Сотворив из рядовой подготовки к джазовому концерту неподдельный триллер с зашкаливающим эмоциональным бурлеском, режиссер и сценарист Дэмьен Шазелл сам того не подозревая превратился в одного из наиболее уважаемых и востребованных творцов современности. Проросшая из скромной короткометражки идея была замечена продюсерами и перевоплотилась в полный метр, известный под названием 'Одержимость'. Заставив Дж. К. Симмонса и Майлза Тернера играть в действительности на грани, пройти огонь, воду, медные трубы и в довершении ко всему едва не поубивать друг друга на съемочной площадке, Дэмьен Шазелл собрал внушительный букет положительных откликов от широчайшей аудитории, обеспечивший его детищу блестящие как для малобюджетного кино кассовые сборы, а также стойкие позиции на церемонии награждения премией 'Оскар'. Открыв двери в заветный мир сверкающих софитов Голливуда, Дэмьен Шазелл был вправе выбирать любой приглянувшийся проект, однако вместо переноса чужой идеи на экран он вновь засел за написание сценария, известного нынче как 'Ла-Ла Ленд'. Питая теплые чувство к музыке преимущественного джазового направления, режиссер и на сей раз не устоял перед соблазном уговорить аудиторию присесть на уютные, теплые места и насладиться еще одной неординарной историей, заключающей зрителя в крепкие объятия, но на этот раз без лишней высокотональной встряски.
Итак, прошу приветствовать, Себастьян (Райан Гослинг), талантливый молодой музыкант, испытывающий трепетные чувства к джазу во всех его многогранных проявлениях. Не в силах умерить тягу к излюбленной музыке, наш герой отдает ей на откуп почти все личное время, безуспешно пытаясь пробиться сквозь стену непонимания в мире, где джаз испытывает далеко не лучшие времена. Каждый раз присаживаясь за пианино в небольшом уютном ресторане, Себастьян вновь и вновь вызывает из любимого инструмента прекрасные, душевные мелодии, напоминая публике, что иногда ей действительно не помешает раствориться в мелодичных веяниях музыки прошлого, способной возродиться в настоящем, если только ее вновь откроют и полюбят. И все же отыскать сочувствующие и верующие сердца нынче не так легко, как того бы хотелось Себастьяну и его планы по открытию собственного джазового заведения идут прахом. Любой другой герой на месте постоянно получающего удары от судьбы Себастьяна давно бы отказался от кажущейся бессмысленной затеи, но только не он. Тем более, что в его жизни появилась искорка, муза, надежда и страсть!..
Знакомьтесь, Миа (Эмма Стоун). Привлекательная девушка, обладающая довольно-таки буйным характером, с малых лет мечтала о славе кинозвезды, неустанно бегая от одного кастинга к другому. Взрывная, буйная, а когда нужно и тихая, вдумчивая игра Мии не приносит ей никаких дивидендов, и ей приходится с досадной регулярностью уходить на улицу восвояси, возвращаясь в какой-то из захудалых баров, где ей завсегда уготована роль неприхотливой официантки. Пробивая себе путь на вершину славы, героиня не боится демонстрировать разносторонние достоинства и недостатки характера, самолично сочиняет пьесы и репетирует до глубокой ночи, лишь бы ей таки улыбнулась удача, скрытая за непроглядной ширмой из апатии и разочарования, но Миа знает и верит, что ее звездный час еще впереди. Не в последнюю очередь ее надежды воспаряют к небесам из-за встречи со столь же талантливым, обаятельным и досадно непонятым парнем, мечта которого столь же далека от реализации, как и у Мии... В одном из скромных ресторанчиков повстречались музыка и кино, кино и музыка. Да, может быть они слишком строптивы друг для друга, их отношения напоминают форменную драму, но страсть, которую они рождают, нельзя так просто игнорировать, ведь она перерастает в чувство.
Тонкое чутье Шазелла на удачную, неординарную и не лишенную смысла историю вновь напомнило о себе. Незатейливое название ленты со стороны может показаться зазывающей вывеской на еще один неприхотливый голливудский мюзикл, но режиссер далеко не прост, как показывает та же 'Одержимость'. В его совместной с Райаном Гослингом и Эммой Стоун работе просматриваются нотки крепчайшей привязанности к искусству, способной как погубить человека, так и возвеличить его. На этот раз постановщик отказался от фирменной безумной истерии во главе с Дж. К. Симмонсом, хотя великолепный характерный актер присутствует и в новом фильме Шазелла в небольшой колоритной роли. Вместо того, чтобы рубить с плеча и доводить актерский состав до истерики, Дэмьен Шазелл разыгрывает необычайную историю любви, способной окрылять даже тогда, когда кажется, что хуже уже не будет. В 'Ла-Ла Ленде' вы не найдете откровенной, пронизывающей драматичности, хотя она в истории все-таки имеется, но хитро скрыта за блестящими танцевально-вокальными номерами и тонким интеллектуальным юмором, блуждающим от откровенного хамства до игры на струнах души. Дэмьен Шазелл выстроил свое детище как оду вдохновению, признание в любви искусству и близкому человеку. Причем все это размещено в картине в строго оговоренном порядке, не терпящем пререканий. Столь неожиданное деление жизненных приоритетов на первый, второй и третий класс определенно интригует, но не стоит забывать, что 'Ла-Ла Ленд' донес до нас режиссер 'Одержимости', увлеченный творец, живущий излюбленным ремеслом.
Прибавляет к и без того безразмерному обаянию картине лишних баллов также и удачно поставленная стилистика 'Ла-Ла Ленда', заигрывающая с классическими голливудскими мюзиклами середины прошлого столетия. Режиссер нарочито отказывается выставлять историю в современном ключе несмотря на то, что история разворачивается явно в наши времена. Прописывая история, образы и характеры 'Ла-Ла Ленда' Шазелл сразу понимал, что его картина будет вне эпохи, но с обязательной привязанностью к золотой эпохе, на которой зиждется все современное искусство, как бы иные творцы, претендующие на инновации во всем, этого не отрицали. Каждая сцена 'Ла-Ла Ленда' пропитана ретро-ностальгией, и при этом совершенно не кажется устаревшей. Может не самая поразительная, зато уверенная и живая хореография заставляет без отрыва следить за происходящим на сцене, а Райан Гослинг и Эмма Стоун ко всем своим талантам прибавляют еще и танцы, доказывая известную аксиому о том, что гениальный человек гениален во всем. Кроме того, в отрыве от танцев и вокальных номеров актеры разыграли довольно-таки правдоподобную драму личных взаимоотношений, вызывая то ли смех, то ли слезы. И в довершении ко всему необходимо отметить талант композитора Джастина Гурвича, позволивший придать постановке еще больших эмоциональных красок, которые режиссер Дэмьен Шазелл не перестает сгущать, разбавлять и смешивать.
В итоге хочу сказать, что 'Ла-Ла Ленд', это приятный, теплый и невероятно привлекательный мюзикл, возрождающий веру в лучшее для этого строптивого жанра. Дэмьен Шазелл еще раз ступил на территорию музыки, но при этом не забыл воспеть оды кинематографу, в котором он чувствует себя более чем уверенно. 'Ла-Ла Ленд' честен перед зрителем, и при этом не прочь над ним слукавить. И я не могу пожелать вам ничего иного, кроме как самого яркого просмотра.
Они жили и мечтали, пробовали и ошибались, надеялись и разочаровались. Они гуляли под мягко светящей луной, сливались в танце радостных надежд, а их глаза просили об одном: «Удача, улыбнись». Только ее-то, капризной и ветреной, непостоянной и переменчивой, не хватало Себастьяну и Мии. Непризнанный джазовый музыкант и всюду отвергаемая актриса нашли друг друга по воле настойчивой судьбы. Нашли, чтобы сказать, пропеть, подарить слова, от которых в душе взойдет солнце и разойдутся тучи. Искать и желать, творить и ждать, любить и верить – так просто и так сложно, когда очередной отказ раскалывает сердце.… Эта зима в Лос-Анджелесе обещалась быть самой обыкновенной, «украшенной» утренним трафиком и традиционной для мегаполиса суетой, но слишком долго ждала своего часа музыка. Она зазвучала, и по волнам из нот люди поплыли навстречу грезам, отмеряя времена года и держась за руки в ритмичном путешествии.
Полвека назад на французской станции Шербур двое влюбленных положили счастье на алтарь жестокой жизни, и по-своему символично, что именно наследие Жака Деми помогло Дэмьену Шазеллу возвести свой музыкальный дворец. «Ла-Ла Ленд» – мюзикл с необыкновенно сильным жизнеутверждающим смыслом. Обаяние молодости захватывает сердце с неприличной легкостью, с игривой загадочностью, с поразительной естественностью. Глядя на открытые и улыбчивые лица Райана Гослинга и Эммы Стоун, в последнюю очередь хочется вспоминать о превратностях судьбы, чьих-то кознях или упорном невезении. «Что есть удача?» – словно бы вопрошает талантливый режиссер. Только ли воля космоса и благодать Всевышнего? А может, удача – не более чем сочетание подготовки, решимости и стечения обстоятельств? Герои «Шербурских зонтиков» несли свою любовь так долго, как было им по силам, расставались и осыпали себя инеем одиночества, но их преемники, Себастьян и Миа, живут в другое время. Лишь модели автомобилей, впрочем, выдают период съемок, но мечтательный дух, соединивший музыканта и актрису лунной ночью, родом из далекого прошлого. Влюбленные шагают точно сквозь десятилетия, да и как может быть иначе, если весь «Ла-Ла Ленд» – глубокий реверанс классической эпохе, Золотой эре Голливуда.
Очарование старых времен, знакомый блеск высокого – забыть о нем можно лишь по недоразумению. «Джаз умирает» – твердят Себастьяну со всех сторон, но он не может верить этому, если музыка в его сердце не смолкает ни на миг. «У тебя не получится» – насмешливо слышит от подруг Миа, но вовремя вспоминает о своем таланте драматурга. Молодые люди просто должны были найти друг друга, чтобы не позволить себе утратить призвание. Композиции их чувств получились разными: веселыми и беззаботными, грустными и глубокомысленными. Но удивительны не сами звуки, а то, каким образом Шазелл их использует. Поочередно Миа с Себастьяном остаются единственными освещенными фигурами в потемневшем пространстве, и в этом режиссерское признание важности следования за мечтой. Фоном путешествия становится сама жизнь, стремительно меняющаяся, но в действительности остающаяся все тем же Клондайком возможностей, каким была и столетие назад. Неслучайно в кадр попадает окно из «Касабланки». Время уносится быстро, но не забирает с собой человеческую душу. Лишь самостоятельно взращенное отчаяние способно нанести сокрушительный удар по надеждам. Но если после долгой разлуки видишь улыбку на знакомом лице и слышишь из родных уст, что ничего-то еще не потеряно, то так оно и есть.
Настолько лента комична, насколько же и трагична. Впрочем, здесь даже неудачи и ошибки подаются с музыкальным шармом. «Ла-Ла Ленд» удивляет и восхищает тем, насколько простым и естественным показывает он человеческое счастье. Сочетание взаимной любви и реализованной мечты – большего и не нужно. Впрочем, нелегко добиться и того, и другого сразу. К чести Шазелла, он обошелся без нарочитой утопичности, и, восхваляя исконные ценности голливудского кино, режиссер ни на минуту не дал усомниться в том, что снимал жизненную картину. Каждому по плечу его собственное счастье, и именно такое, каким само оно рисуется. Все дело в простых радостях, в получении удовольствии от каждого дня, прожитого с кем-то и ради чего-то. Лишь в одном случае все плохо и беспросветно – когда сам себя в этом убедил. Так зачем это делать, когда можно верить в удачу и лететь к ней навстречу одухотворенным? Пока мы живем, всегда есть к чему идти, во что верить и к чему стремиться. В этом сама жизнь, и в этом ее непреходящая прелесть. Благодаря «Ла-Ла Ленду» скептическому настрою самое время рассеяться вместе с калифорнийским туманом. Нет никакой неудачливости, а есть лишь представления о ней. Все еще будет хорошо, и сердце обогреется солнцем. Наш день только начинается.
Казалось бы, ничто не предвещало беды. Фильм 'Ла-Ла-Ленд', на первый взгляд, имел все задатки новоиспеченного шедевра: вкусная дорогая картинка, нетривиальная подача, в главных ролях актеры первой величины, восторженные отзывы кинокритиков. Но при внимательном рассмотрении оказалось, что за нарочито многообещающей оберткой нет ничего, совершенно ничего.
Начнем с сюжета. История проста и банальна. А посему неудивительно, что в плане развития сюжета основной акцент сделан на персонажах.
Но каковы же персонажи? Они настолько плоски и одномерны, что уже с первых кадров описание их жизненного пути и переживаний не вызывает ничего, кроме скуки и все нарастающего раздражения.
Ну и пара слов о главной проблеме фильма. В фильмах, где на персонажах держится весь сюжет, очень важно соблюсти тонкий баланс между уделенным каждому из действующих лиц экранным временем, раскрытием их внутреннего мира и динамикой. В таких фильмах не должно быть лишних сцен, ибо каждая из них призвана проливать свет на новые, ранее неизвестные стороны личности героев, благодаря чему обеспечивается плавное и непрерывное перетекание напряжения от сцены к сцене.
В 'Ла-Ла-Ленде' же динамика конкретно проседает на протяжении всего фильма: минимум половину сцен можно было бы вырезать совершенно без ущерба для развития главной сюжетной линии, не говоря уже о том, что создатели фильма, по всей видимости, напрочь забыли, что персонажей все-таки нужно раскрывать. Герои как были картонными, так картонными и остались.
Музыкальные и танцевальные вставки в целом неплохие, но все же они не настолько великолепны, чтобы вытянуть весь фильм. А некоторые из них весьма неприятно удивили своей шаблонностью. Их избыточная красочность и неискренний исступленный позитив, изливавшийся с экрана, невольно навевали мысль о том, что такие сцены в точности воспроизводят клише из не самой талантливой рекламы по ТВ.
В общем, к просмотру этот фильм не рекомендую, разве что в качестве фона, пока вы занимаетесь куда более полезными и интересными делами.
Не мог пройти мимо и не посмотреть эту картину. Ещё бы, восторженные отзывы критиков, любителей мюзиклов, и просто меломанов.
Самым большим достижением я считаю то, что я досмотрел этот фильм до конца. На середине фильма меня не покидало настойчивое желание выключить фильм и больше к нему не возвращаться. Я себя пересилил и досмотрел до конца. И что же мы имеем в результате? К сожалению, у меня так и не появилось ответа на этот вопрос. О чём это фильм?
Конечно, понятно, это мюзикл. Но это всё что я могу об этом сказать.
1. Сюжет настолько несъедобный, что поражаешься, как вообще могли это снять. Я не говорю о резких гранях перехода от песен к повествованию. Нет. Это мюзикл и таковы законы жанра. Я про то, что когда убираешь танцы, песни и красивые визуальные картинки, то остаётся сюжет, который никак не может поместиться в нормальную голову. Возьмите начало фильма. Миа — главная героиня живёт со своими подругами, и те предлагают ей пойти на вечеринку. Та отказывается в результате три расфуфыренные девицы без главной героини выбегают на улицу. Но тут появляется Миа, уже тоже при параде, и со словами «давайте я вас подвезу» достаёт ключи и садится в авто. Стоп, себе думаю, а они без неё как, на каблуках пешим ходом на другой конец города пошли бы? Ну да ладно. Героиня приезжает на вечеринку, и сидит с кислой миной, скучает и недвусмысленно показывает свое пренебрежительное отношение к подкатывающим кавалерам. Сразу вопрос. Ты зачем туда пришла, если ярко всем демонстрируешь своё «фи»? В конце концов, помучившись на этом празднике жизни Миа принимает решение свалить и просто бесцельно бродит по городу. Заходит в какой-то ресторан, опять случайно, и встречает там Себастиана. Для первой встречи можно было бы и чего то пооригинальнее придумать. Но это ладно. Завязка так себе, но основной сюжет не лучше. Его оставила девушка. Ей надоел её жених, и она бросает его. В результате два взрослых человека уже умудрённые опытом серьезных отношений испытывают влечение друг к другу и начинают встречаться. И в этом контексте совсем неуместной смотрится сцена в кинотеатре, где герои испытывают излишнюю робость и никак не решаются взять друг друга за руки. Далее, они встречаются, разбегаются, ругаются, мирятся. Но их разрывы отношений сморятся опять несколько искусственно. Вместо веских причин их ругань больше напоминает поиск причин порвать отношения. А, замечу, что это драма. Но из этих предпосылок финал смотрится неуместно. Драматизма не получилось. Либо получился драматизм искусственный.
2. Отсюда вытекает второй момент. В историю не веришь, в героев не веришь, и героям нет ни веры, ни доверия. Неясна их мотивация и их решения. Их просто не понимаешь. Зачастую герои фильма придумывают себе проблемы сами. Когда они говорят с экрана очередную свою проблему, то напоминают несмышлёных подростков, которые запутались в простых вещах. Ты сам уже наперед знаешь множество решений их проблем, а вот они сами, в конце концов, приходят к выводу, что их проблемы неразрешимы. Складывается впечатление, что они просто не желают их решать и стремления быть вместе – у них нет. И после этого спрашивается, в чём же романтика и в чём драматизм.
3. Это мюзикл. Поэтому это музыка и песни. Сразу скажу — не впечатлило. Авторы продемонстрировали метания из стиля в стиль. Центральный стиль по сюжету — это джаз. Но джаза в музыкальном оформлении немного. А джазовые композиции получились безликие, и, как говорится, невкусные. Поэтому если вы не любитель джаза, то заразить вас джазом фильм не сможет. В остальном это метание от классических эстрадных жанров, к синтипопу, а оттуда к эстраде с элементами самбы, а иногда скатывается в откровенную попсу. В общем, не эталон.
4. Визуальное оформление. В принципе неплохое. Фильм яркий, с красивыми декорациями, многим сценам присущи оригинальные идеи и необычная подача. Иногда угадываются эпизоды из классических голливудских мюзиклов. Но есть и отрицательные моменты. Иногда желание сделать картинку ещё ярче переходит в простое «всего и побольше». В таких сценах буйство красок превращается в несогласованную с колористической точки зрения смену разноцветного набора пятен. Такие сцены напоминают площадку, на которой взорвался струйный принтер. Отсутствие чувства меры превращается в неуместный перебор во многих моментах оформления.
5. Танцы. Это мюзикл, так что куда же без них. Танцы тут поставлены очень хорошо. Хореографы постарались на славу. И актёры тоже очень хороши. Очень усердно работали, чтобы сделать эти сцены действительно замечательными. Но в том-то и беда. Насколько они стараются — видно, а этого быть не должно. Гослинг и Стоун танцуют просто замечательно. Но Фреда Астера и Джинджер Роджерс из них не получится. Они танцуют очень слажено и чётко разыгрывают хореографическую последовательность. Но они не танцоры. Они не летают в танце, не кружатся, а просто танцуют. Очень хорошо танцуют, но не как хорошие танцоры. И это очень хорошо заметно в сцене танца в планетарии, где главные герои, кружась танце, заходят за силуэт планеты и их силуэты танцуют на фоне неба. То, что тёмные силуэты уже профессиональные танцоры, а не актёры фильма не вызывает никакого сомнения. Разница настолько колоссальная, что бросается в глаза. Когда хорошие танцоры вдруг становятся великолепными, и ты понимаешь, что фильм мог бы стать замечательным с точки зрения танцев, будь на месте Гослинга и Стоун настоящие танцоры.
Вот и получается, что фильм не настолько плох, насколько сильно переоценен. Про него сказано так много и необоснованно много. Да, возможно, что большинство лиц причастных к созданию данной ленты прыгнули выше головы. Это похвально. Но планка оказалась не так высока, как хотелось бы для такого распиаренного фильма.
Кажется, нам не стоит входить в одну реку дважды, как не стоит мне описывать простой как дважды два сюжет 'La La Land'. Точно также как нет смысла писать о сюжете 'Касабланки' и 'Унесенных ветром'. Расстроенные любители 'Трансформеров', с одной стороны, и 'серьезного интеллектуального' кино, - с другой, сбегают с середины сеанса или попросту игнорируют этот роскошный фильм. Но мы то с вами знаем, что такое Настоящий Голливуд.
'La La Land' вновь дает нам прикоснуться к жанру как к великому искусству. Сказочная стилизация классики, которая сама станет таковой - дайте только время. И пусть 'Оскар' заслуженно получит 'Лунный свет' или 'Манчестер у моря', но 'La La Land' останется в подкорке навсегда. Это кино о том, кем мы были десять лет назад, пока не превратились в людей, которые только и думают о том, 'как бы чего не вышло' и 'лишь бы не было войны'. Хотя всё уже вышло чёрт знает как и война идёт бесконечно. Это о том, что мечтать нужно всегда и жизнь эта чёртова ни копейки не стоит без мечты. Это еще и о том, что никогда не нужно взрослеть, потому что 'взрослеть' - значит предавать свои идеалы, предавать себя. Это очень грустное кино, которое ни на минуту не дает взгрустнуть. Хотя, впрочем, конечно, на минуту даёт.
Мне очень хочется, чтобы моим друзьям, или людям, которых я считаю таковыми в свои 35, показывали этот фильм на бесконечном репите. Мне кажется, я их теряю. Они как 'мама и папа' в песне Земфиры превращаются в 'телевизоры'. А ведь жизнь только начинается. И самое время выходить на улицу, брать друг друга за руки и танцевать. Танцевать пока не остановится сердце. Иначе, вся эта жизнь не стоит ломаного гроша.
Нас прибивает в этой жизни как гравитацией к земле. Но пока мы дышим и нас еще не похоронили, - давайте будем мечтать, любить и танцевать.
Возрождение забытых и неактуальных жанров – яркая тенденция в развитии современного кинематографа: казалось бы, мы еще не отошли от магии немого кино, в которую нас погрузил «Артист» (2011) Мишеля Хазанавичуса, и вот в наступившем 2017-м году нас вновь ждал сюрприз под именем «Ла-Ла Ленд». Режиссер Дэмьен Шазелл представил нам свою рефлексию на тему жанра мюзикла.
Если говорить о субъективных впечатлениях, то могу сказать, что фильм разнес вдребезги мой скепсис по поводу мюзикла как жанра, не интересного лично для меня. Он недвусмысленно намекает нам на картины золотого века Голливуда, на сам золотой век, его эстетику и гармонию. Благодаря безупречному стилистическому решению фильма «Ла-Ла Ленд» времена смешиваются – «та эпоха» и сегодня, они постоянно пересекаются, заставляя нас перебирать мысленно приметы современности: сотовый телефон, модели машин, изредка промелькнувшая современная одежда… Все остальное – платья, музыка, типажи, сюжет – это из другого мира, мира кино, которое мы так любим. Этот мир переливается и манит нас возможностью окунуться в жизнь, о которой мы мечтаем, пережить то, что сегодня в реальной жизни нам пережить не дано.
Мы видим мир, состоящий из мечтаний и иллюзий, мир декораций и условностей, где каждый мечтает ухватить за хвост птицу своей удачи. И режиссер говорит нам, что удача улыбается смелым, а риск – это часть пути к успеху. Но еще он говорит нам о том, что надо тщательно выбирать мечты, чтобы, исполнившись, мечта не разбила нам жизнь, не отняла у нас самое главное, не изменила нас. Мечтать о славе или о том, чтобы посвятить себя музыке, следовать за успехом или оставаться верным себе, любить или жертвовать любовью? Каждый из героев сам решает, что ему выбрать, каждый поступает в соответствии со своей натурой, своим характером и, конечно, поставленными целями.
Слишком сложные проблемы для жанра мюзикла? Но никто не говорил, что «Ла-Ла Ленд» - это просто мюзикл, то есть этакий легкий фильм, где герои играют в любовь, а между диалогами поют и танцуют. Нет, «Ла-Ла Ленд» удивляет и музыкой, и танцами, и диалогами (простыми, но значимыми), и великолепно выстроенной картинкой и, безусловно, актерской игрой. Райан Гослинг в роли Себастиана и Эмма Стоун в роли Мии воплощают голливудский идеал: бедной, но безупречно элегантный романтик, белый джазмен и красивая, изящная начинающая актриса с подкупающим чувством юмора и самоиронии. Его время – прошлое (ретро автомобиль, кумиры из века джаза, высокие идеалы), его настроение – ностальгия, его черта – благородство. Ее время – настоящее (сотовый телефон в руках, современный автомобиль, модная прическа), ее настроение – преодоление, ее черта – амбициозность.
Все это было бы лишь очередной сказкой про любовь и славу, легким и красивым фильмом, который будоражит кинорейтинги и престижные премии. Все это было бы лишь историей, которая забудется, когда закончится прокат, если бы не финал фильма. Он совершенно иначе расставляет акценты и завершает психологические портреты героев, которых мы до этой минуты самонадеянно считали простыми и разгаданными. Эта концовка придает особый смысл невероятно красивым танцевальным эпизодам, музыке, которая заполняет твое сознание и не желает уходить из памяти, кадрам, которые, кажется не сняты камерой, а нарисованы. И именно ради этой концовки так хочется пересматривать «Ла-Ла Ленд» еще и еще, жаль только, что ты уже никогда не сможешь увидеть ее впервые…
Последние два месяца просто пестрили обсуждениями картины Дэмьена Шазелла: куча хвалебных отзывов кинокритиков и обзорщиков, называвших этот фильм шедевром, многочисленные награды и даже до конца не прошедшая шумиха из-за конфуза на церемонии вручения «Оскаров». Такое практически единогласное одобрение предвещало если не отличное, то, по крайней мере, очень хорошее кино, которое можно поставить в один ряд с шедеврами прошлых лет. В то же время где-то в глубине души меня грызло нехорошее предчувствие, что «Ла-Ла Ленд» не оправдает моих ожиданий и окажется не более чем красивой, но переоценённой пустышкой. И, как бы печально это не было признавать, моё предчувствие на сей раз оправдалось.
Если говорить о посыле фильма, то он заявлен как выбор между чувствами героев друг к другу и собственными амбициями. Каждому из героев приходится принести любовь в жертву собственной мечте, делу всей своей жизни. И в реализации этой идеи проявляется ключевой недостаток «Ла-Ла Ленда», поскольку персонажи, которые, на минуточку, повлияли друг на друга в ключевые моменты их жизней, подозрительно легко расстаются и прекращают общаться, а демонстрация их эмоциональных переживаний в картине и вовсе сведена к минимуму. Это вдвойне печально, ведь, учитывая возможности мюзикла как жанра, можно было бы обыграть горечь расставания героев какой-нибудь печальной, пробивающей на слезу композицией, которая, учитывая общий позитивный настрой фильма, могла бы в хорошем смысле порвать шаблон. Причём, что характерно, героиня Эммы Стоун страдает от расставания куда меньше, чем из-за проваленного моноспектакля! Глядя на всё это, задаёшься вопросом: а была ли вообще любовь? Или же чувства главных героев — не более, чем мимолётная страсть?
Химии между персонажами «Ла-Ла Ленда» также не чувствуется. В одной из песен герой Гослинга произносит фразу «И искры между нами нет». И эта фраза как нельзя точно характеризует то, как представлены чувства Мии и Себастьяна друг к другу: несмотря на достойную актёрскую игру Гослинга и Стоун, их не воспринимаешь как влюблённую пару, да и персонажи эти насквозь обычные, клишированные и лишённые каких-то ярких отличительных черт, что, учитывая банальность и одномерность сюжета, явно не играет на пользу фильму.
Конечно, назвать «Ла-Ла Ленд» плохим фильмом язык не поворачивается. Он хорош с точки зрения и операторской работы, и музыкальной части, композиции, прозвучавшие в «Ла-Ла Ленде», конечно, нельзя назвать гениальными, но всё же они весьма красивы и задают общий настрой картине. Вокальные и танцевальные партии Гослинга и Стоун пусть и не блещут профессионализмом, однако подкупают своей самоотдачей и в достаточной мере компенсируют недостатки их актёрской игры. Но, увы, и в плане музыки есть пара заметных ляпов. Во-первых, Себастьян позиционируется как фанатичный любитель олдскульного джаза, но при этом композиции, исполняемые им, в основном «попсовые». Во-вторых, коллега Себастьяна упрекает героя в том, что корифеи джаза были революционерами, а он — консерватор, однако сам исполняет устаревший 20 лет назад нео-соул. Хорош революционер!
Как бы не визжали от восторга всевозможные критики, «Ла-Ла Ленд» — это далеко не шедевр и не новая классика, и даже до по-настоящему хорошего фильма он не дотягивает. Это поверхностная и банальная история с приятной эстетической составляющей, но при этом весьма слабая в сценарном и идейном плане. Фильм красиво говорит о любви, однако на деле демонстрирует то, что на эту «любовь» можно наплевать ради себя любимого, ради своих амбиций — и я не говорю, что это плохо, плохо то, что «Ла-Ла Ленд» наступает на горло собственной песне. Увы, это всего лишь средний фильм на один-два раза, залитый потоками незаслуженного обожания.
Решила я посмотреть фильм «Ла-ла Ленд». А что: много положительных отзывов, мелодрама — излюбленный жанр, да и мюзиклы тоже жанр интересный. Райану Гослингу («Дневник памяти», «Место под соснами») и Эмме Стоун («Бёдмен», «Отличница лёгкого поведения») хорошо даются роли в мелодрамах, драмах и комедиях, и дуэт актёров тоже получился весьма неплохой («Эта дурацкая любовь»).
Но, просидев в кинотеатре 2 с лишним часа, возникает только один вопрос: за что? За что 7 премий «Золотой глобус»?
Сюжет фильма не имеет никакой оригинальности. История о том, как трудно молодым талантам пробиться к славе в Голливуде? Было. Об исполнении мечты? Было. История любви с несчастливым концом? Было опять же. Какой-то новой идеи, смысла фильм на телеэкраны не принёс, или настолько уж они глубоко спрятаны, что найти невозможно.
Мюзикла из фильма не вышло. Вроде и мелодии красивые, песни, и танцуют неплохо, но не хватало чего-то такого, что есть в «Бриолине» (1978), «Через вселенную» (2007) или «Танцующей в темноте» (2000). Ни до комедии, ни до драмы кинолента тоже не дотягивает.
С актёрской игрой вроде проблем нет. Хотя иногда выражения лица Эммы Стоун почему-то раздражали и казались лживыми и неуместными.
В общем, советовать фильм я бы никому не стала, потому что он попросту неинтересен.
Я раньше не писал рецензии на фильмы. Но вот посмотрел La La Land, и как говорил один известный человек, 'не могу молчать'. Сначала хотел написать, что фильм довольно посредственный. Но понял, что такая оценка будет сделана под влиянием того шквала хвалебных рецензий, которые опубликованы на Кинопоиске, в 'Афише' и на других сайтах. А это будет не правильно. Поэтому надо написать честно, что фильм просто плохой. Мне не понятно, в чем причина этих восторгов. В основе любого хорошего фильма должен лежать прежде всего хороший сценарий. Здесь этого нет совсем. Никакой драматургии, рассказана довольно банальная история, каких раньше уже была тьма. Играть, по большому счету, просто нечего. Конечно, может быть хороший фильм и другого рода - например мюзикл, который не претендует на глубину в плане сюжета и сценария, но зато радует отличной музыкой, профессиональным пением, отлично поставленными танцами и массовыми сценами, как это было в классических Голливудских мюзиклах, на сходство с которыми, по-видимому, претендует La La Land. Однако, в этом фильме ничего подобного и близко нет. Пение главных персонажей не только далеко от профессионализма, но просто напоминает какую-то школьную самодеятельность. Нет ни голосов, ни вообще умения петь. Похоже на какое-то блеяние. С танцами чуть получше, но тоже далеко от идеала. Да что там Голливудские аналоги, или классика вроде 'Джинджер и Фред'. Да даже в фильме 'Зимний вечер в Гаграх' чечетку танцуют на порядок лучше. В общем все это, как говорится, ни уму ни сердцу. И еще: Эмма Стоун наверное хорошая актриса, но меня все время раздражало неприятное выражение ее лица, которое, на мой взгляд, абсолютно не соответствует образу, который пытались создать авторы.
В общем, впервые за многие годы, сидя в кинозале, я поймал себя на мысли, что думаю: 'когда же наконец все это кончится и я спокойно смогу уйти?'
Пожалуй, существует не так уж и много вещей, который по своей болезненности сравнятся с крахом иллюзий, с принудительным переходом из сказки в реальность. Главная премьера января, мюзикл 'Ла-Ла Ленд', дарит вовлечённому зрителю именно эти ощущения. Более того, им же фильм и посвящён.
Экспозиция здесь кажется оммажем всем лучшим мировым мюзиклам сразу - и она, вся такая солнечная, танцевальная, непринужденная, Любецки-стайл-однокадровая, идеально отрепетированная и абсолютно обаятельно поставленная, вводит нас в мировую киностолицу - Лос-Анджелес, который даже зимой остаётся солнечным и манким.
Но, вопреки предубеждению, ты оказываешься не на Фабрике грёз, а просто в городе: да, в большом и про кино, но в чём-то красивом, а где-то унылом, как и все мегаполисы. Никаких вам Беверли Хиллз. Мы видим LA глазами двух немножко нёпутевых, немножко милых молодых мечтателей, которым суждено столкнуться в пробке, чтобы... хотелось бы сказать 'никогда больше не расстаться'. Но сценаристы мюзикла, отдающего дань Золотой эре Голливуда, не наделили своих обаятельных героев сахарно-воздушной историей. В этом 'фишка' 'Ла-Ла Ленда' - сюжет, который большую свою часть намеревается казаться сказкой о покорении Города грёз, в определенный момент вдруг оборачивается Правдой Жизни. 'Конфетная' картинка никогда не скатывается и ежекадрово несёт в себе Его Величество Реализм.
Как у Дэмьена Шазелла вышло снять 'типичный Голливуд'™ и при этом рассказать совершенно иную историю, да ещё и зачастую нетривиальными средствами - загадка, достойная ключа 'Это настоящее искусство, детка!'.
Между тем, убегающий от снежной январской реальности зритель, желающий погрузиться в киносказку, непременно в этой сказке оказывается. Там есть Он и Она - а ещё музыка и кино, которые Их и связывают. В чем сила этой трогательной истории совместного покорения любящими людьми самых высоких вершин (вершин Заветных Мечтаний)? В очевидной ли химии между двумя ведущими актерами, что справляются со своими ролями бесподобно, проникновенно и трогательно? В очаровательном ли саундтреке, который, может, мировым классическим хитом и не станет, но в сердце обязательно западёт, учитывая, насколько он на своём месте? В работе ли камеры, что с первых кадров вовлекает зрителя в происходящее, а следом тактично отводит ему роли то наблюдателя, то соучастника? В монтаже ли, который не только, очевидно, знакомит с историей, но и трепетно расставляет в ней акценты так, чтобы зритель испытал гамму эмоций от искренней заинтересованности до натурального 'обухом по голове'? В работе ли цвета и света, которые в 'Ла-Ла Ленде' так продуманны и так важны, что составляют собой, ни много ни мало, весомую часть сюжета? В костюмах ли и декорациях, то воздушно-сказочных, то приземленно-реалистичных, так или иначе, идеально иллюстрирующих характер происходящего (игривый ли, романтичный ли, трогательный ли, серьезный, драматичный...)?
А может, вопрос в хореографии, которая подтверждает, что не обязательно быть высококлассным танцором (какими не являются ни Райан Гослинг, ни Эмма Стоун), чтобы движение отражало искренние чувства и цепляло зрителя за живое, пробуждая в нем желание чувствовать и жить? Или причина в добром и остроумном юморе, который здесь появляется дозированно и никогда не перетягивает одеяло на себя - но всё же в тех количествах, чтобы фильм казался и искренним, и добродушным, и смешным? Или дело в сюжете, который обещает интересное самому широкому кругу зрителей? Что-то такое, что найдет свое отражение в судьбе если не каждого, то многих? Или, может быть, фильм стоит назвать талантливым благодаря работе режиссёра, чьи авторские находки гармонично компонуются с проверенными временем приёмами, и от этого дуэта классики и инноваций в выигрыше остаются все - и изображение, и история, и актёры, и, в конечном счёте, зритель?
Всё дело в любви. Думаю, вот в чем секрет успеха этого фильма. Потому что 'Ла-Ла Ленд' - о ней и сделан явно с нею же.
Искусства без любви не получается. Говорят, без неё вообще ничего не получается. Дэмьен Шазелл явно без ума от режиссуры, мюзиклов и трепетных историй. А там, где кажется, что он любитель голливудских сказочек, вдруг выясняется, что автор на самом деле рисует жизнь такой, какая она есть. Этот человек даст своим героям и зрителю вместе с ними немного повитать в облаках. Или среди звёзд, в прямом смысле слова. Его герои живут мечтами - и безоговорочно верят в них. И в любовь свою верят тоже. Но говорят же, что человек предполагает, а бог располагает. Поэтому Жизнь зачем-то вмешивается со своим обидным 'не всё сразу' или 'а давайте через ж*пу'. И сказка... нет, не превращается в реальность, не разбивается о 'скалы быта', не так банально. Просто в какой-то момент зритель понимает, что история, подкупившая своей кажущейся сказочностью, реальностью являлась с самого начала. Реальность ведь тоже по-разному себя проявляет: сначала звездами, потом проблемами, потом как-нибудь ещё. 'Ла-Ла Ленд' вместил в себя всё: и звёзды, и проблемы. Главное - быть ко всему готовым. В том числе к тому, что режиссёр (то ли Шазелл, то ли Жизнь) может опустить с небес на землю. И никто в этом не виноват, просто так бывает.
Зритель бы не поверил в тот финал, который так поначалу сюда напрашивался. Мы давно не живём в эпоху Золотой Эры Голливуда, где совершенно нереалистичный уход счастливых героев в закат живо подкупал зрителя. Нынешние кинолюбители более насмотрены, требовательны и циничны - а значит, подготовлены и достойны того финала, каким на самом деле завершается мюзикл: такой болезненный и правдивый, такой многогранный в своей причинности, как и сама жизнь. Целевая аудитория фильма заливается слезами. Зрители мужского пола сдержанно покашливают, но тоже с десяток минут после сеанса молчат, переваривая впечатления. Те, кто повидал, потерял и пережил - видят в фильме себя и поэтому им немножко больно. У каждого своя история, но счастье и несчастье, судьба и путь, приобретения и утраты, мечты и планы - понятия общечеловеческие.
Фильм сохраняет свою дуальность от первой секунды до последней: там, где утверждается сказка - показана реальность; там, где играет музыка - раскрывается боль; там, где идёт речь об утрате любви - Любовь загадочным образом утверждается. Там, где идёт речь о бессилии чувств перед лицом то ли обстоятельств, то ли судьбы, то ли глупости, то ли просто предопределенности (да, неоднозначность - козырь этого сюжета) - там почему-то в эти чувства заново хочется верить.
Как ни странно, картина 'Ла-Ла Ленд' - фильм, который помогает вспомнить, что любовь есть. А это дорогого стоит.