К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я уже и не вспомню, откуда я узнала об этом фильме, но узнала задолго до премьерного показа в кинотеатре и соответственно с нетерпением ждала того момента, когда я, как думалось мне тогда, посмотрю качественное кино, снятое в России. К слову, я далеко не почитатель российского кинематографа. Могу по пальцам пересчитать фильмы, снятые за последний десяток лет, которые мне пришлись по душе.

Что привлекло меня в сюжете? Нет, не сюжет привлек, а в первую очередь меня привлекла всем нам знакомая - замечательная актриса Ирина Купченко. Что до сюжета, то он заинтриговал тоже, отрицать не буду, но уже во вторую очередь: доведенная на уроке истории до крайности учительница берет в руки настоящий заряженный пистолет…

Все мы учились в школе, все были амбициозными упертыми принципиальными максималистами, все мы любили быть немного бунтарями и все мы любили вместо скучного урока обсудить последние школьные новости или просто попялиться в потолок. Но ученики, показанные в фильме - …просто поток ненормативной лексики…

Надеюсь, что это отчасти киношный гротеск. Очень надеюсь.

Опять же, и мы тоже в школе любили повеселиться или подшутить над учителями, но это были глупые детские попытки показаться гениальными и юморными ребятами. И не более.

Итак. Учитель истории – Алла Николаевна, которую из-за общеобразовательной реформы и, собственно, из-за возраста, хотят просить уходить на пенсию. И все это несмотря на то, что Алла Николаевна – сильнейший педагог, и 40 лет она всецело отдавала себя этой самой школе. Подобные новости подкашивают и без того уже хрупкую нервную систему Аллы Николаевны, в таком состоянии она оправляется на урок истории класса 11А. А этот 11А просто …поток ненормативной лексики… Каждый занят своим делом, большинству класса откровенно плевать на сам урок, они позволяют нагло насмехаться и дерзитьхамить в лицо учителю, и при этом срывать куш аплодисментов. Со стороны это просто мерзко… Не надо так.

Как поставить учеников на место, как заставить соблюдать тишину, как заставить слушаться каждого указания…?

Теперь, дабы не устроить спойлер, я вернусь в начало фильма и расскажу уже о своем мнение и взгляде на это кино.

Меня сразу впечатлило начало - именно сама съемка, кадры. Это настраивало на годный сильный триллер…

Но мере продвижения фильма этот настрой испарялся, как и испарялось, то созданное в начале фильма, напряжение.

И вот в середине фильма триллер перешел в драму - такую дешевенькую, которой не веришь: молодые актеры - совсем неинтересно, местами переиграно, местами too much.

Я гордо заявлю, что 95% фильма вытягивает Купченко, Андрей Мерзликин, Алиса Гребенщикова… facepalm - зачем в таком фильме создатели решили поюморить? Цель какая? Добавить и без того стухающему фильму больше дешевизма?

А ребенок-хакер… what? Ugh.

Развязка с одной стороны удовлетворяет, с другой стороны, если настрой на трэш вас не покидает весь фильм, вы будете разочарованы.

И очень жаль, что порой, дабы достучаться до человека, нужны такие радикальные действия и баллов.

Купченко, браво. Спасибо и режиссеру за показанные проблемы школ на киноэкране, спасибо за попытку снять годное российские кино без заоблачного бюджета и голливудских актеров.

Уделить фильму время не жалко. Смело могу вам его посоветовать посмотреть.

02 декабря 2015 | 03:17
  • тип рецензии:

На открытии Кинофестиваля 'Гудвин' в екатеринбургском Доме Кино показали «Училку» Алексея Петрухина. Премьерный показ с Купченко, на днях получившей «Нику» за главную роль, я в свое время пропустил, а тут еще и у дитеныша каникулы подоспели. Пошли вместе.

Фильм с первого семиминутного кадра берет в оборот. Оператор Илья Кондратьев искусно «дает бердмена» в тесной но весьма ухоженной московской квартирке, где собирается на работу героиня Купченко — преподаватель истории в обычной школе. Пролог знакомит нас с основными действующими лицами и пунктиром обозначает жанр, на котором настаивает режиссер — фарс, басня. И портрет Гоголя над столом директора школы как бы намекает.

На самом деле, спасительная оговорка, которая разом отвечает за все нестыковки, натянутости, откровенный актерский пережим - «Так задумано!». Все то, что могло бы возмутить зрителя, если бы создатели настаивали на том, что сняли драму, сейчас «Училке» оборачивается в плюс.

Хотя - вот, французский «Последний урок» с Изабель Аджани, откуда наши, не мудрствуя, взяли завязку, был сделан на полном серьезе, и фильму это не помешало.

А тут и блистательная Роза Хайруллина с короткими интермедиями, и Алиса Гребенщикова, отчаянно плюсующая в роли репортера (то, что ее линия до деталей совпадает с линией Ким Бейсинджер в «Прет-а-порте» Олтмена будем считать совпадением), задумчивый спецназовец Мерзликин, юный хакер из начальной школы, «ломающий» камеры наблюдения, готовый на подвиги физрук, пьяный охранник в подсобке — в общем, полный набор.

Основная коллизия в замкнутом пространстве маленького класса тоже развивается вполне бодро, пистолет переходит из рук в руки, каждый получает право на монолог, который произносит с той или иной степенью убедительности. Вот, и дитеныш подтверждает, что правда жизни в типажах вполне соблюдена.

И все равно, «Училка» оставляет двойственное впечатление. Поводов для горячего «внеклассного обсуждения» фильм дает достаточно, поговорить будет о чем — от отупляющего ЕГЭ, до роли падких на сенсации СМИ. Но отнестись к фильму всерьез до конца не получается — устойчивость хрупкой конструкции двухчасовой трагикомедии во многом зависит от доброжелательности зрителя и его готовности не заметить явные шероховатости ее каркаса.

И, наконец, особое опасение вызывает намерение режиссера и продюсера Алексея Петрухина (кстати, написавшего несколько книг о спецназе) снять продолжение, в котором речь пойдет уже о захвате заложников в концертном зале. Вот тут шутками уже не отделаешься.

03 апреля 2016 | 16:06
  • тип рецензии:

Неоднозначный вышел фильм УЧИЛКА. Постараюсь на свой взгляд рассказать почему.

Идея в фильме заложена хорошая, но спорная. По трейлеру складывалось впечатление, что зрителя может ждать полный трешак: слетевшая от жестокости школьников учительница приходит в класс и с пистолетом в руках начинает учить детей уму-разуму. Ну, отчасти так и есть, слава богу, у создателей фильма хватило ума придумать изящную историю, как пистолет в сюжете нарисовался. Потому что после таких фильмов, к сожалению, всегда найдутся не очень здоровые люди, которые решат тоже стать 'миссией' и преподать кому-то урок по-своему. Именно в этом идея и спорная.

Завязка сюжета классная, а концовка просто очень идиотская. В самом начале режиссер нагнетает обстановку, будто нам предстоит просмотр кровавого хоррора с училкой-мясником. Во время сеанса, уверен, многие аналогично подумают, пока вступительные титры будут идти. Но, к счастью, все оказывается попроще. Первая половина фильма шикарна по своей идее, завязке и развитию сюжета. А потом... А потом вспоминается концовка 'Олимпиус Инферно'. В общих словах там было так: 'зрителю нужно дарить надежду, перепиши так, чтобы девочка выжила... Я тоже хотел бы, чтобы все сложилось именно так'. Короче до середины мне фильм прям очень нравился, а потом будто сценаристов подменили. И начинается просто цирк с конями.

Некоторые моменты по ходу фильма, во второй его половине, просто поражают идиотизмом или непродуманностью. И начинается это все примерно с момента приезда к школе СМИ и ОМОНа. Не знаю, кто в фильме показан тупее: корреспондентша или спецназ. Но пара бы из них сложилась идеальная. Насколько все происходящее начинает быть оторвано от жизни и реальности, насколько оно невероятно портит впечатление от весьма глубокого и правильного посыла в фильме, так наплевательски относится к титаническим усилиям Ирины Купченко вытащить фильм Училка на высокий художественный, эмоциональный и моральный уровень - словами сложно передать. Конечно, видно, что режиссер хотел иронично пройтись по тематике СМИ и силовых структур, но камон, мы же не треш-комедию для Enjoy Movies снимаем с Романом Юнусовым в главной роли. И вот этот бред, чушь и просто 'космический идиотизм' так сильно отвлекают от центральной сюжетной линии, что местами про нее уже и забываешь. Хотя и центральной сюжетной линии внезапно все начинает развиваться каким-то порой комическим образом.

Но нельзя не сказать, что социальные аспекты и психология современных учеников в фильме отмечены весьма точно. Что из себя представляет современный среднестатистический подросток? О чем думает, какие у него приоритеты? Юношеский максимализм и однобокость мышления. Как видят детей со стороны взрослые, и как дети ощущают сами себя, свои права. Как относятся к учителям и к школе. Как оценивают современные политические веяния, историю и авторитет своей страны, других стран. Все это передано очень точно. И с разных точек зрения. Вот за это создателям фильма - благодарность, вот именно это не дает фильму поставить отрицательную оценку за тот самый 'цирк с конями' во второй половине. Ибо в Училке создатели фильма отлично показывают, откуда все эти 'эксперты' берутся в этих ваших интернетах в комментариях к любому громкому событию.

Стоит ли идти на этот фильм? Да, определенно посмотреть его нужно. За идею, за сюжет, его первую половину. За титанически сильную актерскую игру Ирины Купченко, которая героически тащит весь фильм на себе. За интересные попытки актерской игры молодых актеров. За смешные провальные роли Алисы Гребенщиковой и Андрея Мерзликина, который вообще очень неприятно удивил.

Я очень хотел был надеяться, что все же в реальной жизни события из фильма не повторятся. Но очень боюсь, что даже с такой нивелирующей подачей развития событий какой-нибудь идиот найдется и надоумится к действию.

6 из 10

27 ноября 2015 | 20:50
  • тип рецензии:

Это фильм из разряда 'настолько плох, что даже хорош'

Он начинается с черного экрана с перечислением всех наград, которые он успел получить, что выглядит примерно так же, как полотна из орденов на грудях военнокомандующих Северной Кореи. Потом начинается тревожная музыка, которая органичнее смотрелась бы в следующей части Resident Evil.Далее нас знакомят с главными героями:

1) строгая учительница истории старой закалки, которую играет переодетый Гэри Олдмэн;

2) стервозная высокомерная молодая директриса школы;

3) вечно поддакивающая ей пожилая тетка внеземного происхождения с конфетами;

4) уборщица

4) пьющий охранник

5) пузатый физрук

Что касается учеников, у нас есть:'звезда', зубрила, гот, балагур, бандюга, красавчик, патриот, красотка, кавказец, ТП, 'парочка', рыжая, ботан и еще человек 5 безликой массовки.

В первой части фильма действие закручивается, обстановка нагнетается и создается впечатление, что сейчас на экране развернется трагедия. Но начинается лютая дичь в виде длинных и пафосных театральных монологов. И пока в запертом классе ведутся разборки, администрация школы и правоохранительные органы под предводительством героя Мерзликина (который продал душу дьяволу и теперь до конца карьеры будет играть ментов и солдат) пытаются разобраться, что там у них творится...

И совершенно не понятно, как стоит относиться к тому, что происходит на экране. С юмором не выходит, потому что создатели пытаются на полном серьезе говорить о реально существующих проблемах, а на фоне играет тревожная музыка. Но и всерьез это не воспринимается, потому что мудрые вещи произносятся не теми персонажами, не в той ситуации и нейтрализуются абсурдностью действий героев. За героев переживать не получается, потому что их характеры картонны, а мотивы не ясны.

К актерам никаких претензий, большинство из них действительно старается выложиться. Картинка в целом тоже приятная и не напрягает. Музыка сама по себе не плохая, но местами гнетущая и не соответствует происходящему.

'Училка' - это трешевый замес из драмы, триллера, фарса, с артхаусным душком, затрагивающий столько острых тем, вобравший в себя столько стереотипных персонажей и с таким количеством пафосных и неуместных реплик, что просто ААА! Складывается впечатление, что авторы сами совершенно не понимают, что они вообще хотели сказать и на кого ориентированно кино. Деградация молодежи, борьба поколений, упадок в системе образования, война России и Украины, последствия перестройки, ВОВ, коррупция - это только глобальные темы, которые затрагивает фильм, а кроме этого вскользь упоминается алкоголизм, иммиграция, бандитизм, терроризм, любовь и еще много чего. Что приятно удивительно, при всем этом совершенно нет чернухи в виде подросткового секса, убийств и матерщины, которую обожают использовать современные режиссеры, снимая 'правдивое' кино о России. И это выглядит так мило и глупо, что не хочется никого ругать за бестолково потраченные 2 часа жизни.

Спасибо авторам этого фильма за мое хорошее настроение)

22 июня 2017 | 14:59
  • тип рецензии:

Впервые посмотрев трейлер 'Училки', я остался крайне заинтересован. И действительно - обещалась неплохая драма, поднимающая актуальную проблему и выводящая конфликт между учителем и учениками на совершенно безумный и жестокий уровень. Получил ли я то, что ожидал? Отчасти.

Итак, поначалу сюжет показывает именно то, что и было в трейлере. Уставшая пожилая учительница, которая уже совершенно безрадостно готовится к новому рабочему дню, уже зная, что в школе ее ждут с одной стороны ученики-балбесы, а с другой - новые стандарты Минобразования, не несущие ничего, кроме пустой бюрократии. Именно с такими мыслями Алла Николаевна заходит в школу, однако ее дальнейший день не будет похож на все остальные.

Спустя некоторое время по довольно странному и глуповатому сценарному решению происходит именно то, что обещал трейлер - учительница, вооруженная огнестрельным оружием, берет свой класс в заложники, уже не в силах терпеть происходящий балаган. К слову о классе - подавляющее большинство учеников это отборнейшие мрази всех форм и размеров, в которых совсем нетрудно узнать часть архетипов нынешнего школьного контингента. Да, характеры и образы школьников в какой-то степени гиперболизированы, а некоторые даже чуть гротескны, но все-таки для художественного фильма это простительно. Итак, Анна Николаевна глаголет, пытаясь нести разумное, доброе, вечное, уже обладая более весомым аргументом, а школьники наконец-то слушают. Что самое интересное - ученики выставлены такими моральными уродами, что никого из 'детей' совсем не жалко, наоборот, сопереживаешь исключительно 'училке'. И до определенного момента все идет более-менее так, как ожидалось - накал эмоций, неплохая драматическая подоплека, пока, цитируя синопсис, ситуация в корне не меняется.

Фильм скатывается ровно с того момента, как сама училка становится заложницей. Именно здесь начинается настоящий цирк, который становится все абсурднее с каждой минутой. Большинство персонажей, включая учеников, поступают просто невероятно глупо, их действия нелогичны настолько, насколько это вообще возможно, диалоги становятся все неправдоподобней, и ты просто перестаешь верить в этот мир, в эту ситуацию, настолько нереалистично все выглядит.

Итог: 'Училка' лично для меня стала фильмом-разочарованием. И ведь поначалу, в первой половине, это действительно был именно тот проект, который я ждал. Пусть все было несколько в намеренно гротескных формах, это позволяло лучше донести некоторые идеи, которые фильм начинал поднимать. Но что-то пошло не так. Почему-то относительно серьезный тон из начала фильма сменился на какую-то идиотию и клоунаду, как будто создатели то ли не смогли, то ли побоялись должным образом дожать сюжет.

Что же мы все-таки получаем? Плюсы - отличная задумка, неплохие, в общем-то, идеи, поднимаемые по ходу конфликта и озвученные персонажем Ирины Купченко, да и сам конфликт в принципе вполне реальный, разве что его развитие в виде ситуации с заложниками это крайность, но тем не менее. Минусы - по сути полностью сливная вторая половина фильма и посредственные актерские работы подростков. В итоге - довольно проходной фильм, который я хоть и не могу назвать совсем уж плохим, но и рекомендовать к просмотру тоже не стану.

6 из 10

12 декабря 2016 | 18:38
  • тип рецензии:

Российская адаптация французского 'scripture to verse' вышла куда хуже оригинала. Но от части. Актриса 'училки' подобрана просто идеально. Весь учительский состав мне понравился, но не дети. Какие готы в 2017? Авторы пересмотрели первых сезонов 'Папиных дочек'? Первая треть фильма мне очень понравилась. Вторую треть я смотрел с мыслями 'Пистолет идёт из рук в руки, это уже как-то не правильно' и 'Если концовка провалится - фильм мне не понравится'. Я давал шанс фильму вытянуть себя под конец. Я знал концовку 'scripture to verse', и по сравнению с этой - та гораздо лучше. Здесь, видимо, под конец съёмок подошла какая-то цензура, потому что внезапно 'все счастливы' - не оправдывает затянутость фильма.

03 августа 2017 | 07:40
  • тип рецензии:

Нестоличная часть России восторжествовала: для скачивания стал доступен самый скандальный фильм прошлого года «Училка». Его реально ждали, заранее поговаривали о возможном трэшестве и сравнивали с «Дорогой Еленой Сергеевной» и даже с «Опасной профессией» и со «187». Оказывается, надо было сравнивать с «Территорией» Мельника. Потому что «Училка» - одна из самых ярких зарисовок новороссиянской идеологии – точнее, неосоветской, неоимперской, неосталинистской – в этом генетическое родство с мельниковским манифестом «Территория».

С художественной стороны фильм непримечателен. Кроме Купченко, остальные роли или сериально-жирные, или просто бездарно исполнены. Даже Мерзликин переигрывает своими кривляньями и подскакиваниями. Фильм вообще похож на продукты деятельности Гай Германики – в этом очевиден расчет на определённую целевую аудиторию.

Фабула – типично рязановская: хорошая учительница «старой закалки» против «плохих детей». Учительница отягощена своими личными проблемами и разочарованиями, ученики не отягощены ничем – ни интеллектом, ни моралью. Но ближе к середине эта банальность выветривается. Казалось бы, после появления пистолета всё должно измениться: училка продемонстрирует самоотверженную любовь к своему ремеслу, а школьнички-уроды начнут каяться и исправляться. Не тут-то было! Что было – смотри, читатель, сам, не буду спойлерить. Главное – в другом: здесь нет героя, поднимающего своим примером иных до своего уровня небожительства. Здесь есть правильная тётка и «пыль» (буквально), которую она попирает ногами. Пыль вынужденно принимает очертания, придаваемые ей скульптором – училкой. Прям по Аристотелю: сама материя-пыль не имеет ни очертаний, ни восприятия; чтобы её заметить, нужен мастер, придающий форму – очертания и манеры поведения «правильного школьника», комсомольца, бамовца, распевающего бардовские слащавые песенки у костра. Они больше не вопят о руководящей роли «бабок» в жизни – они радостно смотрят в будущее нашего Отечества. Они не хвастаются шмотками – они радушно улыбаются друг другу. Они не уговаривают соседок по парте на минет в ближайших кустах – они с любовью смотрят в их глаза. И как эта милота была достигнута? Разумеется, деятельностью и личным примером Училки. Она не «Учитель» и не «училка» - именно «Училка».

Суть в том, чем Училка отделена от своей паствы, – в идеологии, ставшей её мировоззрением. Эта странная идеология входит в зрителя с первых кадров отлично показанной училкиной квартиры. Все ожидали узреть задрипанную хрущобу с дровяными окнами, а увидели вполне презентабельное жильё, хотя по нему шаркает вполне сталинистского вида тётечка. В этом – вся соль. Режиссёр попытался соединить прошлое с современностью и закинуть его в будущее. Человек «старой закалки» для Петрухина – не отщеп отжившей эпохи, а единственно правильное в природе существо. И правильность эта – вневременная. И чисто тарантиновскими методами Училка сию правильность доносит до подчинённой ей школоты.

Так в чём эта правильность? В соотношении индивидуального и коллективного. Ученик Жаба страшно неправ, думая, что индивидуальность формируется через борьбу с обществом – он, словами Училки, «совершил страшную ошибку». Не «совершает», а уже «совершил», пропащий! У нас не принято отвергать общество, у нас не принято оскорблять общество, у нас не принято выделяться из общества. Наши деды воевали, наши родители строили эту страну. А вы, молодёжь, можете поиграться западными бирюльками-айфонами, побаловаться MTV-шными хиханьками и порнушными хаханьками. Но никуда вы не денетесь, пыль! Либо сами себя сдуете-развеете, либо научитесь сцепляться локтями и корчить друг дружке правильные рожи. Потому что вечен этот уклад. В 1980-90-е мы повздыхали над Оруэллом и Солженицыным, побаловались либерастией и рынком, выпустив наверх обновлённую породу элиты, и хватит! Всё возвращается на круги своя, к родимой колючей проволоке и звонкой подвешенной рельсе.

Согласно этой идеологии, всемощно и всеправо государство – само по себе, безлично и внепартийно. Всемогуща на этой территории только сама великая сила превращения человека в массовую единицу, в «производителя», в «товарища». И тот, кто тупо отрицает своё место в этой системе, либо сотрётся в пыль, либо исправится и станет хорошим подданным этой системы, «хорошим полковником». Именно для этого и нужна Училка. А та Жаба, которая квакает против этого Уклада и почему-то не свалила за бугор, - страшный враг, его уже в принципе невозможно исправить. Его можно только припугнуть или взять на поруки, обезвредив состраданием товарищей – в точности, как с персонажем Цыганова в «Территории».

И исправленные ляли усядутся вокруг костра, в который Училка подкидывает хворост несформировавшихся единичностей. В государстве – единственном самце на этой территории – Училка является Матерью, верховной жрицей, хранительницей тайны и веры. В этом, кстати, исток современного россиянского матриархата.

Кто-то пеняет на молодёжь: дескать, дебилы, не читающие книг, увлечённые только своими электрическими игрушками. Но этот изящно спроектированный инфантилизм высокоэффективен для государства. Немногочисленные непритягательные Жабы, потенциально могущие противопоставить себя системе, обречены на прописку в виртуале компьютерных игр. Все остальные прекрасно подготовлены к тому, чтобы вести их в «светлое будущее» - надо только нащупать их единственное эрегированное живое место и схватить за него. И будет построена Великая Россия – не сомневайтесь! В ней не будет места американским педерастам и гейропейским «фашистам». Все будут героически отбывать свою трудовую и воинскую повинность, чтобы Государь и его приближённая шодла могла хвастаться этажностью своих яхт и величиной бриллиантов на своих шлюхах. Самоотверженность искупит личные огрехи каждого их нас, кто успел поякшаться с греховным толерастическим Западом – как и саму Училку с её зятем-австрийцем («позорище-то какое!..).

На мой анархический взгляд, индивидуалист отличается от коллективиста только одним. Индивидуалист самоутверждается собственными усилиями, коллективист утверждается посредством других. Поэтому человеком – не животным – по большому счёту, имеет право величаться только индивидуалист. Но в нашей возвышающейся нефтегазовой Азиопе с такой жизненной позицией чувствуешь себя только Жабой. Ни к чему не годным существом, вытесненным отовсюду за нежелание ходить строем и вдохновенно обслуживать горстку паразитов, иссосавших в пыль население шестой части суши. А чего здесь ждать Жабе? Ещё в 2000-е мы мечтали о чём-то реальном, игрались то в либералов, то в традиционалистов. Таперича лучше спрятаться в какие-нибудь онлайн-игры, толкинизм и подобные бестолковые умоотсосы. А остальным – Просто Обслуживать Трубу. Трубу, у разрывов которой в струйках воспламенённого газа всем скопом можно погреться. Погреться-порадоваться подачкам типа «дальневосточного гектара» или бесплатных прививок. Важно только поближе держаться – друг ко другу и к огоньку, возжигаемому батюшкой-царём и его боярами. А нечистым трубочистам, по инерции девяностых подвывающим о свободе личности, - стыд и срам!

После такого кино не мальчики кровавые мерещатся, не девочки раздетые. А бритые зэки в телогрейках, запрягающие большую-большую ракету – чтобы в единственно правильной войне кровососы единственной правильной страны напрочь истребили кровососов полностью неправильного мира со всеми обитателями.

6 из 10

21 октября 2016 | 04:13
  • тип рецензии:

Про проблемы современной системы образования, культуры подростков и вообще их отношения к принципам морали и др. ценностям много писать не буду - это и так всем давно известно, как и то, что сейчас дети впадают в панику, забыв взять с собой смартфон, когда идут выносить мусор. Однако время от времени так и хочется просто вырвать у них из рук эти электронные кирпичи и разбить об асфальт, чтобы они наконец-то начали снова замечать что-то вокруг себя, а не только на экране. В данном фильме эта проблема как раз показана очень сильно, что является весьма актуальным.

И вообще, учащиеся 11 класса здесь показаны не настолько 'чернушными' как в 'Школе' Германики, но и не ребятками-зайками а-ля 'Ералаш', хотя конечно, многие образы типичны: красотка, зубрилка, хулиган, неформалка, мажор и пр. В моей школе ребята были примерно такими же.

И также хочется сказать, что слова доведенной до отчаяния учительницы невероятно сильны и правдивы: 'Вас же ничего в этой жизни не интересует, кроме порно-сайтов и новых шмоток, вы думаете только о себе, на других вам плевать. Все, что вам в жизни надо - это покушать и покакать. А, еще поразмножаться.' Именно это в первую очередь и интересует нынешнюю молодежь, все больше опуская ее до уровня животных, с чем просто необходимо бороться, чтобы через 2-3 поколения люди окончательно не окретинились.

Что же еще насчет главной героини фильма - Ирина Купченко, конечно же, сыграла блестяще, по сути, одна вытаскивала на себе весь фильм, ее училке сочувствуешь и в то же время восхищаешься тому, что она не побоялась пойти на крайний шаг - под дулом пистолета заставить своих непутевых учеников ответить ей тему урока. Конечно, это не значит, что все уроки должны проводиться именно так, под угрозами и захватом в заложники, ни в коем случае! Однако если дети действительно обнаглели и забыли, куда пришли, им об этом стоит напомнить, чем-то большим, чем очередным замечанием в дневник.

Если бы весь фильм проходил именно так, он бы точно в моих глазах стал шедевром: пожилая учительница истории выступила против потерявших к ней всякое уважение юнцов, поставив их на место одним выстрелом в вазу. Однако увы, дальше, после тех ее гениальных слов пошла уже не социальная драма, а трагико-фарс, нелепый и довольно слабый, когда злополучный пистолет начал переходить из рук в руки, и каждый его новый обладатель начал высказывать остальным свои претензии. В основном это выглядело жалко и смешно из-за игры молодых актеров, например когда одна такая трагическим тоном, изображая истерику вопила 'Неужели вы не знаете, что такое любовь?! Как тогда можно жить?!' или 'Юля, не надо, я свой!'

Подобных нелепиц в фильме, увы, множество: и 7-летний хакер, помешанный на террористах, и престарелая секретарша, впавшая в маразм и строящая пирамидки из конфет - зачем вообще надо было вставлять в фильм?! Зачем превращать социальное кино в клоунаду???

Более удачно вышла сатира на репортеров, вся цель которых - снять как можно больше сенсации, наплевав на судьбы людей, а также образ полковника ФСБ, второго более-менее хорошего актера в картине. И еще трогательное чтение стихотворения Н. Гумилева 'Жираф'. А в остальном же еще многое можно было доработать.

И в заключении хочется отметить, что фильм стал бы более сильным и реалистичным, будь его концовка трагической, а не такой наивно-слащавой, какой представлена. Не могут люди так стремительно измениться в лучшую сторону, даже после нервного потрясения, это невозможно, это как раз таки слишком по детски, в духе того же 'Ералаша'

Итого: за первую часть 'Училки' 10 из 10

За вторую 6 из 10

Итого:

7 из 10

30 января 2017 | 18:05
  • тип рецензии:

'Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция' (Жак Барзэн).

Фильмов о школе, проблемах образования, взаимоотношениях учеников и нелегкой жизни учителей уже снято достаточно много, как у нас, так и за рубежом, что не удивительно, ведь школьная тема актуальна во все времена и хранит в себе целую кладезь идей, которая приманивает режиссеров. На сей раз, окунуться в этот неисчерпаемый источник решил Алексей Петрухин, известный широкой публике, как продюсер «Вия», ставшего самым кассовым российским фильмом 2014 года. Погружение оказалось не напрасным, правда выуженная идея и воплощенная затем в «Училке», сильно напоминает «Последний урок» Жан-Поля Лильенфельда. Разница лишь в том, что Петрухин реализовал ее иначе, с упором на российскую действительность, показав, на что может пойти списанная в тираж и доведенная до белого каления учительница с сорокалетним стажем, если к ней в руки попадет пистолет.

По сути, в «Училке» демонстрируется то, о чем обычно молчат или говорят только в учительской. Школа из кузницы знаний превратилась в зверинец, где разбалованные и наглые старшеклассники ведут себя как хотят, мнят себя взрослыми, но по уровню развития являются еще детьми, которые не расстаются с игрушками (гаджетами). Для них не существует авторитетов, они не уважают учителей, всю необходимую информацию находят в интернете, поэтому в школу ходят лишь для того, чтобы пообщаться с друзьями и потому что надо. При таком раскладе, даже педагоги с титаническим терпением взвоют. Единственно, что им остается - учить своих подопечных из-под палки, или под дулом пистолета, которого нет. Поэтому неудивительно, что новая картина Петрухина снискала положительные отклики учителей.

В целом, «Училка» представляет собой жесткую остросоциальную драму, умело смешанную с комедией и чрезмерно сдобренную морализмом, который периодически хлещет с экрана мощной струей, заливая зрителей. ВНИМАНИЕ! Людям, не умеющим плавать, перед просмотром картины стоит надеть спасательные жилеты. Кроме того, Петрухин переборщил с уклоном в политику и неприкрытой пропагандой, направленной на то, что нужно поднимать Россию с колен, уважать учителей, быть порядочным, образованным человеком и т.п. За счет этого, фильм порой скатывается в социальную рекламу, от которой веет заказом. Хотя, возможно, дело в том, что режиссеру не хватает профессионализма, ведь кинематографического образования у него нет. Об этом лишний раз напоминает монтажная оплошность, совершенная ближе к концу фильма. Зато он попал в точку, намекнув на схожесть школы с зоной…

Если говорить откровенно, то фильм держится на плаву благодаря Ирине Купченко, которая тянет его словно бурлак. Именитая актриса неоднократно играла учительниц, и в какой-то степени, роль училки Анны Николаевны ей знакома, так как в «Хомо Новусе» Паля Эрдёшша, она исполнила похожую по эмоциям роль, правда не такую матерую. Иногда, на помощь Купченко приходила Роза Хайруллина, сыгравшая странную женщину-секретаря, раздававшую направо и налево конфеты. Наверно в каждой школе есть персонаж не от мира сего, которого держат чисто из жалости. Собственно вся комедийная основа картины держится на роли Розы, но, к сожалению, в кадре она появляется не часто. В отличие от возрастных актеров, молодежь играла просто ужасно – видимо набрались по объявлению. Многие из них еще явно не доросли до съемок в серьезных фильмах, так как все что они делали и говорили, выглядело неестественно.

Отдельно стоит упомянуть о главном виновнике торжества – пистолете, который символизировал собой власть и словно эстафетная палочка, или игрушка на психологическом тренинге во время рефлексии, переходил из рук в руки. Это происходило так часто, что ситуация приобрела абсурдный характер. Алексей Петрухин таким образом хотел показать, как разные люди распоряжаются приобретенной властью и то, как она на них влияет. Задумка хороша, но вот с логикой проблема.

Остается только добавить, что картина заканчивается на позитивной ноте, не так как в «Последнем уроке»…

24 ноября 2015 | 15:32
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: