Соблазненный различными наградами и номинациями, посмотрел наконец фильм 'Комната сына'. Это первое знакомство с режиссером. И сильнейшее разочарование. Наверняка на Канском кинофестивале сложилась какая-то специфическая ситуация в тот год, раз приз ушел за этот крайне слабый и пустой фильм. Ладно бы Оскар, там всегда правили бал деньги, гламур и политкорректность, вместо творчества. Но, Канн!
Из полутора часов экранного времени полчаса (!) режиссер только подходит к началу сюжета, подробно демонстрируя завтраки, хождение на работу, телефонные звонки, сеансы психоанализа (которые, кстати, показаны наивно и нелепо тенденциозно, о чем могу судить, будучи психологом) и пр. и др. Полчаса мучительно смотришь на экран, на потолок, в окно и т.д. с неизменной мыслью - когда же это кончится, точнее - когда же начнется фильм.
Потом он начинается с гибели сына. Вот, вроде бы теперь режиссер проснется и начнет наконец рассказывать историю событий, глубочайших переживаний, конфликтов, внутренних изменений или хотя бы каких-либо новых событий, завязкой которых стала смерть подростка. Не тут-то было. Далее еще полчаса мы видим фиксацию событий, естественно связанных со смертью мальчика и слезы, слезы, слезы. И хотя актеры играют хоть и без взлетов, но вполне искренне и достоверно, развития сюжета опять нет: конечно семье тяжело, конечно слезы близко, конечно в атмосфере разлиты пустота и напряженная отстраненность, впоследствии злость. Т. е. все как 'положено' в такой трагический момент. И что? Наверное для хроники отдельно взятой семьи эти кадры могли бы стать важной частью архива, но для 'выдающегося' художественного произведения явно мало. Исчезающе мало.
И только в последние минут 15 появляется интрига и сюжет хоть немного развивается, начиная с обнаружения письма к сыну знакомой девушки, последующей встречи и прощания. Но тут тоже все банально - встретились, поплакали, посмотрели фотки, проводили дальше, чем требовалось и все. Единственный художественный момент фильма, уже на последних минутах, когда все трое (папаша, мама и дочь) внезапно смеются, так как уехали почти до Франции. Вот и все кино!
С трудом досмотрев фильм до конца, подумалось, что если бы вырезать из фильма 4/5 и оставить минут 10-15, то, возможно, получилась бы средняя короткометражка.
Итог: очень слабый, вялый, поверхностный фильм, фактически с отсутствующей режиссурой и хоть какой-нибудь идеей. Наверное для тех, кто питается 'мыльными операми' по ТВ и этой глубины достаточно, тем более полить слезы там есть где, но тех, кто хоть изредко смотрел великолепное итальянское, французское кино высокого уровня, постигнет сильнейшее разочарование.
Зачем так расхваливать фильм, в котором нет ровным счётом ничего? Золотую пальмовую ветвь и ещё какую-то штуковину вручать такому убожеству - верх безрассудства. Можно подумать, что в Каннах в 2001 году в составе жюри не было никого кроме безутешных отцов и матерей, сыновья которых утонули в море. Все они посочувствовали, поплакали у экрана, им немного полегчало от мысли, что они не одни такие на свете. Потом эти люди решили провозгласить картину 'Комната сына' великим шедевром. На самом деле фильм настолько бледный и настолько бессодержательный, что совершенно вылетает из головы через час после просмотра. Здесь попросту не за что 'уцепиться' - всё незаметно пролетает в сером тумане. Абсолютно ничего не остаётся в памяти.
Запоминается, пожалуй, лишь однообразное, бессмысленное выражение лица главного героя, который работает психотерапевтом. Это и есть режиссёр 'шедевра' - некий Нанни Моретти. Совершенно не ясно, зачем понадобилось показывать чуть ли не десять сеансов психотерапии весьма низкого качества, да ещё с подробностями о том, чем всякие озабоченные занимаются, листая интересные журналы. Человек удручён своим собственным горем, а на работе ему приходится делать вид, что он интересуется проблемами других, - очень печально и депрессивно, но что-то не цепляет.
Сюжет в фильме совсем простой - обычная история о том, как родители потеряли любимого сына. Показывают какие-то поездки, девочку с мальчиком, внезапные слёзы, баскетболл и ещё какую-то серость. Невозможно понять, чем создатели фильма хотели зрителя поразить. Вроде бы никакого оригинального сценария не придумали, никакой запоминающейся музыки и в помине нет - лишь незаметный третьесортный медлячок играет. О выдающейся операторской работе, игре света и тени и т.д. и речи не идёт. Актёры вроде бы нормально держатся, но их очень редко показывают крупным планом. Даже нет возможности просто запомнить их лица, не говоря уже о созерцании эмоций их героев.
Итог: совершенно убогий фильм, не расставлено никаких акцентов, отсутствует точка зрения режиссёра, просто показывают очень вялую семейную видеохронику. Смотреть не рекомендую.
1 из 10
P.S. Когда дело дошло до воспоминаний главного героя об умершем сыне, у меня аж слеза по щеке покатилась! Неужели у съёмочной группы даже монтажного стола не было?