К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Очень неоднозначное мнение и (в первую очередь) ощущение после просмотра данного фильма: смешанные чувства.

С одной стороны мы имеем, что плохая актерская игра практически всех школьников приводит к тому, что просто не веришь персонажам. Все мы проходили (или скоро пройдем) возраст 15-17 лет. Это возраст ярких личностей, максимализм. 10-11 классы всегда яркие, индивидуальные. Каждый старается чем-то блеснуть, показать себя. Но класс, представленный в фильме, максимально серый и скучный. В нем нет лидера, в нем нет ботана, в нем нет задиры, в нем нет 'телочки'. А те, которые есть, не раскрыты - ужасная актерская игра.

Второе. Очень рваный сюжет. Дети, увидев угрозу в виде пистолета, никогда не будут бросаться на него. Дети в этом возрасте максимально ценят свою жизнь. Способны на геройство - да, но не на глупое 'бросание на пистолет'. Да и в целом сюжетный ход, когда 'пистолет пошел по рукам' вызывает недоверие. 'Не верю' (С).

Третье. Явные сюжетные ляпы. Спецназовец, который 'под его ответственность' скрыл оружие преступления? Директор, который думает о репутации и не звонит в полицию? Ребенок, который в подобной ситуации имеет доступ к камерам. Все это похоже на комедию, да вот только жанр другой. Такими моментами фильм полон.

Четвертое-пятое могу расписать, но суть, я думаю, вы поняли.

Но! Примерно лет 15 назад я посмотрел фильм 'Дорогая Елена Сергеевна', которым явно вдохновлялся режиссер. И что-то подобное я уловил и в 'Училке'. Вот, наверное, 'училку' надо воспринимать не разумом (потому что чисто на поверхности это просто очередной плохой фильм), а почувствовать. Вот что-то в нем есть, какая-то безысходность взрослого поколения, какие-то попытки не опустить руки и дать нашим детям лучшее. Иногда - кнутом, иногда - пряником.

В этом фильме сделано очень много того, чтобы его испортить. Сильная и хорошая идея, сильная игра училки - верю. Но все, что вокруг, это ужасная режиссерская работа.

6 из 10

из которых 2 - за 'дух'.

04 июня 2024 | 18:17
  • тип рецензии:

Отечественный триллер 2015 года с элементами драмы Алексея Петрухина 'Училка'. Сюжет описать в двух словах очень просто. Одинокая, уставшая высоконравственная учительница истории Алла Николаевна с сорокалетним стажем преподавания в школе вот уже много лет ведет отчаянную борьбу с юным невежеством. Иногда с юмором, иногда с раздражением, а временами с безразличием.

Класс, с которым нас знакомят создатели картины, - это целая палитра дегенератов, хамов и самовлюбленных идиотов. Конечно, не обходится без пары зубрил, двух красавиц подружек и главного хохмача. Вы можете смеяться, но, между прочим, это довольно-таки правдоподобно. Возможно, дело в хорошей игре ребят. Ну так вот, однажды в классе происходит происшествие: один из учеников приносит в школу пистолет. Напуганный каким-то странным звонком прямо во время урока, он угрожает учительнице, которая, видите ли, сделала ему замечание. Ситуация в корне меняется, когда пистолет оказывается у доведенной до безумия Аллы Николаевны. Вот с этого-то и начинается весь, не побоюсь этого слова, замес.

Абсурдность достигает своего предела, когда пистолет оказывается в руках уже у пятого ученика. Эта борьба за 'волыну', честно сказать, вызвала у меня только смех. Но! Кто-то может посчитать такую нелогичную беготню минусом. Однако я узрела в этом глубокий смысл (как претенциозно, да). Каждый показал себя во всей красе. Эти ребята учились друг с другом на протяжении 10ти лет, и, как оказалось, накопилось много претензий и обид. Высказались практически все. И это и есть катарсис. Так было нужно.

Кое-какие детали, конечно, меня смутили. Например, директриса, которая указывает своим сотрудникам на плохой вкус в одежде. Ее зам, подпевала и подхалимщица, подобострастие которой временами превращается в настоящую клоунаду. Пьяный охранник. Глупый полковник спецназа, который, будучи уверенный в том, что в классе затаился террорист, не смог нормально и адекватно спланировать операцию по спасению детишек.

Но все это ничто благодаря одной только детали: игры Ирины Купченко.

Она великолепна. Ее монологи, иногда очень грубые и презрительные, трогали до глубины души. И что самое странное: она смогла вызвать сочувствие к своей героине.

Сколько таких вот училок в нашей стране? Которые с каждым годом все больше и больше отчаиваются, глядя на продвинутое поколение детей, которым ничего не нужно, кроме бабла, гаджетов, и 'Ах да, и совокупления, конечно же', как заметила Алла Николаевна. И пусть этот школьный декаданс показан утрировано! Только так можно было донести суть.

Посыл понятен. Он прост, как дважды два. Все получили по своим заслугам. И несмотря на то, что к некоторым деталям фильма можно искренне придраться, создателям картины хочется сказать: спасибо за попытку.

7 из 10

04 октября 2017 | 17:29
  • тип рецензии:

Российская адаптация французского 'scripture to verse' вышла куда хуже оригинала. Но от части. Актриса 'училки' подобрана просто идеально. Весь учительский состав мне понравился, но не дети. Какие готы в 2017? Авторы пересмотрели первых сезонов 'Папиных дочек'? Первая треть фильма мне очень понравилась. Вторую треть я смотрел с мыслями 'Пистолет идёт из рук в руки, это уже как-то не правильно' и 'Если концовка провалится - фильм мне не понравится'. Я давал шанс фильму вытянуть себя под конец. Я знал концовку 'scripture to verse', и по сравнению с этой - та гораздо лучше. Здесь, видимо, под конец съёмок подошла какая-то цензура, потому что внезапно 'все счастливы' - не оправдывает затянутость фильма.

03 августа 2017 | 07:40
  • тип рецензии:

Это фильм из разряда 'настолько плох, что даже хорош'

Он начинается с черного экрана с перечислением всех наград, которые он успел получить, что выглядит примерно так же, как полотна из орденов на грудях военнокомандующих Северной Кореи. Потом начинается тревожная музыка, которая органичнее смотрелась бы в следующей части Resident Evil.Далее нас знакомят с главными героями:

1) строгая учительница истории старой закалки, которую играет переодетый Гэри Олдмэн;

2) стервозная высокомерная молодая директриса школы;

3) вечно поддакивающая ей пожилая тетка внеземного происхождения с конфетами;

4) уборщица

4) пьющий охранник

5) пузатый физрук

Что касается учеников, у нас есть:'звезда', зубрила, гот, балагур, бандюга, красавчик, патриот, красотка, кавказец, ТП, 'парочка', рыжая, ботан и еще человек 5 безликой массовки.

В первой части фильма действие закручивается, обстановка нагнетается и создается впечатление, что сейчас на экране развернется трагедия. Но начинается лютая дичь в виде длинных и пафосных театральных монологов. И пока в запертом классе ведутся разборки, администрация школы и правоохранительные органы под предводительством героя Мерзликина (который продал душу дьяволу и теперь до конца карьеры будет играть ментов и солдат) пытаются разобраться, что там у них творится...

И совершенно не понятно, как стоит относиться к тому, что происходит на экране. С юмором не выходит, потому что создатели пытаются на полном серьезе говорить о реально существующих проблемах, а на фоне играет тревожная музыка. Но и всерьез это не воспринимается, потому что мудрые вещи произносятся не теми персонажами, не в той ситуации и нейтрализуются абсурдностью действий героев. За героев переживать не получается, потому что их характеры картонны, а мотивы не ясны.

К актерам никаких претензий, большинство из них действительно старается выложиться. Картинка в целом тоже приятная и не напрягает. Музыка сама по себе не плохая, но местами гнетущая и не соответствует происходящему.

'Училка' - это трешевый замес из драмы, триллера, фарса, с артхаусным душком, затрагивающий столько острых тем, вобравший в себя столько стереотипных персонажей и с таким количеством пафосных и неуместных реплик, что просто ААА! Складывается впечатление, что авторы сами совершенно не понимают, что они вообще хотели сказать и на кого ориентированно кино. Деградация молодежи, борьба поколений, упадок в системе образования, война России и Украины, последствия перестройки, ВОВ, коррупция - это только глобальные темы, которые затрагивает фильм, а кроме этого вскользь упоминается алкоголизм, иммиграция, бандитизм, терроризм, любовь и еще много чего. Что приятно удивительно, при всем этом совершенно нет чернухи в виде подросткового секса, убийств и матерщины, которую обожают использовать современные режиссеры, снимая 'правдивое' кино о России. И это выглядит так мило и глупо, что не хочется никого ругать за бестолково потраченные 2 часа жизни.

Спасибо авторам этого фильма за мое хорошее настроение)

22 июня 2017 | 14:59
  • тип рецензии:

Про проблемы современной системы образования, культуры подростков и вообще их отношения к принципам морали и др. ценностям много писать не буду - это и так всем давно известно, как и то, что сейчас дети впадают в панику, забыв взять с собой смартфон, когда идут выносить мусор. Однако время от времени так и хочется просто вырвать у них из рук эти электронные кирпичи и разбить об асфальт, чтобы они наконец-то начали снова замечать что-то вокруг себя, а не только на экране. В данном фильме эта проблема как раз показана очень сильно, что является весьма актуальным.

И вообще, учащиеся 11 класса здесь показаны не настолько 'чернушными' как в 'Школе' Германики, но и не ребятками-зайками а-ля 'Ералаш', хотя конечно, многие образы типичны: красотка, зубрилка, хулиган, неформалка, мажор и пр. В моей школе ребята были примерно такими же.

И также хочется сказать, что слова доведенной до отчаяния учительницы невероятно сильны и правдивы: 'Вас же ничего в этой жизни не интересует, кроме порно-сайтов и новых шмоток, вы думаете только о себе, на других вам плевать. Все, что вам в жизни надо - это покушать и покакать. А, еще поразмножаться.' Именно это в первую очередь и интересует нынешнюю молодежь, все больше опуская ее до уровня животных, с чем просто необходимо бороться, чтобы через 2-3 поколения люди окончательно не окретинились.

Что же еще насчет главной героини фильма - Ирина Купченко, конечно же, сыграла блестяще, по сути, одна вытаскивала на себе весь фильм, ее училке сочувствуешь и в то же время восхищаешься тому, что она не побоялась пойти на крайний шаг - под дулом пистолета заставить своих непутевых учеников ответить ей тему урока. Конечно, это не значит, что все уроки должны проводиться именно так, под угрозами и захватом в заложники, ни в коем случае! Однако если дети действительно обнаглели и забыли, куда пришли, им об этом стоит напомнить, чем-то большим, чем очередным замечанием в дневник.

Если бы весь фильм проходил именно так, он бы точно в моих глазах стал шедевром: пожилая учительница истории выступила против потерявших к ней всякое уважение юнцов, поставив их на место одним выстрелом в вазу. Однако увы, дальше, после тех ее гениальных слов пошла уже не социальная драма, а трагико-фарс, нелепый и довольно слабый, когда злополучный пистолет начал переходить из рук в руки, и каждый его новый обладатель начал высказывать остальным свои претензии. В основном это выглядело жалко и смешно из-за игры молодых актеров, например когда одна такая трагическим тоном, изображая истерику вопила 'Неужели вы не знаете, что такое любовь?! Как тогда можно жить?!' или 'Юля, не надо, я свой!'

Подобных нелепиц в фильме, увы, множество: и 7-летний хакер, помешанный на террористах, и престарелая секретарша, впавшая в маразм и строящая пирамидки из конфет - зачем вообще надо было вставлять в фильм?! Зачем превращать социальное кино в клоунаду???

Более удачно вышла сатира на репортеров, вся цель которых - снять как можно больше сенсации, наплевав на судьбы людей, а также образ полковника ФСБ, второго более-менее хорошего актера в картине. И еще трогательное чтение стихотворения Н. Гумилева 'Жираф'. А в остальном же еще многое можно было доработать.

И в заключении хочется отметить, что фильм стал бы более сильным и реалистичным, будь его концовка трагической, а не такой наивно-слащавой, какой представлена. Не могут люди так стремительно измениться в лучшую сторону, даже после нервного потрясения, это невозможно, это как раз таки слишком по детски, в духе того же 'Ералаша'

Итого: за первую часть 'Училки' 10 из 10

За вторую 6 из 10

Итого:

7 из 10

30 января 2017 | 18:05
  • тип рецензии:

По трейлеру нам показали как некая училка взяла в заложники, поэтому этот фильм и заинтересовал. Я ожидал кучу грязи, шлака, бреда,- всем тем, чем сейчас славится наш кинематограф.

Но на деле получилось другое. Учительница показана как учительница, ученики - как ученики, опера как опера. На протяжении всего фильма действительно переживаешь учительнице, а слёзам её веришь. Фильм не лишён логике, всё понятно и ясно. По большей части, действительно в фильме отражена проблема современных школ: погоня за новыми стандартами и мнение простого учителя об этом.

Есть в фильме и шероховатости. Например, ребёнок-хакер. Будем считать, что так видит режиссёр современных интернет-пользователей. А вот репортёрша реально бесит. Уж больно наиграно ведёт себя. Да и сам акцент Гребенщиковой мне неприятен.

Эпизоды с перетягиванием пистолета тоже не очень понятна. Можно сравнить пистолет с микрофоном. Но все равно. Коль хотели выйти с аудитории, нет ключа, а есть пистолет, то можно прострелить замок. Зато пистолет действует более эффективно, чем простые учительские угрозы. Опера тоже выглядят чересчур мягкими и эпизод с нахождением пистолета мало связан с реальностью, но это не так бросается в глаза, потому что концовка фильма очень сильная и ради неё можно простить такую огреху, как нахождение пистолета.

Если говорить про актёрскую игру, то роль Купченко тянет весь фильм и уже как-то не обращаешь внимание на игру других: всё внимание акцентируется лишь на неё.

Очень советую посмотреть этот фильм. Он в очередной раз показывает, что хороший фильм можно снять и за небольшие деньги.

Фильму есть куда расти, он не идеален, поэтому я поставил 6 баллов фильм и низкий поклон Купченко.

6 из 10

19 декабря 2016 | 00:07
  • тип рецензии:

Ощущение, что этот фильм делали два разных режиссёра: первую треть снимал мастер, а бОльшую часть – неумелый и претенциозный дилетант.

Нетривиальная заставка на начальных титрах, когда камера скользит по комнатам главной героини, просто заворожила. Да и путь в школу с репетированием речи предвещал профессиональное современное правдивое кино. Тем более отвратительной была последующая перемена: правда сменилась откровенной ложью, наигрышем, фальшью. Фальшиво почти всё – и драматические коллизии, и сюжетные нестыковки, и игра большинства актеров. Чего стоят блистательные ответы учеников, не знающих предмета, да ещё и в экстремальной ситуации! А королева наигрыша Алиса Гребенщикова в роли журналистки! А сказочный финал на фоне изначальных претензий на правдивость вызывает уж и вовсе тошнотворный эффект.

Я поставил бы самый низший балл этому горе-фильму, если бы не одна актерская работа. И это – не работа Ирины Купченко, которая пыталась быть честной и профессиональной, но этот морок фальши затянул и её к финалу в своё топкое болото. Я про филигранную работу в кадре восхитительной театральной актрисы Розы Хайруллиной. Вот уж кто заявил правду характера и выстроил образ в своем развитии от начала до финала настолько органично, что понимаешь про её секретаршу всё, проникаешься жалостью к человеческой трагедии. Думаю, что невероятную сцену с шоколадными батончиками – «Кто ты такой?..» сочинила сама Хайруллина. Уж слишком велик диссонанс с соседними сценами фильма. Краски этой актрисы всегда скупы, никаких истерик, которых так много в этом фильме, а задевает за живое только она.

Этим фильм и запомнился. Остальное хочется забыть.

Поклон великой Актрисе.

5 из 10

16 декабря 2016 | 22:31
  • тип рецензии:

Впервые посмотрев трейлер 'Училки', я остался крайне заинтересован. И действительно - обещалась неплохая драма, поднимающая актуальную проблему и выводящая конфликт между учителем и учениками на совершенно безумный и жестокий уровень. Получил ли я то, что ожидал? Отчасти.

Итак, поначалу сюжет показывает именно то, что и было в трейлере. Уставшая пожилая учительница, которая уже совершенно безрадостно готовится к новому рабочему дню, уже зная, что в школе ее ждут с одной стороны ученики-балбесы, а с другой - новые стандарты Минобразования, не несущие ничего, кроме пустой бюрократии. Именно с такими мыслями Алла Николаевна заходит в школу, однако ее дальнейший день не будет похож на все остальные.

Спустя некоторое время по довольно странному и глуповатому сценарному решению происходит именно то, что обещал трейлер - учительница, вооруженная огнестрельным оружием, берет свой класс в заложники, уже не в силах терпеть происходящий балаган. К слову о классе - подавляющее большинство учеников это отборнейшие мрази всех форм и размеров, в которых совсем нетрудно узнать часть архетипов нынешнего школьного контингента. Да, характеры и образы школьников в какой-то степени гиперболизированы, а некоторые даже чуть гротескны, но все-таки для художественного фильма это простительно. Итак, Анна Николаевна глаголет, пытаясь нести разумное, доброе, вечное, уже обладая более весомым аргументом, а школьники наконец-то слушают. Что самое интересное - ученики выставлены такими моральными уродами, что никого из 'детей' совсем не жалко, наоборот, сопереживаешь исключительно 'училке'. И до определенного момента все идет более-менее так, как ожидалось - накал эмоций, неплохая драматическая подоплека, пока, цитируя синопсис, ситуация в корне не меняется.

Фильм скатывается ровно с того момента, как сама училка становится заложницей. Именно здесь начинается настоящий цирк, который становится все абсурднее с каждой минутой. Большинство персонажей, включая учеников, поступают просто невероятно глупо, их действия нелогичны настолько, насколько это вообще возможно, диалоги становятся все неправдоподобней, и ты просто перестаешь верить в этот мир, в эту ситуацию, настолько нереалистично все выглядит.

Итог: 'Училка' лично для меня стала фильмом-разочарованием. И ведь поначалу, в первой половине, это действительно был именно тот проект, который я ждал. Пусть все было несколько в намеренно гротескных формах, это позволяло лучше донести некоторые идеи, которые фильм начинал поднимать. Но что-то пошло не так. Почему-то относительно серьезный тон из начала фильма сменился на какую-то идиотию и клоунаду, как будто создатели то ли не смогли, то ли побоялись должным образом дожать сюжет.

Что же мы все-таки получаем? Плюсы - отличная задумка, неплохие, в общем-то, идеи, поднимаемые по ходу конфликта и озвученные персонажем Ирины Купченко, да и сам конфликт в принципе вполне реальный, разве что его развитие в виде ситуации с заложниками это крайность, но тем не менее. Минусы - по сути полностью сливная вторая половина фильма и посредственные актерские работы подростков. В итоге - довольно проходной фильм, который я хоть и не могу назвать совсем уж плохим, но и рекомендовать к просмотру тоже не стану.

6 из 10

12 декабря 2016 | 18:38
  • тип рецензии:

Какая потрясающая актриса Ирина Купченко! Она достигла в роли Аллы Николаевны такой глубины, что перепугала самого режиссера. Ее персонаж выпадает из общего строя лубочных картинок о школе. Судя по аннотации, сначала она завладевает пистолетом, но через какое-то время она теряет инициативу и должна выглядеть бледно. Но она не выгладит бледно. За то короткое время, пока она владела пистолетом, она вылепила такой образ, что за нее совершенно не страшно. Ей не страшно умирать, нам не страшно провожать ее на тот свет. А ведь, наверное, должен был триллер. Или комедия. Но не страшно и не смешно. В то время как, если бы Алла Николаевна подержала бы еще револьвер, она вышла бы на расправу и на самосуд. Из нее уже поперло лагерное, закружилась голова от власти. Только в этот момент и было страшно. Талант Ирины Купченко позволял двигаться дальше. Безалаберные, безответственные, беспринципные граждане, циничные и нерасчетливые авантюристы, циничные и расчетливые карьеристы, готовые жертвовать товарищами, чтобы добиться личных выгод, льгот, дополнительного пайка, большей части в дележе добычи. Подобные персонажи уже устраивали потрясения в истории нашей страны и в жизни училки в частности (а то откуда у нее лагерная феня). И вот у нее на прицеле эта растущая поросль, уже готовая устраивать очередное потрясение в стране. Если не растерзать, то напугать их до икоты, до нервного тика. Заклеймить нервным тиком на всю оставшуюся жизнь этих зарвавшихся, отупевших от безнаказанности юнцов.

Но режиссер перепугался. Лубок ему нужен. Оттого, что он торопился показать в классе срез всего общества, не сложились эти срезы в общую стихию класса. Классы они ведь разные. Есть милые и старательные, есть дружные троечники, есть банда разобщенных индивидуалистов. У каждого класса своя душа и эта душа формируется годами. Взять и вывернуть, обратить эту душу одним стишком – девичий идеализм. Для этого нужна, по крайней мере, жертва. Вот у Лилльенфельда в «Дне юбки» (2008) учитель приносит себя в жертву ради обращения своих учеников. И получает нерукотворный памятник в виде Дня юбки. Получилась бы чернуха? Разве, когда солдат погибает в бою за Родину – чернуха? Нет. И когда учитель погибает за своих детей – не чернуха. Только не всегда он получает памятник. В «Дне юбки» не простые подростки, а инородцы, стремящиеся интегрироваться во французское общество. И учитель стоит между классом малолетних подонков и французским обществом, в которое они хотят влиться из этого класса. И она сама интегрированная инородка, и она хочет гордиться за свой инород. Конечно, она достойна памятника. У нас же «подонки» – пушистые кролики, заигравшиеся в волков.

Развязка - в духе «Ворошиловского стрелка». Преступление на преступлении – и все мылом с рук. Пусть в жизни такое бывает, но в кино должно быть как положено – за преступление надо кому-то отвечать. Тем более – лубок.

В общем и целом нормативы за терроризм никто не сдал: в училке возобладали личные мотивы, в учениках ничего не возобладало. Оттого и не выдвинули никаких требований. Упустили шанс увидеть любимых артистов.

02 ноября 2016 | 23:36
  • тип рецензии:

Нестоличная часть России восторжествовала: для скачивания стал доступен самый скандальный фильм прошлого года «Училка». Его реально ждали, заранее поговаривали о возможном трэшестве и сравнивали с «Дорогой Еленой Сергеевной» и даже с «Опасной профессией» и со «187». Оказывается, надо было сравнивать с «Территорией» Мельника. Потому что «Училка» - одна из самых ярких зарисовок новороссиянской идеологии – точнее, неосоветской, неоимперской, неосталинистской – в этом генетическое родство с мельниковским манифестом «Территория».

С художественной стороны фильм непримечателен. Кроме Купченко, остальные роли или сериально-жирные, или просто бездарно исполнены. Даже Мерзликин переигрывает своими кривляньями и подскакиваниями. Фильм вообще похож на продукты деятельности Гай Германики – в этом очевиден расчет на определённую целевую аудиторию.

Фабула – типично рязановская: хорошая учительница «старой закалки» против «плохих детей». Учительница отягощена своими личными проблемами и разочарованиями, ученики не отягощены ничем – ни интеллектом, ни моралью. Но ближе к середине эта банальность выветривается. Казалось бы, после появления пистолета всё должно измениться: училка продемонстрирует самоотверженную любовь к своему ремеслу, а школьнички-уроды начнут каяться и исправляться. Не тут-то было! Что было – смотри, читатель, сам, не буду спойлерить. Главное – в другом: здесь нет героя, поднимающего своим примером иных до своего уровня небожительства. Здесь есть правильная тётка и «пыль» (буквально), которую она попирает ногами. Пыль вынужденно принимает очертания, придаваемые ей скульптором – училкой. Прям по Аристотелю: сама материя-пыль не имеет ни очертаний, ни восприятия; чтобы её заметить, нужен мастер, придающий форму – очертания и манеры поведения «правильного школьника», комсомольца, бамовца, распевающего бардовские слащавые песенки у костра. Они больше не вопят о руководящей роли «бабок» в жизни – они радостно смотрят в будущее нашего Отечества. Они не хвастаются шмотками – они радушно улыбаются друг другу. Они не уговаривают соседок по парте на минет в ближайших кустах – они с любовью смотрят в их глаза. И как эта милота была достигнута? Разумеется, деятельностью и личным примером Училки. Она не «Учитель» и не «училка» - именно «Училка».

Суть в том, чем Училка отделена от своей паствы, – в идеологии, ставшей её мировоззрением. Эта странная идеология входит в зрителя с первых кадров отлично показанной училкиной квартиры. Все ожидали узреть задрипанную хрущобу с дровяными окнами, а увидели вполне презентабельное жильё, хотя по нему шаркает вполне сталинистского вида тётечка. В этом – вся соль. Режиссёр попытался соединить прошлое с современностью и закинуть его в будущее. Человек «старой закалки» для Петрухина – не отщеп отжившей эпохи, а единственно правильное в природе существо. И правильность эта – вневременная. И чисто тарантиновскими методами Училка сию правильность доносит до подчинённой ей школоты.

Так в чём эта правильность? В соотношении индивидуального и коллективного. Ученик Жаба страшно неправ, думая, что индивидуальность формируется через борьбу с обществом – он, словами Училки, «совершил страшную ошибку». Не «совершает», а уже «совершил», пропащий! У нас не принято отвергать общество, у нас не принято оскорблять общество, у нас не принято выделяться из общества. Наши деды воевали, наши родители строили эту страну. А вы, молодёжь, можете поиграться западными бирюльками-айфонами, побаловаться MTV-шными хиханьками и порнушными хаханьками. Но никуда вы не денетесь, пыль! Либо сами себя сдуете-развеете, либо научитесь сцепляться локтями и корчить друг дружке правильные рожи. Потому что вечен этот уклад. В 1980-90-е мы повздыхали над Оруэллом и Солженицыным, побаловались либерастией и рынком, выпустив наверх обновлённую породу элиты, и хватит! Всё возвращается на круги своя, к родимой колючей проволоке и звонкой подвешенной рельсе.

Согласно этой идеологии, всемощно и всеправо государство – само по себе, безлично и внепартийно. Всемогуща на этой территории только сама великая сила превращения человека в массовую единицу, в «производителя», в «товарища». И тот, кто тупо отрицает своё место в этой системе, либо сотрётся в пыль, либо исправится и станет хорошим подданным этой системы, «хорошим полковником». Именно для этого и нужна Училка. А та Жаба, которая квакает против этого Уклада и почему-то не свалила за бугор, - страшный враг, его уже в принципе невозможно исправить. Его можно только припугнуть или взять на поруки, обезвредив состраданием товарищей – в точности, как с персонажем Цыганова в «Территории».

И исправленные ляли усядутся вокруг костра, в который Училка подкидывает хворост несформировавшихся единичностей. В государстве – единственном самце на этой территории – Училка является Матерью, верховной жрицей, хранительницей тайны и веры. В этом, кстати, исток современного россиянского матриархата.

Кто-то пеняет на молодёжь: дескать, дебилы, не читающие книг, увлечённые только своими электрическими игрушками. Но этот изящно спроектированный инфантилизм высокоэффективен для государства. Немногочисленные непритягательные Жабы, потенциально могущие противопоставить себя системе, обречены на прописку в виртуале компьютерных игр. Все остальные прекрасно подготовлены к тому, чтобы вести их в «светлое будущее» - надо только нащупать их единственное эрегированное живое место и схватить за него. И будет построена Великая Россия – не сомневайтесь! В ней не будет места американским педерастам и гейропейским «фашистам». Все будут героически отбывать свою трудовую и воинскую повинность, чтобы Государь и его приближённая шодла могла хвастаться этажностью своих яхт и величиной бриллиантов на своих шлюхах. Самоотверженность искупит личные огрехи каждого их нас, кто успел поякшаться с греховным толерастическим Западом – как и саму Училку с её зятем-австрийцем («позорище-то какое!..).

На мой анархический взгляд, индивидуалист отличается от коллективиста только одним. Индивидуалист самоутверждается собственными усилиями, коллективист утверждается посредством других. Поэтому человеком – не животным – по большому счёту, имеет право величаться только индивидуалист. Но в нашей возвышающейся нефтегазовой Азиопе с такой жизненной позицией чувствуешь себя только Жабой. Ни к чему не годным существом, вытесненным отовсюду за нежелание ходить строем и вдохновенно обслуживать горстку паразитов, иссосавших в пыль население шестой части суши. А чего здесь ждать Жабе? Ещё в 2000-е мы мечтали о чём-то реальном, игрались то в либералов, то в традиционалистов. Таперича лучше спрятаться в какие-нибудь онлайн-игры, толкинизм и подобные бестолковые умоотсосы. А остальным – Просто Обслуживать Трубу. Трубу, у разрывов которой в струйках воспламенённого газа всем скопом можно погреться. Погреться-порадоваться подачкам типа «дальневосточного гектара» или бесплатных прививок. Важно только поближе держаться – друг ко другу и к огоньку, возжигаемому батюшкой-царём и его боярами. А нечистым трубочистам, по инерции девяностых подвывающим о свободе личности, - стыд и срам!

После такого кино не мальчики кровавые мерещатся, не девочки раздетые. А бритые зэки в телогрейках, запрягающие большую-большую ракету – чтобы в единственно правильной войне кровососы единственной правильной страны напрочь истребили кровососов полностью неправильного мира со всеми обитателями.

6 из 10

21 октября 2016 | 04:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: