Первый фильм Джорджа А. Ромеро и один из первых и классических фильмов о зомби, именно в понимании оживший мертвец, поедающий живую плоть. Снятый почти за копейки и в целях экономии на черно-белую пленку, он, тем не менее, нагнетает атмосферу ужаса и безысходности, шокирует натуралистичными подробностями лучше, чем многие современные и более дорогие поделки.
Но эта визуальная, атмосферная часть лишь некая верхушка айсберга. Ведь фильм помимо всего прочего о людях, о поведении в экстремальных ситуациях. Когда ты загнан в угол, твои умершие родственники и друзья восстают из могил и нападают, то сложно не впасть в панику, сложно продумать свои действия. А когда людей собирается группа, тогда и начинается массовый хаос, паника и толпа действует по необдуманному приказу одного и т.д. А самым страшным злодеем, монстром и зверем для человека становится человек, который может предать и подставить, спрятаться и отсидеться, действовать исподтишка, в противоположность инстинктивно и прямолинейно действующим зомби.
Помимо идей и визуальной части примечательны в фильме актерские работы, среди которых необычна для тех времен роль афроамериканца Дуэйна Джонса на первом плане. Остальные актерские работы вполне достойны, хотя и несколько театрально смотрятся.
И в целом, прародитель жанра достоин просмотра и сейчас. Смотрится с интересом, затягивает во время просмотра, погружает в атмосферу ужаса не столько от крови и прочих подробностей, хотя и их хватает, сколько от неизвестности и безысходности. Также обладает и другими плюсами: социальными, человечными идеями, вполне достойными актерскими работами и музыкальным сопровождением. А еще весьма скромным хронометражем и подчеркивающей безысходность, слегка шокирующей концовкой «Давай Винс, стреляй ему между глаз».
'Задумайтесь на минуту о тех, кто жил на свете и умер, чьи чувства не будет больше ласкать шелест листьев, пение птиц и нежные лучи утреннего солнца.
Все, что так дорого и так быстротечно, для них больше не существует. Прожить немного и затем умереть… Что может быть печальнее, не так ли?'
Это предисловие к роману Джона Руссо 'Ночь живых мертвецов'.
Грустный повод его вспомнить: умер Джордж Ромеро.
Его заслуги неоспоримы.
Конечно, не Ромеро придумал идею снимать кино про вторично оживших людей, это было и раньше, но в степень культа возвёл эту тему именно он. Он же, наверное, придумал снимать фильмы с бюджетом сто долларов, где актёров нельзя показывать не со спины, потому что на грим денег нет.
На мой взгляд, Ромеро от всех творцов в жанре хоррор отличает весьма простая, но эффектная идея. Посчитайте, сколько людей в этом фильме пало от рук живых мертвецов. А сколько от рук других людей? Вот то-то и оно. И кто же наши главные враги? По-моему, эта мысль проходит во всех его фильмах буквально красной нитью. При зомби-апокалипсисе не зомби истребят цивилизацию. Её добьют сами люди, своими собственными действиями. Полчища гниющих тварей - это не более, чем фон, который поможет раскрыть характеры и недостатки тех, кому ещё предстоит превратиться в гниющую тварь. Или внутренне они уже превратились в неё, как Гарри Купер? И вот эту мысль, взятую из романа Джона Руссо, Ромеро будет развивать в дальнейшем во всех своих классических фильмах: 'Рассвете', 'Дне' и даже 'Земле мёртвых'. Этим он и уникален.
Я очень надеюсь, что всё-таки, зомби-тема в кино вернётся от абсурда, в который её завели, к своим истокам, когда живые мертвецы были не комичными недотёпами, а опасными монстрами, несущими даже не ясную до конца, но ощутимую на уровне инстинктов угрозу. Теперь это можно было бы сделать хотя бы в память об одном из основателей жанра.
А 'Ночь живых мертвецов' - конечно же, шедевр, благодаря которому Джордж Ромеро никогда не будет забыт!
Они идут за тобой, Барбара!
Так почему же все-таки люди боятся умирать?.. Кто знает ответ на этот вопрос?.. Может быть, мы смогли бы узнать об этом у тех, кто уже умер, если б им удалось хоть на минуту вновь оказаться с нами; если бы они воскресли из мертвых?.. Но кто скажет, друзей или врагов мы встретили бы в их лице? И смогли бы мы вообще иметь с ними дело — мы, кто никогда не был в силах преодолеть свой страх и прямо взглянуть в лицо смерти.
Настоящая киноклассика бессмертна и непогрешима. Бессмертна потому, что каждый новый фильм, снятый под влиянием оригинального шедевра, вновь и вновь возрождает блестящую идею и авторский стиль, воплощенные в жизнь много лет назад. А непогрешимость классики как раз в том, что она заложила канонические основы кино определенной тематики и жанра, которые продолжают отлично работать, несмотря на смену зрительских поколений.
Именно таков предок всех зомби-лент, неувядающий хоррор Джорджа Ромеро – «Ночь живых мертвецов».
Несмотря на простейшую конструкцию повествования, не перестаешь удивляться, как Ромеро в одном фильме умудрился реализовать большое количество авторских находок, навсегда превратившихся в классические приемы (или закоренелые штампы – кому как нравится это называть) «мертвячинного» кино. Тем более, что в оригинальной картине их воспринимаешь, как первоисточники бесконечной творческой фантазии для многочисленных последователей Джорджа Ромеро.
Вот характерные примеры. Фильм начинается с демонстрации обычного проселочного шоссе. И тут…на тебе! Дорога-то ведет прямиком на кладбище! А что мы видим средь безмолвных могил? Звездно-полосатый флаг, гордо развевающийся на ветру! Обычно данный атрибут присущ голливудским ура-патриотическим фильмам, где знамя нации – гарант неизбежной победы над врагами Америки. Ну а в ромеровском шедевре это не что иное, как предвестник неизбежной апокалипсической трагедии. Вот она – самая сильная и несокрушимая страна в мире… Которая спустя мгновения погрузится в дикий хаос, и граждане великого государства превратятся в диких зверей, рвущих плоть тех, кто еще сохранил человеческое обличие. И в памяти навсегда останется зловещая фраза, шутливо брошенная одним из персонажей перед неожиданным началом кровавой бойни: «Они идут за тобой, Барбара! Они идут за тобой!»
А как жутко и давяще действуют незамолкающие бесстрастные голоса дикторов с радио и ТВ, которые в реальном времени комментируют творящийся апокалипсис! По сути, в их пугающие репортерские монологи Ромеро заложил все основные принципы поведения оживших мертвецов – каннибалов. В классической картине не так много насилия и визуальных ужасов по сравнению с большинством тематически схожих современных лент. Но все, о чем в «Ночи» только рассказали, будет с лихвой продемонстрировано в последующих сиквелах «отца зомби», не говоря уже о бесчисленных клонах других авторов. И сей факт только подтверждает величие оригинального хоррора – простого, малобюджетного, пусть даже трэшевого по меркам высокого искусства, но породившего обширную и важную область в «страшном» кино.
Совсем недавно мировая кинематографическая общественность потеряла замечательного режиссера Джорджа Ромеро. Человека совершившего революцию в жанре ужасов. Именно благодаря его стараниям родился современный жанр фильмов о зомби. Живые мертвецы появились в литературе еще задолго до изобретения кино. Но современный архетип зомби, как восставших мертвецов, впервые появился в культовой картине 1968 года «Ночь живых мертвецов». Джордж Ромеро определил развитие жанра зомби на многие годы вперед и оказал значительное влияние на современную культуру.
Смотря эту ленту трудно поверить, что её снял режиссер дебютант. С самых первых кадров потрясает легкий, но в то же время тревожный стиль повествования. А черно-белая картинка в данном случае является абсолютно уместным решением. Напряженная атмосфера буквально с первых минут окутывает зрителя и вызывает дискомфорт. Присутствует отличная авторская задумка, когда для придания тревоги используется звучание сверчков. Вроде ничего не происходит, но подсознательно чувствуешь себя не в своей тарелке. Режиссер мастерски нагоняет саспенс, хотя и является новичком. Следует отметить, заложенный автором, глубокий социальный подтекст, отображающий реалии 1960-ых годов.
При просмотре бросается в глаза огромное количество штампов и клише. Однако здесь есть важное уточнение. Ведь эта картина и породила все эти повторяющиеся мотивы, которые мы наблюдаем в современных фильмах. Очень понравился саундтрек. И хотя музыка используемая в ленте не оригинальная, а взята из других более ранних работ, она идеально передает тревожную атмосферу безысходного ужаса.
Теперь главное. Как это смотреть сейчас? Безусловно для современного зрителя лента выглядит старомодной, а порой даже нелепой. Поэтому больше всего она придется по душе любителям классического кинематографа. Даже современные фанаты зомби культуры могут не оценить данное творение. Я же при просмотре, мысленно отождествлял себя с людьми того времени. Учитывая высокий, по тем временам уровень жестокости и натуралистичности, нетрудно представить какой сильный эффект оказывала картина на неподготовленную публику. А финал и сейчас выглядит очень неожиданным.
Имена актеров вам ничего не скажут. В главной роли выступает малоизвестный театральный актер Дуэйн Джонс. Самое удивительное то, что он темнокожий. А по тем временам, когда расовые предрассудки были ещё на высоком уровне, сделать центрального персонажа черным, было необычным решением. Но играет он хорошо. Остальные стараются, но без особого успеха.
Ночь живых мертвецов это настоящая классика мирового кинематографа. Картина ставшая основой не только для современного кино о живых мертвецах, но и определившая развитие всей зомби культуры. Киноманам смотреть обязательно, остальным по своему усмотрению.
Что тут говорить? Этот фильм, снятый ещё молодым Ромеро в бурных 60-х породил за собой новый жанра фильмов ужасов 'Зомби-хоррор'. Кто мы мог подумать, что такие замечательные и пугающие картины, как 'Рассвет Мертвецов', 'Обитель зла' и т.д. берут своё начало именно с этого фильма.
Вследствии столкновения спутника с кометой на земле начинают бродить мёртвые люди. Несколько выживших, которым чудом удалось избежать гибели от рук жестоких существ, укрываются в небольшом домике. Их цель проста - продержаться до рассвета, но как это можно сделать, если мертвецов, окруживших дом, становится всё больше и больше, а шансов на выживание всё меньше? А впереди ещё целая ночь...
Этот фильм не стоит ругать, по той простой причине, что это настоящая классика зомби-фильмов. Это очень мрачный и напряжённый фильм, пугающий и угнетающий даже по сей день. Самое удивительное то, что он сочетает в себе и проблемы выживания, и человеческие взаимоотношения. Оказавшиеся в ловушке, герои первым делом думают как выжить и поступить, что нередко приводит к конфликтам. Кто то от встречи с мертвецами морально пострадал, кто-то старается быть человечным, а кто-то становится жестоким.
Благодаря общей идее и происходящим здесь событиям, фильм смотрится с интересом и на одном дыханий.
Образы мертвецов показаны очень пугающе. Они не выглядят так, как мы привыкли их видеть - облезлые, с отвисшей и мёртвой кожей. Здесь они выглядят как обычные люди, бледные, с мёртвым и пугающим взглядом, медленной походкой подкрадывающиеся к жертве. Им не чужды боль и страх, ими движет голод, и чтобы утолить её, они пойдут на всё.
Атмосфера здесь показана на Ура. Она мрачна, жестока, беспощадна. Герои гибнут один за другим, зомби пытаются прорваться к людям, пугающая ночь, на горизонте которого виднеются образы мёртвых людей. Герои напуганы, но пытаются найти выход из этой ситуаций, стараясь не стать жертвами окруживших их чудовищ. Наблюдать за всем этим так же прекрасно, интересно и пугающе, что невольно становится страшно. Прибавьте к этому мрачный и отталкивающий финал, а так же пугающую музыку. Ну и актёрская игра для фильма такого года выглядит вполне прилично, особенно понравился образ сумасшедшей Барбары.
'Ночь живых мертвецов' - настоящая легенда, великое творение Джорджа Ромеро. Данный фильм способен оставить прекрасное впечатление, но в тоже время оставить вас один на один со своими мыслями. Этим фильмом режиссёр предупреждает нас, что даже малейшее происшествие, как столкновение кометы, может привести к печальным последствиям. Если вы увидите их - защитите свой дом, доставайте оружие и сражайтесь за свою жизнь.
Мы в шоке. Мы в ужасе. Чёрно-белое Нечто с завывающими звуками. Здесь всё настроено так, чтобы зритель подсознательно и ещё пребывал в страхе. Пощипывая ваши нервишки это кино, это кино... не оранжево, одним словом. Кто не знает, но Оранжевая вообще говоря страшилки не любит особо и не снимает их толком. Она больше любит позитив... жизнь, чем смерть, даже белое и цветное, чем чёрное или чёрно-белое.
Культ смерти в кино, наверное, был с самого начала. Все эти фильмы про Дикий Запад с убийствами, Франкенштейнов всех мастей. Смерть привлекает режиссеров до сих пор. Сегодня в каких только ракурсах и красках кровавых её ни снимают. Именно из-за смерти снимают и военные фильмы. Вспомнить хотя бы Спасти рядового Райана с кишками наружу.
Режиссеры стараются показать смерть и в самых фантастических ипостасях. И самым популярным направлением в прошлом десятилетии были ходячие мертвецы... смерть на ножках к вам в гости заходит в авто, в дом, находит вас в поле, в лесу... где угодно.
В этом фильме, похоже, мы смотрим на зарождение сказаний про живых мертвецов, хотя мертвецов оживляли ещё и в библии. Есть в нашей ленте что-то от Хичкока. В начале есть привлекательная девушка на машине (блонди в лёгком пальтишке щеголяет перед нами ножками)... и за ней гонится какой-то безумный чувак, загоняет её в дом... или это даже чем-то Крик напоминает современный. Хотя в целом концепция нашей пьесы - чистые Ходячие мертвецы... точнее Ходячие мертвецы скоромыздили концепцию у прошлого. Кругом ворюги.
Ладно. Кино дешёвое, простое, незамысловатое. Но сама идея и воплощение всего и вся отчасти новаторские. Хотя к моменту выхода этого фильма ужастиков в США было уже выпущено предостаточно всякого рода, даже с НЛО.
Джордж настолько нащупал наши 'нестальные' нервижки, что в определенный момент ударит по ним, как по струнам. Завораживающая кровь история про кровожадных людей-зомби. Но зачем я пишу? У Ромеро если есть зомби, то они всегда будут зомби, насилие - насилием, страх - страхом. Все стопроцентно и несомненно нефальшиво. Это и ставит эту картину на первое место пьедестала. И она всегда будет иметь это место.
P.s. Допустим, после просмотра Вы находитесь одни дома и слышите, как по оконному стеклу раздается противный скрежет. Не бойтесь - это только воображение... А может стоит задуматься. Ромеро думал об этом.
'Ночь живых мертвецов' может служить отличным примером для начинающих кинематографистов по всему миру, и лишний раз доказывает: ничто не сможет остановить идею, время которой пришло. То как черно-белая лента категории 'Б' с мизерным бюджетом стала культовой классикой, уже обросло легендами. Фильм, затраты на который не составили и двухсот тысяч долларов, в одночасье обзавелся армией поклонников, а среди режиссеров возникла целая волна подражателей. Одних только ремейков было снято по меньшей мере три.
Говорят идея создания кино о мертвецах пришла Джорджу Ромеро, когда он по воле случая увидел искалеченных во Вьетнаме солдат, пострадавших от взрыва. Их лица были настолько обезображены, что они действительно походили на 'живых мертвецов'. Ромеро, снимавший до того только низкопробные короткометражки, и бывший по большому счету любителем, так загорелся идеей, что тут же занял денег и на собственные средства снял фильм, открывший миру целое направление в жанре ужасов. И хотя сам термин 'зомби' был введен в кинематограф много позже, пионером в этом направлении стала именно 'Ночь живых мертвецов'.
Последовавший после выхода фильма оглушительный успех принес Ромеро известность и солидные доходы, но... фактически лишил его творческого выбора. Дело в том, что все последующие работы режиссера не про зомби, зрители категорически не принимали, хотя среди них и попадались куда более высокохудожественные ленты, чем дебютная. В любом случае помаявшись немного по просторам жанрового разнообразия, Ромеро в итоге плюнул на все и сосредоточился исключительно на разного рода мертвечине.
Говорить же о самом фильме в общем-то не так интересно, как об истории его создания. Напугать он в наше время вряд ли кого-то сможет, да и малобюджетность порой видна невооруженным глазом. Редкая смена кадров и малое количество ракурсов говорит о том, что камер использовалось по минимуму. Актеры порой играют не совсем убедительно, да и грим на мертвецах далеко не такой изысканный, как будет в некоторых фильмах на данную тематику в будущем. Но как ни странно, все это вовсе не раздражает, а, пожалуй, даже напротив - добавляет происходящему на экране неповторимого колорита. А еще несомненный плюс классического варианта 'Ночи живых мертвецов' - это атмосфера давящего ужаса, которая к сожалению была утрачена во многих последующих фильмах про зомби, порой больше походящих на боевики и не вселяющих ничего кроме скуки.
Не сделав, по большому счету, ничего выдающегося, но «угадав» однажды с верным сочетанием символов, Джордж Ромеро вписал свое имя в историю кино.
Прощаться с заблуждениями интересно. Еще чуть больше года назад мои познания о жанре зомби-муви сводились к просмотру двух или трех трешевых ужастиков с примитивным сюжетом, как понятно теперь, полным стереотипов. Вся популярная зомби-культура и восторги некоторых знакомых об отдельных ее образчиках вызывали недоумение, переходящее во внутренний сарказм. По почти пастернаковской формуле – «не смотрел, но осуждаю».
А потом на глаза попалась тематическая подборка, с которой продолжаю знакомиться до сих пор. 10 лучших фильмов про зомби. Начиналась она, естественно, с Ромеро. И сразу стало ясно, что одним интересным для меня жанром в кинематографе прибавилось. Вопреки предубеждениям, оказалось, что фильмы не сводятся к тупому кривлянию третьесортных актеров. Пусть сюжеты достаточны типичны, но в каждом хорошем зомби-муви есть своя изюминка. К тому же они очень атмосферны. И у Джорджа Ромеро было много достойных последователей. Но сам мэтр кино про зомби всегда держал планку на уровне, хотя подчас не располагал возможностями Дэнни Бойла и Зака Снайдера. Любимыми эти фильмы не стали, и было бы странно, случись иначе. Но плеваться при мысли о грядущем просмотре чего-то на тему зомби уже не хочется.
Первый фильм Ромеро по своему уникален, но одновременно и достаточно типичен. Уникален, конечно, самой идеей зомби в том виде, в каком они появляются в «Ночи живых мертвецов». Примерно такими мы потом увидим их в сотнях других фильмов – удачных и глупых, новаторских и примитивных. Попав в точку, Ромеро навсегда стал прижизненным классиком. Хотя, по большому счету, ничего великого в кино не сделал. Ни один из зомби-шедевров, каким бы удачным не был в своем жанре, не прыгает выше головы в глобальном плане. Названия других его «ужастиков», несмотря на сопоставимые с «мертвяческой» серией рейтинги на КП, вряд ли кто-то вспомнит, не заглядывая в интернет. Получается, зомби прославили режиссера, но и пленили навсегда, не дав, может быть, раскрыться очевидному таланту в больших масштабах. Впрочем, вряд ли маэстро об этом жалеет.
В чем же тогда типичность этого фильма? Как многие «ужастики», он не сильно страшен в привычном понимании страха. Это больше социальный страх, в котором тревожнее от того, что находящиеся рядом люди могут причинить больше зла, чем пресловутые зомби. Как многие бюджетные картины, он не отличается хорошей актерской игрой. Сегодня его в таком виде однозначно отнесли бы к B-movie. Даже солирующий персонаж Дуэйна Джонса отмечен определенной топорностью. Что уж говорить о второстепенных героях. Как многие ретро-картины, он сегодня смотрится несколько монотонно. Так и ждешь, что сейчас действо станет насыщеннее, быстрее, но этого не происходит.
Вообще, недостатков у картины хватает. В сценарии, к сожалению, не нашлось места ни одной по-настоящему хорошей шутке. В позднейших лучших образцах жанра саспенс зачастую будет сочетаться с хорошим юмором. Но до этой стадии развития только что зародившемуся тогда, в 1968-м жанру пока далеко.
Однако есть у «Ночи живых мертвецов», помимо всей зомби-стилистики, фишка, которая сразу выводит фильм в разряд сильных режиссерских работ. Несмотря на указанные многочисленные недостатки. Если задуматься – для картины характерны многие признаки жанра «нуар», ко времени выхода «Ночи…» уже потерявшего былую актуальность. Черно-белая лента, где герои на протяжении большей части сюжета выясняют отношения в замкнутом ограниченном пространстве. Мрачная стилистика и достаточно неожиданный, типично нуаровский финал. Правда, без хэппи-энда.
Хорошо, кстати, что в нашем кино пока нет сколько-нибудь заметных попыток снять свое зомби-муви. Вряд ли бы получилось удачно. Пример режиссера «Ночи живых мертвецов» показывает, что надо не бояться экспериментировать и искать свою фишку. Найти же ее можно достаточно неожиданно там, где никто не ждал прорыва. Признание – штука хитрая, и настичь может тогда, когда этого совсем не ждешь. Думаю, Ромеро подтвердит…
Как известно, в кинематографе существуют два вида живых мертвецов. Первые, так ярко представленные в фильмографии Джорджа Ромеро, неспешно ковыляют к своей жертве. Вторые, как это было в «28 дней спустя», несутся к ней со всех ног. До сих пор остается открытым вопрос: какой же из видов нежити является для нас наиболее важным? Слишком уж много сторонников и у бегунов, и у тихоходов. Считается, что правильные ожившие покойники никуда не спешат, они наваливаются на тебя бесформенной биомассой, символизирующей необратимость судьбы. В защиту «спортсменов» стоит заметить, что в «Ночи живых мертвецов» неупокоенные ковыляли за сопротивляющимся обедом достаточно шустро и, если верить словам одного из главных героев, даже «бежали за машиной».
Впрочем, не смотря на некоторые отступления от сложившихся в дальнейшем канонов, «Ночь живых мертвецов» является эталонным фильмом о противостоянии человека и голодных возвращенцев с того света. Этот сценарий уже вписан в учебники по кинематографии. Начало – неспешное посещение вечернего кладбища, где все пропитано скорбью и мыслями о вечном покое. Финал – последний вздох, подразумевающий однозначную трактовку при первичном просмотре и отключенном рефлексе многовариантных смыслов. Где-то в промежутке завязка - стремительный забег наперегонки со своими страхами и кульминация - какофоническая ода агорафобии. Причинно-следственные связи объяснений происходящего рефреном несутся из телевизионных и радио коробок лучшими образцами худших выпусков «Сумеречной зоны». В своей абсурдной научной обоснованности они выглядят еще более сказочно, нежели нехитрые байки о злобных некромантах или шаманах Вуду, творящих мрачные ритуалы под покровом ночи. Нехитрые сюжетные ходы, упрощенная драматургия, простенькие декорации, черно-белая пленка. Все это - небольшой шажок за грань обыденного и огромный прыжок в новый жанр.
Основные роли, отыгрываемые персонажами ленты, уже давно превратились в штампы. Вот псевдо-главная героиня, обладающая повадками суицидальной канарейки на проезжей части, чья главная задача, рассеять зрительское внимание, отвлечь от главного протагониста. Вот молодая симпатичная пара, на чьих лицах кэролловским изюмом выложено «Съешь меня». Вот герой без прошлого, но с потенциальным будущим, образцовый борец за себя и других. Ну и конечно же, главный антагонист, ведомый страхом и отчаянием. Его борьба с героем - тот фильмообразующий стержень, на котором держится любая история о живых мертвецах, и «Ночь» в частности. Победителю в этой схватке (а победит тот, кого сценарист сочтет настоящим героем своего времени) достается священное право дожить до финальных титров. А значит стать судьей для погибших и, что самое страшное, для себя. Какую цену каждый из нас готов заплатить за то, чтобы вновь увидеть безнадежный рассвет?
Живые мертвецы в этой истории не более чем фон. Обезображенные, полусгнившие тела в старых тряпках, символизирующие собой буйство стихии. Замените их на ядерный взрыв, всемирный потоп, мировую чуму, и история почти не потеряет своих красок. Почти, потому что кроме олицетворения фатализма, на нежить возложена еще одна немаловажная функция. В какой-то степени социум восставших из могил символизирует счастливое общество. Они лишены всех чувств, кроме голода. Им чужды страсти. Они не болеют бездумной жалостью, которая убивает медленно и мучительно. Они никогда не выстрелят в спину, не подставят собрата под удар, не воспользуются им как приманкой или живым щитом. В этой чудовищной метафоре условно счастливой коммуны, они смотрятся намного человечнее своего обеда. Ведь люди так легко поддаются страху, и уже не могут контролировать свои поступки. Потому и становятся всего лишь кормом для высших существ. Впрочем, даже в этом состоянии им не чужды гамлетовские дилеммы. А потому вопрос что лучше, спрятаться и тихо ждать своей участи или с методичным упорством Молчуна из повести Стругацких втыкать скальпель в жернова биологического прогресса, постоянно витает в воздухе. Кости брошены, проверка на человечность запущена.
И вот когда выбор сделан, когда точки над «и» расставлены, финал взрывается безмолвным сухим вердиктом известного социопата в маске с чернильными пятнами. Правосудие настигает последнего героя. Леди удача с безразличным выражением лица сгребает последнюю мелочь и навсегда покидает трясущегося бедолагу. Рассвет пришел, но вам нечем больше платить по счетам. И не так уж важно кто вложит пулю в ствол: случайность, высшее провидение, совесть или осознание совершенных злодеяний. Вердикт вынесен и обжалованию не подлежит.
«Ночь живых мертвецов» - сложная страшилка, рассказанная перед сном. Проигрывая по всем параметрам современным лентам, творение Ромеро, тем не менее, берет безоговорочный психологический реванш. Прародительница жанра оказалась не бездумным ужастиком, но тонкой депрессивной драмой, разыгранной в диких декорациях. Драмой, где главным чудовищем все же оказался человек, а не полуистлевший труп.