К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Посмотрев 'Рассвет мертвецов' в 4-й раз, я понял две вещи: это мой самый любимый фильм на зомби тематику; в моем самом любимом фильме на зомби тематику грим зомби еще хуже, чем я помнил, но мне это совершенно не мешает. Так я пришел к пресловутому в узких кругах 'в лентах про оживших мертвецов мертвецы - не главное'.

И воистину - в данном поджанре они являются лишь фоном, неким окружением, обладающим определенными свойствами, по-своему воздействующим на протагонистов и откликающимся на воздействия с их стороны. В качестве аналогии можно привести воду в фильмах про мореплавателей или вакуум в фильмах про космос. Корабль получил пробоину - вода затекает/воздух выходит, человек оказался за пределами корабля - утонул/задохнулся. То же самое и в зомби-фильмах, только 'мертвецы просачиваются' и 'съеден' соответственно.

Также во всех трех поджанрах есть свои катастрофы - явления, призываемые сценаристами при возникновении необходимости избавиться от нескольких персонажей или встряхнуть зрителя. Шторм для океана, метеоритное облако для космоса и прилив идиотизма/жадности/жестокости со стороны живых для зомбифицированного мира. Последнее, разумеется, применимо и для двух предыдущих сред, но зачем прибегать к сюжетному ходу 'идиот нажал не ту кнопку', когда можно использовать вышеперечисленные более зрелищные двигатели сюжета. В зомби-фильмах же внезапно возникший и разметавший укрепления людей торнадо, к примеру, будет выглядеть притянутым за уши, поэтому единственной органичной катастрофой является человеческий фактор.

Так что, если море, изображенное картонными волнами, или космос в виде черной простыни с дырочками вас не отпугивают, пока есть интересные персонажи и история, то не бойтесь и плохого грима зомби. Пора возвращаться к самому фильму, пока я в своих экстраполяциях не зашел слишком далеко.

С самого начала зрителя погружают в атмосферу хаоса и отчаяния. Люди все еще пытаются сохранить привычный уклад жизни, но все уже трещит по швам. Мир кардинально изменился и согласно с этим человеку необходимо менять свои взгляды и привычки. Многие же отказываются это делать, не уничтожая своих умерших родственников и знакомых из религиозных соображений или просто потому, что так не принято делать, и тем самым ставят под угрозу себя и других живых. Посыл про твердолобость и инертность людей, их нежелание взглянуть правде в глаза, даже когда она в виде ожившего мертвеца выколупывает их собственные, показался мне куда более тонким и интересно поданным, чем другой, про который речь зайдет позже. Хотя, посмотрев новые фильмы Ромеро, я уже не уверен, что он хотел сказать именно это. Может, эти не желающие сжигать зомби люди являются истинными героями, не позволяющими уничтожить новоявленную расу? Будем считать, что нет.

Добравшись до торгового центра, герои, и зритель вместе с ними, оказываются отрезаны от внешнего мира почти на весь фильм, если не считать кратких и невнятных сообщений по радио. Таким образом, зомби-апокалипсис мы видим только глазами главных героев, которые 90% хронометража проводят в одном здании. Чем бы это ни было обусловлено - небольшим бюджетом или, что более вероятно, желанием Ромеро снять трилогию в едином ключе - я рад, что все именно так. Эти девяносто процентов наполнены удивительным уютом с легким привкусом наивности. Чувствуется, что фильм снимался в дружеской атмосфере, когда актеры и режиссер работают над фильмом не ради прибыли, а потому, что им нравится этим заниматься. На фоне современной конвейерной продукции, 'Рассвет мертвецов' выглядит как деревянные настенные часы (в виде домика, ручной работы) с кукушкой рядом с электронными прямоугольными часами со светящимися квадратными цифрами. (Брюзжание в адрес современного кинематографа - check.) (Использование в рецензии англоязычного слова сомнительной уместности - check.)

Заключительная часть фильма является наглядным свидетельством вышеприведенных выводов про идиотизм, жадность и жестокость как двигатели сюжета в зомби жанре. Тут присутствуют все три со стороны как положительных, так и отрицательных героев (если признать деление на таковых). Концовка содержит и определенную мораль: 'прежде чем мерять свое артериальное давление на стационарном аппарате убедитесь, что поблизости нет жаждущих плоти упырей'. Уверен, после данной картины во всех универмагах Америки были развешены таблички с такой надписью.

Актеры играют хорошо. Изъяны в актерской игре присутствуют, но настолько органично вплетаются в стилистику, что трудно назвать их изъянами. Особенно хорош Кен Фори, чей персонаж лучится какой-то брутальной добротой. Том Савини, как обычно, блестящ. Как в амплуа актера и каскадера, так и в роли мастера по спецэффектам.

Ну и, разумеется, посыл. Надеюсь, не из-за него критики и простые зрители, высоко подняв бровь, ставят фильму высокие оценки. Так как он весьма односложен и слишком явно вталкивается зрителю в голову. 'Зомби. В суперматкете. Понял? Как обычные люди? Бездумное потребление? Ну? На всякий случай пусть еще Кен Фори скажет это прямым текстом'. Ну почему Ромеро не может просто снимать кино про людей, выживающих при зомби-апокалипсисе, не всовывая туда какие-то посылы, выпирающие из фильма, как неудачные сравнения из рецензии. В первой ленте трилогии мертвецов посыл если и был, то не мешал восприятию и не раздражал. Во второй (данной) слегка нервирует подача. В третьей вызывает недоумение уже сам посыл. Про новую трилогию и говорить не стоит. Обидно, что Джорджа Ромеро увело куда-то не туда.

Без всякой оглядки на классичность и злободневность могу назвать 'Рассвет мертвецов' 1978 года шедевром.

9 из 10

11 января 2014 | 11:14
  • тип рецензии:

Просто сказать, что 'Рассвет мертвецов' - лучший зомби-фильм Джорджа Ромеро не достаточно. Эта картина актуальна и более чем тридцать лет спустя.

Несмотря на то, что в жанре господствует 'Обитель зла' и еще несколько картин, 'Рассвет' занимает особое место. И не только потому, что его автором является основоположник всего жанра - Джордж Ромеро. Это еще и очень необычный фильм, даже в своем жанре. Но обо всем по порядку.

Во-первых, интересный сюжет, выделяющийся из общего потока себе подобных, не дает усомниться в реальности происходящего. В центре сюжета не количество мертвецов на экране, а человеческие отношения.

Во-вторых, актерский состав. Удачно выбраны актеры на каждую из ролей. Что очень важно - каждый из них в первую очередь простой человек, а не 'крутой парень' или 'девчонка-сорванец'. А Кен Фори, сыгравший Питера, стал одной из икон всего жанра зомби-муви.

В-третьих, саундтрек, над которым трудились сразу несколько талантливых композиторов, отлично подходит к утопической атмосфере картины.

Но все же самое главное: этот фильм не про кровожадных зомби, а про отношения людей в критических ситуациях. Я думаю, каждый после просмотра поймет Джорджа Ромеро, который показал в своем фильме, что людям необходимо уделять больше внимания друг друга, а не собственным физиологическим и материальным потребностям.

'Рассвет мертвецов' необходимо посмотреть любому поклоннику жанра или отличных фильмов вообще, ведь каждый найдет в нем что-то свое.

10 из 10

22 октября 2010 | 18:15
  • тип рецензии:

Обвинять Жору Ромеро хоть в чём-то, так или иначе связанном с зомби, наверное, всё же моветон. Этот человек привнёс этих милых и приятных созданий на кинематографическую почву, холил, лелеял их и, в итоге, периодически плоды зомби-дерева современному зрителю приходится пожинать и по сей день. Сам автор от дел уже, конечно, отошёл вот уже почти пять лет как и в обозримом будущем возвращаться, по всей видимости, не планирует. Но есть ведь и другие умельцы, преисполненные энтузиазма.

Обвинять же господина Ромеро в том, что 'Рассвет мертвецов', в общем, так себе картина будет плохим тоном и подавно. Фильм заслужил себе статус культового, статус классики зомби-муви, картины, из которой растут ноги не только римейка режиссёра Зака Снайдера, но и вообще многих фильмов по данной тематике, выходивших, выходящих и тех, что еще, вполне возможно, будут выходить в будущем. Но сидя здесь, в 2013-ом, почему-то обвинять неимоверно хочется. И дело даже не в том, что фильм морально устарел, это еще ничего страшного. Это-то как раз и объяснимо.

Основной упор в фильме был сделан на социальщину: на высмеивание общественных интересов, уже тогда, благодаря всё развивающемуся капитализму, сводившихся к потреблению, на обличение телевизионщиков, умело использовавших эти самые общественные интересы с целью зомбирования (как бы парадоксально это не звучало), на обнаружение волчьих замашек среди человеческого населения. Ромеро всегда хотел снимать нечто большее, чем просто фильмы про трупаков, и 'Рассвет мертвецов' - одно из лучших подтверждений этого стремления. По большому счёту, это и не плохо, ибо зомби-муви был бы слишком тупым и скучным жанром, не появляйся в нём что-то подобное. Другое дело, что за стремлением сделать 'Рассвет мертвецов' своего рода социальным манифестом, у Ромеро не получилось уделить внимания другому аспекту зомби-муви: собственно, зомби. Согласитесь вы или нет, зритель идёт на кино про зомби в первую очередь затем, чтобы смотреть именно на живых мертвецов: на их действия, на действия против них, на то, что они делают в форс-мажорных ситуациях, на то, как они забавно дрыгаются, в конце-то концов. Любые лозунги и манифесты можно увидеть в любого рода драмах, комедиях и прочем кино, там, где они будут смотреться органично, понятно, красиво, там, где они придутся к месту; зомби, как правило, можно увидеть только в кино про зомби. И когда за девять лет с момента выхода 'Ночи живых мертвецов' собственно живые мертвецы практически нисколько не изменились и остались такими же глупыми и аморфными; когда практически все сцены со смачным откусыванием плоти показывают с затылка ее откусывающего; когда за весь фильм имеется лишь одна сцена с расчлененкой, это немного настораживает. Ровно так же, как настораживает и подобие кетчупа, предлагаемое зрителю в качестве альтернативы реальной крови. Однообразность способов расправы с зомби повергает в зевоту за исключением парочки задорных моментов.

В фильме полно шороховатостей и без этого. Так, например, герои используют лишь один способ избавления от зомби, в то время как другой оговоренный - отделение головы от тела - в фильме абсолютно не обыгран, несмотря на всю свою привлекательность. Герои ведут себя просто невероятно опрометчиво, оказавшись в торговом центре, и их вальяжность в поведении, их веселость и беззаботность смотрится как-то подозрительно. Стали бы вы кататься, например, на коньках, зная, что снаружи бьётся в двери с целью полакомиться вами пара сотен милых зомби? А героиня Ромеро катается. Естественно, всё свободное время герои тратят непонятно где и как, хотя вполне логичным было бы идти на крышу и отстреливать неприятеля со всей жестокостью. В дальнейшем окажется, что это всего лишь навсего сюжетный ход, притянутости которого нельзя не удивиться. Диалогов в картине как таковых и нет, а трагичная электронная музыка должного эффекта не создаёт. Играет себе фоном и играет, а ведь можно было сделать так, чтобы хотя бы музыка в картине делала страшно. Но увы. О плюсах же фильма говорить бессмысленно - абсолютно все их можно лицезреть, посмотрев одну лишь 'Ночь живых мертвецов' 69 года. 'Рассвет...' же определенную планку держит, но ставить его на одну ступень с 'Ночью..' или даже выше причин никаких нет, хотя в силу своей актуальности и злободневности в социальном смысле считать его важной вехой развития жанра зомби-муви, пожалуй, всё-таки стоит.

05 августа 2013 | 01:07
  • тип рецензии:

Существуют негласные правила и нормы поведения, нарушения которых влечет за собой явное неодобрение и осуждение коллективом/публикой/очевидцами и т.д. Например, 'о покойниках говорят либо хорошо, либо ничего'. Или пример более уместный - 'классику не принято ругать, потому что это классика'. Но я не особо отличаюсь почтением к традициям и соблюдением ритуалов. Церемониальность не для меня, ведь она ограничивает свободу человека, сковывает его сознание и мировосприятие. Я не зря тут распинаюсь - фильм плох и ужасен. И начхать мне на тот факт, что это культовый фильм. Не намерен расточать комплименты и выполнять поклоны только из-за сложившегося мнения, что творение Ромеро значительно! Тут полно хвалебных отзывов, но в них, за редчайшим исключением, нет искренности, они бесчувственны.

'Рассвет мертвецов' конечно чуть ли не первопроходец, основоположник жанра. И его влияние трудно переоценить. Более поздние фильмы про зомби постоянно что-то заимствовали, а иногда и попросту цитировали данный фильм. Даже римейк в ХХI столетии сняли. А сколько клише появилось благодаря Ромеро?

И все же, фильм устарел и надобности в его просмотре нет. И дело отнюдь не в технической стороне. Да, прогресс продолжается, спецэффекты шагнули далеко вперед. Но ужастик 1978 отлично смотрится, некоторые приемы были революционными и используются поныне, а многие сцены выглядят очень даже правдоподобно, несмотря на бутафорскую кровь и нелепый грим. Кстати о гриме, его можно было бы назвать совершенным, если бы не глаза. Зомби регулярно демонстрировались крупным планом и живые, осмысленные глаза портили все впечатление. Ну как можно было допустить такой грубый ляп?

Фильм плох другими компонентами.

Мир погрузился в кошмар. Зомби заполонили все населенные пункты. И хотят они одного - свежей человеческой плоти. 4 главных героев оказываются волею автора в супермаркете, сверху донизу заполоненном безмозглыми и медлительными ходячими трупами. Вот таковы примерно исходные позиции фильма. Этому предшествует скучный показ о том как главные герои очутились в магазине. Из всего этого можно было бы сделать отличный слэшер или драйвовый ужастик, но увы, у автора были другие планы (хотя многие и воспринимают 'рассвет мертвецов' как эталон зомби-слэшера). Главная неприятность заключается в отсутствии атмосферы и напряженности. Никакого чувства обреченности, атмосферы приближающегося конца света, постепенного нагнетания отчаяния и безысходности, постоянного ощущения тревоги - ничего из перечисленного нет и в помине! Во многом, этому способствует неторопливое развитие событий и чрезмерная флегматичность персонажей. Ромеро придумал интересные характеры, но актерами они были воплощены безобразно. Фальшивые истерики, неуместная невозмутимость, и самое бездарно исполненное - псевдоэнтузиазм главных героев, когда они решают 'развлечься'.

Вообще фильм чередует удачные и яркие моменты с невразумительными и провальными эпизодами (последние к тому же - длиннее и регулярнее). Тут есть и сатира на капиталистическое общество, и расчлененка, и видеопособие '100 способов убить зомби', и комические моменты. Впечатляет линия с мародерами, интересно показано времяпрепровождение героев в супермаркете, звучит отличная фраза о том, что зомби представляют cобой лишь совокупность инстинктов. Но всего вышеперечисленного хватает минут на 40, а фильм длится более 2 часов. Это много. Это неоправданно много. Фильм кажется затянутым и скучным. Особенно это понимаешь, когда в памяти всплывают сцены вроде 'ползет со скоростью улитки зомби, а вооруженный до зубов спецназовец, гротескно выпучив глаза и ничего не предпринимая, смотрит на попытку монстра укусить его'.

Критики и зрители единодушно сошлись во мнении, что фильм выступает в качестве метафоры и высмеивает капиталистическое общество. Вторит им и создатель картины. Идея о тупиковости потребительского общества заметна, но слишком поверхностно рассмотрена. Можно предположить, что Ромеро пытался также продемонстрировать дикарскую и низменную сущность человека, проявляемую им через потакание желания в насилии и стремления к наживе. Возможно, он хотел поведать зрителю историю людей оказавшихся перед лицом апокалипсиса и неминуемость разрушения. Но даже если домыслы верны, все реализовано плохо и показано неинтересно.

'Рассвет мертвецов' не из разряда 'маст си' и 'иметь в коллекции'. А его мнимая остросоциальность и глубокомысленность не более чем мыльный пузырь. За десятилетия фильм оброс авторитетностью и приобрел ярых фанатов на пустом месте. Творение Ромеро - неудавшийся и очень скучный слэшер.

4 из 10

27 ноября 2011 | 19:23
  • тип рецензии:

Выбранному Ромеро вектору, к концу 70-х, исполняется уже чуть боле десятка лет и автор этого текста вполне может критиковать подход режиссёра, который как раз-таки 10 лет назад и сочинил (не без помощи других авторов, конечно) культовую картину, положившую начало zombie movie в классическом его понимании.

За десяток годков в культуре произошли большие изменения, но мало того, что у создателей оной картины не нашлось более креативного названия (что по сей день заставляет путаться во всех этих «мертвецах»), так и все составляющие, включая актерскую игру, зависли в тех же 60-х.

По факту, «Рассвет мертвецов» это та же дебютная ромеровская работа, с разницей в том, что сделана она чуть масштабнее и чего делать, кстати, совершенно не стоило. Имея те же инструменты производства, эта часть выглядит критически удручающей в профессиональном плане. И да, критиковать классику не совсем принято, но ощущение что постановщик не имеет развития не покидает от начала до конца. Естественно это отражается и на атмосфере, которая должна быть зловещей (черно-белый вариант и камерность «Ночи живых мертвецов» тут выигрывает с головой) и на актёрском ансамбле. Про последнее даже говорить стыдно - терпеть два часа кислые мины Эмджи, Фори и Рейнигера настоящая пытка.

На самом деле, за ужасы подобного толка даже обидно - сегодня детишки боятся ходячих трупов, а завтра стреляют себе в висок из-за отключения интернета. Страх - элемент прогрессирующий и как это не печально, на момент 78-го, Ромеро предоставляет лишь какую-то ностальгическую ачивку, а не качественный зомби-хоррор за 1,5 миллиона «зелёных» (это враньё, кстати).

5 из 10

06 апреля 2020 | 23:26
  • тип рецензии:

После культовой 'Ночи живых мертвецов' заложившей основы фильмов про зомби, Ромеро приобрёл славу и известность. Не изменяя себе, режиссёр продолжил работать в своём излюбленном жанре. Однако его следующая картина на тематику зомби, увидела свет лишь спустя десять лет. Ныне' Рассвет мертвецов' 1978 года - считается настоящей классикой и образцом зомби-хоррора, задавшим стандарты жанра на долгие годы вперёд. Зная о всеобщей любви к этой картине, я был крайне заинтригован и немедля приступил к просмотру. Но, при первом просмотре меня встретило разочарование, второй же просмотр еще больше усилил это чувство.

Прежде всего сюжет. Он стандартен для жанра. Эпидемия из прошлого фильма приобрела масштаб пандемии глобального характера. Внимание фокусируется на группе выживших, что решают улететь на вертолёте как можно дальше, и находят убежище в большом супермаркете, в котором и разворачивается большая часть истории.

Стоит сразу отметить, что начало фильма выполнено отлично. Сегмент в телестудии дает внятную экспозицию, а последующий с захватом полицейского спецназа многоквартирного здания отлично снят и вводит зрителя в атмосферу. Проблемы начинаются с персонажей. Знакомят нас с ними опять же неплохо, но дальнейшего развития у них практически нет. Да, в 'Ночь живых мертвецов' мы тоже мало что знали о персонажах, однако там были важны события здесь и сейчас, там и на особое раскрытие времени не было, в то время как здесь персонажи вроде как и должны быть интересными, но по большей части я к ним не испытывал ничего, а это уже приговор для истории, которая полностью строиться на выживании этих самых героев. Но разве может получиться напряжённое действие, когда тебе по большому счету плевать на персонажей? Да, временами есть потуги на раскрытие и личную драму героев, однако она попросту не раскрыта до конца. Действия персонажей порой непонятны, так же, как и их реакция на события, не говоря уже и про множество ситуации в которых герои даже не пытаются помочь другому, в минуту, когда его вот-вот сожрёт заживо зомби. Актеры также не спасают ситуацию, в большинстве случаев выражение лиц у них довольно отслонённое и даже скучающее, хотя и не всегда. Очевидно, что автору по-видимому было интересно совсем другое.

Развитие сюжета и персонажей отходят на второй план в пользу едкой сатиры и высмеивания американского образа жизни. Привычные для Ромеро темы, что имели место в его прошлых работах нашли своё отражение и здесь. Все элементы фильма играют на эту самую сатиру, здесь у нас: неразбериха и хаос в правительстве и СМИ, банда байкеров мародёров под предводительством Тома Савини (лучшая роль в фильме) и конечно сами зомби, которые будто помня самое важное, что было в их прошлой жизни, инстинктивно тянуться к торговому центру, как к главному оплоту счастья. Так же и гражданские с оружием некуда не делись, для которых отстрел мертвяков стал чем-то вроде стрельбы по бутылочкам, порой авторы решаются на довольно смелые вещи, как например убийства детей в кадре, да хоть они и зомби, но всё же. И это по-настоящему интересная тема, сделать хоррор со столь острой соц-подоплёкой. Вот только серьёзные вопросы, что поднимает Ромеро в истории, конфликтуют с подачей материала. Режиссура хромает, зрелищной картину тоже не назовёшь. Крови и жестокости тут много, да и Савини в качестве гримёра, как всегда, прекрасно справился со своей работой, однако в большинстве случаев все выглядит как-то блекло... искусственно что-ли. Даже оружие будто пластмассовое и выстрелы из них соответствующие. Конечно, это можно списать на маленький бюджет, но ведь у 'Ночи живых мертвецов' он был ещё меньше, и дешевизна не бросалась в глаза так резко ввиду камерности ленты. Тут же, замахнувшись на больший масштаб, авторы сами загнали себя в угол, и фальшь стала заметна невооружённым глазом. Так же в картине много заметных ляпов и очень затянутых сцен.

Музыкальное сопровождение к фильму, предоставила итальянская рок-группа Goblin. И я, наверное, чего-то не понимаю, но столь мимо подобрать музыку, ни нотой, не соответствуя ни одной сцене - нужно действительно постараться. Разумеется, здесь также вина Ромеро, которому по всей видимости показалось, что подобный саундтрек — это удачная находка для фильма.

По итогу выходит, что фильм не работает как социальная критика, ибо сэттинг не совсем подходящий, да и художественный инструментарий режиссёра крайне скудный, и не работает как развлекательный хоррор. Назвать картину вопиющим провалом конечно нельзя (ведь недаром она столь любима) тут есть неплохие моменты и удачные решения, однако это лишь малая часть от многочисленных недостатков. Жаль, ведь учитывая сколь огромное влияние лента оказала на жанр, ожидалось совсем другое.

01 сентября 2021 | 02:12
  • тип рецензии:

Они - это мы. В Аду больше нет места. Когда там нет места, мёртвые ходят по земле...©

Вообще-то мне нравятся фильмы Джорджа А. Ромеро - он лучше других разбирается в зомби-тематике и вообще является основоположником классического зомби-хоррора. Но от 'Рассвета мертвецов' я ожидал большего. Увы, римейк был лучше.

Сюжет в данном случае прост, оригинален, хотя не настолько глубок, как хотелось бы. Ну вот прилетают выжившие на крышу гипермаркета (всё же у супермаркета, как понимаю, один этаж, если уточнять, а здесь по масштабу место определённо является гипермаркетом), поселяются там и весь фильм защищают свои жизни. Потом прибудут мародёры и тоже будут вынуждены защищать свои жизни. По-моему, это банально. Особо хитроумных уловок самообороны от угрозы быть съеденными здесь нет. Жизнь становится скучноватой, когда есть ружья, закрытые двери и уверенность, что хотя бы следующие два-три часа будет безопасно. Понимаю, во времена съёмок 'Рассвета...' ещё не было досконально изучено всё, что касается зомби, но и сами мертвецы загримированы совершенно по-детски. Тогда это, может быть, смотрелось страшно, сейчас - смешно. Значит, фильм только для своего времени, и брызгающий кровяной кетчуп да маски из какой-то голубой муки тому подтверждение. Хорошо, можно сделать скидку на неопытность для тех времён, но Ромеро в 'Ночи живых мертвецов' обыграл обстоятельство весьма умело: там ты веришь, что видишь ожившие плотоядные трупы. Чёрно-белая плёнка скрывает недостатки грима, а операторские виды в основном акцентированы на таких сторонах, которые будут больше уверять в достоверности происходящего. И не надо говорить, что появилась цветная плёнка, почему бы не воспользоваться. Тут-то и ошибся режиссёр: теперь зомби выглядят кукольно, даже их движения непонятны. Актёры из массовки должны заставить нас поверить, что их бездушные персонажи хотят есть, есть, есть, а не елозить по стёклам закрытых дверей и не быть сонными мухами. Проглядывалась во всём какая-то театральщина. Вы уж извините, но смотреть серьёзно на происходящее невозможно. Так и тянет сказать, что старое кино в неопытности было то ли забавным, то ли удручающим. Показалось, что Ромеро немного-таки отдохнул на своём очередном проекте.

Тем не менее, повторюсь, с лёгкой руки на данных аспектах можно сделать большую скидку и взглянуть теперь хотя бы на основных актёров и сценарий. Актёры показались мне невыразительными. Более-менее убедительно играл Кен Фори, а Гэйлен Росс словно была здесь для красоты. Даже в эпизоде, где ей нужно плакать, не замечается должной всеобъемлющей скорби. Ладно, оставим и вернёмся к самой истории. Так ли она была интересна? Стоила ли переноса на экран?

Ничего особенного не ждите в плане неожиданных моментов. Безусловно, они есть, но ещё не была настолько развита киноиндустрия, чтобы сделать их очень впечатляющими. Поэтому сюжет имеет ровное построение и логичный финал. А в чём тогда его достоинства? Да просто он остаётся интересным и оригинальным. Не устав экспериментировать в жанре, режиссёр и по совместительству сценарист отлично прописывает очередную страшилку, наполняет её психологизмом и где-то даже неожиданной иронией. Мне было действительно увлекательно наблюдать, что же дальше будет. Когда главные герои (и мародёры, прибывшие ближе к концу) осознают свободу в гипермаркете, где больше нет продавцов и цен, а есть только товары, их веселью нет предела. После обживания на новом месте возникает желание защищать друг друга, исследовать здание, следить за новостями. Ромеро смотрит на проблему с разных точек зрения и постепенно задаёт каноны для жанра, по которым в дальнейшем будут ставиться другие фильмы. Всё-таки именно он первооткрыватель в зомби-хорроре, следует отдать ему должное.

Самый хороший момент, конечно, нападение банды отморозков, когда приходится бояться не только мёртвых, но и живых. На высшем уровне обыграно последующее избавление от них. Этот случай изменил ход событий в фильме, оставив, можно сказать, полуоткрытый финал, потому что его можно как продолжить в сиквеле, так и завершить им всю историю.

Всё равно 'Рассвет мертвецов' - старый 'стреляный воробей' в ряду кино о зомби, задающий определённую планку. Фильм интересен и хорошо обрисовывает поведение людей в экстренной ситуации, хотя жаль, что примеров поседения в данном случае было очень мало. Но замечательно, что на протяжении всего сеанса мы имеем возможность видеть волю к жизни у главных героев, их желание не терять друг друга и не сдаваться перед возникшим апокалипсисом.

7 из 10

13 марта 2013 | 19:15
  • тип рецензии:

Когда хорошо всем нам известный мир вдруг рухнет под тяжестью внезапно навалившейся заразы, что останется делать нам, простым людям, дабы сохранить свою жизнь? Бежать ли нам, пытаясь найти «оазис» в пустыне вымершего мира, в надежде, что там решатся все наши проблемы. Либо же смириться и спокойно ждать своей смерти. Или собрать волю в кулак, и двигаться вперед, полагаясь лишь на свои силы и возможности, бороться из последних сил, сокрушать преграды погибшего мира, черных людских пороков и своего внутреннего, все нарастающего безумия. У каждого свой путь. Итак, «Рассвет мертвецов», год 1978.

И если картина «Ночь живых мертвецов» 1968 года была своего рода вступлением, прологом к монументальной серии историй об оживших мертвецах (но зато каким прологом!), то «Рассвет мертвецов» достиг пика возможной красоты и качества фильмов о зомби, став еще одной памятной страницей истории мирового кинематографа. Он хорош буквально во всем, от актерского состава и грима, до сюжетной линии и скрытых в нем социальных проблем, остро стоящих и по сей день.

Из локальной, замкнутой среды «Ночи» эпидемия живых мертвецов разрослась до катастрофы мирового (ну или по крайней мере, национального) масштаба. «Они повсюду! От них не скрыться!» - подобными лозунгами разрываются радио- и теле-трансляции. И кажется, что нет выхода из этой ситуации. И даже у обученных, стойких солдат спецназа сдают нервы. Что делать? Куда бежать? И, на примере «судьбы» четырех таких разных (два спецназовца, репортерша с телевидения и «нестабильный» пилот), но перед лицом опасности равных людей, нам предлагают к рассмотрению возможный вариант действия и все вытекающие отсюда последствия. Помимо храбрости и мужества, самопожертвования и любви к ближнему, их будут сопровождать такие качества далеко неидеального (тем более в силу сложившихся обстоятельств) мира, как трусость и безразличие, человеческая «глупость» и черствость, ну и куда без эгоизма и беспочвенной жестокости. Порой мертвым лучше оставаться в могилах, дабы мир живых не превратился в ад.

В, на первый взгляд, поверхностной развлекательной картине, прячется много глубоких и актуальных идей. «Когда в аду не хватит места, мертвые начнут вставать из могил» - вряд ли все дело в столь малой вместительности преисподней, скорее уж виновата безграничность человеческих пороков. Часто, на протяжении фильма затрагиваются темы человеческих взаимоотношений и смертных грехов и многое другое. Плюс ко всему – почему именно супермаркет, как основное место действия? Конечно, это и крупная площадка, полная всяких ходов и отделов со всевозможными вещицами – есть где развернуться фантазии режиссера и сценаристов. Но есть там один интересный монолог одного из героев, в котором он повествует о том, что «… у мертвых остаются простейшие мыслительные функции и они возвращаются в те места, где они часто бывали, с которыми у них связаны остатки воспоминаний». Да бегая целый день по супермаркетам и подобным магазинам особых мыслительных функций и не надо (не в обиду любителям шопинга, просто меня всего колотит, когда я оказываюсь в подобном месте не по своей воле). Взглянув на все общие кадры пребывания зомби в магазине, прямо-таки смех берет – настоящая карикатура на современное общество, не меньше. В общем, есть над чем поразмыслить, а над чем посмеяться и поплакать.

Актеры главных ролей во многом придают комичность происходящему. Глядя на их абсолютную несхожесть, диву даешься, как они не перестреляли друг друга в самом начале. Каждый сходит с ума по-своему. Внимание же хочу заострить лишь на герое Кена Фори, образ-продолжение Бэна из «Ночи живых мертвецов». Настоящий пример храбрости, мужества, воли в столь безумной и безвыходной ситуации. Как актер Кен Фори бесподобен, неудивительно, что из всех актеров этого фильма, лишь у него более менее карьеру можно назвать успешной.

Зрелищность и жестокость? Несомненно. Особенно два эпизода, от которых у меня остались самые яркие впечатления. Первый – когда обезумевший спецназовец при штурме дома разносит из дробовика голову одного из жильцов (кадр мимолетный, но эффектный) и кадры вгрызания мертвецов в живую плоть – да, куски отделяются слишком уж легко и «наигранно», но на фоне всего этого безумия смотрятся они на удивление правдоподобно и изысканно.

Иногда живым лишь остается завидовать мертвым.

10 из 10

29 июня 2011 | 22:33
  • тип рецензии:

После начала тотального, всемирного зомбиапокалипсиса в одном вертолёте оказываются четыре человека: лётчик Стивен (Эмджи), его подруга-телевизионщица Фрэнсин (Росс), и двое бойцов спецподразделений Питер и Роджер (Фори и Рейнигер). Вся эта братия приземляется на крыше большого супермаркета. Несколько повозившись, им удаётся освободить помещения от толп ходячих мертвецов и начать жить более или менее спокойной жизнью. Но, разумеется, рано или поздно что-то пойдёт не так.

Нет, конечно же, я знал, кто такой Ромеро, что он сделал для кинематографа в целом и для жанра хоррор в частности, и что 'Рассвет мертвецов' Зака Снайдера это ремейк старенького классического фильма, снятого именно Ромеро. Но вот до его просмотра всё руки не доходили. Были дела и картины поважнее. А тут всё прямо сложилось. Ну и как обычно это бывает, вердикт такой: фильм, без сомнения, важный для развития кинематографа и представляет собой определённую веху, но, к сожалению, в наше время смотреть его можно только исключительно с исторической точки зрения. 'Рассвет мертвецов' не подходит современному зрителю ни по ритму, ни по монтажу, ни по гриму, ни по спецэффектам. Я знаю, что высоколобые эстеты-киноманы могу сейчас возопить на меня, но давайте называть вещи своими именами: 'Всему своё время'. Я нисколько не отрицаю влияния этой картины на развитие кинематографа, но в нынешних реалиях он смотрится зачастую просто смешно и беспомощно. И это, разумеется, не проблема Ромеро, меня, времени или кинематографа. Просто это именно так работает.

Поговорим непосредственно о фильме. Поскольку в те годы в моде были медлительные и неповоротливые зомби, то героям картины в общем-то совершенно не сложно было от них отбиваться. По большому счёту, те проблемы, которые возникли у людей с мертвецами, основывались на недооценке своих сил и излишней залихватской глупости одного из членов команды. По-хорошему, они могли прожить в этом супермаркете до самой смерти, или пока продукты не закончились бы. Однако, раз уж зомби не являются особой опасностью, то разумно было включить в сюжет разборки между людьми, как это и произошло. По большому счёту, основная мысль фильма - в любой ситуации можно найти выход, если тебе это позволят сделать другие люди вокруг тебя. И это, конечно, печально, потому человек - существо по большей части злое и завистливое.

Понравилось музыкальное сопровождение картины - такая занятная электронщина. Понравились актёры, кто-то побольше, например Кен Фори, кто-то поменьше, например, Дэвид Эмджи. Не понравился ритм повествования, который постоянно сбивался на медлительные, тягучие диалоги, в которых пафоса было ровно пополам со смыслом. Из-за этого хронометраж растянуло аж на два с лишним часа. Ну и не очень понравились собственно зомби, но тут глупо предъявлять претензии - 78 год всё-таки, да и бюджет хиленький.

Несмотря на всё вышесказанное, 'Рассвет мертвецов' Ромеро смотреть всё же стоит, как минимум, поклонникам кинематографа в широком смысле этого слова. Просто чтобы быть знакомым с этапным событием в мире жанра хоррор и в очередной раз вспомнить, что всё течёт, всё изменяется, и что невозможно сравнивать старые фильмы с новыми - они не хуже и не лучше, они просто разные.

7 из 10

17 июля 2014 | 10:43
  • тип рецензии:

Как завещал одноногий подлец Джон Сильвер, однажды настанет тот день, когда живые позавидуют мертвым, ибо, как известно, дохлые не носят пледов и не потеют. Граница между «тем светом» и этим стирается также легко, как проститутка скидывает с себя портки при виде купюры с тремя нулями. Вера окажется пустой тратой времени, а опасения — напрасными: пока на вратах ада висит табличка «Свободных мест нету», Страшный суд придется отложить.

Вслед за тревожной ночью наступит долгожданный рассвет, но надежда по-прежнему пишется с маленькой буквы и ее последние проблески тонут в мерном треске радиопомех, растворяются в телевизионном «белом шуме». Четыре беглеца на частном вертолетике спешно покидают пожираемый изнутри город в надежде отыскать укромный островок безопасности. Однако зомби-пандемия уже успела распространиться далеко за пределы мегаполисов, и, теряя остатки самообладания, горожане приземляются на крыше крупного торгового центра. И обнаруживают нетронутый апокалипсисом потребительский рай. Временное убежище могло бы стать постоянным, но беспечность, глупость и банальный человеческий идиотизм неминуемо приведут к трагедии.

Все классические зомбятники Ромеро тем и прекрасны, что сняты без привязки к конкретным геополитическим реалиям, существуя «где-то здесь» и «когда-то сейчас». Главные действующие лица — просто жертвы обстоятельств, они никто, ничто и зовут их односложно, они телепортируются из ниоткуда прямо в эпицентр заварушки, чтобы увидеть конец этого зловонного мира и либо сыграть в ящик сразу, либо оттянуть свой ужасный конец до финальных титров. Ромеро нарочно избегает пафоса в повествовании: персонажи «Рассвета мертвецов» словно вырваны из контекста собственной жизни, но не стремятся осмыслить ситуацию глобально. Они по-прежнему живут одним днем, искренне надеются на хорошие новости из телевизора, собирают в котомку уцелевшие баксы и привычно задерживают взгляд на ценниках, будто бы эти цифры еще имеют значение. Их планы на будущее ограничены заготовкой припасов и амуниции на случай набега мародеров и укоризненными взорами на беременную спутницу, чей постепенно увеличивающийся живот напоминает остальным выжившим, что рано или поздно придется выбираться из уютной норки. Застывший слепок банального консьюмеристского счастья: словно дети, оставленные в шоколадной лавке без присмотра, невольные постояльцы гипермаркета сметают товары с беспризорных полок, надеясь продлить ощущение неведомо зачем и откуда взявшейся свободы выбора. И заботливо складируют гниющие трупы в морозильник, чтобы те своим смрадом не спугнули краткий миг восторга.

Более поздние зомби-хорроры, в том числе и за авторством Ромеро, пускай и лениво, но все же пытаются отыскать первопричину «восстания из мертвых». Раннего Джорджа это мелочная хрень не волновала. Он не живописал картину эпохи, а просто клонировал им же выдуманную параллельную реальность, в которой не было места подпольным лабораториям, смертельным вирусам, теневым правительственным заговорам, экспериментам вояк или козням гребаных инопланетян. Какая разница, почему этот мир бьется в агонии, куда интереснее наблюдать за его конвульсиями, нежели скучно диагностировать болезнь. Пациент все равно скорее мертв, чем жив.

Если в своей знаменитой «Ночи» режиссер еще делал вид, что его заботят социальные последствия апокалипсиса, то в «Рассвете» конфликт людей и зомби уже больше смахивает на стеб и издевательство, чему виной не только неуклюжий грим, но и нарочито игривая музыка, сопровождающая мирно кочующих по торговому центру жмуриков. Осталось ли в них хоть что-то человеческое, за исключением первичных рефлексов, вопрошает Ромеро устами своего героя и пристально исследует камерой имбецильного бейсболиста с лицом аватарного цвета или дохлого жирного ублюдка, пытающегося post mortem освоить езду на эскалаторе. А может охотники не так уж и далеко эволюционировали от своих жертв, спрашивает он же, разглядывая довольные лица сельских дебилов, смакующих с пивом в руке подробности очередной зачистки родных огородов.

Четверть века спустя начинающий кинематографист Зак Снайдер реанимировал «Рассвет мертвецов» для нового, уже зажравшегося эстетикой смерти и спецэффектами, зрителя, но хоть и преуспел в динамике и визуализации кошмарных монстров, ни на йоту не приблизился к разгадке очарования ранних шедевров Джорджа Ромеро. Для последнего же ужас заключался не в мастерски загримированных рожах, не в количестве пролитой кровищи, а в тянущей, завораживающей, умиротворяющей атмосфере всеобщей деградации. С наступлением Армагеддона живым действительно есть, чему позавидовать ушедшим: их души, увы, разлагаются быстрее, чем мертвые тела.

29 октября 2014 | 04:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: