Тролль 2 - классический пример низкобюджетного фильма, который по воле продюсеров вдруг стал сиквелом популярного фильма. Итальянцы вообще мастера в этом деле. У них есть и 'продолжения' 'Зловещих мертвецов' (аж 3 части), и даже собственный 'Терминатор 2' от Бруно Матеи. К счастью, кроме названия между оригиналами и подделками нет ничего общего, но сам факт улыбнул. Но что делать. Данный творение вообще назвали 'Тролль 2' едва ли не в последний момент. С оригинальным фильмом я не знаком, а вот посмотреть этот 'шедевр' побудили звание одного из самых худших фильмов, знаменитый мем 'Oh my goood!' и бюджет в 10 долларов (если верить КП). И, если честно, после просмотра я был более чем удивлён - это явно не один из самых худших фильмов (видел и хуже). Зато 'Тролль 2' оставил двойственные впечатления.
Обыкновенная американская семья решила пожить в глубинке и отправилась в город Нилбог на выходные. Младший сын - Джошуа - слышит предостережения от призрака дедушки держаться от этого места подальше, мол там живут злые гоблины. И дедушка не врал. Злобные жители Нилбога, возглавляемые колдуньей Криденс, задумали превратить семью в зелёную жижу, чтобы в дальнейшем скушать их.
Сюжетная составляющая донельзя банальна, но и здесь сценаристы придумали непростой творческий подход. Сперва кино воспринималось как детская сказка, которую рассказывают бабушки с дедушкой на ночь. Но магию повествования рушит странная смесь хоррора и нелепой комедии (а задумывалась ли она нелепой или нет, неизвестно). В одной сцене маленький мальчик превратился в страшное дерево, в другой - помочился на стол, чтобы обезопасить семью от употребления ими странного яда. Нелепые диалоги сначала - странное убийство потом. Даже знаменитая сцена 'Oh my goood' перекликалась с пугающей атмосферной колдовского дома и неотвратимой смерти. Как к этому относиться - непонятно.
Ну да ладно настроение - сама история, вот что странно. Кто эти гоблины, откуда взялись и чего хотят - никого не волнует. Они хотели съесть семейство героев, а где то страшная женщина с выпученными глазами превращала одних юношей в дерево и резала их бензопилой, а других соблазняла и давила насмерть попкорном. Как эти две линии соприкасались друг с другом - тоже не ясно, но, понятное дело, добавлено это всё было ради увеличения хронометража. Отдельная песня - непонятная агитация вегетарианства. Вроде бы и странно, но куда страннее выглядела сцена с поеданием гамбургера ради ослабления сил гоблинов.
А спецэффекты то какие... Имея на руках очень скудный бюджет, создатели отнеслись к делу как можно творчески, в результате кино 90-го года выглядело, как будто его сняли в 30-х. Гоблины - дети в мешках и пластиковых масках - смотрелись очень смешно, хотя должны были пугать (а как они еду в 'рот' запихивали это надо видеть). Официальный постер, нарисованный за пару часов прилагается. Но, с другой стороны, некоторые моменты действительно удивляли, например превращение главного героя в дерево. Даже зелёный дым из стоунхэджа выглядел, как настоящий. Я не верю, что это кино снято за 10 долларов, но если это и так, то создатели - очень идейные люди.
И, наконец, актёрская игра. Я бы этих людей даже актёрами бы не назвал - просто набрали людей с улицы. Вот и всё мнение. Но пацан в главной роли впечатлил. А кричит то как - веришь!
Но у странного треша есть положительные моменты, и их много. Атмосферная смесь безысходности в американской глубинке (которая в конце сходит на нет); сама история развивалась довольно быстро; сумасшедшая Криденс - вообще один из крутых злодеев в кино (то ли виновата харизма актрисы, то ли её грязные зубы); момент с мальчиком и зеркалом в конце неслабо напугал; и сам финал, который своей резкостью и неожиданностью разом разрушил всю ту нелепость, что мы наблюдали ранее.
'Тролль 2' - фильм, который на 50 процентов состоит из малобюджетного трешака, на 50 - вполне интересного фильма, который сложно забыть. В этом цирке чувствуется любовь создателей, но побольше бы денег, да талантливые мозги - и получилось бы просто хорошее кино. А так - что есть, то есть.
Режиссёром фильма являлся Клаудио Фрагассо (Claudio Fragasso) – знаемая персона в недорогом кино, а продюсером значился сам Джо Д’Амато (Joe D'Amato) – человек, который ещё при жизни мог «гордиться» званием плагиатора всея Италии во всех жанрах, беззастенчиво включая даже порно. Поэтому что уж тут на дешевизну постановки пенять или на сомнительные актёрские способности у занятых людей, когда такая «славная» известная парочка взялась ставить трэш-хоррор, по традиции укрывшись под заграничными американскими псевдонимами, ведь выпускалась лента сразу на видеокассетах с неплохими предпосылками для дистрибуции в качестве сиквела.
Однако имея заглавие с цифрой 2, кино вовсе не продолжает наделы оригинала. Здесь даже нет троллей, а вместо них гоблины, живущие в городке-перевёртыше Нилбог, чьё название следует читать наоборот. Туда въезжает семья, которая сама не подозревает, что угодила в опасную ловушку. Опять-таки озираясь на родоначальник, движущийся в направлении детского фэнтази, подмечаешь перенятую базу из сказки, обставленной в зловещем ключе, однако ныне постановщик в доминирующей мере концентрируется на хорроре, конечно используя волшебные мотивы в остове фабулы. В силу подобного на экране наблюдаются достаточно занимательные находки, старающиеся использовать оригинальные жанровые элементы, прописывая гоблинов весьма жуткими тварями, кормящими людей заколдованной едой, превращающей жертв в растения, предназначенные для утоления их собственного голода. Отсюда исходят пугающие сцены с нелицеприятным пожиранием позеленевших бедолаг и некая доля «ботанического» ужастика с человекоподобными кустами.
Неплохо визуально обыгрывая частый устрашающий ядовито-зелёный цвет с набором пугающих элементов, всё же фильм не избегает внушительного количества абсурда. Это и упомянутая актёрская игра, выводящая почти комичные образы – особо мультяшной вышла колдунья; существенная доля наивности в происходящем; так и даже шутовская зарисовка, когда мальчик, желающий предотвратить завтрак семьи заколдованными угощениями, влезает на стул и… мочится на обеденный стол! Одним словом, расставленные по хронометражу пугалки и хохоталки уживаются вместе, пускай первые значимо преобладают, порой внося дисгармонию в этот союз.
В целом фильм нескрываемо прост в своём сценарии, как и дёшев, ведь чудища получились из явственных резиновых масок, не отличающихся хоть малейшей подвижностью или правдоподобностью. Да и костяк истории для любителя хоррора весьма предсказуем, когда некое семейство приезжает в уединённый малюсенький городок, конечно стереотипно обязанный являть сообщество коварных обитателей захолустья, агрессивно настроенных к пришлым. Но зная крайне недорогую специфику, особенно помня говорящие имена авторов, ловишь себя на мысли, что получился вполне любопытный специфический трэш-жутик, основанный на сказке, пускай она не столь волшебная, как первый эпизод. Тут смотря, что требовать от просмотра и от низкобюджетного остросюжетного кинематографа в целом.
Показательный пример идиотизма - идиотские диалоги никакой связи с оригиналом дешевые эффекты (которые сводятся к зеленой мерзости, бьющей изо всех щелей).
Перед просмотром рекомендую заправиться водкой (в крайнем случае - пивом) - такое на трезвую голову смотреть тяжко.