К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Спустя почти двадцать лет, можно позабыть про третьи лица и начать писать от себя. То, что когда-то смотрелось очень наивно и легко, сейчас выглядит бесконечно душевно и, самое главное, правильно. Нанни Моретти действительно нашёл даже не то, что правильные слова, а правильное положение.

Полная и счастливая итальянская семья. Отец Джованни, глава семьи, рассудительный и сдержанный добрый мужчина, которые работает психоаналитиком и ежедневно выслушивает своих дестабилизированных клиентов. Паола, любящая жена, и два любимых ребёнка: подростки Андреа и Ирэн, занимающиеся спортом и постепенно взрослеющие. Палящее итальянское солнце, прибрежные дороги, утренние пробежки и никаких забот. До единственного дня, когда погибает Андреа.

Нанни Моретти не обращается к социальным драмам, не впадает в истерики, не заливает картинку слезами и не приводит всё к гибельному концу. Трагедия щемящая, однако до самого своего финала придерживающаяся атмосферы светлости. Все переживания сдержаны и происходят внутри героев. В основном это касается самого героя Моретти, психолога Джованни, которые более не может работать с чужими душами, когда повреждена своя. Он не может абстрагироваться от мыслей о своём сыне, коря себя, постоянно прокручивая в голове последние моменты встречи с ним. Показательна и его уединённость в художественном плане. Он приходит на площадку с аттракционами, проверяя свои страх и насыщая собственные нервы. Постоянно воспроизводит на проигрывателе одну и ту же мелодию, пытаясь сроднить собственные воспоминания с нотным порядком. Ко всему, происходящему на экране, чувствуешь необходимое каждому зрителю родство, поскольку человек переживает точно такие же эмоции.

А после испытываешь ещё и уважение к отцу семейства. Прежде всего, за порядочность, за волевые качества, за правильность поступков и отношение к самой жизни. Вряд ли эта картина кого-то удивит и совершенно точно она не поднимет ни одного нового вопроса, но когда появится традиционная старинная присказка о “хороших светлых фильмах”, то прежде всего её следует применить к данной картине Нанни Моретти. Между прочим, обладательнице золотой пальмовой ветви 2001 года.

2.6.2019

02 июня 2019 | 20:21
  • тип рецензии:

При всем многообразии форм социальной и политической подоплеки, активно муссируемых в кинематографических кругах, решение отдать каннскую «ветку» прямолинейному в своей правде фильму о двух людях, переживающих утрату ребенка, кажется почти специфическим. Небезызвестно, что фестивальное кино, как коренной представитель элитарной лиги, имеет особенность отходить от им же задаваемой моды и постепенно к ней возвращаться, чему признание «Комнаты сына» в рамках одного из крупнейших киносмотров планеты лишнее подтверждение. Недвусмысленная оглядка в сторону трещащей по швам ячейки общества дала понять, что семья с ее, казалось бы, изученной вдоль и поперек, проблематикой, снова в центре внимания: вопрос ее значимости – в негласном списке первоочередных, ее внутренние процессы вновь интересны. Однако, счастливая обертка семейной жизни в эпоху деформации общечеловеческих ценностей кинематографистов не привлекает. Заглянуть в замочную скважину, приоткрыть личное, выставив на публичное обозрение эмоционально хрупкие стороны супружеской жизни в ситуациях, оторванных от гармонии и понятия счастья – вот что, действительно, интересно. Обнажить кризис между двумя людьми, приглушаемый наличием общих детей, где совместная жизнь, скорее, для них, нежели друг для друга.

Аналогичную тематику в «Кроличьей норе» девятью годами позже исследовал Джон Камерон Митчелл и, на мой взгляд, справился с этим более основательно благодаря сбалансированному сценарию, позволившему выйти за рамки узко очерченного пространства. Масштаб «Комнаты сына» произвольно мал: в центре внимания конкретная семья на переломном этапе существования – испытании потерей, которую сложно принять. Нанни Моретти, выступивший актером, режиссером и сценаристом этого фильма, вступает со зрителем в прерывистый монолог, которому не хватает напористости. Отвлеченно демонстрируя, как по-разному реагируют на случившееся мать и отец, он не делает одного из супругов более слабым – перед лицом общего горя они слабы в равной мере. Разница в поведении: если состояние матери – скорбь, переходящая в шоковую истерию, то отец, будучи лекарем чужих душ, стремится сберечь остатки самоконтроля, выстраивая дистанцию в качестве «подушки безопасности» с большим количеством острых гвоздей, потому что внутри – такая же пустота, бездонный сосуд самобичевания как единственной платы за то, что не был рядом в момент невозврата, не уберег и не досмотрел. Эта вина, смешанная с сожалением, становится бременем каждого дня, обрушиваясь градом ментально-физической боли из напоминаний о том, кого больше нет. Два родных человека, беспомощные и одинокие, как никогда далеки друг от друга. Хватку вцепившейся в душу опустошенности не ослабляют ни сочувствующие взгляды знакомых, ни наличие второго ребенка. Он был для них смыслом - их дитя - доказательством притупившегося в череде лет счастья, эхом общей любви и времени, когда все было таким живым.

При всех тонкостях процесса как состояния и состояния как процесса в ситуации переживания горя, данному фильму не хватает плановой многомерности – той, к которой по умолчанию стремится режиссер, взявший за основу эмоционально-рефлексивные начала. Для полноценного раскрытия темы крушения двух миров – отца и матери, запертых в общей потере, - диапазон представленных сцен неоправданно мал, а набор диалогов содержательно скуден. Здесь нет берущей в плен прогрессирующей эмоции, что отдает комком в горле по мере погружения в зазеркалье межличностного отчуждения, как нет соответствующей глубины, цель которой – приблизить зрителя, утомить его так, как утомляет эмоционально отягощенная история, где главное не аттракцион, а рабочее, открытое новому опыту, пространство. Фильм Моретти не отличается богатой событийностью – он ограничен и узок даже в пределах присущей жанру дозволенности. Мысленный перебор возможных «если бы», поиск ребенка в другом человеке, страх потерять связь, которая уже утрачена – все это здесь, на протяжении 95 минут в несуетном ритме, облаченном некричащей подачей, благодаря которой фильм питает атмосферой живых, но должным образом не раскрытых, человеческих отношений.

6 из 10

27 июля 2013 | 10:21
  • тип рецензии:

Психологически-тяжелых фильмов, на самом деле, много... И 'Комнату сына' я НЕ считаю одним из них. Этот фильм не относится к тому жанту кинематографа, когда после финальных титров остается неприятный осадок, который присутствует на протяжении всего фильма. Скорее после просмотра остается светлая грусть, о том, что семье все таки удалось справиться с ужасной реальностью...

Этот фильм я пересматриваю всегда, сколько бы его не показывали, и далеко не из-за гениального сюжета (таких сюжетов как раз много), а из-за безумно грустного, отболевшего, но все таки оптимистичного финала... под шум прибоя титры с прекрасной музыкой, которая играет на протяжении всего фильма.

Ради этого ФИНАЛА я и пересматриваю этот фильм.

9 из 10

30 июля 2007 | 20:40
  • тип рецензии:

Фильм о счастливой семье, которая однажды теряет сына и о том, как они пережили эту семейную трагедию. Собственно в этом предложении и вмещается весь сюжет ленты. Тем не менее, фильм все-таки не такой примитивный, как может показаться на первый взгляд и ругать его не стоит.

Фильм напоминает нам о том, что в жизни нет ничего постоянного, все рано или поздно проходит, в зависимости от судьбы. Посмотрев картину, осознаешь, что нужно ценить своих близких, пока они рядом. Естественно это далеко не оригинальная идея, но все же актуальная, ведь мы привыкаем к близким людям и порой не оказываем им должного внимания, а ведь неизвестно сколько еще времени мы будем вместе. Иногда полезно посмотреть такой фильм в качестве напоминания. Я не согласен с циниками, которые в рецензиях раскритиковали этот добрый и искренний фильм. Если кто ищет авангарда и необычных кино-опытов есть масса таких фильмов, но иногда, ведь можно посмотреть и фильм об общечеловеческих ценностях, семейной теплоте, поддержке и переживаниях. Я не фанат драм, но фильм достаточно неплох.

Мне показалось, что именно в конце фильма, когда родители увидели, что девушка их умершего сына нашла нового парня, они осознали до конца, что жизнь продолжается и следует оставить в прошлом происшедшее.

Также в фильме показаны пациенты психоаналитика, которые видят в нем друга и ходят к нему годами. Одна из главных проблем западного общества - одиночество человека, из-за чего они и ходят к психоаналитикам. Нам кажется это странным, ведь мы изливаем всю душу близким, у них так не принято. Пациенты не могут расстаться с лучшим другом, даже если они нашли в себе силы побороть свои проблемы сами, им нужна поддержка и чувство, что они не одиноки. Каждый из нас нуждается хотя бы в одном близком человеке, с которым он полностью откровенен, если такого нет, то мы испытываем одиночество. Даже имея жен и мужей, пациенты все равно ощущают себя одинокими, потому что не могут открыться перед ними. На фоне больных нам показывают дружную семью, которая способна пережить даже смерть сына.

Эмоциональный и искренний фильм, без грязи и эротики, без экшна и насилия. Наверное больше понравится женщинам, но и мужчинам просмотр не навредит. До шедевра конечно далековато, но и плохим фильм назвать нельзя.

6,5 из 10

13 июля 2010 | 20:42
  • тип рецензии:

Смерть близкого - очень щепетильная тема. Не думала, что можно так искренне раскрыть такую проблематику, но Нанни Моретти это очень хорошо удается. Фильм очень тонкий, искренний - его не просто смотришь, но и чувствуешь!

Обычная семья: муж, жена, сын, дочь. Казалось бы все замечательно - вызов родителей в школу, соревнования дочери, работа. Но в каждую семью может постучать горе. Так случилось и в этом семействе. Сын тонет в море. Далее на протяжении всего фильма то, как переносят эту смерь родные и близкие, как по-новому они смотрят на его комнату, увлечения, на его девушку, да и на самого его в целом - они так мало знали о его жизни, а вот теперь.

Скажу сразу, что после смерти сына - которая случается примерно в середине, я до конца проревела - не могла себя остановить. Причем это были самые настоящие - искренние слезы, которые текли ручьем. Это не слезы 'Последней осени в Нью-йорке', не слезы 'зеленой мили' - это другое, что-то настоящее. Потому что смотря на эту семью переносишь все на себя. С каждым это может случиться, мы не застрахованы от бед и несчастий.

Золотая пальмовая ветвеь вполне обоснованна - актеры сыграли отлично - потому что лично я не просто смотрела, а переживала вместе с ними. Этот фильм не психологический как 'девушка напротив' или тот же 'Внутри себя я танцую', просто он искренний и заставляет задуматься. По крайней мере меня заставил.

Очень понравился финал. Не смотря на грустную историю заканчивается все оптимистично. Здесь, как говорится, сюжет побеждает фабулу - семья на берегу моря. Точнее неполная семья - ведь сына уже нет в живых. И каждый из членов семьи расходится в разные стороны - шум моря, очень красивая музыка и... титры.

Кто-т говорит, что пересматривает этот фильм многократно именно из-за этого финала - я считаю оно того и правда стоит!

19 марта 2009 | 23:56
  • тип рецензии:

Удивительно тонкий, интеллигентный фильм, по настроению больше похожий на французский кинематограф, чем на итальянский. Фильм, который нужно не только смотреть, но и чувствовать.

Сколько бы не упрекали Моретти в нарциссизме, он бесконечно прав, не доверяя своих главных героев другим актерам. Ведь никто их не поймет так, как он сам, а вот ему их изображать не надо - он живет ими. 'Комната сына' - тому подтверждение.

Хорошая работа, не нуждающаяся в особых украшениях, немного инфантильная, как улыбка Нанни Моретти...

10 из 10

04 сентября 2008 | 20:34
  • тип рецензии:

Главное в таких фильмах - искренность. Нанни Моретти удалось быть искренним. При этом он сумел удержаться, снимая фильм на очень важную тему: фильм не скатился ни в пошлую сторону, ни в документалистику. Фильм ни на что претендует, он просто рассказывает историю одной семьи, а получается - это история всех нас.

Каждому из нас придётся кого-то терять, это тоже свойство жизни, которую мы день за днём проживаем. Вслед за смертью близкого приходит понимание: мелочи не важны, важно быть рядом и любить. Всё остальное - ничтожно...

Я считаю, этот фильм нужный, нужный не только тем, кто пережил подобное горе, но и тем, кто живёт только ради себя. Конечно, пословица бытует: 'Горбатого могила исправит', но всё-таки внутри каждого из нас находится Человек.

01 июля 2007 | 19:02
  • тип рецензии:

Смерть сына-подростка во время подводных ныряний нарушила спокойную жизнь психоаналитика Джованни Сермонти. Отныне инфантильного интеллигента не оставляет чувство вины как за тот злополучный день, когда он вместо того чтобы побыть в кругу семьи, поехал к своему клиенту, так и за бездарно прожитую жизнь, в которой так мало времени уделялось сыну.

Теперь врачеватель чужих душ, долгие годы помогавший нуждающимся разбираться в личных проблемах, сам стал раздражительным и скандальным, а, главное, абсолютно беззащитным перед ужасом случившейся потери. Сермонти уподобился своим пациентам, поскольку потерял навык преодолевать обиды - на судьбу в целом и конкретно на того мужчину, к которому отправился в тот день.

Теперь, после случившейся трагедии, профессиональная карьера и семейные отношения Сермонти переживают серьёзный кризис. Однако Джованни всё-таки находит в себе силы, чтобы выйти из состояния затянувшейся депрессии...

Моретти - интегральный кинематографист, соединивший таланты актёра, режиссёра и продюсера, снимающий кино сдержанных эмоций, в котором лирическое волнение, как правило, не достигает чувственного надрыва. В последнее десятилетие ХХ века именно он стал неофициальным лидером итальянского кино, которое переживало не лучшие времена и уже не задавало тон в международной табели о рангах.

Но если кино Моретти сделано с холодной головой, то точно не с холодным сердцем. Как и предыдущие картины режиссёра, данная апеллирует к его личным фобиям: в то время у Моретти как раз был маленький сын. Преодолевая рационализм своего героя, он расставался с собственными страхами. В 1995-м в его фильме 'Дорогой дневник' персонаж избавлялся от смертельного недуга на экране (а сам автор – в реальной жизни), в 'Комнате сына' они снова вдвоём противостоят ужасу смерти…

10 декабря 2012 | 12:56
  • тип рецензии:

Фильм притягателен своей простотой. Показывается не типичная семья, в виду тесной близости всех ее членов, но все же одна из обычных ячеек общества, из которых и состоит наш мир. Можно конечно пересказать сюжет, о том, как любят друг друга родители, как они любят своих уже повзрослевших детей и чувствуют от них отдачу. Как откровенны и просты их взаимоотношения, как отец, максимально проводит время с сыном, несмотря на загруженную и нервную работу и т.д.

Лично меня тронула тема смерти, так четко обыгранная в данном фильме. Удалось даже почувствовать потерю и цену жизни. Ключевая фраза, на мой взгляд, слова священника, что к смерти нужно быть всегда готовым, она не спрашивает, она просто заходит в твой дом, говорят о том, что когда в сомнениях приходится выбирать семья или работа, нужно все же перевешиваться в сторону первого. Внезапно оборвавшая жизнь близкого, величие смерти над всеми живыми, заставляет быть осознаннее хотя бы главу семьи. Он удерживается от упреков в сторону дочери, жены, ищет причины в себе, меняя прошлое в своей голове, с пониманием относится к жестокости жены, держится, слушает чужие безумные истории, которые придают некую безумность происходящему в его спокойном мире любви. Он желает сохранить семью, пусть не в том виде, в каком она была, но, все же учиться жить без сына. Наверное, именно концовка, когда подруга сына приезжает уже с другим мальчиком и проникновенность троих горюющих к их счастью, делает их сильнее, они проводят с ними много времени, как бы цепляясь за последнее живое, что связано с сыном. Эта ситуация дает понимание, что жизнь-то идет вперед, что волны бьются о берег на протяжении многих лет, ветер дует, несмотря на смерти и рождения, что музыка играет и будет играть и именно «by this river», бесконечно, на повторе в головах потерявших ценное, но оставшихся здесь. Может мне хочется найти философию или скрытый смысл, но их здесь, скорее всего, нет. Вспомнились слова В. Высоцкого:

Почему всё не так, вроде всё, как всегда:

Тоже небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Но приходится жить дальше, время лечит, и тем быстрее, чем больше поддержки. Сложно судить об этом, когда не имеешь опыта, даже не верится, что этот опыт может когда-то возникнуть. Пусть не со мной, пусть хотя бы не скоро.

01 апреля 2012 | 10:39
  • тип рецензии:

«Комната сына» - эта киноработа стала первым знакомством с режиссером Нанни Моретти и не думаю, что этой картиной мой интерес к его творчеству закончится. Признаться, многого ожидала от картины, была готова к самой что не наесть драме, которая не то чтобы перевернула бы мой угол зрения мира, а превратила его в точки соприкосновения. Но на выходе вышло иное: вроде что-то есть в этом, а вроде и нет...

С первых минут фильма мне понравилось, что все начинается непринужденно, легко. Нет никакого напряжения, показываются обычные бытовые сцены ничем не выделяющиеся. Словно, смотришь примитивную семейную бессюжетную хронику. И даже, после того как Джованни приехал от своего пациента воскресным утром и узнал о смерти сына, все как будто также продолжает идти обычной жизненной колеей. Сюжет плывет по течению реки вперед, спокойно и не изменяя своему направлению. И в конце фильма нам так ничего иного и не раскроется, кроме семьи, смиренно несущей свой крест потери близкого человека.

Но когда пошли титры, я подумала, а что если – это и есть жизнь. Нет никакой трагедии, нет внутреннего конфликта – это все наши выдумки и жизнь это обязательно поправит, унесет с собой по течению как ветхую брошенную вещь. И с пациентами Джованни все точно также - это просто казан проблем, которые они сварили себе сами, и неудивительно, что некоторые из них под конец фильма идут на улучшение. Это просто жизнь, где-то что-то уходит, где-то что-то прибывает. Даже захотелось сравнить нашу жизнь с обычными растениями, которые живут и не ведают о трагедии как внутренней, так и внешней, но зато умеют радоваться солнцу, теплому и безгранично красивому. Может быть, в этом и заключается вся соль драмы «Комната сына» научиться плыть по течению реки вперед, спокойно и ничего не выдумывая, научиться радоваться солнцу, теплому и бесконечно прекрасному, ведь большего наша душа ничего и не жаждет.

09 марта 2015 | 09:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: