилось множество ответов на старые вопросы, но как всегда появилось ещё больше новых вопросов. В общем тут всё хорошо. Очень понравилось повествование. Теперь сериал разбит на серии, но они почти никогда не имеют какого-то логического финала. Мы как бы оставляем героев чтобы вернутся к ним позже. Место завершения очередной серии может быть самым разнообразным, но чаще всего это бар. Конец трудового дня, дружеские (и не очень) посиделки, а завтра будет новый день и новые приключения. И этот стиль превращает сериал Твин Пикс, в 18 часовой фильм разбитый на серии. Что очень радует, это то, что сериал с такой продолжительностью ни сколько не затянут. В каждой сцене что-то происходит, какая-то деталь сообщается зрителю, или просто создаётся соответствующее настроение, но всё очень интересно.
В результате, многие, получили не то, что ожидали. Я тоже такого не ожидал, но считаю, что новый сериал удался, и получился даже лучше старого. Вышел на новый уровень. Мне очень понравилось.