Много раз слышал восторженные отзывы о картине и что она и ее отец Джордж Ромеро являются родоначальниками жанра, однако долго не мог себя заставить сесть за просмотр.
Казалось бы, что можно ожидать от черно-белого бюджетного хоррора конца 60х?
Как же я был не прав… Еще раз убедился, что классика на то и классика, то находится вне времени.
Да по всему видно, что экономили на всем. Да, сюжет присутствует чисто формально. Игра актеров на уровне школьной постановки. Мотивации или, прости господи, логики в действиях персонажей нет от слова совсем (справедливости ради последователи не сильно продвинулись в этих областях, разве что визуал подтянули).
Но, черт возьми, гении на то и гении, что могут из простых компонентов собрать шедевр!
Каким-то непостижимым образом в этом низкобюджетном супе присутствует магия кино! Через минут 10 просмотра забываешь, что на экране чёрно-белый бюджетный хоррор, снятый в тап-ляп декорациях, практически без грима и спецэффектов. Каким-то магическим образом картина засасывает в себя и реально хочется узнать, что будет дальше!
Тут думаю стоит сделать акцент – при просмотре древнего дешевого ч/б хоррора, что будет дальше! Как это работает не знаю, да и честно говоря не хочу знать, чтобы не портить удовольствие, но маэстро и все причастные – браво! Фильм совершенно заслуженно стал иконой жанра!
В 1968 году Джордж Ромеро снял фильм, впоследствии ставший классикой всего жанра. «Ночь живых мертвецов» стоил всего 114 тысяч долларов, но с учетом переиздания в 1990 году, принес более 16 миллионов. Примечательно, что картина изначально была черно-белой. Сегодня зритель едва ли сможет оценить ее по достоинству. Закормленный компьютерными спецэффектами стоимостью в десятки миллионов долларов, он уже не смотрит ни на игру актеров, ни на работу гримёров.
Считается, что «Ночь живых мертвецов» стал первым фильмов ужасов с научно-фантастической подоплекой. В будущем она породит множество клонов, а в 1985 году выйдет и первая пародия, полностью посвященная ему и «Рассвету мертвецов» Ромеро (1978) – «Возвращение живых мертвецов», в которой давалась прямая отсылка на фильм Ромеро. В 2006 году выходит первый ремейк картины «Ночь живых мертвецов 3D». В 2011 году ожидается новый ремейк «Ночь живых мертвецов: Начало». Помимо клонов и пародий существуют и фильмы, связанные с оригинальной картиной Ромеро только названием и общей идеей – «Ночь живых мертвецов: Хроники уцелевших» (2005), «Париж: ночь живых мертвецов» (2009).
«Ночи живых мертвецов» Ромеро предшествовало множество малобюджетных картин 50-х – начала 60-х годов прошлого века, антиутопий по сюжету схожих с творением Ромеро. Всего Джордж Ромеро снял четыре картины в рамках эпоса о зомби – термина, между прочим, ни разу не употреблявшегося в оригинальной картине. Последний фильм – «Земля мертвецов» - вышла в 2005 году. Примечательно, что первые четыре фильма Ромеро снимал в Питсбурге, а последнюю – в Канаде, чтобы хоть немного сэкономить. Последний фильм стоил в 180 раз больше картины 1968 года.
Сегодня «Ночь живых мертвецов» считается классикой жанра, и неким эталоном, к которому должны стремиться создатели зомби и прочей нежити. Тем не менее, картина имеет существенные огрехи. Например, когда первый зомби (будем для удобства называть оживших мертвецов именно так), которого встречает одна из героинь, убивает ее брата, она от него убегает, а он бежит за ней. Минут через сорок экранного времени власти сообщат, что зомби не могут бегать! И действительно – мы больше ни разу не увидим в кадре бегущих зомби. Тот же самый зомби, что убил брата Барбары по каким-то причинам не стал его есть, а сразу погнался за Барбарой. Почему? Большой любитель «клубнички»?
В целом, фильм представляет лишь исторический интерес. Отсутствие спецэффектов, киноляпы и глупые реплики киногероев сегодня отправили бы «Ночь живых мертвецов» в ряды третьесортных фильмов.
Думаю мало кто будет спорить с тем, что Джорджа Ромеро абсолютно заслуженно можно назвать одним из величайших хорор режиссеров в истории кинематографа. Не в последнюю очередь из-за того, что именно он заложил основы для зомби фильмов, отходить от которых не решаются уже несколько десятков лет. Тем самым, сделав ему имя полноценного отца зомби-хороров. Не говоря уже о феномене «Ночи живых мертвецов», в успех которого мало кто верил и который до сих пор удерживает лавры одного из величайших фильмов в истории кинематографа.
Барбра и её брат Джонни приезжают на кладбище, расположенное в уединённом загородном месте. Неожиданно на них нападают существа, напоминающие восставших из могил мертвецов. Барбра укрывается в расположенном неподалёку доме, где также находят убежище темнокожий парень Бен, супруги Гарри и Хелен Куперы с дочерью Карен, а также влюблённые Том и Джуди.
Определенно одной из главных сильных сторон данной ленты является именно сценарий. Выделяемой чертой всех фильмов Ромеро из «зомби серии» в отличии от работ других режиссеров на данную тему всегда было то, что главными героями его картин были люди, а не зомби. Вот и в данной ленте основной акцент повествования сделан нисколько не на противостоянии главных героев ожившим мертвецам, а исследованию их личностных черт, сражению каждого из героев со своими внутренними демонами и попытками примирится друг другу. Особенно тонко демонстрируя его на примере ярко выраженного исследования американского индивидуализма на примере главных героев, которые лишь кричат друг на друга и конфликтуют вместо того, чтобы объединится и попытаться выжить до рассвета. Также нельзя не отметить очень тонко выдержанную тему расизма, которые великолепно прописана вдоль всего повествования и выстреливает мощнейшим образом в финале данной ленты. Лишь усиливая впечатление тем, что фильм заканчивается далеко не на счастливой ноте. Не говоря уже о том, что в кое-то веке главным героем выступает чернокожий персонаж, а на момент выхода картин это вовсе было нонсенс.
Нельзя не отметить великолепную работу Джорджа Ромеро как режиссера. Безусловно будучи снятым в далеком 1968 году, фильм сильно устарел с технической точки зрения. Грим и практические эффекты выглядят бюджетно, а сами зомби вовсе не воспринимаются зомби в привычном понимании жанра. Скорее просто обезумевшими людьми, которые чувствуют боль, страх и так далее. Тем не менее, все эти «возрастные болячки» компенсируются мастерской с художественной точки зрения режиссурой Ромеро. В частности, великолепно выдержанной гнетущей и чуть ли не депрессивной атмосферой саспенса и напряжения с очень камерным форматом повествования.
Актеры также сыграли свои роли более, чем хорошо. Возможно нынче игра актеров кажется немного гиперэмоциональной. Однако с учетом «старой школы» мы наблюдаем полное погружение актеров в свои образы. Особенно хорош Дуэйн Джонс, который создал максимально живой и яркий образ на экране.
8 из 10
Ночь живых мертвецов – это бессмертная классика зомби-фильмов, которая заложила фундаментальные правила и основы жанра. Конечно же спустя столько лет технически фильм немного устарел. Тем не менее, мастерская режиссура, цельный и глубокий сценарий, а также отличные актерские работы делают свое дело и фильм все также смотрится с мурашками по телу и на одном дыхании.
Отец - прародитель фильмов про зомби. Ромеро и его лучшая работа, по моему мнению.
Далее, последовали довольно интересные продолжения, но именно этот фильм запоминается среди прочих. Черно - белая картина (это не шутка про расы), которая вызвала большой ажиотаж. Продолжать можно бесконечно. Что же ее отличает, от всего прочего? Сюжет? Герои? Попробуем разобраться.
Конечно же, самым главным фактором является оригинальность. Для 1968 года, это был прорыв фильмов ужасов. Картина была обречена на успешность. Снимать, что то подобное стали гораздо позже. Ромеро сотворил детище, для многих фильмов, книг и игр, которые мы знаем сейчас. Да, есть и более ранний фильм, Белый зомби 1932 года, но там все было немного по другому.
Сюжетная часть, стала основой для всех фильмов про зомби. Когда, главные герои, переживают нашествие мертвецов в доме, магазине, полицейском участке или где либо еще. Поиск припасов, оружия, медикаментов, простых потребностей для выживания. Все это теперь привычно наблюдать.
Если говорить об актерах, мне запомнился только Бен, главный герой. Единственный, кто понимает что нужно делать, который хочет вырваться из этого проклятого дома. Вот только шансов, остается маловато.
Том Савини, намного позже снимет ремейк 1990 года. По мне, фильм получился слабее, сюжет отличается от оригинала значительно, вплоть до концовки. В принципе это не плохо, своеобразный, свежий взгляд на оригинал. Но впечатления все равно не те.
Возвращаясь к Ромеро, хочется сказать спасибо ему, и хватит уже снимать. Все последующие картины, получились намного слабее. Тем не менее, ознакомиться стоит. Ведь с этого, все и начиналось. Ночь живых мертвецов, бессмертная классика, которая ни когда не устареет.
'Ночь живых мертвецов' уверенно можно считать одним из самых влиятельных фильмов ужасов. Благодаря нему, термин 'зомби' прочно вошёл в популярную культуру, причём именно таким, каким он и предстаёт в ленте - живой труп, живой мертвец. Изначально всё-таки, в основном в литературе и в магии вуду, этот термин описывался несколько иначе, но теперь об этом мало кто вспомнит. Джордж Ромеро поистине перевернул представление о живой мертвечине своим низкобюджетным хоррором, снятым с поддержкой никому нынче не известных кинокомпаний за сущие 114 тысяч долларов, изначально планировавшимся комедией с рабочим названием 'Киношка о монстрах'. Режиссёр вряд ли ожидал, что фильм в будущем станет культовым, попадёт в Национальный реестр фильмов США, отчего и не тратился на известных актёров, дорогие декорации и даже повздорил с Columbia Pictures, которые отказались от поддержки проекта из-за некоторых сцен. Сейчас можно считать, что зря студия-мэйджор оказала немилость Ромеро - фильм собрал 30 миллионов в прокате и получил богатое наследие.
Сейчас историей про наступивший зомби-апокалипсис, где твари с пустыми глазами медленно бродят по земле, никого не удивишь. В 1968 году же сюжет с такой завязкой был в новинку. Как и дальнейшее развитие, действия. Смотря 'Ночь живых мертвецов' в наше время, становится понятно, откуда пришли эти особенности жанра вроде забитых досками окон. Фильм, в общем-то, и построен на таких мелочах, он как бы одновременно и предстаёт пособием по защите от нежити, заимствованным сегодня практически повсеместно, наравне с повествованием. Собственно, весь фильм так и проходит: он является, скорее, учебником, нежели ужастиком. От него ожидаешь натурального страха, но он так и не наступает. История о живых мертвецах выдаёт томительное ожидание внутри найденного героями дома, приправленное однообразными событиями и неинтересными диалогами, некоторые из которых переписывались в процессе съёмок (больше всех в этом постарался исполнитель главной роли, Дуэйн Джонс). Иного мнения были зрители, увидевшие фильм в прокате. Роджер Эберт лично упрекал владельцев кинотеатров и родителей, допускавших детей на сеансы. Просто тогда ещё не выходила масса хорроров, пугающих настоящим садизмом и психологическими приёмами, то есть сравнивать было практически не с чем. К 1968 году в массовом сознании плотно осел лишь Хичкоковский 'Психо', но работа Ромеро больше походит на классические Юниверсальские сериалы про Франкенштейна или Мумию - картины, не отождествляемые с условной 'Техасской резнёй бензопилой' никак.
Зато у 'Ночи живых мертвецов' выделяется бесподобная атмосфера, так и передающая всё общее настроение потенциальной гибели человечества. Сама идея сделать кино в замкнутом интерьере тревожит предполагаемыми последствиями. Поведение СМИ радует их полной озадаченностью: репортёры вещают о неизвестных убийцах, предполагая различные теории их появления, максимально серьёзными голосами, так и накаляющими градус волнения. Возникший конфликт во время обороны между Беном и Гарри Купером добавляет доверия, как и поведение всех героев: они не выставляют себя крутыми ликвидаторами, они порой не справляются с реальными страхами, тем самым не конвертируя кино в боевик. И вертолёты с бойцами национальной гвардии, которые спасут всех в последний момент путём массового расстрела монстров, не берутся. И зомби - это смертельные и не сверхъестественные существа в данной вселенной. Чтобы их убить, достаточно нанести несовместимый с жизнью вред их здоровью, да и выглядят они аутентично образу - без каких-нибудь украшающих деталей, общей толпой блаженных существ. При объединении всех атмосферных достоинств получается логичный и не бредовый фильм ужасов. Но эти достоинства всё равно не порождают ужас в прямом смысле слова. Да, фильм жуток, но не больше. Впечатление он может доставить лишь умственное, но не эмоциональное.
Режиссёру попросту не хватило опыта, чтобы его фильм выдержал временное испытание. Для Ромеро он стал дебютным, а к вселенной живых мертвецов он не возвращался ещё десять лет, вплоть до выхода не менее культового 'Рассвета мертвецов'. Здесь не хватает откровенной жестокости, пресловутой психологии вроде скримеров. Но больше подвела режиссура. Фильм так и кишит недоработками или даже переработками. Диалоговую серость дополняют неправдоподобные, с балетной элегантностью поставленные схватки, где один не будет тебя рвать на куски, а другой забьёт трубой крайне медленно и этично. К тому же, и никаких убийств не демонстрируется, кроме как стрельбы по зомбированным, да и то в грудь, а не в голову, что гораздо эффективнее. Камера порой носится с феноменальной ненужностью, а монтаж - это невиданная профанация (достаточно упомянуть, что герой Карла Хардмана смотрел в разные стороны на двух подряд идущих кадрах). Факт в том, что Ромеро сам занимался множеством технических работ и явно не смог вытянуть каждую. Да и перескок с комедии на чистый хоррор на стадии производства тоже о многом говорит.
Сейчас 'Ночь живых мертвецов' выглядит пережитком прошлого, давно ушедшей классикой. Влияние фильма невозможно объять, настолько он оказался важным. Жанр, например, не без доли творения Ромеро получил массу слэшеров. Некоторые критики и вовсе замечали политическую подоплёку, обосновывая таким образом причастие к фильму чернокожего актёра (Дуэйн Джонс). Резонанс эти мнения безусловно получили. Интересно и то, что фильм стал хитом преимущественно в кинотеатрах под открытым небом - не попытка ли это избежать навязчивой клаустрофобической бытности героев? В любом случае, режиссёрский дебют Джорджа Ромеро получился сырым. Да, бюджет, нагрузка и отсутствие опыта не позволяли создать истинный шедевр кинематографии, но есть множество примеров более удачных дебютов или копеечных, но мастерски сделанных картин. Так что 'Ночь живых мертвецов' теперь выглядит поспешным фильмом, над которым ещё следовало тщательно поработать. Но иначе как поворотным этапом развития для целой индустрии его сложно назвать. Возможно, важнейшим этапом из всех.
Иногда интересно посмотреть какой нибудь действительно старый фильм и при этом найти в нём что то по настоящему свежее. Мне было невероятно интересно посмотреть оригинальную Ночь живых мертвецов ставшую предтечей не только фильмов о зомби, но и отчасти всего треш кинематографа. Конечно из-за технической реализации воспринимать ленту как фильм ужасов скорее всего не выйдет, но возраст ленты не помешает насладиться ей как произведением искусства.
Сюжет фильма осознанно примитивен и строится на подспудном страхе людей перед трупами. Сложно представить что то одновременно настолько знакомое и столь отталкивающее как мёртвое человеческое тело. И Джордж Ромеро мастерски играется с этим страхом заставляя своих персонажей одновременно бояться противников и испытывать настоящее омерзение по отношению к ним.
В фильме относительно мало насилия, особенно на фоне современных фильмов о зомби. Очень много времени уделяется нагнетанию страха и благодаря размеренному темпу повествования события приобретают небывалый эмоциональный вес. Благодаря умелой режиссуре начинаешь даже переживать за персонажей, несмотря на то что сыграны они в общем то не важно.
Конечно сейчас фильм вряд ли произведёт на зрителя такое сильное впечатление, как в момент выхода. Но проверку временем он однозначно выдержал.
Говоря об этом фильме, нельзя не упомянуть о том, что он был для того времени был шокирующим, и шокировал он прежде всего своей жестокостью. Да, сейчас сцены, подобные тем, что были в фильме, кажутся вполне безобидными. Однако, было это связано с «Ночью живых мертвецов» или же нет, спустя месяц после премьеры фильма была создана Система рейтингов Американской киноассоциации. Этот фильм стал первым и единственным фильмом ужасов, получившим рейтинг “R” (подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей).
Именно с «Ночи живых мертвецов» началась мода на зомби. Именно там в первый раз появились предельно натуралистичные и жестокие сцены поедания человеческой плоти, именно там зомби перестали быть рабами колдунов, а стали сами по себе... Но не только и не столько этим фильм очарователен: лейтмотивом в нём являются взаимоотношения героев картины, волей случая попавших в эту смертельную ловушку. И будь они сплочённее, кто знает, может, они бы выбрались оттуда... Но в конечном итоге оказывается, что каждый сам за себя. К слову, примерно похожая ситуация будет обрисована в фильме «Куб», но с другим финалом.
Кстати, о финале. Концовка, как и многое во всём фильме, весьма и весьма смела. У Джорджа Ромеро, режиссёра картины, была возможность продать фильм более крупной киностудии, но они поставили условие, что в этом случае будет изменена концовка, а также добавлена любовная история. Он сказал «Нет». Именно поэтому он является настоящим творцом. И именно поэтому мы любим «Ночь живых мертвецов»
Бывает так, что фильм, снятый, в буквальном смысле за пачку сухарей, «выстреливает» и оказывается культовым. «Ночь живых мертвецов» (1968) даже в этом случае стоит особняком – сняв его, тогда еще никому не известный режиссер Джордж Ромеро поднял целый пласт жанра ужасов и открыл новое его направление – zombie movies.
«Ночь живых мертвецов» наверняка разочарует современное поколение, потому что события в нем развиваются слишком неторопливо, и мертвецы здесь совсем не похожи на быстрых, расчетливых убийц, которыми их сейчас изображают. Но его высокий статус никто не отменял. Сейчас это скорее символ, перешедший в рязряд несомненной классики кинематографа. К тому же, тогда, в конце шестидесятых, лента смотрелась достаточно пугающе.
Итак, когда брат Джонни и сестра Барбара навещают могилу своего отца, на них нападает мужчина, который похож на зомби. Джонни убивают, а Барбара, убежав, прячется в покинутом домике на ферме.
Вскоре ферму окружают волочащие за собой ноги, ходячие мертвецы. К Барбаре присоединяется чернокожий парень Бен, и, как позже выясняется, прячущаяся в подвале семейная пара, дочь которых укусил зомби, и она находится в беспамятстве. По радио люди узнают, что появление ходячих мертвецов приняло масштаб катастрофы. Мертвецы восстали из-за радиоактивности вернувшегося с Венеры космического аппарата…
Далее мы будем видеть, как затворники отчаянно пытаются выжить в окруженном зомбяками доме. У попавших в отчаянное положение людей будут и ссоры, и слаженные действия, и повсюду будут наблюдаться классические моменты – масса зомби, движущаяся, как марионетки, и ломящаяся на баррикады, умершая, а затем воскресшая дочь, поедающая папочку, а также прочая вкуснятина.
Как говорил Ромеро, на создание фильма его вдохновил роман Ричарда Мэтисона «Я — легенда» (1954). Тем ни менее, «Ночь живых мертвецов» - вполне себе самостоятельное произведение, на эту книгу ну никаким образом не похожее. Ромеро задумывал снимать фильм в цвете, но бюджета не хватило, из-за чего он долго был чёрно-белым. И только в 2005 году фильм был полностью перенесён в цвет. Так что сейчас существуют два его варианта.
Из-за того же недостатка денежных средств, актёров подбирали из местных провинциальных театров и из числа любопытствующего местного населения, которым платили по символическому доллару и вручали футболки с надписью «Я был зомби в картине „Ночь живых мертвецов“». Для костюмов покойников использовались секонд-хэндовские поношенные вещи. Из грима наносили простые тени и воск.
Кстати, сначала Ромеро вообще находился в поиске, и первоначально создал сценарий в комедийном ключе, обозвав его «Киношка о монстрах». Сюжет рассказывал о дружбе инопланетян-подростков с населением Земли. Вторая версия сценария называлась «Ночь Анубиса» а третья «Ночь пожирателей плоти», под которой Ромеро и хотел запустить фильм в прокат. Но многие студии отказывались дистрибьютировать фильм, в том числе и гигант Columbia Pictures, ссылаясь на то, что фильм обладает рядом весьма жестоких сцен (современные любители мяса смеются, но в те времена фильмы не были такими жестокими, и даже Ромеро в качестве крови, которую можно видеть в фильме, использовал шоколадный сироп). Наконец, за это взялась компания Walter Reade Organization, но при условии, что фильм будет называться «Ночь живых мертвецов», вместо «Ночь пожирателей плоти». Также сначала она требовала покромсать ножницами кровавые сцены, но впоследствии отказалась от своих требований. Это произошло из-за того, что фильм стал настоящим хитом проката, и особенно - в кинотеатрах под открытым небом, весьма распространенных в Америке.
В настоящее время фильм находится в общественном достоянии, поскольку Ромеро являлся в то время независимым режиссером, и не оформил авторские права на фильм. Но его соавтор-сценарист Джон Руссо все же сумел для себя поиметь дополнительную выгоду, в 1974 году новеллизировав “Ночь живых мертвецов”. В интернете имеется, можете почитать.
Даже несмотря на то, что фильм довольно старый, еще черно-белый, и тягаться с современными компьютеризированными ужастиками ему уже тяжеловато, ‘Ночь живых мертвецов’ до сих пор не теряет своей ценности. Прежде всего, как фильм, ставший классическим, как фильм, по сути, ставший первопроходцем в жанре зомби-хорроров, его и надо воспринимать.
Конечно, сейчас происходящее на его экране не так соблазнительно для искушенного зрителя. И черно-белое изображение и некая театральность игры актеров (которая сразу бросается в глаза) может скорее отпугнуть. Но и захватывающих моментов он тоже не лишен. А как первообраз современных ужастиков, который ввел большинство черт присущих жанру (вроде преобладающего числа самих монстров, жаждущих плоти, запуганных людей, замкнутых пространств, я уже не говорю об внешнем облике ходячих мертвецов) ему вообще цены нет.
И хотя данное кино, может быть, вас и не впечатлит, но посмотреть, с чего же все начиналось, как минимум, интересно.
Это первый фильм, мною многоуважаемого Ромеро, на тематику - зомби, который по истечению времени возвеличился до статуса культового. Не буду лукавить, фильм на меня особого впечатления не произвёл, но было весьма любопытно понаблюдать за знакомыми приёмчики, которые в боле его современных работах мне очень полюбились и теперь каждая новая работа этого режиссёра для меня кинематографический праздник.
Всё как всегда - главные герои заперты в доме, вокруг которого бродят голодные зомби, напряжение нарастает с каждой попыткой мертвяков забраться внутрь поужинать, раскрываются характеры, проявляется, какое-никакое, актёрское мастерство, которое к сожалению не блещет и это мягко говоря, даже если учитывая временной каньон между мной и фильмом. Пускай актёрская игра не ахти местами, зато сценарий классически выверен до гениальной простоты, мне вообще импонируют фильмы, которые без всяких заковык, в виде не нужных диалогов, переходят сразу к экшену, а непосредственно сама завязка происходит по ходу пьесы и завязка, надо заметить, весьма любопытная. Немного удручает качество грима, который практически на некоторых зомби отсутствовал, но это можно простить, так как малобюджетность не порок. Единственный настоящий минус фильма, это то, что главные герои соображали и двигались, временами намного медленнее зомби, когда как ситуация предполагает драпать со всех ног, они замирали с глупым выражением лица, что даже порою я начинал путаться, где зомби, а где человек, естественно это шутливо-утрированно, но этот недостаток действительно сразу бросается в глаза и немного подпорчивает общее впечатление о фильме.
Конечно, есть недостатки мастерства, нехватка денежных средств, но всё же, рука набивается верно, как ни крути и тому пример будущие работы режиссёра. Фильм не буду рекомендовать к просмотру, просто те кому надо и так посмотрят, я имею в виду поклонников данного жанра и получат тоже удовольствие, что и я.