`Открой глаза` - откровенная, искренняя история, запакованная в тщательно завуалированную фантастическувю капсулу. Точно также, как когда-то поступили с одним из героев фильма, поступал и наш Андрей Арсеньевич Тарковский, в `Сталкере` Стругацких, `Солярисе` Лемма, углубляя фантастическую фабулу, отодвигая её на задний план. Этот же прием использовал и Алехандро Аменабар в своем футуристическом нуаре `Открой глаза` - осталась видна драматическая линия, переживания героев не взорваны сумасшествием гиперэффектов и переигрыванием актерского состава. Эдуардо Норьега действительно озарен душевной болью, Пенелопа Круз еще не отдалась Тому Крузу.
И не сможет отдаться. Ведь `Открой глаза` - её роль-вспышка, неторопливые ласковые поцелуи сверкают сполохами горячей чистой страсти, грудь поднимается в унисон взгляду полуоткрытых ресниц и дыханию не сомневающихся губ, пальцы строят минареты любви, в которых никогда не будет притворства...
Того притворства, растекающегося по длинным стерильным простыням великовозрастного `теленка`, так отчаянно желающего продлить себе жизнь ещё одной гениальной ролью. Чтобы ни делал Том Круз, как бы ни рвал американские жилы актерского таланта в римейке `Открой глаза` `Ванильном небе`, он не смог ни приблизиться к темпераменту Норьеги, ни дать почувствовать, что Пенелопа его действительно желает. Это ни в минус Крузу, он актер очень хороший и всегда старается, это Пенелопа сделала свое `грязное дело`, навсегда заточив свой влюбленный образ из фильма Аменабара в хромированную капсулу Голливуда, согласившись обменять первую любовь на прогулку с олигархом. Так часто бывает в жизни, но не должно быть в кино... Открой глаза, Пенелопа, а мы вместе с тобой на ночном показе в `Художественном`(Москва) в ночь фильмов Алехандро Аменабара. Человека, проповедующего искренность.
Европейский фильм «Открой глаза» никогда не стал бы так знаменит, если бы в США не прониклись его оригинальной идеей и не слепили бы слащавый римейк, завоевавший множество зрителей. И все же, «Открой глаза» фильм на порядок более сильный, где даже фантастическая идея отходит на второй план, а на первом стоит судьба путающегося между снами и реальностью любвеобильного наследника родительского состояния, вынужденного считаться со своими загадочными партнерами по бизнесу. Его хваленые отношения с девушками, традиционно не затягивающиеся дальше одной ночи стремительно перерастают в увлечение загадочной, раскованной и искренней девушкой Софией, которую он уводит у лучшего друга и влюбляется с первого свидания.
Шаг в сторону, небольшое искушение и Сезар навсегда лишается прославленной красоты, превращаясь в некое подобие героя романа Гюго с застывшей послеоперационной «ухмылкой» на изуродованном лице. Мрачный европейский реализм тут сочетается со знаменитой сказкой о красавице и чудовище, в которое обратился прекрасный принц. Цветущая жизнь обращается в темный сад с одним единственным цветком, Софией, которой он даже не может объяснить, что был готов остаться с ней еще до того, как все потерял. Сезар остается в гордом одиночестве, эгоцентризм проявляется во всем – он не полагается на людей, только на самого себя, отсюда все его беды и комплексы, выползающие наружу, как только он лишается «самого дорогого». И фильм прекрасно демонстрирует, что внешность – не главное. София умна, чтобы считаться с этим, а лучший друг верен и не выказывает неприязни и кошмар порождает не столько внешнее уродство, сколько его самоощущение.
В итоге мучаешься вопросом, а что под маской у Сезара, когда он отходит после психоза в тюрьме. Сохранилось ли уродство, или и оно было всего лишь сном. К тому моменту реальность сюжетного полотна становится настолько иллюзорной, мешающей сон и явь, что к каждой сцене зритель относится с подозрением. Полное восстановление лица тут один из самых сказочных моментов, в продолжение темы красавицы, любовью вернувшей чудовищу облик принца, к этому эпизоду временно даже подходит сказочное восприятие, где после испытаний все становится еще лучше, чем было, углы сглаживаются, но все оказывается не так просто. Без явных режиссерских подсказок, даже целых объяснений, разобраться в сюжете было бы тяжело, настроение мечется между романтической мелодрамой и мрачным психологическим триллером, где ответ даст добрый дяденька на крыше небоскреба.
Сам смысл понятия «открыть глаза» многогранен и даже в меньшей мере используется, как фраза, пробуждающая ото сна. Это выражение, требующее трезво оценить ситуацию, сделать выводы и принять решение. Природа выхода из сновидения точно соответствует этой последовательности и в большинстве случаев и когда человек осознает, что видит сон, он просыпается. Оценка Сезаром своего положения в глазах людей и приводит его к роковым последствиям, к упованию на мечты о счастливом научно-совершенном будущем, вместо попыток наладить настоящее. Отчаяние приводит его в лоно весьма сомнительных перспектив, и уже по одной недосказанности заключительных фраз на фоне черного экрана можно думать о двойственности: либо утопия, либо яркий крах.
И все же фантастичен фильм в большей мере, чем хотелось бы. Режиссер избрал очень доходчивый способ объяснения, однако не очень-то вдавался в научные рассуждения, сосредоточившись на психологическом моменте. Потому вопрос, каким образом замороженный труп видит сны останется без ответа на совести расплывчатых рамок «научной фантастики». Внимание этому вопросу намеренно сводится до минимума, как и того, что могло породить сбой системы. Реальность сопоставляется с мечтой, но и то и другое заканчивается примерно одним итогом, и о каждом можно сказать, что «это лишь формальность». Порождается любопытный вопрос, если Сезар так стремится к счастью в другом мире, найдет ли он его хоть где-нибудь. Жаль, что этому вопросу, как и теме о самосознании вымышленных людей уделили так мало времени.
Итог: психологическая мелодрама с ярким фантастическим допущением, сопоставляющая мечту и реальность, к тому же, при всей своей романтичности заканчивается очень не утешительным ответом, с какой бы стороны на него не поглядеть.
Я думаю, довольно ожидаемо и в общем-то нормально сравнивать 'Открой глаза' с 'Ванильным небом'. Я решила написать все же про этот фильм, а не про 'Ванильное небо', потому что мне он понравился.
Главный герой Сезар - типичный Нарцисс. Красивый, богатый и не слишком отягощенный моральными качествами. Ничего ему не стоит и девушку у лучшего друга отбить, и прежнюю подружку послать куда подальше без долгих объяснений, и грандиозную пьянку закатить по поводу собственного дня Рождения, куда несомненно придет куча знакомого и незнакомого народа. В общем, жизнь удалась.
Наверное, все бы хорошо, но 'Открой глаза' - фильм, на самом деле, довольно сложный. Мифический Нарцисс умер в одиночестве и полном отчаянии, потому что любил только себя, потому чго волновал его только лишь он сам. А с нашим героем судьба, а точнее последствия его собственных действий, его эгоизма и самолюбия, сыграли злую шутку.
Дальше начинается настоящая фантасмагория, совершенное отсутствие грани между реальностью и, как в последствии выясняется, не сумасшествием, а сном главного героя. Просто какая-то игра с его сознанием, бесконтрольная.
Очаровательна сцена, где героиня Пенелопы Крус подрабатывает мимом, в клетчатом балахоне, с лицом, густо намазанным белой краской, словно в маске. К ней подходит изуродованный Сезар, а на нем на самом деле такая же маска, как и на ней, его уродство, потому что в душе он так и остался красивым, и это новое ему никогда не принять.
Я не любитель мистики и фантастики, но этот фильм захватывает. Ну и все же от сравнения не удержусь: Эдуардо Норьега играет лучше Тома Круза, а Пенелопа Крус лучше самой себя. Актеры, играющие роли второго плана, мне тоже понравились больше.
В руках испанского режиссера Аменабара фильм получился авторским, необычным, в отличии от весьма коммерческого 'Ванильного неба'. Да и потом создать историю всегда более ценно, чем ее просто взять и повторить.
Сон и реальность. Где кончается одно и начинается другое? Почему сны такие, какими мы их видим, может все неспроста? А если открыть глаза, кончится ли сон и начнется реальность?
Непростые для понимания, загадочные вопросы, но важные. И ответы на них нелегко найти. Да и, наверное, для каждого человека они будут свои. Сам фильм тоже не дает ответы, а лишь демонстрирует то, как при определенных обстоятельствах сон и реальность так переплетаются между собой, что невозможно понять, где ты сейчас, и главное – зачем и почему.
Сезар — красивый парень и богатый наследник, однажды влюбившись, уводит девушку у своего друга. И словно в наказание судьба сыграла с ним злую шутку: его лицо стало безобразным. Но происходит странное: его прежняя жизнь не утрачена безвозвратно, иногда он по-прежнему красив и счастлив. Что это: мечты или реальность. И как понять жив ты или это только кажется.
Под такой закрученной, запутанной оболочкой скрывается фильм о нашей жизни. О взаимоотношениях людей, о поверхностном восприятии мира, когда людей оценивают лишь по внешнему виду, ну углубляясь в их внутренний мир. Когда за красивостью порой скрывается пустота. Когда потеряв ту самую красоту, люди сходят с ума, впадают в отчаяние, не понимая, что есть и другие более важные ценности. А главная из них – любовь…
Из актерских работ выделю, естественно, главную роль Эдуардо Норьеги. Непростая, драматичная и слегка с сумасшедшинкой, но он с ней справился очень хорошо. Из остальных можно выделить хорошо известную Пенелопу Крус, тоже справившуюся вполне достойно, и не особо известных, но неплохих актеров: Феле Мартинес и Найва Нимри.
Не совсем обычный фильм. Точнее не пустая подделка, пустышка в красивой обертке. А именно фильм, в котором есть и на что посмотреть, и что-то почувствовать, испытать эмоции при просмотре, и над чем–то задуматься. И сюжет довольно интересный, по своему закрученный, и актерские работы хороши. А еще фильм можно, а возможно даже и нужно пересматривать, ввиду некоторой запутанности он оставляет немало вопросов при первом просмотре. А при следующих просмотрах многое станет ясным и понятным, стоит лишь «открыть глаза».
Все сравнивают 'Ванильное небо' и 'Открой глаза'. Я не исключение. Хоть первым я и посмотрела 'Открой глаза', могу сказать что фильм нельзя назвать шедевром...
Во-первых, сам сюжет. Он прост, в нем нет той интриги, той изюминки, которая есть в фильме Кроу. Его я смотрела, чтобы узнать конец, 'Ванильное небо' - чтобы понять к чему был тот или иной эпизод.
Во-вторых, игра главных актеров... Эдуардо Норьега, по-моему, не передал тот образ мега магната, о которого мы отталкиваемся с самого начала фильма.
Далее Пенелопа Крус.Она играла в обоих фильмах, и если судить что лучше, надо просто посмотреть на ее игру...В 'Ванильном небе' она более яркая, эмоциональная, я бы сказала загадочная (вспомним появление ее на дне рождения). В 'Открой глаза' это тускнеет...
В-третьих, музыкальное сопровождение. На протяжении фильма я не раз ловила себя на мысли: 'какой клевый трек', 'как хорошо подобрана музыка именно под этот момент'. А вообще я очень редко обращаю внимание на музыку.
В-четвертых, бюджет. Что ни говори, но американцы обыграли фильм актерами, декорациями, эффектами и т.п. Поэтому картина стала намного красивее...да что и говорить, картину-то я начинала смотреть только из-за Тома Круза, это уже потом я не могла от нее оторваться и пересматривала раз за разом, чтобы найти ускользнувший от меня тот или иной момент.
Как бы не хорош был оригинал, в моей коллекции лежит фильм прекрасной режиссерской работы Кроу. 'Открой глаза' же я могу сказать спасибо за сценарий. В данном случае, ремейк лучше оригинала.
Да... После просмотра этого фильма осталось четкое впечатление, что Голливуд - помойная яма и любую идею для него загубить - раз плюнуть. Это я про 'Ванильное небо'. На мой взгляд фильм гораздо лучше исследует природу сна и иллюзий, нежели это было в относительно свежем проекте 'Наука сна'.
Главный герой - плейбой, мачо. Прожигает свою жизнь, меняя девушек, как перчатки. Однако после одного случая жизнь его превращается в один сплошной ад, все летит к черту. Картины вымышленного сна и реальности сменяют друг друга, не давая иногда опомниться ни главному герою, ни зрителю, наблюдающему за его практически экзистенциальными мучениями.
Если хотите, практически все происходящее на экране - это вольная интерпретация романа Филипа К. Дика 'Убик'. С его идеями сна и реальности, переплетающимися друг с другом настолько, что уже практически невозможно для себя отличить эти явления. Ну и конечно, идея послежизни. Криогенные установки также встречаются у фантаста. Только на мой взгляд, у Аменабара это объяснено гораздо проще, но с другой стороны снято все это так легко и изящно, что официальной экранизации уже и не надо.
Аменабар - отличный визуалист (за что его и приняли радушно в Америке), вроде бы исследуя футуристический мир, на самом деле заглядывает в темные закоулки человеческой души, куда порой и самим смотреть не всегда хочется. Даже название у этого кино выглядит весьма и весьма символично - 'Открой глаза'.
И в самом деле, стоит только зрителю открыть глаза, внимательно приглядеться и откроется то, что возможно ускользнуло от него при первом просмотре. И конечно, не дай вам бог, посмотреть голливудскую версию. Не то. Совсем не то.
Когда смотрел 'Ванильное небо ', я не знал, что это ремэйк, но к счастью совсем недавно наткнулся на оригинал. Посмотрел... понравился. Сравнивать эти два фильма очень тяжело. Том круз как то больше вроде подходит на роль Сезара (мега магната). И пара Том и Пенелопа смотрится очень хорошо, да и Кэмерон Диаз отлично сыграла. Но вот сюжетный ряд как то выложен слишком сумбурно, что нельзя сказать о фильме 'открой глаза '. Но может именно из-за такой динамики и сумбурности Ванильное небо немного превосходит. В ванильном небе конечно сьемки просто великолепные. Это конечно шедевр, и к нашему времени он больше подходит.
В общем думаю, что Ванильное небо опережает почки по каждому пункту на один шаг фильм 'Открой глаза '. Но всетаки в нем что то есть. Такое ощущение что это два совершенно разных фильма. Смотреть было интересно, несмотря на то, что сначала я смотрел ремейк. Да я обязательно оставлю его у себя в коллекции.
'Наверное, в следующей жизни, когда мы оба станем котами '
Я посмотрел 'Ванильное небо', где-то года два назад, конечно я знал, что это ремэйк, но посмотреть оригинал, так и не удосужился. И вот только сегодня наткнулся на этот фильм.
Сравнивать тяжело, всегда нравится фильм, который смотрел первым, неважно ремэйк это или исходник, всегда книга, кажется интересней поставленного по ней фильма. Я отнесся к этому фильму именно, как книге, и что бы не говорили, 'Ванильное небо' намного лучше. 'Ванильное небо' намного динамичней, эмоциональней.
По началу мне казалось, что этот фильм ничем не будет отличаться от фильма Кроу, что фильм 'Ванильное небо' стал переводом испанского шедевра, но это оказалось не так. 'Ванильное небо' - это совершенно другой фильм, просто снятый на тот же сценарий. В 'Ванильном небе' убраны некоторые подробности, что заставляет смотрящего думать над фильмом, да сюжет в 'Открой глаза' расставлен по полочкам, но разве это делает его интересней.
Что стало бы, например, с 'Криминальным чтивом', если бы там сюжет был более логично поставлен? Это был бы обычный гангстерский фильм Тарантино, а так это шедевр.
Здесь я уже по другому отношусь к героям, особенно к его другу, в 'Ванильном небе', он более добрый и преданный. Также появляется много новых героев, а именно 'семь карликов' друг его отца, а также сам отец, вернее рассказ о нем.
В 'Ванильном небе' добавленно множество деталей, разговоров, без которых 'Открой глаза' становится просто немым кино. Остается неизменным лишь одно, никто не знает какой все-таки выбор сделал главный герой: увидеть будущее, в котором он будет никем, без друзей, без знакомых и может даже без дома, или навечно погрузиться в сон и попытаться прожить жизнь заново.
'Ванильное небо ' смотрел несколько лет назад. Сравнить два произведения было интересно, но все же оставалось место для мысли о том, что просмотр будет скучен оттого, что сюжет уже известен. Ан нет, просидел не отрываясь от экрана. Вывод такой: оригинал однозначно лучше голливудского варианта.
Во-первых, здесь намного четче выстроено повествование, все не так сумбурно как в 'Ванильном небе '. Вся информация подается нужными порциями, чтобы постепенно раскрывать зрителю суть происходящего, но и держать в напряжении. Вобщем с сюжетной точки зрения все выстроено более грамотно.
Ну а во-вторых у нас не бездушное голливудское кино с бездушным Томом Крузом (ну не удалась ему эта роль так хорошо ка его испанскому визави), а отличный триллер талантливого испанского режиссера, кторый надеюсь и впредь будет радовать нас таким замечательным кино.
Прекрасный фильм, прекрасная идея, 'Открой глаза' трактует гениальность. Потом уже понимаешь с годами, что все части Матрицы лишь превосходная компановка, того, что уже было.
Это фильм как основа, и потом мы получаем 'Ванильное небо', на самомм деле, более логичное и гармоничное...
Сопоставляя два фильма, понимаешь, как много нового и прекрасного добавил Кэмерон Кроу (режиссёр и сценарист Ванильного неба), каких актёров собрал.
Но комментарий я пишу именно здесь, потому что именно 'Открой глаза' так трепетны и только они могут претендовать на гениальность. А копии талантливого всегда остаются лишь только копиями.