Первое полноценное продолжение получил “Франкенштейн” спустя 4х лет после своего кинодебюта. Сюжетно сиквел начинается с развязки первой части - со сцены у мельницы. Монстр выживает после пожара местных жителей, а дальнейшая судьба его создателя Генри уже не кажется такой многообещающей.
Перед просмотром я боялся, что “Невеста Франкенштейна” окажется вторичным фильмом на фоне своего предшественника, но в итоге я был удивлен, что он ничуть не хуже картины 1931 года. Он более мрачный, готический даже, а Монстр предстает еще меньшим злодеем на фоне более корыстных и безумных ученых.
История про создание нового чудовища, на этот раз женского пола, приводит к интересным последствиям и здорово закольцовывает с прологом фильма, где обыгрывается сцена с автором оригинального романа Мэри Шелли. Необычная вставка, смысл которой будет понятен далеко не сразу.
Особенно мне понравилось путешествие Монстра и попытки его обрести какой-то… покой даже, свое место в этом мире. Эпизод со слепым так и вовсе трогает до глубины души, чего я не ожидал от такого фильма.
Пока что это одно из наиболее сильных произведений из просмотренных. Советую всем к просмотру в обязательном порядке.
Да, не правда ли странный этот парень, Генри Франкенштейн? Сколько лет он шел к тому, чтобы создать человека, сколько ему пришлось потрудиться, чтобы прийти к заветной цели - и что в итоге? Мда. Не получилось вот у дяди Генри быть ответственным за того, кого он создал. Собственно, его никто и не просил брать на себя роль самого Бога. Ах, Франкенштейн, горе от ума, что называется! Амбиции, амбиции... А был ли в них смысл?
Трупы трупами, пришитые кусочки - кусочками и т.д. и т.п. - это одно. Тут Вы на брависсимо сработали. Но создавая человека, Вы, сэр Генри, создавали не банальную плоть с мозгами и бьющимся мотором-сердцем, Вы ещё и Личность создавали! Да, я понимаю, это не входило в Ваши планы, но всё-таки как это было жестоко с Вашей стороны отказаться от Творения из-за страха к нему же. Нет, конечно, Вы ожидали узреть чудо из чудес, а не столь омерзительную физиономию да ещё и с наклонностями маньяка-убийцы. Но кто Вам, Генри, помешал взяться за банальное перевоспитание подопечного? Мозг-то Вы ему пришили! Вы же такой великолепный учёный! Что Вам стоило бы объяснить этому юродивому несколько простых истин? Извините, но здесь покруче Вас оказался некий слепой старик, у которого получилось достучаться до сердца этого Монстра и раскрыть в нём нормальные человеческие чувства - через простое общение и игру на скрипке.
Ах, Генри, Генри.. И кончилась эта история трагично - Ваше Творение погибло по собственному желанию. Хотя Вы и сами-то были не против этого. Вывод: меньше мозгами думать, побольше чувствовать сердцем, чтобы не стать таким однобоким.
Теперь о самом фильме: по-моему, он получился превосходным! Для 30-х годов это сверхработа, в которую вложено всё, что нужно: и визуальные эффекты, и подходящие актёры, и главное - душа. И режиссерская задумка, чтобы Мэри Шелли и Невесту сыграла одна и та же актриса - также весьма интересный ход.
Отличное кино, отлично передает смысл творения Шелли (хоть в чём-то и отлично от произведения).
После феноменального успеха первого фильма о Франкенштейне и его монстре прошло 4 года, но его популярность была ещё очень велика. Зрители поддержали Виктора Франкенштейна всемогущим долларом. Чудовище Франкенштейна стало одним из самых знаковых в мировом кинематографе, поэтому не удивительно, что в 1935 году на экраны вышло продолжение «Невеста Франкенштейна» название которого обещало дать общественности ещё одного сшитого из кусков тел монстра.
Пролог от лица Мери Шэлли и её компаньонов, мужа Перси Шелли и лорда Байрона, отсылает в воспоминаниях, разумеется, к первой части, где учтиво приближал о высоком цензорном рейтинге Карл Лэммле-младший. Это с первых же минут роднит оригинал и сиквел, но и настораживает, закладывает малоприятную мысль, что в «Невесте Франкенштейна» будет слишком много эксплуатации оригинальных идей, сцен и персонажей. Это действительно так: пролог, финальная сцена, оживление невесты в замке и многое-многое другое. Слишком много, даже для сиквела.
Несмотря на это, самые главные вопросы и положительные моменты «Франкенштейна» не только сохранились, но и получили логическое развитие. Людские желания и чаяния ведь никогда не менялись и не изменятся. Виктор Франкенштейн хоть и отказался от желания стать творцом жизни и приравняться к создателю, но сделал это по большей части из-за страха перед полученным результатом. В то же время на арене появляется не менее безумный доктор Преториус, грезящий оживлением человеческой плоти. Два ученых только на первый взгляд выглядят различными, на самом-то деле они являются зеркальными отражениями друг друга. Их методы хоть и разные, но цель и содержание совпадают. Так мини-люди – одна из самых запоминающихся и красочных сцен, в которой на первый план выходит отрицание общечеловеческим моралей, неприятие любых границ. На самом же деле, Франкенштейн видит в образе доктора Преториуса самого себя в прошлом и осознает, чем все это может закончиться. Но в силу обстоятельств не может отказаться от предложения создать новое чудовище и берется за эту грязную работу.
- За новый мир богов и монстров!
Сам монстр Франкенштейна не просто выжил, он выбрался из остатков горящей мельницы и, подгоняемый людской злобой и неприятием, пытался просто найти то место, где его оставят в покое, не будут преследовать. Необходимости в переработке этого персонажа не было, и в «Невесте Франкенштейна» чудовище продолжило свой кошмарный путь, усеянный смертями случайных жителей американской глубинки. Зрителю же предлагается наблюдать за дальнейшим развитием создания Франкенштейна, его внутренним содержанием и взаимодействием с окружающим миром. За внешней омертвевшей оболочкой, за повадками серийного убийцы, двигаемого животными инстинктами, содержится не такой уж и отвратительный монстр, чуткий, но не сдержанный. Это наблюдается в самой трогательной и душевной сцене со слепцом, который в силу этого дефекта не замечает зарницы между чудовищем и человеком. Карлофф ловко манипулирует зрительскими симпатиями на экране и представляет монстра-убийцу как доброго друга, не чурающегося вина или музыки. По сути своей, Борис создает этакий образ мученика, гонимого преследователями из-за своих особенностей. Союз слепого человека и ожившего трупа их взаимопонимание, отношения и дружба становятся разительным контрастом с поведением толпы, которая только и стремится, чтобы привязать создание к кресту и побить камнями. И когда эта дружба распадается, по причине извне, наступает крах только обретенного спокойствия и террор вновь накрывает город.
Титульная невеста, как оказывается, на фоне её жениха оказывается незначительной фигурой и запоминается исключительно своей прической. К тому же, в те несколько минут, которые ёй отведены в хронометраже, выпадают на самый финал картины, где события динамичны и затмевают её появление. Но все равно заметно, что в ее образе гораздо больше от трупа, от зомби, чем в уже очеловеченном персонаже чудовища Франкенштейна. И все эти возвращенные к жизни создания, словно как инородное тело на этой земле, возвращаются в прах в горящей башне, словно бы отдавая дань природе и извиняясь за эту ошибку.
Для начала ‘30-х гг прокатный успех «Франкенштейна» был ошеломительным, поэтому не удивительно, что у продюсеров зачесались руки. Продолжение не заставило себя долго ждать, и уже четыре года спустя в свет вышла «Невеста Франкенштейна». Сиквел не только продолжает сюжет оригинальной картины с момента «разъединения» (правда, слегка натянуто, но на это можно закрыть глаза), он рассказывает нам совершенно новую историю про монстра, которого породил Франкенштейн.
Во-первых, интересно, что в сиквеле монстру уделено не в пример больше внимания, нам даже пытаются немного раскрыть его личность, что с определённого угла выглядит странно, но, тем не менее, в отдельные моменты жуткое отродье становится искренне жалко – особенно тяжело смотреть на слёзы отвергнутого создания.
Во-вторых, интересно, как создатели вообще преподносят этот фильм зрителю. Дескать, сама Мэри Шелли, автор романа, рассказывает нам продолжение истории. Необычно и неожиданно. Правда, концовка получилась отчего-то в очередной раз расплывчатая (читайте: трактовать можно по-разному), но что уж поделать – раньше так кино снималось.
Сравнивать «Невесту Франкенштейна» с первым фильмом франшизы – нет смысла. Это всё такое же глубокое, пусть и в этот раз более «натянутое» в плане сюжета, кино, которое с лёгкой руки поднимает высокие темы, вроде как раскрывает тайны мироздания и в тоже время сурово высмеивает наше стремление к пониманию механизма жизни.
Вердикт. Тот же самый фильм, только теперь он в большей степени посвящён творению Франкенштейна, а не ему самому.
'Невеста Франкенштейна' оказалась менее удачным фильмом, чем оригинал. Хоть и не совсем провалом...
Фильм начинается равно изобретательным и нелепым прологом, где Байрон и супруги Шелли обсуждают роман Мэри, причем бестрепетно выдают сюжет фильма 1931 года за книжный. Мэри Шелли обещает рассказать, чем же закончилась история после пожара на мельнице... (стоит отметить, что в фильме действие разворачивается явно в начале XX века, и позже злодеи даже разорят могилу с датой '1899', но кого волнуют эти мелочи) Монстр не погиб в огне - провалившись под пол мельницы в воду, он выбрался и, ещё раз напугав местных крестьян и многих ненароком переубивав, спасся в лесу. Там он наткнулся на домик слепого отшельника, очаровавшего его игрой на скрипке. Наивный монстр становится другом одинокому скрипачу, который кормит его, выхаживает и учит говорить. Тем временем болеющего после падения и нервных потрясений Франкештейна навещает доктор Преториус, его коллега по неортодоксальным исследованиям и комплексу Бога. Преториусу необходима помощь достигшего большего успеха Генрри. Тот отказывается, не желая больше иметь ничего общего с такими богохульными занятиями, но Преториус, то запугивая, то дразня его научное любопытство, вырывает у Франкештейна нерешительное согласие... Тем временем монстра находят, и он снова бежит (теперь - познав ценность понятия 'друг') и скрывается на кладбище. Там как раз собирает материал для совместного проекта доктор Преториус, и он с радостью предлагает стать монстру новым другом...
Джеймс Уэйл явно не растерял режиссёрских навыков, проявленных им во 'Франкенштейне', но сиквел весьма страдает он недостатка цельности. Допускаю, что за это в большей степени несут ответственность продюсеры, плоховато понимавшие, что нельзя угодить всем... Тринадцать лет спустя прославленная серия завершится таким специфическим финалом как 'Эббот и Костелло встречают Франкенштейна', и сама возможность этого финала заложена именно в 'Невесте Франкенштейна'. В первой своей половине фильм преимущественно гротесковая комедия (и я не уверен, что очень смешная). Комическая старуха, которая отлично смотрелась бы в одной сцене, появляется в каждой, бургомистр повторяет всё одну и ту же шутку, а уж сцена с экспериментами Преториуса... Очевидно, целью было поразить зрителя искусством монтажа, и оно поражает, - но эта вопиюще неуместная сцена убивает атмосферу фильма полностью, и только к финалу та кое-как восстаёт из пепла. В фильме нашлось место даже столь популярной в фильмах тридцатых пропаганде курения!.. При том, что финальные сцены, создание Невесты, лучшие монологи Преториуса исполнены той же мрачной эстетики и пост-романтического пафоса, что и первая часть, в целом 'Невеста Франкенштейна', прямо как герой киносерии, явно сшита из кусков и потому не может быть вполне привлекательной.
Несомненная (и огромная!) удача фильма - образ Преториуса, великолепного безумца и имморалиста, чего-то среднего между учёным и магом. Работа Эрнеста Тесинджера над образом и самая его внешность производят сильнейшее впечатление. Стоит отметить, что образ Франкештейна в массовой культуре в дальнейшем находится в большей степени под влиянием Тессинджера, чем Колина Клайва, исполнившего, собственно, эту роль. Кстати, Франкештейн в этом фильме выглядит трусливым и безответственным невротиком, причем довольно недалёким, и не вызывает никакого сочувствия, но это уж скорее зависит от сценария... Страшно не понравилась мне Валери Хобсон, новая исполнительница роли Элизабет, переигрывающая просто безбожно (к счастью, на экране она появляется редко). Карлофф всё ещё прекрасен, и обретение монстром речи, вопреки опасениям актёра, ему не помешало.
В целом 'Невеста Франкенштейна' - фильм со множеством интересных сцен, прекрасным антагонистом и, как все хорроры Universal тех лет, неоценимо важный для развития жанра. Но получить в полной мере удовольствие от просмотра я не смог.
Необходимость по расширению вселенной была неизбежна. Но что сделать авторам, после слабого принятия «Человека-невидимки», нежели «Дракулы» или «Франкенштейна»? Правильно! Дать больше ужасающего безумия учёному Генри (Виктору) Франкенштейну, поднять философские вопросы чудовища и поиск родной души. Повесть Мэри Шелли не имеет продолжения, поэтому режиссёр Джеймс Уэйл весьма умело вводит писательницу в ход сюжета, чтобы она сама рассказала о том, что было после пожара (дабы также не нарушить авторские права писательницы).
Сюжет мрачно берёт начало с финала оригинала. Обеспокоенные граждане, разруха от огня, обломки здания, безумные всхлипывания. Для более ужасающего эффекта картина добавляет смерть невинных людей. Но сама постановка и приближение к невесте ещё даже не веют со стороны. Осознание содеянного у Генри Франкенштейна перемешивается с начальными планами, с верой в светлое будущее, которое мы уже знаем. События до создания монстра вызывают новые чувства у доктора. В целом, этот аспект своих действий вполне в духе того, что сотворил герой.
Для развития сюжета и раскрытия монстра сюжет вводит нового безумного учёного, в то время как скитания где-то в лесах чудовища выглядят всё скучнее и скучнее. Новый безумный учёный – Доктор Преториус – это такой повторный ход, который превосходит Генри в самых невероятных планах на сотворение жизни. Манипуляция, увлечение и желание не только достичь результата Франкенштейна, но и переплюнуть его, показать, что против природы восстали на «ученик» и его «учитель», а коллеги и напарники.
Мания величия, демонстрация максимально странных существ в банках, только для того, чтобы показать рвение к оживлению в глазах Преториуса. Пока сюжет сводит двух учёных на одной стезе, картина развивает монстра. Постоянные крики, испуг и ужасающий страх преследует всех людей, повстречавших на своём пути чудовище, но как быть ему. Встреча со слепым музыкантом, который показывает, что такое дружба, какого это быть в компании близкого человека. Безупречный ход режиссёра, особенно тогда, когда картина начинает монотонно отталкивать от себя – познание верности и нужды в другом живом существе.
Отсюда и прямая дорога к смыслу всего фильма. Неурядицы и шантаж позволяют найти невесту одинокому монстру, чтобы опасно продемонстрировать союз двух учёных и разрешить моральные, душевные проблемы чудовища. Лента вводит больше жизненных вопросов, демонстрирует проблемы одиночества и страх перед теми, кто приходит от тебя в ужас. Эффектная невеста хоть и почтила нас своим присутствием в кульминации, но она также показывает своё отношение к чудовищу, чем завершает повествование на драматической ноте.
Как фильм именно про ужасающих монстров «Невеста Франкенштейна» вышла слабоватой, но что касается судьбы одинокого существа, то тут победа по всем фронтам. Страшная и глубокая история, корни которой проросли от безумия ученых. В рамках вселенной монстров этот четвёртый фильм уже пошёл на расширение, только не вперёд, а в бок, добавив становлению Франкенштейна ветку генеалогического древа.
События второго фильма о Франкенштейне развиваются сразу же после сожжения мельницы. Толпа, устроившая пожар, были уверены в смерти монстра, поэтому все покинули мельницу, под которой, как оказалось, есть подвал, залитый водой, где Франкенштейну и удается спастись. Монстр вновь отправляется в бега, пока не встречает безумного ученого, пообещавшего ему сделать подружку.
Минусы этой ленты исключительно в сюжете, вернее в его поворотах. Франкенштейна научили разговаривать, пить и курить. То есть перед нами предстает курящий алкоголик, говорящий «Пить – это хорошо!» и «Курить – это хорошо!». Мной это воспринимается как пропаганда к курению, а не для какой-то смысловой нагрузки. В остальном же, мы видим все тот же атмосферный «чернушный» фильм про монстров.
Не могу не отметить, роль одного из персонажа этого фильма, а именно женщина, которая сует свой нос во все дела, да еще так язвительно все комментирующая. Это очень хорошо. Фильм моментально стал обрастаться черным юмором, которого так не хватало в первой части. Эта женщина мне напомнила Осла из мультика «Шрек», в общем-то, у нее аналогичная была роль.
Невольно перефразируя свою рецензию на ранний эпизод сего режиссёра о появлении чудища, созданного Франкенштейном, предположу, что и ныне во время выкрика героя Колина Клайва «Она жива!» - уже все будущие женские монстры пробудились на этом свете, ожидая в дальнейшем своё законное существование.
Это замечательное кино по сюжету выстраивается следом за родоначальником, двигаясь там, где зритель прервал свой взор. Однако я бы разделил фильм на два сегмента по своей сути разных друг от друга. Пролог вообще несерьёзен, он демонстрирует известную троицу реальных людей искусства (лорд Байрон, Перси Биши Шелли и Мэри Уолстонкрафт Шелли) и их беседу на тему пока ещё неопубликованной книги о Монстре, где писательница начинает рассказывать, что же произошло после пожара на мельнице. Далее зритель наблюдает её историю в виде кино, причём до середины со множественными комедийными вставками, будь то забавные персонажи или полноценные сцены юмора с уменьшенными человечками учёного. А вот с середины начинается всецело интригующее и даже драматичное! Монстр Франкенштейна ныне обретёт глубину, отсеки своей души и интересные поступки; он научится говорить, а главное – мыслить! Борис Карлофф в шкуре своего неоднозначного героя изобразит гамму чувств. Финал с ним, его прощальная мудрая и твёрдая обдуманная категоричная фраза о том, кто поистине жив, а кто нет, с ползущей слезой на бледной щеке – становится незабываемым ответом на проблематику всей истории, удачно выданной из уст Монстра.
Ещё возвращаясь к юмору, он получился курьезным и с горчинкой драмы; до чего забавно наблюдать, что только стоило Монстру Франкенштейна «выйти в народ», так его сразу же научили… пить и курить! Да, ещё провели тождество меж понятием одобрительного слова «хорошо» и двух действий с курением сигар и питьём вина. А он оказался учеником способным, вкусившим две названные прелести, потребовав и третью – женщину. Драматизм нахлёстывает тут же, не давая зрителю опомниться и расслабиться, переходя к очевидной невозможности Монстра к полноценной жизни при столкновении его с обществом. Сия режиссёрская находка будет пронизывать весь фильм, приводя к неутешительному ответу, терзая наивные зрительские переживания (чудище, в самом деле, очеловеченное вышло) в демонстрациях разрушенных заветных мечтаний. Выходит в итоге за проблематику кино можно только похвалить; оно наполненное смыслом сполна за счёт дикого снаружи, но ранимого внутри персонажа отличного актёра Бориса Карлоффа.
Касаясь иных актёров в съёмочной группе киноленты, то многие остались из первой части, но неких заменили. Особенно бросается в глаза невеста Генри Франкенштейна, отчего-то не просто в перемене человека, но и цвета волос: из блондинки в брюнетку. Декорации возросли над собой, визуальный ряд прекрасен, дотошность в деталях великолепна при взгляде на лабораторию учёных. Операторские старания на мастеровитом уровне, они достойны и нынешних дней, если сослаться на резкие клиповые нарезки для усиления тяжести переживаний во время эксперимента в апогеи финала с оживлением Невесты Франкенштейна, чьей образ, кстати сказать, удался на славу в своей хищнической колкой женской красоте.
Подводя итог, замечу, что данная кинокартина целое продуманное зрелищное полотно, от начала и до окончания вызывающее полноценный интерес за счёт вывернутого наружу эпицентра своей драматичной проблематики, не только о том – можно ли человеку быть Богом, а скорее – на что он (человек, возомнивший себя божеством) обрекает своё детище, кое способно выдать лишь плачевный грустный ответ.
Следовательно, этот фильм не просто прелестная классика, но и достойный смысловой подтекст всем гордым в амбициях учёным, копающимся в загадке о Жизни сухими бездушными инструментами.
Однажды, сидя в огромном роскошном зале, лорд Байрон восхищается написанным Мэри романом о чудовище Франкенштейне, и после многочисленных похвал она соглашается продолжить историю о чудовище, которому чудом удалось спастись в разрушенной мельнице и сбежать из маленького городка. Тем временем, старый доктор Преториус наведывается к Генри Франкенштейну, и просит того помочь в воссоздании нового человека, который в итоге должен стать подругой для ненавистного всеми существа...
Удивительный случай, когда продолжение превосходит оригинал по многим параметрам. 'Невеста...' не сколько классический фильм ужасов, сколько глубокая и драматичная история об одиночестве и грани между жизнь и смертью. Если в первой части авторы делали акцент на самом докторе, то тут фильм на 90 процентов посвящён самому чудовищу, раскрывая его образ в несколько ином ключе. И этот подход был очень правильным.
Чудовище, которое против собственной воли обрекли на бесцельное существование на земле, и в силу своего уродства и беспринципной ненависти со стороны жителей городка вынужден постоянно прятаться неожиданно для себя находит слепого старика - единственного человека, который относился к чудищу, как человеку, называя его другом, ухаживая за ним и обучая его небольшим премудростям жизни (сцена с 'Курить - это хорошо!' - может вызвать улыбку). Но слепец он и в Африке слепец, однако он сумел раскрыть в чудище его человеческую сторону, напомнив ему о самом важной моральной потребности - потребности в дружбе. И ведомый целью найти себе любовь, чудище отправляется к своему создателю. Но, к сожалению, авторы жестоким образом обрывают мечты персонажа, вернув его в жестокую реальность.
Сцена с оживлением подруги - самая лучшая и одна из самых цитируемых сцен в истории кино. Эта сцена не сколько богата интересом, сколько жестоким образом возвращает зрителя в жестокую реальность, где мёртвые не могут любить - они всего лишь мёртвые. До этого момента, мы словно находились в чудесном мире - мире, где любовь и дружба способны преодолеть многие преграды, но увы - реальность жестока, и среди смерти нет места ни любви, ни дружбы. В этом вся драма, в этом весь смысл.
Имея при себе грамотно построенный сценарий, выше описанные строки и небольшой хронометраж, кино обрывается на жёсткой и драматичной ноте. Мёртвые должны быть мертвы, живые - быть живые. И существо, которое только только почувствовало себя живым вынуждено было понять всё. Это очень грустно. Это великолепно.
9-е февраля 1931-го года стало знаковым для развития кинокомпании 'Universal Studios' (позднее - 'Universal Pictures'), которая и по сей день считается старейшей из крупнейших голливудской студией. Дело в том, что именно в этот день прошла премьера фильма ужасов 'Дракула', основанного на одноимённом классическом произведении Брэма Стокера. И в нём будущий жанровый актёр Бела Лугоши создал канонический образ аристократического графа-вампира, ставшего образцово-показательным для всех будущих воплощений Дракулы. Успех этого фильма и восторженный зрительский приём привели к тому, что на 'Universal Studios' сосредоточились на создании фильмов ужасов. Этот конвейер получил название 'Монстры Universal', а саму студию стали шутливо прозвали 'Домом ужасов'. И по разным данным в классическую серию фильмов ужасов студии Universal в период с 1931-го по 1956-ой года входит более тридцати кинокартин с различными вариациями жанра ужасов. И вторым фильмом после 'Дракулы' стала экранизация другого классического произведения - 'Франкенштейн, или Современный Прометей' Мэри Шелли - вышедший в том же 1931-ом году.
За постановку 'Франкенштейна' отвечал Джеймс Уэйл, который впоследствии будет признан одним из классиков жанра, многое сделав для его формирования. А ещё 'Франкенштейн' подарил миру новый канонический образ - благодаря уникальной работе гримёра Джека Пирса появился монстр в исполнении Бориса Карлоффа. Сам же фильм по полученным данным собрал кассу в 12 миллионов долларов при бюджете в 291 тысячу. Это стало ещё одним импульсом для продолжения линейки 'Монстры Universal'. Сам же Джеймс Уэйл в промежутках между драмами и детективами снял ещё два фильма ужасов: 'Старый страшный дом' (1932) и 'Человек-невидимка' (1933), который также вошёл в 'Монстров Universal'. А в 1935-ом году Джеймс Уэйл вернулся к 'Франкенштейну', сняв его прямой сиквел 'Невеста Франкенштейна'. Картина была хорошо приняла, заработала 2 миллиона в прокате и получила номинацию на 'Оскар' за лучший звук. В дальнейшем в 'Монстров Universal' вошли ещё пять фильмов, связанных с центральным персонажем, но Джеймс Уэйл уже не принимал участия в их создании, а зрительские оценки заметно снижались от фильма к фильму.
Как и в случае с 'Франкештейном' в его сиквеле сюжет оригинального первоисточника от Мэри Шелли был значительно переработан (в обоих случаях над сценариями работал Джон Л. Болдерстон), но мотивы для тех, кто был знаком с романом, были известны. И всё же если в произведении Мэри Шелли учёный, создавший монстра, не решается создать ещё и ему женщину, то в фильме Джеймса Уэйла одним из лейтмотивов становится как раз желание монстра заполучить себе невесту и Генри Франкенштейн (его играет Колин Клайв) под давлением 'злого гения' доктора Преториуса (Эрнест Тесиджер) всё-таки создаёт женщину. Всё это приводит к печальным последствиям и, как уже понятно, эта сюжетная линия - абсолютный оригинальный замысел авторов экранизации, не имеющий ничего общего с романом. Если же взять за разбор техническую сторону 'Невесты Франкенштейна', то по сравнению с предшественником в этом фильме уже нет такого скопления новаторских подходов к постановке. Естественно, что и внешний вид монстра Франкенштейна практически не приобрёл каких-либо изменений.
И вот это тонко прочувствовал Джеймс Уэйл. В какой-то мере основной крен режиссёр сделал на драматургию происходящего. Дело в том, что по книге Мэри Шелли монстр постепенно приобретает черты бездушного (в прямом смысле слова) и безжалостного убийцы, в чём, собственно, во многом виноват его создатель. В фильме же уже с 'Франкенштейна' зритель подсознательно начинает ощущать сочувствие к персонажу, который оказался объектом охоты людей, воспылавших к нему запредельной ненавистью. В 'Невесте Франкенштейна' Джеймс Уэйл и сценаристы пошли ещё на один шаг к 'очеловечиванию' монстра, когда он начал говорить. Борис Карлофф был против этого решения, но Уэйл всё-таки убедил актёра. Появление и доктора Преториуса в сильном исполнении Эрнеста Тесиджера как бы противопоставляется монстру, где можно выстроить аллюзию, что монстр оказывается больше человеком, а сам человек наоборот - больше монстр. Это подчёркивается заключительным отрезком фильма, где есть не только впечатляющий на момент создания картины экшн, но ещё и глубокая драматургия, которая ещё больше раскрывает нам монстра по видению Джеймса Уэйла.
В общем, у классика фильма ужасов получился ещё и знаковый фильм ужасов с элементами драмы ('Невеста Франкенштейна' была внесена в Национальный реестр фильмов). Борис Карлофф, конечно, шикарен в своём образе, а то, что ему начали придавать и человеческие черты наложило свой особый отпечаток на развитие персонажа. Прекрасно свою роль отыграла и Эльза Ланчестер, которая воплотила сразу два персонажа в фильме, - Мэри Шелли и саму Невесту. А её мимические и артикуляционные способности оставили неизгладимое впечатление и это надолго остаётся в памяти. Хорош, как говорилось, и Эрнест Тесиджер в образе 'злого гения', который как бы продолжил линейку персонажей подобного типа после 'Человека-невидимки'. Но всё же в сравнении с 'Франкенштейном' сиквел немного уступает в визуальном плане, поэтому и оценка следующая: