Так как я являюсь коллегой Аллы Николаевны (И. Купченко), рассмотрю фильм с точки зрения учителя.
Начало фильма. Высокодуховная (море книг, портретов в квартире) Алла Николаевна собирается в школу как на войну. Пересиливает себя, перешагивает через плохое самочувствие и т.п. Участливость училки (буду уж так и именовать, раз так небрежно её режиссёр\сценарист нарёк) демонстрируется эпизодом со 'Скорой', приветствием с почти соседями. Идёт учительница и мысленно выстраивает диалоги с учениками. Невразумительный эпизод с портретом А. Н. и какого-то нового учителя пропускаю... т. к. очень уж он банальный и примитивный. Мол, отправили училку на помойку, ан нет! в конце фильма достанем и опять портрет повесим.
Не стану повторять вышенаписанные комментарии, т.к. согласна с ними. Объясню, почему не верю ситуации, актёрам.
Не бывает таких учеников. Показаны какие-то шаблонные и карикатурные выпускники. Не бывает таких циничных, озверевших и бесчеловечных 11-классников в школе. Искусство, конечно, может утрировать, но не до отторжения же. Чем неприятна училка? Алла Николаевна видит детей нечистью, шлаком и НЕ видит в них никаких хороших качеств?! Не бывает таких учителей! Придя с негативным настроем в школу, получив порцию негатива от бывшей ученицы, ныне директора школы, Алла Николаевна начинает урок с окриков и оскорблений. Если училка может допустить оскорбления в адрес своих учеников, значит она их НЕ уважает. Хоп! Бумеранг - дети не уважают её. Если это учительница, так называемой, старой, советской закалки (судя по опыту работы в школе - 40 лет), то она НИКОГДА себе не позволит взять 'на мушку' учеников, хотя бы потому, что в её те годы дети были покорны и послушны. Училка-молодуха лет 22-25 с пистолетом в руках - верю, а этой - нет. Правда, у молодой училки пистолет не стал бы инструментом образования. Училка мне понравилась только тем, что понимая своих детей, она обыгрывает их. Кому-то напоминает про МГИМО, кому-то что-то ещё... и пистолет вновь в её руках.
Ну и, конечно, нельзя обойти молчанием корреспондента. Мерзко хихикающая в телефон журналистка в конце фильма абсолютно нелогично показывает своё порядочное лицо. Ах! Мне нельзя снять то, что я хочу. Ах! Я бы сняла про проблему отцов и детей, а, гоняющиеся за сенсацией СМИ заставляют меня, несчастную, снимать 'жареные' факты.
Хулиган, он же - полковник, он - же бывший ученик нашей училки, он же - А. Мерзликин... его зачем в фильм-то вставили?! Тупить?!
Заканчиваю.
Вообще, отсылка к СССР навязывалась режиссёром очень агрессивно. И переродившиеся ученики (и журналистка), и поумневшая директриса, и костёр добавили в моё настроение отрицание к фильму.
Лучше бы я пересмотрела 'Клуб 'Завтрак' вместо 'Училки'. Идея та же, но фильм там умный.
Это моя первая рецензия и в общем-то не вижу в них большого смысла, но такое вопиющее событие заставило меня все-таки потратить несколько минут своей жизни, что бы сэкономить вам несколько сотен рублей, несколько часов жизни и вполне возможно, нервную систему. Итак начнем.
Что бы не показаться 'кино-русофобом' скажу, что одни из моих любимых фильмов, это 'Неадекватные люди' Романа Каримова и 'Русалка' Анны Меликян, так что в общем к русскому кинематографу я отношусь вполне не плохо.
А теперь поведаю о своих ощущениях относительно 'Училки'.
1.Кастинг.
Если в исполнительнице главной роли еще можно заподозрить какое отношение к актерской профессии, то все остальные были как-будто набраны с улицы, причем не самой лучшей. А уж мини-бенефисы Анны Чуриной, Андрея Мерзликина, Алисы Гребенщиковой и
Ольги Егоровой (у этой особы вообще 'мхат' головного мозга), это просто какой-то сюр. Это конечно сугубо субъективно, но мне буквально резало глаз от их фальшивости и не профессиональности. Дети в фильме конечно тоже полный кошмар, но им простительно ибо не ведают они, что творят и явно не проходили никаких актерских курсов, а учились минут за 15-20 до съемок, по роликам на youtube.
Единственное светлое пятнышко во всем фильме, это помошница директрисы, но тут может и роль просто удачная.
2.Сценарий.
Сценаристы конечно молодцы. Такого невероятного количества шаблонных персонажей я не видел, наверное, нигде. Итак у нас есть: ученик-урапатриот, ботаничка, еврейский мальчик ботаник, кудрявый весельчак, ученик-бандит, готесса, парень-оппозиция и несколько не очень умных барышень. Порой в кадре эти господа творят такой бред, что зал начинал нервно смеяться, хотя я предполагаю, что по задумке, на этом месте, все должны были ронять слезы. Да и какое-то плоское морализаторство в стиле 'потерянное поколение', 'вот в наше время', 'задумайтесь и покайтесь' было оформлено чудовищно, просто чудовищно...
3.Режиссер.
Как и в футболе, 'в поражениях виноват тренер, а в победах команда', так и тут я считаю, что ответственность лежит на режиссере, который допустил такой каст, такой сценарий и в целом снял очень плохое кино.
Мое мнение, сугубо субъективно, ведь есть же люди, которым понравился сей фильм, хотя скорее всего им и заплатили...
С места в карьер. При всем моем уважении к замечательной и талантливой актрисе Ирине Купченко этот фильм я настойчиво не рекомендую к просмотру никому.
Создатели данной 'картины' решили прикрыться высокими и актуальными проблемами сегодняшнего общества. Они забыли про актерскую игру, сценарий, написание диалогов, монтаж звука и все, что должно складываться воедино в хорошее кино.
Фильм скорее вызывает горький смех, нежели сопереживание поднятой проблеме.
Только из кинотеатра где довелось лицезреть данную картину. Начну с того что с первых кадров понравилась игра Ирины Купченко. Очень качественно показан образ одинокой женщины преклонных лет. Пустая квартира со старинной мебелью и декором плюс отсутствие информации о муже помноженное на уставший вид учительницы дают очень сочную картинку заставляющую сопереживать героине и представлять себя на ее месте. Собственно с ее знакомством со зрителем создатели фильма и начинают свою детище, и эти первые минут 15 дают фантазии разбежаться по полной, можно уже представить к каким отчаянным действиям могут подтолкнуть 'училку' юные лоботрясы-ученики. Тем более в классе все как надо: шутнички, прогрессивные неформалы, начинающие шоу/бизнесмены, толкатели веществ с пистолетами и мутками с Ахмедами. Сначала такая разношерстная компания настраивает на оптимистичный лад, ожидаешь развития их взаимоотношений с преподавателем но вместо этого зрителя встречают шутки взятые сценаристами с мемчиков вконтакте, разных форумов и бордов. Так же под видом того что фильм для 'продвинутых' будут тезисы либералов про свободу и личностную неприкосновенность вступающие в перебранку с консервативными устоями Великой Страны и осознанием что если живешь 'не по понятиям'и 'презираешь все общество (зону?)' то тебе будут не рады. В конечном итоге можно подумать что режиссер заведомо не встает ни на чью сторону, но складывается впечатление что он просто хочет понравится и тем и другим. Но это все общее впечатление, так что перейдем лучше к частному, а именно к персонажам.
Надо было ввернуть обязательно русского патриота, который сидит у двери, постоянно умничает, знает все про всех (а именно про другие страны и расы). Ему кстати режиссер прощает даже прямой удар в нос дамочке, которая верит в иные реальности. Видимо создатели фильма сами не очень относятся к пятому-измерению-кастанеде-лири сотаварищам (ТМ). Так что нам остается довольствоваться унылой 3Д реальностью где Шило (с пистолетом, а не с гантелей) за час с лишним готов изменить свою жизнь и стать крутым Андреем Мерз... простите, спецназовцем! Надолго запомню как он самозабвенно елозил пальцем (уже не малолетний челкарь, а возмужавший боец) по старой фотографии и светился улыбкой просветления. (ничего ведь за 10-20 лет не изменилось, да?) Хорошо хоть в камеру не подмигнул. Другой раздражающий персонаж явился в образе мини-училки которая так же браво стала размахивать стальной указкой и сетовать на тяжелую жизнь. Вот только на этот раз вышло слишком наигранно и не к месту, и так хронометраж показался слишком большим. Были еще зверолюди жаба и жираф, которые пытались выдавить из себя умные мысли и создать конфликт но выглядели эти попытки жалкими и неуместными. Помимо класса есть еще пара странных персонажей вроде мальчика-гения который своим интеллектом и повадками унижает и директора и бравого государственного воина и неадекватной журналистки которая постоянно залипает за что-то и как будто стебет всех вокруг себя (я журналист но... зачем снимать то? все равно не покажут?). Но главная жемчужина фильма - героиня Розы Хайруллины - эдакий адепт психоделического дзена которая плывет по умам всех героев фильма и отзеркаливает их мысли чтобы те осознали иллюзорность бытия. Остальные персонажи не оставили никакого послевкусия.
В качестве итога повторюсь что фильм держится на игре Купченко и очень простой мысли о том что если будешь глупым и трусливым тебя будет всю жизнь иметь тот кто умный и сильный. Однако эта идея была погребена под переигравшими персонажами и сахарными сценами вроде бумажных дождей которые затопили сердца обитателей класса (я так и не смог поймать момента когда это их отношение так переменилось с презрительно-скучающего).
Тем более невозможно заставить 16-ти летних молодых людей насильно заставить делать что-то полезное или ожидать какой-то осознанности. Всему свое время, кто не захочет стать уборщицей школы сам начнет развиваться после школы и стараться изменить не только себя но и мир вокруг. Как говориться, насильно мил не будешь.
P.S.: под конец фильма надо было петь лучше 'замыкая круг' чтобы создатели назад посмотрели вдруг и узрели какой фарс у них получился.